Теоретиками консервативного направления были. Дворянско-консервативное течение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII–XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX века Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 году. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство как главная опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

28. Либеральное направление общественно-политического развития в 19 веке

Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего "Философские письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии.

На рубеже 30–40-х гг. XIX века среди оппозиционных правительству либералов сложилось два течения – славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреев, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников – историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Па-наев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и ее национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30–50-е гг. XIX века основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.

Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество.

Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.


Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. СалтыковЩедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе «Идиот».) Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку сопиалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне го 253 тов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Введение

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного работа" и "внутреннею освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Консервативное направление

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русскою государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

"Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права".

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и itccii официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел пи в прошлом, ни в настоящем русскою народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.


ГЛАВА 1. КОНСЕРВАТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Прежде чем перейти к изучению консервативного движения непосредственно в Российской империи 2-й половины XIX века, необходимо рассмотреть, что же такое «консерватизм» вообще, когда он зарождается, и на чем базируются его основные принципы. Долгое время в советской и российской историографии, консерваторы изображались как убежденные противники прогресса и любых изменений в политической, культурной и других сферах общественной жизни, стремившиеся повернуть историю вспять. Такая точка зрения заведомо грешит односторонностью.

Итак, что же такое консерватизм. Согласно советской трактовке: Консерватизм (от франц. Conservatisme – охраняю, сохраняю), приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому 1 . Соответственно: консерватор (от франц. Conservator – охранитель), приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований 2 .

Современные ученые-энциклопедисты дают более точное и развернутое объяснение данного понятия:

Консерватизм – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности 3 .

Впервые термин «консерватизм» использовал французский писатель Франсуа Шатобриан (1768 – 1848), основавший журнал «Консерватор», в котором выражались взгляды сторонников политической реставрации Франции после Великой французской буржуазной революции 1789 – 1799 годов. Консерватизм того времени представлял собой идеологию феодально-аристократической реакции и критику идей Просвещения. В котором искали «защиты» от тех социальных потрясений, которые произошли в Европе в связи с крушением феодальных отношений.

Датой зарождения консервативной идеологии принято считать 1790 год, когда была опубликован труд английского мыслителя Эдмунда Берка (1729 – 1797) «Размышление о революции во Франции», в которой он крайне враждебно отнеся к событиям во Франции, утверждая что «ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилием предшествующих поколений» 1 . Основным вопросом его работы было, почему английская революция, породила в обществе свободу, а французская – выродилась в жуткую тиранию. Данная книга стала своеобразной «библией» консерватизма.

Другими ведущими теоретиками консерватизма XVIII - XIX веков были Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти»), Жозеф де Местр («Рассуждения о Франции»), Сэмюэл Колридж и другие.

В своих работах они вывили следующие общие положения данного направления общественной мысли середины-конца XVIII - начала XIX веков:

    Революция приносит лишь разрушения, а не освобождает человека. Скорее революция управляет человеком – чем человек революцией.

    Весь ход истории общества предопределен Богом, следовательно, человек не может создать каких-либо принципиально новых общественных институтов: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной» 2 .

    Сложившиеся общественные отношения сложны и слишком запутанны, поэтому резкий переход от них к простому, рациональному устройству невозможен и вреден. Совершенствование человека и общества должно осуществляться постепенно, за счет воспитания и правильного образования в рамках уже существующих и проверенных институтов: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий» 1 .

    Любые попытки человека вмешаться в естественный ход развития общества может принести только вред. Поэтому любые перемены могут быть только постепенными и касаться лишь отдельных сторон общественной и политической жизни.

    Традиции и «вековая мудрость народа» имеют преимущество перед любыми философско-политическими теориями, сформулированными разумом отдельного человека, поскольку подкрепляются опытом предшествующих поколений: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы» (Антуан де Ривароль, 1753-1801) 2 . Разум отдельного человека не может охватить всей сферы существующих проблем, в вопросах политики и общественного устройства, и обречен на ошибку. Данный тезис в своем труде подчеркивает Э. Берк «Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов» 3 . Его идею подтверждает и Ж. де Местр, который указывает что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям» 4 .

    Любые законы, эффективны, только если опираются на моральные и религиозные нормы, и имеют неписанный характер: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать» 5 .

Консерватизм конца XVIII века стал своего рода реакцией на радикализм Великой Французской буржуазной революции, поэтому многие из первоначальных идей консерватизма: неограниченность и своеобразный культ монархической власти, клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий, в последующем были отвергнуты. Но идеологическая основа: уважительного отношения к государству, нормам и традициям народа, допущению лишь постепенных изменений общества, критика уравнительной психологии; нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма. Более того, в процессе своего развития в течении XIX века, многие из положений классического консерватизма были переняты идеологами либерального толка (например: идея сильной, централизованной власти государства), в то же время ряд идей изначально являвшихся либеральными, стали неотъемлемой частью консервативной идеологии (свобода рынка, ограничение государственного вмешательства и т.д.).

Другим следствием развития консервативных идей стало расслоение движения на два крупных пласта, объединенных лишь общей функцией сохранения традиционных общественных порядков и структур. Одни поддерживали устоявшуюся систему, в ее неизменном виде (в тех странах, где консерваторы имели реальную власть и старались ее сохранить). Другие ориентировались на устранение враждебных им политических сил, и восстановлении, реставрации прежних (там, где они власти не имели, но представляли собой реальную оппозиционную силу). В таком виде консерватизм представляется и как политическая идеология сохранения существующих порядков, и как апелляция к утраченным, «разрушенным» порядкам предшествующих поколений.

Следует отметить, что современные исследователи, предлагают большое число классификаций и типологий консерватизма. Например, А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир выделяют три типа консерватизма: традиционалистский, реформистский и революционный 1 .

Под традиционалистским авторы понимают консерватизм начала XIX века, и относят к нему взгляды Ж. де Местра, Ф. де Шатобриана, Л. де Бональда. Реформистский (умеренно-либеральный) консерватизм - течение середины-конца XIX века, воспринявшее ряд либеральных идей. Характеризующиеся стремлением объединить основополагающую ориентацию на традиции, с умеренным приспособлением, к переменам происходящим в обществе. Революционный консерватизм, возник в начале XX века, в рамках традиционалистского течения и движения так называемой Консервативной революции в странах Европы в первой четверти столетия.

Таким образом, европейский консерватизм за свою более чем двухсотлетнюю историю, прошел ряд этапов, каждый из которых существенно повлиял на идеологию движения. Неизменными остались лишь два основных принципа, выделенных американским политологом Д. Алленом: «отрицание революции и неприятие любых теорий, предлагающих радикальное переустройство общества» 1 . Эти две идеи объединяют консерваторов всех времен в единое общественно-политическое движение.

ГЛАВА 2. КОНСЕРВАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II

Александр II Николаевич старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 года в Москве. Наследник престола с 1825, цесаревич с 1831 года. Генерал от инфантерии (1844) 1 .

18 февраля 1855 года, после смерти императора Николая I Александр II всходит на престол, при очень тяжелых обстоятельствах. Первые годы правления были посвящены завершению Крымской (Восточной) войны, и ликвидации реакционных порядков николаевского времени.

Крымская война обнажила все внутренние язвы Российской империи, и заставила правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Объявляя особым манифестом о заключении мира, император закончил его определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутренне благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к прощению и всякой полезной деятельности» 2 . В этой фразе выражалось обещание реформ, необходимость которых осознавало как правительство, так и русское общество, среди которого все больше назревало недовольство от понимания отсталости Российского государства от более передовых стран Западной Европы.

Другой причиной растущего общественного движения, стали народные волнения: частновладельческих крестьян, городской бедноты и работных людей. И хотя они не носили столь массового размаха, как XVII – XVIII века, однако заставляли правительство смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего социально-политического строя. Постепенно с нарастанием кризиса феодально-крепостнической системы, проявлявшейся, прежде всего в сокращении экспорта русского хлеба за границу, повышении до крайних пределов крестьянских повинностей (барщины и оброка) и непосредственного кризиса дворянства как сословия, правительство стало все сильнее понимать неизбежность реформаторского курса и, прежде всего необходимость отмены института крепостного права.

Для общественного движения в России во 2-й половине XIX века характерно наличие трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Российский консерватизм, на протяжении всего XIX века, опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия. Основными теоретиками данного принципа в 1 половине XIX века, были Н.М. Карамзин и С.С. Уваров.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) составил в 1811 году, по просьбе Великой Княгини Екатерины Павловны «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», где выражал взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, о незыблемости и спасительной роли самодержавия как основы российского государственного порядка и описывал состояние Российской империи 1 .

Министр народного просвещения, граф Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) выдвинул «Теорию официальной народности» базировавшуюся на трех основных принципах: Самодержавие, Православие, Народность. Вопрос о времени появления уваровской триады остается открытым до сих пор, но считается, что впервые она была сформулирована в 1832 году в отчете о ревизии Московского университета, хотя ее основа появилась раньше 2 .

С восшествием на престол императора Александра II, особенно в первое десятилетие его правления, русский консерватизм переживал период своего кризиса. Это связанно, прежде всего, с тем что, правительственная политика полностью перестала опираться на какую-либо идеологическую систему. Самодержавие использовало как либеральные, так и консервативные меры для достижения задач стоящих перед страной в то время: сохранение абсолютной власти монарха и сложившейся системы управления, а так же проведение буржуазных по своему характеру реформ. Это приводило к постоянному колебанию правительственного курса, либеральные периоды 1857 – 1866 и 1880 – 1881 годов, сменялись консервативной реакцией 1866 – 1879 и 1881 года.

В конце 50-х годов, с политической сцены сходят идеологи николаевского времени (Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский), происходит постепенное оттеснение консерваторов из высших эшелонов власти 1 . А во взглядах прежних поклонников консервативной идеологии (Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин) произошли перемены, указывавшие об их сближении со сторонниками неотложных реформ. Консерваторам новой волны (А.М. Безобразов, С.И. Мальцев, В.В. Апраксин и др.) приходилось искать более эффективные аргументы, чтобы выдвинуть свою концепцию дальнейшего развития страны, основанную на принципах консервативного реформизма 2 .

Начало либеральных реформ и переход самодержавия к политике ускоренной модернизации социально-экономических и правовых отношений, привел к тому что, сторонники консерватизма, оказались в непривычном для себя положении оппонентов «справа» реформаторским начинаниям правительства Александра II 3 .

В истории русской консервативной мысли наступил качественно новый период. Консерваторы эпохи реформ продолжили стремление своих предшественников сохранить основные традиции государственной и общественной жизни России. Главными, из которых являлись неограниченное самодержавие, самобытность русского народа (в том числе и крестьянская община) и православие. Впрочем, еще до признания императора о необходимости реформ, среди дворянства начали распространяться тревожные настроения. Консервативные публицисты сделали ряд попыток защитить уникальность и самобытность России как государства. Так в 1856 году помещик Е. Ладыженский писал о благотворительности патриархальных отношений между помещиком и крестьянами. Его поддерживал, уманский помещик Г. Бланк, доказывавший, что от социальных бедствий свирепствовавших в Западной Европе Россия спасалась только благодаря крепостному праву, а забота дворян обеспечивала благосостояние и нравственное здоровье крестьян 1 .

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.


Недостатки новой идеалогии

Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной - Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.


Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 "Просвещение"
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность. Р. Вортман. Москва, 1999.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»