Соловецкий монастырь возрождает традицию изготовления литых крестов. Соловки.инфо - соловецкие острова

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Столяров Вячеслав Павлович - научный редактор Издательского Совета Соловецкой обители, заведующий Сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения христиан. Символическое, центральное место креста в православной духовной культуре отражается в Пасхальной молитве (Часы святы Пасхи):
Воскресение Христово видевше, // поклонимся Святому Господу Иисусу, // Единому Безгрешному. // Кресту Твоему поклоняемся, Христе, // и святое воскресение Твое поем и славим: //Ты бо ecи Бог наш, // разве Тебе иного не знаем, // имя Твое именуем. // Приидите вси вернии, // поклонимся святому Христову Воскресению: // се бо прииде Крестом радость всему миру. // Всегда благословяще Господа, // поем воскресение Его: // распятие бо претерпев, // смертию смерть разруши.

Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов.

В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия, "на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и воодрузили крест на месте том, где пристали к острову". И лишь после воодружения креста пустынники стали строить себе постоянные кельи . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания "и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь" . Водружение креста на пустынной, необжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом в первую очередь заботились подвижники еще до сооружения жилища.
У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. "Спаси, Господи, люди Твоя, // и благослови достояние Твое, // победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII - началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный, был зафиксирован историком П. К. Казариновым в 1934 году . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

вершина опоры креста — /W/ или /0 WH/ — Сущий;
малая перекладина — /ЦРЪ/ /СВЫ/ — Царь Славы;
промежуток между малой и большой перекладинами (на опоре креста) — /INЦI/ — Иисус Назаретяин Царь Иудейский;
большая перекладина креста — /IC/ /ХСЪ/ /СНЪ/ /БЖIЙ/ — Иисус Христос Сын Божий;
средняя часть опоры креста — /К/ /Т/ — Копие, Трость;
/М/ /Л/ — Место Лобное;
/Р/ /Б/ — Раю Бысть (Раб Божий);
/Г/ /Г/ — Гора Голгофа;
подножие креста — /NI/ /КА/ — Победитель;
нижняя часть опоры — /Г/ /А/ — Глава Адама;
изображение черепа;
кладка из валунов, укреплявших крест, символизировала Голгофу.
Иногда на большой перекладине вырезался текст молитвы: /КТПВCВТС/ — «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».

Высота Поклонных Крестов достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся копием (слева) и тростью (справа). Обычно для устойчивости и сохранности опора креста устанавливалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей с причелинами.
Функции креста в символическом пространстве Соловецкого архипелага были удивительно многообразны. Крест, являвшийся для христиан духовным символом, становился на Соловках вполне материальным, путеводным знаком спасения. Жизнь Соловецкого монастыря, со всех сторон окруженного Белым морем, была тесно связана с мореплаванием. Многометровые приметные кресты по берегам архипелага являлись навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Системы приметных крестов обозначали вход в гавань Благополучия у стен Соловецкой обители, располагались в Троицкой губе острова Анзер, стояли по берегам губы Долгой.
Мореходство на Беломорье было весьма опасным. Сильные шторма, изменчивые течения, подводные мели и камни-корги были причиной частых крушений морских судов. Соловки, располагавшиеся в самом центре Онежского залива, для поморов-мореплавателей обычно служили промежуточной стоянкой на пути до Архангельска или районов морского промысла в Баренцевом море (у Мурмана, Груманта и Новой Земли), желанным местом отдыха по возвращении, а в случае кораблекрушения - и единственной надеждой на спасение.

Купцы и промышленники перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучном путешествии. На доске большого деревянного креста Фаворской часовни (о. Большая Муксалма) прежде была надпись: "О, преблаженный и честной крест Господень: тебе поклоняемся, православные, и величаем, радующиеся о божественном возвышении твоем. Но яко победительное и оружие непобедимое, огради и покрой твоею благодатию от всякого злоключения, преплывающих сию морскую пучину. На кресте пригвоздитися изволенный, за грехи всего мира, Господи Иисусе Христос! Умоляю тебя пред величеством славы Твоея! Подай и мне руку, в море сем плавающему, якоже подал еси апостолу Петру утопающему. Прими меня, кающегося, яко же принял еси разбойника, блудницу, Павла, и да не потопит меня буря водная. Аще бо и согрешив, но от Православной Церкви в раскольничьи заблуждения не отступив, даруй мне кончину живота моего христианскую, мирну, причастную Святых Твоих Тайн, Тела и Крови, очищающих грехи наша. В час смертный и день судный помилуй мя, Господи! Молитвами пречисты владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии и Преподобных и богомольных отец наших Зосимы, Савватия и Германа и прочих соловецких чудотворцев и сокровенных угодников, на сей горе подвигавшихся и моего Ангела Хранителя помилуй, помилуй, аминь" .

Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" по окончании трудных морских путешествий. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей, терпевших кораблекрушения. Очень часто поморские суда выбрасывало на мыс Колгуев острова Анзер.
Памятные кресты воздвигались в честь знаменательных событий. Сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения иконы чудотворной иконы Богородицы Корсунской (затем именованной Сосновской). Памятный крест (1702 г.) был установлен на пирамиде-останце у побережья Анзера в честь посещения Соловков Петром I.
Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер, над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты.

В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофы на острове Анзер.
Знаменательное событие состоялось 3-4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого древа. Размах большой перекладины креста - 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи - символа спасения. На свесе кровли - сквозные прорези: слева - солнце о двенадцати лучах - символ Иисуса Христа, справа - месяц - символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: "Огради нас, Господи...", "До воскреснет Бог...", "Непобедимая сила...". На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита.

Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:
"Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальный Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших благолосвением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с ним же сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, их же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь".

Величественный Поклонный Крест, по древней традиции, воздвигался вручную, всем миром, без использования современной техники. Он сегодня как бы ограждает территорию маленькой монашеской обители в самом центре столицы от вторжения современной цивилизации, противостоит "миру сему" - внешнему блеску респектабельных зданий банков и пятизвездочных отелей. Здесь, на Соловецком подворье, у стен древнего храма, каждый может оценить роль символики в общем восприятии исторического комплекса. Явление новой опорной точки духовно-символического пространства изменило семантику всей прилегающей территории. Частица Земли Соловецкой, олицетворяющая монашеские традиции и трагедию узников концлагеря, появилась на духовной карте столицы рядом с храмом небесного покровителя Москвы - великомученика Георгия. Именно сюда направляются теперь люди, желающие помянуть своих погибших в лихую годину сородичей. Интересно, что установленный на Лубянке Соловецкий камень значимым мемориальным символом так и не стал. Несмотря на церковные свечи, возжигаемые здесь, он притягивает, в основном, политизированное сообщество, а место это служит для проведения митингов.

Заключение

Прикасаясь к историческому наследию Соловков, человек внутренне прозревает, что это не только совокупность памятников или культурных ландшафтов. Контекст восприятия наследия Земли Соловецкой гораздо шире и не всегда поддается рациональному толкованию, о чем свидетельствуют впечатления многочисленных туристов и ученых (не говоря уже о паломниках). И это "неназванное", складывавшийся и шлифовавшийся веками "монастырский мир" тоже является нашим национальным достоянием и нуждается в охране.

Угрозы сохранению традиционного духовно-символического пространства могут идти с разных сторон. Безусловно, невосполнимый ущерб приносят разрушения опорных символических точек и историко-культурных памятников. Не меньшую опасность могут представлять вторжения на историческую территорию чужеродной символики, экспансия нетрадиционных видов деятельности, демонстрация поведения, нехарактерного для данного места. Причем, последствия этих действий не всегда осознаются. Такое положение характерно и для Соловков.
Международная группа экспертов , проводившая инспекционную поездку для оценки состояния Соловецкого историко-культурного комплекса, констатировала:
"Меры охраны наследия на Соловках при существующих механизмах их осуществления на национальном уровне неадекватны уровню значимости Соловков как объекта Всемирного наследия. В настоящее время наряду со вниманием, уделяемым реставрации нескольких отобранных архитектурных памятников, необходимо зафиксировать негативный, продолжающий усиливаться процесс деградации культурного ландшафта и всех его составляющих. Весь целостный культурный ландшафт с его архитектурными и инженерными сооружениями, угодьями, символикой, природными и историческими достопримечательностями, ландшафтными взаимосвязями должен находиться под охраной" .
"Современные ландшафты Соловков являют собой примеры преобразования земли усилиями Православной Церкви и Русского государства в различные времена и в соответствии с насущными нуждами, и при этом многие символические ассоциации в ландшафте проявляются через взаимосвязанную сеть приметных знаков и видимых на горизонте ориентиров" .
"Приоритетные права должны быть представлены монастырю как носителю культурной традиции, формировавшей культурный ландшафт и его ценности. При этом недопустимы действия, снижающие аутентичность и целостность ландшафта" .
Программу охраны материального наследия Соловков и перспективные планы развития Соловецкого музея-заповедника необходимо дополнить мерами по сохранению аутентичности духовно-символического пространства архипелага. Это пространство, наряду с историко-культурными памятниками и культурными ландшафтами, следует признать культурным достоянием России. Всякие действия, ведущие к вторжению на архипелаг чужеродной символики, равно как и разрабатываемые проекты развития здесь нетрадиционных для Соловецкого монастыря видов деятельности, должны быть ограничены. Только таким образом можно сохранить в полном объеме уникальное духовое, историко-культурное и природное наследие Соловецкого архипелага. Международная инспекционная поездка была предпринята по поручению совместной Норвежско-Российской группы по культурному наследию в период с 3 по 10 августа 1998 г. В состав группы экспертов входили: Г. Стовел, Монреальский университет, Канада; П. Аггер, Роскильдский университет, Дания; К. Шанке, Музей саами в Варангере, Норвегия; М. Кулешова, РосНИИ Наследия, Россия; Т. Семенова, РосНИИ Наследия, Россия.
Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий; историко-культурный комплекс» // Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65
Там же. С. 44.
Там же. С. 64.

На Соловках до революции было огромное количество деревянных крестов. По одним данным - до 3000, по другим - до 5000. Назначение их было различно: поклонные, обетные, навигационные, памятные, освящающие языческие памятники и пр. Большая их часть была уничтожена в советское время, оставшиеся погибают уже сейчас от неумолимого течения времени. Эта запись - попытка увидеть современные и старые кресты острова Анзера. В связи с последними событиями уничтожения крестов, я думаю, что это актуально. В этом посте будут использованы личные наблюдения,описания А. А. Евневича и П. К. Казаринова за 1934 год , заметки главного соловецкого крестореза Г. Г. Кожокоря за 1991 год.

Ключевые слова: кресты, Соловки, Соловецкий архипелаг, острова, Белое море, поморы, поклонные кресты, обетные кресты, поморская культура, православная культура, Анзер, Соловецкий монастырь.

В 1934 году сотрудники СОКа Евневич и Казаринов исследовали исторические памятники Соловецкого архипелага. На Анзерском острове они выделили 10 групп крестов. Большинство из этих крестов не сохранилось. Вот их список:
1) Крест поклонный в Троицкой губе, в 1 км от берега, на возвышенном месте в лесу, в 2,5 км от Троицкого скита.
2) Крест недалеко от Троицкой губы, на рундуке, с надписью: «На сем месте работал крестьянин…ставил сей крест Иван Осипов Андронов 1882 г. октября 2 дня».
3) Крест поклонный около колодца при дороге из Троицкого скита в Троицкую тоню, в 1,5 км от скита, около колодца с журавлем, высота креста 3 м., дата «1916 года октября 24-го».
4) Крест поклонный на берегу моря между Плотничьей губой и Кеньгой, в ста метрах от моря; высота 8 метров, бревна креста четырехугольные (28 х 24 см.), на боковой стороне вертикальной стойки вырезано «1903».
5) Группа крестов на западном берегу Капорской губы, крест высотой 3 м и еще пять таких же крестов рядом; восьмиконечный крест из тонких брусьев на Капорском мысу с датой 1883 г.; крест высотой 7 м. на Капорском мысу с датой 1879 г.; крест высотой в 3 м.; крест с датой 1899 г. и еще три креста рядом на Капорском мысу; остатки большого бревенчатого креста на стрелке того же мыса.
6) Восьмиконечный крест на вершине валунного холма, известного под названием «Городок Петра 1-го»
7) Группа маячных и поклонных крестов на мысе Колгуй; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м с досчатой кровлей; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м.; крест рядом такой же.
8) Крест восьмиконечный, в 0,5 км к северо-западу от мыса Колгуй; высота 5 м., дата 1845 г.
9) Группа крестов на северо-восточном мысу острова Анзер: три креста высотой в 4 м.
10) Крест на безымянном мысу западной части Троицкой губы, в 1,5 км к северу от Троицкого скита, высота 7 м., на обратной стороне средней перекладины восьмиконечного креста вырезана надпись «1816 года мца майа».

Из старых крестов, зафиксированных в 30-ее гг., сейчас можно увидеть крест у источника (возникают вопросы по датировке и наличию колодезного журавля), крест у Плотичьей губы (стоит прислоненным к дереву, возможно уже лежит на земле), кресты на мысе Колгуеве. Итак, пройдемся к ныне существующим крестам (кроме памятных крестов 2008 года у Елеазаровой пустыни и в Капорской губы, поклонного креста 1994 года у Голгофы - если еще попаду на Анзер, то добавлю их фотографии).

Первое что мы видим, когда прибываем на Анзер к мысу Кеньга (Красный) - два креста. Один крест - 90-хх гг ХХ века. Это своеобразный створный знак. Он уже порос лишайником и весьма похож на старый.



Рядом с ним крест на месте часовни иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости".

В 2007 году у Троицкой спасательной станции был установлен поклонный крест.


На Троицком мысу поставлен крест "в память Александра Всеволодовича Баженова 1941 2001".



В самой Троицкой губе сохранилось несколько срубов-колод для навигационных крестов. Между Троицким скитом и станцией стоит крест 1917 года.


Так в 1991 году описал состояние креста Георгий Кожокарь: «Крест у колодца. Деревянный сруб, в котором крепится основание креста почти полностью сгнил и съехал по склону так, что сам крест оказался не в центре сруба. Полностью утрачена кровля сруба, в связи с чем происходит намокание основания креста и быстрое гниение древесины. Выше сруба конструкции креста в целом в удовлетворительном состоянии». А так крест выглядел после поновления сруба.

На кресте множество надписей: о дате воздвижения, о кресторезе и строителе скита, традиционная символика.








Недалеко от источника раньше стоял полуистлевший крест высотой ок. 30 см. Сейчас его нет, но на его месте можно видеть новый крест.


Рядом с часовней священномученника Петра (Зверева) стоит крест 2005 года на месте братского скитского кладбища. Рядом стоит еще один крест на лагерной братской могиле.

Внутри часовни раньше был старый монастрыский крест. В этом году его нет.

На Голгофе, у Распятского храма напротив алтаря еще один крест.


Береза-крест на склоне Гологофы. Подобная сосна-крест есть у Савватиевского скита на о. Большой Соловецкий.

22 сентября 2003 года на Кирилловском мысу был установлен 7-ми метровый поклонный крест. Крест изготовил Георгий Кожокарь в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря на деньги бизнесмена Ю. Степанова.


Ряд крестов сохранился на мысе Колгуй (Колгуевский). В 1991 году их было 6. Видимо, многие из крестов сгорели в пожаре 1975 года (спасибо за информацию mitin_i_v ).

Кресты эти и навигационные, и обетные, и освящаяющие языческие памятники. И на мой взгляд, это самые интересные кресты острова Анзер.
Крест "вверху" мыса.






Кресты внизу, на стрелке мыса.

















Неохваченными остались: крест у губы Плотичьей, крест на г. Вербокольской (возможно и нет его уже). Буду рад любым дополнениям и комментариям. Спасибо!
Другие "анзерские" посты:

"Воздвижение крестов на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста . Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...

"...крест этот ужасный, все пропорции нарушены... он установлен в память расстрела 1933 года. Это были уголовники, они терроризировали весь лагерь – грабежи, побои, убийства. Да и расстреляны они были на Секирке, а не здесь... А табличку украли, наверное. (Юрий Бродский . Соловецкий пос. 1999).

Иеромонах Лонгин о поклонных крестах Соловков

Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование "Сосновской"). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких. (Н.Копылова. В память о новомучениках и исповедниках Соловецких. Московский журнал, № 4, 04.2001 )

Зачем на Русском Севере ставят кресты

Севернорусские и соловецкие кресты - интереснейшие памятники культуры, оказались на грани исчезновения. "А ведь испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак поморов, нанесенный на лоцманские карты.

Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.

Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры...(Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000 )

Кресты устанавливают строго по старинной Соловецкой традиции

Памятники старины на Соловецких островах
На Б. Соловецком острове Амбар валунный в Сосновой губе | Дорога Монастырь - Новая Сосновка | Дорога Монастырь - Реболда | Дорога Монастырь - Сергиевский скит | Изба на м. Белужий (основание) | Кирпичный завод | Колодец у часовни преп. Зосимы | Крест в губе Долгая (основание) | Кресты монастырские на м. Перечь-Наволок | | Поселок Реболда | Тоня Березовая | Тоня Новая Сосновка | Тоня Старая Сосновка | Часовня Варваринская (основание) | Часовня Печерская (основание) | Часовня преп. Германа (основание) | Часовня преп. Зосимы (основание) | Часовня Филимоновская (основание) Гидротехнические сооружения Гидросистемы Большого Соловецкого острова | Судоходная озерно-канальная система | Дамба на оз. Красное (большая) | Дамба на оз. Красное (малая) | | | Памятники других островов Древние памятники домонастырского периода


Информ. сообщение. Ото всюду обо всем.Правда Севера, Архангельск, 20.01.2004 )
Новые кресты на Соловках

"В конце XX - начале XXI века послушники монастыря установили на Соловках 20 поклонных крестов, например, на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни. По словам наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа, "кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест". " (Автор не известен. На Соловках создается Музей креста как символа христианства. Религия и общество. NEWSru.com. Москва. 09.02.2011 )

В неделю Крестопоклонную

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Скит находится на том же меридиане, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме и ему Промыслом Божиим была уготована похожая судьба. В 1923 году, после закрытия монастыря, на его месте был помещен так называемый стационар Соловецкого лагеря для тифозных больных. Сотни священнослужителей приняли здесь унижения, поругания и мученическую смерть, взойдя путем Христа на свою Голгофу, чтобы потом воскреснуть и пополнить сонм Новомучеников Российских, на земле Российской просиявших. По пути мы проходим луг, который называется Богородичным. По преданию здесь прошла Пресвятая Богородица, и в тех местах, где Она ступала, выросли незабудки, и эти цветы стали называть слезами Богородицы. Поклонный Крест встречает нас у подножия горы, и скит уже виден в далекой перспективе.

Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и меня охватывает трепет! Это невероятно - вот три точки на одной прямой, уходящей в небо: это я, грешный человек, Поклонный крест и гора Голгофа. Ведь сказано, что в жизни каждого верующего человека есть свой крест и своя Голгофа. А воздух наполнен благоуханием трав и цветов, целомудренного северного многоцветия, кроны деревьев тянутся ввысь вопреки суровому климату, стремящемуся пригнуть их к земле. Слава Богу, создавшему такую красоту! Впереди самый трудный участок пути - восхождение к Голгофо - Распятскому скиту. Становится совершенно ясно, что боль в руках и ногах, - это тяжесть собственных грехов. Рюкзак просто опрокидывает назад. «Ты устал? Отдохни, присядь, зачем тебе вообще лезть туда?» - как будто нашептывает лукавый. Да, пожалуй, можно и присесть. Но вдруг перед глазами вырастает невообразимое чудо - береза в виде креста. Она выросла рядом со скитом после войны тогда, когда виновники преступлений, стараясь замести свои кровавые следы, вырубили почти все кресты на Соловках. Господь воздвиг свой нерукотворный крест. Это символ памяти, которую уничтожить невозможно.

Я смотрю на эту необыкновенную березу и вспоминаю главную заповедь Евангелия. Горизонтальный ствол - это любовь к Богу, вертикальный ствол - это любовь к людям. Как просто и ясно. «…Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим… И вторая заповедь подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же возлюбил нас милосердный Господь, что взяв на себя все грехи наши, понес их на Голгофу! Устыдившись малодушия, встаю и несу свои грехи на вершину горы, в Голгофо - Распятском скиту каюсь, как могу, и тяжесть падает с плеч. Как легко и радостно становится на душе. Воздух наполняется благодатью. Здесь небо так близко к земле! Слава тебе, Господи, за величие и красоту природы, созданной тобой! Море сливается с небом, пышные зеленые леса отражаются в голубых озерах. Стоя на краю земли, кажется, что ты летишь. Я - тоже творение Божие. Значит, Господь, создавший такую красоту, любит и меня и всех окружающих меня людей. Какие хорошие люди окружают меня, какие добрые у них глаза! Какое счастье жить с Богом и ощущать всю полноту жизни!

Мы вымолены дорогою ценой крестных страданий Новомученников Российских. Говорят, что здесь вся земля является Антиминсом, на котором можно служить Литургию, потому что вся она полита кровью и усеяна мощами Новых Российских Святых.

Непременно побывайте в этих святых местах, они помогают исцелению души, укрепляют веру, помогают любить ближних и благодарить Бога за все.


Уникальный центр изучения Креста

Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Жизнь поморов всегда была наполнена трудностями и опасностями, и каждый крест означал уникальную историю своего появления. На одних только Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более трех тысяч. Сюда добирались с большими трудностями и риском для жизни, с молитвой и обещаниями Богу. И обеты воплощались в крестах.

В 20-х годах прошлого столетия символы христианства уничтожались беспощадно. Проводились специальные акции по сжиганию крестов, поставленных нашими предками. А на Соловках в начале 20-х, по воспоминаниям очевидцев, костер, пожирающий собранные со всего архипелага кресты, полыхал четыре дня подряд. Происходило это на мысу бухты Благополучия, как раз напротив монастыря.

Прошло несколько десятилетий, и именно на этом месте начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В этом году ей исполняется десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь. По специальности он архитектор, поэтому не удивительно, что его заинтересовала в первую очередь не практическая сторона - изготовление крестов, а научная. А как православный верующий Георгий изучает Крест Господень и с богословской точки зрения. Все это делает кресторезную мастерскую Соловецкого монастыря уникальным Центром изучения Креста. Пожалуй, второй такой же нет пока во всем православном мире.

Все кресты, выходящие из-под инструмента мастеров, разные. Огромные поклонные (до 9 метров) и маленькие - нательные, напрестольные кресты и кресты-иконы, украшенные ажурной резьбой и символическими надписями на многих языках, в том числе и древних. Больших крестов, изготовленных в соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать - они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру. Есть соловецкий крест и у Святейшего Патриарха, и у президента Путина, и у Владыки Тихона, и у многих значительных духовных и политических лиц.

О своем “детище” Георгий Георгиевич рассказывает очень интересно и увлеченно:

Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.
Когда я в конце 80-х годов приехал на Соловки и начал работать в Соловецком музее, то обратил внимание, что тема крестов, как ни странно, тут совсем не разработана. Я предложил найти все оставшиеся поклонные и обетные кресты на островах архипелага, обозначить их, исследовать. Была организована экспедиция, мы шли от креста кресту, фотофиксировали, снимали кальки с них в натуральную величину - для этого придумали специальное сооружение, которое устанавливали рядом с изучаемым крестом. Впрочем, кресты были в разном состоянии и положении. В вертикальном, наклонном и горизонтальном, а также вообще в разбросанном. Представьте себе: пестрый ягодник, и в нем - замшелый кусочек старинного дерева с надписью “Царь Славы”. Мы аккуратно доставали обломки креста, фиксировали. В результате экспедиции появились подробные описания тридцати крестов Соловецкого архипелага и графические листы, изображающие эти кресты.

Впечатляют истории установления некоторых крестов. Так, на Анзере у святого источника стоит крест, установленный 24 октября (по старому стилю) 1917 года - в день свершения революции. Знаменательно, что он выкрашен в красный цвет. Как ни странно, крест сохранился до наших дней, хотя во время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) на Анзере был изолятор. На Анзере же сохранился колоссальный 11-метровый крест, установленный ровно 100 лет назад, в 1903 году. А еще мы там нашли небольшой поклонный крест, установленный заключенными в 1933 году, 3 мая. Это ведь подвиг - в такое время и в таком месте поставить крест!

Изучая этот христианский знак, мы пришли к выводу, что соловецкий крест - особенный. На нем мы не видим изображения распятого Иисуса Христа, а только тексты - имена Божии. Такие кресты называются аскетическими, голгофскими, вселенскими, богоименными, тричастными и т.д. Неподготовленному человеку так просто и не прочесть, что написано на кресте: столько тут знаков и сокращений. Можно даже говорить о тайнописи, которая для посвященных несет глубокий богословский и философский смысл. Крест - это ключ к пониманию Ветхого и Нового Заветов.

Десять лет назад, по благословению старца Иоанна (Крестьянкина), я занялся созданием этой мастерской. Архимандрит Иосиф, наместник Соловецкого монастыря, очень поддержал это начинание. Здесь мы изучаем и осмысливаем изображение креста в его различных видах - в первую очередь православного креста, но и вселенского тоже. И делаем кресты по образу и подобию тех крестов, которые создавались в древности.

В нашу мастерскую приезжают поработать люди со всей страны, самых разных профессий и специальностей: не только резчики, реставраторы, но и журналисты, священнослужители, физики, математики, музыканты, керамисты. Они у нас живут и помогают. Конечно, каждый в меру своих умений и возможностей. Некоторые сперва опилки подметают, а некоторые выполняют действительно сложную работу. Узнают о нас по интернету, или просто от тех, кто уже побывал тут. А приходят познакомиться с нашей работой ежегодно тысячи людей. Я считаю, что наша мастерская создавалась всем православным миром, потому что у нас много благотворителей и жертвователей, тех, кто вносил свою лепту в работу кресторезной.

Первый крест был установлен у подножия Секирной горы, в дни перенесения мощей Соловецких преподобных в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. Этот крест - копия креста с горы Вербокольской, что на острове Анзер. Именно с этого креста и пошла наша серьезная работа по изучению и осмыслению крестов.

В мастерской крест изучается не только в его богословском, но и в историческом, археологическом и ставрографическом значении, охватываются все виды изображения креста (дерево, металл, керамика.) Исследуются древние традиции изображения креста в золотном шитье. Данное рукоделие воспроизводится на основе современных материалов (ниток и тканей). Работа это очень тонкая и кропотливая. Одна икона-крест создается много месяцев, замысловатую букву надписи, по признанию нашей мастерицы, можно вышивать целый день. Для такой работы нужен особый настрой, и это благодатный труд.

Иоанн (Крестьянкин), старец Псково-Печерского монастыря, проявляет внимание к деятельности мастерской, всегда интересуется, как у нас дела, духовно поддерживает. Как-то я поинтересовался у батюшки, как долго мне предстоит заниматься резьбой крестов на Соловках. Старец сказал: “ Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?” Я отвечаю: “Три тысячи”. “Ну вот, - говорит, - когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать”.

Так что работы у нас еще много.

Валентина Музыкина

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»