Что кушать в последнюю неделю рождественского поста. Календарь питания рождественского поста

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Согласно общепринятому православному христианскому календарю, приравниваемый по значимости , Рождественский пост продлится по новому стилю с 28 ноября 2016 по 6 января 2017 года.

Немного истории

Многодневные посты берут свое начало в древней истории зарождения христианства. В письменных источниках Филлипов пост (второе название Рождественского) упоминается еще в третьем-четвертом столетии блаженным Августином и святым Амвросием Медиодаланским.

Четких канонов проведения поста христианская церковь в те времена еще не предложила, поэтому верующие постили разное количество дней – кто десять дней, кто немного дольше.

А примерно через сто лет после крещения Руси, на соборе 1166 года нашей эры у императора Византии Мануила и его коллеги патриарха Константинополя Луки, всем верующим было предписано придерживаться сорокадневного поста. Этот период считается последним таким важным многодневным в уходящем году.

Что такое Рождественский пост?

Именно подчас этого великого значимого многодневного зимнего поста, в этот период, христиане очищают себя молитвой, отказом от скоромной еды и покаянием. Также считается – в древних времен – что именно в такой способ, через смирение и покой души и тела, человек может поблагодарить Господа за все щедроты природы, преподнесенные осенью.

Только верующие с сердцем, наполненным любовью, во всепрощении и строгом отказе от еды в последнюю седмицу поста могут гласить о рождении сына Божьего. Второе название Рождественской четыредесятницы – Филлиппов пост, поскольку день Заговения приходится на праздник известного святого апостола Филлиппа.

В церковных уставах и согласно христианским канонам он называется еще Четыредесятницей – по количеству дней.

Считается, что первая часть поста не очень строгая, а вот до сочельника 6 января – канонических правил следует придерживаться строжайше. Как утверждает Лев Великий, Рождественский пост – это благодарность человека Высшим силам за все хорошее, полученное на протяжении года, и наше покаяние, милосердие и жертвенность в этот период – это таинство обновления духа, единение с Богом.

Поэтому в это время мы должны быть щедры с бедными, и стараться всяческими ограничениями, милостыней и молитвой истреблять грех, приумноженный за предыдущий год нечистыми пожеланиями и бренностью плоти.

Согласно постулатам Симеона Фессалоникийского, аллегория Рождественского поста – сорокадневный пост пророка Моисея, по окончании которого человечество получило Божьи заповеди.

И теперь каждый человек, постясь к Рождеству, получает возможность постичь Божью мудрость через веру в воплотившееся и родившееся от Бога дитя. Главная наша жертва в этот великий пост – открытое сердце и чистая совесть, что достигается через искренние молитвы и смирение.

Так говорит церковь и философы – теологи. А что же ученые? Ведь наука в наше время может доказать или опровергнуть любой теософский постулат. Да, ученым и тут есть что сказать. Доказано, что великий посты – Рождественский и – вполне обоснованы с медицинской точки зрения. К примеру, сорок дней Филлиппова поста – это как раз то время, именно когда организм готовится к зиме, меняются биоритмы человека в связи с укорочением светового дня.

Именно поэтому не стоит чрезмерно нагружать организм лишней активностью или тяжелой пищей — смена световых поясов и так является стрессом. И наоборот, сорокадневный весенний пост – время, когда организм выходит из сна, световой день увеличивается, но иммунитет еще слаб, поэтому ограничение в тяжелой пище не только показано, но и вполне обоснованно.

Конечно, пост – это глубоко индивидуальное дело. Если есть какие-либо проблемы со здоровьем, серьезные нарушения в организме, то церковь не считает канонический пост принципиальным в ущерб здоровью.

Тем не менее, при желании, всегда можно найти для себя подходящий и приемлемый вариант питания, так сказать, пойти на компромисс с собственным организмом. Сейчас есть масса информации в свободном доступе, чтобы без ущерба для здоровья готовить вкусную, питательную и, главное, постную пищу.

Подробный календарь питания по дням

С 28 ноября по 19 декабря включительно:

Понедельник.

Вторник.

Среда.

Четверг. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Воскресенье. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

С 20 декабря по 1 января включительно:

Понедельник. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Вторник.

Среда. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Четверг. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Воскресенье. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

С 2 января по 6 января включительно:

Понедельник. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Вторник. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Среда. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Четверг. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

Воскресенье. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

6 января – это самый строгий день Рождественского поста, поэтому в этот день стоит воздержаться от еды до первой звезды.

Как уже упоминалось, очень строгой является последняя часть поста – от начала января и до самого Рождения Христа. В остальное время правила этого многодневного поста обыкновенны.

Рыбу можно в выходные – воскресенье, когда в церквях правится за здравие, и субботу, когда идут службы за упокой, а также по большим праздникам (к примеру, Введение, или по дням памяти великих святых – Екатерины (7.12), Матвея (29.11), Андрея (13.12), Варвары (17.12), Николая (19.12)).

Елей, как священное масло, красное вино – символ Христовой крови, и рыба (издревле символ христианства) не разрешаются в три дня недели – понедельник, пятницу и среду, и кушать в эти дни (исключительно сухоедение) можно после и только после вечерни.

А в выходные, вторник и четверг можно к блюдам добавлять масло .

Причем очень интересный момент: церковь не отвергает скоромную пищу как таковую, а осуждает само желание чревоугодия. То есть мясо, масло, сыр и так далее не считаются скверными (это же пища, дар Божий людям), а вот само желание удовлетвориться запрещенным – вот это уже грех.

Причем пост должен быть не только физическим, но и моральным – избегать ссор, сплетен, неблагочестивых мыслей. Ведь ограничение себя только в еде – это уже не пост, а всего лишь диета. А искушений как раз очень много – ведь именно на этот период приходится празднование встречи Нового года, что, естественно, влечет за собой застолье и веселье.

К тому же, очень часто можно столкнуться с тем, что те, кто, воздерживаясь от пищи, чувствуют свое превосходство над теми, кто не придерживается столь строгих ограничений. Это тоже неправильно. Ведь пост – это не цель, а способ выразить свое покаяние, усмирение и покорность перед Творцом.

Конечно, если нет желания поститься, и нет искреннего понимания, зачем это надо, то найдется масса причин и объяснений. К примеру, зарплата (пенсия, стипендия) не позволяют, продукты дорогие, церковь в соседнем городе и т.д. И здесь уместно вспомнить мудрость Оптинских старцев: «Нет желания поститься с доброй воли – придет время поститься по недоброй».

Во время поста необходимо воздержаться от следующих продуктов: творог, мясо, сливочное масло, сыр, яйца. Возместить их рекомендуется грибами, фасолью, горохом, чечевицей. Рацион в основном состоит из постных супов и каш.

Важно помнить, что все блюда надо готовить только на водной основе и нельзя в них добавлять сливочное масло. Можно использовать всевозможные крупы: пшеничную, манную, кукурузную, перловую, гречневую, овсяную и другие каши.

Стоит ограничиться в употреблении приправ и консервированных овощей. А вот свежие овощи, варёные, печёные отлично подойдут к вашему рациону.

Можно питаться фруктами, орехами и мёдом.

Разнообразит питание нежирная рыба: минтай, треска, мойва. Её можно приготовить на пару или запечь в духовке. С рыбных консервов можно приготовить супы.

Разрешается кушать серый ржаной хлеб.

Каждую среду и пятницу запрещается есть рыбу и растительных масел.

Такое питание устанавливается согласно церковных правил обеспечивает очищающее действие для пищеварительного тракта.

Питание по дням во время Рождественского поста

Очень удобно во время Рождественского пользоваться графиком питания по дням:

28 ноября – в первый день принято готовить постную кутью, затем нею угостить всех домочадцев.

С 28 ноября до 19 декабря – по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется употреблять термически необработанную пищу, а по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям можно есть горячие блюда. В выходные разрешается 100 мл сухого или полусладкого красного вина, разбавленного с водой.

С 20 декабря до 1 января – три дня в неделю (понедельник, среда, пятница) – постное без масла, а по вторникам, четвергам и выходным можно пить горячий чай, кушать блюда из рыбы.

Со 2 января по 5 января: последняя неделя поста. Необходимо исключить сахар и соль, а в остальном придерживаться рациона предыдущего периода.

До тех пор, пока 6 января на небе не появится звезда кушать нельзя, можно пить только воду. После появления первой звезды не следует наедаться. Можно замочить в воде рис и дополнить его мёдом и орехами.

После того, как пост закончится необходимо предусмотрительно включать в рацион жирные блюда.

В 2018 году Рождественский пост начинается в среду, 28 ноября, и продлится до воскресенья, 6 января. Мы подготовили для вас календарь питания на весь период Рождественского поста 2018-2019.

НОЯБРЬ

  • 28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста, когда можно употреблять только необработанную еду. Это сухофрукты, мёд, орехи, свежие фрукты и овощи, винегрет, постная хлебная продукция. По одной из версий, можно даже пить травяные чаи.
  • 29.11 - допустимо присутствие рыбы, разрешается есть сырую или вареную растительную пищу с маслом (квашеная капуста, каша). Ешьте фрукты, орехи, можно позволить себе кофе и какао.
  • 30.11 - сухоядение (постные хлебцы, мёд, сухофрукты).
28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста

ДЕКАБРЬ

  • 1 - 2.12 - можно есть сырую или вареную растительную пищу с маслом, рыбу, морепродукты.
  • 3.12 - вареная растительная пища без добавления масла (каши, супы на овощном и грибном бульонах, чай с отрубным печеньем).
  • 4.12 - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно пригубить бокал красного вина, отведать грибного плова, рыбу.
  • 5.12 - сухоядение.
  • 6.12 - разрешаются сырая или в отварном виде растительная пища с добавлением масла, рыба, различные компоты.
  • 7.12 - сухоядение.
  • 8-9.12 - можно есть морепродукты и рыбу.
  • 10.12 - отварная пища без масла, например, тушеная капуста.
  • 11.12 - ещё один рыбный день. Можно потушить рыбу с картофелем.
  • 12.12 - сухоядение.
  • 13,15,16.12 - рыба, растительная пища: сырая или отварная с маслом.
  • 14.12 - сухоядение.
  • 17.12 - вареная растительная пища без масла (супы, каши).
  • 18-19.12 - любая растительная пища, рыба.
  • 20.12 - любая растительные пища с маслом, постные блины, овощной плов.
  • 21.12 - сухоядение.
  • 22-23.12 - рыбные блюда и сырая или в отварном виде растительные пища с маслом.
  • 24.12 - в рационе горячее без добавления масла.
  • 25.12 - отварная растительная пища с маслом.
  • 26.12 - сухоядение.
  • 27.12 - растительные пища:сырая, отварная с маслом.
  • 28.12 - сухоядение.
  • 29 -30.12 - сырая, отварная растительные пища, рыба.
  • 31.12 - горячее без масла.
26.12 - сухоядение

ЯНВАРЬ

  • 1.01 - сырая и отварная растительная пища без масла.
  • 2.01 - сухоядение.
  • 3.01 - горячая растительные пища без масла.
  • 4.01 - сухоядение.
  • 5.01 - растительная пища в любом виде с маслом.
  • 6.01 - сочиво, кутья, узвар актуальны в последний день поста. Не возбраняется есть отварную или запеченную рыбу.

Правила Рождественского поста

Для того, чтобы Рождественский пост прошёл по всем церковным канонам, необходимо знать важные правила:

За несколько дней до начала поста необходимо посетить церковь, чтобы исповедаться и получить у батюшки благословение. Нельзя злиться и завидовать, если появляются какие-то сомнения насчёт выдержки поста, рекомендуется обратиться в церковь.

В эти дни не разрешается гостить на развлекательных мероприятиях и праздниках. Потому что во время праздника тяжело придерживаться постного питания.

Следует отказаться от интимных отношений, а чаще посещать церковь.

Последний в году считается зимним. Он продолжается сорок дней , поэтому в Церковном уставе именуется Четыредесятницей . Пост начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января . Это фиксированные даты, которые не передвигаются. Рождественский пост называют Филипповым (Филипповками) , т.к. 27 ноября отмечается день памяти св. апостола Филиппа и заговенье . Рождественский пост готовит православных к празднованию Рождества . За это время они очищаются молитвой, покаянием и серьёзными ограничениями в питании, т.е. душой и телом.

Как питаться в Рождественский пост?

Пост длится сорок дней. В одни дни православные строго ограничивают себя в выборе продуктов питания, в другие допускаются послабления. Главное, не забывать, что при посте важен сам факт ограничения. Особенно у священнослужителей. Для мирян возможно даже освобождение от ряда ограничений при особых обстоятельствах.

От каких продуктов нужно отказаться в Рождественский пост?

Вот список продуктов, которые нельзя употреблять во время Рождественского поста.

  • Мясо и любые мясные продукты, включая мясо птицы
  • Молоко, молочные продукты, включая сыр и сливочное масло
  • Шоколад
  • Сдобная выпечка. Разрешена только постная выпечка
  • Алкоголь. Допускается небольшое количество кагора в выходные и праздники
  • Специи и соль только в минимальных количествах

Рыбу во время Рождественского поста можно есть в субботние и воскресные дни. Кроме того, рыбные блюда едят в большие праздники, на какой бы день недели они не пришлись. Также во вторник или четверг в дни памяти тех святых, в честь которых во время богослужения совершается великое славословие. В праздничные дни, которые приходятся на среду или пятницу, допускается вино и елей.

Понедельник, среда, пятница . Сухоядение (для церковнослужителей). Мирянам позволяется хлеб и приготовленная горячая пища без растительного масла. В понедельник допускается горячая постная пища без масла и в монастырской традиции (т.е. для священнослужителей).

Вторник, четверг . Разрешена горячая пища с растительным маслом.

Суббота, воскресенье . Можно есть рыбу, мирянам позволяется выпить немного кагора. Вся горячая пища готовится только на растительном масле.

Со 2 января по 6 января пост проводят по полной строгости (без рыбы и растительного масла). В Сочельник (6 января ) не едят до первой вечерней звезды, затем вкушают сочиво .

«Многие постами набирают лишний вес, так как скудный рацион, особенно в малоимущих семьях, где не могут позволить себе особое разнообразие овощных блюд и фруктов, с лихвой пополняется большим количеством хлеба, картошки и макаронных изделий.
Постная еда уже примерно через месяц начинает сильно приедаться и надоедать. Тем не менее, многим посты очень нравятся» (Юлия Сысоева «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства»).

Новый год

Новый год празднуется в нашей стране весело и шумно. С шампанским и вкусной едой. Для истинных православных это время испытаний, когда приходится ограничивать себя не только в еде, но и в других радостях жизни.

«Новый год всегда приходится на Рождественский пост, поэтому в религиозных семьях, особенно священнических, его почти не отмечают, а если и празднуют, то послабления в посте опять же никак не допускаются» (Юлия Сысоева «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства»).

Мнения врачей

Все ограничения при приёме пищи — не самоцель, а способ очищения и усмирения. Поэтому не стоит допускать крайностей, что приводит к состоянию истощения.

Некоторым людям необходимо перед началом Рождественского поста посоветоваться с врачами и обсудить с ними рацион питания, уточнив все детали. В их числе беременные женщины. Нельзя поститься детям (минимум до семи лет). Возможны проблемы со здоровьем у пожилых людей. Люди, которые ещё не окрепли после операции, инфаркта и целого ряда серьёзных заболеваний, обязательно должны получить разрешение врача. Изменение привычного рациона питания нередко вызывает ухудшение состояния у психически нездоровых и нервных людей.

«Детей принято постить только с семи лет. До этого возраста для них не существует никаких запретов. Хотя, опять же, в некоторых радикально настроенных семьях детей приучают к посту с младенчества, для начала исключая только мясные продукты. Пост разрешается ослаблять беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но в радикальных семьях беременные и больные зачастую постятся наряду с другими членами семьи» (Юлия Сысоева «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства»).

Для справки

Елей — изначально: освящённое оливковое масло с примесями благовоний, сейчас: любое растительное масло.

Заговенье — день перед началом поста, приравнивается к празднику.

«Заговенье — это всегда хороший повод устроить семейный праздник или посиделки с друзьями, выпить, закусить и приятно провести время за увлекательной беседой, так как впереди длительный пост и развлечения будут сведены к минимуму. Скоромные блюда, оставшиеся после заговенья, нельзя употреблять на следующий день, а поскольку в России на праздники принято готовить обильный стол, то на заговенье существует реальная опасность переесть. Правда, эту угрозу могут устранить вовремя подоспевшие гости» (Юлия Сысоева «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства»).

Постная пища : овощи, фрукты, бобовые, орехи, злаки, растительное масло, грибы, рыба и морепродукты, мёд и соль.

Скоромные продукты — в их составе имеются компоненты теплокровных животных: млекопитающих и птиц (мясо, потроха, яйца, молочные продукты).

Сочиво (кутья) — постное блюдо, приготовленное из запаренных зёрен пшеницы с мёдом или иная варёная крупа (рожь, рис, чечевица) с сухофруктами.

Сухоядение — употребление только сырой растительной пищи (овощей и фруктов). Считается, что она уже приготовлена самим Богом.

© Алла Анашина, сайт

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время , содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее.

I. 1. Установлена 40-дневная продолжительность поста:

Подобaетъ ведати: яко заyтра начинaемъ постъ къ Рождеству Христову, святую четыредесятницу.

: На трапeзе утешeние брaтии великое… Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо, монaси на сыръ и яица… От Христова Рождества и до святыхъ Богоявлeний, никaкоже постъ, ни коленопоклонения бывaютъ.

Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (или «старому стилю» (далее «ст. ст.»); в ΧΧ-XXI вв. по григорианскому календарю, или «новому стилю» (далее «н. ст.»), эта дата соответствует 28 ноября), а 25 декабря (по ст. ст.; в ΧΧ-XXI вв. это 7 января по н. ст.) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по ст. ст.), или ровно 40 дней .

I. 2. В одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие:

[Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобaетъ ведати: якw въ постъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елeй и вино точию. Въ понедельникъ, въ срeду и пятокъ ни елeа вкушaемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъ въ тыя дни сухоядeние. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы.

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должни есмы въ сeй месяце сохраняти въ коейждо седмице три дни, постящеся от елeа и вина, понедельникъ, срeду и пятокъ.

Как наиболее строгие указаны понедельник, среда и пятница: положено вкушать только раз в день, пищей должно быть «сухоядение»

Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В перечисленные дни положено вкушать пищу только раз в день, причем пищей должно служить «сухоядение» (буквально - «невареная пища»: хлеб, соленья, сухофрукты), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того пaмять разрешaемъ, и творимъ за любовь святому прaздника его рaди, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декeмвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 дeнь. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ срeду и въ пятокъ, разрешaемъ точию на елeй и вино, рыбы же не ядимъ, кроме хрaма. Аще ли единому отъ сихъ во обители хрaмъ, разрешaемъ на рыбу и вино. Введeние же Богородицы въ кийлибо дeнь случится, аще въ срeду, или пятокъ разрешaемъ и на рыбы.

Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников:

А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется - вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба);

Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст. / 29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст. / 8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст. / 13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст. / 17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст. / 18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст. / 19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст. / 22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст. / 30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу - растительное масло и вино;

В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день).

I. 4. Рождественский пост разделен на два или три периода:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же устaвы отъ 9-го числа декeмвриа повелевaютъ поститися, и на рыбы не разрешaти, кроме субботъ, и недель, и хрaма святого. Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы.

В первой из этих двух фраз можно увидеть скрытый призыв, со ссылкой на «некоторые уставы», несколько усилить пост после праздника зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной - а именно полностью прекратить вкушение рыбы в дни с понедельника по пятницу, невзирая на памяти почитаемых святых (за исключением одних лишь престольных праздников).

Вторую фразу нередко понимают в смысле соблюдения строгого поста в последние пять дней перед Рождеством Христовым, с 20 по 24 декабря (ст. ст.; по н. ст. - со 2 по 6 января). Однако славянское выражение «от 20-го» числа здесь следует переводить как «после 20-го», то есть исключая само 20-е число. Это следует как из предыдущей фразы (где использовано точно такое же выражение: «от 9-го» - но 9-е, несомненно, праздничный день), так и из процитированного выше эксплицитного указания об ослаблении поста 20.12, на память священномученика Игнатия Богоносца.

I. 5. Последний день поста - «сочельник» - имеет свой особый устав пощения:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 25 декабря]: При часе 7-мъ дне… начинaемъ вечeрню … По опyсте же… входимъ въ трапeзу, и ядимъ варeние со елeемъ, рыбы же не ядимъ. Вино же пиeмъ, благодаряще Бога.

[Там же, 1-е «зри»]: Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю… литургия бывaетъ во свое врeмя… По отпущeнии же снедaемъ по уломку хлеба, и от вина вкушaемъ мaло, и отходимъ въ келлии свои. При часе же 7-мъ дне начинaемъ вечeрню… По отпyсте же… входимъ въ трапeзу и ядимъ совершeнно: рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутию съ мeдомъ: испивaемъ же и віна въ слaву Божию: въ неимyщихъ же странaхъ пиeмъ пиво.

Трапеза в сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, «в неимущих странах», пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15-16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего.

Если же сочельник попадет на субботу или воскресенье, то после обычной утренней Литургии вместо обеда разрешается лишь съесть ломоть хлеба и выпить немного вина и дальше ждать до вечера полноценной трапезы с традиционным сочивом.

I. 6. Указания Типикона отчасти противоречивы

Противоречивость указаний Типикона в отношении Рождественского поста особенно ярко проявляется в несоответствии описанных в 48-й главе правил об ослаблении поста в дни памяти святых (см. пункт 3 выше) аналогичным правилам в 33-й главе:

Подобaетъ ведати: Яко въ постъ… Христова Рожества… Аще случится святой во вторникъ, или въ четвертокъ имеяй славословие, ядимъ рыбу: Аще въ понедельникъ, подобне. Аще среда и пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино точию: ядимъ же единою днeмъ. Аще ли святой имеяй бдение, въ срeду, или пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино и рыбу.

Здесь предлагается иной, по сравнению с 48-й главой, подход к определению степени празднования святых: вместо списка из конкретных дат предлагается опираться на стандартную классификацию памятей Минеи («славословие», «бдение» - ср. гл. 47 Типикона), причем уже «славословным» - то есть даже не обязательно входящим в число наиболее почитаемых - святым усваивается право делать день менее постным, а та степень торжественности, которая, согласно 48-й главе, подобает только престольным праздникам, здесь принадлежит уже всем «бденным».

Но еще более важно в 33-й главе то, что она не считает понедельник подчеркнуто постным днем, равным среде и пятнице, и помещает его в один ряд со вторником и четвергом.

В свою очередь, сама 48-я глава, проведя противопоставление между понедельником, средой и пятницей, с одной стороны, и менее строгими вторником и четвергом - с другой, тут же уравнивает все эти дни между собой в тех случаях, когда вместо «Бог Господь» на утрене поется «Аллилуия»:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 3-е «зри»]: Аще ли случится во единъ отъ пяти днeй седмицы, еже есть от понедельника до пятка… Егдa же въ тыя дни случится Аллилyиа, творимъ единою днeмъ ясти: поeмъ же все возследование съ поклоны, якоже и въ великую четыредесятницу. Часы же поeмъ съ междочaсиемъ, без псалтири и без чтeния, и все возследование поeмъ съ поклоны, якоже во святую четыредесятницу: тогдa же и ядимъ единою днeмъ сухоядeние.

Налицо альтернативная классификация дней по степени поста - не «понедельник, среда, пятница» (= пост строже) / «вторник и четверг» (= пост мягче), а «служба с Аллилуия » (= пост строже) / «служба с Бог Господь » (= пост мягче).

Наконец, несколько двусмысленным выглядит упоминание «нецыих уставов» во 2-м «зри» той же главы Типикона: остается недосказанным, что же все-таки думают сами составители устава относительно практики усиливать пост после праздника Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной? Побуждают ли они читателя ориентироваться на эту практику или просто информируют о ней?

I. 7. Указания Типикона имеют в виду монахов:

При внимательном чтении не остается сомнений, что предписания Типикона о мере поста, времени и составе трапезы и т.д. относятся по преимуществу к монашествующим. Все рассуждения о посте отнесены к «братии», то есть монахах, постоянно проживающих в монастыре. Описательное обозначение престольных праздников: «Аще во обители [есть одноименный] храм», также указывает только на монастырь. О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова:

Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо…

Таким образом, несмотря на детально проработанный устав Рождественского поста в принятом ныне в Русской Церкви Типиконе, в котором есть место и дням строгого пощения, и многочисленным послаблениям постовой дисциплины по различным поводам, при внимательном его чтении возникают несколько вопросов: как возник этот устав; можно ли объяснить содержащиеся в нем противоречия; почему пост имеет несколько этапов; насколько его устав применим к условиям жизни в миру? А также: как в действительности постились на Руси (коль скоро пищевые предписания Типикона в целом основаны на традициях Византии, располагавшейся гораздо южнее Киева, а тем более Москвы)?

II. Возникновение и развитие Рождественского поста

По мнению И.Д. Мансветова, выдающегося русского ученого, профессора гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии († 1885), «зерном или точкою отправления, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления» . Это предположение выглядит очень правдоподобным. Во-первых, Рождество Христово и Богоявление изначально составляли единый праздник; во-вторых, пост в богоявленский сочельник - действительно древний, и существует он до сих пор. Без сомнения, образцом для этого поста послужил раннехристианский пасхальный пост, заключавшийся в воздержании от какой-либо пищи в течение суток или более . С разделением Рождества и Богоявления на два самостоятельных праздника Рождество сохранило общий строй богоявленского богослужения и приобрело свой собственный сочельник. Спустя какое-то время перед этим сочельником и установились несколько дней подготовительного поста, подобно тому как перед раннехристианским пасхальным одно- (или двух-) дневным постом уже в IV веке возник многодневный Великий.

Так, уже святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов, произнесенном в Антиохии в 386 году, свидетельствует о приготовлениях к Рождеству Христову, начинавшихся за пять дней до праздника:

О блаженном Филогонии… Сказано за пять дней до Рождества Христова [= CPG № 4319]: Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать .

В этих словах обычно усматривают указание на существование пятидневного поста перед Рождеством Христовым уже в начале V века. Скорее всего такая интерпретация вполне верна; впрочем, святитель все-таки прямо не говорит о воздержании от пищи. Он лишь сетует на то, что его слушатели «за несколько дней до наступления праздника вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество всяких приготовлений и всячески наряжают и украшают самих себя» , призывая вместо всего этого очистить свою душу и примириться с обидчиками.

С V века на латинском Западе постепенно развиваются обычаи, связанные с соблюдением Адвента (букв. Пришествие) - периода подготовки к празднованию Рождества, с особыми богослужениями, соблюдением поста (первоначально - в выборочные дни, позднее весь Адвент либо только в его первую неделю), введенным в ΧΙ веке запретом на заключение браков в этот период .

Традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым - явно старше XII и даже X века

На Востоке же полностью однозначные свидетельства о Рождественском посте относятся только к IX-X векам. Особенно ценна информация о практиках Константинополя и Палестины, поскольку именно они легли в основу последующей православной традиции. В Константинополе о посте перед праздником Рождества Христова мимоходом упоминается в «Томосе единения», знаменитом соборном документе 920 года, посвященном проблеме повторных браков и вошедшем в корпус канонического права Православной Церкви: «…дню Рождества Христа и Бога нашего… [как и двум другим праздникам: Пасхе и Успению]… предшествует пост» . К сожалению, этим упоминание и ограничивается, продолжительность поста не уточнена. Зато в палестинском календаре церковных праздников, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34, X в., пост перед Рождеством предписано начинать уже 30 октября, что говорит о его продолжительности в целых 8 недель; впрочем, здесь этот пост - лишь один из целого ряда подобных 8-недельных постов перед другими праздниками (фактически они обнимают собой весь год целиком ), что ставит под сомнение его исполнение на практике.

Впрочем, существуют тексты, претендующие на бо льшую древность, чем «Томос единения», и упоминающие Рождественский пост, - это сборник канонов, приписываемых святителю Никифору Исповеднику, патриарху Константинопольскому († 828), а также некоторые тексты, надписанные именем Анастасия Синаита (это имя носили два Антиохийских патриарха VI и начала VII века соответственно, а также игумен Синайского монастыря VII века; все они прославлены в лике святых, но особенно известен третий из них). Однако каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, в действительности ему не принадлежат и подписаны его именем ради убедительности; ядро сборника этих канонов сложилось только на рубеже X-XI веков и затем многократно дополнялось. На то, что эти каноны не подлинны, указывают, во-первых, их большая вариативность в рукописях , а во-вторых, полное отсутствие ссылок на них в трудах главных византийских знатоков канонического права: Алексия Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона .

Более того, Феодору Вальсамону (ок. 1140 - † после 1199), в конце жизни номинально являвшемуся патриархом Антиохийским (1193-1199; территория Антиохийского Патриархата находилась в то время под властью крестоносцев, а сам Феодор постоянно проживал в Константинополе), приходилось прямо признавать, что в его время не существовало древних канонов, упоминавших Рождественский и Петров посты, каковые, следовательно, «не были переданы канонически божественными отцами» . В комментарии на 69-е апостольское правило он говорит: «Заметь же из настоящего правила, что в строгом смысле слова существует [только] один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, - ведь если бы были и другие, правило упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся [также] в другие посты, относящиеся к [праздникам]: святых апостолов, Успения [Пре]святой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду» .

В отношении же упоминаний Рождественского поста в произведениях, носящих имя Анастасия Синаита, выясняется, что их невозможно датировать VI или VII веками. Одно из этих упоминаний содержится в расширенной версии подлинного произведения преподобного Анастасия - «Вопросах и ответах». В оригинальном тексте один из вопросоответов посвящен теме поста ; в позднейших рукописях он был существенно дополнен многочисленными выписками из различных источников, включая ссылки на Ветхий Завет и утверждение о необходимости соблюдать трижды в году сорокадневный пост во исполнение ветхозаветной заповеди о трех главных праздниках . Об этом утверждении знал уже преподобный Никон Черногорец († после 1097), который процитировал его в своем труде, одновременно высказав сомнения в том, что оно принадлежит преподобному Анастасию .

Дальнейшее развитие утверждение «о трех святых четыредесятницах» получило в одноименном сочинении, приписываемом в одних рукописях «преподобному Анастасию Синаиту», а в других - «патриарху Анастасию Синаиту» . Это сочинение не может принадлежать ни тому, ни другому: в нем упоминаются «семь Вселенских Соборов» (то есть оно точно не старше конца VIII века) и содержатся цитата из расширенного варианта вопросоответов преподобного Анастасия Синаита (причем под именем святителя Иоанна Златоуста!) и даже, видимо, скрытая отсылка к постановлениям Константинопольского патриарха Николая ΙΙΙ Грамматика (занимал кафедру в 1084-1111 гг.); поэтому уже проф. И.Д. Мансветов указывал, что это сочинение не старше конца ΧΙ века . Установление малых постов здесь приписано непосредственно апостолам . В частности, Рождественский пост в этом сочинении представлен как исполнение просьбы апостола Филиппа, который якобы нарушил заповедь Божию, когда во время своей казни подверг мучителей проклятию, отчего был лишен на сорок дней доступа в рай, на протяжении которых попросил поститься за него, - все это, разумеется, представляет собой чистой воды апокриф.

Тем не менее сочинение получило распространение - как и расширенная версия вопросоответа преподобного Анастасия Синаита о постах. Феодор Вальсамон уже опирается на какой-то из этих двух текстов в своем послании жителям Антиохии . Здесь он развивает мысль о том, что христианские посты являются исполнением заповедей Пятикнижия - только вместо трех говорит уже о пяти таких постах: перед праздниками Пасхи, Апостолов, Преображения, Успения и Рождества Христова. Первый из этих постов является четыредесятницей в каноническом смысле слова, а остальные, по его мнению, обязаны быть как минимум пятидневными, однако он замечает, что «в царствующем граде [Константинополе] монашествующие и многие из проживающих в этом [городе мирян]… перед Рождеством Христа и Бога соблюдают сорокадневный пост», и советует взять эту практику за образец .

Феодор Вальсамон: «Обязательно поститься в течение пяти дней; те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан»

Ту же мысль Вальсамон высказывает и в других своих сочинениях. Так, в комментарии к 3-му вопросоответу патриарха Константинопольского Николая Грамматика он пишет:

«Я, рассмотрев… откуда и как были установлены два указанных поста - а именно [посты перед] Успением [Пре]святой Богородицы и Рождеством Христа и Бога нашего, а также еще и пост, совершаемый перед праздником святых Апостолов, и пост перед Преображением - и обязаны ли мы [с канонической точки зрения] их соблюдать и в течение какого количества дней, установил, что само их [соблюдение] является обязательным, но продолжительность [этих постов] - не для всех одна и та же, как в случае с Великой Четыредесятницей. Напротив, перед указанными праздниками все [вообще] верные - и миряне, и монахи - обязательно должны поститься в течение [только] пяти дней, причем те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан; монахи же, подчиняющиеся ктиторским Типиконам [своих монастырей], должны поститься дольше, а именно [начинать посты сразу] после [Недели] Всех святых и после 14 ноября, и [во всем] должны точно следовать своим ктиторским Типиконам, ибо это канонично и спасительно. Ну, а миряне, добровольно постящиеся таким же [образом], достойны благодарности» .

А на вопрос патриарха Александрийского Марка III: «Являются ли обязательными посты [перед] праздниками святых апостолов, и Христова Рождества и Успения [Пре]святой Богородицы, и [Преображения] Спасителя, или же [их несоблюдение] простительно и не имеет значения?» (вопрос 55) Вальсамон отвечает:

«Необходимо соблюдать посты перед следующими четырьмя праздниками: святых апостолов, Рождества Христова, Преображения Христа Бога нашего и Успения Пресвятой Богородицы, но только пятидневные, ибо сорокадневным [обязан быть] только единственный пост, относящийся к святой и великой Пасхе. Но если кто-то постится больше пяти дней перед праздником святых апостолов и праздником Рождества Христова - либо по собственному желанию, либо по предписанию ктиторских Типиконов - не подвергнется за это стыду… Те же, кто не постятся перед каждым из этих четырех праздников [хотя бы в рамках] обязательного для всех [количества дней], должны подвергаться исправлению посредством большой епитимии» .

«Ктиторские Типиконы», о которых упоминает Вальсамон, представляли собой уставные документы различных византийских монастырей. В них Рождественский пост имел сорокадневную продолжительность уже как минимум с конца IX века. Так, в студийском Ипотипосисе 2-й половины IX века этот пост назван «Филипповым» - иными словами, он должен начинаться сразу после 14 ноября и, тем самым, продолжаться ровно 40 дней . Однако не все дни этого периода еще считались вполне постными. Под «постными» днями студийский Ипотипосис понимал не весь период Рождественского поста, но только те его дни, когда не отменялась служба часов; в дни же праздников, почитаемых святых, суббот и воскресений Ипотипосис дозволял вкушать не только рыбу, но и молочное и яйца. Особняком стоял сочельник Рождества, когда, согласно студийскому Синаксарю, после вечерни и Литургии на трапезе предлагалась рыба, без молочного (а если сочельник выпадал на субботу и воскресенье, то утром в этот день, после обычной Литургии, предлагалась еще и дополнительная трапеза, состоявшая из сочива, хлеба и вина) .

В более поздних Типиконах прослеживается тенденция к увеличению строгости Рождественского поста. Так, если в оригинальном студийском Ипотипосисе постные дни этого периода имеют две трапезы, с двумя блюдами - из овощей, с растительным маслом, и из бобовых, без масла, - и двумя чашами вина, то уже в его чуть более поздней переделке, осуществленной в монастырях Южной Италии, говорится лишь об одной трапезе в такие дни . А в составленном в конце Χ века Диатипосисе преподобного Афанасия Афонского, также представляющем собой переделку студийского Ипотипосиса, к предписанию об одной трапезе в постные дни добавляется запрет на вкушение растительного масла и вина по понедельникам, средам и пятницам (по сравнению со студийским Ипотипосисом, это иная классификация строго постных и менее постных дней; в последующих уставах могут встречаться обе, ср. пункт Ι.6 выше).

Со 2-й половины ΧΙ века в Византии набрало силу движение за обновление и возрождение монашеской жизни, одним из главных представителей которого был Евергетидский монастырь в Константинополе. В Евергетидском и зависящих от него Типиконах окончательно исчезают оговорки о возможности вкушать молочное в праздничные дни Рождественского поста, вкушение рыбы ограничивается узким кругом праздников, из которых исключается вечер сочельника (а при совпадении сочельника с субботой или воскресеньем вместо сочива предлагается вкушать только хлеб).

Константинопольские патриархи, поддерживавшие «евергетидское» (название во многом условно) движение, уже считали необходимым распространить сорокадневный пост на всех вообще христиан. Об этом писал в своем послании царю патриарх Михаил ΙΙ Куркуас (Оксеит) (занимал кафедру в 1143-1146 гг.), а патриарх Лука Хрисоверг (занимал кафедру с 1156 по 1169 гг.), согласно Феодору Вальсамону, при обсуждении этого вопроса высказался так:

«[Коль скоро], как сказал сам святейший патриарх, продолжительность [Успенского] поста и поста, который бывает перед Рождеством Христовым, не указана в каком-либо письменном [источнике], нам следует придерживаться неписанного церковного предания и соблюдать пост [перед Успением] после 1 августа, а [перед Рождеством] - после 14 ноября. Если же телесные болезни не позволяют [кому-либо] поститься, то с разрешения епископа указанное [количество] дней может быть сокращено, ибо такой [подход] также следует из неписанного церковного предания» .

Постепенно эта линия и возобладала. На Руси изменения правил пощения поначалу встретили сопротивление (но не в отношении продолжительности постов - которая, в силу изначальной ориентации Руси на монашескую традицию, скорее всего уже соответствовала указаниям Студийского устава, - а в отношении отмены поста в праздники ), однако постепенно сделались общепринятой нормой. С введением Иерусалимского устава, в котором изложен примерно такой же устав о Рождественском посте, что и в Типиконах «евергетидского» направления, старые практики были окончательно оставлены.

Впрочем, какие-то следы последних все-таки сохранялись: например, в Типиконе монастыря святого Иоанна Крестителя на горе Меникио , составленном в 1332 году, лишь после праздника святителя Николая монашествующим предписано переходить на режим питания один раз в день ; иными словами, первая половина поста проходила еще согласно старой студийской практике, и только вторая - согласно более поздним и более строгим традициям. Фактически наследием студийской традиции - возможно, еще со времен Киевской Руси - является украинский обычай готовить в рождественский сочельник так называемые «двенадцать блюд»: «кутю» (сочиво), постные вареники, постный борщ с грибами и т.д., но также и жареную рыбу .

Неизвестно, как следует оценивать современную практику Элладской и других греческих Церквей, где Рождественский пост продолжается сорок дней в монастырях, а в миру - только неделю : как наследие старых византийских традиций или как позднейшее послабление . В Русской Церкви, которая всю свою историю ориентировалась на монашескую традицию, такая практика не засвидетельствована.

III. Устав о Рождественском посте в современном Типиконе
в свете данных дониконовских изданий

Мы уже видели, что указания современного русского Типикона о Рождественском посте относятся к двум различным разделам книги: Месяцеслову (глава под 14 ноября) и дисциплинарному уставу (глава «О разрешении всего лета»), причем между ними имеются некоторые противоречия. То же наблюдается и в дониконовских изданиях «Ока церковного».

Указания о посте в составе Месяцеслова там - почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причем вместо дат праздников (см. выше, I.3. Б ) имена почитаемых святых указаны явным образом . Единственное отличие - исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу .

Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трех дониконовских изданиях (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого ; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода - до памяти святителя Николая и после нее ; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян .

Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трех (видимо, под влиянием издания 1633 г.), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это - праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций - выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие:

- день без особого праздника

пн - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

вт, чт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

ср, пт - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

- полиелей

пн - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

ср, пт - дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день

- бдение

пн - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

вт, чт - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

ср, пт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

- престольный праздник

в любой день недели - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

Эти указания не противоречат предписаниям в Месяцеслове: понедельник не поставлен в один ряд со вторником и четвергом, рыба по-прежнему разрешается только на престольные праздники. Таким образом, можно утверждать, что наиболее яркие противоречия в ныне действующем Типиконе (см. пункт Ι.6 выше) применительно к указаниям о Рождественском посте обусловлены неудачной редактурой дисциплинарного устава.

Далее, во втором параграфе дисциплинарного устава из дониконовских изданий «Ока церковного» содержится правило о том, что в первую половину поста, до памяти святителя Николы, по вторникам и четвергам все-таки разрешено вкушение рыбы; лишь вторая половина поста проходит по всем изложенным в других разделах «Ока…» строгим правилам. Выше мы упоминали присутствие аналогичных указаний в одном из византийских уставов XIV века (Типикон св. Иоанна Крестителя на горе Меникио). Можно сделать вывод о том, что деление Рождественского поста на два периода - менее строгий и более строгий - было для Руси традиционным и восходит к обычаям еще византийской эпохи.

Наконец, в третьем параграфе дисциплинарного устава из «Ока церковного», касающемся темы Рождественского поста, монахам предписывается есть в этот пост рыбу только по субботам и воскресеньям, а мирянам дозволено делать это также по вторникам и четвергам. Очевидным образом, здесь наблюдается противоречие изложенным выше указаниям, но внимания заслуживает не оно само по себе, а рекомендации о том, как соблюдать пост мирянам в сравнении с монахами. Вопреки ожиданиям, эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его - находящимся в монастыре.

Помимо изданий «Ока церковного» необходимо остановиться еще на одном источнике - так называемом Малом уставе (или Уставе о домашней молитве), книге о келейной молитве, поклонах и постах, обладающей большим авторитетом в старообрядческой среде . Сама эта книга сложилась уже в послениконовскую эпоху, но ее указания составлены на основе Большого устава, то есть «Ока церковного» 1641 года, Соловецкого устава (= Обиходник Соловецкого монастыря, ходивший в большом числе рукописных копий), уставных глав из дониконовских изданий различных книг. В частности, о Рождественском посте здесь говорится в главе 32. Сначала, со ссылкой на «Устав большой», описан уже хорошо знакомый нам устав: в первую половину поста, до святителя Николы, предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам и вкушение рыбы в остальные дни; во вторую половину поста рыба оставлена для суббот и воскресений, а для вторников и четвергов - только масло и вино (понедельники, среды и пятницы продолжают отмечаться сухоядением). Затем дается указание из «Номоканона» и «Статьи о христианском житии» - оба эти текста проникли в состав московских церковных книг из книг южно- и западнорусской печати только в 1640-е годы - о возможности вкушения масла и вина также и по понедельникам.

Но затем в Малом уставе приводится выписка из Соловецкого устава, где в понедельники, среды и пятницы разрешается есть «щи», то есть овощную похлебку, и еще два блюда: по средам и пятницам оба холодные (именно так понималось на Руси предписание о «сухоядении»: как пусть даже сваренная, но остывшая еда), а по понедельникам - одно горячее, а другое холодное. После праздника святителя Николы рыбу по субботам и воскресеньям заменяют «пласти», то есть сушеная рыба, устав понедельников (одно горячее блюдо, другое холодное) переходит на вторники и четверги, а понедельники начинают соблюдаться по уставу среды и пятницы. Последние же пять дней поста суббота и воскресенье сохраняют разрешение только на растительное масло, а во все прочие дни - сухоядение. По сравнению с византийскими правилами, включая их изложение в «Оке церковном», Соловецкий устав выглядит более мягким: каждый день - горячая похлебка, и блюд вместо одного - два. Однако именно он лучше подходит для нужд сурового климата Русского Севера, сохраняя при этом всю необходимую строгость. При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси.

IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания

Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б ), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно - в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст. / 2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст. / 6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст. / 9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст. / 10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст. / 11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст. / 28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст. / 3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст. / 7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст. / 25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст. / 26.12 н. ст.), - хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых. В сумме с уже упомянутыми в самом Типиконе памятями получится около 20 дней, то есть ровно половина от всей продолжительности поста!

Из сказанного следует, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат - немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчет их числа могут быть разногласия).

Еще одно, более существенное замечание касается самого понятия «пост». За многие века существования христианства это понятие претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером - вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной). Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как еще писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино - воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» (Тактикон, Слово 10-е).

Как мы увидели, с развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного (например, выше были перечислены такие дни в наступающем декабре: их всего четыре!), а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание - в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте - без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), особенно с учетом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее.

Можно ли есть сухари в Рождественский пост?

Мы постепенно начинаем готовиться к великому празднику . У людей, которые только начинают свою жизнь в Церкви, как правило, возникает много вопросов о правилах и традициях . Мы постарались собрать самые типичные вопросы и задали их протоиерею Алексею Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Косино.

Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.

Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста) . Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Как соблюдать Рождественский пост?

Рождественский пост не такой строгий и сложный, его называют рыбным. Мирская традиция соблюдения поста легче, чем монастырская. Миряне в этот пост могут есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

А монахи по церковному уставу едят рыбу только по субботам и воскресеньям; по вторникам и четвергам – только если на эти дни выпадают праздники. Например, День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря) или престольный праздник. После первого января рыба монахами уже не вкушается.

Как держать Рождественский пост мирянам?

Нужно сказать, что в традиции Русской Православной Церкви мирянам следует подражать монахам в их воздержании. Кто имеет силы, тот может поститься по церковному уставу. Кто такой возможности не имеет, пускай не отчаивается, не унывает, а в этот пост лучше упражняется в смирении, в любви к окружающим, в чтении духовной литературы, в чтении Евангелия.

Что нельзя делать в Рождественский пост?

В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами. Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста. Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.

Можно ли играть свадьбу (жениться/выходить замуж) в Рождественский пост?

Православным христианам играть свадьбу в Рождественский пост, конечно, нельзя. Венчание в это время не совершается. Для тех, кто решит заключить брак в ЗАГСе, Рождественский пост также не самый подходящий момент. Важно помнить, что всему свое время: время радости и время воздержания. Если человек считает себя православным христианином, то он должен прислушаться к голосу Церкви.

Можно ли заниматься сексом в Рождественский пост?

Это очень тонкий, личный вопрос. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам отвечает так: « Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 4:7) . Если муж и жена постятся в телесном воздержании, то по обоюдному согласию.

Если у православных христиан есть духовный отец, то этот вопрос нужно решать с ним. Подобный вопрос гораздо более личный, чем, например, воздержание от мяса. Может быть, у жены-христианки неверующий муж, ему совершенно непонятно подобное воздержание, это может привести к ссоре в семье. Поэтому данную проблему лучше решать со своим духовником.

Что можно есть в Рождественский пост?

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.

Можно ли есть рыбу в Рождественский пост?

В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.

Можно ли пить вино в Рождественский пост?

Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.

Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру.

Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2018 году 1 января – это понедельник. Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств). Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост.

Можно ли крестить в Рождественский пост?

Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста. Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником. Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собирающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.

Обязательно спросите о том, как проходит подготовка к крещению, в том храме, где вы собираетесь креститься сами или крестить ребенка. Узнать это можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком.

Можно ли причащаться в Рождественский пост?

Можно и, более того, Рождественским постом желательно причащаться чаще, чем обычно. Так как пост – это время, которое способствует подготовке к причащению. Мы находимся в воздержании, молитве. Поэтому, соблюдая правила поста, мы можем со страхом Божьим приступать ко причастию.

Как готовиться к причащению в Рождественский пост?

Пост, если он соблюдается, уже сам по себе является подготовкой ко причастию. Нужно читать последование ко святому причащению, читать покаянный канон Спасителю, молебный канон Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю.

Какие молитвы читают в Рождественский пост?

Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.

Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.

Можно ли читать акафисты в Рождественский пост?

Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Есть известное выражение «Келия не имеет устава». Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу - день распятия Христа. Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.

Чем можно поминать в Рождественский пост?

Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей.

Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост?

Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом. Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке.

Можно ли есть зефир в Рождественский пост?

В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

Можно ли свататься в Рождественский пост?

Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается.

Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить.

Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост?

Безусловно можно. Шитье – это спокойное и умиротворяющие занятие, вполне соответствующие постному настроению. Лучше вышивать и шить, чем тратить время на телевизор или нерабочее время в интернете. Кстати, по церковному преданию сама Пресвятая Богородица занималась шитьем – она шила завесу для храма Соломона. На иконах Благовещения Богоматерь часто изображают с принадлежностями для шитья.

Главное, чтобы занятие вышиванием не подменяло собой молитву в храме. В остальном каких-то запретов на занятие вышивкой в любое время нет.

К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением.

Где можно собороваться в Рождественский пост?

Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий.

Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов.

Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству.

Жителям спальных районов Москвы лучше выбрать храм в центре города, где людей может быть значительно меньше, чем на окраинах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»