Разбойника благоразумного когда поется. «благоразумный разбойник

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ника Кравчук

Почему благоразумный разбойник покаялся в последнюю минуту?

Это один из самых удивительных персонажей евангельской истории. Всю свою жизнь он провел в грехах и уже перед самой смертью покаялся. Как ни странно, Господь принял его покаяние и первым ввел в Царство Небесное. Это был благоразумный разбойник. Что об этом покаявшемся грешнике рассказывает Священное Писание? Почему такой колоритный персонаж упоминается только в Евангелии от Луки? Чему нас учит пример благоразумного разбойника? Обо всем этом читайте далее.

«Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…»

Самая мрачная картина евангельской истории — безгрешный Сын Божий страдает на кресте и умирает ради спасения всех людей. Он испытывает ужаснейшую боль, его унижают, бьют, насмехаются. По правую и левую руку от Него пребывают два разбойника. Они совершили тяжелейшие преступления, за что и осуждены на смерть. И эти висельники также злословят на Христа — об этом упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но затем из одним из них что-то случилось: он понял, Кто распят рядом с Ним. Этот грешник, всю жизнь котившийся в самую пропасть греха, вдруг восклицает:

…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23:42).

За что получает от Христа прощение грехов и надежду на вечную жизнь:

…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).

Это и был благоразумный разбойник, пример которого дает каждому человеку надежду на спасение.

Почему о раскаявшемся разбойнике говорит только один евангелист?

Историю о раскаявшемся на кресте преступнике упоминает лишь евангелист Лука. Этот факт рождает сомнения среди многих неверующих и колеблющихся. Почему только один апостол рассказывает об этом персонаже? Нет ли в этом какого-то противоречия? Чтобы ответить на вопрос, нужно посмотреть не только на евангельское повествование, но и на условия, в которых писали евангелисты.

Как известно, первые три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — еще называют синоптическими , а их авторов — синоптиками . Евангелие от Иоанна обычно упоминают отдельно, так как оно слишком отличается. Тексты синоптиков в значительной степени похожи между собой.

Как показывают исследования библеистов, текст Евангелия от Марка уникален, то есть кардинально отличается от других, лишь на 3 %, от Матфея — уже на 20 %, а от Луки — на 35 %.

Три Евангелия разнятся даже по объему: в позитивном смысле наиболее многословным оказался апостол Лука. Он не только описал те же события, что и евангелисты Матфей и Марк, но и дополнил их новыми деталями. Если внимательно читать Священное Писание, то можно заметить, что лишь у Луки вспоминается не только благоразумный разбойник, но и милосердный самарянин, притча о мытаре и фарисее, блудном сыне, истории о покаявшемся Закхее, а также о благовещении, рождении Иоанна Предтечи и других событиях.

Так что, если у других евангелистов все эти эпизоды не упоминаются, то ни одной из описанных историй не было в действительности?

Христиане с особым уважением относятся к евангельскому повествованию, поэтому у них не может быть никакого сомнения в истинности текста, написанного по внушению Святого Духа.

Но если внимательно изучать Евангелие и условия, в которых оно было написано, то не остается никаких подозрений в том, что святой Лука писал о реальном событии.

Во-первых, третий евангелист перед созданием Евангелия тщательно изучил написанное до него и включил в текст те важные события, о которых не упомянули предшественники. Подтверждение этому — относительно высокая уникальность текста (35 %).

Во-вторых, святой Лука всегда особое внимание уделял теме покаяния. Более того, он описывал истории тех людей, которых фактически не поняло или даже отвергло общество, но раскаяние которых принял Господь.

Благоразумный разбойник вспоминается в предпоследней главе Евангелия, а до этого были:

  • покаявшаяся грешница, которая омыла ноги Христа слезами и вытерла своими волосами (Лк. 7:37-38);
  • милосердный самарянин (Лк. 10:25-37) — именно он, а не священник и не левит из богоизбранного народа позаботился о человеке, пострадавшем от разбойников;
  • блудный сын, которого после стольких лет разлуки и причиненной боли с радостью встретил отец (Лк. 15:11-32);
  • оправданный мытарь со смиренной молитвой «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Как известно, иудеи ненавидели спорщиков подати для Римской империи, считали их хуже других. Но Господь оправдал не фарисея, исполнявшего заповеди, а именно мытаря;
  • начальник мытарей Закхей, желавший увидеть Христа (Лк. 19:1-10) — сам Христос сказал, что дому Закхея пришло спасение.

Обратите внимание: начальника мытарей, ничем не похожего на ревнителей веры фарисеев и саддукеев, Спаситель называет сыном Авраама! Разве не парадокс? Парадокс, но это еще не все.

Покаялся в последнюю минуту

Все несходство христианства с другими верованиями показывает один образ: благоразумный разбойник — отпетый грешник, который фактически в последние минуты своей жизни принимает Иисуса за Бога, первым входит в рай. На кресте этот преступник не оправдывается, не умоляет о прощении (как простить его, павшего так низко?), лишь только со смирением просит помянуть его в Царстве Небесном. И Христос, видя искренность намерения и глубокое раскаяние разбойника, обещает:

Многие верующие не понимают: почему о покаявшемся на кресте грешнике не написали святые Марк и Матфей?

Первые два евангелиста рассказывают о том, что вместе со Спасителем на крестах висели и два разбойника, которые поносили Христа.

Но нет ли здесь противоречий Евангелию от Луки, где сказано, что один злословил, а второй покаялся? Иоанн Златоуст не видит разногласий, объясняя написанное у трех авторов так: сначала оба разбойника злословили, но в последний момент один осознал многое. Это и был благочестивый разбойник. Что его изменило?

Он видел, как издевались над Христом, как мучился невиновный Спаситель. Но даже после всех унижений Христос взмолился: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Когда разбойник увидел и услышал это, то понял, Кто перед ним. В этот момент его сердце было готово к принятию Христа.

Второй же настолько ожесточился в своей греховности, что не захотел признавать в изнеможенном, избитом, смиренном Человеке на кресте Мессию.

И это был его выбор.

Почему другие евангелисты не говорят о покаявшемся разбойнике?

Почему же в Евангелиях от Марка и Матфея не фигурирует благочестивый разбойник? Об этом можно лишь догадываться и объяснять их поведение на знакомых нам примерам.

Представьте себе, что вы и еще двое людей стали свидетелями одного и того же события. Вы запомнили общую картину, некоторые важные для вас нюансы, но большинство деталей забыли. Второй очевидец тоже вспомнил самое главное, а на деталях вообще не заострил внимание. Третий же ознакомился с предыдущими двумя свидетельствами, затем расспросил других людей, которые могли знать об этом событии, все подробно изучил, тогда не менее подробно описал.

А теперь скажите: разве три разных свидетеля одного и того же события дадут на 100% одинаковые показания? Нет, их данные будут иметь много общего, но отличаться деталями.

А сейчас представьте, что о произошедшем свидетели должны рассказать представителям разных народов и культур, подобрав нужные слова, термины, примеры. Для одних желательно заострить внимание на одних событиях, для других — акцентировать на ином, что-то объяснить более подробно.

Вот почему синоптические Евангелия отличаются друг от друга: у них разные авторы, которые по-разному пережили евангельские события и разным языком передали их на письме. Они описали главное — земную жизнь Христа, но каждый это сделал по-своему. Марк отрывчасто подал главные факты, Матфей особое внимание уделил цитатам и связи с Ветхим Заветом, а Лука дополнил их повествование новыми персонажами, деталями и фактами. Также он акцентировал внимание на теме покаяния: раскаявшаяся блудница, мытари, блудный сын, благоразумный разбойник.

Что же касается Евангелия от Иоанна , то оно значительно отличается от текстов синоптиков. Иоанн Богослов писал в свойственной только ему манере. Он не повторял написанное у других евангелистов, если те исчерпывающе раскрыли ту или иную историю, зато указывал на совсем иные детали и обстоятельства. Вот почему он вообще не вспоминает о разбойниках, зато рассказывает о Марии и любимом ученике, которые стояли у креста Спасителя.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть современный фильм-историю о покаянии и беграничном милосердии Бога:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В наши дни довольно широко распространяется мнение о необязательности Крещения для спасения. При этом, в пользу данной сентенции современного ревизионизма решаются различные «краевые задачи»: как спаслись праведники в Ветхом Завете; как вошли в Царство мученики, не сподобившиеся вводящего в Церковь Таинства; почему в Рай восхищен разбойник, — ведь он не был крещен?

Совсем не в пользу пускающего корни ревизионизма говорит Предание Церкви.

Ветхозаветных праведников из ада вывел Христос, накануне Своего Воскресения: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» (Толедский Собор 625г. см. Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221..).

Мученики вошли в Царство через Крещение кровью: «Кто не примет Крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: «можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?»(Мк. 10:38). И мученики сознают это, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков…», — поясняет св. Кирилл Иерусалимский. (Огласительное поучение 3-е)

Но в отношении разбойника нельзя сказать, что крест его — крест святой жертвы и что он крещен своей кровью, ведь жестокую казнь он претерпел не за исповедание Христа, а за страстную и преступную жизнь:»крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть Крест жертвы чистой и непорочной», — замечает свт. Феофан Затворник в «Проповеди На Крестопоклонную неделю».

Что нам известно сегодня об этом разбойнике? В апокрифическом Евангелии от Никодима приводятся имена распятых со Христом разбойников. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Геста (Gestas), благоразумного разбойника по правую руку от Христа — Дижманом (Dismas). В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом (Варвар — Варах — Рах). Преподобный Иоанн Лествичник вспоминает о благоразумном разбойнике в целях благочестного назидания:

«Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена… Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца» (Лествица)

Св. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, другие отцы Церкви свидетельствует, что покаявшийся разбойник первым вошел в Рай:

«Не оставим вниманием этого разбойника и не постыдимся взять в качестве учителя того, кого Господь наш не устыдился ввести первым в рай» (св. Иоанн Златоуст. Беседа 1 о кресте и разбойнике);

«Итак, показал обильное милосердие Свое, по которому в тот же час, когда принял от разбойника веру, взамен ее даром дал ему неизмеримые дары, даром излил пред ним сокровища Свои, тотчас же перенес его в рай Свой и там поставил введенного (в рай) над сокровищами Своими. «Со Мною будешь в раю желания». Итак, рай открывался разбойником, а не кем-либо их праведников. Рай, закрытый праведным Адамом, после того как он стал преступником, (и) открыт был преступником, который победил» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).

Спасение разбойника, конечно, дивное и таинственное событие в истории домостроительства спасения. «По истине дивное и ужасное таинство: ибо отселе висевший на кресте мгновенно поемлется в рай - разбойника избирая спутником в своем шествии Христос; одного вводит в рай, другого нет. Почему так сделалось? Этот благоразумный разбойник не предвосхитил ли рай у Владыки рая от своего товарища (socio), то есть, распятый одесную от распятаго ошую? Отнюдь не так, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем, - он скорее получил желаемое, чем попросил, ибо рек (ему Христос): днесь со Мною будеши в раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойников, ибо руки хищников не досягают рая. Нет, в Распятом разбойник познал несомненно Бога, и за свое воззвание веры призван был в рай, а не сам восхитил его от Господа» — говорит в слове о благоразумном разбойнике апологет древней Церкви, св. Аристид Философ.

Важно отметить, что Новозаветное Крещение на момент смерти разбойника еще не установлено Христом, лишь перед самым Вознесением Господь пошлет учеников «крестить все народы» (Мф,28:19) и апостолы начнут крестить по Сошествии Святого Духа, а до утверждения этого Таинства, конечно, не действенен и императив необходимости Крещения. Но, тем не менее, Св. Предание в назидание о важности Таинства говорит и о свершившемся Крещении разбойника.

Уже в древних святоотеческих трудах видим упоминания об этом. Так, свмч. Киприан Карфагенский пишет:

«При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого Духа; а во-вторых, они ине лишаются Таинства крещения, как люди, крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк 12, 50). А что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (см.: Лк 23, 43)». (свт. Киприан Карфагенский. Письмо Юбаяну)

Об этом же пишет один из лучших экзегетов IV века «Сирийский пророк» прп. Ефрем, уточняя, что разбойник Крещен не своей кровью:

«Так как Иудеи избрали разбойника и отринули Христа, то Бог избрал разбойника и отринул их. Но где же то (сказанное): «если кто не примет плоти Моей, не имеет жизни» (ср.: Ин.6:53)? Слово апостола: «все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим.6:3), – объясняет, что разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа. «Со Мною, – говорит, – будешь в раю желания» (прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. Гл.20).

Другой светильник Церкви, — св. Иоанн Златоуст подтверждает, что разбойник Крещен Кровью Господа:

«Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел — в узах; Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая. Итак, ничто не омрачает моей радости и восхищения при возвращении к вам» (Т3.Кн2. 4.СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).

В следующей омилии более глубоко и детально раскрывается интересующая нас тема:

«Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изнал Он из рая не за многие прегрешения, но за одно преслушание, так на весах правды Его было положено обетование разбойнику – войти в рай не за многие какие-нибудь исповедания, но за одно исповедание веры. Я сказал, что грех Адама состоял в том, что он вопреки заповеди прикоснулся к древу; в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше?

Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения.

Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» (Иоан. 19:34), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств.

И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:22,24).

Почему же кровь Христова говорит лучше Авелевой? Тогда как кровь Авеля падала на главу убийцы его, кровь Христа очищает и убийц покаявшихся. Научись отсюда ревности к истине и возлюби дерзновение за Христа; последуй истинному Учителю, подвизавшемуся за истину, чтобы, слыша от апостола Павла: «будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1), ты и сам удостоился венцов правды и тех вечных благ, которые уготовал Христос Бог наш всем возлюбившим Его. Да сподобимся их и мы все, милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (О ревности и благочестии, и о слепорожденном, т.8, ч.2, !в «Творениях св. Иоанна Златоуста» отнесен к разделу spuria!).

Стоит отметить, что и в русской богословской традиции была принята эта мысль со ссылками на отцов древности. Свт Димитрий Ростовский в слове на Богоявление Господне говорит о благоразумном разбойнике:

«Откуда же были призваны эти духовные птенцы к зерну любви? Не от воды ли крещения, в которой они в смерть его крестились? Послушаем святого Анастасия Синаита 7 , который о благоразумном разбойнике, для коего вода истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «к оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем - Христом».

Как видим, Ростовский святитель говорит уже не о Крови, но истекшей из ребер Спасителя воде, ставшей для разбойника водой Крещения (эту мысль мы видим и у прп. Ефрема Сирина), причем, свт. Димитрий в данном случае ссылается на свидетельство св. Анастасия Синаита.

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Сын Божий, взявший на Себя грехи мира, распят на кресте между двумя разбойниками. Власти намеренно сделали так, чтобы к физической боли прибавить унижение перед иудейским народом, чтобы поставить Христа в один ряд с отъявленными преступниками. Ведь распятием на кресте наказывали лишь за самые тяжкие преступления. И, наверное, те, что распяты сейчас рядом с Господом, достойны были столь сурового наказания. Вот воины ругаются и насмехаются над Спасителем, говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого! (Лк. 23:37). Их поддерживает один из повешенных злодеев, злорадствуя сквозь собственную муку: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк. 23:39). Но как ведет себя другой разбойник? Вначале и он был настроен против Господа Иисуса Христа. Но этого неправедного человека до глубины души поразила молитва Спасителя за распинающих Его. Когда воины, исполняя приказ, прибивали гвоздями руки и ноги Христа, то Он взывал к Отцу Небесному, моля о прощении не для Себя, а для врагов и мучителей Своих: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). И тогда разбойник почувствовал, насколько велик и праведен страдающий с ним вместе Иисус Христос, насколько Он милосерден и человеколюбив! Все перевернулось в душе отчаянного грешника, от всего сердца раскаялся он в совершённых злодеяниях. От того лишь, что он душой своей познал всю благость и Божество Господа. Вразумленный молитвой Спасителя, разбойник, который, быть может, сам вначале в душе поносил Его, теперь признал Христа истинным Царем и потому решительно заградил уста другому распятому злодею, говоря: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал (Лк. 23:40-41). Сколько сострадания, сколько сочувствия и жалости в этих простых словах!

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

Мы не знаем, слышал ли благоразумный разбойник проповедь Господа нашего Иисуса Христа, был ли свидетелем Его деяний. Но слова этого человека говорят о том, что он искренне поверил в Спасителя как в истинного Мессию. И даже то, что распятый рядом ним на кресте Христос, подобно обычным людям, претерпевал в тот момент предсмертные муки, не поколебало веру благоразумного разбойника. Он не усомнился, что рядом с ним - действительно Царь Израилев, Который обязательно восстановит Царство Свое. Именно эта вера и породила нелицемерное принародное покаяние в сердце благоразумного разбойника, когда он перед всеми людьми признал, что заслужил тяжкое наказание. В благоразумном разбойнике нет ропота, он смирился, умиротворился в душе и приготовился принять смерть. Зная, что Господь может сотворить любое чудо, разбойник все же не просит Христа избавить его от позорной казни, но он просит Сына Божиего о молитве и милосердии, просит помянуть его в Царствии Небесном. Только помянуть - и все! Большей отрады в настоящий момент разбойнику и не надо, лишь бы Праведник Христос помолился, вспомнил его, отчаянного грешника, в Своем вечном Царстве. Благоразумный разбойник вследствие принесенного покаяния вразумлен и просвещен Господом Сердцеведцем и потому теперь верит во Христа, верит в то, что крестная смерть для Господа - не конец, а преддверие новой жизни, начало Его воцарения в Царстве Небесном. Теперь он знает, что смерть не имеет власти над Сыном Божиим.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник - первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай » происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние - это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.

Губарева Оксана Витальевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств

В синоптических Евангелиях есть рассказ о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Апостолы Марк и Матфей говорят об этом обобщенно: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф.27:44). Но в Евангелии от Луки история двух разбойников раскрывается иначе: святой апостол рассказывает, что только «один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:32-43). Этот рассказ оказал огромное влияние на православную литургическую, вероучительную и аскетическую мысль.

Чему учат нас Евангелисты и святые, вспоминая эту историю?

У всех Евангелистов оба разбойника, распятые рядом со Спасителем, названы злодеями. Различие между ними – в наличии разума. Апостол Лука разбойника справа описывает как имеющего благое рассуждение и разум. В православной традиции он и называется Благоразумным разбойником. Прежде чем воины подступили к нему и перебили голени, чтобы ускорить смерть, он успел покаяться и произнести молитву надежды, которую повторяет теперь каждый верующий, стоя перед Чашей со Святыми Дарами: «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». История этого разбойника – история утешительная, она о покаянии и безусловном и щедром прощении Божием. Евангелист Лука показывает, что самая закостенелая в грехах душа человеческая не может считаться погибшей, пока есть хоть немного времени для обращения к Богу.

С другой стороны, «ошую» Спасителя, страдал на кресте второй разбойник. Часто его называют «безумным». Он злословил Господа вместе с фарисеями, зрителями своей казни и собственными палачами. Евангелист называет его лишенным разума, потому что он не поверил Богу, и, будучи распинаем, присоединился к голосу своих и Его мучителей. Гордость мешала ему осознать собственное униженное положение, он захотел быть вместе с победителями, с теми, кто казался ему сильнее. Этот разбойник не пожалел ни себя, ни безвинно страдающего рядом Христа. В злобе своей он, наверное, казался себе сильным и несокрушенным духом. А на самом деле беспомощно висел на дереве.

Святые отцы много вспоминали этих двух разбойников в своих проповедях и молитвах, ставя их в пример христианам. Благоразумного разбойника – как учителя, а безумного – как страшный образец греховного самообольщения. Свт. Иоанн Златоуст писал о Благоразумном разбойнике: «Кто не поразится видя, что он сохранил присутствие духа, что он остался в разуме, будучи пронзен гвоздями. Но он не только сохранил присутствие духа, но и, забывая себя самого, заботился о спасении других, став учителем на кресте, когда с упреком говорил: или ты не боишься Бога?» В слове «О кресте и разбойнике, и о Втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов» Святой Отец подчеркивает, также, доблесть этого разбойника перед Богом и его великодушие: «Хочешь, кратко укажу тебе доблесть его? Когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе. Говорю это, не Петра порицая, – да не будет! – а желая показать величие души разбойника. Ученик не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как весь предстоящий народ кричит, беснуется и бросает хулы и насмешки, не обратил на них внимания, не посмотрел на видимое ничтожество Распятого, но, проходя все это мимо очами веры и оставив ничтожные препятствия, познал Владыку небес и, припав к Нему, говорил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Не оставим вниманием этого разбойника и не постыдимся взять в качестве учителя того, кого Господь наш не устыдился ввести первым в рай. Не постыдимся взять в учители человека, который оказался прежде всей твари достойным жительства на небесах».


Итак, Благоразумный разбойник, как и Христос, вошел в рай через Голгофу, он принял страдания со смирением, и тем преобразил свой крест в Крест Христов, по слову Господа: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16:24). Хотя он не слышал этого обращения к ученикам, но через покаяние он стал подлинным учеником Спасителя.

Святые отцы и современные проповедники повторяют: каждый из нас – разбойник по грехам нашим. И мы можем оказаться в конце жизненного пути с разных сторон от Спасителя. «Видишь того разбойника и этого разбойника? Оба на кресте, оба за разбойническую жизнь, оба за нечестие, но участь того и другого не одинакова. Один наследовал Царство Небесное, другой послан в геенну» говорит свт. Иоанн Златоуст. «Среди людей нет ни одного безгрешного, все мы несем разбойничьи кресты – но каждый выбирает, будет ли это спасительный крест покаяния или погибельный крест противления любви Господней». (Из Слова за акафистом Страстям Христовым о благоразумном разбойнике. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)).

О разной участи разбойников каждому верующему всегда напоминает перекладина под ногами Спасителя на русском восьмиконечном кресте: она изображается наклоненной, по преданию указывая разбойнику слева на ад, а тому, что справа, – на рай. Свт. Иоанн Златоуст в Беседе на Евангелие от Иоанна говорит: «Спаситель между двумя разбойниками являлся как бы весами правды, на которых взвешивались вера и неверие, правда и неправда. Началось взвешивание, и вот, отягощаемый неверием, повлекся вниз, а другой, облегчаемый верою, поднялся вверх».

Современные богословы, кроме подвигов исповедания, покаяния, смирения и милосердия, о которых рассуждали святые, видят в действиях Благоразумного разбойника, также, подвиги веры, надежды и любви: «Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры. Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога? Благоразумный разбойник совершил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было времени для исправления и плодов покаяния». (свящ. Афанасий Гумеров)

Почитание Благоразумного разбойника в разные исторические периоды менялось. В России его история приобретала особую остроту и актуальность в эпохи смут и политического безвременья. В начале XXI века, после смутных 90-х годов пришла пора отрезвления и покаяния. И снова образ раскаявшегося на кресте грешника, которому первому отверзлись райские врата, оказался востребован в духовной жизни Церкви, больше, чем в спокойные времена.

Пример Благоразумного разбойника, сумевшего перед лицом смерти совершить столько духовных подвигов, поучителен на все времена: он уберегает от греха отчаяния, столь распространенного в наше время. Для теряющих веру, перестающих надеяться и уповать на Бога, лишенных любви и воли к жизни людей образ Благоразумного разбойника являет собой спасительный пример победы над отчаянием и болью у самой последней черты. Душа человеческая жива и не погибла, свидетельствует Евангелист Лука, надо только поверить Богу. Пример Благоразумного разбойника дает силы к достижению главной цели в жизни каждого человека – спасении души.

Каждый, кто достиг этой цели, уже свят, говорит апостол Павел. Поэтому на Небесах со времени, когда туда вошел Благоразумный разбойник, находятся многие сонмы святых, но не все из них канонизированы Церковью. Несмотря на примеры исторического почитания Благоразумного разбойника в России, его формальной канонизации в Православной Церкви не существует. Более того, среди духовенства нет единого мнения относительно его святости. Некоторые, например, считают, что ни в Евангелии, ни в Предании Церкви не говорится о том, что разбойник стал святым. Говорится лишь, что Христос спас его душу. Отсутствие канонизации, специальной службы и установленного дня поминовения считается веским доказательством того. Однако есть и противоположное мнение. Многие считают, что Церкви не обязательно было канонизировать разбойника, поскольку он прославлен Самим Сыном Божим. Не нужно ему составлять и отдельной службы: достаточно того, что Церковь поминает его на каждой Литургии, и ежегодно в службе Великой страстной пятницы. В качестве свидетельства почитания Благоразумного разбойника в Средние века приводится древняя традиция написания его икон. С середины XVI-го века их часто помещали на северных алтарных дверях, ведущих в жертвенник.

В приходах, где почитается Благоразумный разбойник, списки алтарных дверей теперь вешаются в храмах как самостоятельные поклонные образы. Появилась уже и первая его церковь. 13 января 2004 г. митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней освятил в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха, построенный Украинской православной церковью Московского Патриархата при участии служителей Свято-Никольского монастыря. Имя «Рах» при освящении было взято с надверных икон XVI-XVII веков. Три года назад в селе Анишино Веневского района Тульской области возведена часовня, посвященная Благоразумному разбойнику, но освящена она была с другим именем – Дисмас.

В Санкт-Петербурге создана инициативная группа по строительству храма Благоразумному разбойнику, которой руководит православный предприниматель Сергей Кулаев. Новый храм обсуждается уже не как тюремный, а для молитвы всех верующих. Есть желание вывести почитание Благоразумного разбойника из узких рамок духовного просветительства преступников, сделать его общецерковным. В связи с этой новой инициативой остро встает вопрос святости разбойника и его имени. Если храм будет построен, то как его освящать – во имя Дисмаса или Раха?

Официального мнения Церкви о святости Благоразумного разбойника пока не существует. И можно ли, действительно, почитать его святым, исходя из творений Святых Отцов и правил, принятых при канонизации? Церковь называет два основных условия, необходимых для прославления подвижника в лике святых. Во-первых, прославляемый человек должен явить своей жизнью спасительный пример для верующих. Благоразумный разбойник такой пример, конечно, явил и даже назван свт. Иоанном Златоустом «учителем на кресте». О втором условии, необходимом для канонизации святого, св. Иоанн Шанхайский говорит так: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается.» То есть святой должен быть исполнен благодатью Святого Духа настолько, что ее действие ощущается каждым. Благодать присутствует в его мощах после смерти, в принадлежащих ему вещах, и по молитве к нему, от прикосновения к святыням с ним связанным, должны происходить чудеса, засвидетельствованные Церковью. Есть ли такие свидетельства благодатности Благоразумного разбойника и чудотворности связанных с ним святынь? На этот вопрос тоже можно дать утвердительный ответ. Да, предание оставило нам историю крещения Благоразумного разбойника Кровью Христовой, и историю почитания его креста.

Прп. Ефрем Сирин, прп. Анастасий Синаит, свт. Иоанн Златоуст, свт. Дмитрий Ростовский и другие святые говорят, что разбойник крестился кровью и водою, брызнувшей из прободенного ребра Господа нашего Иисуса Христа. При этом свт. Иоанн Златоуст называет свершившуюся перемену в порочной душе разбойника величайшим чудом Христовым, большим, чем воскресение мертвых, исцеление больных и изгнание демонов. События, происходившие на Голгофе, говорит свт. Иоанн Златоуст, – это высший момент, кульминация в деле спасения человечества, в служении Христа на земле: «Очищался воздух, когда в высоте приносился в жертву Агнец, но очищалась и земля, потому что на нее капала кровь из ребра». На Голгофе совершалась первая литургия, которая преображала Космос, безвозвратно меняя его раз и навсегда. В продолжение мысли святителя, можно сказать, что Благоразумный разбойник был приведен на Голгофу Промыслом Божиим, чтобы стать активным участником этих величайших событий в истории мироздания. По древнему преданию там символически присутствовал и первый человек – у подножия Креста покоился череп Адама, и кровь Спасителя омывала его во время совершения вселенской литургии. Но если Адам был пассивным символом спасения человечества, то разбойник сораспинался Христу и был ее действенным участником. Он стал первым примером очищающего и преображающего действия Божественной благодати.

Из предания мы узнаем, что найденный во время поисков Креста Господня крест Благоразумного разбойника со вложенной в него частицей Животворящего Креста в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр. Этот крест (правда, без указания, чей он) как вселенское чудо описывает в XII веке наш знаменитый паломник в автобиографическом «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли»: «И ту есть гора высока зело, и на той горе святая Елена крест поставила кипарисен велик на прогнание бесом и всякому недугу на исцеление и вложила в крест честный гвоздь Христов. И бывають ту, на месте том у креста того, знамения велика и чудеса и доныне. Стоит же на воздусе крест тот, ничим же не придержится к земли, но тако Духом Святым носим есть на воздусе. И ту недостойный аз поклонихся святыни той чудной, и видех очима своима грешныма благодать Божию на месте том».

Таким образом, по формальным признакам, Благоразумный разбойник может почитаться святым. И видимо таким он и почитался в глубокой древности, потому что сохранилось множество апокрифов с рассказами о жизни этого человека, его таинственной связи со Спасителем и Пресвятой Богородицей, существовавшей задолго до их трагической встречи на Голгофе.

Но апокрифы бывают разными. Одни признаются Церковью, которая рассматривает их как дополнение к каноническим Евангелиями, а другие считаются еретическими книгами. Апокрифические сказания, и те, что принимались Церковью, и те, что считались ложными писаниями, имели широкое хождение в Средние века. На их основе слагались легенды, сказки, духовные стихи, отдельные сюжеты можно встретить в дошедших до нас проповедях святых. История Благоразумного разбойника нашла продолжение и развитие в трех апокрифических текстах: «Евангелие детства Спасителя» (VI в.), «Слово о Крестном Древе» (XV-XVI в.) и «Евангелие от Никодима» (VI в.). Два первых апокрифа Церковь полагает ложным вымыслом, и только «Евангелие от Никодима» стало частью Ее Предания. «К числу апокрифов, оказавших влияние на развитие христианского богослужения, принадлежат, в частности, «Протоевангелие Иакова», повествующее о рождении, детстве и юности Пресвятой Девы Марии, и «Евангелие Никодима», повествующее о последних часах земной жизни, о смерти и о воскресении Спасителя: оба памятника свободны от гностических и иных чуждых христианству идей, сотканы из библейского материала и в то же время как бы восполняют те лакуны, которые имеются в Новом Завете», - пишет митрополит Иларион (Алфеев). Именно на основе «Евангелия Никодима» сформировалось представление о Сошествии Спасителя во ад, разрушении Им адских ворот, связывании дьявола, выведении из ада душ праведников и проч. «Евангелие от Никодима» оказало большое влияние и на учение о Воскресении Христа. Выдержки из этого текста встречаются в сочинениях многих Отцов Церкви. Поэтому информация о Благоразумном разбойнике, представленная в этом тексте, может считаться частью Священного Предания Церкви.

Повествование первой части апокрифа основывается на 23-й главе Евангелия от Луки. В ней в основном повторяется повествование святого Евангелиста, с дополнением: у разбойников появляются имена. «Так же и двух разбойников с Ним распяли: Дижмана по правую руку Его и Гесту - по левую».

Вторая часть дает развернутое описание Сошествия Христа во ад, Его ожидание там и встречу с праведниками, а затем Воскресение и вознесение душ праведников в рай, где они встречаются с Енохом, проком Илией и Благочестивым разбойником. «…пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?" Отвечая же им, (он) сказал: "Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест (вместе) с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - Творец всего сущего и царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" И тотчас приняв молитву мою, сказал мне (Он): "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши (врата, он) внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая, сказав, чтобы я смотрел, как войдет весь род человеческий и отец Адам со всеми детьми своими святыми и праведными, которые узнали Господа Христа, на кресте распятого". Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: "Святой Господь всемогущий, Отец вечный, Ты - Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная. Аминь"».

В Священном Предании Благоразумный разбойник носит имя Дижман. Это славянская транскрипция греческого имени Δυσμάς, который на латыни и на современном русском языке звучит скорее как «Дюсмас» или «Дисмас». Каждое древнее имя традиционно имеет какое-то значение. С переводом этого филологи теряются, предполагая, что возможно оно произошло от древнегреческого δυσμή (дюсме, дисми) – «заход, закат, запад». Имя это надписывали на иконах в византийской, коптской и русской традициях, которые создавались на сюжет Евангелия от Никодима.

Изображение Благоразумного разбойника в композиции Распятия Христова «Между двух разбойников» известно с V века. Самое раннее – резные двери церкви Санта Сабина в Риме. Другим древнейшим изображением является иллюстрация к Евангелию Рабулы VI века. Но на этих образах подписи имен разбойников еще нет. Древнейшая каноническая икона Распятия с двумя разбойниками сохранилась на Синае, в монастыре св. Екатерины (VIII в.) На ней изображенный справа от Христа разбойник, помещенный прямо под Его руку, так, что кровь из раны от гвоздя стекает ровно ему на темя, именуется Гестас. Рядом с ним струей на скалу падает кровь и вода из прободенного ребра Спасителя – символическое «очищение земли». Изображение другого разбойника не сохранилось, но остались начальные буквы «Дим». Можно предположить, что имена разбойников на этой иконе перепутаны, или автор основывался на каком-то неизвестном нам списке апокрифа. Во всяком случае, разбойник, находящийся по правую руку от Христа, очевидно окропляется Его Кровью. Это говорит о том, что вера в то, что Благоразумный разбойник крестился Кровью Христовой, в то время уже была достаточно широко распространена.

Впоследствии изображение Благоразумного разбойника часто встречается в греческой иконописи, сербских и болгарских фресках не только в сценах Распятия. Его образ всегда присутствует в композиции на тему апокрифа «Евангелие от Никодима», получившей название «Лоно Авраамово», где разбойник стоит рядом с Авраамом, Исааком и Иаковом. Но отдельного изображения Благоразумного разбойника византийская иконопись, видимо, не знала.

Зато в русской иконописи со второй половины XVI века его отдельный образ стал писаться довольно часто. На иконах он изображался обнаженным с препоясанием на чреслах, и нимбом вокруг головы. Обязательным атрибутом разбойника являлось также орудие его мученичества – крест. Эти иконы помещались, как уже говорилось, на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник представлялся на них как бы входящим в Царствие Небесное: на белом фоне, символизирующем свет благодати, в окружении райских цветов, птиц и растительных побегов. Одним из наиболее известных примеров подобного образа служит северная алтарная дверь иконостаса из придела Архангела Гавриила в Благовещенском соборе Московского Кремля. Подобные иконы на дверях встречаются, также, в Новгородских и Псковских храмах, в Карелии и на русском Севере. На всех сохранившихся дверях написано: Благоразумный разбойник Рах.

Имени «Рах» нет ни в одном литературном источнике, не встречается оно и на других русских иконах. Рядом с разбойником в русских иконографиях «Страшный суд», «Лоно Авраамово», «Блаженны» и «Великая пятница» написано апокрифическое имя Дижмос, Дизмас, Дижман, Дижмон. Этим именем разбойник называется и в русских рукописях «Слово о страданиях и крестной смерти Христа» XVI-XVII века. С XVII века в русском искусстве появляется усложненный вариант иконографии Воскресения Христова, в которой изображается встреча Благоразумным разбойником праведников, поднимающихся в рай, и его беседа с Енохом и Илией в райском саду. И снова здесь воспроизводится надписание славянского варианта имени Дисмас.

Откуда же взялось имя «Рах»? Ученые не могут найти источников его происхождения, предполагая эволюцию имени Варвар-Варах-Рах. Однако в современных русских диалектах слово «рах» существует. Оно означает палку с развилкой на конце, рогулю, деревянную рогульку для нанизывания мяса. Можно предположить, что древнее надписание «Рах» не было именем Разбойника. Это было его прозвище: «подвешенный на рогатку», «распятый». На алтарных дверях Благоразумный Разбойник был представлен как поклонный образ, а не персонаж исторической композиции, и, видимо, поэтому иконописцы не были уверены, можно ли писать рядом с ним апокрифическое имя. Поэтому они прославляли разбойника как безымянного святого, надписывая его образы на основании Евангелия от Луки: «Благоразумный разбойник Рах», то есть «Распятый Благоразумный разбойник».

Интересно, что в Католической Церкви, где Благоразумный разбойник прославлен был уже в ранее средневековье, он тоже почитается как безымянный святой. В Римском Мартирологе его называют просто «Добрым разбойником». Хотя среди верующих очень распространено апокрифическое имя Дисмас, оно ни в одной католической службе не упоминается.

Так существовала или нет на Руси традиция церковного почитания Благоразумного разбойника как святого? Скорее всего, в Средние века на Руси Благоразумный разбойник был почитаем, но в спокойном XIX веке, когда его образ потерял свою актуальность, а иконостасы – свой канонический вид, иконы разбойника Раха были забыты. «В период активной конфискации икон у старообрядцев, подобные изображения зачастую воспринимались как плод «раскольничьего мудрования».

Для Древней Руси почитание разбойника, вера в возможность преображения преступника до совершенного образа святости, не является чем-то необычным, не соответствующим православию. На Руси к святости было особое отношение. Здесь святой называли саму землю, считали ее Богом данной, освященной Пресвятой Богородицей и Егорием Победоносцем. Но на ее благодатных просторах могла жить не только Правда, но и Кривда. Об этом наши предки рассуждали тысячу лет назад в былинах и духовных стихах. На Святой Руси жили не только праведники, но и лихие люди, разбойники. О жизни разбойников, об их отношении к самим себе рассказывают нам памятники фольклора: молодеческие разбойничьи песни. Их сохранилось довольно много, и сложение подобных песен, а значит распространение разбоя, приходится на тяжелые времена начала татарского ига в XIII веке, опричнины во второй половине XVI века, Смутного времени и Раскола в XVII веке. Именно на это время выпадает и рост почитания Благоразумного разбойника, о чем мы можем судить по сохранившимся памятникам XVI – XVII веков. Среди разбойничьих песен того времени немало и о последней судьбе разбойника - шелковой петле и остром топоре. Дерзкий и храбрый разбойник, гуляет в дорогих одеждах, которые демонстрируют его удачливость, но в конце жизни он неизменно оказывается перед царем. В русском народном эпосе царь – фигура символическая и сакральная. Это не историческая личность, а образ грозного и справедливого судьи, перед которым не скрыть своих грехов: «Что умел ты воровать, то умей и ответ держать!». То есть сами разбойники понимали греховность своего промысла, и не искали себе оправдания перед Богом.

Народ к разбойникам на Руси тоже относился плохо. В песенном фольклоре прослеживается их осуждение простыми людьми. Особенно это заметно по тюремным песням, близким по тематике с разбойными. В них герой и бунтарь часто называется вором и изображается в неволе. Разбойник мечтает о свободе и просит своих близких – детей, родителей, жену – освободить его. Но, как правило, получает отказ. Слово «вор» в те времена предполагало более широкое толкование. Воров в нашем понимании, тогда называли «татями». Ворами же именовали всех, преступающих закон и бросающих вызов системе государственных и человеческих взаимоотношений: бунтарей, убийц, аферистов. Народ воровскую жизнь не принимал, и осужденных преступников освобождать не стремился. Но при этом в заключенном видел не отверженного отщепенца, а страдальца, имеющего через мучение надежду на спасение и вечную жизнь. Считалось, что разбойнику, искупающему вину в тяжких условиях неволи, нужно пройти все муки наказания. Как у Благоразумного разбойника у каждого преступника путь в Царствие Небесное, путь спасения души пролегал через крест. Поэтому часто тюремные проповеди и научения включали в себя рассуждения о разбойничьем кресте.

Осужденных преступников прощали, им сострадали, за них молились, их посещали в тюрьмах, жертвовали деньги, одежду, еду. И, что удивительно, просили у них ответной молитвы. Возможность полного очищения и даже достижения святости грешником не только не отрицалась, напротив, всячески утверждалась. И русская поговорка «от тюрьмы и от сумы не зарекайся» показывает: кающийся разбойник оставался «братом во Христе». «Не в темницу ли, – писал свт. Филарет Московский, – не к изгнанникам ли, не к узникам ли пришел и Сам Ты, на землю, чтобы основать Твой живой Храм, Твою Святую Церковь?»

Тема преступления и наказания – одна из «вечных» в русской культуре. Она раскрывается в дилемме противопоставления образов безумного и Благоразумного разбойников. На одном полюсе идеология «Робин Гуда», романтика грабежа богатых, и «благородство» помощи бедным, на другом – чувство собственной греховной преступности, покаяние и принятие своего креста, желание пострадать за грехи, устремленность к жизни вечной, через терпение в жизни земной, где все в той или иной степени разбойники. «Ибо что такое вся земля, после рая, как не пространная темница? Что человек вообще, как не осужденный преступник райского закона, изгнанник рая, пленник греха, узник бренной плоти, отягчающей душу?», – вопрошал в проповеди свт. Филарет.

Тема «загубленной души» проходит через все народные тексты, духовные стихи, сказки, связанные с разбойным промыслом, где разбойник погибает без покаяния. О преступлении и воздаянии за него рассуждают великие русские писатели – А.С. Пушкин в «Дубровском» и «Капитанской дочке», Ф.М. Достоевский почти во всех своих романах, Л.Н. Толстой в романе «Воскресенье». Образ прощенного Христом разбойника, его покаяние в последний смертный час, отобразилось в народном эпосе и фольклоре. Это Ванька Каин, построивший по легенде на награбленные деньги храм Василия Блаженного, былинный Кудеяр Атаман.

Вера в возможность преображения через крест, через покаяние, через освящение благодатью лежит в основе особого отношения к разбойникам и заключенным. Ведь чудо такого преображения, восстание великих грешников от глубочайшего падения до вершин святости явили уже крестители Руси, равноапостольные князья Владимир и Ольга, жития которых рассказывают об их языческой жестокости, мстительности и коварстве. Очень почитаемы на Руси были и восточные святые прп. Мария Египетская и прп. Моисей Мурин – раскаявшиеся блудница и убийца. «Нет страсти, нет греха, для которых в «Житиях святых» не был бы показан способ, которым данная страсть, данный грех преодолевается, умерщвляется, искореняется. <…> Как даже и грешник становится праведником – этому множество потрясающих примеров в «Житиях святых». Как разбойник, блудник, пьяница, развратник, убийца, прелюбодей становится святым человеком – этому многое множество примеров в «Житиях святых», - писал прп. Иустин (Попович) («Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»).

Тема Благоразумного и безумного разбойников оказалась вновь востребованной в наше время, и, конечно, как и в древности ее нельзя ограничивать рамками тюремной проповеди. Она имеет отношение не только к преступникам, но ко всякой мучающейся грехами душе. В Евангелии нет лишних слов и лишних героев, всех Бог привел ко Христу с определенной целью, с определенным научением. Каждая проповедь Спасителя, все Его промыслительные действия обращены ко всем людям. Два разбойника не случайно оказываются рядом с Сыном Божиим на Голгофе и становятся действующими лицами Его вселенского приношения. Один разбойник сострадает, другой глумиться. Один стоит о десную, другой – о шую. Именно так в конце времен на страшном суде встанет рядом с Богом все человечество: «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф 25:33), одни наследуют жизнь, а другие – смерть. Оба разбойника великие грешники, но один обращается к Богу, и Тот не отвергает Его. Господь вступает с разбойником в диалог и делает участником Своей Жертвы. Спаситель как бы зримо являет нам прообраз литургического приношения Церкви, которое не совершается без народа: от лица мирян приносится молитва, по их вере происходит Таинство. Он показывает нам и результат этого священнодействия: разбойник крестным знамением отверзает врата рая.

На Голгофе рядом со страдающим Христом нет Его отступившихся из-за страха учеников, кого-то не допустили к действию, другие злословят и хулят. У подножия молча стоят святые – Богородица, жены мироносицы, Иоанн Богослов. И только разбойник говорит с Богом, кается перед Ним, исповедует Его, единственный являя собой всех тех грешных членов Церкви, которые потом столетиями будут приходить к Нему со словами надежды: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». В лице Благоразумного разбойника представлена вся та часть грешного человечества, которая устремляется ко Христу в покаянии, чтобы обрести прощение во исполнение обетования: «и последние станут первыми». Вместо отрекшихся и испугавшихся учеников, которые покинули Христа, были далеко от приносимой Им жертвы, распятый разбойник стал прямым участником тайны нашего спасения, и выполнив эту роль, получил возможность первым войти в рай и увидеть, как туда входит спасенное от ада человечество. В эти святые дни поста его образ вновь предстает перед нашим духовным взором и взывает к нам: к нашей совести, к нашей душе, к нашему разуму. Ведь каждый из нас – разбойник перед Богом.

«Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (светилен).

Среди великопостных песнопений, благочестивые слушатели, нас всегда трогает пение светильна о разбойнике, названным святая Церковью благоразумным за то, что «во едином часе Господь сподобил его рая», за его веру во Христа, как Спасителя-Искупителя. Когда, при каких обстоятельствах произошло это чрезвычайное событие на Голгофе?

Ответ мы найдем у евангелиста Луки (23. 25—43). Здесь мы читаем следующее. После суда над Иисусом Христом Пилат предал Его в волю судей Его (25 ст.), во главе которых стояли члены еврейского Синедриона (верховного судилища). И они повели Его (26 ст.). Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, то (римские воины) распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону (32—33), сняв предварительно с них одежду и напоив по обычаю того времени, напитком из вина и смирны (благовония). Напиток этот на некоторое время помрачал рассудок и приглушал


мучительную боль от распятия на кресте [[Нельзя смешивать этот напиток с уксусом и желчью , который воины преподнесли Христу после Его возгласа жажду .]]. Христос не принял это питие, желая сознательно и в полной мере пострадать и умереть за грехи людей. Разбойники же приняли его и вслед за тем от помрачения рассудка начали хулить , поносить Его (Мф. 27. 44; Мк. 15. 32), подражая врагам Его, толпившимся на Голгофе.

Но вот до разбойников доносится тихая молитва со Креста Господня. Они слышат голос, обращенный к Отцу Небесному: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (34). Такими «незнающими» на Голгофе были и воины, пригвоздившие Его и ко кресту, и члены Синедриона с толпой, осудившие Христа, и разбойники, хулящие Спасителя. Господь о всех врагах своих молился, следуя своей божественной заповеди —любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5. 44).

Среди врагов Христа особой лютостью и нераскаянностью отличался неразумный разбойник. Не умолкая, он хулил Спасителя, злонамеренно требуя от Него помощи: Если Ты Христос, спаси Себя и меня . Эти слова в устах разбойника имели такой смысл: если Ты считаешь Себя Христом-Спасителем, то спаси Себя и нас. Если не спасешь, то ты не Христос, а обманщик, достойный всяческого поругания и наказания. Как далек этот разбойник, братие и сестры, от пониманий искупительного подвига Христа и от признания своей вины за злодеяния на свободе и за хулу на кресте! Не смог пробудить в нем раскаяния и благоразумный разбойник, обратившийся к нему со словами братского увещания и вразумления: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (40—41). Справедливые доброжелательные слова эти не пробудили ни разума, ни совести у этого человека. Он так и умер на кресте в своей ожесточенности, не придя в себя, не раскаявшись, не открыв свое сердце призывающей и милующей благодати Христовой.


Братие и сестры! Смерть — самое последнее и самое страшное событие в жизни человека, если он умирает без покаяния, без примирения с Богом, умирает в помрачении ума и ожесточении. Обычай подготовляется длительной привычкой грешить и грешить, погружаться в тьму греховную, беспробудную, не обращаясь ни в молитвах к Богу, ни к сердечному покаянию, ни к делам любви и милосердия. Дело обычно начинается с потери контроля над собой, над своими помыслами, словами и действиями. И заканчивается потерей духовной связи с Богом и людьми. Когда замирает в душе связь с Богом и гаснет чувство ответственности за свою недостойную жизнь, тогда подступает к человеку духовная смерть. Она приходит раньше смерти телесной, создавая жуткую жизнь духовно мертвой души в живом еще теле. Это и произошло с неразумным разбойником. Он духовно умер раньше, чем римские воины перебили ему голени . Избави нас, Господи, от такой страшной, нераскаянной, неподготовленной, такой немилосердной смерти!

Но вот пред нами другой разбойник, названный святой Церковью благоразумным. Благоразумие его сказалось прежде всего в том, что он, придя в себя, открыл свою душу воздействию благодатной силы Креста Господня и сразу же «внезапно изменился», как отмечает святой Иоанн Златоуст. Благодать Христова помогла увидеть ему в лице униженного, обесславленного Христа невинного Страдальца, на издевательства врагов отвечавшего молитвой к Богу о прощении их неведения. Но кто же Он — этот Страдалец, хотя и также висящий на Кресте, но так не похожий на них, справедливо осужденных и достойно по делам нашим принявших. Он же ничего худого не сделал (41 ст.). И при мысли об этом невольно страх Божий и жгучее чувство раскаяния за все содеянное до основания потрясли страдающую душу разбойника. И открылась Ему неизреченная тайна Креста Господня: невинный, смиренный, всепрощающий Христос не за Себя страдает, а за всех грешных людей и Он то и есть Тот Мессия, Которого чаяли пророки и Царства Которого ожидали все, труждающиеся и обремененные , все страждущие и погибающие от грехов своих. Все это вдруг открылось облагодатствованной душе разбойника, и он возопил: помяни меня, Господи, когда приидешь в


Царствие Твое! И в ответ услышал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (42—43). Такова, братие и сестры, краткая история о втором разбойнике, о том, как он пред мучительной смертью был взыскан любовью Христа, был прощен, оправдан и получил обетование быть ныне же в раю со Христом.

Обычно мы, верующие люди каемся в грехах своих перед священником. Благоразумный разбойник проникся покаянием непосредственно перед умирающим на Кресте Христом. Его покаяние было преисполнено полнотой веры в искупительную силу страданий Христа и смиренной надежды на милосердие в Царстве Славы Его. Спаситель простил, очистил и просветил душу его. И она озарилась животворной любовью не только к Нему, но и к Его хулителю — неразумному разбойнику. Тем самым он вошел всем своим существом в новую жизнь во Христе, а через это и вечную жизнь за гробом.

Братие и сестры! Оба разбойника жизнь свою провели в беззакониях, удаливших их от Бога и дел милосердия. Оба в одно и то же время попали на крест. Оба переносили крестные муки и страдания. Однако конец жизни у каждого оказался иной, свой. Одного муки на кресте ожесточили и погубили, другого — вразумили, очистили и оправдали, один на кресте оказался еще бóльшим разбойником, чем был в жизни, другой совлек с себя одежды разбойника и облекся в ризы Христовы исповедника и наследника. Отсюда учит нас отрицательно, показывая горькую, смертельную участь нераскаявшегося грешника. Другой учит положительно, показывая, что и в один день и в один час Господь может простить нас и даровать вечную жизнь [[О том же говорит святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху: «Аще кто достиже и во единодесятый час, да не устрашится замедления… Владыко приемлет последнего якоже и первого. Эти слова святителя Иоанна Златоуста соответствуют притче Господней о равной награде работникам в винограднике (Мф. 20. 1—16).]], если мы последуем по стопам этого благоразумного разбойника в вере, надежде и в любви к Богу и людям. Подражая ему во всем этом, будем подражать ему и в молитве, взывая к Богу: «Помяни и нас, Господи, во царствии Твоем».

Молитва умирающего разбойника раздалась с креста его. С древа Креста Господня раздались слова непреложного обетования: Сегодня же будешь со Мною в раю .


Братие и сестры! Древо Креста Господня для нас особо чтимое, священное древо. В седальне сегодняшней службы (Великого Пятка) мы просили и просим Господа — и «мене древом Крестным просвети и спаси мя». И сегодня, как и в другие дни особого почитания Креста Господня мы смиренно и благоговейно обращаясь к Нему (Кресту) прославим его и помолимся перед Ним: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»