О язычестве.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Правила молитвы и слова молитвы.

Сегодня нет на свете людей, которые бы не знали значение слова «молитва». Для кого-то это просто слова, а для кого-то гораздо большее – это разговор с Богом, возможность поблагодарить Его, попросить помощи или защиты в праведных делах. Но знаете ли вы, как правильно обращаться с молитвой к Богу и святым в разных местах? Сегодня мы поговорим именно об этом.

Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни молился Богу – может, это было в церкви, а может, молитва была просьбой о помощи в сложной ситуации и была высказана своими словами. Даже самые стойкие и сильные личности иногда обращаются к Богу. И чтобы это обращение было услышано, следует придерживаться православных церковных правил, речь о которых пойдет далее.

Итак, первый волнующий всех вопрос: «Как правильно молиться дома?». Дома молиться можно и даже нужно, но есть предписанные церковные правила, которых следует придерживаться:

  1. Подготовка к молитве:
  • Перед молитвой следует умыться, расчесаться и одеться в чистые одежды
  • Подойти к иконе с благоговением, не расшатываясь и не махая руками
  • Стать прямо, опираться одновременно на обе ноги, не переминаться, не разминать руки и ноги (стоять практически смирно), допускается молитва на коленях
  • Необходимо душевно и морально настроиться на молитву, прогнать все отвлекающие мысли, сосредоточиться только на том, что вы собираетесь делать и для чего
  • Если вы не знаете наизусть молитву, вы можете читать ее из молитвослова
  • Если вы никогда ранее не молились дома, просто прочтите «Отче наш» и можете далее своими словами просить/благодарить Бога за какое-то дело
  • Читать молитву лучше вслух и не спеша, с благоговением, пропуская каждое слово «сквозь» себя
  • Если во время прочтения молитвы вас отвлекают какие-то внезапно появившиеся мысли, идеи или желания что-либо прямо в этот момент делать, прерывать молитву не стоит, пробуйте отогнать мысли и сосредоточиться на молитве
  • И, конечно же, перед произнесением молитвы, после ее завершения, если это требуется, то и во время ее чтения – обязательно следует осенять себя крестным знамением
  1. Завершение молитвы дома:
  • После того, как вы помолитесь, вы можете заниматься абсолютно любыми делами – будь то приготовление пищи, уборка или прием гостей.
  • Обычно дома читаются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы до и после еды. Допускаются молитвы дома и в «экстренных ситуациях», когда преодолевает страх за родных и близких людей или есть тяжелые недуги.
  • Если у вас дома нет икон, молиться можно перед окном, выходящим на восточную сторону или в любом удобном для вас месте, представляя образ того, к кому обращена молитва.
Молитва дома или в церкви

Следующий не менее важный вопрос: «Как правильно молиться в церкви?»:

  • В церкви есть два типа молитв – коллективные (общие) и индивидуальные (самостоятельные)
  • Церковные (общие) молитвы совершаются одновременно группами знакомых и незнакомых людей под руководством батюшки или священника. Он читает молитву, а все присутствующие внимательно ее слушают и повторяют мысленно. Считается, что такие молитвы более сильные, нежели одиночные – когда отвлечется один, остальные продолжат молитву и отвлеченный сможет легко к ней присоединиться, опять став частью потока
  • Индивидуальные (одиночные) молитвы совершают прихожане во время отсутствия службы. В таких случаях, молящийся выбирает икону и ставит перед ней свечу. Затем следует прочесть «Отче наш» и молитву тому, чей образ на иконе. В церкви не допускается молитва вслух в полный голос. Можно молиться только тихим шепотом или мысленно.

В церкви не допускается:

  • Индивидуальная молитва вслух
  • Молитва спиной к иконостасу
  • Молитва сидя (за исключением случаев крайней усталости, инвалидности или тяжелой болезни, из-за которой человек не может стоять)

Стоит отметить, что в молитве в церкви, как и в молитве дома, принято осенять себя крестным знамением перед молитвой и после нее. Кроме того, при посещении церкви крестное знамение совершается перед входом в церковь и после выхода из нее.

Молитва перед иконой. Перед иконой можно молиться как дома, так и в церкви. Основным является правило обращения – молитва произносится тому святому, перед чьей иконой вы стоите. Это правило нарушать нельзя. Если вы не знаете, где нужная вам икона расположена в церкви, вы можете это уточнить у служителей и монахинь.

Молитвы мощам. В некоторых церквях есть мощи святых, к ним можно приложиться в любой день через специальные стеклянные саркофаги, а по большим праздникам – разрешено прикладываться и к самим мощам. Кроме того, считается, что мощи святых имеют очень большую силу, поэтому к ним принято обращаться за помощью и в молитвах.



Не секрет, что приложиться к мощам и прочесть полностью молитву, мало кому удавалось, потому, как обычно очередь создает огромный натиск на того, кто находится перед мощами. Поэтому принято поступать так:

  • Сначала в церкви зажигают свечу и молятся перед иконой святого, к мощам которого хотят приложиться
  • Идут прикладываться к мощам, а в момент самого приложения выражают свою просьбу или благодарность в нескольких словах. Это делается шепотом или мысленно.

Приложение к мощам считается одним из самых древних ритуалов в христианстве и несет в себе огромное значение для истинно верующих людей.

Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину?

Как мы ранее уже упоминали, в молитвах человек может просить о помощи, благодарить за помощь, просить прощения или восхвалять Господа. Именно по этому принципу (по назначению) и классифицируются молитвы:

  • Молитвы хвалебные – это молитвы, в которых люди восхваляют Бога, при этом, не прося ничего для себя. К таким молитвам относятся славословия
  • Молитвы благодарственные – это молитвы, в которых люди благодарят Бога за помощь в делах, за защиту в важных делах, которые сладились
  • Молитвы прошения – это молитвы, в которых люди просят помощи в делах мирских, просят защиты для себя и близких, просят о скором выздоровлении и т.д.
  • Молитвы покаянные – это молитвы, в которых люди каются о содеянных поступках, сказанных словах


Считается, что каждый православный христианин должен всегда помнить слова 5 молитв:

  • «Отче наш» — Молитву Господню
  • «Царю небесный» — молитву Святому Духу
  • «Богородице, дево, радуйся» — молитву Божьей Матери
  • «Достойно есть» — молитву Божьей Матери

Молитва «Отче наш»: слова

Считается, что эту молитву читал еще сам Иисус Христос, а после передал ее своим ученикам. «Отче наш» — «универсальная» молитва – ее можно читать во всех случаях. Обычно ею начинают домашние молитвы, обращения к Богу, ею же и просят о помощи и защите.



Это первая молитва, которую должны учить детки. Обычно, «Отче наш» знакома с самого детства, и практически все могут воспроизвести ее наизусть. Такую молитву можно читать мысленно для своей защиты в опасных ситуациях, также ее читают над больными и маленькими детками, чтобы они хорошо спали.

Молитва «Живый в помощи»: слова

Одной из сильнейших молитв считается «Живый в помощи». По преданию, ее написал царь Давид, она очень старая, а потому и сильная. Это молитва-оберег и молитва-помощник. Она защищает от нападений, ранений, бедствий, от нечистой силы и ее влияния. Кроме того, рекомендуют читать «Живый в помощи» тем, кто идет на важное дело – в дальнюю дорогу, на экзамен, перед переездом на новое место.



Живый в помощи

Считается, что если зашить листок со словами этой молитвы в пояс одежды (а лучше и вовсе вышить их на поясе), то человека, одевшего такой наряд, ждет удача.

Молитва «Символ Веры»: слова

Удивительно, но молитва «Символ Веры» фактически не является молитвой. Этот факт признан церковью, но все же «Символ Веры» всегда включается в молитвослов. Почему?



Символ Веры

По своей сути эта молитва является собранием догм христианской веры. Их обязательно читают на вечерних и утренних молитвах, а также поют в составе Литургии Верных. Кроме того, читая «Символ Веры» христиане раз за разом повторяют истину своей веры.

Молитва за ближних: слова

Очень часто случается, что в помощи нуждаются наши родные, близкие или друзья. В таком случае можно читать Иисусову молитву за ближних.

  • Кроме того, если человек крещеный, о нем можно молиться в домашней молитве, молиться в церкви и ставить свечи о здравии, заказывать о нем записки о здравии, в особых случаях (когда человеку очень необходима помощь) можно заказывать сорокоуст о здравии.
  • За крещеных родственников, близких и друзей принято молиться в утреннем молитвенном правиле, в самом его конце.
  • Обратите внимание: за некрещеных людей нельзя ставить свечи в церкви, нельзя заказывать записки и сорокоуст о здравии. Если некрещеный человек нуждается в помощи, вы можете помолиться о нем в домашней молитве своими словами, не ставя при этом свечу.


Молитва за усопших: слова

Есть такие события, которые никому не подвластны. Одним из таких событий является смерть. Она приносить горе, печаль и слезы в семью, где из жизни уходит человек. Все окружающие скорбят и искренне желают усопшему попасть в Рай. Именно в таких случаях используются молитвы за усопших. Такие молитвы можно читать:

  1. В домашних условиях
  2. В церкви:
  • Заказать панихиду
  • Подать записку для поминовения на литургии
  • Заказать сорокоуст об упокоении души усопшего


Считается, что после смерти человека ждет Страшный суд, на котором будут спрашивать обо всех его грехах. Сам умерший уже никак не сможет облегчить свои страдания и свою судьбу на Страшном суде. Но его родственники и близкие могут просить за него молитвами, раздавать милостыни, заказывать сорокоусты. Все это помогает душе попасть в Рай.

ВАЖНО: Ни в коем случае нельзя молиться, ставить свечи об упокоении души и заказывать сорокоусты за человека, совершившего самоубийство. Кроме того, этого не стоит делать и за некрещеных.

Молитва за врагов: слова

У каждого из нас есть враги. Хотим мы этого или нет, но существуют люди, которые завидуют нам, которым мы не нравимся в силу своей веры, личных качеств или поступков. Что же делать в такой ситуации и как обезопасить себя от негативного воздействия?

  • Правильно, подобрать молитву за врага и читать ее. Обычно этого достаточно, чтобы человек охладел к вам и перестал предпринимать какие-то негативные действия, высказываться и т.д.
  • В молитвословах есть разделы, посвященные именно этому вопросу. Но бывают случаи, когда одной домашней молитвы мало

Если вы знаете, что человек негативно к вам относится и на этой почве постоянно создает вам проблемы, то вам следует пойти в церковь.

В церкви нужно сделать следующее:

  • Помолиться о здравии врага своего
  • Поставить свечу ему за здравие
  • В сложных случаях можно заказать этому человеку сорокоуст за здравие (но только при условии, что вы точно знаете, что враг крещеный)

Кроме того, каждый раз молясь за врага своего, просите у Господа терпения для себя это выдержать.

Семейная молитва: слова

Верующие христиане считают, что семья – это продолжение церкви. Именно поэтому во многих семьях принято молиться вместе.

  • В домах, где молятся семьями, есть так называемый «красный угол», где размещаются иконы. Обычно для него выбирают комнату, в которой все смогут поместиться для молитвы таким образом, чтобы видеть иконы. Иконы же в свою очередь размещаются в восточном углу помещения. По обыкновению, молитву читает отец семейства, остальные мысленно ее повторяют
  • Если такого угла в доме нет, ничего страшного. Семейную молитву можно произносить вместе перед едой или после приема пищи


  • В семейной молитве участвуют все члены семьи, кроме самых маленьких детей. Старшим детям разрешается повторять слова молитвы за отцом
  • Семейные молитвы – это очень сильный оберег для семьи. В таких молитвах можно просить за всю семью сразу или за кого-то одного. В семьях, где принято молиться вместе, вырастают настоящие христиане, которые способны передать свою веру детям.
  • Кроме того, известны случаи, когда подобные молитвы помогали больным выздороветь, а семейным парам, у которых длительное время не получается заиметь детей, обрести счастье родительства.

Можно ли и как правильно молиться своими словами?

Как мы ранее рассказывали, молиться своими словами можно. Но это не означает, что вы просто зашли в церковь, зажги свечу и попросили или поблагодарили Бога за что-то. Нет.

Для молитв своими словами также есть свои правила:

  • Своими словами молиться можно в утренних и вечерних правилах между молитвами
  • Перед тем, как молиться своими словами, следует прочесть «Отче наш»
  • Молитва своими словами все равно предусматривает крестное знамение
  • Только своими словами молятся за некрещеных и людей другой веры (только в случаях крайней необходимости)
  • Своими словами можно молиться в домашних молитвах и в церкви, при этом стоит придерживаться правил
  • Нельзя молиться своими словами, так же как и произносить обычную молитву, и просить при этом наказания для кого-то

Можно ли читать молитвы на современном русском языке?

На этот счет мнения расходятся. Одни священнослужители говорят, что молитвы следует читать только на церковном языке, другие – что нет разницы. Обычно человек обращается к Богу на понятном для себя языке, просит о чем-либо, что понятно ему. Поэтому если вы не выучили «Отче наш» на церковном языке или обращаетесь к святым на своем, понятном вам, языке, в этом нет ничего страшного. Не зря ведь говорят – «Бог понимает всякий язык».

Можно ли читать молитвы во время месячных?

В Средние века девушкам и женщинам во время менструации посещать церковь запрещалось. Но у истоков этого вопроса есть своя история, которая подтверждает мнение многих – во время месячных молиться и посещать церковь можно.

Сегодня посещать церковь и молиться дома перед иконами во время месячных разрешается. Но при посещении церкви все же действуют некоторые ограничения:

  • В этот период нельзя причащаться
  • Нельзя прикладываться к мощам, иконам и напрестольному кресту, который дает священник
  • Запрещается употреблять просфоры и святую воду


Кроме того, если девушка плохо себя чувствует в этот особый период, от посещения церкви все же лучше отказаться

Можно ли читать молитвы с компьютера, телефона в электронном виде?

Современные технологии врываются во все сферы жизни, и религия не составляет исключение. Читать молитвы с экранов электронных носителей можно, но не желательно. Если у вас нет другого выхода – один раз можно прочесть и с экрана планшета/телефона/монитора. Главное ведь в молитве не источник текстов, а душевный настрой. Но учтите, что читать молитвы в церквях с телефона не принято . Вам могут сделать замечание служители или монахини.

Можно ли читать молитву по бумажке?

  • Если вы молитесь в домашних условиях или в церкви и еще не совсем хорошо знаете текст молитвы
  • Если же вы в церкви, то «шпаргалка» должна быть на чистом листе, вы не должны ею шуршать или мять ее. По общепринятым правилам, в церкви допускается чтение молитвы из молитвослова

Можно ли читать молитвы в транспорте?

Молиться в транспорте можно. Желательно это делать стоя, но если нет возможности встать (например, транспорт полный), допускается чтение молитв сидя.

Можно ли читать молитву про себя, шепотом?

Молитвы вслух читаются в редких случаях, поэтому вполне нормальным считается совершение молитвы шепотом или мысленно. Кроме того, на общей (церковной) молитве даже шептать не принято. Вы слушаете молитву, которую читает батюшка, можете мысленно повторять слова, но ни в коем случае не вслух. Вслух читаются семейные молитвы или самостоятельные домашние молитвы, когда вы молитесь одни.

Можно ли читать молитвы после еды?

У православных христиан есть хорошая семейная традиция – молитвы до и после еды.

  • Произносить молитву после приема пищи позволительно только в том случае, если вы произносили молитву и до еды
  • В молитвословах есть специальные молитвы до и после еды. Их чтение допускается как сидя, так и стоя
  • Маленьких деток во время молитв крестят родители. До окончания молитвы прием пищи начинать запрещено


Сам ритуал может происходить несколькими способами:

  • Кто-то один читает молитву, остальные мысленно ее повторяют
  • Все вместе вслух читают молитву
  • Все мысленно читают молитву и крестятся

Можно ли дома читать молитвы сидя?

Дома молиться можно несколькими способами, мы их рассматривали выше. По правилам, молиться можно только стоя на ногах или на коленях. В сидячем положении позволено молиться в домашних условиях в нескольких случаях:

  • Инвалидность или болезнь, которая не позволяет человеку молиться стоя. Лежачим больным позволено молиться в любом положении, которое удобно для них
  • Крайняя степень усталости или изнеможенности
  • Сидя можно молиться за столом до и после еды

Можно ли читать молитву дома только утром или только вечером?

Чтение молитв утром и вечером называется утренними и вечерними правилами. Молиться только вечером или только утром, конечно же, можно, однако по возможности лучше делать это и утром, и вечером. Кроме того, если вы чувствуете потребность в молитве, но у вас нет молитвослова, прочтите «Отче наш» 3 раза.

Можно ли мусульманину читать молитву Отче наш?

Православная церковь не поощряет подобные эксперименты в вере. Чаще всего на этот вопрос батюшки отвечают решительным «нет». Но есть и такие священники, которые пытаются вникнуть в суть проблемы – и если потребность в чтении молитвы «Отче наш» идет из глубины души мусульманина или мусульманки, то в редких случаях они дают разрешение на чтение именно этой молитвы.

Можно ли читать молитву задержания беременным женщинам?

Молитва на задержание считается очень мощным оберегом, но в то же время не все священнослужители ее признают как молитву. Обычно ее читают дома перед зажженной свечей.



По мнению большинства священников, беременным женщинам эту молитву читать не стоит. Если у беременных есть необходимость или они беспокоятся о здоровье своего малыша, им рекомендуют читать специальные молитвы о вынашивании ребенка, о здоровом ребенке и о сохранении ребенка Матушке Матроне.

Можно ли читать несколько молитв подряд?

Несколько молитв подряд разрешено читать в утреннем и вечернем правиле, а также тем людям, которые чувствуют в этом нужду. Если вы только делаете первые шаги к Богу, лучше обратиться к нему одной молитвой в полном сосредоточении, чем десятком молитв с кашей в голове. Позволительно также после прочтения «Отче наш» помолиться своими словами, попросить или поблагодарить Бога за защиту и помощь.

Можно ли мирянам читать Иисусову молитву?

Бытует мнение, что Иисусову молитву мирянам произносить нельзя. Запрет на слова «Господи Иисусе Христе, Сине Божий, помилуй мя, грешнаго» для мирян существовал длительное время по одной лишь причине – такой молитвой обращались к Богу монахи, а мирские люди зачастую услышав это обращение на церковном языке его не понимали и не могли повторить. Так и сложился мнимый запрет на эту молитву. На самом деле каждый христианин может произносить эту молитву, она исцеляет и очищает разум. Повторять ее можно 3 раза подряд или методом четок.

Можно ли читать молитвы не перед иконой?

Молиться не перед иконой можно. Церковь не запрещает произносить молитвы за столом (молитвы до и после еды), молитвы о защите и заступничестве в критических ситуациях, молитвы о выздоровлении и исцелении также могут читаться над больными. Ведь в молитве не главное наличие иконы перед молящимся, главное – ментальный настрой и готовность к молитве.

Можно ли беременным читать молитву по усопшим?

На сегодняшний день не считается грехом посещение церкви беременной женщиной. Также не запрещается заказывать сорокоуст о здравии себе, своих родственников и близких. Можно подавать записки об упокоении душ усопших родственников.

Но в большинстве случаев батюшки все же не рекомендуют беременным читать молитвы по усопшим. Особенно это касается первых 40 дней после смерти близких родственников. Кроме того, заказывать сорокоуст об упокоении знакомых или друзей беременным запрещается.

Можно ли читать молитву не крещеному человеку?

Если некрещеный человек испытывает тягу к православию, он может читать православные молитвы. Кроме того, в церкви ему порекомендуют прочитать Евангелие и подумать о дальнейшем крещении.

Можно ли читать молитвы без свечи?

Наличие свечи при чтении молитвы желательно и благочестиво, но ее присутствие не является обязательным условием молитвы. Поскольку бывают моменты острой необходимости в молитве, а свечи под рукой нет – допускается молитва без нее.



Как видите, правила прочтения молитв существуют, однако в своем большинстве они носят факультативный характер. Запомните, при произнесении молитвы самым главным является не место, и не способ, а ваш душевный настрой и искренность.

Видео: Как правильно читать утренние и вечерние молитвы?

Часть 1.

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского?

О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым , настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

– Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

– В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером – сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв – неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра – то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст – это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего .

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

– Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

– В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые – ежедневно, еженедельно, раз в год – круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике – там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны – какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать – вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову – и спроса-то никакого нет.

– Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

– Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник – это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще – одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь – не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида – не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

– Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» – их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» – мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

– Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.

– Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит – непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее – другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, – ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

– А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

– Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

– Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут – то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Продолжение следует…

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души .

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое . Ежедневная молитва потому и называется правилом , что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном ; он молится и перед едой , а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании . Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный...» или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина . Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе , о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные . Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии , как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

свт. Феофан
  • игумен )
  • прот.
  • свт.
  • Богословско-литургический словарь
  • А. Андреева
  • М. Верховская
  • свящ. Сергий Бегиян
  • Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние , которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в ); 2) регламентированное чтение этих молитв.

    Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

    Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

    Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из ().

    Существует три основных молитвенных правила:
    1) Полное молитвенное правило, которое печатается в « »;

    2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

    утром : «Царю Небесный», Трисвятое, « », «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», « », «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
    вечером : «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

    Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. ). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

    «Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
    Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»