Лазаревская суббота в году. Рацион на день лазаревой субботы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Соблюдение постов в православном христианстве – достаточно важная традиция. Особенно большое значение имеет для верующих Великий пост, предваряющий светлый праздник Пасхи. Суббота шестой недели (седмицы) этого периода именуется Лазаревой субботой. Чему посвящен данный праздник, и какие события подвигли Церковь установить его в качестве важной религиозной даты в православном календаре, узнаете из настоящего материала.


Лазарь как библейская фигура

Святой Лазарь был праведником, жившим во времена Иисуса. Он являлся родным братом двух благочестивых христианок: Марии и Марфы. Спаситель часто посещал эту семью, с которой у Сына Божьего установились теплые отношения. Поэтому Лазарь считал Иисуса своим другом – так и называл.

Однажды праведник заболел. Молва о недуге Лазаря быстро разлетелась по округе. Когда она дошла до Иисуса Христа, тот молвил: “Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Тем не менее, за четыре дня до прибытия Спасителя в Вифанию молодой мужчина скончался. Узнав сие, Иисус прослезился. Он плакал о том, что Лазарь должен был умереть из-за мира, погрязшего во грехе. Далее Христос отправился к погребальной пещере, куда положили тело праведника, и велел «отнять» камень от входа. Когда это было сделано, Иисус произнес, обращаясь к умершему: “Лазарь! Иди вон”. И тотчас из пещеры вышел воскресший праведник.

Весть о чуде стремительно облетела всю Иудею. На следующий день по въезде Иисуса в Иерусалим его встретило множество людей, превозносивших Спасителя, будто тот являлся царем. Под ноги Христа толпа стелила собственные одежды и ветви пальм, которые у нас в России впоследствии заменили вербами.



К сожалению, именно воскрешение Лазаря послужило причиной ненависти к Иисусу первосвященников. Последние возжелали погибели Христа, приняв соответствующее решение. Что касается праведного Лазаря, то молодой человек после чудесного воскрешения прожил на Земле еще 30 лет. Все эти годы он посвятил служению Богу, будучи епископом и проповедником на Кипре, в городе Китионе. В богословской литературе можно встретить такое выражение, как «Лазарь Четверодневный», являющееся напоминанием о фактической смерти праведника, не ставшей гибелью окончательной.

Обретение святых мощей любимого друга Иисуса Христа случилось в 1972 году, в уже упомянутом выше городе Китионе, ныне Ларнака. Останки праведника лежали в мраморном ковчеге. На последнем значилась надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Ранее, в IX веке мощи праведника были перенесены по велению византийского императора Льва Мудрого в Константинополь. Там они находились в храме во имя Праведного Лазаря. Но сегодня тысячи паломников-христиан со всего мира едут именно в Ларнаку - поклониться мощам друга Иисуса Христа.

Богослужения в этот день

Лазарева суббота – это суббота перед большим религиозным праздником для верующих христиан: Вербным воскресеньем. Посему и служба в храмах в этот день достаточно торжественна. Она очень схожа по содержанию с воскресной утреней. То есть вначале в рамках этой субботней службы стихословят Непорочны, затем поют воскресные тропари («Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим»). После идет седален, песнопение «Воскресение Христово видевше», Псалом 50, канон. Завершается утреня пением Великого стихословия. Кроме того, в Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста, в рамках которой поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Особенности поста в Вербную субботу

Ограничения в пище Лазарева суббота предусматривает не слишком строгие. Разрешается вкушать растительное масло, вино и даже рыбную икру. В прошлые времена русские женщины варили в этот день так называемую брагу, еще готовили кашу, пекли блины из гречневой муки и рыбные пироги. Однако перечисленные яства в семьях на Руси съедали в Вербное воскресенье, следующее за Лазаревой субботой, а не сразу же. Кстати, послабление в виде разрешения употребления в пищу рыбы и вина с маслом имело и имеет место быть в указанный праздник, да и вообще в Великий пост по причине Входа Господня в Иерусалим.

Русские обычаи, обряды, традиции


В этом разделе самым актуальным и любопытным вопросом является, конечно же, следующий: почему именно верба стала символом Вербного воскресенья на Руси?» Ветки этого удивительного дерева ломали по традиции накануне светлого праздника, то есть в Лазареву субботу. Этим занимались как крестьяне в деревнях, так и горожане. Логично предположить, что верба (ива) заменила собой пальму по двум причинам. Во-первых, на Руси и в других славянских странах нет и не было пальм. А во-вторых, именно верба является одним из тех деревьев, которые первыми расцветают весной. Таким образом, веточки, усыпанные нежными «пушистиками», символизируют пробуждение природы от долгого зимнего сна, иначе – воскресение живого от временной гибели. Впервые об этой традиции упомянуто было в Изборнике Святослава начала XI века. Данная книга занимает третью позицию в списке древнерусских рукописных томов после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса».


Кроме официальной «вербной» традиции, одобренной церковью, существовали неофициальные обычаи, распространенные в народе и носившие характер, можно сказать, магический. Так, в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье, а именно в полночь сельские девушки и молодые люди обходили дома в своих деревнях с обрядовыми песнями, присловье в которых звучало так: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!». Существовал и другой обычай «битья вербой». В его рамках молодежь заходила в первый попавшийся дом с веточками вербы в руках и легонько, шутя била спящих, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровыми», «Верба хлест, бей до слез!».


Лазарева суббота у прочих народов

Не только наши предки отмечали Лазареву субботу всевозможными обрядами. Народы других стран в этом тоже от них не отставали.

Сербы по примеру русов ломали ветки вербы с тем, чтобы освятить их в воскресенье в храме. Однако предварительно они привязывали к символам праздника маленькие колокольчики.

Греки по сей день следуют древней традиции, заключающейся в производимой в Лазареву субботу выпечке «лазарчиков» (по-гречески «лазаракиа»). Под милым, необычным названием скрывается антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Но самой интересной традицией Лазаревой субботы следует считать «лазарование», придуманное болгарами. Суть ее в следующем: накануне Вербного воскресенья девочки в возрасте 7-10-ти лет исполняют весенний девичий обряд, то есть ходят по домам группами по трое и поют лазарские песни. При этом одна из малышек изображает «невесту», в связи с чем лицо ребенка закрывает короткая белая фата, в крайнем случае – платок. За свое пение девочки (их называют «лазарки») получают в каждом доме угощение: мелкую монету и сырые яйца. Подобный обычай практиковали и гагаузы.

Почитание Церковью воскрешения Лазаря таит в себе глубокий религиозный и философский смысл. Его суть в том, что Богу все подвластно – и жизнь, и смерть. А еще Лазарева суббота напоминает нам о необходимости надеяться на воскресение всех верующих во Христа. В 2019 году праздник Лазареву субботу мы будем отмечать 20 апреля.

Лазарева суббота. История праздника

Святой праведный Лазарь являлся жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен ». На это Исус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер ». Христос пошел в Вифанию. Марфа первая встретила Исуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе ». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и родственники, и пала она к ногам Исуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Видя их скорбь, Христос прослезился и спросил, где положили Лазаря. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Исус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон! ». Умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано белым платом. Многие из иудеев, удостоившись видеть сие чудо, уверовали во Исуса Христа, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53).

После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов ». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX - начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.

Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви - православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.

Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой »: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево ». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной ,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1

Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7

И $же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский , на утрени - прп. Феофан Песнописец .

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка - атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря . В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.


Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» - петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.

Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений - это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования - девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго» ; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек ().

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, - и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. Там же

О торжестве читателям рассказал Владыка Павел

В эту субботу, 8 апреля, Церковь вспоминает чудесное воскрешение Лазаря Господом нашим Иисусом Христом.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Лазарева суббота: история праздника

"Воскрешение Лазаря". Караваджо

Во время земной жизни Господь часто заходил в дом Лазаря, любил беседовать с ним и его сестрами Марией (та, которая помазала ноги Господа миром и отерла волосами своими) и Марфой, а Лазаря называл Своим другом.

Лазарь был еврей и сын Симона-фарисея, родом из Вифании. Когда Лазарь заболел, сестры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Иисус сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, через нее прославится Сын Божий. Сказав это, Он еще два дня пробыл в том месте, где находился. Затем, обратившись к ученикам, сказал, что необходимо идти в Иудею, потому как "Лазарь, наш друг, уснул", и Он идет разбудить его.

Ученики же, не понимая, о чем Он говорит, ответили, что если уснул, то выздоровеет. Они не понимали, что Иисус говорил о смерти Лазаря.

Придя к дому Лазаря, Иисус находит, что Лазарь умер и уже четыре дня во гробе. И многие из иудеев пришли утешить сестер в их горе. Марфа, выйдя навстречу Иисусу, сказала, что если бы Господь был здесь, то не умер бы ее брат, но знает: что бы не попросил Христос у Бога - даст ему Бог. На слова Господа, что ее брат воскреснет, она ответила, что да, воскреснет вместе со всеми в последний день.

Вышедшая к Иисусу Мария упала в слезах к ногам Его со словами, что если Господь был здесь, то не умер бы брат ее. Видя плачущих сестер и пришедших с нею плачущих иудеев, Иисус прослезился и, испытывая внутреннюю скорбь, подошел к гробу и велел отвалить камень от гроба.

Возведя очи к небу Иисус сказал: "Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня!" После чего Христос сказал громким голосом: "Лазарь, иди вон!" И вышел умерший, обвитый пеленами с гроба.

Заговор против Христа

Многие из пришедших, кто видел это чудо, уверовали в Христа. Но были и такие, которые, увидев происходившее, пошли и рассказали фарисеям, которые пришли в ярость. Собрав совет, первосвященники и фарисеи рассуждали, что этот человек много чудес творит и, если все оставить, как есть, все уверуют в Него. И тогда Каиафа, который был в том году первосвященником, сказал весьма пророческую фразу: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

Говоря это по вдохновению свыше, он сам того не осознавая заключил в эту фразу весьма глубокий смысл, что Иисус умрет за народ, чтобы потом собрать всех чад Божиих воедино.

С этого дня и было принято решение убить Его.

Иисус на время ушел вместе с учениками в город Ефраим вблизи пустыни и там оставался.

По приближении иудейской Пасхи многие шли в Иерусалим, задаваясь вопросом, а придет ли Иисус? А первосвященники уже отдали приказание, чтобы кто увидит Его, объявить им об этом, чтобы взять Его.

Как жил Лазарь после воскрешения

Лазарь после своего воскресения жил 30 лет, уехал на Кипр и хранил строгое воздержание. Позднее там же Апостолами он был поставлен епископом. Пресвятая Богородица подарила ему собственноручно сделанный омофор.

Умер он на Кипре и в IX веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.

Воскрешение Лазаря: толкование

Воскрешение Лазаря. Жувене Жан

Как Бог Он возвестил ученикам о смерти Лазаря тогда, когда еще никто не сказал об этом. По приходе к дому Лазаря его сестры и некоторые из иудеев всенародно называют Его Сыном Божиим. И после краткой молитвы к Отцу Небесному, Иисус одним словом воскрешает четверодневного мертвого Лазаря.

Как человек, придя в Вифанию и увидев плачущих сестер и всех, кто с ними был скорбящих, заплакал Сам.

"Мы знаем, что согласно Писания, Иисус трижды плакал за период Своей земной жизни. Когда Христос плакал об умершем Лазаре, Он плакал о том ужасе, что человек согрешив, привел смерть и теперь светлый человек умирает, потом что грех пришел в мир. Чудо воскресения из мертвых Христос во время Своей земной жизни сотворил трижды. Он воскресил сына наинской вдовы, двенадцатилетнюю дочь Иаира и Лазаря, бывшего четыре дня во гробе. Чудо воскрешения показано нам Господом для того, чтобы мы видели и уверовали, что со смертью жизнь человека не заканчивается, он не погружается в вечную тьму, а есть надежда на общее воскресение всех в День Страшного Суда. Люди часто задаются вопросом, почему нечестивые люди, лжецы, угнетатели и другие - благоденствуют? Почему Бог попускает? И как получается, что люди праведной жизни испытывают нужды и притеснения? И где правда? Правда у Бога в воскресении мертвых! И будет Страшный Суд! И все, кто подвергался неправедным нападкам, страдавшие, гонимые, получат райскую радость. А те, кто не соблюдал Закон Христов, уйдут в огонь вечный, где плач и скрежет зубов", - подчеркнул митрополит Павел.

В Апостольских чтениях в эту субботу, Церковь нам говорит об установлении вечного царства благодати, которое началось с воскрешения Лазаря.

Пост в Лазареву субботу

В этот день на трапезе разрешается рыбная икра.

Новости

В это время идёт нестрогий пост, который снимает традиционные ограничения с христиан. Однако это совсем не значит, что теперь можно есть мясо – пост не окончен. Если вы не знаете, когда будет Лазарева суббота в 2018 году, что можно есть, вот информация. В 2018 году она будет 31 марта, перед вербным воскресеньем – 1 апреля. А вот что можно есть в этот день.

Немного истории праздника

Лазарева суббота называется так потому, что именно в этот день Иисус смог воскресить Лазаря, умершего 4 дня назад. Это чудо считается одним из самых сильных из тех, которые сотворил Христос, но христиане дают ему несколько иной смысл. Таким образом, Христос показывает вероятность вечного бессмертия и жизни. Поэтому в память о воскрешении Лазаря пост в это время ослабляется. Однако стоит учитывать, что эти правила написаны по монастырскому уставу, который накладывает ещё более жёсткие рамки поста на монахов, чем не обычных людей.

Согласно монастырскому уставу, в этот день можно есть растительное масло, выпить немного вина и отмечать праздник вместе с близкими людьми. Так же стоит есть икру рыбы, креветки и морепродукты, а на вербное воскресенье – рыбу. Тем, кто соблюдает нестрогий пост, можно есть молоко, сливочное масло и всё, что нужно. Больным людям и беременным женщинам пост не стоит вообще соблюдать. Нужно есть всё, что хочется, организм сам лучше знает свои потребности и желания.

Поэтому христианам стоит соблюдать вкушение пищи только по благословению своего духовника. Но это только в том случае, если состояние вашего здоровья никак не влияет на ваш пищевой режим. Помните, что падать в кому от диабета, чтобы не нарушить пост – уже грех нанесения вреда своему организму. Пост не стоит соблюдать и беременной женщине. А в Вербное воскресенье и Лазареву субботу и вовсе можно устроить себе маленький праздник, чтобы есть те продукты, которые вам по душе.

Каким должен быть праздник

Здоровым и крепким людям, которые делают себе небольшое ослабление поста, можно сделать себе и другим небольшой праздник. Большой пиршество даже если есть средства, священники делать не советуют, так как пост продолжается. Поэтому веселье должно быть скромным, но приятным, душевным. Вот что можно собрать на столе для этого праздника.

Основная еда

Приготовить можно много вкусных и полезных блюд. Это могут быть и дранники, картофельные, ореховые и капустные котлеты, голубцы и различные овощные блюда, к примеру, . К ним можно подавать овощи, приготовленные на гриле или просто обжаренные на сковородке, несколько салатов и сладкие блюда. Некоторые вкусные салаты можно приготовить на скорую руку. Вот несколько вкусных и полезных рецептов.

Питательный салат с крабовыми палочками, отварным рисом и кукурузой

Чтобы его дома сделать, вам понадобится:

— банка консервированной кукурузы;

— болгарский сладкий перец;

— 500 грамм отварного риса;

— укроп;

— растительное масло;

— сок апельсина и лимона;

— 200 грамм крабовых палочек;

— листья салата;

— петрушка.

Перец нужно мелко нарезать квадратиками, смешать с кукурузой. Зелень и крабовые палочки порубить, посыпать чёрным полотым перцем и перемешать основательно. Заправить растительным маслом с небольшим количеством лимонного и апельсинового сока.

Рис промыть и отварить. Затем взять ёмкость для придания формы суфле и выставить её по тарелкам. Выложить слоями рис и салат, украсить зеленью. Потом подавать на стол на плоских тарелочках. Можно дополнить блюдо сырным соусом или сырно-чесночным.

Ароматным отварной кальмар с мидиями, соком грейпфрута и базиликом

Интересное и очень необычное блюдо, которое понравится каждому. Да и готовить его очень легко и быстро. Для того, чтобы его сделать, вам нужно взять:

— тушку кальмара или коктейль из морепродуктов;

— 200 грамм базилика;

— такое же количество укропа, желательно с семенами;

— соль;

— оливковое масло;

— 1 грейпфрут;

— 1 апельсин.

Кальмара нужно ополоснуть кипятком, снять кожуру, убрать хорду и немного отварить в кипящей воде с укропом, солью и базиликом. Он должен впитать этот аромат и стать нежным. Только сильно не переваривайте его, так как кальмар может получиться резиновым. В идеале у вас должна получиться приятная тушка с насыщенным ароматом трав.

Кальмар или морепродукты нужно разложить в пиалы порционно, посыпать зеленью и немного приправить оливковым маслом, смешанным с соком грейпфрута и апельсина. Масло можно вообще не добавлять. Сверху можно положить ложку каймака и немного красной икры. Салат получается очень вкусным и нежным. Его можно подавать вместе со свежими огурцами, фруктами, сыром, как лёгкую закуску. Он понравится любителям морепродуктов и тем, кто хочет добавить как можно больше йода в свой рацион во время поста. Многие дополняют этот салат вкусными огурчиками, маринованными корнишонами, зёрнами граната, виноградом, крабовыми палочками, морской капустой. В любом случае получается вкусная и очень полезная основа для любого постного блюда.

На стол лучше всего подать квас домашнего приготовления, напитки на основе молочной сыворотки, виноградный сок и некрепкое вино. Пиво, водку и крепкие напитки пить в этот день не стоит, так как они могут навредить человеку. Для домашнего стола можно подавать к основным блюдам кагор, белое вино, некрепкие напитки, соки и компоты, на десерт – чай.

В качестве десерта можно использовать шоколад, фруктовое мороженое, однако сторонники здорового питания не советуют употреблять его, так как оно может содержать пальмовое масло. Можно приготовить фруктовый салат, который понравится детям и взрослым.

Виноградное ассорти с зелёными листьями

Для того чтобы его сделать, возьмите:

— 2 сорта винограда (белый и тёмный);

— 2 банана;

— стебель сельдерея;

— сладкий апельсин;

— натуральный или кокосовый йогурт для заправки.

Виноград режут на половинки и удаляют косточки. Или, если ягоды мелкие, то его можно положить целыми в салат. Бананы, апельсин и сельдерей режут кубиками и смешивают вместе с виноградом и йогуртом. Затем выкладывают на листья салата. При желании их можно посыпать сахарной пудрой или кокосовой стружкой и подавать на стол.

Это блюдо можно есть, как вкусный десерт вместе с чаем.




Лазарева суббота 2017 – это праздник перед Вербным воскресением, в день которого отмечается воскрешение Лазаря Иисусом Христом. 8 апреля православные люди отмечают этот день в 2017 году.

Много веков тому назад, во время жизни на земле Иисуса Христа, он воскресил из мертвых своего друга Лазаря, не смотря на то, что тот уже был погребен, как 4 дня. Иисус знал, что Лазарь очень болен и, что смерть его была не минуема, однако не приходил в его дом, пока тот не скончался. И только спустя эти 4 дня, он пришел к пещере, где погребли Лазаря, войдя в него один, из нее они вышли вдвоем. Многие тогда, увидевшие сие чудо, стали верить в чудотворные свершения Иисуса, кроме фарисеев. Они же испугались такого воскрешения и силы Христа и задумались убить Лазаря. И только чтобы остаться в живых, он вынужден был покинуть Иерусалим и уехать на Кипр, где началась его вторая жизнь.
Иисуса тоже фарисеи пожелали убить, дабы возмутились и решили, что он обладает некой колдовской силой. Как видно из исторических описаний, они просто его боялись и не понятно по каким причинам не хотели верить в чудо, сотворенное в пещере, где лежал мертвый Лазарь. Но все остальные, кто потом видел его живым, стал возносить Господня выше царей.




Теперь спустя время в церквях Лазарева суббота в 2017 году, как и в прошлые годы, будет отмечаться проникновенным, торжественным и значимым богослужением, затем согласно обычаям, православные идут ломать ветви вербы для завтрашнего праздника – Вербного воскресения. Освещать вербу лучше стоит на вечерней службе, чтобы завтра рано утром уже провести соответствующие обряды.

Продолжается Великий пост в 2017 году, Лазарева суббота – праздник, в который разрешено есть блюда из икры, правда нельзя употреблять в пищу другие продукты животного происхождения и рыбу в том числе.

Лазарева суббота, традиции




Сохранилась по сей день очень интересная традиция, связанная с девочками-подростками (лазарками). Обычай этот носит название «лазари» и осуществляется именно этими девушками. Втроем они ходят по домам и распевают лазарские песни. Вы в свою очередь обязаны одарить любой монетой и сырым яйцом. Когда все дома они обошли, девочки делят все подарки поровну и расходятся по домам, так как никаких пиршеств нельзя в такой день делать.




Подводя итог, можно сказать, что в такой день нельзя устраивать застольные праздники, нельзя развлекаться и играть в какие-то азартные игры, нельзя ругаться, кричать, нельзя танцевать и петь, кроме лазаревских песен. Лучше этот день посвятить своей семье, посадке семян различных культур и сеянию семян гороха, тогда урожай вы получите большой.

Зная теперь историю, традиции и обряды, а также какого числа Лазарева суббота в 2017 году и

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»