Тайна бессмертия в Гулаге – в гиперборейских печатях. Священник павел флоренский классный час

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Соловки – мистическая столица вселенского ГУЛАГа. Здесь совершилась Вторая Голгофа, на которой Христос был распят в лице миллионов мучеников. Тайна Соловков в том, что они являлись центром древней Ги-пербореи, её теополисом. В эпоху христианства здесь были основаны святые скиты и обители. Во времена московско-византийского царства соловецкий монастырь превратили в тюрьму, Соловки стали местом распятия Святой Руси. От них же пойдёт её великое воскресение.Последние 500 лет, по откровению Божией Матери, над Соловками был простёрт Брачный Одр Всевышнего и сонмы мучеников познали сладость богосупружества.


В благодати преображающейся Солнечной Девы окруженная колючей проволокой территория ГУЛАГа казалась дышащим оазисом мира, местом тишайшего покоя и вечного блаженства... В полночь по вышнеиерусалимскому времени лики сопричастных осиявались неизреченным светом - приходила Богоматерь. Одни стояли на коленях, другие лежали на нарах со скрещенными руками и внимали Её словам...


Соловки... Сегодня это одно из самых таинственных мест на земле, связанных не только с кровавой историей сталинизма, но и получившие название мистической столицы ГУЛАГа. Предание гласит, что еще в XVIII веке монаху Иисусу, жившему на острове Анзер Соловецкого Архипелага, во сне явилась Богородица и поведала о том, что это место будет названо Второй Голгофой: здесь прольются реки крови погибнут тысячи невинных душ... Прославление Соловков изменит почти мгновенно судьбу России. В кратчайший срок удастся добиться того, на что ушли бы долгие годы земных трудов. Россия станет сокровищницей новых путей и образов, столь необходимых сегодня миру. Эта книга-пророческий голос, апокалиптический набат накануне вселенского преображения. Ищущие последней правды, устремившиеся в пустыню богопознания обретут в лице автора сокровенного собеседника и таинственного путеводителя.


В уникально-новом духовном ключе автор осмысляет мученичество миллионов невинных жертв в годы сталинского ГУЛАГа. В нечеловеческих страданиях многие из них обрели нетленные и мироточивые мощи. В равновеликих скорбях им открылась равновеликая Любовь. Зафонтанировали сокрытые доселе источники неиссякаемого потенциала человека.


Одна из тайн Соловков – история Серафима Соловецкого, пожалуй, самой загадочной личности в истории XX столетия. О его судьбе, по сути, никто не знает. Бог хранил его до времени. И сам он не распечатывал уста. И это понятно. Проведя тридцать девять лет в застенках сталинского ГУЛАГа, привык держать уста молчащими, даже ближайшим чадам ничего не говорил о себе. Есть свидетельсва, что тридцать девять лет провел Михаил II Романов (Серафим Соловецкий) в застенках сталинских концлагерей. Небо дало ему духовное имя: Серафим Умиленный – патриарх Соловецкий. Серафим Соловецкий – личность феноменальная. Не брали его ни расстрельная пуля, ни пытка садиста-палача, ни штык вохровца...


Соловецкие отцы искупили человечество мученическим подвигом любви. От Соловков – возрождение нашего отечества и расцвет истинной веры. Соловки – золотая казна не только России, но и всего человечества. Секирная гора на соловецких островах известна своей легендарной лестницей. В годы ГУЛАГа жертву завязывали в мешок, привязывали к бревну и сбрасывали по почти отвесной лестнице. Поныне благоухают пропитанные мученической кровью ступеньки секирной лестницы.


Соловецкие мученики, оставляя этот бренный мир, со слезами вопрошали: узнают ли потомки, наши дети о том, какую любовь мы познали на Соловках.Книга повествует о, казалось бы, невероятном: тысячи мучеников ГУЛАГа за колючей проволокой познали неземную любовь… В этой книге собрано всё, что Отцы Соловецкие хотели открыть человечеству.


Четвертая книга из цикла, посвященного феномену Соловецкой Голгофы, объединяет статьи блаженного Иоанна разных лет и личные откровения, данные ему великим святым ХХ века, солнечным иерархом Второй Голгофы – Серафимом (Романовым). Опыт откровения Христа среди адской машины сталинских концлагерей. Опыт победы над страхом и смертью. Опыт восхождения на небо вопреки обстоятельствам, времени, человеческим условностям. Церковь, пошедшая на Соловки, не просто выстояла – она взошла на высоту святости и богопознания, о которых и не предполагала за все предыдущие два христианских тысячелетия. Как такое стало возможным? Ответ – в личности и пути святого Серафима, фигуры в прямом смысле слова апокалиптической, патриарха, чудотворца, мистика и мученика, победившего ужасы ГУЛАГа мужеством и верой. За колючей проволокой в зэковских бараках Серафим достиг наивысшей ступни святости, возможной на земле. Силой несказанной любви Христовой Серафим победил ГУЛАГ, смерть и красного дракона.


Совершенно неожиданная - в глубине трепетная и нежная, от Любящего Сердца Отца к сердцам жаждущих и страждущих, находящихся в местах лишения свободы…


Продолжаются мироточения, ее явления многим и исцеления. Школа матушки начинает торжествовать в Хорватии, Японии и Америке, как если бы она пребывала здесь во плоти или сошла по второму сроку. Годы скитаний. То откажется голосовать - и молодые курсанты-милиционеры практикуются на ней на допросах. Мытарства - больницы, аресты, камеры, голод, нищета. Подалась в Почаев к игумену Амфилохию, известному костоправу. Прочел в ее сердце жажду Господа – принял сироту. Евфросиния покоряет тотчас же. Мгновенно пленяет сердце своего ученика. Ее неотразимое дерзновение о совершенной святости увлекает вослед. Высочайшая духовность превосходит самые блистательные наставления по книжным образцам. Перед каждым простирает невидимую духовную лестницу на Небеса и высвечивает огненные ступени восхождения. Непревзойденная таинница пути. Любящая мать, добрая, чуткая. Вся – трепет, пламенная ревность, возжженное сердце. А внешне – нищенка, бомжиха, теснимая и презираемая. Десять лет носила демисезонное пальто. В нем ее и похоронили в простом, дощатом гробике. В нем и замироточила…


Серия богодухновенных очерков, посвященных тайной истории жизни Марии Вениаминовны Юдиной (1899—1970), великой пианистки и педагога… и в то же время катакомбной схимонахини, подвижницы и юродивой, не побоявшейся бросить вызов самому Сталину. Откровение Юдиной блаженному Иоанну внешне началось с фортепианных сонат в четыре руки, с концертов Бетховена и Моцарта... и однажды всплыла история, сама по себе феноменальная, похожая на греческий миф или трагедию Софокла: эпизод с ее игрой для Сталина. (Этот апокалиптический ее поединок с тираном стал притчей во языцех и упоминается во всех биографиях. Духовное измерение дуэли фортепианного Да вида с кремлевским Голиафом вы найдете в очерке блаж. Иоанна “Игра для Сталина”, вошедшем в данную книгу). Однако для о.Иоанна, как ни странно, музыкаль¬ная встреча с Юдиной была не первой. Давным-давно, еще задолго до обращения в веру, в московском храме он однажды встретился с ней лично, глаза в глаза. “С этой женщиной у меня была мистическая связь не меньше 40 лет. Все эти годы я помнил о ней, и она оставалась для меня загадкой. В ней таился невы¬раженный Логос. При упоминании ее имени со мной что-то начинало твориться. Я чувствовал в ней одну из необыкновенно родственных душ, но ничего о ней не знал и боялся приближаться к этой тайне. Я на самом деле ее видел. Даже пом¬ню момент, когда глаза наши пересеклись, обменялись обжигающими взглядами...” «Пренебесная Мария Юдина», с.19-22


Первомученик церкви третьего тысячелетия. Подобно Спасителю совершил восхождение на Голгофу. Победил дьявола и мировое фарисейство, за что именован царем Святого Духа. Как и Креститель – последний пророк новозаветной церкви и первый пророк и Предтеча церкви грядущей. Как и подобает мелхиседекову священнику бескомпромиссно и бесстрашно свидетельствовал живую веру. Обличал ложь и бесчестие иосифлян-инквизиторов. Пронзенный штыком пьяного красноармейца прошел смертные врата, победил смерть, воскрес и продолжал жить несколько лет с кровавым стигматом прободенного сердца. На глазах у тысяч был вознесен в огненном столпе на небеса. Его жизнь, смерть, вознесение и чудотворные явления потрясают всякое воображение. «Им, соловецким мученикам грозило полное забвение. Анонимные и безымянные, с последним предсмертным стоном они покидали этот мир, обреченные на глухое беспамятство потомков. Но Бог воздвиг новых небесных летописцев. Они сошли свыше как пророки последних дней накануне великого Преображения, смены эпох и цивилизаций. Они пришли возвестить людям правду. Обличить ложь. Открыть миру светильников, которыми держится жизнь на земле. Святой Иннокентий Балтский – царственно велик среди них. Ему предстоит вскоре вкупе с Серафимом соловецким и Николаем II мироточивым возглавить триумфальное шествие помазанников Второй Голгофы Христа-Духа Святого. Их назовут увенчанными победителями. И прославят как спасителей мира».


Бог вынес на поверхность остров, клочок земли (если мерить его масштабами других островов), поражающий неожиданной суровой красотой, над которым раскинулось живое небо. Оно обладает неиссякаемой глубиной, оттуда сходят Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Небо и спасает от смерти на Соловках патриарха Серафима. Он должен выжить ради будущего Церкви, он должен выжить, чтобы поведать правду о Соловецкой Голгофе. О той Голгофе, что вместила в себя весь ГУЛАГ, все мученическое воинство, весь цвет нации, верных служителей и бесстрашных духовных воинов возлюбленного ими Бога. И Он – Судия и щедрый Отец – укреплял Свое воинство для будущей России.

5 февраля Русская православная церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских, совершая поминовение всех усопших, пострадавших в годы гонений. На Архиерейском cоборе 2000 года к лику были канонизированы более тысячи новых святых. О том, как проходила их канонизация, в чем отличие советских гонений на христиан от античных, можно ли совместить память о ГУЛАГе с восхищением индустриализацией и считать ли исповедничеством отказ от членства в компартии, в интервью РИА Новости рассказал директор Мемориального центра "Бутово", член церковно-общественного совета при патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Игорь Гарькавый. Беседовал Алексей Михеев.

Игорь Владимирович, тема новомучеников и исповедников ХХ века — одна из главных для нынешней Русской Церкви. Патриарх Кирилл призвал отразить их подвиг в искусстве, работа по прославлению пострадавших за веру в советские годы ведется до сих пор. Но все равно есть ощущение некоторой недосказанности. Как, по вашим ощущениям, воспринимаются новомученики в Церкви сейчас?

— Мученик по-гречески — свидетель. В церковнославянском варианте акцент сделан на страданиях, а в древнегреческом — на том, что человек, рискуя жизнью и даже неся себя в жертву, свидетельствует об истине. В древней Церкви различали мучеников и исповедников только по одному критерию - мучениками считали тех, кто пострадал до смерти, умер, свидетельствуя о Боге, а исповедниками — тех, кто пострадал, но остался жив. Мало кто знает, что святитель Николай, согласно его древнему житию, тоже был исповедником веры, потому что оказался в римской темнице и долгие годы ждал там казни. Древние мученики и исповедники составляют основу нашего месяцеслова, наших святцев — Церковь помнит, что христианство восторжествовало именно благодаря подвигу мучеников.

В ХХ веке в нашей стране на Церковь было воздвигнуто беспрецедентное, превзошедшее по своей жестокости античные гонение, начавшееся в 1917 и закончившееся только в 1991-м — потому что нет никаких причин не считать мучениками за веру тех, кто страдал от притеснений в хрущевские или даже брежневские времена. В Русской Церкви прославлено в лике святых 1760 новомучеников и исповедников, и количество новых святых фактически превзошло количество старых.

- Но тут должны были появиться определенные проблемы…

— Да, мы столкнулись с рядом проблем, которые не были известны Церкви в древности. В Римской империи казнь мучеников за веру происходила публично, на ней присутствовали другие христиане, которые позже свидетельствовали о подвиге мученика перед общиной. Потом, в ближайший воскресный день, епископ провозглашал мученика святым, и все — в принципе, никакой процедуры канонизации не существовало.

Но в XX веке гонители Церкви учли опыт своих предшественников. Хорошо понимая, какое значение для христианской традиции имеет почитание мучеников, руководители НКВД давали указание соблюдать строжайшую секретность при исполнении приговоров и захоронении тел убитых, чтобы, по словам одного из них, "церковники и прочая белогвардейская сволочь не нашли места захоронений и не превратили их в места паломничества".

Суд так же проходил тайно — большевики учли те издержки, с которым для них были связаны публичные процессы времен красного террора и гражданской войны, как, например, суд над митрополитом Петроградским Вениамином. Они поняли, что не напугали, а наоборот, укрепили Церковь, и многих даже привели к православию своей жестокостью. В результате о смерти исповедников веры, погибших в 1930-е годы, их близкие узнали только в девяностых.

Поэтому возникли объективные проблемы на пути прославления новомучеников — нужно было узнать, как они закончили свою жизнь. Зачастую эту информацию можно было почерпнуть только в таком неоднозначном источнике, как следственные дела. Правда, о многих сохранились воспоминания их товарищей по лагерям, по тюрьмам. Но сами эти свидетели практически исчезли к моменту, когда их свидетельства стали собирать. Церковь проделала колоссальную работу, ее объем можно сопоставить с тем, что сделали государственные и общественные структуры, изучая личные дел солдат, участвовавших в Великой Отечественной.

Еще одна проблема в том, что люди узнают о новых мучениках из официальных документов и церковных изданий. Мученики древности были для тех, кто начал их почитать, вполне конкретными людьми — их знали при жизни, любили и поэтому память о них бережно хранили. А те, кто знал новомучеников во время их подвига, в большинстве своем к моменту обретения Церковью свободы уже умерли — до девяностых дожили буквально единицы.

Вот конкретный пример: есть село, в нем храм, храм закрыли, может быть, разрушили, батюшку увезли куда-то и расстреляли, его уже в этом селе помнит одна старушка, да и та еле-еле — понятно, что человек теперь прославлен Церковью, его подвиг стал очевиден, имя занесено в святцы, но в том месте, где он жил, уже некому на эту память отозваться, да и села уже тоже, скорее всего, нет.

Поэтому у нас возникает проблема узнавания новомучеников — они возвращаются к нам, а мы, я имею в виду всех, кто сейчас соотносит себя с православной традицией в нашей стране — мы удивляемся этой встрече, и иногда для развития их почитания нужны бывают годы и десятилетия.

Одно время велись споры о том, что далеко не все вели себя героически и нечего всех огульно считать святыми. Другая точка зрения - что канонизировать надо гораздо больше пострадавших. Но общенародного почитания даже тех, кто все-таки прославлен, не чувствуется. Почему?

Особое значение подвига мучеников в древней Церкви было очевидно для всех. В церковных песнопениях, в древнем чине отпевания обязательно звучат молитвы мученикам. Один из тропарей чина венчания начинается словами "святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся". В церковной древней традиции это была такая главная точка сборки всего церковного самоосознания. Эту высоту для себя четко обозначали.

Но одна из проблем нашего времени — что человек к таком свидетельству не готов. Он привык к определенному комфорту, объединяющей культурой стал консьюмеризм, и люди, даже соотносящие себя с церковной традицией, хоть и пытаются стать другими, но в реальности принадлежат еще миру сему. На субъективном уровне это мешает развитию почитания новомучеников — им неудобно молиться о земном достатке или успехе, неловко обращаться с такой просьбой к человеку, который все это оставил, чтобы послужить Богу и Церкви.

Сейчас в общественном пространстве меньше говорят о ГУЛАГе — больше о Победе, акцент делают не на репрессиях, а на достижениях в промышленности, экономике, международных отношениях. Звучат призывы "примириться с историей", не делить ее на черное и белое. Как можно примирить этот дискурс и прославление пострадавших в преследованиях, и можно ли вообще?

— Протоиерей Глеб Каледа, выдающийся представитель нашего духовенства, тайный священник на протяжении многих лет, рассказывая о своем опыте, говорил, что ХХ век - это героическая эпоха в истории православия. Когда мы говорим о прошлом, мы говорим о светлом прошлом. Оно может быть трагическим, драматическим, может быть связано со страданиями, но, тем не менее, для нас в этом прошлом есть важный позитивный момент — огромное количество людей оказались до конца верны Богу и Церкви, обрели уникальный духовный опыт, который сейчас является, может быть, действительно не до конца понятым, не до конца раскрытым богатством. Но когда к нам на Бутовский полигон приезжают католики и протестанты из разных стран, они со светлой завистью говорят о том, что Русская церковь обладает в лице новомучеников неким оправданием всего того, что было в истории до и, во многом, после их эпохи.

А звучащие слова о примирении надо понимать в зависимости от контекста. Мы не готовы к примирению с людьми, которые требуют, чтобы мы забыли о том, что произошло в минувшем столетии с нашей страной, с нашей Церковью, забыли о разрушенных храмах, о расстрелянных священниках, миллионах пострадавших людей. Но мы готовы к конструктивному взаимодействию с оппонентами, к какому бы политическому лагерю они не принадлежали — это необходимо сделать, потому что мы все живем в одной стране, и нам нужно научиться как-то вместе сосуществовать.

Мы говорим о тех, кто подвергся лишениям за свидетельство о своей вере. Но поскольку в Советском Союзе за такое свидетельство преследовали практически всегда, можно ли сказать, что все верующие, кому довелось жить в нем в те годы — исповедники? Или только некоторые?

— Почти любой человек исповедовал свою веру — в семейном кругу, на работе, в армии. Когда я служил, нас заставляли крестики снимать перед строем. Но не каждый может быть назван исповедником и прославлен Церковью, есть разные уровни и ступени подвига. Кто-то мог не вступить в партию по религиозным убеждениям и не получить престижной работы — это ведь тоже исповедничество, но не ставшее главным делом жизни. А были и те, кто за миссионерство оказывался в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах.

Каждый должен был сделать свой выбор, и сам этот выбор есть шаг к исповедничеству. Сказать, что ты православный христианин и пострадать, или не сказать, но при этом сделать что-то для того, чтобы Церковь утвердилась и сохранилась? Одному только Богу, думаю, известны все исповедники веры в нашей стране. Я убежден, что их миллионы, может быть, десятки миллионов. Не тех, кого соответствующим образом и чином прославляет Церковь, но тех, кто каждый в свою меру приобщился к этому великому подвигу.

Христианские мученики ГУЛАГа.

Классный час.

(Для учащихся 10-11 классов).

Цель: расширение кругозора учащихся по Отечественной истории

Воспитательная задача: развитие нравственных качеств

План:

1. Общая информация о ГУЛАГе.

2. Биография отца Арсения.

3. Книга «Отец Арсений».

Основная часть:

Рассказ учителя:

Сейчас многие говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.

Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны известны в истории как репрессии. За период с 1920 по 1938 гг. было репрессировано более 21 тыс. священнослужителей, судьба многих из них неизвестна до сих пор. Для каждого православного россиянина изучение истории гонений на Русскую Православную Церковь и подвигов ее защитников всегда будет актуальным.

Репрессивная политика большевиков против церкви. Основные периоды гонений на Русскую Православную Церковь

Особое место в общей репрессивной политике советского государства занимали репрессии по отношению к духовенству. Как «социально-чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации. Уничтожение духовенства как влиятельного сословия, было необходимым для большевиков условием ликвидации Церкви и «религиозных пережитков» в народе.

Можно выделить несколько периодов в гонениях на Русскую Православную Церковь:

1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.);

2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.);

3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)

Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании.

В период религиозного НЭПа (1921–1928 гг.) большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее.

Самый страшный период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Лишь начало Второй мировой войны вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.

Начало репрессивной церковной политике советской власти было положено декретом СНК «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 года. Он послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Таким образом, 1918 год стал первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих. Духовенство рассматривалось большевиками наряду с кулаками, «спецами» как «социально чуждый элемент», они под разными предлогами были выброшены на обочину нового общества, лишены гражданских прав, изгнаны с работы, оставлены без жилья, спущены вниз по ступеням социальной лестницы, отправлены в ссылку.

В первые годы советской власти восемь тысяч православных священников пали жертвами большевистского террора. Киевский митрополит Владимир был изуродован, а затем расстрелян. Жестоким пыткам был подвергнут Пермский архиепископ Андроник. Ему вырезали щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши и в таком изувеченном виде водили по городу. Расправлялись и с другими священнослужителями.

Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. По официаль­ным данным в 1937–1938 годах было репрессировано около 165 тысяч православных священнослужителей, из них расстреляно 106 800 человек.

По распоряжению Наркомата юстиции в 1919-1920 гг. было проведено вскрытие святых мощей и их освидетельствование, что стало настоящим потрясением для церковного народа. Этот акт проводился особыми комиссиями в присутствии священников, результаты пропагандировались в сугубо антирелигиозном ключе. 11 апреля 1919 года в Троице-Сергиевой лавре властями производится вскрытие святых мощей преподобного Сергия Радонежского. Невзирая на протесты верующих, большевики продолжали свое черное дело. Всего за период с 1 февраля 1919 года по 28 сентября 1920 года было произведено 63 публичных вскрытия святых мощей.

Также одним из направлений репрессивной политики большевиков против церкви являлось закрытие и разрушение церквей, закрытие монастырей , ликвидация монастырских кладбищ , передачи зданий сельскохозяйственным коммунам или трудовым колониям для малолетних. По всей стране снимали колокола, сжигали иконы и богослужебные книги, колокольный звон и крёстные ходы были запрещены. Все храмы были закрыты 1930-е гг., церкви после их закрытия зачастую разбирали и материалы использовали на постройку школ, гаражей, клубов.

Итак, репрессивная церковная политика советской власти стала духовной и нравственной катастрофой для народа в целом. Террористический план уничтожения значительной части духовенства и церковного актива привел к росту насилия и агрессивности, к обострению социальных конфликтов.

С первых времен в Церкви христианской существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства. Новомучеником называют человека, который пострадал за веру в XX веке.

Рассказ о таком человеке подготовили учащиеся нашего класса. (сообщения уч-ся)

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству.

В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха.

В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях.

Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова.На могиле его был положен гранитный камень с надписью: Отец Арсений1894-1975. Потом этот камень исчез; в каком состоянии и где находится могила, теперь неизвестно, т. к. все, кто ухаживал за нею, уже скончались.

Учитель знакомит с кратким содержанием книги «Отец Арсений», которая вышла в свет в конце 90-х и зачитывает выдержки из отдельных глав книги «Отец Арсений» о жизни в лагере.

В 2000 году вышел альбом Александра Маршала с тем же названием. Каждая песня в этом альбоме - краткий поэтический пересказ одной из глав книги….

Учитель предлагает прослушать одну из песен альбома в исполнении А.Маршала «Подвиг», и обсудить ее слова. Как вы думаете, какой главе книги «Отец Арсений» посвящена эта песня.

(С ребятами проводится дискуссия)

Просмотр фрагментов фильма «Отец Арсений»

Подведение итогов

Рефлексия.

Величайшее преступление, совершенное в отношении Его

(Государя Императора Николая II ) должно быть заглажено

горячим почитанием Его и прославлением Его подвига

Святитель Иоанн

Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович).

Вот уже девяносто лет со дня «Отречения» Государя Императора Николая II от Всероссийского Престола и мы подошли к девяностолетнему юбилею страшной трагедии в жизни русского народа и государства - кровавой бесчеловечной расправы над всей Августейшей семьёй. Спустя семь лет после прославления Русской Православной Церковью Московского Патриархата святых царственных мучеников-страстотерпцев в лике Новомучеников и исповедников Российских нам хотелось бы вновь обратиться к их беспримерному подвигу.

Как известно, Священное Писание, и, прежде всего Евангелие, не сразу можно понять после первого прочтения. Каждый раз, перечитывая, казалось бы, знакомые уже и ранее прочитанные строки священного текста, находишь что-то новое. И в этом нет ничего удивительного, так как Евангелие входит в человеческое сердце, начинает пониматься и осознаваться, когда человек пытается жить так, как говорил пришедший в мир Бог Слово, Христос. Жизнь христианина по Евангелию - это раскрытие глубины своего отпадения от Бога через греховные привычки, наклонности, страсти и усиленная работа над их выкорчёвыванием из души с помощью благодати Божией. Шаг за шагом и душа невидимо преображается, очищается в ней образ Божий. Постепенно человек начинает видеть, понимать и осознавать то, что прежде было для него невидимым и непонятным.

Это касается не только чтения Священного Писания, но и жизни и подвига святых, которые в своей жизни явили силу и действенность Евангелия. В их душах обильно действовала благодать Божия, вселился Сам Христос. Попытка углубиться в их жизнь - это тоже одна из задач христианина. Привычка воспринимать все поверхностно, с позиции собственного рационального греховного суждения обо всем - особенность нашего времени. Что не укладывается в схему моей логики - то я не приемлю, достаточно часто встречаемая в церковной среде позиция. Однако такое, на самом деле протестантское отношение к святоотеческому преданию - не приемлемо для православного христианина, оно не спасительно. Воспитать в себе святоотеческий подход ко всему в духе благодатного смиренномудрия - величайшая задача христианского подвига. Точно также, как и богословие величайших святителей Церкви постижимо лишь при условии стремления к подражанию их образу жизни.

Именно отсутствие в личной жизни подвига приводит человека к совершенно ложным мнениям и идеям, стремлению к реформаторству. И если задача Церкви - это внутреннее преображение человека, и совершается это перерождение не механически, а благодатью Божией при личном подвиге, то эта задача Божественного Промысла остаётся невыполнимой при сопротивлении человека тому, чтобы жить и мыслить как жили и мыслили святые Церкви.

Порождаемая современной действительностью идеология, - жить без богоугодного подвига, настолько тлетворно действует на дух человека, что он становится не способным видеть и воспринимать святость. Поэтому вполне объяснима и картина упорной полемики вокруг Царской Семьи перед канонизацией. Святые Церкви видели и узнавали в Августейшей семье святых угодников Божиих, а рационалисты поливали их грязью как и большевики, уничтожившие Россию.

Чтобы понять всю глубину совершенного ими подвига, пожалуй не хватит человеческих слов. Этот подвиг надо прочувствовать собственным сердцем.

Но так как подвиг Святых Царственных Мучеников - это, несомненно, подвиг мученический, мученичества и страдания за свой народ и страну, то именно в контексте учения Церкви Христовой об этом подвиге и надо рассматривать их подвиг.

«Вспоминать победы преславных мучеников над диаволом и слугами его и страдальческие деяния подвижников Христовых значит возвещать славу Христа Бога нашего и проповедовать силу Его, явленную в добрых подвигах мучеников, страдавших во славу пресвятого Его имени. Христос Сам был победителем во всём, по слову Своему: дерзайте, яко Аз победих мiр (Ин. 16, 33) , и сначала Один за всех боролся с врагом. Святые мученики, после Него страждущие, будучи членами Тела Его (1 Кор. 12, 27), восполняют по слову апостольскому, лишение скорбей Христовых во плоти своей (Кол. 1, 24); и поскольку они, подвизаясь за пресвятое имя Его, умирают непобеждёнными, постольку в них Христос является победителем, ибо в них Он страдает как в членах тела Своего, в них являет торжество Своё над супостатом и, прославляясь, вместе с Собою прославляет и Свои члены, за Него страдавшие, то есть святых мучеников, которые настолько ближе всех к Нему по славе, насколько были подражателями Его в страданиях. Поэтому подобает и нам славить и ублажать добрых воинов Христовых, учениям которых и примером мужественных подвигов Церковь Христова сияет по всей вселенной; сами же они под алтарём, одетые в белые одежды, собственною их кровью обагренные, Христовою же убелённые, почивают в блаженстве». Так воспринимает и так видит смысл подвига святых мучеников Святая Православная Церковь.

Если мы самым тщательным образом исследуем содержание богослужебных последований нашей Церкви святым мученикам, то увидим, что Церковь Христова всегда видела в этих доблестных воинах Христовых и воспринимала их как жертву, приносимую Богу не столько за свои грехи, сколько за освобождение других людей от рабства дьяволу, освящение данного места. Так, например великомученик Феодор Стратилат, как об этом повествует его житие, специально призывает в Гераклею императора Ликиния, чтобы своими страданиями освятить этот город. Известны из житий мучеников многие случаи, как например из страданий священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, когда благодаря сопровождавшим мучеников чудесам, многие обращались от язычества к Богу Живому и истинному.

Сама идея жертвы собой ради других пронизывает всё христианское вероучение. Ведь совершенно не случайно, Сам Господь, дав нам пример безграничного самопожертвования ради спасения других, говорит в Евангелии: нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя (Ин.15, 13).

И не только в мученичестве первохристианских веков мы находим примеры самопожертвования, но и в наши времена. Так, например известный делатель умной молитвы архиепископ Антоний, раскрывая значение страдания многих новомучеников Российских, пишет: «Страданиями нашего поколения отброшены на десятки лет страдания других людей. Их жертва освободила нас на время от внешних страданий, они как бы взяли их на себя. Они за нас страдали, а нас Господь щадит за пролитую ими кровь».

В жизни великих наших современных подвижников мы находим многие примеры удивительного самопожертвования ради спасения ближних.

Одним из достаточно ярких на наш взгляд, является пример из жизни того же архиепископа Антония, который принял величайшие страдания за избавление из адских мук недавно скончавшегося иеромонаха, который перед смертью впал в смертный грех прелюбодеяния. Умирая, он просил женщину, с которой впал в грех: «Ты за меня покайся». Она пошла к тогда уже умиравшему владыке и просила о разрешении от греха, проливая слезы глубокого покаяния. На это Владыка ответил: «Как же я ее разрешу, ведь я тогда должен епитимью нести. А как я больной, умирающий, понесу?» Владыка после долгих уговоров разрешил от бремени греха эту женщину, но своей келейнице сказал: «Понимаешь, что произошло? Ведь теперь я душой должен в ад сойти…». И только владыка это сказал, как резко поднялась температура - за сорок, страшное кровотечение началось, судороги. И изо рта шла кровь, и снизу шла кровь. Все было залито кровью. Но не было ни одного стона. Он только шептал: «Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже!». Он запретил делать успокоительные уколы, не принимал никаких лекарств. Кровотечение длилось целые сутки.

В жизнеописаниях старца Паисия Афонского, покойного архимандрита Харалампия, игумена Святогорского монастыря Дионисиат мы также находим достаточно много примеров самопожертвования ради близких. Архимандрит Харалампий совершал за исцеление и освобождения от демона многочисленные ночные изнурительные бдения и ночные литургии, налагал посты и поклоны, после чего люди избавлялись от своих недугов. Старец Паисий рекомендовал родителям налагать на себя подвиги, ради исцеления детей. И все это оказывало великую помощь страждущим. Приведём ещё один интересный рассказ старца Харалампия о его учителе старце Иосифе Исихасте. «В миру у Геронды (т.е. старца Иосифа Исихаста) была двоюродная сестра… Умерла она плохо: постоянно гримасничала, кривлялась, очень нехорошо говорила и в таком жутком состоянии скончалась. Узнав об этом, Старец начал плакать. Я был сильно удивлён и подумал: «Какой Геронда тонкий человек… так много плачет». Как бы уловив мой помысел, отец Иосиф сказал: «Дитя моё, я плачу не потому, что она умерла, но потому, что её душа пошла на мучения».

Тем не менее, с этого дня Старец наложил на себя пост и стал молиться за свою почившую сестру. Однажды, спустя какое-то время, я заметил, что отец Иосиф весь буквально сияет от радости. «Что случилось Геронда?», - спросил я. - «Сейчас расскажу, дитя моё. Все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке, и сегодня я сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел пред собой мою сестру живой. С великой радостью она сказала мне: «Сегодняшний день для меня - день моего спасения. Я избавилась от мучений, и иду в рай».

Таким образом, все эти примеры подчёркивают величие христианского подвига самопожертвования, через который человек уподобляется Христу. В этаком подвиге является совершенство христианской любви, которую приобретает подвижник на ступенях божественного сыноположения. Именно достигнув этого состояния, преподобный старец Силуан Афонский проводил все ночи в молитве за людей. Он говорил: «Молиться за людей - это кровь проливать». А его ученик приснопамятный старец архимандрит Софроний (Сахаров) подчёркивает, что «любить любовью Христа - это значит пить чашу Его, ту чашу, которую сам Человек-Христос просил Отца «мимонести».

Принесение себя, своего здоровья, сил в жертву за душу другого человека в контексте библейского понимания жертвы необходимо именовать выкупом. И если жертва сама по себе - это цена выкупа, то совершаемое избавление человека, его души от гнетущего недуга, греха необходимо называть освобождением, избавлением, что тоже - искуплением. И данная терминология с точки зрения христианского богословия в рамках Священного Писания не должна кого-либо смущать, а, наоборот, помочь более точно и ясно выявить смысл и значение жертвы, какой бы формы и вида она не была.

Именно такой жертвой была и мученическая кончина Августейшей Семьи во главе с государем Императором Николаем Александровичем. Но это была жертва уже не за отдельного человека, а за весь русский народ, который так любили святые Царственные Мученики. Читая письма из заточения, мы встречаемся не с ненавистью и злобой к своим обидчикам и предателям, а сострадательной любовью. Эта та любовь, которая может быть присуще величайшим подвижникам, достигшим сыноположения.

Было бы величайшей ошибкой рассматривать и канонизацию Царской Семьи, и их почитание явлением политического характера. Необходимо помнить, что православный монарх по учению Православной Церкви фигура не политическая, а мистическая. Его роль в государстве, его права и обязанности были обрисована церковными законами. Построение государства на заповедях Господних и охранение Церкви, и христианских начал в государственном управлении, направление общего течения жизни к духовным и нравственным целям - создание условий, максимально благоприятных для спасения многих - главная миссия царского служения.

Сегодня можно наблюдать и такое явление, когда намечаются тенденции к реставрации монархии в России, но основываются такие проекты зачастую на совершенно ложных, секулярных началах, при игнорировании её построения в соответствии с Православным Преданием. По сути данный шаг надо будет расценивать лишь как продолжение глумления над Россией, начало которого было положено при захоронении лжеостанков «царской семьи» в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга якобы в знак «покаяния». Тем самым ещё раз был засвидетельствован богоборческий характер секулярной власти в России, её нелегитимность.

Материалы данного раздела призваны показать, что почитание святых Царственных Мучеников, правильное и ревностное является необходимым условием для восстановления из пепла нашей многострадальной России. Мы надеемся, что они помогут нашим соотечественникам зажечь в своём сердце любовь к святым Царственным мученикам, подвигнут к более глубокому и ревностному их почитанию.

Попытки предать забвению их память или локализовать до местного почитания в Екатеринбурге - это весьма горькое и печальное явление нашего времени, свидетельствующее о серьёзном и трагическом духовном упадке нашего общества. Даже в церковной среде, отношение к святым Царственным Мученикам неоднозначно. В некоторых храмах отсутствуют иконы, не совершаются праздничные службы. Эти признаки нездорового и греховного равнодушия являются прямым следствием не только невежества, но и отсутствия подвига в личной христианской жизни. Только правильный подвиг в молитве, посте, покаянии и искоренении из своего сердца порочных страстей возводит человека к Богу, очищает запятнанный в человеке образ Божий, даёт благодатное чувство знать и видеть святых, стремиться подражать их богоугодной жизни.

По этому вопросу рекомендуем к прочтению замечательный труд архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании», СПб, 1994 и «Русская идеология», где излагается на наш взгляд совершенно правильное православное мировоззрение в отношении политического устройства России и ее духовно-православных корней.

Священник Павел Флоренский.

Классный час.

(Для учащихся 10-11 классов).
Цель: расширение кругозора учащихся в области Отечественной истории

Воспитательная задача: развитие нравственных качеств на примере жизни выдающегося деятеля русской культуры: самопожертвование.

Средства: наглядные, стихи.

План:

1. Общая информация о ГУЛАГе

2. Информация о СЛОНе

3. Судьба Павла Флоренского


Данная разработка предназначена для учеников 10 – 11-х классов средних общеобразовательных учреждений. Она призвана помочь ребятам осознать жестокость советского режима, а именно, его проявления – ГУЛАГа. Также, данная работа решает воспитательную задачу, а именно, должна развивать нравственные качества, как-то: самопожертвование, гуманизм, справедливость. Работа заставит ребят задуматься также о равнодушии и моральной глухоте, нечуткости.

Данный материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении произведения А. Солженицына «Архипелаг-ГУЛАГ».

Перед проведением урока необходимо раздать учащимся материал, который они будут представлять на уроке.

Урок можно проводить как инсценировку. Акцент следует сделать на рассказе о судьбе отца Павла Флоренского.


Ход
Учитель : Все вы, ребята, знакомы с понятием ГУЛАГ из курса Отечественной Истории, но я напомню, что это такое ещё раз. Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ) было организовано 25 апреля 1930 . С ноября 1930 стало появляться название ГУЛАГ (Главное Управление исправительно-трудовых Лагерей ОГПУ). Закрыт ГУЛАГ был приказом МВД № 020 от 25 января 1960 . Зачастую под термином «ГУЛАГ» подразумевают не само управление, а подчинявшиеся ему исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Наиболее известные – Берлаг в Магадане , Горлаг около Норильска , Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН), и в Казахстане Карлаг , АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). То было страшное время в истории России 20 века. Много пострадало людей. Они не хотели изменить своей христианской вере и своим убеждениям. А 20 век в России был веком воиствующего атеизма. Всех инакомыслящих ссылали в лагеря, где люди умирали. Оставшиеся в живых свидетельствовали о погибших. В числе погибших был священник Павел Флоренский.

Я расскажу вам о лагере, в котором содержался отец Павел Флоренский, по воспоминаниям выживших узников.

Ученик 1: «А от других соловчан я узнал и пострашней, чем видели мои глаза. Сказали мне гибельное слово – Секирка. Это значит – Секирная гора. В двухэтажном соборе там устроены карцеры. Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку и велят наказанным арестантам весь день на этих жердях сидеть. (На ночь ложатся на полу, но друг на друга, переполнение). Высота жерди такова, что ногами до земли не достаёшь. Не так легко сохранить равновесие, весь день только и силится арестант – как бы удержаться. Если же свалится – надзиратели подскакивают и бьют его».

Ученик 2 : Либо: выводят наружу к лестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили); привязывают человека по длине его к балану (бревну) для тяжести – и сталкивают (ни единой площадки, и ступеньки настолько круты, что бревно с человеком на них не задерживается).

Ученик 3: Ну, да за жёрдочками не на Секирку ходить, они есть и в кремлёвском, всегда переполненном, карцере. А то ставят на ребристый валун, на котором тоже не устоишь. А летом – «на пеньки», это значит – голого под комаров. Но тогда за наказанным надо следить; а если голого да к дереву привязывают – то комары справятся сами. Еще – целые роты в снег кладут за провинность. Еще – в приозёрную топь загоняют человека по горло и держат так. И вот еще способ: запрягают лошадь в пустые оглобли, к оглоблям привязывают ноги виновного, на лошадь садится охранник и гонит её по лесной вырубке, пока стоны и крики сзади кончатся».

Об отце Павле Флоренском вспоминал сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков : «Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы Родины, сверху донизу, от зверского убийства царской семьи до бесконечных жертв насилия власти. Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... Родину, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. И сам он, и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее ее преступление».

Жесткой травле отец Павел Флоренский был подвергнут после выхода в 1922 году работы «Мнимости в геометрии», в которой, в частности, он «неверным образом» истолковывает теорию относительности. А в 1928 году в Сергиевом Посаде он был арестован. Без предъявления каких-либо обвинений, в 1928 году отца Павла высылают в Нижний Новгород. Вскоре его возвращают из ссылки. Но в начале тридцатых годов он был вновь арестован и осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58, 10 и 11 пунктам – «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

Он был выслан на Дальний Восток в восточносибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Затем, в 1934, он был направлен в город Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где он провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). В 1934 г. поступило предложение – ходатайство правительства Чехословакии об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию, но это ходатайство правительство СССР отклонило. Затем осенью 1934 г. он был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он продолжал вести научную работу в лагерном заводе йодной промышленности , в лаборатории которого он занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и сделал целый ряд научных открытий и изобретений.

Ученик 4: Павел Флоренский реализовал себя полностью во всех трех измерениях совершенства: он гениальный ученый, он любящий отец своих пятерых детей и духовных чад, и он христианский мученик, священник, расстрелянный в Соловецком лагере. По обилию творческих замыслов, отчасти загубленных, отчасти осуществленных, его можно сопоставить разве что с Леонардо да Винчи, с той разницей, что Леонардо завершил свой жизненный путь в почете и славе, а мы не знаем даже могилы отца Павла...

Учитель: Зло коренится в неистребимой жажде иметь перед глазами образ врага. В те годы образ врага – человек в рясе, священник... Он напоминаел о вере в Бога и Его добрых заповедях. Если бы Павел Флоренский не был священником, вероятно, ему бы удалось вписаться в систему, не сливаясь с ней, продолжая научные исследования.

После кончины отца Павла, оставшаяся без него семья – жена, их пятеро детей, а в последствии и внуки, сочли своим главным семейным долгом и делом сохранение наследия Павла Флоренского. Несмотря на то, что в 1933году большевиками была изъята и уничтожена вся библиотека Павла Флоренского, благодаря усилиям его жены и детей, все его личные рукописи были сохранены. В дальнейшем, при наступлении более благоприятных обстоятельств, его дети и внуки подготовили к печати и издали основную массу его трудов, так и не вышедших при его жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»