Св януарий в православии. Кровь святого януария

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке «Neapolis». Третий по величине город Италии. Расположен у воды… Красив, величествен, могуч… Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами… И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино…

«Операция «Святой Януарий» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру… Под настроение…

История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001-2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я…

Да, шарм и обаяние в старом кино имеются…

«Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария…». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил».

И подход интересный. Есть и душевность…

«Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи…

А романтические отношения?

«Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?!!».

«А у нас нет «Кока-колы!». И ведь веришь в эти чувства… Забавно…

Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром»! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой… Может соблазнить, обмануть и удрать… Тут не угадаешь сразу… Хорошая игра… И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать…

Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные…

Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но… Не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.

Далее… Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли… После Фантоцци, Челентано…

А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически…

Что ещё… Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение… А оно может быть не всегда… Тут-то и выходит то, что выходит…

Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны… Что поделать… Итальянцы…

«А куда вы уберёте толпу?».
«Какую толпу? Будет час ночи!».
«Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни».

До новых встреч…

19 сентября
Воспоминание св. Януария, епископа и мученика

Сведений о св. Януарии сохранилось немного. Известно, что был он епископом Беневента. Согласно докумен­ту V в., во время диоклетиановых гонений был арестован его диакон Созий. Януарий навестил его в тюрьме вместе с диаконами св. Фестом и св. Дезидерием. Всех их арестовали и стали прину­ждать совершить жертво­приношение идолам. Они отказались, и тогда местный правитель Драконций отпра­вил их на растерзание медведям в амфитеатре.

Мучеников доставили в Путеолы. Против столь жестокого приговора стали протестовать св. Прокл, диакон, и два мирянина: св. Евтихий и св. Акуций. Их тоже приговорили к смерти. Поскольку они были римскими гра­жданами, их нельзя было отправить на арену, как Януария и его диаконов, и потому их публично обезглавили на городской площади. Очень древние литургические документы сообщают, что все они претерпели смерть в один и тот же день, 19 сентября 305 г. По другим сведениям, это произошло в разных местах. Сообщается также, что св. Януарий тоже был обезглавлен.

Мощи св. Януария совершили долгий путь. Епископ Неаполя св. Иоанн I (+432) перенёс их в неаполи­танские катакомбы возле Путеол, как об этом возвещает камень, сохранившийся до наших дней. В 413-432 гг. они сохранялись в склепе одного видного гражданина. В 831 г. князь Беневента Сиконе взял Неаполь и затем перенёс мощи св. Януария в Беневент, где поместил в церкви Матери Божией Иерусалимской. В 1154 г. король Вильгельм I для безопасности перенёс их на Монте Верджине. Их обнаружили под главным алтарём в 1480 г. и несколько лет спустя (1497) перенесли в Неаполь, где они пребывают в кафедральном соборе доныне. 25 ян­варя 1964 г. Архиепископ Неаполя кардинал Альфонсо Кастальдо провёл каноническое исследование мощей св. Януария. Была обнаружена надпись, подтверждающая их подлинность.

Св. Януарий является главным покровителем Неаполя. По нескольку раз ежегодно там повторяется так наз. «чудо св. Януария». Возле мощей находятся две герметично запаянные ампулы с засохшей кровью св. Януа­рия. Кровь была собрана верными после мученической смерти епископа с его кровоточащего тела. На глазах молящихся эта кровь делается жидкой и бурлящей, как свежепролитая. Это явление наблюдается с XIV в. Церковь не вынесла официальной оценки этому явлению, однако неоднократно проведённые исследования склоняют к выводу о сверхъестественном его характере.

В иконографии св. Януарий изображается в епископском облачении с палием либо в тунике и плаще. Его атрибуты: сосуды с кровью в ладонях у ангелов, пальмовая ветвь, венец, епископский крест, который держит ангел, львы, лежащие у его ног, меч.

Праздник Святого Януария в Неаполе в Италии (Festa di San Gennaro)

Святой Януарий – это мученик, почитаемый как католиками, так и православными. Он жил в конце 3 – начале 4 в., был родом из знатной семьи, в юном возрасте принял христианство и стал епископом Беневенто – города недалеко от . Те годы отмечены гонениями христиан римским императором Диоклетианом и одними из его жертв стали диаконы Прокл и Созий из города Поццуоли, так же расположенного рядом. Они были схвачены и посажены в темницу.

Тогда Януарий стал их тайно посещать и проводить с ними литургию. Но однажды он был пойман и арестован. После чего все трое были приговорены к смертной казни. Сначала их бросили в печь, но огонь их не повредил, затем – отданы на растерзание зверям, но и звери их не тронули. Тогда они были обезглавлены. Это произошло в 305 г. 19 сентября, епископу Януарию тогда было всего 30 лет.

Все трое были похоронены в Поццуоли и впоследствии были причислены к лику святых. В начале 5 в. мощи Святого Януария были перевезены неаполитанским епископом Иоанном I в катакомбы под . С тех пор все события в неаполитанской истории в сознании его горожан были связаны с покровительством святого. А день мученичества Святого Януария 19 сентября считается Днём города .

С этим днём связано Чудо Святого Януария , известное ещё с 14 в. Оно состоит в том, что кровь святого, собранная во время его казни и уже, естественно, засохшая, имеет свойство разжижаться и даже закипать под действием молитв. Она хранится в специальных ампулах в реликварии и 19 сентября выставляется на поклонение верующим.

Церемония проходит в 9 часов утра под громкий звук молитв на неаполитанском языке и в присутствии высокопоставленных чиновников – мэра города и президента Кампании, а также большого количества зрителей. Если чудо происходит, то об этом сразу оповещает залпом пушка на . Если – нет, то это считается очень плохим предзнаменованием. Такое случалось несколько раз за всю историю, в том числе – перед началом Второй мировой войны в 1939 г., перед извержением Везувия в 1944 г. и перед сильным землетрясением в 1979 г.

2012-2018 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке «Neapolis». Третий по величине город Италии. Расположен у воды… Красив, величествен, могуч… Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами… И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино…

«Операция «Святой Януарий» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру… Под настроение…

История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001-2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я…

Да, шарм и обаяние в старом кино имеются…

«Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария…». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил».

И подход интересный. Есть и душевность…

«Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи…

А романтические отношения?

«Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?!!».

«А у нас нет «Кока-колы!». И ведь веришь в эти чувства… Забавно…

Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром»! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой… Может соблазнить, обмануть и удрать… Тут не угадаешь сразу… Хорошая игра… И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать…

Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные…

Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но… Не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.

Далее… Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли… После Фантоцци, Челентано…

А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически…

Что ещё… Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение… А оно может быть не всегда… Тут-то и выходит то, что выходит…

Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны… Что поделать… Итальянцы…

«А куда вы уберёте толпу?».
«Какую толпу? Будет час ночи!».
«Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни».

До новых встреч…

Собор святого Януария (Duomo di San Gennaro) — центральная . Его современное название — собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta). Он интересен, как ярчайший образец католической архитектуры. Виа Дуомо, на которой он расположен, и сама по себе — достопримечательность. Это исторический центр Неаполя, и просто прогуляться по здешним переулкам — уже приключение.

Строительство храма началось в 13 веке, на основе древнейших базилик, остатки которых до сих пор не полностью разрушены. Позже собор святого Януария перестраивался и обновлялся, пока не приобрел свой величественный и немного мрачный готический вид. Возведение началось при Карле I, а завершено было только при его внуке Роберте, уже в 14 веке.

В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году, но церковь не теряет своей цельности и гармоничности. Устремленные в небо острые пики отвлекают от земного и заставляют задуматься о вечном.

Интерьер


Собор святого Януария, как любой памятник старины, представляет собой целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Своды украшены работами выдающихся мастеров живописи и мозаики, а одна из капелл, Минутоло — стала предметом описания в «Декамероне» Бокаччо (Giovanni Boccaccio).

Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера – Перуджино (Pietro Perugino), (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.


Еще один примечательный факт связан со знаменитым чудом «закипания крови». Конечно, век научного прогресса не оставляет без внимания такие явления. В 2005 году праздник 19 сентября в Неаполе был сильно испорчен обнародованием исследований Маргариты Хак. Профессор Хак вместе со своими товарищами из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявили, что «чудо крови» — это фальсификация, причем происходящая много столетий подряд.

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Как добраться

Дорога к собору пролегает по старинным историческим улочкам Неаполя.

  • Адрес: Via Duomo, 149, телефон +39 081 421609.

Сокровища Святого Януария хранятся в музее, расположенном при церкви.

  • Время работы: с 9:00 до 17:00, на Пасху: с 9:00 до 14:00;
  • Полная стоимость билета — 6 евро, льготная: от 3,5 до 4,8 евро, в зависимости от возраста посетителя;
  • Телефон для справок и резервирования билетов: +39 081294980;
  • Официальный сайт: www.museosangennaro.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»