Самые первые танки. Первые танки Первой мировой войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Полковник В. Нестёркин

В сентябре 2016 года исполняется 100 лет с начала боевого применения танков. Это произошло во время Первой мировой войны. Танки первый раз приняли участие в боевых действиях на стороне англичан в операции на р. Сомма 15 сентября, а затем, почти через полгода, в апреле 1917-го их применили французы в сражении под Краоном. В Германии первоначально недооценили значение танков. Время было упущено, и до конца войны там было произведено всего около 100 бронированных гусеничных боевых машин. Таким образом, боевые действия на р. Сомма стали отправной точкой, с которой отсчитывается появление нового вида вооружения - танков.

Британский танк "Марк-1"

Боевой эффект от английских машин на Сомме тогда оценивался весьма неопределенно, хотя следует отметить, что и количество танков, принимавших участие в боевых действиях, было небольшим - на фронте шириной 10 км действовало всего 18 машин. Англичане продвинулись вперёд на 4-5 км, но полностью задачу прорыва решить не удалось. Тактический успех не был развит в оперативный. Те танки производили в основном психологический эффект. Современники писали, что немцы "чувствовали себя совершенно беззащитными перед лицом этих страшилищ, которые карабкались на бруствер окопов, постоянно поливая их пулеметным огнем. За ними следовали небольшие группы пехоты, забрасывавшие траншеи ручными гранатами". Но в целом танки успешно выполнили роль противодействия пулеметному огню (потери в живой силе у англичан в той наступательной операции были почти в 20 раз меньше, чем в аналогичных условиях ранее) и явились средством прорыва обороны, хотя и не были надежны с технической точки зрения (из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, 17 танков вышли из строя из-за технических неполадок, из 32 начавших атаку пять застряло в болоте и еще девять вышли из строя также по техническим причинам). Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться в глубь обороны на 5 км.

Серьезной предпосылкой того, что необходим новый вид вооружения, стало положение на фронтах. В 1915 году Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. Но, отразив прорыв германских армий, русские войска вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. На Западном фронте обе стороны вели также стратегическую оборону. Боевые действия перешли в стадию окопной войны. Противники окружили себя рядами колючей проволоки, оборудовали укрытия для пушек и пулеметов. Любая атака стоила больших людских потерь, несоизмеримых с некоторыми достигаемыми результатами. Окопная война зашла в тупик в значительной мере в связи с появлением пулеметов.

Многие военные специалисты считали, что помочь решить эту проблему помогли бы бронированные боевые машины. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и разнообразные бронеавтомобили, успешное применение которых подтверждало их значимость. Однако они имели существенный недостаток: проходимость тяжелых машин на поле боя была низкой.

Чтобы справиться с трудной задачей, военные инженеры предлагали устанавливать на эти боевые средства вместо колесного автомобильного шасси, гусеничное. К тому времени подобные механизмы уже активно производились в различных странах (использовались на гусеничных тракторах) и технологии изготовления гусениц в целом были отработаны. В военное ведомство Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу.

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был организован специализированный Комитет по сухопутным кораблям. Создание этой организации курировала Военно-морская авиационная служба, у которой был свой интерес к бронированным боевым машинам. Они были необходимы для охраны континентальных военно-морских баз.

Окончательное решение о постройке танков было принято в 1915 году, а первый прототип боевой машины был готов в 1916-м. Танком, то есть "баком" (от английского tank - цистерна, бак, резервуар), это средство назвали для того, чтобы дезинформировать противника при его транспортировке по железной дороге. После успешных испытаний был выдан первый заказ на 100 машин и приступили к их производству. Это был танк "Марк-1" (иногда его именуют Мк.I) - довольно несовершенная, даже по тем временам, боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - танк-"самка" ("женщина", от английского female tank) боевой массой 27,43 т и танк-"самец" ("мужчина", от английского male tank) массой 28,45 т. Впоследствии длительное время использовался термин male tank в значении "пушечный танк".

В профиль Мк.1 имел необычную ромбовидную форму. Это должно было обеспечить наибольшую длину гусеницы, что позволяло бы преодолевать проволочные заграждения и широкие окопы (2,7-3,5 м), которые преобладали на полях сражений того периода войны. Броня боевой машины защищала от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадании самого снаряда.

Применение такой формы корпуса делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой общей высоты). В связи с этим основное вооружение было размещено в спонсонах по бортам танка (спонсон - корабельный термин, обозначающий участок верхней палубы, выступающий за линию борга). Компоновка машины не предполагала четкого разделения ее на отделения. Двигатель с трансмиссией, устанавливаемые в длину, занимали значительную часть объема внутреннего пространства. Они отделялись от бортов и спонсонов с вооружением проходами. В лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка (младший лейтенант - лейтенант) выполнял также функции стрелка из лобового пулемета (иногда помощника водителя) и размещался, как и сам водитель, в отделении управления слева, водитель - справа. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на "самцах") либо два пулеметчика (на "самках"), а в проходах в кормовой части корпуса находились двое помощников водителя. В ряде случаев в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка (у радиатора), из личного оружия защищать кормовой сектор танка от пехоты противника.

На танках-"самцах" основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки с длиной ствола 40 клб. Каждая представляла собой доработанный в 1915 году вариант скорострельного морского орудия (принятого на вооружение еще в 1885-м). Обе пушки монтировались в спонсонах на тумбовых поворотных установках. К вращающейся части крепились цилиндрические броневые щиты, закрывавшие амбразуру спонсона. Наведение орудия осуществлялось при помощи плечевого упора, без каких-либо механизмов. Наводчик орудия каждого борта находился слева от него, и его положение ограничивало углы горизонтального наведения. Полный боекомплект орудий включал 334 (в некоторых образцах 207) унитарных выстрела, которые находились в укладках в нижней части спонсонов и на специальных стеллажах. Максимальная дальность стрельбы пушек составляла 6 860 м, а эффективная - около 1 800 м.

За пушками устанавливались два 7,7-мм пулемета "Гочкисс" с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов такой пулемет размещался в его лобовой части, а в некоторых случаях еще один устанавливался на корме. "Гочкисс" был съемным и вел огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Танки варианта "самка" вооружались только четырьмя 7,7-мм пулеметами "Виккерс", которые имели водяное охлаждение стволов. Это оружие монтировалось на тумбовых установках с поворотными щитами, подобными защите 57-мм орудий. Углы наведения пулеметов обеспечивали в целом значительный сектор обстрела, ограничиваемый лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Патроны для них хранились в снаряженных лентах по 320 штук, при этом полный боекомплект составлял 5 760 штук для male tank и 30 080 для female tank.

Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которого в разных частях танка были предусмотрены закрывавшиеся броневыми крышками порты (амбразуры). Из-за малоподвижности боевой машины и наличия закрытых секторов обстрела для основного вооружения личному оружию экипажа отводилась важная роль в качестве средства защиты в ближнем бою.

Основным средством наблюдения за местностью для экипажа были смотровые лючки в различных частях корпуса, которые закрывались броневыми крышками, позволявшими в некоторых пределах регулировать смотровую щель. Кроме этого, у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за сложности пользования ими в боевых условиях от них вскоре отказались. С внутренней стороны смотровые щели закрывались защитным стеклом, но последнее при обстреле легко разбивалось, и танкисты часто получали ранения от их осколков или брызг свинца, попадавших через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней и внешней связи в танке не имелось. Для внешней связи пытались использовать различные визуальные средства - флажки, фонари, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными. На некоторых танках применялась голубиная почта, но птицы плохо переносили условия внутри машины и погибали. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через разматываемый с танка кабель, но его длина оказывалась недостаточной. Единственно надежным, но, естественно, опасным средством была связь через пеших посыльных.

На Mk.I в средней части корпуса устанавливался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 13 л и максимальной мощностью 105 л/с, позволявший двигаться по шоссе со скоростью до 6,4 км/ч. Два топливных бака емкостью по 114 л размещались по бортам в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотеком. Заправки бензина хватало на 38 км шоссейной дороги. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда один из членов экипажа вручную переливал бензин бутылкой из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

На танке устанавливались три коробки передач: главная двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями и две бортовые (также двухступенчатые)" которые соединялись между собой дифференциалом. В управлении трансмиссией принимали участие одновременно три-четыре человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Задние колеса выполняли в танке роль поворачивающего механизма. В одном из боев колеса были отбиты снарядом, но боевая машина не потеряла управляемости. После этого задние колеса на танки не устанавливали.

Танки Mk.I выпускались в 1916-1917 годах. Всего было произведено 75 единиц каждого вида.

Основные размеры танка (в мм): длина 8060 без задних колёс, 9910 с колесами, ширина корпуса 4 200 ("самец") и 4 380 ("самка"), высота 2 450, клиренс 420. В качестве защиты применялась стальная катанная броня толщиной (в мм): в лобовой части корпуса, борт и корма - 10-11, крыша и днище - 5-6. Танк мог преодолеть: подъем с наклоном в 22°, стенку высотой 1 м, ров шириной до 3,5 м и брод глубиной 0,45 м.

Хотя из-за малого количества танков (которые вначале называли "наземными кораблями", поскольку в них на суше стремились воспроизвести основные характеристики морских боевых кораблей) и их несовершенства в 1916 году фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, подтвердив, что у него большое будущее.

К концу войны танки стали применять в значительно больших масштабах, однако им предстоял еще долгий путь до полной реализации своих возможностей. Высокие боевые качества и приемлемая технологичность производства в последующие годы явились основой того, что танк стал массовым оружием.

Несмотря на то что в те годы в России были разработаны свои оригинальные проекты боевых машин повышенной проходимости (в 1916 году В. Д. Менделеевым, в 1917-м С. П. Навроцким) и построены экспериментальные образцы (в 1916-м Н. А. Гулькевичем, в 1917-м Н. Н. Лебеденко), из-за недальновидности царского правительства собственных танков в то время русская армия не имела.

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Танк - бронированная боевая машина на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.

В самом начале, когда танкостроение только появилось и развивалось, танки производились с исключительно пулемётным вооружением, а после того, как закончилась Вторая мировая война начали проводить эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Существуют даже танки с огнемётом. Точного определения танка нет, поскольку его задумка постоянно менялась и различалась в разных армиях. Танки времён Первой мировой войны при знакомстве с ними в первый раз можно сначала и не узнать,кажется, что это вовсе не танки (например, Сен-Шамон), или же, возьмём, к примеру, шведскую машину Strv-103, которая классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Некоторые машины (например, Тип 94), которые в отечественной литературе встречаются под названием «малые танки», в западной литературе называются танкетками. Несмотря на то, что тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) называется танком, у него нет поворотной башни, и поэтому некоторые специалисты относят его к сверхтяжёлой САУ.Танки отличаются от других гусеничных боевых машин с пушечным вооружением в основном возможностью быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В большинстве случаев у них это получается за счёт установки пушки во вращающейся в горизонтальной плоскости башне, хотя существуют и немногочисленные исключения. Вот, например, самоходная артиллерийская установка, она похожа на танк своей конструкцией, однако предназначена для решения совершенно других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому у нее есть некоторые отличия, и в первую очередь это касается баланса «огневая мощь/защищённость».Состав бронетанковых войск специально делят на танки и «специализированные боевые машины» с целью выделения «специализированных боевых машин» в специальные подразделения в соответствие с применяемой военной доктриной. Например, во время ВМВ американская армия пользовалась доктриной генерала Макнейра, которая возлагала роль борьбы с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat) - как назвали боевые машины, конструктивно аналогичные лёгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, в то время как у собственно танков была другая задача - поддерживать пехоту в бою. В отечественной же литературе те же машины называются противотанковыми САУ.

Откуда появилось само название

Слово «танк» происходит от английского слова tank, и переводится как «бак» или «цистерна». Его название происходит отсюда: когда пришло время отправлять на фронт первые танки, британская контрразведка пустила слух о том, что российское правительство заказало партию топливных цистерн из Англии. И танки были отправлены по железной дороге под видом цистерн (повезло, что гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Так у них название это и прижилось. Любопытно, что в России новая боевая машина с самого начала называлась «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).
История развития конструкции и боевого применения танков

Появление танков
Появились танки во время Первой мировой войны. После незамедлительного начального маневренного этапа боевых действий на фронтах наладилось равновесие (т.н. «окопная война»). Было практически невозможно пробиться через глубоко-эшелонированные линии обороны противников. Единственный способ, по которому можно было подготовить наступление и ворваться в оборону противника, заключался в мощном использовании артиллерии с целью разрушить оборонительные сооружения и уничтожить живые силы, а затем ввести в прорыв свои войска. Но оказалось, что в участок «чистого» прорыва не получится ввести войска достаточно быстро из-за перепаханных и разрушенных взрывами дорог, да и к тому же враги по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевали подтягивать резервы и блокировать прорыв.Построить танки решили в 1915 году практически одновременно Великобритания, Франция и Россия. Первая английская модель танка полностью была готова в 1916 году, а когда танк прошел испытания, производство получило первый заказ на 100 машин. Это был танк Mark I - довольно несовершенная боевая машина, которая выпускалась в двух модификациях - «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением). Вскоре стало известно, что у пулемётных «самок» довольно низкая эффективность. Они не могли бороться с бронетехникой противника и с большим трудом уничтожали огневые точки. После этого выпустили ограниченную серию «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом - пушка. Солдаты тут же метко назвали их «гермафродитами».
Впервые танки (модели Mk.1) использовала английская армия против немецкой армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе этого сражения было определено, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (а 17 танков сломались), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Однако, даже эти оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потерь в этой наступательной операции оказалось в 20 раз меньше обычных.
Несмотря на то, что из-за малого количества танков, фронт полностью так не удалось прорвать, новый вид боевой техники все же показал свои возможности и оказалось, что у танков большое будущее. В первое время появления танков на фронте немецкие солдаты их безумно боялись.
Главные союзники англичан на западном фронте, французы, разработали и выпустили очень удачный (настолько удачный, что его ещё использовали в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции) лёгкий танк Рено FT-17. В то время, как конструировали этот танк, впервые применили многие решения, которые в дальнейшем стали классическими. У него была вращающаяся башня с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом (в отличие от «спонсонного», то есть в выступах по бокам корпуса, расположения вооружения в Mk.1), низкое удельное давление на грунт (и, как следствие, высокую проходимость), относительно высокая скорость и хорошая маневренность.
В России одними из первых были созданы танк Пороховщикова («Русский вездеход») и колёсный танк Лебеденко, каждый из которых сделали лишь в одном (опытном) экземпляре. Конструкторы объясняют это либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского правительства». Русская армия в Первой мировой войне не имела ни отечественных, ни импортных танков. Уже во время гражданской войны Белая армия пользовалась теми танками, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года отправили в Москву, где его разобрали и исследовали. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М на базе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М назвали «Борец за Свободу тов. Ленин». В период с 1920-1921 годов изготовили 15 танков, однако весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект закрыли. В боях эти танки не участвовали, их использовали только в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.

Танки межвоенного периода (1919-1938)

В период между мировыми войнами разрабатывать танки решили и другие государства, помимо Великобритании, Франции и Германии. В это же время, когда генеральные штабы и правительства крупных мировых держав, рассуждали об итогах Первой мировой войны, и понимали неизбежность будущей, ещё более кровавой войны, они разрабатывали и глобальные стратегии боевых действий. Генштабы приняли стратегию, которая придавала большое значение танковым войскам и ставила соответствующие задачи перед конструкторами вооружений и заводами, выпускающие танки.
В межвоенный период у танкостроителей и военных ещё не было единого мнения об оптимальной тактике применения танков и их конструкции. В результате чего выпустили танки таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, из-за своей узкой специализированности, и из-за того, что их не всегда использовали по назначению. Таким образом, лёгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя довольно часто и высокоскоростными (например, советский БТ-7 ).
Их броня служила защитой только от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время ее легко можно было пробить пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. Вооружение у этих танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25-37 мм), численность его экипажа была недостаточной (2-3 человека), а условия существования - на пределе физиологических возможностей танкистов. В то же время, в начале 1930-х годов, талантливым американским танковым конструктором Дж. Кристи была создана оригинальная схема независимой подвески. В то время достаточно активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков.
Малоперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, которые носили несколько разнокалиберных пушек и пулемётов как, например, французский
70-тонный Char 2C
и советский 50-тонный
Эта схема включала в себя также и большего количества экипажа (до 10-12 человек), что вело к затруднённости централизованного управления огнём в боевой обстановке и немного усложнило конструкцию. Большие размеры (особенно длина и высота) могли разоблачить его и, как следствие, повышали уязвимость на поле боя. Тогдашние адаптированные карбюраторные двигатели авиационного типа решили низкие тягово-динамические качества таких «супертанков», особенно при их разворотах. В межвоенный период были разработаны и первые танки с дизельными двигателями, например, в Японии в 1932 году (дизель Мицубиси, 52 л. с.). В СССР уже в середине 1930-х годов разработали программу широкой дизелизации танков всех классов, но реально оснастить такими моторами (дизель В-2, 500 л. с.) удалось только средние и тяжёлые машины. В остальных странах дизельные моторы на танки ставились сравнительно ограниченно до 1950-х годов.

Танки военного периода (1939-1945)

Вторая мировая война стала поводом увеличить и улучшить производство танков. Всего за 6 лет танки совершили огромный рывок, чем за предыдущие двадцать. В это время уже многие танки имели противоснарядное бронирование, мощные длинноствольные пушки (калибром до 152 мм), а в конце войны у них появились уже и первые ночные (инфракрасные) прицелы (хотя опыты по их постановке на танк проводились в СССР ещё до войны), а радиофикация танков стала считаться необходимой их частью. Тактика применения танков также значительно усовершенствовалась. Уже в первый период войны (1939-1941) немецкие военачальники показали всему миру, как применение танковых соединений позволяет провести операции по оперативному и стратегическому окружению и быстро выиграть войну (т. н. «блицкриг»). Тем не менее и другие государства (Великобритания, Франция, Польша, СССР и т. д.) создавали собственные теории тактики применения танков, во многом схожие с немецкой. В ходе Второй мировой войны немецкая школа улучшила увеличение бронирования и длины орудий, приборы наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), обитаемости, а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков только при крайней необходимости.
Т-34
КВ
ИС
Советской танковой школой были созданы также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Американская школа с самого начала отставала в плане компоновки и технологичности, но ей все же удалось наверстать упущенное к концу войны за счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации (минимум по две рации на танк). Самыми удачными немецкими танками стали:
PzKpfw IV
«Тигр» , с некоторыми оговорками
«Пантера»
и «Королевский тигр».
А вот самыми лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85
с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2 .
А самым лучшим американским танком стал M4 «Шерман» , который широко поставлялся в СССР по ленд-лизу.
Танки послевоенного периода

Танки послевоенного периода разделяют на три поколения.
Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях: это советские средние Т-44
Т-54
и тяжёлые танки:
ИС-3
ИС-4
ИС-7
Т-10
американские:
M26 «Першинг»
M46 «Паттон»
M47
английский A41 «Центурион» и другие.
Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76), разведывательные (американский M41 «Уокер Бульдог») и позже авиатранспортабельные (американский M551 «Шеридан»). С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские:
Т-55 Т-62
американский M48
английский Чифтен
французский AMX-30 и другие.
Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960-1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и т. п.), повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские:
Т-64
Т-72
американские M60
западногерманский Леопард-1
В это время также был предпринят ряд обширных программ по модернизации танков первого поколения до уровня танков второго поколения, например, модернизация до уровня танка M60 танка M48A5 (в армии США) и M48A2G (в бундесвере).

По ТТХ танков первого и второго поколений СССР смог опередить своих вероятных противников, но необходимость ограничения массы и размеров основного типа танка (из-за необходимости вписывания в железнодорожный стандартный габарит) и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному старению советских танков первого и второго послевоенных поколений, что нашло подтверждение в войнах 1960-1990-х гг. на Ближнем Востоке.
Танки третьего поколения создавались в 1970-1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели.
К танкам этого поколения относятся советские и российские:
Т-72Б
Т-80
Т-90
американский M1A2 «Абрамс»
западногерманский «Леопард-2»
французский «Леклерк»
и другие.

Конструкция танка

Компоновка
В настоящее время подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой являются установка основного вооружения (пушки) во вращающейся на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями здесь являются шведский танк Strv-103
(безбашенная схема) и израильские танки «Меркава»
модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.

Двигатель танка

На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всем мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80

В 1930-1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания - карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.

Преимущества ГТД над дизельным двигателем:
Меньше расход смазочных жидкостей.
Меньше время подготовки к запуску, особенно на морозе.
Выхлопные газы ГТД гораздо менее токсичны, их можно напрямую использовать для обогрева танка, в то время как на танках с дизельными двигателями требуется специальный теплообменник.
Более благоприятное для транспортной машины применение крутящего момента, коэффициент приспособляемости составляет 2,6. Этим коэффициентом определяется уменьшение количества переключений при движении по пересечённой местности.
Более простая система трансмиссии.
Лучшая «незаглохаемость», то есть способность двигателя к продолжению работы, даже если танк упрётся в препятствие или застрянет в глубокой грязи.
В 1,75-2 раза ниже уровень демаскирующих шумов.
Ресурс ГТД в 2-3 раза выше, чем у поршневых двигателей, за счёт уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в моторе.
Большая компактность.
Большая мощность при том же размере (массе)

Преимущества дизельного двигателя над ГТД:

Большая надёжность в условиях высокой запылённости. В отличие от авиационных турбин, танковая работает у самой земли и за минуту пропускает через себя несколько кубометров воздуха, часто содержащего большие количества поднятой танком пыли. Отсюда намного выше требования к системе очистки поступающего воздуха.
Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды.
Меньший в 1,8-2 раза расход топлива, то есть, с одной стороны, более дешёвая эксплуатация, с другой - больший запас хода при том же количестве возимого топлива
Стоимость дизельного двигателя до десяти раз меньше.
Лучшая пожаробезопасность вследствие использования плохо воспламеняющегося дизельного топлива.
Возможность ремонта в полевых условиях.
Ещё одним немаловажным преимуществом является возможность запуска дизельного двигателя танка с буксира, т. е. «с толкача», поэтому танк с таким двигателем имеет большую вероятность продолжить выполнение своей задачи при помощи другого танка
Дизельные двигатели слабее нагреваются, поэтому менее заметны для тепловизоров.
Для преодоления водных преград по дну танку с ГТД требуется вытяжная труба - выхлоп в воду для него невозможен.Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показали
Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9-10 %, а в условиях Средней Азии - не более 2 %.
Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65-68 %, километровый расход - на 40-50 %, а запас хода по топливу меньше на 26-31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 - 5 %, у ГТД-1000Т - 15,5 %.

Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные - в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 - к газотурбинным. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин. Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем.
Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные дизельные двигатели, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).

Ходовая часть
Все танки имеют гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 году французом Дюбоше. Такая конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Гусеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром (РМШ), по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колёса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подаётся от двигателя через трансмиссию. Путём изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.

Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землёй (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади - удельное давление на грунт. Чем оно меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, т. е. тем выше его опорная проходимость.

Удельное давление на грунт некоторых современных танков

Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) - совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков по местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надёжность и долговечность работы оборудования танка.

Первая мировая война принесла огромный технический прорыв в военной отрасли. Ее течение, особенно события 1915 года, показали необходимость создания более мобильных подразделений в армиях.

Танки - новое прогрессивное оружие для боя

Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.

Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.

Британские танки Первой мировой войны

За время войны английские инженеры создали несколько моделей бронемашин. Первый вариант получил название "Марк-1". "Боевое крещение" состоялось 15 сентября 1916 года во время битвы на Сомме. Первые танки Первой мировой войны были еще технически "сыроватые". По плану необходимо было использовать в бою 49 танков. Из-за технических проблем 17 танков не смогли принять участие в сражении. Из 32 танков 9 смогли прорвать немецкую оборону. После первого боя сразу стали видны проблемы, которые надо было устранить:

Броня должна быть более крепкой. Металл танка "Марк-1" мог выдержать попадание пуль и осколков от снарядов, но в случае прямого попадания снаряда по машине экипаж был обречен.

Отсутствие отделенного от "салона" машинного отделения. Во время движения температура в танке была 50 градусов, все выхлопные газы также шли в салон.

Что мог этот танк? В принципе, пока еще немного: преодолевать проволоку и траншеи шириной до 2 метров 70 сантиметров.

Модернизация британских танков

Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки "Марк-1" больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей "Марк-2" и "Марк-3". Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.

В 1918 году началось серийное производство модели "Марк-5". Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.

Танки Российской империи

В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина - абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название "Царь-танк". Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.

Немецкие танки времен Первой мировой войны

К концу Первой мировой войны своими танками обзавелась и проигравшая в войне Германия. Речь идет о модели А7В. Если просмотреть танки Первой мировой войны, фото которых есть в этой статье, можно увидеть, что по тем временам эта модель была очень современной. Передняя часть танка защищена броней в 30 мм, что усложняло задачу пробить эту машину. Командир находился на верхней площадке (1,6 метра над уровнем земли). Дальность стрельбы составляла до двух километров. Танк был оснащен 55-миллиметровой пушкой, в боекомплекте которой было 100 осколочно-фугасных снарядов. Кроме этого, пушка могла стрелять бронебойными и картечными снарядами. С помощью пушки танк мог легко разрушать боевые укрепления противника.

21 марта 1918 года состоялся танковый бой между немцами и англичанами. Немецкие первые танки Первой мировой войны, как оказалось, были намного боеспособней английских "Марк-5". Понять причину огромного преимущества немцев легко: у англичан на танках не было пушек, поэтому они не могли настолько эффективно стрелять по противнику.

Предвестник прогресса

Французский танк "Рено" 1917 года выпуска уже был похож по форме на современный. Танк, в отличие от английских моделей, мог давать задний ход. Вход и выход экипажа осуществлялся уже через люк (английские танки времен Первой мировой войны были оснащены дверьми сбоку танка). Башня танка уже могла вращаться, то есть стрельба проходила по разным направлениям (танк мог стрелять и вправо-влево, и вперед).

Первые танки Первой мировой войны и не могли быть абсолютно технически совершенными, потому что всегда к идеалу человечество двигается путем ошибок и доработок.

Есть смысл рассказать и о русских разработках того времени.

Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.

Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.

Вызывает восхищение то, что талантливый русский инженер заглянул далеко вперед, вооружив свое детище крупнокалиберной пушкой (орудия такого калибра, 122-125 мм, устанавливаются практически на всех современных отечественных танках). Танки же, выползшие на поля сражении Первой мировой войны, были вооружены гораздо слабее, однако успешно выполняли боевые задачи. Несомненно, танк Менделеева, будь он запущен в массовое производство, стал бы самым выдающимся оружием той войны, неуязвимым и грозным. Интересно, что многие инженерные решения, обозначенные в проекте танка Василия Менделеева, были реализованы намного позднее и уже не в нашей стране. Например, пневмоподвеска была применена в легком английском авиадесантном танке «Тетрарх», а немцы в 1942 году в точности, практически без изменений, скопировали систему опускания корпуса на грунт, применив ее в сверхтяжелой 600-миллиметровой самоходной мортире «Тор». Тем не менее, приоритет тут все равно остается за Россией.

В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.

После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские - начались его испытания. Этот день - 18 мая 1915 года - и следует считать днем рождения танка.

Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус - обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.

Вездеход А. А. Пороховщикова при боевой массе 4 тонны с экипажем из двух человек развивал скорость по шоссе до 25 километров в час.

По твердой дороге «Вездеход» передвигался вполне уверенно, несмотря на слабый двигатель (10 л.с.), а 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. В то же время машина совсем не могла двигаться по рыхлому снегу. Пороховщиков обратился за ассигнованиями на постройку улучшенного образца, «Вездехода-2», уже с бронированным корпусом и вооружением из четырех пулеметов, но ему было в этом отказано. В своем заключении о «Вездеходе-2» ГВТУ справедливо (что случалось нечасто) указывало на целый ряд недостатков проекта, как то: невозможность одновременной боевой работы трех пулеметов в башне (или «боевой рубке», как называл ее сам изобретатель), отсутствие дифференциала у движителя, проскальзывание резиновой ленты по барабану, да и вообще ее уязвимость, невысокая проходимость машины при движении по рыхлой почве, крайняя затрудненность поворотов и т.д. Возможно, что в дальнейшем А. Пороховщикову и удалось бы устранить наиболее серьезные недостатки, вот только времени на это в 1917 году уже не было. Да и фронту прежде всего нужен был специальный позиционный танк, способный рвать многорядные проволочные заграждения, преодолевать широкие рвы и вообще «утюжить» оборону противника.

Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия - «сухопутного флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В связи с этими сообщениями в той же газете от 29 сентября (старый стиль) 1916 года появилась статья «Сухопутный флот - русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия - боевых вездеходных машин.

Второй проект, воплотившийся «в железо» в Российской Империи, – это «Царь-танк» Н.В.Лебеденко, он же «Нетопырь». Идея этого ни на что не похожего сооружения родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи человеком со связями, он «вышел» на самого «Отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. Тот порекомендовал ему своих племянников - студентов Б.С.Стечкина и А.Микулина. Разработка по внешнему виду представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами с тангенциальными спицами (кстати, прочность этих колес рассчитывалась лично Н.Е.Жуковским) и меньшим, в рост человека, рулежным колесом. Вооружение «Царь-танка» составляли два орудия и пулеметы. Каждое колесо приводилось в действие собственным мотором «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил (!). Основными же недостатками этого танка было довольно высокое давление на грунт и легкая уязвимость спиц для вражеской артиллерии. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был представлен в ГВТУ, а уменьшенный в несколько раз самодвижущийся макет успешно преодолевал препятствия в виде коробок из-под карандашей и книг в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича.

И вот, наконец, настал день ходовых испытаний. В 60 верстах к северу от Москвы, близ древнего города Дмитрова, у станции Орудьево в лесу была расчищена площадка, которую в целях скрытности обнесли частоколом и земляным валом. В августе 1915 года, в назначенный день в присутствии многочисленных представителей армии и военного министерства управлявшаяся Микулиным машина начала движение довольно уверенно, сразу, как спичку, сломав березу, оказавшуюся на пути. Это событие было встречено овациями присутствующих. Однако, пройдя несколько десятков метров, чудо-танк застрял задним колесом в неглубокой ямке и не смог двигаться дальше, несмотря на все усилия покрасневших от натуги моторов «Майбах» - даже их усилий оказалось недостаточно для того, чтобы вытащить «Царь-танк».

После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.

Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»