Как стать журналистом требование закона. Может ли журналист проверить любое заведение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Журналисты обладают довольно широким перечнем профессиональных прав, которые закреплены как в ст. 47 Закона РФ о СМИ, которая так и называется «Права журналистов», так и в других нормативных актах. Ознакомимся с основными профессиональными правами журналиста.

Журналист имеет право:

1. Искать, запрашивать, получать и распространять информацию (Это общее правомочие, аналогичное право закреплено в ст. 29 Конституции РФ за каждым гражданином. У журналиста все же есть некоторые преимущества по сравнению с правом граждан на доступ к информации, которые, к сожалению, не всегда должным образом гарантированы, как в области доступа к информации в государственных органах власти, так и в сфере бизнеса);

2. Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения (В части реализации этого права на практике есть серьезная проблема. С одной стороны это право пытаются ограничивать путем создания искусственных трудно преодолимых барьеров таких, как пропускные режимы, системы согласований, которые обосновываются необходимостью борьбы с терроризмом. Цели ограничения посещения учреждений и органов власти служит даже институт аккредитации, который используется не совсем по назначению — как фильтра, а не как создание более удобной процедуры взаимодействия с прессой, дополнительной гарантии доступа к информации о деятельности аккредитующей организации для тех журналистов, которые аккредитованы по сравнению со всеми остальными);

3. Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (и данное правомочие журналисты зачастую реализуют не напрямую, а «через заднее крыльцо», путем долгих согласований через пресс-службу или через личные связи);

4. Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (в части предоставления копий документов с изъятиями конфиденциальных фрагментов в России дела обстоят плохо. Владельцу документа легче отказать в его предоставлении, чем вымарывать «тайные» фрагменты, что он по Закону должен был бы делать.);

5. Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение;

6. Присутствовать на митингах и демонстрациях (подробнее рекомендации по поведению журналиста при освещении митингов, демонстраций и других массовых акций ниже);

7. Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

8. Право на имя (распространять под своим именем, под псевдонимом или без подписи) (это право вытекает из общих положений авторского права и одинаково для любого автора, независимо от того, является он журналистом или нет. Для журналиста же право публиковаться под псевдонимом или без подписи вообще носит еще и характер защиты его личности и безопасности в случаях, когда обнародование текста может привести к опасным для журналиста и его семьи последствиям. При этом редакция обязана хранить в конфиденциальности имя журналиста, принявшего решение поставить под текстом псевдоним, на тех же основаниях, что и охрана конфиденциальности источника информации (п.1, 2 ст. 41 Закона РФ «О СМИ»). Даже в случае требования в суде редакция всегда может взять всю ответственность на себя и не раскрыть имя журналиста, готовившего материал, сославшись на ст. 41 и на то, что это редакционный материал, участие в подготовке которого принимали многие сотрудники редакции или что это текст, полученный редакцией по почте от анонимного источника.)

9. Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям (Это важное право, гарантирующее журналисту его право на свободу выражения мнения и свободу убеждений.);

10. Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по мнению журналиста, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения (Это правомочие также гарантирует журналисту соблюдение его права на свободу выражения мнения и отвечает требованиям ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует, что никто не может быть принужден к отказу от своего мнения или выражению иного мнения. Изменение позиции журналиста в его авторском тексте в результате редакторской правки фактически означало бы вынужденное выражение им иной позиции, иного мнения, что могло негативно сказаться и на его профессиональной репутации. Соответственно данное право означает, что журналист на практике должен имеет возможность ознакомиться с материалом после редакторской правки перед его опубликованием.);

11. Не раскрывать свой источник информации (ст. 41 Закона РФ о СМИ) (это одна из важнейших гарантий профессиональной деятельности, профессиональной репутации и в том числе безопасности журналиста, о чем подробнее мы расскажем ниже).

12. Получать доступ к информации о деятельности органов власти в порядке редакционного запроса в течение 7 дней (Это право прописано в деталях в ст. 39-40 Закона о СМИ и по сути детализирует и делает более работоспособным п.1 ст. 47 Закона о СМИ о праве журналиста на поиск информации. В сравнении с правом редакции получить ответ на свой запрос в течение 7 дней, на обращение простого гражданина органы власти обязаны ответить в течение 1 месяца (Федеральный Закон «Об обращениях граждан»).

13. Осуществлять скрытую аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку и распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой записи (съемки), в случаях, если (1) это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; (2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; (3) если демонстрация записи производится по решению суда. (ст. 50 Закона РФ «О СМИ». (Применительно к этому прав важно понять, что вести скрытую съемку или запись можно практически без ограничений, это не является нарушением чьих-либо прав. Чего не скажешь про распространение информации, полученной в результате скрытой съемки (записи). В целом, это очень значимое право, предоставленное журналисту Законом, которое он может использовать не только для фиксирования информации при беседе с источником, даже если источник не желает говорить под аудиозапись, но журналист считает все же важным зафиксировать беседу в связи с теми или иными обстоятельствами. Это можно использовать для получения информации, представляющей общественную значимость, когда иным образом ее получить невозможно, и распространение информации очевидно преследует защиту общественного интереса (как, например, в известной истории с обнародованием по федеральным телеканала скрытой видеосъемки времяпрепровождения «человека похожего на генпрокурора Скуратова»).

14. Распространять сведения о частной жизни гражданина без его согласия, когда этого требует защита общественного интереса (п.5 ст. 49) (Это исключение из общей обязанности брать согласие у гражданина на распространение информации о его частной жизни, к чему относятся и изображение гражданина (ст. 152.1 ГК РФ)), его другие персональные данные (ст. 6. 7 Федерального Закона «О персональных данных») и обстоятельства его частной жизни. В целом важно понимать, что с частной жизнью гражданина следует обращаться с должным уважением, не нарушая без необходимости ее конфиденциальность, если только само поведение гражданина не стало противоречить интересам общества.)

15. Не получать согласие на обнародование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен), когда этого требует защита общественного интереса (Все сказанное выше про уважением к праву на неприкосновенность частной жизни в равной мере относится и к праву на изображение гражданина, что закреплено в ст. 152.1 ГК РФ. Изображение гражданина, вместе с другими идентифицирующими характеристиками и данными относятся к персональным данным, являющимся конфиденциальной информацией. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

(1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

(2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

(3) гражданин позировал за плату).

Размещение самим гражданином своего изображения (фото, видео) в Интернете (например, на личной страничке в социальных сетях) не означает согласия на дальнейшее копирование и распространение публичное. Это не дает права на использование данного изображения без согласия гражданина во всех случаях. Действует тот же принцип — без разрешения изображенного лица допускается, только в случае защиты общественного интереса или в других указанных в ст. 152.1 ГК РФ случаях).

ВОПРОС: Правда ли, что любой журналист может прийти и проверить любое заведение? Все-таки отель, кафе или ресторан - это частная собственность.

ОТВЕТ: Я не знаю ответа на последний вопрос, поэтому благоразумно не буду на него отвечать прямо, а вот о правах журналиста поговорю с удовольствием. Итак, правда ли, что любой сотрудник СМИ может прийти и проверить (именно проверить!) любое заведение? Нет, конечно! Да, по закону («О средствах массовой информации») журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

В этой связи за журналистом закреплено право посещать (а не проверять!) государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы и распространять подготовленные сообщения и материалы.

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности журналистов со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений (к ним относятся, в частности, фонды, партии) влечет ответственность последних. Посещая указанные места, журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, но обязан предварительно поставить организацию в известность об этом.

Таким образом, речь идет о посещении исключительно государственных (а не частных!) органов и организаций, предприятий и учреждений.

Имеет ли журналист право посещать частные заведения? Да, но как посетитель. Впрочем, если частное заведение согласно на освещение, к примеру, своей деятельности и приглашает для этой цели журналиста, то к последнему не может быть вопросов. Если же журналист по своей инициативе решит посетить (тем более, проверить!) частное заведение с журналистской целью, то он может быть «изгнан с позором».




Например, если журналист, не поставив в известность администрацию частного заведения и не получив согласия последней, сядет за столик и станет брать у посетителя интервью по поводу качества блюд, то интервью может быть прервано администрацией заведения. Прерванное интервью, конечно, может быть продолжено за стенами заведения, но тут уже журналист будет реализовывать свое право на получение информации, чему администрация заведения препятствовать не может.

Кстати, когда интервью будет опубликовано (показано по телевидению), то соответствующие органы (к примеру, Роспотребнадзор) обязаны отреагировать на информацию и провести проверку в заведении на предмет, в частности, соблюдения санитарных правил (грубо говоря, проверить, нет ли тараканов на кухне). Журналист в этом случае, сделав свое дело, останется в стороне. Выполнять же функции соответствующих органов журналист не должен и не имеет права.

Почему же частные заведения не препятствуют проведению «проверок» со стороны журналиста «Ревизорро»? Почему пускают на кухню?! Наверное, боятся. А зря! Думается, однако, что вскоре боязнь исчезнет, а журналиста будут выводить из заведений «за белы рученьки». Смею утверждать, что им (частным заведениям) за это ничего не будет. Правда, это нужно делать в корректной форме.

Если же вежливая просьба покинуть заведение не будет удовлетворена, а журналист продолжит «проверку», то следует вызывать полицию. Вообще же, считаю необходимым напомнить, что злоупотребление правами журналиста или несоблюдение обязанностей журналиста влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность (в зависимости от тяжести деяния журналиста).

Александр Арутюнов
Адвокат, доктор юридических наук

Чем отличается журналист от корреспондента

Журналистская деятельность осуществляется в профессиональной среде, где многие специальности дополняют друг друга, удовлетворяя потребность социума в оперативной, актуальной информации и глубоких аналитических материалах.

Профессия журналиста сочетает элементы и формы социальной деятельности, благодаря которым труд отдельного человека приобретает общественную значимость и ценность.

Журналистика невозможна без репортажей, комментариев, обозрений и фотоматериалов. Их сбор и систематизацию осуществляют журналисты, специализирующиеся в этих видах деятельности. Они решают основную задачу – подготовку информационно-аналитических текстов, редактирование и рецензирование материалов, предназначенных для печати.

Используя информационно-коммуникативные средства и технологии, журналист устанавливает связь с источником информации, ведет проверку фактов, предоставленных для публикации документов, привлекает аналитиков и экспертов, организует участие журналистской группы в конференциях и семинарах.

Журналист – универсальная профессия, требующая от отдельного специалиста личностной установки на общезначимую форму деятельности, влияющую на состояние общества и формирующую определенный тип общественного сознания.

Такая форма деятельности реализуется одновременно на нескольких уровнях. Оперативной информацией редакцию обеспечивает корреспондент. Это профессиональный журналист, выполняющий специальное задание или специализирующийся в отдельной области журналистики в печатных средствах массовой информации, на радио или телевидении.

Корреспондент может быть штатным или внештатным сотрудником редакции. Он обязан обладать навыками поиска информационного повода, владеть технологическими приемами построения репортажа, уметь правильно составить вопросы интервью и знать принципы редактирования текста.

Журналист может быть репортером или военным корреспондентом, спецкором или телеведущим, фотокорреспондентом или политическим аналитиком. Независимо от более узкой специализации в его профессиональные обязанности входит выполнение государственных требований к организации редакторской деятельности, учет социальных приоритетов и особенностей информационного пространства, в котором ему приходится работать.

ОТВЕТ: Я не знаю ответа на последний вопрос, поэтому благоразумно не буду на него отвечать прямо, а вот о правах журналиста поговорю с удовольствием. Итак, правда ли, что любой сотрудник СМИ может прийти и проверить (именно проверить!) любое заведение? Нет, конечно! Да, по закону («О средствах массовой информации») журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

В этой связи за журналистом закреплено право посещать (а не проверять!) государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы и распространять подготовленные сообщения и материалы.

Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности журналистов со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений (к ним относятся, в частности, фонды, партии) влечет ответственность последних. Посещая указанные места, журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, но обязан предварительно поставить организацию в известность об этом.

Таким образом, речь идет о посещении исключительно государственных (а не частных!) органов и организаций, предприятий и учреждений.

Имеет ли журналист право посещать частные заведения? Да, но как посетитель. Впрочем, если частное заведение согласно на освещение, к примеру, своей деятельности и приглашает для этой цели журналиста, то к последнему не может быть вопросов. Если же журналист по своей инициативе решит посетить (тем более, проверить!) частное заведение с журналистской целью, то он может быть «изгнан с позором». Например, если журналист, не поставив в известность администрацию частного заведения и не получив согласия последней, сядет за столик и станет брать у посетителя интервью по поводу качества блюд, то интервью может быть прервано администрацией заведения. Прерванное интервью, конечно, может быть продолжено за стенами заведения, но тут уже журналист будет реализовывать свое право на получение информации, чему администрация заведения препятствовать не может.

Кстати, когда интервью будет опубликовано (показано по телевидению), то соответствующие органы (к примеру, Роспотребнадзор) обязаны отреагировать на информацию и провести проверку в заведении на предмет, в частности, соблюдения санитарных правил (грубо говоря, проверить, нет ли тараканов на кухне). Журналист в этом случае, сделав свое дело, останется в стороне. Выполнять же функции соответствующих органов журналист не должен и не имеет права.

Почему же частные заведения не препятствуют проведению «проверок» со стороны журналиста «Ревизорро»? Почему пускают на кухню?! Наверное, боятся. А зря! Думается, однако, что вскоре боязнь исчезнет, а журналиста будут выводить из заведений «за белы рученьки». Смею утверждать, что им (частным заведениям) за это ничего не будет. Правда, это нужно делать в корректной форме. Если же вежливая просьба покинуть заведение не будет удовлетворена, а журналист продолжит «проверку», то следует вызывать полицию. Вообще же, считаю необходимым напомнить, что злоупотребление правами журналиста или несоблюдение обязанностей журналиста влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность (в зависимости от тяжести деяния журналиста).

Остались вопросы по теме? Задавай в комментариях. Новые вопросы присылай на адрес c пометкой «Вопрос адвокату».

Как избежать специфического понимания права в интернете? Центр Сулакшина продолжает серию публикаций о правилах жизни в правовом поле для блогеров и журналистов.

Права блогера определяются статьей 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . Блогер имеет право :

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством РФ;
2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети Интернет свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;
3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации (по сути это право на перепост - только тех материалов, которые соответствуют закону);
4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети Интернет.
Право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию - конституционное право каждого гражданина, зафиксированное в части 4 статьи 29 Конституции РФ, это не является специфическим правом блогера.

Право излагать на своих сайте или странице в сети Интернет свои личные суждения и оценки - это свобода мысли и слова, закрепленная в части 1 статьи 29 Конституции РФ: она распространяется на всех лиц на территории РФ и не ограничивается просторами Интернета. Обращает на себя внимание оговорка, которой обусловлена реализация данного права: обязанность указывать свое имя или псевдоним, высказывая свои мнения. Поскольку блогер в принципе обязан указать свои фамилию и инициалы (не псевдоним), то непонятно, каким образом должна реализовываться эта норма закона. Должен ли блогер каждый раз использовать примерно следующую формулировку: « лично я, Иванов И.И., считаю…» ? Видимо, требовать этого на уровне закона было бы абсурдным. Если же не установлена ответственность за несоблюдение этого правила, то эта норма не может быть реализована.

Право размещать на своем сайте или странице тексты или иные материалы других пользователей - это вариации на тему общегражданского права на распространение информации. Специфическим это право можно назвать только в той части, в которой для его реализации надо иметь свой сайт или страницу в Интернете.

Однако распространять информацию на своих и чужих сайтах имеют право все пользователи сети, а не только те, кто имеет посещаемые ресурсы (блогеры). Поэтому и это право не является каким-то дополнительным правом именно блогеров.

Право распространять рекламу на сайте или странице в сети Интернет также нельзя считать специфическим правом блогеров: все дееспособные граждане имеют право заключать гражданско-правовые договоры на размещение рекламы на своих ресурсах. Конечно, рекламодатели заинтересованы в максимальном количестве просмотров их рекламы, поэтому ресурсы с небольшой посещаемостью их вряд ли привлекут, но на формальные права граждан с малопосещаемыми ресурсами в части рекламы это не влияет.

Права журналиста у казаны в статье 47 Закона о СМИ, согласно которой журналист имеет право :

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Правам журналиста корреспондирует, например, обязанность любых органов и организаций дать ответ на редакционный запрос (статьи 39 - 40 Закона о СМИ). Журналисты, в отличие от блогеров, защищены также статьей 144 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Статья 49 Закона о СМИ содержит также норму, согласно которой государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В отношении блогеров аналогичной нормы нет, государство не признает, что блогер выполняет общественный долг. Защита чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества блогера осуществляется на общих основаниях.

Об обязанностях блогера читайте в следующем материале.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

По общему правилу любой человек имеет право доступа в общественное место. К общественным местам относятся: здания, сооружения, территории, природные объекты или пространство потенциального местонахождения людей, которые могут свободно взаимодействовать. В частности, типичными разновидностями общественных мест являются улицы, стадионы, парки, общественный транспорт, предприятия торговли, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры), пляжи. Не относятся к общественным местам (в силу отсутствия признака общедоступности) режимные учреждения. Не всегда к таким могут быть отнесены детские образовательные учреждения и медицинские учреждения, в силу наличия в определенных случаях особого регулирования доступа в помещения этих учреждений (например, школы или палаты реанимации больниц), а также особого режима распространения информации о детях (ст.152.1 ГК РФ, ст. 41 Закона о СМИ) и медицинской тайны.

При этом освещение журналистами любого массового мероприятия, в особенности массовых акций протеста (вне зависимости от их согласованности с властями), является зоной повышенной опасности, журналисту особенно важно помнить о своих профессиональных правах и обязанностях. Это не только снизит профессиональные риски, поможет журналисту сориентироваться в сложной ситуации, но иногда и избежать проявления агрессии и насилия по отношению к себе.

  • Журналист во всех случаях имеет право посещать, производить съемку в общественных местах. Любые ограничения права на доступ к информации, находящейся в общественных местах, в местах большого скопления граждан, могут быть установлены только на уровне РФ и должны быть приняты Законом РФ. Никакие подзаконные нормативные акты не могут ограничивать право, установленное ст. 29 Конституции и ст. 47 Закона о СМИ. Никакие приказы руководителей коммерческих предприятий в принципе не могут ограничивать право на доступ к информации в общественном месте, установленное на уровне федерального Закона и такие ограничения являются незаконными.
  • Журналист имеет право «посещать специально охраняемые места <…>массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, <…> присутствовать на митингах и демонстрациях” (п.7 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ ).
  • Никакой аккредитации или предварительного согласования с органами власти и местного самоуправления, полицией, организаторами или владельцами помещений предприятий, относящихся к общественным местам (рынки, супермаркеты, стоянки, парки и т.д.) не требуется для посещения и его освещения в прессе.
  • Журналист имеет право «производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки » (п.6 ч.1 ст. 47 Закона РФ о СМИ ).
  • Журналист имеет право снимать и фотографировать лиц, присутствующих в общественном месте и участвующих в любом общественном мероприятии, в том числе в митинге, сотрудников органов полиции, частных охранных предприятий осуществляющих охрану общественного порядка. Сам процесс фото-, видеосъемки не является нарушением ни права на неприкосновенность частной жизни, ни права на изображение, ни является и разглашением персональных данных лиц, изображенных на снимке. Потенциальным нарушением может быть распространение изображения гражданина без его согласия, если речь идет о крупным плане (портретный снимок) (ст. 152.1 ГК РФ). Такое согласие не требуется если:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, <…> спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях),

  • По требованию гражданина, журналисту следует прекратить съемку частного лица (обычного гражданина, посетителя общественного места) во избежание усиления конфликта и проявления агрессии, что может закончиться применением соответствующих мер как к участнику гражданину (особенно если он участник митинга), так и к журналисту.
  • Основываясь на том, что журналисты, обладающие редакционными удостоверениями и выполняющие поручения редакций, имеют полное право на освещение массовых мероприятий и посещение общественных мест, в том числе и особо охраняемых, и «мест скопления граждан», и митингов вне зависимости от того, «согласованы» они или нет с уполномоченными органами власти, то препятствовать журналисту в осуществлении его профессиональной деятельности является нарушением.
  • В случае с митингом - журналисту следует заранее определиться, в каком статусе он идет на митинг - как гражданин, или как журналист с целью его освещения в СМИ. Это важно, поскольку то, что можно журналисту, не всегда можно участнику. (Например, журналист имеет право освещать в том числе и несогласованный с властями митинг, и выходящие за рамки согласованного формата публичного мероприятия действия участников, в то время как участие в такой акции потенциально наказуемо ).
  • По возможности журналисту, работающему на месте проведения массовой акции, следует иметь опознавательный знак «Пресса» - будь то жилетка с такой надписью, либо бейдж для лучшей идентификации в толпе и обозначения своего статуса. Вопрос будет ли идентификация способствовать выполнению редакционного задания или нет, в конкретных обстоятельствах, журналист может решить самостоятельно.
  • Журналист обязан «предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста » (п.9 ч.1 ст. 49 Закона РФ о СМИ). Документом удостоверяющим личность, является паспорт (лучше иметь с собой заверенную ксерокопию паспорта, что не запрещено и вполне соответствует указанной в паспорте обязанности бережно его хранить). При отсутствии редакционного удостоверения на руках у журналиста в ситуации, когда о подвергается опасности, должно быть письменное редакционное задание за подписью редактора и с печатью редакции СМИ, чтобы удостоверить его полномочия как журналиста.
  • Журналисту следует, как и участникам, во избежание конфликта с органами правопорядка во время проведения публичного мероприятия «соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия » (п.2, ч.3 ст.6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Поэтому не стоит лезть на рожон!
  • Любое нарушение профессионального права журналиста (будь то запрет на съемку, удаление из общественного места, причинение вреда редакционному имуществу (фото- видеоаппаратура) требует фиксации. Обязательно по каждому такому факту нужно обращаться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ).

И в завершение. Журналист - лицо, осуществляющее общественный долг, стоящий на страже общественных интересов, это «глаза» и «уши» нашего общества. Его работа состоит в том, чтобы оперативно сообщить обществу о происходящих текущих событиях. Нарушения их прав на доступ к информации и нормальное осуществление профессиональной деятельности автоматически нарушает права сотен тысяч россиян на получение оперативной информации о происходящих в стране событиях.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»