Храм святой наталии. Церковь адриана и наталии в мещанской слободе

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Московский храм во имя мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине Сергиевского благочиния Московской (городской) епархии

В годы антицерковных гонений советской эпохи храм был в числе немногих которые никогда не закрывались. В - годах здесь диаконствовал священномученик Григорий Самарин . В конце 1930-х годов храм некоторое время принадлежал обновленцам , но вскоре был возвращён православным верующим.

Архитектура и убранство

Храм однокупольный, с тремя апсидами, завершён световой (с окнами) ротондой. В западной части – двухъярусная колокольня псковского типа (по назначению почти никогда не использовалась) с притвором, увенчанная тремя луковичными главками. Одной из особенностей постройки является подземный ход для священнослужителей с храмового двора в алтарь.

В храме сохранилось большинство черт внутреннего убранства начала ХХ века. К тому же времени относятся здания сторожки и дома причта. В 1990-е годы у западного входа сооружена каменная звонница. В первое десятилетие ХХI века построены приписная крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя.

Настоятели

Использованные материалы

"Протоиерей Феодор Божанов" // сайт храма мучеников Адриана и Наталии -

Координаты : 55°51′55″ с. ш. 37°41′58″ в. д.  /  55.86527° с. ш. 37.699521° в. д.  / 55.86527; 37.699521 (G) (Я)

Храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине - православный храм, принадлежащий к Сергиевскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .

На территории храма находятся крестильная церковь в честь святых праведных Иоакима и Анны и водосвятная часовня Иоанна Крестителя . Также к церкви Адриана и Наталии относится часовня в честь преподобного Сергия Радонежского на улице Малыгина .

История

Храм был построен между посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная Сосна, рядом со станцией Лосиноостровская Ярославской железной дороги . Деньги на строительство пожертвовал потомственный почётный гражданин Москвы Александр Иванович Иванов, собственную землю под храм (1736 кв. саженей) выделил крестьянин Сергей Иванович Карпов.

Проект здания разработали архитектор Владимир Глазов и инженер С. М. Фоминский, строительными работами руководил архитектор Сергей Ильинский .

Закладка состоялась 22 июня (5 июля) 1914 года . В этот день был совершен крестный ход из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском . Главный алтарь освящён 2 (15) апреля 1916 года священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым , настоятелем храма Покрова на рву . Южный придел, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», освятил 21 августа (3 сентября) того же года священномученик Димитрий (Добросердов) , епископ Можайский. Северный придел, блаженного Василия Московского, освятил 18 сентября (1 октября) благочинный 6 округа Московского уезда священник Василий Городецкий.

В годы гонений на Церковь храм не закрывался. Известно, что его посещал Патриарх Тихон . В - годах здесь служил диакон Григорий Самарин, а в -1935 годах - священник Владимир Моринский , которые сегодня прославлены как новомученики .

После него настоятелем стал известный московский священник протоиерей Владимир Соколов. Отец Владимир был помощником и другом Патриарха Пимена , который неоднократно возглавлял богослужения в церкви. С 1990 года настоятелем храма является протоиерей Николай Дятлов.

Устройство

Эклектичная архитектура здания выдержана в формах неорусского стиля с использованием элементов псковского зодчества. Компактная и пропорционально уравновешенная композиция памятника складывается из собственно храма, представляющего собой низкую купольную ротонду на четверике с полукруглой в плане апсидой, двух симметричных приделов по сторонам и притвора с крыльцом на западном фасаде. Обращение к мотивам псковской архитектуры проявилось в форме щипцовых завершений боковых фасадов приделов и особенно - в трактовке высокого второго этажа притвора, имитирующего звонницу псковского типа, завершённую тремя главками. Интерьер церкви решён как единое четырёхстолпное пространство, освещённое высокими арочными окнами. В западной части храма устроены хоры. В храме сохранилось большинство черт внутреннего убранства начала ХХ века.

Церковь расположена на открытом пространстве в окружении современной многоэтажной застройки и хорошо видна при проезде по Ярославскому шоссе, к которому обращена восточным фасадом. Ограда церковного участка относится к первой половине XX века , небольшая звонница к западу от храма возведена в 1990-х годах . В первое десятилетие XXI века на территории храма построены крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя. В 2014 году во дворе был поставлен поклонный крест в память о новомучениках Владимире и Григории.

Духовенство

Воскресная школа

В дошкольных группах занятия проходят по программе «Введение в традицию», одобренной Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В группе начальной ступени основным предметом является Закон Божий, в группе основной ступени - Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Основы православного вероучения, Литургика, История Христианской Церкви, История Русской Церкви, Христианская этика.

Занятия ведут клирики и прихожане храма. Школа работает с сентября по май по средам, пятницам, субботам и воскресеньям в помещении часовни Иоанна Крестителя.

Фотографии

    Церковь Адриана и Наталии в Бабушкине 01.jpg

    Вид на храм со стороны Ярославского шоссе

    Церковь Адриана и Наталии в Бабушкине 02.jpg

    Центральный вход в храм

См. также

Напишите отзыв о статье "Храм Адриана и Наталии в Бабушкине"

Ссылки

Литература

Отрывок, характеризующий Храм Адриана и Наталии в Бабушкине

– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.

В этот день Православная Церковь чествует святых мучеников Адриана и Наталию – покровителей христианского супружества. Они жили в Никомидии, провинции Римской империи, на рубеже III– IV столетий от Р. Х. и пострадали за веру во времена языческих гонений на христианство при императоре Максимиане. Всего лишь один год они прожили в честном и счастливом браке. Когда начались гонения, Адриан был начальником Судебной палаты. На его глазах подвергали мучениям схваченных христиан, а они, перенося пытки, отказывались отречься от Христа. Потрясенный их верой в Истинного Бога и мужеством, Адриан уверовал и просил принять его в число христиан. Император спросил его: «Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть?» – «Я не обезумел, а обратился к здравому смыслу, – ответил тот. Максимиан приказал арестовать Адриана. Жена его, Наталья, возликовала, что ее муж обратился к Господу, так как сама была тайной христианкой. Она посетила мужа в темнице и просила его молить Бога у Его Престола, чтобы ее не выдали насильно замуж после его гибели. Спустя некоторое время со дня казни святого Адриана один военный действительно просил у императора руки святой Натальи. Она скрылась от его преследований в Византию, где ей явился во сне супруг и утешил вестью о грядущей скорой кончине…

«Волим под царя московского!»

Церковь во имя Адриана и Наталии появилась довольно поздно для Москвы – во второй половине XVII века, но возникла она в замечательном месте – на Троицкой дороге, главной богомольной дороге России в Свято-Троицкую лавру, которую еще называли Святой дорогой. Сам преподобный Сергий не раз пешком ходил по ней из Москвы в свою обитель и отдыхал в маленькой часовенке у будущей Крестовской заставы. Святая дорога тянулась от самых стен Кремля: улицы Никольская, Большая Лубянка, Сретенка были ее частью, а собственно Троицкая дорога начиналась от Сретенских ворот. Круглый год не иссякал поток богомольцев, среди которых были и государи московские, и вельможи, и крестьяне, и купцы, пешие и конные, одинокие странники и целые семейства.

Много дорогого для Москвы связано с этим местом. По легенде, в 1156 году, на заре московской истории здесь ехал верхом князь Юрий Долгорукий, направляясь в Киев, чтобы принять великокняжеский престол. И будто бы по пути он повелел поставить в Москве небольшое деревянное укрепление, «острожец» – это и была ее первая крепость, будущий Московский Кремль. В 1395 году на Троицкой дороге москвичи встречали Владимирскую икону, спасшую Москву от нашествия Тимура. А в 1613 году у Сретенских ворот встречали прибывшего по этой дороге из Костромы первого Романова – Михаила Федоровича, избранного русским царем. В правление его сына, царя Алексея Михайловича, в 1652 году здесь состоялась «покаянная встреча» мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, принесенных из Соловецкого монастыря, в память о чем был поставлен деревянный крест, давший имя Крестовской заставе, а потом возведен и храм во имя святителя Филиппа .

При Алексее Михайловиче новшества коснулись этого святого места. Мало кто знает, что появление здесь Мещанской слободы с ее знаменитыми улицами и приходской церковью Адриана и Наталии было результатом успешной борьбы Москвы за присоединение Украины. Когда гетман Малороссии Богдан Хмельницкий обратился к московскому государю с просьбой принять его в подданство, чтобы защититься от Польши, просьбу обсуждал Земский собор, поскольку в этом случае России грозила война с Польшей. И все же 1 октября 1653 года Земский собор принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией. В начале января 1654 года Богдан Хмельницкий обратился к раде с предложением принять подданство у русского государя, и народ единогласно воскликнул: «Волим под царя московского!» В мае 1654 года началась длительная война России с Польшей, трудная, но успешная для русской короны. Именно тогда были возвращены и вошли в состав России малорусские и белорусские земли и такие города как Смоленск, Ростиславль, Дорогобуж, Полоцк, Мстислав, Орша, Гомель, Витебск, Минск, Гродно, Вильно, Ковно и многие другие. В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие, по которому за Россией оставалась Левобережная Украина с Киевом.

А уже в 1671 году в Москве была создана целая слобода для переселенцев из этих городов, получившая название Мещанской слободы. Земли им выделили довольно почетные – часть Троицкого тракта за Сретенскими воротами и частично земли соседней дворцовой Напрудной слободы (где стояла знаменитая церковь мученика Трифона), причем дворцовые земли были предоставлены безвозмездно. Интересная особенность: тем, кто селился ближе к центру Москвы, давали относительно небольшие участки, а к окраине они увеличивались вдвое – под традиционные огороды и благоустроенные палисадники с цветами. Имя же слободы «Мещанская» возникло от польского miasto, означавшего «город» и mieszczanin – «горожанин», поскольку новые московские жители были переселенцами именно из городов. В основном это были мирные горожане, ремесленники и торговцы, добровольно переселившиеся в Россию с семьями, но среди них было и множество военнопленных, не пожелавших вернуться на свою родину.

Так слобода оказалась многонациональной: здесь жили и поляки, и белорусы, и литовцы, и украинцы. Есть версия, что власти намеревались создать Мещанскую слободу по этнографическому принципу, наподобие Немецкой слободы, где жили бы только переселенцы их этих присоединенных западнорусских городов. Действительно, на первых порах они были явно обособлены от других московских слобод: находились в ведении Посольского приказа, имели собственную школу, выборное самоуправление, которое возглавлял царский наместник. Однако уже к концу XVII века там жили и русские – выходцы из Ярославля, Углича, Владимира, – что в итоге превратило Мещанскую слободу не в отдельное этническое поселение, а просто в новый московский район. Мещанская слобода оставила четыре Мещанские улицы, и все они сохранились до сих пор, но под другими именами.

Традиционным для Москвы было и сооружение собственной слободской церкви. Уже в 1672 году жители Мещанской слободы выстроили себе приходской храм во имя святых Адриана и Натальи, освященный по именинам царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, только что обвенчавшейся с царем Алексеем Михайловичем. Первый храм был деревянным и однопрестольным, но столь богато украшенным, что когда в него забрались воры, то унесли множество драгоценностей; значит, прихожане были не бедными. В начале 1680-х годов церковь сгорела, и было решено строить на ее месте новый каменный храм, что опять свидетельствовало об относительном достатке его прихожан, хотя они и обратились за небольшой помощью к казне. И тогда государи-соправители Петр и Иван Алексеевичи велели выдать на новоустрояемый храм много хорошего железа для затворов на окна и двери, которое было снято с кровли здания Посольского приказа, находившегося в Кремле.

Строилась церковь недолго, с 1686 по 1688 год. Главный престол каменного храма уже был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла, по тезоименитству государя Петра Алексеевича, а во имя святых Адриана и Натальи устроили придел. Достопримечательностью храма стали поливные изразцы, сделанные белорусскими мастерами. Надпись, выложенная на изразцовом поясе, гласила, что церковь сооружалась повелением государей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи, – это подчеркивало статус Мещанской слободы.

Храм для мещан московских

Жители Мещанской слободы занимались отнюдь не только огородами, ремеслом и хозяйством. Многие из них состояли на государевой службе, занимали должности в Посольском приказе, мастера серебряных дел выполняли патриаршие заказы на изготовление богатых окладов для икон. Среди жителей слободы были и лекари, и живописцы, и меховщики, которые заведовали особой соболиной казной – старинной «валютой» России.

В XIX веке 1-я Мещанская была уже сугубо торговой улицей, где наряду с мелкими дворянами селилось и торговало купечество. Появлялись новые прихожане, заботившиеся о храме Адриана и Наталии. Главными его хранителями стали «чайные короли» Перловы, те самые, что оставили Москве знаменитый чайный домик на Мясницкой. Задолго до того, еще в 1836 году, Перловы поселились на 1-й Мещанской, 5. Интересно, что ранее эта усадьба принадлежала Ивану Кошелеву, потомку знаменитого пастора Глюка и отцу известного славянофила Александра Кошелева, который родился в ней в мае 1806 года. А рядом жил другой славянофил – Иван Киреевский. И все они тоже были прихожанами «мещанского» храма.

Новые хозяева, братья Василий и Иван Перловы, открыли свой фирменный чайный магазин. Он был не первым (первый открылся еще в 1823 году на Ильинке), но главным перловским магазином в Москве до появления чайной пагоды. В середине XIX века фамильное владение разделилось: старшему сыну Василия Перлова, Семену Васильевичу, осталась усадьба на Мещанской, а младший сын, Сергей Васильевич, получил в наследство другое отцовское владение – на Мясницкой, 19, и основал там собственную чайную фирму с фабрикой и магазином. Так в Москве появились две родственных, но самостоятельных фирмы Перловых, конкурирующих между собой. Интересно, что дома для обеих фирм-конкурентов на Мещанской и Мясницкой строил один и тот же архитектор Роман Клейн.

Главным же фамильным владением Перловых оставался дом на Мещанской, где находились и фирменный магазин, и контора, и чаеразвесочная фабрика, и жилые апартаменты. А приходским храмом Перловых был храм Адриана и Наталии, стоявший рядом с их домом, и Семен Васильевич Перлов состоял его ктитором на протяжении 27 лет. Оттого храм стал главным центром всемосковских торжеств 1 января 1887 года: под его сводами праздновали 100-летие чайного дома Перловых. За эти 100 лет, начиная с того дня, когда московский купец, православный уроженец Рогожской слободы Алексей Перлов открыл свои первые чайные лавки в Торговых рядах на Красной площади, и до празднования юбилея, Перловы успели стать «чайными королями» России, сопоставимыми по уровню с магнатами Рябушинскими, Морозовыми, Прохоровыми, Боткиными, Абрикосовыми. По указу Александра III в год 100-летия фирмы Перловых им было пожаловано дворянство (немногие купеческие фамилии удостаивались такой чести) и звание поставщика двора его императорского величества.

Торжества 1 января 1887 года начались с праздничного богослужения в церкви Адриана и Натальи с участием знаменитого хора из Чудова монастыря. Из церкви духовенство отправилось в дом Перловых на Мещанской, где в помещении магазина перед иконами был отслужен благодарственный молебен. Настоятель храма протоиерей Петр Казанский в своем слове отметил заслуги Перловых, сказав, что они соединяли «честное и ревностное служение своему делу с исполнением заповедей Божиих и обязанностей общественных», и призвал благословение Божие на их добрые начинания и на служение Господу в исполнении Его святых заповедей. Здесь имелась в виду широчайшая благотворительность Перловых, связанная как с социальной помощью, оказываемой под патронажем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и Императорского человеколюбивого общества, так и с деяниями на благо Церкви. Перловы, не считая многолетнего ктиторства в храме Адриана и Наталии, помогали Шамординскому монастырю, устраивали храм и памятники на севастопольском кладбище и создали храм в честь Донской иконы Божией Матери в родовом имении Перловка.

Скоро в доме Перловых на Мещанской произошло другое историческое событие, столь памятное для Москвы и москвичей. Весной 1896 года Москва готовилась к коронации Николая II. На торжества ожидали прибытия важного китайского сановника Ли-Хунь-Чжана – чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи, с которым все чаеторговцы хотели заключить контракты о поставке чая в Россию. Ждали его и Перловы. Тогда-то младший Сергей Перлов и превратил свое владение на Мясницкой в чайную китайскую пагоду, пригласив для этой ювелирной перестройки архитектора Карла Гиппиуса. Как известно, китайский гость все же остановился у его родственников-конкурентов на 1-й Мещанской улице, вероятно, по своим национальным традициям отдавая дань старшей ветви чайной династии Перловых. Здесь ему тоже приготовили очень торжественную встречу. Хотя дом и не перестраивали, но украсили в китайском стиле, а встречали канцлера по-русски – хлебом-солью.

Эта история получила неожиданное продолжение в наши дни. Из всей могучей «чайной империи» Перловых в Москве ныне остался лишь тот самый чайный домик на Мясницкой: теперь он принадлежит внучке Сергей Перлова Жанне Киртбая. Ей удалось установить связь с родственницей канцлера Ли-Хунь-Чжана, которая, в свою очередь, хочет теперь наконец-то наладить поставки «долгожданного» китайского чая в магазин на Мясницкой.

Перловы были славной, но не единственной страницей в истории московского храма Адриана и Наталии. Всего через год после «чайных торжеств» в этом храме в 1897 году отпевали великого русского врача Григория Антоновича Захарьина, профессора Московского университета и учителя А. П. Чехова, человека сложной и трагической судьбы.

Знаменитый доктор тоже был прихожанином храма Адриана и Наталии, поскольку в 1863 году приобрел дом на 1-й Мещанской, 16. Его построил сам Василий Баженов, да не просто по заказу, а для своего тестя – богатого купца Луки Долгова. Новый владелец усадьбы Г. А. Захарьин имел славу лучшего врача России. Он лечил и Александра III от болезни почек, отказавшись от почетного звания лейб-медика, и Льва Толстого, не признававшего медицину… «Самый московский» гениальный врач, по преданию, безошибочно ставивший диагноз «с первого взгляда», он был известен как доктор-чудак с ужасным, конфликтным и придирчивым характером. Рассказывали, как однажды он угрожал пациенту, сибирскому купцу, палкой, требуя оставить дурные привычки и исполнять все его назначения, с криком «иначе умрешь!», пока перепуганный пациент не согласился. Говорят, он позволял себе «капризы знаменитости» и в Зимнем дворце, где терпеливо ждали его помощи, мирясь с чудачествами врача и исполняя такого рода повеления, как, например, остановить все громко тикающие часы.

Особенный ужас Захарьин наводил на богатых купцов, они его просто боялись и трепетали, когда он переступал порог их дома. Слабостью доктора были кондитерские сладости, и ими старались хоть как-то умалить его неизбежный гнев – «захарышские» конфеты всегда лежали на подносе в доме пациента, ведь этого врача считали «последней надеждой» заболевшего. Он очень дорого брал за визит – не меньше 100 рублей, что было по тем временам астрономической суммой. Однако Чехов, рекомендовавший всем лечиться у Захарьина, говорил: «Он возьмет сто рублей, а пользы принесет минимум на тысячу, да еще побочных советов даст, так что проживете лишние двадцать-тридцать лет».

В легенды Захарьин вошел и потому, что 30 лет ежедневно читал лекции студентам и ежедневно же посещал клинику на Страстном бульваре, включая все праздники, говоря, что у больных таких перерывов нет.

О нем осталась добрая память как о враче. Медицинский «конвейер», принятый при капитализме, у Захарьина исключался. Он мог беседовать с больным по три часа, чтобы составить правильное представление о недуге пациента. Сейчас забылось, что благодаря усилиям именно доктора Захарьина в Москве появилась бутылочная минеральная вода – прежде уезжали лечиться на воды, что не всем больным было по карману. Захарьин требовал от косных купцов отдавать детям просторные комнаты, а не душные антресоли, когда парадные апартаменты простаивали «для гостей». Свои огромные гонорары он отдавал на благотворительные нужды, амбулатории и больницы для крестьян и бедных, на церковноприходские школы, на стипендии нуждавшимся студентам Московского университета, на медотряды в помощь сербским воинам. Он участвовал в создании клинического городка на Девичьем поле, внес крупное пожертвование на Музей изящных искусств и даже послал деньги на устройство водопровода в Черногории, когда в местном городке начались перебои с водой, за что в Черногории его почитали едва ли не святым.

Но многие, в том числе и собственные студенты, все равно не прощали ему высоких гонораров. Захарьин, принимавший в клинике бесплатно и бравший за прием в кабинете 50 рублей, а за визит на дом 100 рублей, обиженно говорил, что адвокаты берут десятки тысяч и спасают от каторги подлецов да мошенников, а он спасает людей от смерти. Свое профессорское жалованье он отдавал в фонд нуждающихся студентов, пожертвовав туда же еще 30 000 рублей, но платили ему неблагодарностью: все это казалось малым, недостаточным, все вызывало недовольство. Как и посвящение труда «Клинические лекции», изданных незадолго до кончины врача, «его императорскому высочеству государю великому князю Константину Константиновичу августейшему президенту Академии наук». Иные студенты намеренно оставались на второй год, чтобы только послушать курс этих захарьинских лекций еще раз, но посвящение вызвало «либеральное» негодование.

Тяжелый характер врача привел к сильному конфликту со студентами. Захарьин вышел в отставку и через год умер от инсульта, поставив последний диагноз самому себе. Отпевали его в церкви на 1-й Мещанской, а похоронили в Куркино, где он устроил на свои средства туберкулезную больницу. Архитектор Федор Шехтель соорудил для его надгробия склеп-часовню, с мозаичным распятием по эскизу В. М. Васнецова.

Другое распятие работы Васнецова находилось в церкви Адриана и Натальи.

Конец

После революции не стало ни церкви, ни исторического имени Мещанской улицы. Церковь ограбили в 1922 году, изъяв более 19 пудов серебра и 16 тонн колоколов. Остались свидетельства, что храм в день изъятия окружила плотная толпа, рассеявшаяся лишь при появлении кавалерии. Однако храм долгое время продолжал действовать и даже еще раз вошел в памятную летопись русской истории и культуры. В июле 1926 года в скромной церквушке на 1-й Мещанской улице отпевали великого В. М. Васнецова. Он скончался в июле 1926 года, работая над портретом М. Н. Нестерова. Последнее жилище Васнецова находилось недалеко от этой церкви, в 3-м Троицком переулке, теперь носящим его имя.

Храм Адриана и Наталии пал жертвой социалистической реконструкции Москвы, главной идеей которой было представить миру советский парадиз – утопический рай, созданный на основе богоборческой марксистской доктрины и оттого антиподобный старой православной Москве. В ходе реконструкции главные идейно-градостроительные символы Москвы заменялись противоположными символами-антитезами, вроде Дворец Советов вместо храма Христа Спасителя или рабочий клуб (дом культуры, школа) вместо православного храма. Такая же участь постигла и Святую дорогу в лавру. При советской власти она превратилась в столь же важный парадный тракт к строившейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, затем ВДНХ, ныне ВВЦ). Новые идеологи называли ее «всенародным смотром побед социалистического земледелия, достижений колхозного строя». Теперь эта дорога вела не к храму, и храму на ней места не было. Его сломали в 1936 году. И сейчас на месте московской церкви – «типичный» сквер между домами 11 и 13.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка триумфально открылась 1 августа 1939 года, а ровно через 20 лет была переименована в ВДНХ. После Великой Отечественной войны последовал ряд топонимических новшеств и в районе бывшей Мещанской слободы. В 1957 году 1-я Мещанская была переименована в Проспект Мира – в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего тем летом в Москве. 2-я Мещанская с 1966 года стала носить имя журналиста Гиляровского, который прежде жил в этих краях. Несколько ранее, в 1962 году, 3-я Мещанская была переименована в улицу Щепкина, так как великий актер прожил здесь последние годы жизни. А 4-я Мещанская стала просто Мещанской улицей. Все эти имена сохранились по сей день. От местного храма же осталась только икона святых Адриана и Натальи, переданная в Знаменскую церковь в Переяславской слободе (близ метро «Рижская»).

Церковь мучеников Адриана и Наталии была построена в 1914-1916 годах рядом с посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Капитал на строительство (15 тысяч рублей) выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов, собственную землю (1736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов.

Правило идеальной общины

  1. Праздника
  2. Распятия с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом
  3. Поминальный столик (канон) с Распятием
  4. Божией Матери «Всех скорбящих радость»
  5. Божией Матери «Знамение»
  6. Божией Матери «Тихвинская»
  7. Божией Матери «Знамение»
  8. В центре – блаженного Василия Московского, в клеймах – праведной Анны, «Троица Новозаветная» («Отечество»), равноапостольной Марии Магдалины, святителя Петра, праведной Елисаветы, равноапостольной великого князя Василия, благоверного князя Александра Невского, преподобной Марии

Ковчежцы с частицами мощей и других святых предметов находятся в нашем храме справа от центральной солеи.

Эти святыни на протяжении многих лет собирал нынешний настоятель церкви протоиерей Николай Дятлов. В 1997 году отец Николай передал мощевики храму, в котором к тому времени прослужил более 20 лет.

Крестильный храм праведных Иоакима и Анны в Бабушкине

Крестильный храм святых праведных Иоакима и Анны построен в 2000-2003 годах по проекту архитекторов Владимира Владимировича Ходнева и Елены Георгиевны Костиной. 21 июня 2003 года церковь освятил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

По сложившейся традиции богослужения в крестильной церкви совершаются дважды в году: накануне дня памяти святых Иоакима и Анны и в сам праздник, 9/22 сентября. В остальные дни храм используется только для Крещения.

Храм специально оборудован для совершения Таинства. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики.

Храм преподобного Сергия Радонежского на улице Малыгина

Часовня преподобного Сергия Радонежского была построена в 1996-1998 годах попечением инокини Ольги (Гобзевой), в прошлом актрисы театра и кино. Здание возведено в традициях русского деревянного зодчества.

Первое время в часовне служили клирики Ивановской епархии. В 1999 году она была передана в окормление храму мучеников Адриана и Наталии. С тех пор каждую среду здесь служился молебен с акафистом, а в дни поминовения усопших - панихида. В 2016 году на пожертвования прихожан часовня перестроена в церковь .

Храм находится по адресу: улица Малыгина, 4, рядом с санаторием «Светлана». Открыт ежедневно с 10-00 до 19-00 (в дни богослужений открывается раньше).

Проезд - до остановки «улица Малыгина» от станций метро «Свиблово» (автобусы 176, 185), «Бабушкинская» (авт. 605, маршрутные такси 46м, 482м), «Медведково» (авт. 774, маршрутное такси 76м), станции «Лось» Ярославского направления Московской железной дороги (все перечисленные маршруты).

Часовня пророка Иоанна Крестителя

Часовня пророка Иоанна Крестителя построена в 2005-2007 годах. Над её проектом работали Владимир Владимирович Ходнев и Елена Георгиевна Костина – те же архитекторы, которые до этого строили крестильную церковь.

В Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления (18 и 19 января по новому стилю) здесь освящают и раздают крещенскую воду. А в течение всего года в часовне работает приходская воскресная школа и проходят встречи молодёжи.

Храм Божественного Адриана (Hadrianeum ) дошел до нас в виде 11 коринфских колонн из проконесского мрамора диаметром 1,44 метра и высотой 15 метров, расположенных на Пьяцца ди Пьетра и встроенных в современное здание. Нижняя часть архитрава - оригинальная, а верхняя восстановлена позже.

Храм был воздвигнут приемным сыном , императором , по разным данным в 141 или 145 году. Само обожествление Адриана явилось исключительно заслугой Антонина, поскольку отношение сената к Адриану было враждебным. Антонин исполнил свой сыновний долг, «несмотря на всеобщее неудовольствие» и «наперекор общему настроению» (Жизнеописания Августов. Адриан, XXVII, 4).

Храм Адриана стоял в центре прямоугольной площади, а его фасад был обращен на восток, в сторону нынешней улицы Корсо. Ко входу в целлу (также частично сохранившуюся) вела широкая лестница, занимавшая почти всю переднюю часть подиума четырехметровой высоты. Сейчас за решеткой около стены здания можно увидеть, что этот подиум уходит вниз на глубину 5 метров из-за наросшего с античных времен культурного слоя. Здание представляло собой периптер с колоннадой из близко расположенных друг к другу 8 колонн по коротким сторонам и 13 колонн по длинным.


Саму целлу по периметру опоясывали полуколонны или и она была перекрыта бетонным кессонированным сводом и облицована мрамором. Отверстия на ее сохранившихся остатках служили как раз для крепления мраморных плит. Внутри целла была украшена рельефами с изображениями провинций Рима. Весь храм, вероятно, был окружен прямоугольным портиком с монументальной аркой, разобранной при расширении улицы Корсо. Арку в новые времена называли по-разному - Аркой Антонина, Аркой Клавдия или Аркой Тосетти (семьи жившей неподалеку).


Джузеппе Вази. Пьяцца ди Пьетра. 18 век

Начиная с 17 века, храм Адриана претерпел несколько изменений. Сначала архитектор Доменико Фонтана встроил его остатки в здание папской таможни. В 1878 году здание было перестроено для римской биржи, а все его античные элементы были очищены от надстроек Фонтаны. Сейчас, после реорганизации биржевой деятельности в Италии, здесь находится Торгово-промышленная Палата. В ее внутренних помещениях можно увидеть сохранившуюся часть целлы со сводчатым куполом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»