Свято воскресенский кафедральный собор борисов. Собор Воскресения Господня - Сообщения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В крупном промышленном городе Борисов расположен , являющийся историко-культурной ценностью Беларуси. Собор представляет собой девятикупольное здание из красного кирпича с белыми декоративными элементами и четырехскатной крышей. Это один из лучших проектов архитектора Петра Меркулова , претворенный в жизнь в 1874 году.

Однако история собора началась задолго до строительства Меркуловым одной из уникальных достопримечательностей города Борисова. Первые упоминания о тогда еще деревянном соборе приходятся на 1620 год. Серьезный ущерб был нанесен Воскресенскому собору во время войны 1812 года, когда французские солдаты беспощадно его подожгли. Благодаря местным жителям, в 1834 году был построен новый деревянный собор. Однако, спустя годы, пожар вновь уничтожил его, оставив в городе лишь одну кладбищенскую церквушку.

На сегодняшний день Свято-Воскресенский кафедральный собор в городе Борисов, построенный по проекту Петра Меркулова, является памятником псевдорусского стиля, отличаясь своей величественностью и красочностью от других белорусских соборов. Воскресенский собор строили умельцы из города мастеров Ивенца, росписи выполнены руками виленского художника Г. Трутнева. Внешнее убранство храма очень яркое и контрастное благодаря сочетанию красного и белого цветов, что особенно эффектно выглядит на фоне голубого неба. Многочисленные фронтоны, пилястры и кокошники стали органичным украшением православного собора. В нем установлено три иконостаса из некрашеного дуба с позолоченными колоннами, аккуратными рамами и резьбой.

Рядом с Воскресенским собором вы увидите трехъярусную звонницу , возведенную по проекту минского архитектора Виктора Струева в 1907 году. В работе мастера прослеживается отличное знание народного зодчества и декоративного искусства Беларуси.

Несмотря на всю красоту Воскресенского храма, его внешний облик нуждался в реставрации, поэтому с 2005 по 2014 год здесь велись ремонтные работы, что, впрочем, не помешало собору вести активную деятельность. Например, при соборе работает детская Воскресная школа . Помимо школы, в соборе открыта иконописная мастерская «Взор» , где всех желающих обучают искусству писания икон.

К 900-летию города Борисова рядом с Воскресенским храмом был возведен памятник князю Борису основателю города. Памятник представляет собой интересную композицию: Борис Всеславич держит в руке меч, словно христианский крест, и одной ногой опирается на валун с надписью «1102». Дата выбрана не случайно, ведь именно в 1102 году был основан город Борисов. Памятник построен по проекту трех архитекторов-скульпторов: А. Артимовича, Е. Ковалевского и И. Морозова. За спиной князя стоит ангел монахини Евпраксии, что-то нашептывающей великому основателю города. По преданию, князь был сыном Всеслава Чародея и занял престол после его смерти. Князь Борис являлся инициатором строительства и восстановления многих православных церквей, храмов и соборов.

В Воскресенском соборе в Борисове работает паломническая служба, которая предлагает всем желающим отправиться в путешествие к святым местам Беларуси, Украины и России.

Центр Староборисова - Торговая площадь, сейчас называющаяся площадью 900-летия города. Здесь стоит главный православный храм Борисова, памятник его основателю, вокруг неё неплохо сохранилась и застройка 19 века.

В 1865 году Борисов пережил несколько пожаров, в результате одного из которых сгорела и деревянная Воскресенская церковь первой половины 17 века, находившаяся рядом с рынком. По этому поводу православные горожане решили отстроить храм красивее и грандиознее прежнего, к тому же из камня, чтоб было не хуже, чем у католиков, имевших каменный костёл ещё с 1823 года и иудеев, чья синагога, кстати, располагается неподалёку. Шесть лет ушло на подготовительные работы, в 1871-ом началась стройка по проекту петербургского инженера Петра Меркулова. Строительство 9-купольного Воскресенского собора было закончено в октябре 1874 года.

В 1907 году к соборному комплексу была добавлена колокольня, возведённая по проекту минского епархиального архитектора Виктора Струева.

В 1937 году собор, как это водилось, отобрали у верующих, сделали в нём зернохранилище, а на колокольне парашютную вышку. Хорошо ещё, не взорвали.

Вскоре, однако, пришли фашисты и вернули церковь пастве. После войны советская власть вновь забирать Воскресенский собор не стала, хотя настоятеля репрессировала. В хрущёвские времена только запретили колокольный звон, который мешал окрестным рабочим и служащим отдыхать после трудовых свершений.

К 900-летию Борисова, отмечавшемуся в 2002 году, серебристые купола Воскресенского собора покрасили в ярко-голубой цвет. С тех пор, как доверительно сообщил доброжелательный горожанин, решивший перекинуться со мной парой слов, купола изрядно утратили свою нарядность, и всей красоты при всём желании я не сфотографирую. Мне осталось лишь посокрушаться.

Тогда же, к 900-летию Борисова, у Воскресенского собора поставили памятник легендарному основателю города, князю Борису Всеславичу. По задумке скульптора, князь Борис, поправ сафьяновым сапогом валун с надписью "1102", простирает длань над площадью, вероятно с петровским возгласом "Здесь граду быть". Другой рукой Борис воздевает меч с эфесом в форме креста - ничего хорошего местным язычникам, конечно, ждать не приходится.

Князя приобнимает и шепчет ценные указания ангел с лицом монахини Евпраксии, младшей сестры небезызвестной Ефросиньи Полоцкой.

Воскресенский собор нынче закрыт на капитальный ремонт. Как видно на фотографии, он ему не помешает.

Пока строители осваивают душеспасительные бюджеты, службы проходят в воскресной школе, приспособленной из бывшего казначейства. Это самое старое сохранившееся здание Борисова - 1807 год.

Решётки, наверное, остались ещё с казначейских времён.

На входе прихожанина встречает грозная цитата. Я зайти побоялся.

Воскресенский собор , Собор Воскресения Господнего - православный храм в городе Борисове. Находится в Старо-Борисове на рыночной площади.

Собор является памятником ретроспективно-русского (псевдорусского) стиля, присутствуют признаки стилизации форм московского церковного строительства XVII века.

История

До постройки современного собора на его находилась деревянная Воскресенская церковь, возведённая в 1620-1648 годах и сгоревшая в 1865 или 1867 году. После этого архитектором П. Меркуловым при участии ректора Академии художеств в Петербурге Л. Н. Бенуа был разработан проект нового храма - собора в честь Воскресения Христова из красного кирпича.

Данный проект был утверждён по личному ходатайству минского епископа Александра (Добрынина). Уже в сентябре 1871 года на торговой площади, на месте прежнего Спасо-Преображенского храма, произошла закладка собора. Освящение нового собора состоялось 20 октября 1874 года, его осуществил преосвященный Александр.

По данным 1901 года, в приходе насчитывалось из горожан 2954 мужчины и 2966 женщин и жители 9 окрестных деревень. Собор, закрытый в 1937 году, возобновил свою деятельность во время войны. В 1945 году был передан верующим.

Архитектура

Девятикупольный трёхапсидный храм, имеющий кубоподобный, квадратный в плане центральный объём, является крестовым в плане. Его рамеры следующие - длина составляет 27 метров, ширина - 23 метра, а высота - 12 метров. Четырёхскатная крыша, завершающая двухъярусный центральный объём, имеет в центре цилиндрический световой барабан и луковичную главу, а по углам возведены цилиндрические барабаны с маковками.

Такие же главы присутствуют над апсидой и боковыми пристройками. Среди декоративных элементов богато украшенного фасада - кокошники, наличники (как арочных оконных, так и дверных проёмов) с полукруглыми и трёхугольными фронтонами, профилированные карнизы, угловые рустованные пилястры, филёнки, контрастируя с красным киричным фоном. Для подчёркивания главного арочного входа использован большой портал, выглядищий как профилированная арка на 4 бочкоподобных столбах.

Внутреннее пространство, освещаемое двумя рядами оконных проёмов, разделено четырьмя мощными столбами на 3 нефа, перекрытых крестовыми сводами. Те же четыре столба при помощи парусов поддерживают световой барабан со сферическим куполом, находящийся над средокрестием. Стены раскрепованы при помощи профилей и лопаток. В конхе апсиды находится фресковое изображение Бога Саваофа, на крестовых сводах на подпружных арках - орнаментальная раскраска.

Над входом в церковь находятся хоры, открытые арочным проёмом. На хоры ведёт лестница из тамбура. Главный престол во имя Воскресения Христова размещён в апсиде, по левую сторону от него находится престол в честь святого князя Владимира, по правую же - престол в честь святого князя Александра Невского. Все три иконостаса сделаны из дуба и являются неокрашенными. Главный является четырёхъярусным с 24 образами, иконостасы из обоих приделов - одноярусные с 10 образами каждый. Их украшивают позолоченные колонны, резьба, рамы и карнизы.

Позже, в 1907 году, на одной оси с храмом была возведена звонница, созданная из кирпича в стиле самого храма по проекту архитектора В. И. Струева. Звонница, представляющая собой башнеподобное шатровое строение, является трёхъярусной - восьмерик на двух четвериках - и завершается маковкой. Первый же ярус занимают ворота.




Собор Воскресения Христова в Борисове является замечательным архитектурным украшением этого древнего города, который современным видом своих строений мало напоминает старинное поселение. Между тем основание Борисова относится к самому началу XII века, и честь его принадлежит полоцкому князю Борису Всеславичу. По сведениям В.Н.Татищева, город был заложен в 1102 году и, конечно, уже во времена Киевской Руси имел свою церковь, хотя непосредственных свидетельств этому, к сожалению, не сохранилось...

Сей Савва устанавливал произвольные поборы с различных доходов мещан. В качестве свидетеля неблаговидного поведения старосты в документах упоминается "поп Спасский Борисовский", что указывает на существование в местечке в начале XVI века Спасо-Преображенской церкви. За период с ХVI по ХVII век в истории храмов Борисова сохранились довольно отрывочные сведения. Единственное известие XVII столетия о Преображенской церкви находим в инвентаре (описании) города, составленном в 1680 году, спустя 170 лет после первого упоминания. В нем определяется местоположение храма. Польский исследователь Е.П.Тышкевич пишет: «В инвентаре... под 1680 г. читаем: м. Борисов имело рынок, на нем... церковь Св.Спаса».

Интересное воспоминание о Воскресенском монастыре оставил П.А.Толстой, стольник Петра I, в 1697 году проезжавший через Беларусь, и, наряду с другими городами, посетивший Борисов. Приведем его воспоминания, по возможности, полнее, ибо они очень любопытны для нас: "Город Борисов, - отмечал П.Толстой в своем путевом дневнике, - имеет замок земляной... посад около того замка невеликий, жители в городе Борисове благочестивой Греческой веры... Тут же, пред посадом монастырь... Церковь в том монастыре соборная во имя Воскресения Христова. В том монастыре живут монахи, всего 7 человек и имеют у себя игумена; в том монастыре в неделю Фомину слушал я Святую Литургию... В том городе Борисове униатов нет... есть костел Римской веры; один деревянный... во имя Пресвятой Богородицы..."

Далее П. Толстой пересказывает замечательную легенду о древней иконе Божией Матери, ранее принадлежавшей православным, а затем оказавшейся у католиков: "В том помяненном костеле на престоле стоит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, написан подобно как пишут Образ Смоленской Пресвятой Богородицы... тот образ написан письмом изрядного мастерства подобного Московским письменам. На той святой иконе левое око и щека левая и нос весь черны, как-бы чернилами замазаны... О том чудном знаке черном по вопрошению моему сказал мне ксендз Римский, что та святая икона стояла прежде в благочестивой Греческой церкви в местечке, которое называется Гумнаж, от Борисова 3 мили, и как-де ту икону принесли в Борисов в помяненный Воскресенский благочестивый монастырь Греческой веры... и стояла-де та святая икона в том монастыре 5 лет, а того черного пятна в то время на той святой иконе не было... и ту-де святую икону Римляне из Воскресенского монастыря взяли в Римский костел; и как-де ту икону в Римский костел внесли и от того-де часа явилось на той иконе самое малое черное пятно, величеством с Московскую копейку, и начало от того времени прибывать, даже и до ныне по вся дни того пятна прибывает; и много-де того пятна покушались, чтобы краскою то пятно закрыть, и многие-де мастеры, иконники и живописцы, прикоснувшиеся к той святой иконе для записания того пятна, пострадали ручной болезнью и паки от той-де святой иконы исцеление получили, и ныне уже о том и покушатися не смеют, чтобы то пятно исправить".

Легенда, рассказанная П.Толстому римско-католическим ксендзом, не представляется беспочвенной. Еще в конце прошлого века в Борисовском соборе Воскресения Господня сохранялось несколько древних церковных реликвий, датированных XVI столетием. Среди них выделялась "... местночтимая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, писанная на дереве, весьма древней живописи, покрытая серебряной ризою". По свидетельству современников, она "...осталась от прежних борисовских церквей и никакого особенного сказания о ней не существует". Тем не менее не исключено, что икона эта могла быть давним чудотворным образом, который видел П.Толстой, находясь проездом в Борисове в 1697 году. Ведь со временем сказание могло и забыться, а пятно, с изменением обстоятельств, исчезнуть. Наряду с местночтимой иконой Пресвятой Богородицы, в Воскресенском соборе до революции хранился "осьмиконечный, неизвестной пробы серебра крест", подаренный, как видно из надписи на нем, "в благочестивую церковь Воскресения Христова в месте Борисове в 1640 году некиим Ловчиным", а также имелась "...рукописная праздничная минея, писанная в 1688 году". Все эти реликвии предметно подтверждают существование в городе XVII века православных церквей, несмотря на широкое распространение в Беларуси того времени католичества и униатства.

В качестве православного Воскресенский собор действовал до 1753 года; что же касается Спасской церкви, то уже на начало XVIII столетия она фиксируется в документах, как униатская. В записи за 10 июня 1732 года в актовых книгах Виленского Центрального Архива содержалось инвентарное описание Борисова, составленное "... при передаче местечка обозному Вел. кн. Литовского Игнатию из Козельска Огинскому..." В инвентаре упоминается униатская церковь Святого Спаса "с давним наданьем". Когда храм был отобран у православных, неизвестно. Зато сохранились тексты документов, позволяющие достаточно подробно осветить историю совращения в унию прихожан Воскресенского собора и закрытия в Борисове одноименного монастыря. Остановимся на них подробнее.

К середине XVIII века собор Воскресения Господня с монастырем пришли в состояние крайнего запустения и ветхости, вследствие чего требовался их капитальный ремонт. Однако владевший Борисовом Игнатий Огинский всячески препятствовал проведению каких бы то ни было восстановительных работ. В связи с этим, намеревавшийся отстраивать храм и монастырь иеромонах Иоанн Тудорович 12 августа 1749 года жаловался могилевскому епископу Иерониму (Волчанскому) о немалых обидах, чинимых И.Огинским православным жителям города. "...когда я просил позволения починить церковь и колокольню и оградить монастырь, - писал отец Иоанн, - то Огинский, весьма сердясь, сказал: что лучше ему Борисовское староство потерять, нежели на то позволить; видя же таковое в том его недоброхотство, предложил я, что имею на починку церкви и монастыря из Москвы присланныя деньги... - На сие он ответствовал: что оныя деньги или для себя употреби или назад в Москву отошли, ибо-де я никаким образом до смерти моей на то позволить не могу. Потом, как я ему предложил, что оныя деньги подрядчикам отдал и лес уже подрядил, то он сказал: ежели ты, попе, сие учинить дерзнешь, то я с онагоже лесу виселицу тебе самому сделать прикажу; а наконец, когда я ему предложил: что везде в церкви показалась теча и вся утварь церковная погнила так, что и священнодействовать нельзя, и что я места сам не имею, где бы мог жить... то он мне ответствовал: что тебе никакого убытку нет; вольно оставя монастырь, другого искать места... Потом, созвав к себе оный Огинский борисовских обывателей, уговаривал их принять унию, обещая церковь униатскую для них вновь построить, и всю утварь и книги из старой церкви в новую пренесть... когда же оные обыватели на сие согласиться не пожелали, а просили дабы старой церкви он не разорял, а дозволил бы починить оную, предлагая, что предки их в православном исповедании померли, и в оной церкви погребены, то он, Огинский, сказал им: что за такую вашу противность и бунт всякими податьми отягчать и утеснять не перестану...".

Жалобы отца Иоанна Тудоровича помогли мало. В марте 1753 г. монастырь вместе с храмом был отобран у православных жителей Борисова "со всем движимым и недвижимым имением и всею утварью", а "тамошний... народ от мала до велика чрез штрафы и смертныя угрозы, насилие и побои к унии преклонен". Сравнительно недолго Воскресенский собор оставался униатским. В 1795 году, с присоединением земель Белоруссии к России, он, а также Спасо-Преображенская церковь вновь перешли к православным. С того же года Борисов стал центром благочиния, объединив 12 церквей повета. Как видно из рапорта в Священный Синод архиепископа Минского Иова (Потемкина) от 22 декабря 1798 года, собор состоял "в твердости, при нем служили... протопоп - 1, диакон - 1, дьячок - 1 и пономарь - 1. Содержание храм имел от приходских 103-х дворов.

В 1812 году Борисовский собор, как и многие другие храмы Беларуси, постигла тяжелая участь разорения от безбожных войск Наполеона I. Собор пострадал в меньшей степени; Спасская церковь потерпела сильнее. Французы сожгли священнический дом при Воскресенском соборе. По словам дореволюционного этнографа П.М.Шпилевского, "...жалкую картину представлял собою Борисов после побоища Наполеонова. Весь город был опустошен, а во многих местах сожжен, улицы были завалены полуобгоревшими трупами, дома наполнены ранеными, больными и пленными. Крик, шум, плач слышались везде". Постепенно оправившись от вражеского нашествия, борисовчане взялись за восстановление своих церквей. При Воскресенском соборе в то время служил протоиерей Петр Самуилов Боричевский, руководивший восстановительными работами. (Петр Самуилов Боричевский, "из духовного звания". После окончания курса обучения в Киевской Духовной Академии с 1802 по 1806 г. был преподавателем Минской Духовной Семинарии. В 1809 г. архиепископом Иовом /Потемкиным/ произведен в протоиереи). В Спасской церкви в 1813 году священника не было; возможно, он погиб в период "хозяйничания" в городе французов. При храме проживала его вдовствующая супруга Мария Герасимова ("дочь Бирюковича") с детьми-сиротами.

По ходу ремонта обнаружилась крайняя ветхость Воскресенского собора. Вскоре его разобрали. В 1815 году Спасо-Преображенсхая церковь, размещавшаяся на городской площади (в 40 саженях от собора), была переосвящена во имя Воскресения Господня, став кафедральным храмом. Таким образом два древних прихода в Борисове слились в один; на 1815 год в этот приход входило 476 человек. К началу тридцатых годов XIX столетия Воскресенская церковь, недавно переосвященная из былой Преображенской, пришла в ветхое состояние, вследствие чего в 1833 году на отпущенную из казны сумму в Борисове возвели совершенно новый деревянный собор, действовавший до 1865 года. В 1854 году этот собор починяли на пожертвования прихожан. Общее руководство ремонтными работами осуществлял его настоятель протоиерей Павел Фаддеев Лисевич. (Он окончил Черниговскую Духовную Семинарию. В 1819 г. рукоположен во иерея. С 1842 г. служил в Борисовском Воскресенском соборе. Являлся местным благочинным. "За усердное провождение благочиннической должности" был награжден наперсным крестом).

В 1865 году жителей Борисова постигло очередное бедствие... Нововыстроенный Воскресенский собор сгорел. Богослужения вынуждены были продолжить в приписной к нему кладбищенской Свято-Андреевской церкви, предварительно отремонтированной и несколько расширенной, всего на сумму 1000 рублей, которую пожертвовала Фекла Шаповалова, жена бывшего городничего Борисова Андрея Шаповалова. Кстати, их попечением и за их счет церковь святого Андрея Юродивого была восстановлена из полуразрушенного состояния еще в 1826 году. О Свято-Андреевской церкви следует сказать несколько слов особо. Хотя она и не являлась приходской, весьма вероятно, ее возраст исчислялся не одним столетием исторической жизни. С точки зрения известного дореволюционного археографа Дм. И. Довгялло, по внешнему виду "...постройка этой церкви должна быть отнесена к XVII в.". Кроме того, наименование храма в память святого Андрея Юродивого (почитаемого только Православной Церковью) также наводит на определенные размышления. Сомнительно, чтобы его основали униаты. Скорее всего, церковь святого Андрея изначально была православной. Размещался храм "в восточной части города, недалеко от городского бульвара...". В продолжение девяти лет (1865-1874) Свято-Андреевская церковь заменяла собою бывший кафедральный собор. За это время были подготовлены и утверждены проект и смета на возведение в городе каменного соборного храма. Для него выбрали вполне подходящее место - "на торговой площади в центре города, где некогда находился Спасо-Преображенский храм... "

В 1874 году строительство собора закончилось. Общие, затраты на его возведение составили 48 800 рублей

Все кирпичные работы выполнили каменщики из местечка Ивенец Минского уезда. Иконы для храма написал виленский художник Г.Трутнев. Устройство иконостаса взял на себя мастер Елиашевский. 20 октября 1874 года (по старому стилю) епископ Минский и Туровский Александр (Добрынин) в сослужении местного духовенства освятил собор, по сложившейся традиции, в честь Воскресения Христова. Вот как выглядела новая соборная церковь снаружи и внутри в конце 70-х годов XIX века, согласно "Описания церквей и приходов Минской епархии": "Зданием каменная, сложенная из кирпича, по внешности представляем прекрасной архитектуры вид равностороннего креста с одним открытым куполом по середине и восемью меньшими, глухими куполами, на боковых уступах. В одном из боковых куполов, фронтонном, помещается и колокольня... Окна в самом здании расположены в два яруса и нижния снабжены железными решетками; входных дверей трое, крыша сделана из листового железа... В церкви устроено 10 печей... Иконостасов в соборе три: один главный и два придельных. Все они устроены из дубового дерева без покраски, с золочены¬ми колоннами, карнизами, рамами и резьбой. Главный состоит из 24 икон, расположенных в четыре яруса, а придельные из 10 икон каждый, расположенных в один ряд; все иконы новой хорошей живописи. Главный престол освящен во имя Воскресения Христова, а придельныя - северный во имя святаго князя Владимира, а южный во имя благовернаго князя Александра Невскаго".

На конец XIX столетия, кроме Свято-Андреевской церкви, собор имел еще два приписных храма: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Стахове, построенную в 1868 году средствами и старанием местных прихожан, и церковь святой мученицы Юлии, сооруженную в 1896 году иждивением инженера путей сообщения Л. И. Веригина. Перед началом Первой мировой войны и всеми последующими катаклизмами в приход Воскресенского собора входило 1123 двора, населенных 4495 мужчинами и 4852 женщинами; его причт состоял из протоиерея-настоятеля, иерея, диакона и псаломщика; они владели 89 десятинами земли. Настоятель храма получал жалованья от казны 600 рублей в год, священник - 500 рублей, диакон - 300 рублей, псаломщик -160 рублей. В Борисове действовало 2 городских училища, 3 церковно-приходских училища, а также 3 церковно-приходских школы. Настоятелем собора являлся протоиерей Николай Аполинарьевич Фалевич. (В 1877 г. окончил Минскую Духовную Семинарию, в 1881 г. рукоположен во иерея. С 1897 г. служил при Воскресенском соборе. Награжден наперсным крестом. Являлся духовником духовенства округа).

Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Были и человеческие жертвы. Огонь не пощадил и деревянную церковь, которая размещалась рядом с рынком. И тогда в городе осталась лишь одна маленькая кладбищенская церквушка Андрея Юродивого (теперь это молитвенный дом старообрядцев по Газетной улице). Естественно, среди православного люда сразу возник вопрос о строительстве нового храма, причем не деревянного, а каменного, вместительного и красивого, который бы ни в чем не уступал костелу, возведенному еще в 1823 году (каменной была также и синагога, построенная в 1866 г.).

Рассмотрение ходатайств, поиск средств и подходящего проекта заняли пять лет. Первоначальный проект пяти-купольного храма, предложенный инженером Скуратовым, Минской епархией был отвергнут, главным образом, из-за мало размерности и, следовательно, недостаточной вместимости молитвенного зала. Остановились на другом варианте - соборе с девятью куполами, тремя апсидами, выразительным контуром, привлекательным декором и достаточной объёмностью (27x23x12 м).

"Зачатие" храма и его освящение во имя Воскресения Христа Спасителя (два придела были названы в честь святых князей Владимира и Александра Донского) состоялось в воскресенье 5 сентября 1871 года (по старому стилю) в присутствии именитых лиц. С речью выступил епископ Минский и Бобруйский Александр.

Предполагаемые затраты на строительство, согласно утвержденной смете, составили 47890 руб. 14 коп. По тому времени это была немалая сумма, но по непредвиденным обстоятельствам ее не хватило. При рытье котлована выяснилось, что качество грунта не позволяет использовать запроектированный обычный фундамент. Пришлось изготовить и вбить 580 деревянных свай, что дополнительно потребовало 3000 рублей.

Строили собор высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец, а для оформления интерьера были приглашены виленские художники Елишевский и Трутнев.

Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами ведал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский, а техническое руководство осуществлял архитектор Сергей Петрович Иванов.

Из «Описания церквей и приходов Минской епархии», дата создания которого относится к концу 70-х годов XIX в., следует, что сложенное из кирпича, здание собора представляло собой равносторонний крест с одним открытым куполом по середине и восемью меньшими на боковых уступах. В одном из боковых куполов размещалась колокольня. Окна собора были расположены в два яруса. Входных дверей имелось три. Крыша была покрыта листовым железом... Внутри собора было устроено 10 печей. Три иконоста­са были сработаны из дубового дерева - без покраски, с золочеными колон­нами, карнизами, рамами и резьбой. Главный иконостас состоял из 24 икон, располагавшихся в четыре яруса.

Строительство храма длилось три года и закончилось 15 октября 1874 года (по старому стилю). А через пять дней, 20 октября, по случаю первого богослужения состоялась торжественная церемония с участием губернского руководства и высокопоставленного духовенства.

Великолепие нового православного храма в Борисове привлекло внимание многих. Для гравюры с его изображением популярный в то время петербургский еженедельник "Нива" в № 12 за 1877 год не пожалел целой страницы.

Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий.

А в начале XX века местный чиновник и церковный староста Нил Бурцев выступил с инициативой построить у главного входа собора кирпичную звонницу. И эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году минским епархиальным архитектором Виктором Струевым (1864-1931). Теперь эта колокольня вместе с собором составляет цельный ансамбль.


Воскресенский собор на открытке начала 20-го века.

Настоятелем храма в те годы был Николай Фалевич, который отличался благотворительной деятельностью, активным участием в разрешении городских проблем и пользовался среди прихожан огромным авторитетом.

В октябре 1941 года епархия назначила туда настоятеля. Это был выпускник Жировицкой духовной семинарии37-летний отец Иоанн (в миру - Иван Матвеевич Строк). В тяжелые годы оккупации он, как мог, помогал больным и неимущим, старался облегчить участь советских военнопленных, приютил и спас еврейского мальчика, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 борисовчан.

Тем не менее, сразу после освобождения города о. Иоанн был арестован советскими органами, и как пособник врага отправлен в сталинские застенки (реабилитирован только в 1956 г.).

Однако собор больше не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон, который, согласно инспирированной в местной газете статейке, якобы мешал покою горожан (перестройка отменила этот запрет).

Собор продолжал жить в обычном ритме, являясь, кроме прочего, и архитектурным памятником. Современники находят в нем характерные для второй половины XIX столетия черты эклектизма. Архитектура Воскресенского собора в Борисове подробно описана в специальном издании - Своде памятников истории и культуры Беларуси.

Свято-Воскресенский собор пережил пришествие марксизма-ленинизма, тяжелые годы фашистские оккупации, всеобщий развал 90-ых на постсоветском пространстве и, наконец, памятник истории и архитектуры шагнул в третье тысячелетие… Наряду, казалось бы, с всеобщим экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния народа Свято-Воскресенский собор начал катастрофически быстро разрушаться. Возможно, он не смог вынести людского равнодушия?..

Вот уже не один год подряд верующий и прихожане собора вынуждены проводить праздничные Пасхальные богослужения в стенах воскресной школы, т.к. собор закрыт на ремонт.(см. фото № 2.5.-2.7.) Пасха –удивительный праздник, когда сердце наполняется ожиданием чуда… Это радостный и светлый праздник для всех православных.Но чудо, которое прихожане ждут вот уже три года, не произошло… Воскресенский собор продолжает разрушаться…

Не остались равнодушными к проблеме и учащиеся общеобразовательного лицея. Мы предлагаем высказывания и стихи лишь некоторых из них .

Дух Белой Руси –

Христианский дух.

Дух молитв в тишине,

Перезвонов звук…

Дух молитв за мой город,

Как большая стена,

Что закрыли собою

Возлюбивших Христа.

Но исчезнет стена

И молитвенный звон –

Разрушается наш

Воскресенский собор.

Это сердце Борисова,

Сердце народа.

Сердце людей,

Что так преданны Богу.

Спасите Храм и молитвенный Звон!

Спасите наш Воскресенский Собор!

Сафончик Д.

Бог со мной и Бог со всеми Вами.

Он поможет и тебе и мне.

Ты живи, умей довольствоваться малым,

На храм Божий взор свой обрати…

Храм угасает, а вместе с ним угасает и вера людей. Черствеют их души. Сердце обливается кровью, когда смотришь на кровоточащие лики Святых, исполосованных трещинами. Остается молиться, что люди образумятся и спасут храм. Свято-Воскресенский собор всегда был, есть и будет сердцем Борисова!

Игнатович Александр

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»