Московская сретенская духовная семинария. Святой апостол Климент

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Единственное место в новозаветных книгах где упоминается имя Климента — это в 4-й главе послания an. Павла к Филиппийцам. «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе. Умоляю Еводию умоляю Синтихию, мыслить тоже о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай нам, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом, и прочими сотрудниками моими. Которых именем в книге живота» (ст. 1—3). Еводия и Синтихия, вероятно, знатные женщины, может быть диакониссы филиппийской церкви из-за чего-то между собой рассорившиеся, или увлеченные появившимися в Филиппах еретиками, отвергавшими божество Иисуса Христа и действительность Его воскресения. Эти женщины видно, во время пребывания в Филиппах ап. Павла много трудились и помогали ему в благовествовании евангельского учения. Для прекращения распри между ними, или же в видах обращения на путь истины (в учении о Лице Иисуса Христа) св. Павел просит не названного по имени своего сотрудника (под каким разумеют то евангелиста Луку, то Силу и др., если под συζηγος разуметь женщину, то думают видеть здесь Лидию (Деян. XVI, 14—16), или же супругу ап. Павла, так как сотрудники по-гречески названы συζηγος, что означает супруг и супруга) . А также просит и Климента помочь им. (Еводии и Синтихии) — примириться, или мыслить тоже о Господе, что мыслит Апостол и его сотрудники о Лице Иисуса Христа, как Спасителя мира (III, 20). Из этих слов ап. Павла видно, что Климент, сотрудник и ученик ап. Павла, вместе с ним подвизавшийся в Филиппах в распространении христианской веры, и был одним из влиятельных членов Филиппийской церкви, может быть, уроженец этого города. В списке 70 Апостолов у Дорофея Сирского сказано: Климент, упоминаемый в послании Филиппийцам, бысть епископ в Средце (?). По показанию греческой Минеи из библиотеки кардинала Сирнета, изданной Канизием Климент, упоминаемый в послании к Филиппийцам, был епископом Сардийской церкви и лицо, отличное от Климента Римского . В путешествиях Авр. С. Норова к апокалипсическим церквам, св. Климент, епископ Серд, или Сардикии (стр. 66), не одно лицо с св. Климентом, епископом Римским. В полном месяцеслове востока apxиеп. Серия Климент — епископ Сардики. По месяцесловам православной церкви Климент упоминается в посланиях к Филиппийцам и память его празднуется 10 (или 7) сентября, а св. Клименту, епископу Римскому 25 ноября. В полном месяцеслове, изданном в г. Симбирске 1880 г. под 10 сентября сказано: «св. Климент был епископом в Сардике и скончался мирно». В Четьи Минеях св. Димитрия, митрополита Ростовского за сентябрь, изданных на русском языке (Москва, 1902 г.) под 10 числом сентября сказано: «св. Климент, о котором Павел упоминает в послании к Филиппийцам (IV, 3) был епископом в Сардике» (стр. 235). Немногие считают Климента, упоминаемого ап. Павла в посланиях к Филиппийцам, за одно лицо с св. Климентом, епископом римским. В Четьи Минее св. Димитрия — под 4 января в сказании о 70-ти Апостолах сообщается, что: «Климент святый, его же воспоминает Павел святый в послании к Филипписиам: сподвизашася, рече, со мною и Климентом: бысть епископом в Риме по св. апостоле Петре, и по епископех Лине и Клите. Заточен же быв в Херсон, скончался страдальчески потоплением во глубине морстей». (М. январь, 1882, л. 45). В библейском словаре прот. о. Солярского сказано: «Климент, упоминаемый в послании ап. Павла к Колоссянам, обыкновенно принимается за одно лицо с Климентом, известным в древней христианской церкви епископом Римским». Далее, сообщаются сведения о двух Климентах, как бы об одном (и именно: Клименте Римском). «По одним, св. Климент был Римлянин, из царского рода, получил отличное образование в науках, обращен в христианство св. ап. Петром, был потом его спутником и его св. Петр поставил пред своею смертью во епископа Римского». Это относится к римскому Клименту, так как Климент был знатного происхождения, римлянин (о нем подробно рассказывается в Великих Четьи Минеях митрополита Макария, а также в сокращении у св. Димитрия Ростовского под 25 ч. ноября), что он был обращен из язычества св. ап. Петром (Ориген, на еванг. Иоанна I,. 29), впоследствии был поставлен во епископа в Рим. Св. Ириней говорит, что Климент видел блаженных Апостолов и обращался с ними, сам слушал их проповедь и он третий от Апостолов принял жребий епископства после Лина и Анаклета (у Евсевия Церк. Ист. 5 к. 6 гл. 251 стр.). По другим, продолжает прот. Солярский, Климент был учеником и сотрудником ап. Павла,. вместе с ним страдал в Филиппах (53 г.) и разделял опасности и труды апостольского служения и в других местах и его-то апостол в послании к Филиппийцам называет одним из споспешников и сотрудников, которые вместе с ним подвизались в благовествовании Евангелия, — коих имена в книге жизни, и о коих он просит Епафродита споспешествовать таковым (Филип. IV, 3). Все это относится к св. Клименту Сардийскому (Сардикийскому) (причисляемому к лику 70 Апостолов). У архиеп. Филарета (Историч. учение об отцах церкви т. 1-й. Спб. 1882 стр. 7), два Климента объединены в одного (а именно римского). Климент, епископ римский, по происхождению римский язычник; к вере во Христа обращен был ап. Петром, в проповедании веры был сотрудником учителя языков; вместе с ним (ок. 53) страдал в Филиппах; разделял опасности и труды Апостольского служения и в других местах. «Его то, как говорит Ориген, Евсевий и др., называет Апостол (Павел) одним из тех споспешников, имена которых написаны в книгах животных; древние единогласна называть его мужем апостольским ». Что и действительно, тогда как Климент, упоминаемый в Посланиях к Филиппийцам, был один из 70 Апостолов и епископствовал в Сардах (такое же смешение обоих Климентов и у других, как-то у архим. Никифора — Богословская Энциклопедия , вып. 2-й Москва 128. У А. Иванова; Руководство к изъяснительному чтению Апостол. Посланий. Спб. 1893. 330 стр. Жизнь и Труды св. 70 Апостолов И. Крылова, Москва. 1869 г. 81—85 стр. С. С-кого, Жизнь и Труды 12 и 70 Апостолов, Москва. 1900 г. 294—304). Где скончался св. Климент, епископ Сардийский, причисленный к 70 Апостолам, неизвестно; предполагается, что он после многих трудов пострадал за Христа и умер мучеником. Климент, епископ римский, по свидетельству Евсевия, правил церковью 9 лет (от 92 — до 101 г). При императоре Траяне, он за распространение христианской веры был сослан в Херсонес Таврический, где учением своим увещал христиан, заключенных в тамошние рудокопни, чудесами своими обратил ко Христу многих язычников и был утоплен в море. Впоследствии мощи его были обретены просветителями славян Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим. После св. Климента Римского осталось несколько сочинений: Два послания к Коринфянам. Первое из них написано было (около 47 г.) по случаю беспорядков в Коринфской церкви. Некоторые из христиан по гордости и зависти, стали присвоять себе первенство и лишали власти тех, которые были поставлены ещё апостолами. О таком печальном положении церкви в Коринфе, донесено было св. Клименту и тот послал к ним увещательное послание, которое в древности высоко ценилось и как видно из слов Дионисия епископа Римского, читалось в церквах (Евсевий, IV, 23 , Иероним De viris illustribus 15 , Фотий, Biblioth. 163). О другом послании Евсевий пишет: «надобно знать, что известно и другое послание Климента, но достоверно знаем, что оно не столько известно, как первое, поелику древние не пользовались им» (Церк. История, III, 38). В недавнее время открыты и изданы с именем св. Климента два окружные послания к Девственницам (Wetstenii, Nov. Testamentum; Gallandiusin Bibliotheca patrum, t. 1 Mansii in Concil. t. 1. 144). В пepвом из них восхваляется девственная жизнь и показывается её значение. Второе послание к девам содержит в себе правила и наставления для подвижников девства. (О сих посланиях упоминали, без имени автора, блаж. Иероним; Против Иовиниана, Епифаний Haeresis: 30. § 15). С именем св. Климента Римского известны ещё:

а) восемь книг постановлений («Апостольских чрез Климента для епископов») — это сочинение весьма замечательное для истории древнего благочестия и обрядов, хотя оно во всей полноте своей не может принадлежать Клименту. (Об этом творении св. отца лучшие исследования Краббе (Uber d. Urspruch und d. Inhalt der Apostol. Constitutiones Clemens, 1829 Дрей, Bickel и другие см. у apхиеп. Филарета. Учение об отцах церкви т. 1-й).

б) 85 правил Апостольских , переданных чрез Климента. За исключением немногих эти правила принадлежат к первым временам христианства (исследование о них см. у Bevercgius. Codex canonum Ecclesiae primitivae. London 1764. Христ. чтение 1841 и др.).

в) «Свидания (Recognitiones) св. Климента, иначе называемый „Путевыми Записками“ Itinerarium), Деяниями (Gestae) или Прениями ап. Петра с волхвом Симоном». Это сочинение первоначально упоминается у пресвитера Руфина. О нем знали Ориген (Commentar. in Matheum, 26, 6) Епифаний (Contra haereses) Евсевий (Церк. Истор. 3, 38), Иероним (Catalogue scriptorum) и др. Это сочинение, предполагают, написано в конце 2 или в начале 3-го века, а следовательно не св. Климентом († 101); в нем много неправильных мыслей, как напр. о том, что Бог и материя существуют от вечности; в лице Адама созданы безусловно добрые люди, а в лице Евы злые и пр. Это сочинение (Климента) по мнению западных ученых (Баура, Неандера) написано кем-либо из евионитов-теософов с целью представить борьбу ап. Петра с Павлом и в лице Климента; позднейшие писатели (начала 3-го века), переделывавшие Деяния Петра в Климентины, старались представить примирение партий в христианской церкви — иyдействуюших (последователи ап. Петра) и язычествующих (ап. Павла); в виду сего Климент представляется учеником ап. Петра и спутником ап. Павла, и оба апостолы ставят его во епископа Римского, но эта система примирения неудачна, так как таких, воображаемых Бауером и др. партий между ап. Петром и Павлом и их последователями не существовало.

г) пять писем св. Климента, из коих два написаны к Иакову, брату Господню , Иерусалимскому епископу; в этих письмах он сообщает представителю церкви Христовой о кончине ап. Петра и о возведении им его (Климента) во епископа Риму. Таков представляется главою всей христианской церкви, каким старались выставить себя римские папы и эти письма находятся в начале лжеисидоровских декреталий; третье письмо написано Климентом ко всем епископам и пресвитерам и ко всем верующим с увещаниями и советами извлечены из Климентин. Это письмо, вероятно, измышлено для возвышения власти Римского епископа, как главы церкви: четвертое письмо написано Климентом к своим ученикам Юлию и Юлиану, а пятое — к иерусалимским христианам. Но эти письма — подложные, что видно из самого содержания их, а также по анахронизмам — напр. Климент пишет св. Иакову о смерти св. Петра, тогда как св. Иаков был убит в 63 г., а св. Петр распят в Риме в 66 г.;

д) св. Клименту приписывают составление Литургии, но это ничто иное, как извлечение из 8 главы Апостольских постановлений — о христианском богослужении. — Все сочинения (неподлинные) св. Климента (Constitutiones, Canones, Reogmitiones, Cleraentinae, epistolae et caet. изданы Котельером и Голландом — Bibliotheca s. patrum I—XIV . Venetiis 1765- 1781), а послание к Коринфянам и к девам переведены на русский язык протоиереем Петром Преображенским , в Москве и изданы в Постановлениях мужей Апостольских. Из Бесед св. Златоуста (2 на Ап. Деяния) видно, что Клименту Римскому некоторые приписывают составление этой книги (Спб. 1862 стр. 261). В заключение — о св. Клименте, апостоле из 70-ти, можно сказать, что два совершенно отдельных лица: Климент Сардийский (Апостол из 70) и Климент Римский («муж Апостольский») соединены в лице одного (Климента, упоминаемого в IV главе послания к Филиппийцам), с целью примирения партий ап. Петра и ап. Павла (или вернее, споров, бывших между христианами из иудеев и христианами из язычников и примирение это представлено в Клименте, который будто был постоянным спутником ап. Павла и Петра и последним (а по сказанию других обоими) Климент был поставлен во епископа Риму; и Климент по смерти Апостолов, занявши епископскую кафедру в столице тогдашнего мира, сделался епископом всех христиан. Несомненно было два Климента, один ученик и спутник ап. Павла, причисленный к 70 Апостолам, а другой ученик ап. Петра, епископ Римский. Лучший из толкователей св. Писания св. Иоанн Златоуст считал первого из них постоянным спутником ап. Павла, наравне с Лукою и Тимофеем во втором путешествии. Гефеле и другие новейшие церк. историки (западные) считают Климента, упоминаемого в Послании к Филиппийцам за лице отдельное от Климента Римского и считают его природным жителем г. Филипп; по происхождению иудей, (а не язычник), он принял христианскую веру от ап. Павла вовремя пребывания в Филиппах (Деян. XVI, 12. 40). В подтверждение сего представляются следующие соображения:

а) Климент упомянут ап. Павлом в Послании к Филиппийцам между лицами, очевидно, постоянно жившими в г. Филиппах (IV, 2. 3),

б) св. Павел называет Климента (Филип. IV, 3), вместе с ним (Апостолом) подвизавшимся в благовествовании, именует сотрудником и, очевидно, в том же городе, (Филиппах),

в) спутников у апостола в его путешествиях было вообще незначительное число (в 2 путешествии) как-то: Сила, Тимофей и Лука. Когда же и где Климент прибыл в Рим (если упоминаемого в послании к Филиппийцам считать за одно лицо с Римским) в Филиппы? Не видно ни из Апостольских Деяний , ни из посланий ап. Павла и, если бы Климент (такое знатное лицо) сопутствовал ап. Павлу, то без сомнения упомянули бы о нем или Дееписатель — св. Лука, или же сам ап. Павел, но св. Климент Римский, как спутник ап. Павла, нигде не упоминается. Память св. Климента Сардийского в Православной Церкви 10 сентября (но жития его нет) и 4 января в соборе 70 Апостолов, а св. Климента Римского — 25 ноября. В католической церкви празднование св. Клименту Римскому совершается 23 ноября. В полных месяцесловах и святцах под 23 апреля положена память св. ап. Нафанаила (Варфоломея), Луки и Климента, по случаю обретения их мощей. Климент здесь наименованный в некоторых святцах отождествляется с Климентом Римским (Месяцеслов Правосл. Церкви. Симбирск 1880); но это неверно. Мощи св. Климента, утопленного в 101 г. в Черном море, были обретены св. Кириллом и Мефодием в 9 веке и затем перенесены в Рим где и доселе хранятся в церкви его имени, следовательно, св. Климент коего 22 апр. воспоминается обретете мощей, отличное лице от св. Климента Римского и это отчасти может служить, доказательством что св. Климент, причисленный к св. 70 Апостолам, лице отдельное от св. Климента Римского.

Примечания

1 . Климент Александрийский в Строматах (III, 6. 53) пишет, что ап. Павел не медлит обратиться к своей супруге, которую не называет, по имени… Но из контекста видно, что здесь разумеется мужчина (γνησλος), а не женщина (γνησια). (Д. Введенский. Второе путешествие ап. Павла. Тула. 1893. 129).

2 . Сардика , древний Сардис , или Сарды , богатый город в Лидии, в северозападной части Малой Азии, бывший столицей известного богатством царя Креза. Христианство здесь было распространено при апостолах и церковь Сардийская упоминается в числе апокалипсических (Апокалипс. III, 1—6). Сарды окончательно разрушены были в 10 веке, Тамерланом и на месте города остались только развалины (См. у Ав. С. Нарова, Путешествие к апокалипсическим церквам и русский паломник 1790 г.).

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 243—251.

От - Октябрь, 27th 2010

Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.

Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.

Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.

Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.

Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.

Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.

Сегодня близ бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.

Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.

Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» - так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).

Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.

Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил , слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним , епископа Римского (67–79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили . Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев († 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Крымский полуостров, чья территория совпадает ныне с Симферопольской и Крымской епархией, является самым первым из регионов нашего Отечества, где прозвучала много веков назад проповедь христианства. Сначала здесь побывал святой апостол Андрей Первозванный, который отправился затем вверх по Днепру и предсказал появление на берегах этой реки великого христианского града - Киева. Преемником св. Андрея в миссионерском служении на Крымской земле стал святой Климент.

Став по благословению самого св. ап. Петра епископом Рима, он был сослан за исповедание веры Христовой в Крым, который был тогда окраиной Римской империи. Но и на чужбине св. Климент продолжал обращать ко Христу множество людей, за что по императорскому приказу был утоплен в море вблизи Херсонеса. Развалины этого древнего города и доселе возвышаются на окраине нынешнего Севастополя. В 9 веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели мощи мученика, а после своего крещения в Херсонесе великий киевский князь Владимир перенес честную главу св. Климента в Киев. Минуло девятнадцать веков с того момента, когда св. Климент засвидетельствовал свою пламенную веру в Спасителя подвигом мученичества и стал небесным ходатаем за нас пред Господом.

Священномученик Климент Римский подвизался на благословенной земле Тавриды спустя 30 лет после апостола Андрея Первозванного и внес вклад в дело становления христианства в Крыму. Святой Климент родился в Риме в период его античного расцвета, в знатной и богатой семье. Имея незаурядные способности, он получил блестящее образование. Многие жизненные пути открывались юному Клименту. И многие соблазны древней столицы мира: почести, богатства, развлечения. Все это было нормой жизни знатных патрициев, и этого вожделели честолюбивые юноши. Но не этого искал святой Климент. Когда весть о Христе и Его Крестном Подвиге достигла Рима, Климент оставил дом, родных, друзей и отправился в те места, где проповедовали апостолы, чтобы встретиться с самовидцами Слова. Прибыв в Палестину, он принял крещение от первоверховного апостола Петра, стал его учеником и постоянным спутником. Вместе с ним он возвратился в Рим, куда апостол Петр волею Божиею был направлен для завершения своего земного поприща.

Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих его сограждан ко Христу. Однажды, в день Пасхи, им были крещены сразу 424 человека; среди них были люди всех сословий: рабы и свободные, плебеи и патриции и даже члены императорской фамилии. Донос об этом немедленно поступил к императору Траяну (98-117), лютому гонителю христиан. По его повелению св. Климент был отдан под суд. Суд предъявил ему стандартные в отношении христиан обвинения: во-первых, в святотатстве, во-вторых, в оскорблении его величества императора и, в-третьих, в чародействе. Доказать вину св. Климента суд не мог, но по приказу императора вынес ему суровый приговор: лишить всех прав, состояния и отправить на вечную каторгу в каменоломни Тавриды. Вместе с ним были сосланы многие его ученики, а многие другие последовали за ним добровольно, предпочтя каторгу разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки в Крым, св. Климент "... обрете тамо паче двух тысящ христиан".

Это огромная по тем временам (конец первого века по Рождестве Христовом) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью - из ссыльных каторжников, которые содержались и работали в каменоломнях в очень тяжелых условиях, практически не имея воды. Видя их страдания, св. Климент помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излился целый поток. Это чудо привлекло к нему множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. По свидетельству Метафраста, каждый день принимали крещение по 500 и более человек. В каменоломнях был вырублен храм, в котором св. Климент священнодействовал. А всего в этот период в окрестностях Херсонеса Таврического было сооружено 75 небольших по современным понятиям, в основном домовых храмов, которые св. Климент освятил. Апостольская его деятельность в Крыму стала известна Траяну и вызвала страшный гнев императора. По его приказу поздней осенью 101 года священномученик был утоплен. С якорем не шее, он был брошен в воды бухты, которая сейчас называется Казачьей. Скорбь охватила всех христиан.

По молитвам всего народа и верных учеников святителя Корнилия и Фивы море отступило, и люди нашли на дне нерукотворную часовню ("Ангельскую церковь"), а в ней - тело своего пастыря. С тех пор ежегодно в день мученической кончины свщмч. Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его нетленным мощам. Только в 9 веке, в царствование Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению мощи св. Климента стали недоступны для поклонения на целых 50 лет. Но при императоре Михаиле и матери его благочестивой Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные учителя словенские Кирилл и Мефодий. Они побудили епископа Херсонеского Георгия к соборной молитве об открытии мощей св. Климента. После соборного служения на берегу моря и усердной молитвы свв. Мефодия и Кирилла, прибывшего с ними из Цареграда духовенства и херсонеситов в полночь на поверхности моря чудесно появились мощи св. Климента. Их торжественно положили в церкви свв. Апостолов. Часть мощей была перенесена свв. Кириллом и Мефодием в Рим, на родину священномученника, а честная глава его впоследствии была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром, крестителем Руси, в Киев и положена вместе с мощами св. Фивы, ученика свщмч. Климента в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя св. Климента. Так повествует Священное Предание о славной жизни и мученической кончине св. Климента Римского, третьего епископа Рима и второго апостола Тавриды. Но картина будет не полной, если мы не скажем несколько слов о том, что представляла собой Таврида в дохристианские времена. Исторических свидетельств о ней сохранилось немало. О Тавриде писали и Геродот, и Плиний, и Страбон, и Птолемей почти одинаково: "Живут тавры грабежом и войной". Дикие и жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для ссылки преступников. И первые христиане попадали сюда, в основном, как осужденные.

Но впоследствии православные миссионеры, такие как епископы херсонеские 4 века Василий, Капитон, Ефрем, Елпидий, Еферий, Евгений, Агафадор и другие приходят сюда уже добровольно. Приходят, чтобы потрудиться в поте лица на ниве Божией и даже, если Господь сподобит, принять мученическую кончину. Такова удивительная логика поступков верных учеников Христа, которым Он заповедал: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф.7,13,14). Жизненный подвиг свщмч. Климента Римского является для всех последующих поколений душеспасительным примером.

Свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент - апо-стол от 70-ти, чет-вер-тый епи-скоп (па-па) Ри-ма ро-дил-ся в очень знат-ной се-мье, со-сто-яв-шей в род-стве с им-пе-ра-тор-ской фа-ми-ли-ей. Бу-дучи раз-лу-чен в мла-ден-че-стве с ро-ди-те-ля-ми и бра-тья-ми, он вы-рос сре-ди чу-жих лю-дей. Как и все знат-ные рим-ские юно-ши, Кли-мент по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние, но свет-ские на-у-ки его не увле-ка-ли. Ед-ва став со-вер-шен-но-лет-ним, он по-ки-да-ет В Свя-тую Зем-лю, в Па-ле-сти-ну, где жил и стра-дал Хри-стос и про-по-ве-ду-ют его апо-сто-лы - вот ку-да вле-чет юно-го Кли-мен-та.

При-е-хав в Алек-сан-дрию, он слу-ша-ет про-по-ве-ди уче-но-го бла-го-вест-ни-ка и ста-но-вит-ся го-ря-чим при-вер-жен-цем но-во-го уче-ния. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни Кли-мент в сво-их стран-ство-ва-ни-ях встре-ча-ет апо-сто-ла , при-ни-ма-ет от него Свя-тое Кре-ще-ние, ста-но-вит-ся од-ним из его бли-жай-ших уче-ни-ков (). Еван-гель-ская про-по-ведь по-мог-ла Кли-мен-ту чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-сти свою се-мью, ко-то-рую он счи-тал по-гиб-шей: сре-ди уче-ни-ков пер-во-вер-хов-но-го апо-сто-ла ока-зы-ва-ют-ся два его бра-та-близ-не-ца, чуть поз-же он на-хо-дит ро-ди-те-лей. На-до ли го-во-рить, что вся се-мья по-сле это-го при-ня-ла хри-сти-ан-ство и ста-ла про-по-ве-до-вать спа-си-тель-ное уче-ние.

Неза-дол-го до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны апо-стол Петр ру-ко-по-ла-га-ет Кли-мен-та во епи-ско-па. По-сле смер-ти св. Пет-ра, и св. , с 92 по 101 год Рим-ским епи-ско-пом яв-ля-ет-ся апо-стол Кли-мент. Доб-ро-де-тель-ная жизнь и свя-ти-тель-ский по-двиг Кли-мен-та яв-ля-ли бла-го-твор-ный при-мер для гор-дых рим-ских граж-дан, мно-гие из ко-то-рых ста-ли по-сле-до-ва-те-ля-ми Хри-ста. Жи-тие сщ-мч. со-хра-ни-ло нам при-мер то-го, как од-на-жды на празд-ник Пас-хи по-сле про-по-ве-ди апо-сто-ла кре-сти-лось сра-зу 424 че-ло-ве-ка, сре-ди ко-то-рых бы-ли пред-ста-ви-те-ли всех рим-ских со-сло-вий - от ра-бов до чле-нов им-пе-ра-тор-ской се-мьи.

Обес-по-ко-ен-ные успе-ха-ми хри-сти-ан-ско-го иерар-ха, языч-ни-ки до-нес-ли о нем им-пе-ра-то-ру Тра-я-ну, об-ви-нив свя-ти-те-ля в неува-же-нии к рим-ским бо-гам. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор ве-лит из-гнать Кли-мен-та из сто-ли-цы, при-го-во-рив его к ссыл-ке. Мно-гие из уче-ни-ков апо-сто-ла по-сле-до-ва-ли за ним в Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни, на-хо-дя-щи-е-ся неда-ле-ко от Хер-со-не-са Та-ври-че-ско-го, пред-по-чи-тая доб-ро-воль-ную ссыл-ку раз-лу-ке с ду-хов-ным от-цом.

Ин-кер-ман-ские ка-ме-но-лом-ни бы-ли тра-ди-ци-он-ным ме-стом ссыл-ки хри-сти-ан. Нелег-кая жизнь по-движ-ни-ков бы-ла осо-бен-но тя-же-ла из-за от-сут-ствия пи-тье-вой во-ды. По мо-лит-ве свя-ти-те-ля Кли-мен-та Ан-гел Гос-по-день, явив-ший-ся в ви-де Агн-ца, ука-зы-ва-ет ме-сто ис-точ-ни-ка. Это чу-до при-влек-ло к свя-ти-те-лю Кли-мен-ту мно-же-ство лю-дей. Слу-шая рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка, сот-ни языч-ни-ков об-ра-ща-лись ко Хри-сту. Каж-дый день кре-сти-лось по пять-сот и бо-лее че-ло-век. Там же, в ка-ме-но-лом-нях, был вы-руб-лен храм, в ко-то-ром он про-по-ве-до-вал. В 101 го-ду свя-щен-но-му-че-ник Кли-мент был умерщ-влен по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра; его уто-пи-ли, бро-сив в мо-ре с гру-зом на шее. Кли-мент про-сла-вил-ся мно-ги-ми чу-де-са-ми, че-ре-да ко-то-рых не пре-кра-ти-лась и по-сле его кон-чи-ны. По мо-лит-вам его вер-ных уче-ни-ков - Кор-ни-лия и Фивы и все-го хри-сти-ан-ско-го на-се-ле-ния Хер-со-не-са мо-ре ото-шло, и они на-шли на дне, в неру-ко-твор-ной "Ан-гель-ской" церк-ви нетлен-ное те-ло сво-е-го учи-те-ля. По-сле это-го каж-дый год в день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны Кли-мен-та мо-ре от-сту-па-ло и в те-че-ние се-ми дней лю-ди мо-ли-лись у мо-щей пра-вед-ни-ка.

Так бы-ло до на-ча-ла IX ве-ка. В это вре-мя мо-щи ста-ли недо-ступ-ны, мо-ре не от-сту-па-ло. В на-ча-ле 60-х го-дов IX ве-ка мо-щи чу-дес-ным об-ра-зом по-яви-лись на по-верх-но-сти мо-ря, это-му пред-ше-ство-ва-ла со-бор-ная мо-лит-ва Хер-со-нес-ско-го ду-хо-вен-ства и при-шед-ших в го-род уче-ных про-по-вед-ни-ков - и его бра-та . Кон-стан-тин-фило-соф счи-тал, что сщ-мч. Кли-мент по-кро-ви-тель-ству-ет его мис-си-о-нер-ской де-я-тель-но-сти и де-лу про-све-ще-ния сла-вян-ских на-ро-дов. Как по-ка-за-ло вре-мя, это дей-стви-тель-но бы-ло так. Ко-гда через несколь-ко лет бра-тья при-нес-ли к пап-ско-му пре-сто-лу пе-ре-ве-ден-ные на сла-вян-ский язык и на-пи-сан-ные сла-вян-ски-ми пись-ме-на-ми бо-го-слу-жеб-ные кни-ги, на-встре-чу им вы-шел сам па-па Адри-ан, узнав о том, что они при-нес-ли в Рим мо-щи их свя-то-го со-оте-че-ствен-ни-ка - апо-сто-ла Кли-мен-та. Во мно-гом бла-го-да-ря при-не-сен-ным мо-щам мис-сия мо-рав-ских бра-тьев за-кон-чи-лась удач-но: сла-вян-ские кни-ги бы-ли освя-ще-ны па-пой, и в свя-том го-ро-де впер-вые на бо-го-слу-же-нии на-ря-ду с ла-ты-нью за-зву-ча-ла сла-вян-ская мо-лит-ва. Это бы-ло рав-но-силь-но чу-ду! В За-пад-ной церк-ви в ту по-ру бы-ла рас-про-стра-не-на так на-зы-ва-е-мая "трехъ-языч-ная" ересь, ко-гда толь-ко три язы-ка счи-та-лись бо-го-слу-жеб-ны-ми: древ-не-ев-рей-ский, гре-че-ский и ла-тынь. Кон-стан-тин, при-дя в Рим, по-стриг-ся в мо-на-хи, при-няв имя Ки-рилл, и вско-ре умер. Па-мя-туя о за-слу-гах про-све-ти-те-ля пе-ред пре-сто-лом св. Пет-ра, его по на-сто-я-нию па-пы Адри-а-на хо-ро-нят в церк-ви св. Кли-мен-та.

Кре-стив-шись в Хер-со-не-се, князь пе-ре-но-сит часть мо-щей сщ-мч. Кли-мен-та (го-ло-ву) и мо-щи , его уче-ни-ка, с со-бой в Ки-ев, по-ло-жив их в Де-ся-тин-ной церк-ви в при-де-ле во имя сщ-мч. Кли-мен-та. Та-ким об-ра-зом, мо-щи сщ-мч. Кли-мен-та бы-ли пер-вой хри-сти-ан-ской свя-ты-ней, по-явив-шей-ся на Ру-си. Этим-то и бы-ла вы-зва-на его ис-клю-чи-тель-ная по-пуляр-ность на рус-ской зем-ле.

С на-ча-лом про-цес-са ка-но-ни-за-ции соб-ствен-но рус-ских свя-тых си-ту-а-ция из-ме-ни-лась: наи-бо-лее по-чи-та-е-мы-ми ста-но-вят-ся рус-ские по-движ-ни-ки и му-че-ни-ки.

По-сле за-кры-тия в 1935 го-ду Кли-мен-тов-ско-го хра-ма там раз-ме-щен фили-ал Рос-сий-ской го-судар-ствен-ной биб-лио-те-ки, что, на-вер-ное, то-же мож-но счи-тать не слу-чай-ным сов-па-де-ни-ем. По-кро-ви-тель-ству-ю-щий сла-вян-ской книж-но-сти Кли-мент со-хра-нил под сво-да-ми сво-е-го хра-ма цер-ков-ные кни-ги из мо-на-стыр-ских и част-ных со-бра-ний. Го-ды ли-хо-ле-тья не на-нес-ли су-ще-ствен-но-го вре-да зда-нию хра-ма и ико-но-ста-сам, со-хра-нен-ным за-бо-та-ми со-труд-ни-ков биб-лио-те-ки.


Поводом к написанию Послания к коринфянам были разделения и споры, возникшие в коринфской церкви. Еще во времена апостолов, как видно из 1-го Послания ап. Павла к коринфянам, в этой церкви появилось ложное направление некоторых членов ее, превозносившихся своею мудростью, слишком высоко ценивших чрезвычайные дарования духовные и внешние подвиги благочестия в ущерб истинной христианской любви и святости...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»