Графиня Батори: исторические факты. Элизабет Батори: биография

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Елизавета (Эржебет) Батори родилась 7 августа 1560 года в Ньирбаторе (Королевство Венгрия). Красивую знатную даму, жену графа Ференца Надашди, мать четверых детей больше всего беспокоила проблема сохранения молодости. Несмотря на использование чудодейственных трав и настоев, с годами ее тело старело, кожа увядала, а ей хотелось вечно оставаться молодой и красивой.

Знакомые колдуньи объявили, что Эржебет сохранит молодость и красоту, если будет купаться в крови юных девушек. Пока ее супруг находился в отлучках (он служил при дворе и редко появлялся дома), она развлекалась тем, что приказывала приводить к ней молоденьких служанок и сама пытала, а затем убивала их.

Трупы прятали несколько доверенных женщин. Графиня загоняла своим жертвам под ногти иголки, щипала, кусала и царапала их кожу, прижигала тело свечами и при этом дьявольски хохотала.

Когда прислужницы в замке Чейте одна за другой начали «умирать от неизвестной болезни», причем их трупы хоронили тайком от родных, по округе поползли страшные слухи. Находить прислугу для графини среди окрестных крестьянок становилось все труднее - никто не соглашался работать в этом ужасном месте. Тогда помощницы Эржебет принялись обманом завлекать в Чейте девушек из дальних краев, куда молва о жутких деяниях «кровавой графини» еще не докатилась. Многие из девушек пропали бесследно.

Со временем графиня «переключилась» на девиц из знатных семей. Она посчитала, что их кровь благороднее крови простых служанок и больше подходит для ее целей.

Рассказывают, что однажды на пиру Эржебет заперла двери и перебила всех своих фрейлин - более 60 человек - а затем разделась и выкупалась в ванне, наполненной их кровью. Но здесь она проявляла осторожность и выбирала только бедных девушек, хоть и дворянского рода, брала к себе в дом, обещая дать им приданое. Истинные причины их смерти тщательно замаскировывались.

Елизавета (Эржебет) Батори родилась 7 августа 1560 г., день смерти 21 августа 1614 г., после брака с Ференсом Надашди в 1575 г. - графиня Надашди. При жизни ее называли Чахтицкая (Четская) пани, а в последствии она удостоилась жуткого посмертного прозвания Кровавая графиня.

Елизавета Батори родилась в сумеречное, жестокое время, когда у границ Европы день за днем кипели сражения: у южных границ венгерские и австрийские князья стойко отбивали атаки турок-османов, но и в тылах не было мира - там то и дело происходили кровавые стычки между католиками и протестантами. Никто не был уверенным в завтрашнем дне - колдуны, маги и знахари здесь процветали, предлагая услуги самого черного и сомнительного свойства, едва ли не в каждой знатной семье числились в приживалах астрологи и ворожеи.

Знающие люди шептались, что целые союзы ведьм и оборотней безнаказанно орудуют в горах и лесах Трансильвании, вдали от карающей длани отцов-инквизиторов. Кровь щедро пропитывала карпатскую землю, а жестокость, пытки и казни были повседневной частью жизни, от которой не в состоянии был укрыться ни нищий и безродный, ни богатый и знатный.

Елизавета принадлежала к одному из самых старинных и состоятельных аристократических семейств Восточной Европы той эпохи - роду Батори: в 1576 г. Стефан Батори - кузен девушки - стал королем Польши, а другой ее родственник был безраздельным владетелем Трансильвании. Не было вояк храбрей Батори в битвах с врагами, и никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. Казалось, они наследуют дурной нрав, неукротимую похоть и склонность к затуманивающим разум вспышкам гнева вместе с поместьями, замками титулами и драгоценностями, фамильными болезнями - эпилепсией и подагрой.

Не стала исключением и белокожая красавица Елизавета - приступы ярости охватывали ее внезапно, как лихорадка, - она была способна избить, исколоть булавками или без одежды вытолкать на мороз любую прислужницу, а стоило в процессе наказания появиться крови, как графиню охватывало неимоверное возбуждение, она могла мучить бедных служанок в течении долгих часов.


Доверенная служанка Дорко (на суде была свидетель обвинения) была взята на работу в замок по протекции и 5 лет провела в услужении у графини. На процессе показала, что Эржебет лично пытала девушек - совала им в руку раскаленные ключи и монеты, прижигала их тела ложками и раскаленными утюгами. Когда Елизавете случалось прихворнуть, девушек водили прямо к ней в спальню, где она развлекалась тем, что до крови кусала несчастных…

По заведенному обычаю имелась у молодой аристократки и своя, домашняя ведьма по прозвищу Дорвуля. Согласно легенде старуху пригласили в замок, когда на графиню обрушила проклятье безобразная нищенка, которую Батори, вреде бы случайно обрызгала жидкой грязью во время конной прогулки. Уродливая горбунья с испещренной морщинами кожей пригрозила, что в скором времени красавица-графиня станет точно такой же уродливой и безобразной!

Вскорости владетельная госпожа овдовела - но смерть мужа огорчала ее меньше, чем новый седой волосок в прическе или морщинка на веке! Даже страдания, которые она причиняла служанкам, более не радовали ее как прежде, пока Доротта Шентез — Дорвуля, не назвала графине чудодейственного средства, способного вернуть молодость: кровь, кровь невинных дев! Понадобится много крови - чтобы наполнить ванну и погрузить в нее стареющее тело, и время потечет вспять…

Свидетель обвинения: Уйвори Янос по прозвищу Фицко, безобразный горбун, с младых лет живший в замке, показал на процессе, что за небольшую плату, подарки - одежду да дешевые безделушки - или обещание приданого в замок собирали привлекательных девушек со всей округи.

Госпожа предпочитала наслаждаться зрелищем девичьих страданий, наблюдая, как ее верные подручные Йо Илона и Дарко издеваются над обреченными девушками: в прачечной или бане их избивали до такой степени жестоко, что тела становились черными от синяков, потом жгли раскаленной кочергой или чугунным утюгом, загоняли под ногти иглы, окатывали водой на морозе, превращая в ледяные статуи. Захоронение тел было в обязанностях женщины по имени Ката.

Но, вступив на путь колдовства, Елизавета Батори изменила прежней привычке - теперь она была готова день и ночь добывать кровь и начала мучить девушек лично сама: вскрывала служанкам вены, разрывала их плоть стальными щипцами, даже вонзая в их плоть зубы! За ночь проливалось такое количество крови, что отороченный кружевами подол ночной сорочки графини Батори сразу пропитывался кровью и липкой тяжестью прилипал к икрам.

Верные служанки посыпали пол золой или крупной солью, чтобы кровь впитывалась, а утром долго оттирали перепачканные стены, отмывали ковры и портьеры, скрывая следы зверств барыни. Жертв становилось все больше - в помещениях, где проживала кровавая аристократка, витал тяжелый дух: миазмы от разлагающейся крови, вымыть которую из мельчайших щелей не смог бы и сам дьявол, смешивались с запахом горелого мяса и тяжелыми волнами трупного духа - так могла пахнуть сама смерть, правившая бал во владениях больше 10-ти лет…

Владетельную госпожу раздражало, если ванна наполнялась кровью слишком медленно, тогда она заказала в Германии высокопроизводительный механизм для убийства, называемый «нюрнбергской» или «железной девой». Всякого рода механические диковинки самого различного и неожиданного назначения к концу XVI столетия как раз начали входить в моду среди состоятельных европейцев. Среди изделий механиков-умельцев встречались и «машины любви» для сластолюбцев, и машины смерти - пытка все еще были вполне законной частью процесса дознания.

«Железная дева» представляла из себя полый стальной шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки, внутренняя поверхность шкафа была утыкана длинными острыми гвоздями, которые были расположены так, чтобы их уколы приходились на самые болезненные места тела, но не убивали пытаемого сразу.

В верхней части «железной девы» находилось отверстие для шеи несчастного, расположенное так, что его голова оказывалась вне пыточного шкафа, и приговоренный мог еще какое-то время отвечать на вопросы своих мучителей. Подвижное дно конструкции давало возможность легко избавляться от мертвого тела. По показаниям свидетелей, Кровавая графиня подвешивала чудовищное приспособление так, чтобы кровь жертвы «железной девы» стекала прямо в ванну.

Справедливости ради следует заметить, что ни одного подлинного пыточного механизма такого рода не сохранилось со Средневековья до нашего времени - все, чем располагают археологи, - позднейшие копии, которые были выполнены на основе описаний. Этот факт послужил для ученых поводом утверждать, что леденящие кровь рассказы о «железной деве» не более чем миф, созданный в эпоху Просвещения с целью изобличить «животную дикость» той эпохи, но в первую очередь - институт инквизиции. Так что наличие такой жуткой игрушки у Елизаветы Батори возможно лишь позднейшее допущение ее недобросовестных биографов.

Но не смотря на все усилия к графине никак не возвращалась былая молодость - она выглядела только на несколько лет моложе своего возраста. Графиня терялась - как ей быть дальше: Дорвуля умерла и более не могла поддержать ее мудрым советом. Тогда на место штатной ворожеи аристократка пригласила известную ведьму - Майорову из местечка Майвы, в ход пошли колдовские зелья, сваренные из трав, жабьей кожи и света полной луны, и прочие экзотичные штучки.

Колдовство, замешенное на крови, было куда опасней уголовного преступления - смерть крепостных холопов была рутиной для владетельных господ, хотя по округе уже ползли мрачные слухи, а молодых местных красавиц прятали подальше от глаз графини и ее верных прислужниц.

Будущих жертв доводилось привозить издалека, были необходимы все новые и новые расходы - графиня решила заложить один из родовых замков. Похоже, со смертью Дорвули лесные духи отвернулись от нее - одна из избитых девушек выжила и сбежала, новый священник, которого призвали отпеть разом 9 трупов, заподозрил неладное и подал жалобу, на расследовании настаивали и опекуны имущества младшего сына графини - Пауля, саму ее задержали при попытке к бегству.

Представители власти ворвались в замок и нашли в нем бесчисленные свидетельства преступлений от останков и орудий пыток до дневника Елизаветы Батори с упоминанием более чем 600 замученных девушек. Во время процесса обвиняемая держалась с поистине королевским достоинством и уверенностью, источник которой многие усматривали в колдовских чарах, а другие - в наличии у аристократки убийцы венценосных покровителей.

Как бы там ни было собственная линия поведения позволила ей уберечь земли от конфискации и в дальнейшем передать в наследство единственному сыну Паулю. Биография графини - трагическая и страстная - легла в основу фильма «Батори», снятого в 2008 году кинокомпанией Vision Films по сценарию Джона Пола Чаппла, образ Елизаветы на экране сыграла Анна Фрил.

Владетельная графиня прожила жизнь, довольно продолжительную по меркам того времени и соответствует классическому образу вампира больше других лиц, описания которых сохранила история. Если верить свидетельским показаниям очевидцев, сделанным во время судебного процесса, Елизавета кусала свои жертвы, подчас выдирала зубами целые куски живой плоти и с наслаждением вкушала кровь, выступавшую из ран…

Графиня Батори – убийца или жертва?

Возможно ли безоговорочно верить свидетелям обвинения? - вот самый сложный вопрос, когда речь заходит о процессе, в ходе которого применяли пытки. Стартовым толчком к расследованию преступлений графини Батори стали не жалобы пострадавших - ведь среди жертв графини предположительно были и обедневшие, но знатные девушки, - но исключительно вопросы прав на имущество.

Следует оговориться, что супруг Батори - граф Надашди, один из богатейших людей во всей Восточной Европе - щедро кредитовал своего патрона короля Матиаша II. Единственным шансом для государя избежать возврата долгов вдове почившего вассала, и более того - расширить собственные владения за счет конфискованных земель семьи Батори - было выдвинуть законной хозяйке множества поместий и замков обвинение в колдовстве и ереси, потому как одних только уголовных преступлений для изъятия земель у наследников оказалось бы недостаточно.

Случай скоро подвернулся - опекун младшего сына графини по имени Имре Медьери обвинил Елизавету в разбазаривании семейного имущества на том основании, что один из замков заложен. Представители власти проникли в замок, когда хозяйка была за его пределами, воспользовавшись тайным входом, - они могли как обнаружить реальные свидетельства преступлений, так и подбросить сфабрикованные заранее улики - вроде тазов, перепачканных засохшей кровью, орудий пыток, баночек с колдовскими снадобьями или даже поддельного дневника.

Ведь ни останков многочисленных тел, ни хотя бы их фрагментов в суде не предъявлялось, родственники множества пострадавших тоже не торопились явиться в суд и потребовать справедливости. Может быть, только пытка помогла заинтересованным лицам получить от прислуги графини показания, изобличающие хозяйку как кровавую убийцу и колдунью, практиковавшую человеческие жертвы и каннибализм?

Однако в деле Елизаветы Батори даже описанная выше возможность использования фальшивых доказательств отступает на второй план, потому как вызывает сомнение подлинность самих материалов процесса. Документы стали известны широкой публике в 1720 г. благодаря книге по истории Венгрии, написанной и опубликованной иезуитским священником Ласло Туроши.

Автор использовал не подлинники судебных документов, а более поздние копии, хотя самоуверенно заверял читателей, что все материалы этой жуткой истории были изъяты и опечатаны больше 100 лет назад по приказанию тогдашнего короля Венгрии, приходившегося родственником «кровавой графине», и теперь впервые представляются им широкой публике.

Омолаживающие кровавые ванны из крови невинных жертв - вообще свободное допущение отца-иезуита, которое он сделал на основании местных преданий и легенд, непосредственно в материалах процесса упоминаний о «молодильных ваннах» нет.

Фальсификация исторических документов - довольно распространенное явление. У историка-иезуита было по крайней мере два мотива пойти на подобный подлог.

Во-первых, потомки протестантского семейства Батори - Надашди все еще оставались влиятельной силой на австро-венгерских землях, возможность хотя бы косвенно опорочить семейство знатных протестантов приносила католической церкви ощутимые политические и идеологические дивиденды.

Во-вторых, в Европе начала XVIII столетия тема вновь приобрела необычайную популярность, граничащую с истерией. Книга приносила Ласло Туроши изрядный доход, сочинение имело огромный успех у читателей именно благодаря леденящим душу кровавым подробностям из жизни Кровавой графини, подтверждающим ее причастность к клану кровопийц, а значит, и .

Любители готических ужасов считают ее своим кумиром. Книга рекордов Гиннесса номинирует ее как одну из самых «результативных» серийных убийц во всей мировой истории. Кем же на самом деле была венгерская графиня Елизавета Батори?

рафиня Батори происходила из знаменитого и могущественного рода, давшего немало выдающихся государственных деятелей и полководцев. Ее отец Дьёрдь Батори был братом губернатора Трансильвании, а мать Анна -дочерью трансильванского воеводы и палатина Иштвана IV. Сама Елизавета приходилась племянницей польскому королю Стефану Баторию - он был братом ее матери. Существует версия, что она была дальней родственницей Влада Цепеша - знаменитого Дракулы.

Между любовью и войной

Батори были богаты, имели высокое положение в обществе и стремились заключать браки так, чтобы имущество не уходило на сторону, - то есть между родственниками, хотя и не близкими (мать и отец Елизаветы происходили из разных ветвей одного рода), или же с равными себе по рождению. Поэтому в 1570 году девочку из рода Батори в возрасте 10 лет обручили с 15-летним Ференцем, сыном палатина Венгрии Томаша Надашдя, одного из самых образованных людей своего времени. 8 мая 1575 года во дворце Вранов-над-Топлёу состоялась их свадьба: объединились два самых богатых и влиятельных рода Венгрии. Но поскольку род Батори был более аристократичен, Ференц после свадьбы взял фамилию жены. Молодые поселились в замке Шарвар. Муж Елизаветы бывал там редко, он в это время учился в Вене. Но науки молодого Ференца не интересовали, он жаждал воевать.

В 1578 году Ференц был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. Он прославился отчаянной храбростью и огромной жестокостью. Турки ненавидели Ференца и так боялись, что дали ему прозвище Черный бей. Черный бей, как некогда Влад Цепеш, сажал своих врагов на кол.

В 1579 году Ференц перевез жену в замок Чахтице - это был его свадебный подарок. Елизавета, пока муж воевал, занималась управлением семейными землями. Она была женщина умная, получила прекрасное домашнее образование, бегло говорила на четырех языках, много читала, знала основы медицины и вела все хозяйственные записи. Потом на недолгое время военные действия затихли, муж вернулся в замок, родился их первый ребенок - дочь Анна (всего у Елизаветы было шестеро детей - три дочери и три сына). Но в 1593 году началась новая война с турками, которая тянулась тринадцать лет и конца которой Ференц На-дашдь так и не увидел. Домой он вернулся уже умирать, снедаемый лихорадкой и мучительными болями в ногах, которые в конце 1603 года превратили его в полного инвалида. 4 января 1604 года он умер.

Поскольку всеми делами во время долгой болезни мужа и после его смерти занималась жена, семья Надашдь была очень недовольна расходами графини. Одному из родичей, палатину Венгрии Дьёрдю Турзо было поручено разобраться с этими тратами. Ему это было сделать очень просто: по завещанию Ференца Надашдя именно Турзо назначался опекуном графини и ее детей. Некоторое время Турзо собирал разного рода свидетельства и сплетни о недостойном поведении графини. А в 1610 году получил разрешение короля Венгрии Матьяша II на инспекцию замка Чахтице. Там он нашел доказательства множества преступлений. Турзо арестовал служанок и слуг графини, которые под пытками показали страшные вещи и были казнены в 1611 году. Саму графиню на суд не вызывали, ее еще до суда заключили в домашнюю темницу, где она и умерла в августе 1614 года. А все земли семьи Батори-Надашдь отошли короне...

Недостоверные данные

Для суда Дьёрдь Турзо собрал множество доказательств вины Елизаветы Батори. Вместе с двумя инспекторами он якобы обнаружил в замке Чахтице мертвых девушек. Количество трупов он называл разное - от двух десятков, одна даже вроде была жива, но умерла у него на руках. Какие-то трупы он нашел в подземельях замка, какие-то его люди выкопали во дворе и за стенами замка, какие-то обнаружили в колодце. Но ни единого мертвого тела и даже описания мертвого тела, засвидетельствованного доктором, не было предъявлено потом на суде. Доказательств пыточной деятельности в замке было предостаточно: Ференц Надашдь, пытавший турецких пленников, имел таковых целый арсенал, начиная от простых клещей для дробления пальцев и кончая «железной девой». Замок не раз оказывался в зоне военных действий, так что пыточные инструменты использовались по назначению. По этой же причине захороненных мертвых тел вокруг замка тоже было немало.

Но кроме останков, которые, конечно же, были названы «мертвыми девушками», Турзо обнаружил множество местных слухов. Слухи были чудовищные: якобы графиня мучает и убивает молоденьких крестьянских дочек. Она заманивает их в замок, покупает у нищих родителей, обещает хорошие места служанок, а потом уж более никогда родимое дитя не возвращается домой. О графине рассказывали, что она загоняет жертвам иглы под ногти, откусывает клещами пальцы, выжигает клейма, вырывает глаза, режет по-живому вены и спускает кровь девушек в ванну, а потом в этой крови купается. Якобы так она пытается снова стать молодой -ведь ей уже за пятьдесят. Еще она мажется их кровью и даже пьет ее, а также читает черные молитвы и колдовские заклинания. Одну молитву, приписываемую графине, Турзо даже нашел: там было что-то про солнце, облако, защиту от врагов, в том числе и от него, Турзо, и от короля Матьяша. И молитва была не христианская, а какая-то языческая.

Но наибольшую пользу в расследовании принесли арестованные в замке служанки и любимец Елизаветы карлик Янош Уйвари. Их, конечно, подвергли пытке и разузнали всю подноготную. Карлик признался, что собственными глазами видел, как в замок привозят девушек и как графиня их убивает. И хоронят их сразу человек по десять, в общей могиле. Сам он убил 37 девушек, но не в Чахтице, а в Пресбурге. Графиня убивала везде, где появлялась. И не только после смерти мужа, а с 1585 года. И не только она пытала и убивала - доверенные служанки этим тоже занимались. Служанки Илона Йо, Дорко Щентеш и Катарина Бе-ницки тоже сознались во всем. Графиня убивала не только простолюдинок, но и заманивала в замок девушек из благородных семейств. Вены она им резала ножницами. А служанкам дарила в подарок одежду убитых и украшения. Еще ей нравилось рвать тела девушек серебряными щипчиками, а иногда она делала это просто зубами. А еще у нее была личная колдунья. Она-то и научила, как нужно омолаживаться. Кровь простолюдинок для этого не годилась, нужна была кровь благородных. И все жертвы якобы были записаны у графини в тайной книжечке.

Книжечку нашли. Там было около 650 имен, все под номерами.

С каждой пыткой слуги вспоминали все больше деталей. Суд был предвзятый и поспешный. Илону и Дорко сожгли на костре, карлику отрубили голову, а потом сожгли, а Катарину Беницки навеки посадили в тюрьму.

Позор благородного семейства

Елизавета умерла через 3 года после суда. Незадолго до смерти ей разрешили написать завещание. Никакого прощения ни у кого она в этом документе не просила. Имущество движимое и недвижимое она отписала детям. После ее смерти король обвинил детей Елизаветы в соучастии в преступлениях и вынудил их бежать от расправы в Польшу. Они считались уголовными преступниками и смогли вернуться только через 30 лет.

Хотя графиня не была казнена, но ее вина бросала тень на всех Батори, живых и мертвых. Так что многие документы спустя какое-то время семья предпочла уничтожить. И современным историкам приходится только гадать, была ли графиня виновной или же ее оклеветали.

Батори, конечно же, не была ангелом во плоти. Со слугами она обращалась так, как в ее эпоху с ними обращались многие - достаточно безжалостно. Дело в другом: она славилась независимым характером и поддерживала своего родственника по имени Габриэль, трансильванского воеводу, в борьбе с Габсбургами. Деньги, которые графиня так неосторожно «спускала», шли, вероятно, на содержание наемников. И когда ее переписка с мятежниками была перехвачена, судьба Елизаветы уже решалась на самом высоком уровне - недаром против нее собирал улики палатин Турзо, под опекой которого графиня состояла. Хотя некоторые историки придерживаются другой версии: «кровавая графиня» вовсе таковой не являлась, Батори всего лишь стояла во главе венгерских протестантов, чем навлекла на себя недовольство католической церкви, и в частности римского папы.

Первой в истории садисткой считают венгерскую графиню Альжбету Батори, которая мучила и убивала молодых девушек, а затем купалась в их крови, чтобы продлить молодость.Она умертвила около шестисот женщин, среди которых были не только служанки и крестьянки, но и женщины благородного происхождения. Как достоверно известно, родная тетка Альжбеты Карла занималась Черной магией и всю свою жизнь посветила приготовлению эликсира бессмертия и вечной юности. Племяннице она раскрыла свой рецепт - принимать ванны, наполненные слезами и кровью девственниц.

Середина XVI века. В одном из трансильванских замков Георга и Анны Батори родилась премилая девочка, которую назвали Альжбетой. Знатное семейство считалось едва ли не самым влиятельным протестантским кланом Европы. Среди носивших громкую фамилию был даже один король: двоюродный брат Альжбеты, знаменитый Стефан Баторий, правил Трансильванией, а затем и Польшей.

Аристократы тех лет старались перещеголять друг друга в грехопадении. В замках царил разврат. Вельможи предавались кровосмесительным связям. Не явился исключением и род Батори. Среди родственников Альжбеты были колдуны, сатанисты, мужеложцы, лесбиянки, душевнобольные, пьяницы и распутники. Надо ли удивляться, что маленькая Альжбета в десять лет порола горничных до полусмерти, а в 14 - забеременела от крестьянина. После родов ее выдали замуж за венгерского графа Надашди.

В Словакии, в замке Чахтице, молодые свили семейное гнездышко. Большую часть взрослой жизни Альжбета, она же Элизабет Батори, провела именно здесь, в имении своего богатого мужа. С первого же дня супружеской жизни Елизавета стала с наслаждением истязать служанок. Подозреваемым в краже клали на ладонь раскаленную монету. За плохо отглаженное платье лицо прислуги жгли утюгом, а пальцы отрезали ножницами. Излюбленным инструментом графини были иглы, которые загонялись жертве в грудь, губы и под ногти. В этих забавах принимал участие муж, опытный военный, которого турки боялись, как чумы. Фантазии супругов не было предела. Летом некоторых несчастных обмазывали медом и бросали в лесу. Зимой - обливали, оставляя замерзать у ворот замка.

Батори изобрела чудовищные механизмы для своих жестоких забав:
Металлический гроб с шипами внутри, шипы не глубоко проникают в тело, лишь причиняют кровотечение. При этом жертва медленно умирает от потери крови.

Подвешенная клетка цилиндрической формы, слишком узкая, чтобы в ней сидеть и слишком низкая, чтобы стоять в полный рост. Стенки клетки покрыты шипами, и когда клетку поднимают и раскачивают - жертва натыкается на шипы. обычно Графиня сидела под клеткой, подставляя лицо под струйки крови.

Во время отсутствия супруга графине "ассистировали" несколько приближенных. Поговаривали, что будто бы в замке видели бледного незнакомца, одетого во все черное, с темными, как бездна, глазами. Сельские жители, те, кто верил в вампиров, были уверены, что незнакомец этот - не кто иной, как Дракула, восставший из могилы. Этой на первый взгляд нелепице вскоре стали находить ужасные подтверждения. Рыбаки все чаще и чаще доставали из окрестных рек обескровленные тела молоденьких девушек. Следы от находок тянулись в Чахтице.
Поначалу находить живой материал для садистских утех было легко: крестьяне прозябали в нищете и охотно продавали дочерей. При этом родители были искренне уверены, что на барском дворе их чадам будет гораздо лучше, чем дома. Но вскоре иллюзии развеялись, ибо некоторым девушкам удалось вырваться из мрачных застенков. Курьерам графини приходилось искать кандидаток на умерщвление там, где еще не знали о ее страшных забавах. Недостатка в человеческом материале не было.

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Алжбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

Вербовать же их на работу в графский замок стали после огорчительного открытия, сделанного Алжбетой солнечным весенним утром. Покинув постель, неодетая, она стояла перед зеркалом, разглядывая свое отражение. Она увидела полнеющую женщину, лишившуюся талии, с отвисшими грудями. Кожа на лице этой женщины была пориста и сера, глаза и рот окружены паутиной морщин, шею исполосовали складки. Некогда иссиня-черные волосы усыпала седина...

Омерзение и страх охватили графиню. Она спешно послала за знахаркой, живущей в соседнем селении. Знала: земляки, которых бабка при любой болезни живо ставила на ноги, подозревали ее в колдовстве и связях с дьяволом. Знала и не сомневалась: эту ведьму она заставит задержать наступающую старость!

Колдунья поселилась в замке и каждый день готовила для госпожи отвары из чудодейственных трав. Ими заполняли дубовую бочку, куда графиня погружалась по подбородок и сидела до полудня, а знахарка целебными мазями умащивала и массировала ее лицо. Вдыхая сладкий дурман благовоний, Алжбета вслушивалась в беспрерывный бабкин шепот - старуха, перемежая молитвы и заклинания, призывала таинственные силы, чтобы отогнали они хвори и недуги, возвратили графине прежнюю красоту и здоровье. В первый же майский рассвет знахарка вывела графиню на лесную поляну, велела раздеться донага и кататься по росистой траве. Предупредила: “Завтра ты придешь сюда одна и будешь приходить каждодневно, до июньских петухов”.

То, чего жаждала Альжбета, кажется, возвращалось к ней - кожа обретала упругость, расправлялись морщины, уменьшились, стали менее заметны складки на подбородке... Невероятно, но однажды вдове даже приснилось, будто в ее спальню вошел некий молодой человек, в которого она была влюблена в юности, и она позволила ему взять ее и раз, и два, и три, испытав при этом почти забытое наслаждение. Проснувшись, Альжбета поняла, что в ней вновь пробудилась женщина.

Однако это приятное происшествие хотя и случилось во сне, очевидно, утомило графиню, она опять разглядела в зеркале откровенные приметы дряхления, словно ночь иллюзорной близости с несуществующим мужчиной мгновенно состарила ее. Альжбета избила знахарку, и та, выпрашивая пощаду, проговорилась: теперь надежда только на девичью кровь, на кровь девственниц. Если омываться ею в определенные, благоприятные дни, чередуя с ваннами из лекарственных отваров, то уж непременно поможет... Чудовищный совет ведьмы, как ни странно, не испугал. Графиня припомнила, что подобными рецептами, как утверждала молва, пользовались и знаменитые личности вроде Лукреции Борджиа, дочери римского папы Александра. Купаясь в невинной крови, она, дескать, пережила трех мужей-герцогов и оставалась свежей, как невеста, и в том возрасте, когда обычные люди являют собой печальное зрелище. А папа Сикст V? Практиковал то же самое и именно поэтому казался бессмертным...

Доре Сентеш было поручено доставить в замок девиц, еще не расставшихся с целомудрием. Но здесь возникла сложность: Альжбета представила себя залезающей в бочку с теплой кровью, и ее стошнило. Очевидно, следовало приучить себя к виду этой красной, загадочной, однако всего-навсего жидкости. Вот тогда-то и начались истязания служанок: хозяйка Чахтиц и впрямь загоняла им булавки под ногти, откусывала соски, ножом полосовала плечи, секла нагайкой, впивалась зубами в шейную артерию и отсасывала горячую кровь. Замученных до смерти Дора Сентеш оттаскивала на спине в подземелье и сбрасывала в ямы-ловушки или замуровывала в ниши фундамента.

После третьей кровавой ванны и напал на графиню слуга-горбун, прежде тихий, покорный и бессловесный. В его сексуальном неистовстве она узнала добрый знак: действует! Она явно молодеет, она вызывает желание, затмевающее рассудок даже у такого ничтожества! Вот почему горбун не был отправлен в камеру к “механической деве”. Графиня на радостях помиловала его, а позже приспособила к рьяной охоте на девушек: вместительная дубовая бочка требовала много крови.

Театр боли и смерти успешно функционировал не только в Чахтице, главной резиденции, но и в замке Бешков. Мрачная крепость главенствовала над еще одним имением Альжбеты Баторовой, так ее звали словацкие крестьяне. Впоследствии свидетели показали, что именно здесь, в Бешкове, кровавая бестия сожгла заживо одну из своих горничных: забавы ради ей подожгли волосы. Другой девушке графиня, в припадке садизма, откусила губы и отрезала щеки, которые несчастной жертве пришлось съесть.

Молодые служанки считали, что им повезло, если лютой зимой их раздевали только для того, чтобы они в таком виде выполняли свои обязанности.
И все же каждый раз графиня возвращалась к своему главному конвейеру пыток. В Чахтице она мучила долго, убивала неторопливо, с чувством, до последней капли сцеживая драгоценную кровь девственниц. Штатная ведьма замка посоветовала графине собирать ее в большой чан. Батори, панически боявшаяся старости, верила, что кровяные ванны помогают сохранить молодость.

Справедливости ради, стоит заметить, что такого рода развлечения венгерской знати, в общем, не противоречили законам того времени. Словацкие крестьяне были бесправными рабами венгерских господ и не могли рассчитывать на заступничество закона, который разрешал убийство в случае побега крепостного. Но это, безусловно, не может служить оправданием изувера в юбке.

В результате оргий трупов становилось все больше и больше. Вампиресса лишь иногда хоронила жертвы по христианскому обряду. Чаще тела закапывали без отпевания. Об этих тайных похоронах стало известно. Поначалу священники помалкивали. Но длилось это недолго. Преподобный отец Майрош из Чахтице заклеймил графиню как изувера и убийцу. Священник из Бешкова отказался отпевать сразу девять покойниц, которые погибли в графском поместье якобы в результате несчастного случая. После этих недоразумений графиня Батори стала собственноручно расчленять трупы и хоронить их где попало.

Необузданная жестокость оказалась дорогим удовольствием. Графиня заложила имение Бешков за две тысячи золотых монет. Родственники погибшего на войне графа Надашди боялись, что вдова разбазарит все родовые владения. Пришлось обратиться к властям. В Братиславе начались парламентские слушания. Основанием для них послужило обвинение, выдвинутое судебными инстанциями Венгрии. Оказалось, что за тридцать пять лет безнаказанной деятельности Батори совершила 650 убийств. Процесс, разумеется, был закрытым. Власти опасались народных волнений.

На суде в качестве главного доказательства вины подследственной фигурировал ее дневник с описанием сотен садистских убийств. Этого оказалось недостаточно. В Чахтице с обыском нагрянули судебные исполнители. Графиню взяли, что называется, с поличным. В покоях Батори чиновники обнаружили три свежих трупа. Пол пришлось засыпать углем, так как повсюду виднелись лужи крови и пройти было невозможно.
Стены зала заседаний помнят слова судьи, обращенные к злодейке: "Ты есть дикий зверь, Альжбета. Тебе будет оставлено несколько месяцев жизни для мучительной смерти. Ты недостойна дышать свежим воздухом и созерцать Свет Божий. Посему ты навеки исчезнешь из этого мира. Тени окутают тебя, и будешь ты оплакивать нечестивую жизнь свою".

Графиню замуровали в башне замка Чахтице, оставив узкую щель для передачи пищи. Здесь она прожила три с половиной года. Однажды, на исходе лета, один из тюремщиков, желавший своими глазами посмотреть на чудовище, заглянул в щель и увидел на полу бездыханное тело. Так закончилась нечестивая жизнь Альжбеты Батори.
Говорят, что по ночам из проклятого замка доносятся протяжные стоны, отзывающиеся эхом по всей округе. Местные жители полагают, что стоны принадлежат кровавой графине, которая не может найти покоя уже 400 лет.

Словацкий прозаик Йожо Нижнанский, исследовавший легенды об Альжбете Батори, отыскал в государственных и церковных архивах немало документов, подтверждающих: да, она действительно существовала и владела поместьем на территории нынешней Словакии. Он приводит сведения из протоколов допросов сообщников Альжбеты Батори. Они признавались: госпожа занималась кровопусканием, купалась в крови, но перед тем девушкам отрезали пухлые части тела, разрывали рты, прикладывали к животу раскаленные ложки, обжигали свечами половые органы жертв... Сама графиня вела список, в котором перечислены 610 девушек.

Имя: Елизавета Батори (Эржебет Батори)

Возраст: 54 года

Деятельность: графиня, серийная убийца

Семейное положение: вдова

Елизавета Батори: биография

Загадочная и темная Трансильвания - место обитания легендарного вампира из романа «Дракула», прототипом которого был князь . Спустя полвека после его смерти мистическая слава перешла к Елизавете Батори - «кровавой графине», которая предположительно убила 650 девушек ради вечной молодости. История до сих не определилась во мнении, кто же Елизавета Батори на самом деле - жестокая убийца, последовательница черной магии и оккультизма или жертва религиозного заговора.

Детство и юность

Эржебет (русский вариант - Елизавета) Батори, она же Альжбета Баторова-Надашди, родилась 7 августа 1560 года в венгерском городе Ньирбатор. Родители происходили из одного рода: отец Дьёрдь был братом трансильванского воеводы Андраша Батори, а мать Анна - дочь другого воеводы, Иштвана IV. По материнской линии Эржебет была племянницей , короля Польши и Литвы. Девочка – не единственный ребенок в семье: на 5 лет старше нее брат Стефан, младше - сестры София и Клара.


Кровосмешение наложило отпечаток на психическое здоровье семьи. Говорят, что все в роду Батори страдали эпилепсией, шизофренией и алкогольной зависимостью, сырые стены имений провоцировали подагру и ревматизм. От последнего, став взрослой, страдала и Елизавета. В юности девочка часто впадала в беспричинную ярость, что объясняется не только искаженной генетикой, но и жестокостью Средневековья в целом.

Юная аристократка с пеленок изучала латынь, немецкий и греческий языки, исповедовала кальвинизм (направление протестантизма). Вера, возможно, послужила поводом для трагических событий в биографии Елизаветы Батори.

Личная жизнь

Рожденной в привилегированной дворянской семье, богатой и образованной девушке пришлось рано повзрослеть - уже в 10 лет родители обвенчали ее с Ференцем Надашди, сыном палатина Тамаша Надашди. Вероятно, ранний брак был продиктован политическими целями. В роли невесты Эржебет провела 5 лет, свадьба состоялась 8 мая 1575 года. На торжестве, состоявшемся в замке Вранова, присутствовали 4,5 тыс. гостей.


Социальное положение девушки было выше, чем у супруга, поэтому она отказалась взять его фамилию, вместо этого Ференц стал Батори. В качестве свадебного подарка Надашди преподнес молодой жене Чахтицкий замок, расположенный на территории современной Словакии. Пока муж получал знания в Вене, Елизавета одна занимала семейное имение, состоящее из загородного дома и 17 окрестных деревень.

В 1578 году Ференца назначили главнокомандующим венгерскими войсками в сражениях против Османской империи. Ни походы, ни Тринадцатилетняя война не помешали продолжить род Батори. Первенец, дочь Анна Надашди, появилась на свет в 1585 году. Впоследствии девушка стала супругой хорватского полководца Миклоша Зриньи. Доподлинно известно о рождении еще четверых детей: девочек Оршои (1590), и Каталины (1594), мальчиков Андраша (1598) и Пала (1593).


Имеются предположения о наличии еще двух детей: Милош - неизвестно, являлся ли он третьим сыном Эржебет и Надашди или двоюродным братом девушки, а также Дьёрдь - мальчик либо погиб в младенчестве, либо вовсе не существовал.

Исторические факты указывают на то, что до замужества 13-летняя Елизавета родила дочь Анастасию от Ласло Бенде, слуги из замка Шарвар - родового имения Надашди. Разъяренный Ференц собственноручно кастрировал мужчину и велел запереть в клетке со сворой голодных собак. По одной из версий, ребенка постигла та же участь, по другой - его отдали приемной матери и выслали в Валахию.


Наследников рода Батори воспитывали гувернантки, а Елизавета в свободное от личной жизни время следила за домом и принадлежащими ей поместьями. Она как владелица Чахтицкого замка несла ответственность за жителей, их физическое и психическое благополучие. Поэтому, когда во время Тринадцатилетней войны османы напали на имение, Эржебет вела дипломатические переговоры, успокаивала жен погибших мужей и матерей, чьи дочери попали в сексуальное рабство варваров.

4 января 1604 года 48-летний Ференц Надашди умер. Точная причина неизвестна, но болезнь, вызывающая жуткие боли в ногах и спровоцировавшая смерть, начала развиваться еще в 1601-м. Спустя 2 года мужчина утратил возможность ходить. Перед кончиной он оставил завещание, согласно которому присматривать за вдовой и наследниками должен был Дьёрдь Турзо - граф и палатин Венгрии. Он сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Елизаветы.

Обвинение и расследование

В 1610 году до двора Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы, дошли слухи о чудовищных зверствах, которые происходят в Чахтицком замке: якобы хозяйка заманивает в дом чистых, непорочных девушек, применяет к ним пытки, а затем хладнокровно убивает и купается в их крови, чтобы сохранить молодость.


Согласно одной из легенд, после смерти супруга Елизавета Батори встречалась с мужчинами моложе нее. Однажды во время свидания аристократка увидела пожилую женщину и спросила у кавалера, что бы тот сделал, если бы пришлось поцеловать старушку. Парень рассыпался в нелестных выражениях. Услышав разговор влюбленных, женщина подошла к ним и обвинила Батори в тщеславии, справедливо заметив, что однажды старость придет и в ее дом.

Елизавету испугала открывшаяся истина. В тот же вечер служанка, подготавливая хозяйку ко сну, случайно выдернула ей волосок гребнем. Обозлившись, Батори ударила девушку по лицу, да так, что разбила губу. Несколько капель крови упали ей на руку. Аристократке показалось, что место на коже, где еще недавно алели пятна, стало мягким и упругим.


Домыслы Елизаветы подтвердила и колдунья. Она сказала, что лучшим средством от увядания кожи считается кровь молодых непорочных девушек. С маниакальной тщательностью при помощи трех помощниц богатая помещица заманивала к себе крестьянских дочерей, якобы на работу, а затем пытала их самыми изощренными способами и использовала кровь как воду. «Высосанные» трупы, которые находили вблизи Чахтицкого замка, местные жители объясняли существованием вампиров.

Несмотря на еженедельные ванны, Елизавета продолжала стареть. Она обрушилась на колдунью с обвинениями, а та пояснила, что девушки из низшего класса не даруют вечную молодость, нужно «охотиться» на дочерей состоятельных отцов. Исчезновению девственниц из крестьянских семей не придавали особого значения, а когда начали пропадать аристократки, жители забили тревогу.


Слухи о жестокости Эржебет Батори начали доноситься до императора Священной Римской империи, короля Германии, Чехии и Венгрии Матьяша II, еще в 1602 году, но лишь спустя 8 лет он разрешил начать расследование. Дело поручили Дьёрдю Турзо.

29 декабря 1610 года граф Турзо ворвался в дом Елизаветы и якобы застал ее, а также трех сообщниц - служанок Илону Йо, Катарину Беницку и Дороту Сентеш, которые заманивали девушек в Чахтицкий замок, на месте преступления. В имении обнаружили 9 тел: некоторые девушки уже умерли, другие были заперты в «железных девах» и истекали кровью.


За 5 дней расследования показания о жестокости Батори дали 300 свидетелей, большинство – крестьяне, работающие в замке. Трое «помощниц» аристократки под пытками признались в причастности к жутким преступлениям. 2 января 1611 года их заживо сожгли, предварительно отрубив пальцы рук в качестве наказания за содеянное. По разным данным, Елизавету обвиняли в убийстве от 30 до 650 человек. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый убийца. Ее не казнили – избрали более суровую кару.

После судебного процесса все упоминания о Батори были уничтожены – дневники, документы, личные вещи. До наших времен не дошел ни один портрет «кровавой графини». Историки предполагают, что столь скоропалительное желание стереть человека с лица земли свидетельствует о заговоре, в котором участвовал не только Дьёрдь Турзо, заинтересованный в землях и имуществе аристократки, но и представители католической церкви.


Во времена войны с Османской империей протестантизм, который исповедовала Елизавета, креп, поэтому последователям католицизма требовалась «показательная порка». Выставление кальвинистки-Батори в образе сущего дьявола положительно сказалось на их планах отвратить народ от протестантизма.

К теории гонения склоняются многие соотечественники Батори, в том числе историк Ласло Надь. В 1984 году он выпустил книгу «Дурная слава Батори», где Елизавета выступает как жертва интриг палатина Турзо. Та же версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Последние годы и смерть

Местом заточения Эржебет стал Чахтицкий замок. Ее замуровали в комнате, заложив кирпичом окна и двери, оставили лишь отверстие для передачи пищи: воды и хлеба.


На сухом пайке женщина продержалась 3 года. 21 августа 1614 года Батори пожаловалась страже на холод. Утром ее нашли мертвой.

Спустя 4 месяца, 25 ноября, тело захоронили при церкви замка, а затем перенесли в родное поместье Елизаветы – Эчед. Где сейчас покоятся останки «кровавой графини», неизвестно.

Елизавета Батори в книгах и фильмах

Наиболее интересные факты из биографии Эржебет нашли отражение в кино, компьютерных играх, книгах, графических произведениях. Именем графини названы музыкальные группы, ей посвящены целые альбомы и отдельные композиции.

В литературе:

  • 1901 – «Хозяйка замка Чехтице» Кальмана Миксата
  • 1968 – «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара
  • 1985 – «Эржебет Батори» Андраша Наги (пьеса)
  • 1992 – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана
  • 2011 – «Проклятые»

В кинематографе:

  • 1971 – «Графиня Дракула»
  • 1974 – «Аморальные истории»
  • 2002 – «Убийца любви»
  • 2004 – «Могила оборотня»
  • 2006 – «Остаться в живых»
  • 2008 – «Кровавая графиня – Батори»
  • 2014 – «400 лет Кровавой Графини: Секрет за секретом» (документальный)
  • 2015 – «Кровавая леди Батори»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»