Экономическое и политическое развитие ссср. Социально-экономическое и политическое развитие ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Внутриполитическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Л.И. Брежнев.

ЛЕКЦИЯ № 18. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию воз­главил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хру­щеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территори­альные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархо­зы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обяза­тельной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее инте­ресы. Важные государственные посты были заняты выдвижен­цами Брежнева.

В результате по государственным вопро­сам решения не принимались годами. Наметилось старение кад­ров: к началу 80-х годов большинству руководителей партии и государства было более 70 лет; они утратили способность реаги­ровать на меняющуюся ситуацию в стране и на международной арене. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. Главным критерием их соответ­ствия занимаемой должности являлась личная верность Гене­ральному секретарю. Государственный аппарат разъедала кор­рупция, хищение казенных средств, протекционизм.

В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публика­ции на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кино­фильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв ста­линских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.

Формируется культ личности Брежнева, достигший верши­ны во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный ха­рактер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.

В экономической сфере брежневский курс первоначально ха­рактеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспече­нием населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР от­ставал от стран Запада.



В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление кон­троля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.

Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пи­щевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность кол­хозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельс­кое хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каж­дым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную програм­му, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышлен­ная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.

В области промышленности в 1965 г. началась реформа, во­шедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показа­теля работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их перево­дом на хозрасчет. Часть заработанных средств после вып­латы установленных платежей в бюджет предприятия мог­ли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной при­были шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производ­ства, фонд строительства жилья, объектов культурно-быто­вого назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, эко­номии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономи­ческим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее бла­гополучной за всю советскую историю.

Но результаты проведенных реформ оказались ограничен­ными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему администра­тивного управления. Хозяйственная номенклатура не была за­интересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно про­должалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.

В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, ав­тозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Си­бирь, где были открыты их колос­сальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие эконо­мические показатели: темпы прироста производства националь­ного дохода, производительности труда. Возникает явление стаг­нации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения дости­жений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе про­исходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед не­обходимостью развития постиндустриального (информационно­го) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Со­ветский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической систе­мы вызовам эпохи НТР.

В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабиль­ности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке обо­рудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило па­дение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.

В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и ус­луг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане об­заводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжитель­ность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитны­ми товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».

В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строитель­ство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию разви­того социализма - длительного исторического этапа, предше­ствующего построению коммунизма. Создание в СССР развито­го социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистичес­ким государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.

«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Анд­ропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесто­чились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в об­щественных местах милиция в рабочее время проверяла до­кументы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто админист­ративные меры. В годы его деятельности в официальных изда­ниях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации. Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР. Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм). Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР произошли события, характеризуемые как «разрядка» напряженности. В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады. После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии («Пражская весна» ) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии». В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. с руководящих партийных и государственных постов являлась также важной вехой в советской истории. Время «оттепели», энергичного, но часто непродуманного реформаторства, сменилась временем «застоя», периодом, отмеченным печатью консерватизма.

После отстранения Хрущева от власти полного возврата к сталинизму не произошло. Новое руководство страны во главе с Л. Брежневым выбрало курс дальнейшего умеренного постепенного совершенствования социализма.

В условиях научно-технической и технологической революции в мире, замены экстенсивных методов интенсивными в СССР был взят курс на проведение социально-экономических реформ.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа, разработку и реализацию которой связывают с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.

Суть реформы состояла в следующем: 1) обновить хозяйственный механизм страны; 2) расширить самостоятельность предприятий; 3) использовать в действии материальные стимулы; 4) дополнить административное регулирование экономическим.

Реформа дала некоторые результаты: 1) было возведено 1900 промышленных предприятий; 2) создавались производственные объединения; 3) была закуплена дорогостоящая техника; 4) приостановлено снижение темпов роста экономики; 5) повысилась заработная плата рабочих и служащих.

Наблюдалась необходимость реформирования агропромышленного сектора: в 60-е гг. оставались низкими темпы производства сельскохозяйственной продукции при неизменном росте спроса на нее. Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки (1965–1970 гг.).

Суть реформы:

1) планировалось усилить материальную заинтересованность колхозников и работников совхозов;

2) произвести реорганизацию в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства. Положительные результаты: 1) развернулись программы химизации и мелиорации земель; 2) началось строительство крупных животноводческих и перерабатывающих комплексов.

Осуществление реформ натолкнулось на противоречие ее замысла с командно-административными методами управления:

1) согласно реформе в промышленности предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия должны были самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, среднюю заработную плату. В их распоряжении должна была оставаться большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение зарплаты;

2) но основы командной системы реформа не демонтировала. Был восстановлен отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Оставалось в силе директивное планирование, работа предприятий оценивалась по показателям выполнения плановых заданий;

3) механизм ценообразования оставался прежним. Все цены устанавливались в административном порядке;

4) сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр. Уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности практически остановилось.

На грандиозные программы необходимо было выделять колоссальные средства, которых не хватало. В результате реформы пошли на убыль. Не смогли спасти положение даже большие валютные поступления 1970-х гг. (продажа нефти и газа).

Конституция СССР 1977 г.

* 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

* В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным . Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

* По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище . 24 июня 1981 г. ВС СССР принял «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик». Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

* Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на «строительство наций» и их огосударствление.

* Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие «советский народ». Суть его была в том, что на стадии «развитого социализма» возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus . Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

* С иных позиций критиковали понятие «советский народ» те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства. Этот процесс протекал не только в советский период, но и до образования СССР - в Российской империи. Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики советского государства, введя понятие « совок ». Разумеется, степень «советскости» была различной у разных групп населения.

* Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что «в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства». Этот федерализм, возводя этничность в один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И.Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

* Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась «коренизация» нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь «статусных наций». Это в полной мере выявилось в ходе перестройки. Попытка М.С.Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

восстановление отпусков.

Билет 2

Культурно-исторические, социально-экономические и политические предпосылки христианизации Руси. «Крещение» Руси князем Владимиром и его последствия.

Причины: 1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить вровень с развитыми христианскими гос-вами Русь. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром для образования государства.

Билет 3

1. Политическая раздробленность на Руси. Особенности политического и культурного развития русских земель в домонгольский период (XII – первая треть XIII вв.).

Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: « каждо да держит отчину свою». Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: · во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы - это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; · во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; · в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. - вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями; · в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; · в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение; · в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее. Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Последствия феодальной раздробленности: Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью.
На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, нои ведал казной и внешними сношениями, Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода - форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие Должности - посадские, тысяцкие - занимали только представители аристократической знати. Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя. Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха - Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города. Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII-XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

Примечание. К середине XII в. выделилось 15 самостоятельных центров. Наиболее крупными из них были: Киевское, Владимиро-Суздаль-ское, Галицко-Волынское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское княжества, а также Новгородская земля.

2. Новая экономическая политика (НЭП): причины, основные составляющие, противоречия, значение.

Мировая война, революция, Гражданская война, политика «военного коммунизма» разорили и истощили страну. Сократилось население, посевные площади, понизились урожаи. Голод, Высокая смертность населения. Обозначился экономический крах. Росло недовольство Советской властью. "I е. кто еще совсем недавно поддерживали ее, были недовольны экономическими поборами. На смену белому движению поднимается зеленое - крестьяне Кронштадтский, Тамбовский, Сибирский и другие мятежи привели к политическому кризису в начале 1921 г.

В этих условиях правительство Ленина на X съезде Компартии принимает новую экономическую политику. Это политика перехода от войны к миру, целью которой было с помощью рыночных отношений оживить экономику и покончить с голодом и разрухой. Основы политики были разработа­ны наркомом Сокольниковым. Произошла замена продразверстки, когда крестьяне обязаны были сдать весь хлеб государству, продналогом, который был в несколько раз ниже продразверстки, объявлялся заранее. В деревне разрешались все виды кооперации. На предприятиях вводился хозрасчет, когда предприятия полностью распоряжались своей собственностью, финансовой и хозяйственной деятельностью.

Был допущен государственный капитализм в виде концессии, аренды, т.е. иностранный капитал, мог вкладывать средства в экономику советской России, а государство гарантировало ему вывоз капитала из страны. На смену натуральной уравнительной оплате труда вводится денежная. Государство вводит «золотой стандарт» - червонец, обеспеченный всеми активами страны.

Все эти меры позволили через полтора года покончить с голодом. Рубль 1 стал одной из твердых мировых валют. А по темпам промышленного производства к 1927 г. был превзойден 1913 г

НЭП в условиях идеологии коммунизма (обобществление производства) не мог существовать, и в 1929 г. советская власть с ним покончила. На смену придет командно-административная экономика.

Билет № 4.

1. Татаро-монгольское иго и его влияние на судьбы России.

Образование Золотой Орды. Результатом завоевательных походов Чингисхана, его сыновей и внуков стало образование огромной Монгольской империи со столицей в Каракоруме. Частью этой империи стало государство, созданное Батыем и получившее название Золотой Орды или просто Орды. Столицей ее был город Сарай (в переводе - дворец) в низовьях Волги. Власть золотоордынских ханов распространилась на Среднюю Азию, Западную Сибирь, Кавказ, Крым, степи от Иртыша до Дуная. Русские земли в состав Орды не входили, они считались улусом - ее владением. Со временем Золотая Орда все более обособлялась от Монгольской империи.

Подвластное Орде население было обязано вносить в ханскую казну большие деньги. За сбором дани и покорностью населения следили особые ордынские чиновники - баскаки, имевшие под рукой вооруженные отряды. На Руси эту дань называли выходом, ордынской тягостью. Помимо того, часто посещая Русь, ханские послы и чиновники требовали лошадей, продовольствия, дома для постоя, что также создавало обстановку постоянных поборов, вымогательств, насилия. Русь под игом. По заведенному Сараем порядку русские князья должны были являться в ханскую ставку для получения особых грамот на право правления в своих княжествах - ярлыков. Князья везли с собой богатые дары хану, его женам и вельможам. Нередко князья подвергались в Орде унижениям, не было уверенности в благополучном возвращении. Жертвой расправ в Орде пал черниговский князь Михаил, который отказался выполнить обряды, нарушающие его религиозные чувства. За верность православию и принятую мученическую смерть князь был причислен к лику свя­тых. Зверской расправе в Орде подвергся рязанский князь Роман. За отказ переменить веру ему вырезали язык, отрубили пальцы рук и ног, резали тело по суставам, Наконец содрали кожу с головы, а саму голову насадили на копье.

В то же время правители Орды, которые были язычниками, стремились заручиться поддержкой духовенства. Русские митрополиты также получали от ханов ярлыки, в которых оговаривались различные льготы. Однако превратить священнослужителей в свое слепое орудие Орде не удалось.

Нашествие привело к упадку хозяйства Руси. Прекратилось, и надолго, строительство зданий из камня или кирпича. Исчезли многие ремесла. Огромный ущерб был нанесен и сельскому хозяйству. Тысячи русских людей были убиты или угнаны в Орду. Там они возводили города, дворцы, работали на завоевателей. Позже Орда пошла на открытие для них особого церковного округа - Сарайской и Подонской епархии. Многие десятилетия потребовались Руси, чтобы возместить свои людские потери.

Несмотря на установление жестокого ига, Русь постепенно выходила из состояния разрухи, страха и уныния. Когда схлынула волна Батыева нашествия, в Северо-Восточной Руси великий князь владимирский Ярослав Всеволодич занялся неотложными делами. В города и волости он послал управителей, призвал жителей вернуться в покинутые селения: ведь тогда уцелевшие люди нередко прятались по лесам. Жизнь медленно входила в обычное русло. Но князю предстоял далекий путь в Каракорум к главному хану, где его отравили.

Предгрозовая обстановка ощущалась на Руси: поступили известия, что Мамай готовит большой поход.

Дмитрий Донской не устрашился надвигающейся смертельной опасности. Нужно было поднимать народ.

Современники считали, что никогда Русь не собирала такой силы. Во главе рати стояли великий князь Д.Донской, его двоюродный брат князь В.А. Серпуховский и Боровский и воевода князь Дмитрий Боброк-Волынец.

B августе 1380 г. русское войско выступило из Москвы тремя дорогами в южном направлении навстречу противнику.

Сражение. 8 сентября 1380 г. русская рать заняла позиции на Куликовом поле, над которым клубился ночной туман. Лучи солнца разогнали мглу, и противники увидели друг друга. Темно-серой массой надвигалось огромное воинство Мамая. Но предусмотрительный Дмитрий так расположил полки, что скоплениям татарской конницы не осталось места для обхода русских сил. С одной стороны - крутой берег Непрядвы, с другой - лес. В этом лесу расположился русский засадный полк. Противник мог атаковать Дмитрия только в лоб.

Согласно преданию сражение началось поединком богатырей: от русских выехал Александр Пересвет, от татар - гигантского роста воин Челубей. С копьями наперевес бойцы бросились друг на друга, и оба пали замертво. Начался бой. В жестокой сече полегли передовые русские части. Их место заступили основные силы - Большой полк и полки левой и правой руки. Яростный натиск противника встречал стойкий отпор воинов Дмитрия. Великий князь в доспехах простого ратника находился в гуще сечи.

Мамай предвкушал победу. Но в самый критический момент боя из дубравы на тылы противника обрушился засадный полк Серпуховского и Боброка-Волынца. Русские полки перешли в наступление, и поражение Орды стало полным.

2. СССР в эпоху «перестройки»: основные составляющие, итоги и значение.

Реформы, предложенные Горбачевым, получили название - «перестройка». В экономике обозначились две основные тенденции обновления: расширение самостоятельности госпредприятий и возрождение частного сектора. Закон о госпредприятиях 1987 г. обеспечивал хозяйственную самостоятельность и самофинансирование (хозрасчет). Однако государство продолжало спускать планы, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Экономическая свобода обернулась падением уровня жизни. В тяжелом положении оказался частный сектор на селе. Нарастал кризис. Требовались реформы, велись дискуссии об их направлениях и темпах. В мае 1990 г. обнародована программа перехода к рыночной экономике, предусматривавшая государственное регулирование. В противовес ей академик Шаталин, Явлинский выдвинули проект «500 дней», который предусматривал создание основы для полноценного рынка, приватизацию производства, формирование частной собственности, стабилизацию финансов. Эта программа получила поддержку Ельцина и российских парламентариев, Горбачев и союзное правительство программу отвергли. Обострился конфликт между Ельциным и Горбачевым.

Политические реформы должны были возродить роль Советов - как органа народовластия, предполагалось сохранить ведущую роль обновленной партии.

I съезд народных депутатов открылся в Москве 25.05.89 г. Дискуссии велись практически по всем вопросам. Создаются депутатские группы: сторонники радикальных реформ объединились в Межрегиональную группу, сторонники единства всех республик СССР создали группу «Союз». Горбачев избран Председателем Верховного Совета СССР, сосредоточив в руках государственную и политическую власть.

Вскоре встал вопрос о разделении партийных и государственных функций. Являясь Генеральным секретарем, Горбачев не мог достойно и объективно руководить Верховным Советом, балансируя между представителями нарождающихся групп и партий. Стране стал необходим президент. Законная власть, не зависящая от партийных органов, давала возможность последовательно проводить реформы без оглядки на интриги аппарата.

В марте 1990 г. III съезд Советов избрал Горбачева Президентом СССР. Съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли партии. Партия коммунистов все больше и больше становилась препятствием к обновлению общества.

Билет № 5

Билет № 11

1. Иностранная интервенция. Лжедмитрий II. «Семибоярщина». Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Первые цари династии Романовых.

В 1607 г начался новый поход на Москву с запада, который возглавил еще один самозванец - Лжедмитрий II. Летом 1608 г., потерпев поражение под Москвой, самозванец расположился в Тушине, куда стали стекаться недовольные Шуйским дворяне и бояре. Шуйский в 1608 г. заключил соглашение со шведским королем Карлом IX о военной помощи. Это было выгодно шведам, давно претендовавшим на Новгородские земли и Карелию (до этого был заключен договор о ненападении с Сигизмундом III - королем польским).

Тушинский лагерь зимой 1608-1609 гг. превратился в настоящий укрепленный город, живший грабежом окрестных территорий. Весной 1609 г. полководец Скопин-Шуйский с отрядами народного ополчения разгромил Лжедмитрия II под Тверью; Тушинский лагерь распался, самозванец бежал в Калугу, где был убит. Шведы отказались участвовать в боевых действиях, потребовав выплаты жалованья и передачи им Карелии.

Осенью 1609 г. голяки во главе с Сигизмундом III открыто выступили против Руси, осадив Смоленск. Шуйский не смог договориться со шведами о дополнительной помощи, и был в 1610 г. свергнут с престола. Бояре Москвы, сговорившись с поляками, обещали посадить на русский престол сына Сигизмунда III Владислава. Бояре тайком впустили поляков в Москву. Сигизмунд хотел сам занять русский престол.

В Рязани (1611 г.) создается первое русское ополчение во главе с дворянином Прокопием Ляпуновым. Здесь были и крестьяне, и посадские, и дворяне, и казаки атамана Заруцкого, и остатки войска Скопина-Шуйского. К Москве в 1611 г. подошли передовые отряды ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским. После удачного наступления и во время осады Москвы в ополчения возникли противоречия социально-политического характера, и оно распалось. Ляпунов был убит. Поляки укрепились в Москве. Был взят Смоленск. Шведы отрезали выход к Балтике, осадили Псков, захватили ряд северных городов, а также Новгород.

Осенью 1611 г. в Н. Новгороде создается второе русское ополчение. Его инициатором был земский староста Козьма Минин. Во главе него встал князь Дмитрий Пожарский. В 1612 г. ополчение двинулось на Ярославль, здесь Мининым и Пожарским было образовано временное правительство - "Совет всей земли". Правительство договорилось со шведами, обезопасив тылы и предотвратив польско-шведское сближение. В результате боев осени 1612 г., 26 октября Москва была освобождена от поляков.

Земский собор 1613 г. избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова, правившего до 1645 г. Борьба с польско-шведскими интервентами продолжалась на западе и северо-западе страны. После провала попытки взять Псков, Швеция в 1617 г. заключила Столбовой мир, по которому Россия возвращала себе Новгород, но теряла выход в Балтийское море. В 1617 г. - новый поход поляков на Москву, потерпевший поражение.

В 1618 г. заключено Деулинское перемирие на 14 лет, по которому Смоленская, Черниговская и Новгородская земли оставались под властью Речи Посполитой. Таким образом, экономика, политическое положение России были подорваны. Смутное время и интервенция наложили неизгладимый отпечаток на историю нашего государства.

До выборов нового царя было установлено правительство из семи бояр Семибоярщина, которые приняли решение пригласить на русский трон сына польского короля Владислава. На борьбу против интервентов поднимается народ.

Итоги Смуты:

1) русский народ отстоял независимость Родины; 2) в результате борьбы с захватчиками Россия лишилась значительной части своей территории: надолго продлилась хозяйственная разруха.

2. Россия на путях суверенного развития. Либеральные реформы Б.Н. Ельцина и их историческое значение.

Еще в 1991 г, став президентом РФ, ЕЛЬЦИН провозгласил курс на радикальное реформирование общества. Было заявлено, что через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни. Суть радикально-либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней командно-административной экономики к рыночной, путем «прыжка». Ключевой фигурой в проведении реформ стал глава правительства экономист Гайдар. Суть реформ: либерализация цен торговли, создание конкуренции для товаропроизводителей (1 и этап)

2-й этап - приватизация - все граждане страны получили приватизационные чеки, которые давали право на определенную часть государственную имущества в сумме 10 тыс. рублей в ценах на конец 1991 г. Ваучеры можно было вкладывать в инвестиционные фонды, продавать, покупать. Лица и группы лиц, скупившие большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий. Завершающим этапом было приобретение предприятий или акций предприятий уже не на ваучеры, а на деньги.

В результате приватизации не был создан «средний класс» собственников, а появился класс крупных собственников-олигархов, что привело к резкому расслоению и обнищанию общества. В ходе экономических реформ выработались два основных подхода к перспективам преобразования:

радикально-реформаторский - частная собственность, свободный рынок товаров и услуг в течение небольшого периода времени;

эволюционный - медленное, осторожное преобразование экономики с сохранением рычагов регулирования с помощью государства.

Сторонники первого группировались вокруг Ельцина, второго - вокруг председателя Верховного Совета Хасбулатова, это привело к конфликту двух ветвей власти - исполнительной и законодательной, завершившемуся политическим кризисом в октябре 1993 года- «расстрел Белого дома». Победа президента над Верховным Советом привела к политическим переменам в обществе:

создан двухпалатный парламент - Федеральное Собрание.

Эти события положили начало стабилизации общества. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты Наибольшую опасность для единства России представляли события в Чечне. Сепаратистские настроения, насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики, захват радио, телецентра вооруженными людьми генерала Дудаева, избранного президентом Чеченской республики, провозглашение независимости заставили руководство России ввести чрезвычайное положение на этой территории. Российские войска столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Чеченская проблема по-прежнему является главной.

В 1996 г Ельцин вновь побеждает на президентских выборах. Социально-экономические, политические проблемы по-прежнему давили на страну. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом и внутри страны, а также ряду других мер, инфляция была незначительной. Развивался мелкий и средний бизнес, Экономика страны была уже тесно связана с мировой. Кризис на рынках юго-восточных стран, трудности с выплатами внешних займов привели к финансовому кризису 1998 г. и вызвали правительственный кризис (смена правительства: Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин).

За последнее десятилетие XX в. в России произошли коренные изменения:

широкое отношение получили арендные отношения)

частная собственность стала доминирующей;

формируется «средний класс»;

значительная часть общества уже не ориентируется на прошлое;

сложилась многопартийная система.

Билет 12

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период(1945-1953гг.).

За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2) вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия),

Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства - создание совхозов. Четвертый пятилетний план предусматривал:

восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой;

восстановление 8-часового рабочего дня;

отмену обязательных сверхурочных;

восстановление отпусков.

Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

Итоги пятилетки - быстрый рост в 1947-48 гг. - сменился замедлением, длившимся до 1954 г - все напоминало 30-е годы. Модель социализма была нежизнеспособна. Народ своим героическим трудом восстанавливал города, предприятия. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике.

В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было.

В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась.

После войны политическая система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Фабрикуется «Ленинградское дело» - против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных). В годы войны блокадный Ленинград без помощи центра сумел выстоять.

Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключала любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры - Ахматова, Зощенко. Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание совет­ской науки от мирового уровня по целому ряду направлений.

идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Происходит «экспорт социализма», когда к власти приводились ком­мунисты в странах, освобожденных от фашизма Красной Армией, или в разрез с договоренностями о демократическом выборе народа, подписанными СССР на Ялтинской и Потсдамской встречах «Большой тройки» (СССР, США, Ант лия). Помощь СССР коммунистам Китая, КНДР, Берлинский кризис 1949 г. способствовали возникновению Атлантического пакта (НАТО).

Сталинским руководством враждебно воспринимались любые отклонения от «социалистической модели». Самостоятельная позиция югославских руководителей вызвала недовольство Сталина и привела к кризису советско-югославских отношений.

В 1949 г, СССР создал свое атомное оружие, что обеспечивало его позиции в мире. Поэтому для внешней политики первого послевоенного десятилетия характерны настороженность, враждебность.

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более о государствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.
Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два - три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.
Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.
Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн. чел., свыше 6,5 млн. составлял административно-управленческий аппарат.
Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.
Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества.
Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.
Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.
Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.
Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.
Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.


ВОПРОС.

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 годах. Основные характеристики периода. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением. Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в экономике. Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу. Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата. Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой, внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой. Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе. В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы. Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти. Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники. Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата. К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 70-е - начале 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственному функционированию в СССР. 53 ВОПРОС.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

В 1964-1985 гг.

Основные характеристики периода. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением.

Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в экономике. Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятии плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой, внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 1970-х гг. во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 1970-е гг. наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 1980-х гг. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.



Состояние политической системы. Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя, В Конституции 1977 г. подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 1970-е - начале 1980-х гг. были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 1980-х гг. уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 г. Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 г. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки - М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Речь дала о возможном введении хозрасчета и предоставлении самостоятельности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновление экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева связана политика перестройки как попытки обновления социализма. -

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»