Афганистан: история с древнейших времен и до наших дней. Афганистан после второй мировой войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Конец режиму Бачайи Сакао был положен генералом Надир-ханом - героем третьей англо-афганской войны, военным министром в младоафганском правительстве. Надир-хан сумел объединить патриотические силы в стране. К концу 1929 г. в обстановке по сути гражданской войны наметилась консолидация социальных сил, заинтересованных в национально-буржуазном развитии Афганистана. Кроме того, все власть имущие были обеспокоены стихийной крестьянской войной. Таким образом, все господствующие классы стремились к политической консолидации и наведению порядка в стране. Этими тенденциями умело воспользовался Надир-хан. Его войска заняли Кабул, Бачайи Сакао был низложен и убит. 15 октября 1929 г. Надир-хан был провозглашен падишахом (королем) Афганистана, и его власть была вскоре признана всеми областями страны.

Были созданы условия для постепенной нормализации жизни в Афганистане. Правительству Надир-хана предстояло, однако, преодолеть много трудностей в связи с ликвидацией тяжелых последствий войны и анархии. Внутренняя политика нового правительства была направлена на стабилизацию и последующее развитие помещичье-буржуазного государства. Был взят курс на укрепление центральной власти, что отвечало интересам либеральных помещиков, торгового капитала и зарождающейся национальной буржуазии. В отношении мусульманского богословия Надир-хан проводил более осторожную политику, чем младоафганцы. Духовенство заняло прежнее место в системе судопроизводства, просвещения и т. д., но правительство контролировало его деятельность .

Либеральные помещики и верхушка торговой буржуазии получили доступ к высоким правительственным чинам. В то же время прокатилась волна репрессий по подавлению крестьянских движений в разных частях страны. Правительство Надир-хана по сути продолжало реформы младоафганцев, но только более взвешенно и осторожно, пытаясь не обострять социально-политическую ситуацию в стране.

С 8 ноября 1933 г. после смерти Надир-шаха падишахом и королем стал его сын Мухаммед Захир-шах. Основные принципы внешней и внутренней политики остались прежними. Продолжалось постепенное осуществление многих назревших реформ, начатых в 1920-х гг. и прерванных гражданской войной 1929 г.

При поддержке государственной власти в Афганистане создавались новые объединения национального капитала в форме акционерных компаний (ширкетов). Эти объединения, получая от государства монопольные права на внешнюю торговлю, стали занимать все более важные позиции в экономике, вытесняя иностранцев. Большое значение имело учреждение в 1933 г. Афганского национального банка.

5.3.5. Афганистан в годы Второй мировой войны. Послевоенный период

После начала войны в Европе правительство Афганистана объявило в сентябре 1939 г. политику нейтралитета. Эта политика нашла поддержку стран - участниц антигитлеровской коалиции, и в первую очередь Советского Союза, тем более что в октябре 1942 г. правительство Афганистана в связи с обращением правительств СССР и Англии выслало из страны немецких и итальянских граждан. Однако война тяжело отразилась на экономике Афганистана, в значительной мере зависящей от внешнего рынка.

В годы войны международные монополии использовали экономические трудности Афганистана для укрепления своих не только экономических, но и политических позиций в стране. К концу войны все большую активность в борьбе за афганский рынок стали проявлять США, монополизировав, в частности, сбыт каракуля, что составляло 50% экспорта страны. Проникновение американского капитала, его доминирование нанесло значительный ущерб финансам страны, интересам национального торгово-финансового капитала и в конечном итоге привело к ухудшению положения широких народных масс. Эти факторы вновь обострили внутриполитическую ситуацию в стране.

В послевоенный период в Афганистане усилилась экспансия иностранного капитала. США навязали Афганистану соглашение о строительстве ирригационных комплексов и дорог на юге страны. К намеченному сроку (1949 г.) компания не завершила строительство, в связи с чем Афганистан вынужден был просить займы у тех же США. Эти займы были предоставлены в 1949 г. и 1954 г. (общей суммой в 39,5 млн долл.) на очень жестких условиях. Между тем и этих займов не хватило для завершения проекта.

Экономические трудности вызывали обострение социальных противоречий. Рост торгового земледелия и скотоводства ускорял разорение основной массы аграрного населения: значительные размеры приняла скупка крестьянских участков, систематически ухудшались условия крестьянской аренды. Наряду с этим незначительная прослойка зажиточного крестьянства превращалась в сельскую буржуазию (кулачество). С развитием капиталистических отношений рос сельский пролетариат, время от времени становясь зачинщиком стихийных выступлений.

Условия труда промышленных рабочих Афганистана, численность которых к концу 1940-х гг. не превышала 3 тыс. человек, регламентировались законом 1946 г. В области наемного труда главной фигурой стал вербовщик, выполнявший одновременно функции надсмотрщика. Рабочие пока не участвовали в политической борьбе и не организовывали собственных организаций.

Крупный афганский капитал, тесно связанный с помещичьим землевладением, ущемлял интересы средней и мелкой буржуазии. На этой основе в послевоенные годы оформились общественные течения, выражавшие интересы тех прослоек буржуазии, которые были недовольны засильем компаний-ширкетов и концентрацией политической власти в руках помещиков и представителей крупного капитала. К этим течениям примыкали различные слои интеллигенции.

Развитие капиталистических отношений требовало реформ, способных стимулировать предпринимательство в городе и деревне, а также ограничить негативное воздействие на национальное производство ростовщичества и долговой кабалы. Требовалось также ослабить зависимость страны от иностранного капиталистического рынка.

В такой обстановке в сентябре 1953 г. в Афганистане произошла смена кабинета. Новое правительство во главе с братом короля Мухаммадом Даудом предприняло шаги по развитию национальной промышленности и производительных сил.

Афганистан в период капиталистических преобразований. Конституционная реформа и внутриполитическая жизнь.

Мухаммад Дауд провозгласил политику руководимой экономики, в рамках которой были осуществлены важные преобразования государственно-капиталистического типа: усиление контроля над внешней торговлей, расширение кредитной системы путем создания новых банков, а также кредитных кооперативов, расширение программы кредитного строительства при участии государства.

Осуществленные в Афганистане к началу 1960-х гг. экономические мероприятия способствовали изживанию патриархально-феодальных пережитков в общественной жизни. Значительный по афганским масштабам рост фабрично-заводского производства и строительства расширили базу наемного труда: ускорили формирование экономических районов, складывание общенационального рынка. В то же время капиталистическая эволюция страны характеризовалась углублением общественных противоречий.

На смену правительству Дауда пришел новый Кабинет министров во главе с Мухаммадом Юсуфом, занимавшим ранее пост министра горных дел и промышленности. Было объявлено о правильности прежнего курса руководимой экономики, ее дальнейшему осуществлению. Приоритетными направлениями деятельности правительства стали меры по некоторому изменению системы государственного управления, разработке и принятию новой конституции.

В сентябре 1964 г. проект конституции Афганистана был утвержден на заседании Лоя джирги (национальный, сословно-представительный съезд), а в октябре подписан королем и вступил в силу. Новая конституция подтверждала конституционно-монархический строй Афганистана, наделяла короля верховными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Правда, теперь уже членам королевской семьи запрещалось занимать официальные посты в парламенте и в Верховном суде. В этом ее главное отличие от прежней. Гражданам Афганистана предоставлялся ряд прав: на свободу слова, печати, собраний, провозглашалось равенство граждан перед законом.

Создавался двухпалатный парламент страны, состоящий из нижней палаты (Народного совета) с избранием в него депутатов сроком на 4 года, и верхней палаты (сената), состав которого формировался на две трети из числа депутатов, назначенных непосредственно королем, и одну треть - на основе прямых выборов. По конституции король обладал правом роспуска парламента. Правительство в свою очередь было подотчетно Народному совету.

Принципиально новым для политической жизни Афганистана стало декларирование конституцией права граждан страны на создание обществ и политических партий, правда, при условии, что их деятельность не будет противоречить положениями Основного закона.

Однако возникли непредвиденные обстоятельства, резко обострившие внутриполитическую ситуацию. Общественность столицы, особенно ее радикально настроенная часть, выразила протест против ограниченности политических реформ, а особенно в связи с тем, что значительная часть объявленных прав и свобод оставалась лишь на бумаге. В октябре 1965 г. прошли многолюдные демонстрации протеста. Власти применили силу. При разгоне демонстрации было много жертв.

Тем временем парламент страны во исполнение конституционного положения об общественных организациях мучительно долго утверждал законопроект о политических партиях. Однако он так и не был утвержден королем. И все политические партии и организации, которые стали образовываться во второй половине 1960-х гг., фактически вопреки воле верховных властей страны действовали в нелегальных или полулегальных условиях. Пожалуй, единственное, что удалось провести в жизнь парламенту, это принятие нового закона о печати (в 1965 г.). В стране стали выходить частные газеты и журналы. К 1973 г. их число достигло 26.

Период с середины 1960-х до начала 1970-х гг. не привнес в афганское общество существенных изменений, которые бы способствовали улучшению социально-экономического положения в стране, стабилизации в ней общественно-политической ситуации. Налицо четко обозначились признаки общенационального кризиса.

5.3.6. Антимонархический переворот 1973 г.

Процесс политизации общественных сил афганского общества приобрел в этот период законченную форму; завершилось образование политических партий, организаций и движений. В январе 1965 г. была создана Народно-Демократическая партия Афганистана (НДПА) на базе слияния ряда марксистских кружков и других социалистических групп. На I (учредительном) съезде, состоявшемся 1 января 1965 г., было избрано высшее руководство партии из 7 человек. Генеральным секретарем НДПА стал Н.М. Тараки, его заместителем - Бабрак Кармаль. В апреле 1966 г. руководство НДПА основало свой печатный орган - газету "Хальк" ("Народ"). Страницы ее первых номеров были посвящены изложению программы партии. В качестве конечной цели НДПА провозглашалось построение нового, социалистического общества. Однако уже в мае 1966 г. дальнейший выпуск газеты "Хальк" по решению правительства был запрещен. Тем не менее сторонники НДПА и симпатизирующие этой партии создали разветвленную сеть первичных ячеек в среде студенческих организаций, в армейских подразделениях и т. д. В стране создавались и другие организации: маоистские - "Шаолен джавид" ("Вечное пламя"), социал-демократические, фундаменталистские - "Братья - мусульмане", "Мусульманская молодежь" и др.

Правящие круги страны, будучи не в силах предотвратить дальнейшее внутриполитическое размежевание общества, попытались создать проправительственную Партию прогрессивных демократов (ППД). Целью партии была объявлена борьба во имя принципов ислама, конституционной монархии, национализма и социализма. Однако такая расплывчатость идеологических установок и надсоциальность не нашли отклика в обществе. На деле ППД не стала партией, а представляла группу лиц, лично преданных М.Х. Майвандвалю. После его отставки осенью 1967 г. ППД прекратила свое существование.

Вслед за М.Х. Майвандвалем на посту премьер-министра до военного государственного переворота в 1973 г. поочередно сменилось еще три человека: Нур Ахмад Эттемади (1967-1971), Абдул Захир (1971-1972), Муса Шафик (1972-1973). Дело в том, что в сложившейся структуре власти в Афганистане полномочия премьер-министра не имели реального политического значения, поскольку его назначение осуществлялось лично королем. Поэтому даже у реформаторски настроенных деятелей из числа премьер-министров руки, по существу, были связаны. Некоторые из политической элиты страны все чаще приходили к мысли о смене режима власти и формы правления в целом. В условиях социального кризиса, с целью упреждения возможности захвата власти "снизу" (а в истории Афганистана это уже случилось) задачу по ликвидации обреченного на смену режима взяла на себя армия.

В ночь с 16 на 17 июля 1973 г. группа офицеров, возглавляемая бывшим премьер-министром, членом королевской семьи Мухаммадом Даудом, совершила бескровный государственный переворот. Монархический строй был упразднен, а Афганистан провозглашен республикой.

Бывший король Мухаммад Захир-шах, находившийся у власти почти 40 лет и пребывавший во время совершения переворота в Италии, месяцем позже отрекся от престола. Высшим органом государственной власти в стране стал Центральный комитет республики (ЦКР). В основном в него вошли руководители переворота и непосредственные участники-офицеры.

5.3.7. Афганская республика в период 1973-1978 гг. Апрельская революция

В августе 1973 г. было сформировано первое республиканское правительство. 23 августа М. Дауд по решению ЦКР становится премьер-министром и главой государства. Первые шаги правительства по реорганизации экономической, социальной и политической жизни в стране встретили в широких слоях общественности одобрение. Осуществляются меры по борьбе с коррупцией и спекуляцией, по некоторому улучшению положения рабочих и мелких служащих, по льготному налогообложению местного предпринимательства и т. п.

Был принят закон о земельной реформе, по которому помещичье землевладение ограничивалось 20 га поливных земель. Излишки земель конфисковывались и передавались крестьянам на условиях выкупа. Однако в целом землю смогли получить чуть больше 5 тыс. крестьянских семей, т. е. около 1% всего афганского крестьянства. Реорганизовывалась система просвещения и образования.

Однако через некоторое время Мухаммад Дауд стал на путь ревизии провозглашенного им же курса на социальное и демократическое переустройство Афганистана. Начиная с 1974 г. из состава Кабинета министров были удалены представители левых сил, прежде всего члены НДПА. Заметно усиливается политическая роль и влияние представителей правых и консервативных сил. Сворачивалось выполнение социальных программ и осуществление земельной реформы. Становилось все более очевидным, что М. Дауд шел к установлению в стране режима личной власти. Кроме главы государства и премьер-министра он становится также министром иностранных дел и министром обороны. В 1976 г. им инициируется идея создания правительственной партии. К концу года такая партия была образована и получила название "Партия национальной революции" (ПНР). Руководящий орган партии состоял из 5 приближенных к главе государства министров. Только эта партия получает монопольное право на политическую деятельность в стране.

Важным этапом в эволюции структуры республиканской власти явились избрание в январе 1977 г. Лой джиргой Мухаммада Дауда президентом республики и одобрение ею его конституции. Все ее содержание делало президента республики единовластным правителем Афганистана. Основной закон почти дословно относил к компетенции президента те же прерогативы, которыми ранее обладал король.

При этом, с одной стороны, провозглашались права и свободы граждан, а с другой - они лишались права создавать общества, включая профсоюзы , политические партии. Свобода слова и печати обусловливалась необходимостью предварительного получения разрешения государственных органов.

Внутриполитическая обстановка в стране к 1978 г. стала резко обостряться. Неблагоприятно для правительства складывалась и общая обстановка в стране. Частыми явлениями стали стихийные выступления населения, мятежи пуштунских племен. Участились стычки населения с полицией и армейскими подразделениями, поджоги зданий, грабежи на дорогах, акты террора. Режим Дауда перешел к прямым репрессиям против сил оппозиции.

Следствием назревшего кризиса стало убийство 17 апреля 1978 г. одного из руководителей НДПА, Мира Акбара Хайбара. Его похороны вылились в политическую манифестацию. Правительство решилось на физическую расправу с известными деятелями левой оппозиции, в первую очередь с НДПА. 25 апреля были арестованы десятки ее членов, в том числе руководители партии Н.М. Тараки и Бабрак Кармаль. К оставшимся на свободе членам НДПА поступил сигнал к вооруженному выступлению. Несколько батальонов афганской армии напали на резиденцию президента М. Дауда и дом правительства. М. Дауд в ходе завязавшегося боя был убит. Это произошло 27 апреля 1978 г. (7 саура 1357 г. по мусульманскому летоисчислению). Так произошла Апрельская революция, последствия которой растянулись на годы, ставшие одними из самых драматических и трагических во всей истории Афганистана.

10. Афганская война (12.12. 1979 – 15. 02.1989)

После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество с СССР было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего короля Закир Шаха Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27–28 апреля 1978 года воинские части, верные прокоммунистической Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), свергли и убили Дауда. Переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжающейся в Афганистане и в конце 90-х. Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказа предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируются.

НДПА представляла собой малочисленную партию интеллигенции. К тому же она была расколота на две враждовавшие фракции «Хальк» («Народ») и «Парчам «(«Знамя»). Ставший президентом лидер «Халька» поэт Нур Мухаммед Тараки начал в стране интенсивные преобразования.

Была провозглашена кампания по ликвидации неграмотности, аграрная реформа, коллективизация. Женщины смогли снять чадру. Все эти изменения вызвали недовольство мусульманского духовенства и знати. Афганское общество, за исключением тонкой прослойки горожан, оставалось по сути феодальным и не было готово к радикальным преобразованиям. Среди основного населения – пуштунов – еще сохранялась родо-племенная структура и особенно влиятельны были вожди племен.

Новая власть объявила ислам религией, отражающей интересы «эксплуататорских классов», развернула террор против духовенства. Пуштунские племена пытались разоружить (традиционно все пуштуны носили оружие), а племенную верхушку лишить власти и даже уничтожить. Крестьяне отказались от предоставляемых земельных наделов, так как не имели средств их обрабатывать, а государство не в состоянии было эти средства предоставить. Уже с лета 1978 года вооруженное сопротивление новой власти стали оказывать сторонники исламского фундаментализма, воевавшие еще против Дауда. К ним присоединились ополчения пуштунских племен. Обострились отношения Тараки и с парчамистами, многие из которых были казнены. Администрация Тараки, несмотря на террор, все больше теряла контроль над страной. В связи с неудачами испортились отношения президента и со вторым человеком во фракции «Хальк» премьер-министром Хафизуллой Амином пользовавшимся влиянием в армии. Амин был более решительным руководителем, но Москва сделала ставку на Тараки и посоветовала ему устранить соперника.

В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану. В соседнем Пакистане жили родственные афганцам племена пуштунов и белуджей, и руководители НДПА предъявляли территориальные претензии к соседу, рассчитывая при поддержке СССР занять большую часть пакистанской территории. 8 сентября 1978 года в президентском дворце охрана Тараки попыталась убить Амина, но погиб только его телохранитель. Амин поднял верные ему части кабульского гарнизона и сместил Тараки. Вскоре незадачливого президента задушили. Амин усилил террор, но власть это не укрепило. Тогда советское руководство решило его убрать. Внешне же все было нормально: Брежнев, как обычно, поздравил Амина с «избранием на руководящий пост».

И Тараки, и Амин неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в Афганистан войска. Речь шла о небольших подразделениях, призванных, в частности, обеспечить охрану руководителей и помочь вести операции против повстанцев-моджахедов. В Кремле решили иначе. 12 декабря 1979 г. Политбюро одобрило устранение Амина и последующий ввод советских войск в Афганистан. Агенты КГБ подсыпали Амину яд в пищу. Ничего не подозревавший советский врач вытащил диктатора буквально с того света. Тогда в дело пошла специальная группа КГБ «Альфа». Ее бойцы вместе со спецназом Главного разведывательного управления прибыли в афганскую столицу якобы для охраны Амина.

В ночь на 27 декабря 1979 года они взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула, уничтожив Амина вместе с семьей, приближенными и несколькими десятками солдат охраны. Позднее ТАСС объявит, что диктатора убили «здоровые силы афганской революции».

На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. В их обозе вернулся на родину новый лидер фракции «Парчам» Бабрак Кармаль. Ввод войск оправдывался некоей 2 внешней агрессией против Афганистана» и настоятельными просьбами «законных афганских властей». С законностью, правда, вышла неувязка. Ведь до советского вторжения «законной властью» был Амин. Его, однако, посмертно объявили агентом ЦРУ, а правительство – «кровавой кликой». Советская пропаганда так и не смогла внятно разъяснить мировой общественности, кто же именно пригласил наш ограниченный контингент, численность которого временами достигала 120 тыс. человек. Зато в СССР распускались слухи, будто советские солдаты лишь на несколько часов опередили американский десант, который должен был высадится в Кабуле и (хотя на тысячу миль от Афганистана не было ни войск, ни базы США). В связи с вводом частей Советской Армии в Афганистан в Москве ходил такой анекдот. «Как теперь следует называть татаро-монгольское иго?» – «Ввод ограниченного контингента татаро-монгольских войск на Русь для защиты от литовской угрозы».

14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода сотских войск из Афганистана. СССР и его союзники оказались в изоляции. Эпоху «разрядки» опять сменила 2 холодная война». Против агрессии протестовали и в Советском Союзе. Известный правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров открыто выразил свое несогласие и был отправлен в ссылку в Горький (Нижний Новгород).

Советское руководство было уверено, что за несколько месяцев все проблемы будут решены. Однако ограниченный контингент не смог изменить ситуации в стране. Большинство населения воспринимало Кармаля как марионетку, сидящую на советских штыках. Таявшая от дезертирства афганская правительственная армия удерживала при советской поддержке только столицу и провинциальные центры. Повстанцы контролировали всю сельскую местность, гористую и труднодоступную. Моджахеды получали помощь от пуштунских племен Пакистана, а перекрыть афгано-пакистанскую границу, представлявшую собой условную линию в горах со множеством троп, было невозможно. Спасаясь от войны, в Пакистан и Иран ушло 4 млн. беженцев. Рейды советских войск против партизан, как правило, были не удачны. Моджахеды растворялись в горах. Повстанцы обстреливали советские транспорты, нападали на небольшие отряды и гарнизоны. Некоторые группировки, в частности концентрировавшаяся в Панджшерской долине армия таджикского полевого командира Ахмад Шаха Массуда, вели успешные бои и с целыми советскими дивизиями, неоднократно пытавшимися уничтожить «льва Панджшера».

К середине 80-х годов стала очевидна бесперспективность советского военного присутствия в Афганистане. В 1985 году после прихода к власти Горбачева, Кармаль был заменен на бывшего главу службы безопасности Наджбуллу. Он представлял более многочисленную фракцию «Хальк» и имел репутацию жестокого, изворотливого человека. Наджбулла пытался найти опору режиму как среди части пуштунских племен, так и среди народностей севера. Здесь, однако, он смог опереться только на узбекскую дивизию генерала Рашида Дустума. Кабульское правительство полностью зависело от советской военной и продовольственной помощи. США, в свою очередь, активизировали помощь повстанцам, начав поставку им зенитных ракет «Стингер». Было сбито несколько советских самолетов и вертолетов и поставлено под сомнение их абсолютное господство в воздухе. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить. 14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании и объявлено, что советские войска покинут страну.

15 февраля 1989 года командующий ограниченным контингентом генерал Борис Громов последним перешел пограничную реку Пяндж. По официальным, скорее всего значительно заниженным, данным, потери советских войск в Афганистане составили около 14 тыс. погибших. Афганские потери, главным образом среди мирного населения, были несопоставимо выше. Многие кишлаки авиация сравнивала с землей и сжигала напалмом, а мирных жителей расстреливали за действия партизан. Точных данных нет, но ясно, что погибло более миллиона афганцев.

После вывода войск советская сторона продолжала оказывать Наджибулле массированную военную помощь. Горбачев говорил: «Важно, чтобы этот режим и все его кадры не были сметены дотла…» После августовского путча 1991 года распада СССР наступила развязка. В марте 1992 года против лишившегося советской поддержки Наджибуллы восстал Рашид Дустум и занял Кабул. Бывший диктатор укрылся в миссии ООН. В Афганистане началась война различных этнических и политических группировок, прежде объединенных борьбой с просоветским режимом. Она продолжается и в конце 90-х годов. В 1996 году отряды религиозного исламского движения «Талибан», опирающегося на пуштунское население, заняли Кабул. Наджтбулла был схвачен в помещении миссии ООН и повешен.

Ответу на этот вопрос. Указанные два обстоятельства повлияли на работы М.И. Семиряги. Г.Л. Розанова, Л.А. Безыменного. О.А. Ржемевского, А.М.Самсонова, А. О. Чубарьяна и других исследователей, посвященные анализу внешней политики СССР накануне второй мировой войны. Заслуживают внимания исследования В. Петрова. А. Донгарова об обстоятельствах советско-финской войны 1939 - 1940 гг.. В. Абаринова о...

дный характер. Изучение особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, ...

Афганистан в годы войны и после нее

Политика и позиции нового Афганистана всерьез определяются с 1992 г., когда активное вмешательство держав в дела этой многострадальной страны решительно кончилось. От того, склонится Афганистан к исламскому фундаментализму типа иранского или изберет иной путь развития, будет кое-что зависеть и в ориентации тюркско-исламских республик бывшего Советского Союза. Какова же ситуация в Афганистане?

В середине нашего века, когда лишенная своих владений в Индии Англия перестала играть сколько-нибудь заметную роль в афганских делах, а попытавшиеся было потеснить ее на Среднем Востоке немцы потерпели поражение в войне, СССР превратился в главного и наиболее влиятельного соседа этой страны, о чем уже упоминалось. Соседство такого рода сыграло свою роль и в сфере экономики (участие СССР в строительстве ряда важных промышленных объектов), и в области политики (основанный на договоре 1931 г. дружественный по отношению к нашей стране нейтралитет Афганистана), и в идеологической ориентации. После ликвидации монархии правительство М. Дауда явственно ориентировалось на советскую помощь и содействие, хотя и не очень-то стремилось открыть дорогу к власти для радикальных групп. Курс на неприсоединение и независимость страны был зафиксирован в конституции 1977 г., закрепившей в стране (ныне ок. 19 млн. населения) парламентарный однопартийный режим, президентское правление. Однако контроль над армией Дауд установить не сумел. Многие армейские части оказались под руководством радикально настроенных офицеров, что и привело к военному перевороту в апреле 1978 г., в результате которого власть перешла к Революционному совету, возглавленному лидерами бывшей до того на полулегальном положении Народно-демократической партии Афганистана (НД ПА).

В апреле 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан, а в декабре того же года между этой республикой и СССР был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, ознаменовавший качественно новый этап во взаимоотношениях между двумя странами. Новое качество сводилось к тому, что Советский Союз как бы брал на себя роль политического гаранта существования ДРА. В том, что такая роль была жизненно необходимой для новой республики, можно убедиться при знакомстве с последующим ходом событий. Дело в том, что к радикальным преобразованиям Афганистан не был готов. Отсталая экономика, низкий исходный уровень развития, социально-психологическая неподготовленность населения к трансформации, да к тому же еще и глубокие корни ислама, препятствовавшие распространению марксистскосоциалистических идей и идеалов (при всем том, что сами мусульмане часто и охотно говорят о социализме, нельзя не заметить, что для правоверных все это имеет значение лишь постольку, поскольку основой основ продолжает оставаться ислам, пусть даже чуть перекрашенный в социалистические тона), – все это сужало социальную базу НДПА до минимума. Опереться внутри страны этой партии с ее радикальными установками было почти не на кого – и альтернативой стала опора на СССР.

Но и это еще не все. Внутри НДПА существовала устойчивая вражда между двумя составляющими ее фракциями – Хальк и Парчам. Вражда была, что называется, не на жизнь, а на смерть. Несмотря на все попытки сверху и со стороны (имеется в виду СССР) погасить ее, она продолжала пылать. В огне жестокой борьбы погибли многие сотни, если не тысячи членов НДПА, что не только ослабило партию, но и создало обстановку внутренней нестабильности в стране. В сентябре 1979 г. руководитель НДПА и Революционного совета Н. Тараки был свергнут и уничтожен его соперником X. Амином, после чего была развернута кампания преследования сторонников Тараки. Похоже на то, что Амин склонен был противопоставить поддержке СССР какую-либо иную внешнюю силу. Это и сыграло роковую роль в его судьбе: в декабре 1979 г. в Кабул были введены советские войска, президентский дворец был окружен, Амин убит, а во главе НДПА и Революционного совета стал еще недавно бывший послом ДРА в Чехословакии Б. Кармаль.

С этого момента Афганистан оказался в огне войны, которая длилась свыше 13 лет. Речь идет как о гражданской войне, так и о войне с введенными в Афганистан советскими войсками, численность которых была для этой страны достаточно внушительной – около 100 тыс., не говоря уже о техническом оснащении и армейской выучке. Введение советских войск в Афганистан было не только ошибкой, но и грубым политическим просчетом, а фактически – преступлением бывшего советского руководства, привыкшего полагаться на силу.

Нежелание познакомиться со страной и ее историей, пренебрежение к реальности привели к бессмысленной гибели нескольких десятков тысяч жизней советских солдат, не говоря уже о миллионе, если не больше, уничтоженных современным оружием афганцев, о бесчисленных страданиях афганского народа. Кроме того, введение советских войск не только оттолкнуло от СССР большинство афганцев, но и еще резче выявило слабость социальной базы правительства в Кабуле. Запоздалые попытки выправить перекосы времен Тараки и Амина не дали заметных результатов, как и замена Кармаля новым президентом страны Наджибуллой и срочная институпионализация власти (новая конституция, созыв парламента, призыв к многопартийному сотрудничеству на широкой политической основе и т.п.). Все эти реформы, равно как и укрепление достаточно хорошо оснащенной и обученной армии ДРА, позволили НДПА удержаться у власти. Но дни ее были сочтены.

Длительная война привела к неслыханным разрушениям, к уничтожению сотен и тысяч деревень, к разрушению городов, к массовой миграции населения (до 3–5 млн. афганцев находились в качестве беженцев в соседних Пакистане и Иране). Но главное – она вызвала резкий рост сопротивления, рост национализма в Афганистане, многократное усиление позиций различного рода фувдаменталистских, исламско-националистических и монархических политических течений, которые в ходе вооруженной борьбы выявили себя в рамках различного рода племенных и политических группировок. Как известно, борьба завершилась в 1992 г. капитуляцией лишившегося поддержки извне правительства в Кабуле. Силы вооруженной оппозиции заняли столицу Афганистана и установили свою власть в стране. Как будут развиваться события дальше, покажет будущее. Можно надеяться, что противостоящие друг другу вооруженные группировки все же в состоянии найти общий язык. Но одно можно сказать со всей определенностью: годы войны оказали сильнейшее воздействие на судьбы Афганистана. И едва ли не важнейшим результатом войны следует считать рост позиций исламского фундаментализма.

Из книги Солдаты последней империи (Записки недисциплинированного офицера) автора Чечило Виталий Иванович

Афганистан до войны Не знаю, как сейчас, но до самого вторжения отношение афганцев к «шурави» было вполне дружественным. Советско-афганская граница на значительном протяжении была установлена по рекам Аму-Дарье и Пянджу. Ежегодные паводки с гор регулярно разрушали

Из книги Россия и русские в мировой истории автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

Восточный вопрос в годы войны и после Победы Главные побудительные причины мировой политики хороп проясняет эволюция в ходе Второй мировой войны с 1942 по 1945 г проектов послевоенной конфигурации мира и отношения к возмож ным геополитическим очертаниям сферы влияния

автора Медведев Рой Александрович

Первые годы после войны В первые годы после войны проведение внешней политики СССР оставалось главной заботой Молотова, хотя по своим личным качествам он мало подходил для работы на дипломатическом поприще. Молотову приходилось не раз выезжать в Нью-Йорк для участия в

Из книги Ближний круг Сталина. Соратники вождя автора Медведев Рой Александрович

Первые годы после войны После войны Ворошилов почти полностью отошел от военных дел. Как член Политбюро и Бюро Совета Министров СССР он получил новое поручение – возглавил различные управления по культуре. Надо сказать, что Ворошилов иногда «курировал» культуру и до

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Афганистан - начало войны 6 января 1929 года родился Бабрак Кармаль - председатель Революционного совета Демократической Республики Афганистан в 1979–1986 годах, возглавивший страну в результате ввода советских войск в Афганистан. «Это была не война, а оккупация, которая

Из книги История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I автора Гордеев Андрей Андреевич

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ КАЗАКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ После окончания Ливонской войны казаки возвратились на Дон, и перед ними встал их главный вопрос - война против Крыма и овладение Азовом, их собственностью, из которого казаки были изгнаны турками. Вместо

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

§ 13 Латинская Америка после Войны за независимость (20-90-е годы XIX в.) Во второй трети XIX в. в латиноамериканском регионе происходило становление национальных государств, буржуазные отношения постепенно становились наиболее динамичным системообразующим укладом. В

Из книги За кулисами тайных событий автора Ставицкий Василий Алексеевич

Глава 8. В.Алексеев. Афганистан: тайные тропы войны Особой заботой Центрального Разведывательного управления США в середине 90-х годов были поставки оружия в Афганистан. Это была не простая задача. Но благодаря усилиям тогдашнего директора ЦРУ Кейси эти тайные операции

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

Расположенный в сердце Азии Афганистан давно уже привлекал внимание специалистов своими древностями, но лишь после второй мировой войны здесь начались широкие археологические работы. Они выявили многие памятники прошлого и позволили наметить эволюцию древних

Из книги Ганнибал автора Лансель Серж

Ганнибал при дворе Антиоха в годы «холодной войны» с Римом (195–192 годы) Тир встретил Ганнибала радушно; здесь он завел ряд знакомств, впоследствии оказавшихся весьма полезными. Но задерживаться здесь он не стал и вскоре отправился в Антиохию, где намеревался встретиться с

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

14.3. Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40–80-е годы) Общая характеристикаВ этом периоде истории советского общества, как и в предыдущем, можно выделить ряд этапов. Первый из них - годы второй мировой войны. На этом этапе советской

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Афганистан, 1978–1980 годы Проблема ответственности. Поручение съезда Еще в июне 1989 года после спонтанной и острой дискуссии на Первом съезде народных депутатов СССР было принято решение: «Съезд поручает Верховному Совету СССР выработать политическую оценку принятого в

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 6 ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ НЕЕ Объявление Англией войны с Германией в августе 1914 г. оказало большое воздействие на развитие событий в Индии. Она автоматически была вовлечена в войну на стороне метрополии и ее союзников. Вместе с тем руководство

автора Воложанин К. Ю.

Тема 7 Сибирь в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918–1920

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Тема 10 Сибирь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 годы Формирование военно-промышленного комплекса Сибири (30-е – первая половина 40-х годов XX века) Формирование и развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) всегда относилось к числу наиболее приоритетных

Из книги Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века автора Щербакова Ирина Викторовна

«Лишь бы не было войны» Жизнь северной глубинки после войны Ольга Онучина Школа № 2, г. Няндома, Архангельская область, научный руководитель Г.Н. Сошнева Военное детствоГерои моего исследования родились и выросли в северной глубинке, а детство их пришлось на Великую

После Второй мировой войны Афганистан оставался отсталой аграрной страной с монархической формой правления.

В 1973 году в результате военного переворота шах был свергнут и Афганистан был объявлен республикой.

Во внешней политике наиболее тесные отношения поддерживались с СССР, Саудовской Аравией и Ираном.

В апреле 1978 года был произведен государственный переворот, и пришедший к власти Революционный Совет провозгласил в стране Демократическую Республику Афганистан. Руководство Афганской Народно-демократической партии попыталось построить в стране социалистическое общество по советскому образцу. Это обострило внутрипартийные противоречия. Земли помещиков были конфискованы и розданы крестьянам, женщинам были предоставлены равные с мужчинами права, введено бесплатное начальное образование.

Политический противник лидера АНДП Н. Тараки западник Г. Амин произвел государственный переворот, после чего в декабре 1979 года в Афганистан вошли советские войска. У руля власти поставили Б. Кармаля, который продолжил курс на «построение социализма». Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году был отрицательно воспринят мировой общественностью:

  1. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию с требованием вывести советские войска из Афганистана.
  2. Многие страны бойкотировали летние Олимпийские игры 1980 года в Москве.
  3. США отказались продавать зерно СССР.
  4. Сенат США приостановил ратификацию советско- американского договора о сокращении стратегических вооружений.

В 1988 году в Женеве при посредничестве ООН был подписан договор, по условиям которого:

  • Афганистан и Пакистан обязались не вмешиваться во внутренние дела друг друга;
  • обязались создать условия для возвращения беженцев;
  • отказались от военной интервенции;
  • советские войска должны были покинуть Афганистан.

Но вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 года еще более осложнил положение в стране. Для прекращения войны, которая разгорелась между моджахедами, высшая власть в стране была передана Совету Джихада (Политическому Совету). Но и это не стабилизировало обстановку в стране.

В 1995 году на сцену вышло движение «Талибан», поддержанное Пакистаном. В 1999 году талибы взяли под свой контроль территорию всей страны.

Талибы предоставили убежище Усаме Бин Ладену, объявленному Соединенными Штатами «террористом №1». Это стало удобным поводом для США и его союзников, чтобы организовать в 2001 году вооруженную интервенцию в Афганистан. В результате военных действий осенью и зимой того же года режим «Талибана» пал. Власть перешла к Гамиду Керзаи, который при поддержке США в 2004 году был избран президентом страны.

Вторая мировая война неблагоприятно отразилась на экономическом положении Афганистана. Были нарушены его экономические связи с внешним рынком. Засухой 1943-1944 гг. и продовольственным кризисом 1944-1945 гг. был нанесен большой ущерб сельскому хозяйству. Политическая ситуация в Афганистане серьезно обострилась в 1944 и 1945 гг. в связи с вооруженными антиправительственными выступлениями отдельных пуштунских племен, недовольных налоговой политикой властей.

В 1946 г. к власти пришел новый кабинет во главе с Шах Махмудом Ханом (Shah Mahmud Khan), дядей короля Мухаммада Захира Шаха (Mohammed Zahir Shah). Его программа была рассчитана на получение внешней экономической и финансовой помощи, в основном американской. Ее предполагалось использовать для создания ирригационной системы на юге Афганистана, в бассейнах рек Гильменд (Helmand) и Аргандаб (Arghandab).

Со сменой кабинета появились новые веяния в общественно-политической жизни, в основе которых лежали декларации короля и нового премьера о демократии и реформах. Правительство выпустило из тюрем и вернуло из ссылки политических заключенных, осужденных еще в довоенный период. Были объявлены свободные выборы в парламент.

Это важно!

В этот период сформировались оппозиционные общественные движения, основные требования которых включали отмену экономических привилегий крупных монопольных торговых объединений, демократизацию общественной жизни, принятие новой конституции, предоставление более благоприятных возможностей для деятельности средней и мелкой буржуазии.

Первой, в 1947 г., возникла политическая организация «Виш заль- миян» («Пробудившаяся молодежь»). В ее рядах были представители мелкой буржуазии, чиновничества, интеллигенции, служители культа. Вслед за ней начали складываться другие либерально-демократические оппозиционные группировки - «Ватан» («Родина») во главе с видным деятелем младоафганского движения историком Мир Гуламом Мухаммадом Губаром (Mir Ghulam Muhammad Ghubar) и «Нида-и хальк» («Глас народа»), чьим руководителем был Абдуррахман Махмуди (Abdul Rahman Mahmudi).

Основной формой политической борьбы либеральных демократов на рубеже 1940-1950-х гг. стала их парламентская деятельность. В 1949 г. прошли относительно свободные выборы в парламент, и в нижней палате образовалась группа депутатов от оппозиции, объединившихся в Национальный фронт. Их основные требования во многом определили главные направления политической борьбы различных общественных сил на последующем этапе.

Активность оппозиционных группировок достигла апогея в мае 1952 г. На выборах в парламент, состоявшихся в апреле того года, ни один из кандидатов от оппозиции не получил депутатского мандата. Тогда лидеры оппозиции организовали в Кабуле массовую демонстрацию протеста против фальсификации результатов выборов. В ответ власти развернули широкое наступление на оппозиционное движение. Были закрыты частные газеты, оппозиционные силы разгромлены, а их руководители арестованы и посажены в тюрьмы.

В начале 1950-х гг. Афганистан интенсивно вовлекался в мировую политику. В поисках своей ниши в ней он вернулся к традиционной стратегии балансирования между великими державами - СССР и заменившими Великобританию США, стараясь не поступаться принципами нейтралитета. При этом расклад сил в регионе оказался неблагоприятным для Афганистана. Если со стороны северного соседа (СССР) он мог рассчитывать на благожелательную позицию, то западный сосед (Иран) демонстрировал традиционно прохладное отношение, а на юго-востоке в 1947 г. появилось государство (Пакистан), связи с которым долгое время были неровными, зачастую враждебными.

В последние годы британского колониального господства в Индии Кабул предложил Лондону решить проблему самоопределения пуштунов, населявших пограничные с Афганистаном северо-западные районы. При этом афганцы заявили об отсутствии притязаний на эти территории, настаивая лишь на праве пуштунов самоопределиться и создать свое государство - Пуштунистан. После появления на карте Пакистана Кабул вступил в переговоры с его властями. Однако те проигнорировали требования афганцев, что послужило причиной возникновения острых противоречий между двумя странами.

В 1949 г. Кабул заявил о непризнании «линии Дюранда» (навязанной британскими колонизаторами в 1893 г. линии разграничения между Афганистаном и британскими владениями в Индии) в качестве государственной границы с Пакистаном. Афганистан стал поддерживать движение зарубежных пуштунов за самоопределение. В 1949 г. в Кабуле собралась Лоя джирга (Великое собрание) для решения вопросов отношений с Пакистаном, которая одобрила политику всемерной поддержки пакистанских пуштунов и их требований о создании «свободного Пуштунистана».

В начале 1950-х гг. в роли посредника в афгано-пакистанском конфликте выступали США. При этом стратегические цели Вашингтона шли дальше пуштунской проблемы. Уговаривая Кабул отказаться от его требований к Пакистану, они пытались вовлечь Афганистан в планируемый ими военный блок. Однако Афганистан не выразил готовности присоединиться к стратегическим планам Запада в регионе. Для молодого поколения афганской элиты показалась весьма привлекательной формировавшаяся в те годы концепция неприсоединения стран Азии и Африки к различным военным блокам. Его представители считали, что назрела необходимость пересмотра старых ориентиров внешней политики.

В условиях обострившихся экономических неурядиц и общей внутриполитической нестабильности правительство Шаха Махмуда Хана в сентябре 1953 г. подало в отставку.

Пост премьер-министра занял двоюродный брат короля генерал М. Дауд (М. Daud). Программа его правительства была ориентирована на содействие развитию капиталистических отношений при расширяющемся участии государства в экономической деятельности. В ее основе лежала политика «руководимой экономики».

В начале 1950-х гг. Афганистан продолжал испытывать серьезные экономические трудности, что вынудило его обратиться за помощью к США: в 1953 г. Кабул запросил кредит в 36 млн долл, на ряд экономических проектов. Из Вашингтона было получено в 1954 г. лишь 18,5 млн, причем исключительно на финансирование затянувшегося Гильмендского ирригационного проекта.

Очередная попытка Кабула попросить у США экономическую и военную помощь, предпринятая в 1954 г., вновь натолкнулась на отказ. И тогда М. Дауд решил обратиться к Советскому Союзу. Активизация связей с СССР имела тем большее значение для Афганистана, что в 1954 г. между США и Пакистаном был подписан договор об оказании американской военной помощи последнему, что было расценено Кабулом как угроза его национальной безопасности. В 1954 г. правительство М. Дауда объявило о прекращении действия англо-афганского договора 1921 г. При этом Кабул подтвердил свою готовность решать проблему Пуштунистана путем переговоров.

Год спустя, в 1955 г., Афганистан отказался вступить в только что созданный под эгидой США и при участии Великобритании Багдадский пакт (позже переименованный в СЕНТО после выхода из него Ирака) и принял участие в Бандунгской конференции неприсоединившихся государств Азии и Африки.

Поддерживаемый Западом Пакистан объявил об административных реформах, которые вели к ликвидации населенной пуштунами Северо- Западной пограничной провинции и создании единой провинции «Западный Пакистан». В ответ на акции протеста в Кабуле Пакистан в мае 1955 г. закрыл все афганские консульства и торговые представительства, запретил транзит товаров в Афганистан через пакистанскую территорию. В ноябре 1955 г. в Кабуле состоялось заседание Лоя джирги, которая обсуждала вопрос о появлении в Пакистане новой административной единицы и последствиях этого события для зарубежных пуштунов. Джирга единогласно одобрила курс правительства в вопросе о Пуштунистане и потребовала от пакистанских властей предоставить пуштунам право на самоопределение. Афганское правительство объявило о введении в стране чрезвычайного положения и всеобщей мобилизации.

В это трудное время Афганистан и обратился за помощью к Советскому Союзу, направив в мае 1955 г. делегацию в Москву. В июне того же года был подписан советско-афганский договор о транзите товаров через территорию обеих стран. И хотя Пакистан вскоре согласился снять ограничения на внешнеторговые операции Афганистана, отношения между двумя странами оставались напряженными.

В декабре 1955 г. в Кабул с визитом прибыла советская правительственная делегация во главе с председателем Президиума Верховного совета СССР Н. А. Булганиным и главой правительства Н. С. Хрущевым. В результате переговоров было принято решение о продлении на десять лет срока действия Договора 1931 г. о нейтралитете и взаимном ненападении. При этом советские руководители поддержали позицию Афганистана по вопросу Пуштунистана. Советский Союз предоставил Афганистану кредит в размере 100 млн долл, на льготных условиях (2% годовых, срок погашения - 30 лет) на развитие экономики.

В 1956-1957 финансовом году началось осуществление первого пятилетнего плана, предусматривавшего развитие сельского хозяйства, электроэнергетики, добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также систем просвещения и здравоохранения. Значительную часть ассигнований предполагалось покрыть за счет иностранной финансовой помощи, около 70% которой (115 млн долл.) было предоставлено в виде кредитов Советским Союзом. При содействии СССР в стране началось строительство крупных экономических объектов, составивших основу государственного сектора.

В 1956 г. было подписано советско-афганское соглашение о поставках вооружений Афганистану на сумму 32,4 млн долл., благодаря чему Москва получила возможность непосредственно участвовать в подготовке афганских вооруженных сил. Уже в начале 1960-х гг. в афганской армии появились советские технические советники, а в советских военных учебных заведениях - первые группы афганских курсантов.

Возраставшая советская экономическая экспансия в Афганистане вызывала тревогу у Запада, опасавшегося того, что страна может окончательно оказаться в советской зоне влияния. Поэтому Вашингтон активизировал свои связи с Афганистаном, разработав долгосрочные программы в области образования, строительства дорог с твердым покрытием, аэропортов, ирригационных сооружений.

Улучшившиеся афгано-американские отношения были закреплены взаимными визитами на высоком уровне. В июне 1959 г. США посетил М. Дауд. В том же году Кабул посетил с визитом американский президент Д. Эйзенхауэр, который на встрече с королем и премьер-министром подтвердил намерение продолжать оказывать технико-экономическую помощь Афганистану.

Однако во второй половине 1950-х гг. еще большее развитие получили связи с СССР. М. Дауд трижды приезжал в Москву с визитами - в 1956, 1959 и 1961 гг. В 1957 и 1962 гг. Советский Союз посетил король Мухаммад Захир Шах. В 1960 г. в Кабул приезжал Н. С. Хрущев.

Между тем режим М. Дауда к концу своего правления столкнулся с проблемами, нерешенность которых в конце концов привела к его отставке. Наиболее серьезной из них были отношения с Пакистаном. Будучи убежденным пуштунским националистом, М. Дауд занимал жесткую позицию политической и военной конфронтации с Пакистаном. И хотя конфликт 1955 г. между двумя странами был улажен с помощью США, Ирана и Египта, премьер-министр не изменил своему курсу. Тем самым он нажил себе немало противников среди проамерикански настроенной части политической элиты Кабула, недовольной к тому же его сближением с Москвой.

В августе 1961 г. Пакистан заявил о закрытии своих консульств в Джалалабаде (Jalalabad) и Кандагаре (Kandahar). В ответ Кабул заморозил дипломатические отношения с Пакистаном и закрыл границу. Это повлекло за собой быстрый рост объема и масштабов советско-афганских торговых и экономических связей, что не могло не вызвать беспокойства Вашингтона. США давно уже использовали тезис «угрозы с севера» в своих отношениях с Афганистаном, и на сей раз они увидели реальные, как им казалось, основания для своих опасений.

Становилось все более очевидным, что проблема Пуштунистана «перегрелась». Внутри правящей верхушки созрел консенсус относительно необходимости выработки приемлемого решения. В качестве первого шага на пути к нормализации отношений с соседом рассматривалось возобновление дипломатических связей и открытие границы. Это понимал и М. Дауд, согласившийся уйти в отставку и тем самым дать возможность пришедшему ему на смену правительству разработать новый курс в отношении Пакистана. В мае 1963 г. король принял его отставку.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»