Тарифная ставка размер оплаты труда за. Тарифные ставки и должностные оклады. Чем отличается оклад от ставки

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сложный процесс начисления заработной платы всегда вызывал у наших сограждан определённые подозрения и опасения. Один из важнейших вопросов, который занимает людей – это отличие оклада и ставки. Путаница с данными понятиями связана с высокой динамикой развития права. Если всего несколько десятилетий назад данные категории действительно отличались друг от друга, то в настоящий момент их определения в значительной степени сблизились.

Столпер пришел к выводу, что Нигерия еще не готова к крупной промышленности. «Любая отрасль потребует очень высоких налогов, которые обеднят страну и ее не стоит», - подумал он. Это не было популярной точкой зрения среди его сверстников. Но идеи Столпера имели необычное значение. Он был очень общительным и харизматичным, умеющим пить, как рыба. Ему нравилось «грубить руки» в эмпирической работе. И его триумфальный анализ, который заслужил уважение его друзей и внимание его начальников, был «теоремой Столпера-Самуэльсона», которая носит его имя.

Должностной оклад – минимальный размер заработной платы, установленный законодательством за исполнение определённых трудовых обязанностей. Он начисляется без учёта дополнительных выплат, указанных в трудовом договоре. Оклад зависит как от занимаемой должности, так и от образования. Он начисляется тем специалистам, трудовые обязанности которых широки и объём проделанной работы может быть оценён лишь в определенной перспективе (юрист, инженер, судья и т.д.).

Эта теорема была установлена ​​20 лет назад в оригинальной статье, написанной одним из самых известных мыслителей этой дисциплины Полом Самуэльсоном. Это придало новый фокус старой проблеме: взаимосвязь между ставками и заработной платой. Даже сегодня теорема формирует дискуссии по торговым соглашениям, таким как Транс-тихоокеанское партнерство между США и 11 другими странами Тихоокеанского бассейна.

Исследование было «экстраординарным», по словам Алана Довердорфа из Мичиганского университета, отчасти потому, что это было результатом чего-то, казалось бы, очевидного для неэкономиков: свободная торговля со странами с низкими доходами может нанести ущерб работникам в стране с высокая заработная плата. Традиционно экономисты не обратили бы большого внимания на эту жалобу здравого смысла. Однако теорема Стольпера-Самуэльсона нашла «иоту возможной правды» в старой аргументации о том, что работники в богатых странах нуждаются в защите от дешевого «бедного труда» других стран.

Тарифная ставка – минимальный размер оплаты труда, установленный за выполнение нормы в сфере производственной деятельности. Ставка не включает в себя иные выплаты и исчисляется за определённую единицу времени (час, день, месяц). При этом оплата труда в виде ставки может устанавливаться для рабочих-повременщиков и рабочих-сдельщиков. Как правило, такой подход к оплате труда людей используется в реальном секторе экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Чтобы понять, почему теорема так важна, необходимо понять огромное количество мудрости, которая нарушена. Экономисты всегда знали, что тарифы помогают отраслям, защищенным ими. Но они также решительно подтвердили, что свободная торговля приносит пользу всем странам в целом. Страна, которая лучше во всем, все еще может быть «лучше», так сказать, во что-то. Вы должны сосредоточиться на этом, показал Рикардо, импортируя то, что делают его соседи «хуже».

Если использовать плохую грамматику недостаточно, чтобы объяснить это, возможно, старая аналогия будет. Предположим, что лучший юрист в городе также является лучшим машинистом. Вам потребуется всего десять минут, чтобы написать документ, который занимает двадцать для вашего секретаря. В этом смысле написание расходов вам меньше. Но в то время, когда он писал, он, возможно, работал в адвокатуре. И он может делать гораздо больше юридической работы, чем его секретарь, даже если она занимает вдвое больше времени.

Сравнение

Таким образом, и ставка, и оклад – минимально установленный размер труда, ниже которого начисления опускаться не могут. Их определения указаны в ст.129 Трудового кодекса РФ, где и указаны основные различия. Так, ставка начисляется за выполнение определённой нормы, что характерно для строительства, производства и иных подобных областей. Её можно рассчитать за определённую единицу времени: час, неделя, месяц.

В этом смысле расшифровка документа стоит вам гораздо больше. Поэтому адвокат должен специализироваться на юридической работе и «импортировать» печатание. В модели Рикардо одна и та же отрасль может потребовать больше труда в одной стране, чем в другой. Такие различия в трудовых требованиях являются одной из причин для торговли. Другое отличие от предложения рабочей силы. В некоторых странах, например в Соединенных Штатах, труд ограничен по отношению к количеству земли, капитала или образования в стране.

Страны отличаются своим сочетанием труда, земли, капитала, навыков и других «факторов производства». В своей модели торговля позволила странам, таким как Соединенные Штаты, экономить на труде, концентрируясь на капиталоемких мероприятиях. Отрасли, которые требуют большого объема рабочей силы, могут быть оставлены в руках иностранцев. Таким образом, торговля уменьшила дефицит рабочей силы.

Оклад начисляется за исполнение трудовых обязанностей, где установить норму не представляется возможным. Его расчёт осуществляется за неделю, месяц или год и зависит от занимаемой должности. При этом величина ставки зависит от разряда работника (слесарь I разряда, токарь IV разряда), а величина оклада – от квалификации сотрудника (юрист, ведущий специалист, начальник отдела).

Это хорошо для страны; Но было ли хорошо для рабочих? Недостаток является источником ценности. Если торговля уменьшит ценность ограниченных работников, это также подорвет их способность к переговорам. Вполне возможно, что свободная торговля снизит долю национального дохода рабочих. Однако, поскольку торговля также расширяет этот доход, экономисты утверждали, что это оставит рабочих в лучшем положении. С другой стороны, даже если иностранная конкуренция подавила «номинальную» заработную плату, это также снизило бы цену на импортируемые товары.

Соответственно, круг профессий также будет существенно различаться. Если мы говорим о тарифной ставке, то она применима для тех людей, кто занят в реальной сфере экономики. Это добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство и многое другое. Результат труда здесь можно выразить в твёрдой форме (произведённые детали, выработанная порода). Что касается оклада, то он применим для областей, где подсчитать «общественно-полезный продукт» затруднительно. Это работа государственных служащих, руководителей, технических специалистов.

В зависимости от их моделей потребления покупательная способность рабочих может увеличиться, даже если их заработная плата упадет. Были и другие причины для оптимизма. Труд, в отличие от нефти, пахотных земель и многих других производственных ресурсов, необходим во всех отраслях. Поэтому, независимо от того, как развивается промышленный микс страны, труд всегда будет востребован. Со временем рабочая сила также очень универсальна и адаптируема.

Столпер не был так уверен. По его мнению, модель Олина не соглашалась с Хаберлером, хотя сам Олин не был так определен. Столпер поделился своими сомнениями с Самуэльсоном, его молодым коллегой в Гарварде. «Продолжай, Вольфье», - призвал Самуэльсон. Первоначально пара работала с простым примером: небольшая и благословенная экономика с обильным капиталом, но с скудной рабочей силой, производящей часы и пшеницу. Позже экономисты выяснили базовую интуицию модели. В первоначальном повествовании часовое вознаграждение получает 10% -ный тариф.

Выводы сайт

  1. Сущность. Тарифная ставка определена за выполнение установленной на данном участке нормы, оклад – за исполнение трудовых обязанностей.
  2. Исчисление. Оклад исчисляется за календарный месяц, в то время как ставка – за любую единицу времени (час, день, месяц).
  3. Круг профессий. Ставка начисляется работникам, занятым в сфере производства, оклад – лицам, занятым в иных сферах экономики.
  4. Уровень квалификации. При исчислении размера заработной платы для ставки учитывается разряд работника, для оклада – квалификационная категория.

Комментарий К. Я. Ананьевой

Когда тариф отменяется, цены на часы падают в аналогичной пропорции. Когда пыль оседает, как насчет зарплаты и аренды земли? Мирянин мог предположить, что оба падают на 10%, отдавая часам. Оба являются ошибкой, потому что оба игнорируют то, что происходит в остальной экономике. В частности, тот факт, что цены на пшеницу не упали. Поэтому, если заработная плата и рента снижаются, производители пшеницы будут исключительно прибыльными и расширяться. Поскольку они требуют больше земли, чем рабочей силы, их расширение оказывает более активное давление на доходы, чем на заработную плату.

Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей в организации. Тарифная система представляет собой совокупность норм оплаты за труд определенного качества в единицу времени. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (оклады), тарифная сетка и тарифные коэффициенты.

В перетягивании каната между двумя секторами заработная плата падает непропорционально, а арендная плата, как ни парадоксально, немного возрастает. Поскольку фермерам требуется больше земли, чем труд, несколько более высокие арендные ставки удерживают их с равной силой, чем низкая заработная плата, привлекают их.

Комбинация также восстанавливает прибыль часовщиков, потому что гораздо более дешевый труд помогает им больше, чем ущерб, который делает их немного более высокой арендой земли. В результате зарплаты снизились больше, чем цены на часы, и арендные ставки действительно увеличились. Из этого следует, что рабочие однозначно находятся в худших условиях.

Тарифная ставка (оклад) определяет размер оплаты труда в единицу времени (час, день, месяц), т.е. она содержит исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности. Размер тарифных ставок (окладов) устанавливается организациями самостоятельно, они закрепляются в коллективных договорах или тарифных соглашениях. Исключение сделано для бюджетных организаций. Труд работников бюджетных организаций оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ETC ), поэтому их тарифные ставки (оклады) утверждаются в централизованном порядке.

Впоследствии Столпер, Самуэльсон и их преемники распространили эту теорему на более сложные случаи. Одним из популярных вариантов является разделение работы на две: квалифицированные и неквалифицированные. Подобное различие помогает определить, что позже Столпер видел в Нигерии, где образованные рабочие были бесконечно редкими. Без него Нигерия, вероятно, импортировала бы текстиль из Ланкашира.

Таким образом, свободная торговля нанесла бы ущерб «дефициту». Ввиду этого эта модель заработной платы согласуется с теоремой Столпера-Самуэльсона. Глобализация нанесла ущерб дефициту «фактора» и помогла изобилию фактора. Но если вы посмотрите более внимательно, головоломка продолжается. Эта теорема не может объяснить, почему опытные рабочие процветают даже в развивающихся странах, где их нет. Его предположение о том, что все страны делают все: часы и пшеница, также могут преувеличивать опасность торговли.

По мере увеличения разряда (который определяет сложность выполняемых работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется с помощью тарифной сетки. Тарифная сетка включает разряды и тарифные коэффициенты, стоящие против каждого разряда, начиная со второго. Он показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.

Фактически, страны будут импортировать некоторые вещи, которые они больше не производят, и другие, которые этого никогда не делали. Импорт не может повредить местной промышленности, которая никогда не существовала. Некоторые другие предпосылки теоремы также сомнительны. Предположение о том, что рабочие переместятся из одной отрасли в другую, может ослепить истинный источник их трудностей. Китайский импорт не сжимал американских производственных рабочих в отраслях, которые требуют меньше рабочей силы; по словам Дэвида автора Массачусетского технологического института и его соавторов, были исключены из рабочей силы.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение работникам тарифных разрядов производятся в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Они отмечают, что «шок Китая» сосредоточился на нескольких производственных площадках, из которых рабочие боролись, чтобы убежать. Благодаря глобализации товары теперь легко перемещаются через границы. Но рабочие беспокоятся даже внутри границ. Принятие теоремы Столпера-Самуэльсона не было мгновенным или универсальным. Оригинальный документ был отклонен Американским обзором экономики, редакторы которого назвали его «очень близким изучением формальной теории». Даже сама книга Самуэльсона рассматривает это предложение с осторожностью.

ЕТКС составлен по видам производств независимо от отраслевой принадлежности организации. В нем устанавливаются требования, которые должны быть выполнены работником, претендующим на присвоение определенного разряда. Эти требования фиксируются в справочнике путем указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки он должен иметь, чтобы выполнить работы определенной сложности. Применение ЕТКС в организациях бюджетной сферы обязательно, для других организаций он носит рекомендательный характер.

После подтверждения того, что свободная торговля может оставить рабочих в США в худшем положении, он добавил предупреждение: Несмотря на признание этого в качестве небольшой теоретической возможности, большинство экономистов все еще склонны думать, что их реальное зерно компенсируется другими, более реалистичными соображениями, - писал он.

Будучи ветераном экономической практики, а также принципов, он не был рабом формализма или не следил за «реалистическими соображениями». Фактически, в Нигерии Столпер обнаружил, что он может «приостановить теорию» более легко, чем некоторые из его политически настроенных коллег.

Квалификационные требования, предъявляемые к руководителям, специалистам и служащим содержатся в Едином квалификационном справочнике. В нем даются характеристики по каждой должности, которые включают три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты». Данный справочник применяется в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. Для остальных организаций он носит рекомендуемый характер. Как следует из ч. 3 ст. 143 ТК, указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ на 2002 – 2004 годы считает необходимым придать ЕТКС и ЕКС статус, обязательный для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Однако он был уверен, что его исследование стоит усилий. Он сказал, что даст левый глаз, чтобы произвести другое равное. В 50-ю годовщину своего суда он фактически потерял использование этого глаза, - печально заметил он. Другая часть сделки, однако, не была выполнена: ему никогда не удавалось написать еще одно такое хорошее эссе.

Для вас не имеет значения, почему поставщики имеют двойное обозначение в прейскурантах для одного продукта электричества? Одним из них является название тарифа на электроэнергию, а другое - название конкретного тарифа. В чем разница между тарифом и тарифом на электроэнергию? Что вам больше всего подходит?

В основе тарифной системы оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, лежит единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (ETC ). ETC утверждается в порядке, установленном федеральным законом. Она гарантирует оплату труда работников бюджетной сферы. В качестве одной из важнейших задач в области оплаты труда упомянутое выше Генеральное соглашение ставит подготовку предложений о законодательном придании тарифным ставкам (окладам) ETC статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, применение которых обеспечивается на всей территории РФ за счет средств бюджетов всех уровней. ETC была введена в бюджетной сфере Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. Данная сетка состоит из 18 разрядов; первые восемь предназначены для рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утвержденными министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и на особо ответственных работах – по перечню, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ – исходя из 11 и 12 разрядов ETC . Для служащих предназначены 2-18 разряды. Второй разряд устанавливается для должностей, занятие которых не требует особых знаний и подготовки (например, для дежурного бюро пропусков). В ETC по должности может быть предусмотрена «вилка» разрядов. Так, у стенографистов – 4-5 разряды, у других работников этот диапазон выше. Размер оплаты труда по общеотраслевым должностям служащих утверждены постановлением Минтруда РФ от 6 июля 1996 г.

Частота электроэнергии: в зависимости от вашего текущего использования

Прежде всего, следует сказать, что тариф и тариф на электроэнергию - это две разные вещи, которые связаны между собой. Уровень электричества в основном определяется вашим использованием электричества. Тариф на электроэнергию либо однозначный, либо двухтарифный.

Ставка электроэнергии может быть как однотарифной, так и двухтарифной. В первом случае вы платите ту же цену за электроэнергию в течение дня, в последнем случае цена электроэнергии в течение дня варьируется в зависимости от того, собирается ли она по высокому или низкому тарифу. Правда, электричество дороже при поставке по высокому тарифу, а при низком тарифе это дешевле. Термин низкого тарифа устанавливается дистрибьютором электроэнергии на основе условий, установленных ценовым решением регулирующего органа по энергетике.

Первоначальное соотношение между 1 и 18 разрядами было определено как 1:10. Однако в дальнейшем это соотношение неоднократно менялось. С 1 декабря 2001 г. установлены тарифные коэффициенты в соотношении 1:4,5. Основанием для изменения соотношений тарифных коэффициентов послужило то, что ФЗ РФ «О тарифной ставке (окладе) первого размера Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 г. увеличил тарифную ставку (оклад) первого разряда до 450 рублей. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы утверждена Приложением к постановлению Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. (см. таблицу на с. 487).

Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Это означает, что тарифная система оплаты труда работников соответствующей организации не должна понижать уровень государственных гарантий по оплате труда.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. До начала реформ ведущей системой оплаты труда являлась система тарифов. На ее основе формировалась основная (постоянная) часть заработной платы. С переходом к рыночной экономике стали высказываться предложения о полном отказе от системы тарифов в оплате труда, однако прошедшие годы реформ и приобретенный опыт функционирования рынка труда убедительно доказали, что тарифная система и в новых условиях не теряет своей актуальности. На современном этапе усилилось ее значение в обеспечении социального стандарта в оплате труда равной ценности, т.е. она становится гарантом реализации общепризнанного международной практикой принципа равной оплаты за равный труд. Кроме того, являясь правовой системой, она гарантирует каждому наемному работнику, труд которого оплачивается на основе бестарифной системы, уровень оплаты не ниже того, который предусмотрен ею для аналогичных видов работ.

§ 2. Тарифная система – это совокупность норм (установленных централизованно или в локальном порядке), обеспечивающих дифференцированную (т. е. различную) оплату труда в зависимости от следующих критериев: 1) сложности выполняемой работы; 2) условий труда; 3) природно-климатических условий выполнения работы; 4) интенсивности труда; 5) характера труда; 6) народнохозяйственного значения отрасли.

Показателем сложности выполняемой работы является разряд, по которому тарифицируется тот или иной вид работ. В то же время разряд служит также показателем уровня квалификации и самого работника, поскольку размер оплаты труда рабочего возрастает по мере повышения разряда выполняемой им работы.

Интенсивность труда и его характер также являются самостоятельными основаниями для дифференциации оплаты через тарифную систему.

Тарифная система как совокупность норм включает следующие элементы, закрепленные этими нормами: тарифно-квалификационные справочники, тарифную ставку, тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

§ 3. Тарифная ставка, которая может применяться при оплате труда рабочих, – это размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц). Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме.

Размер тарифной ставки первого разряда в расчете на месяц не может быть ниже минимального размера заработной платы, предусмотренного законом. Данная тарифная ставка применяется для оплаты самых простейших видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника.

Единицей времени для оплаты труда могут быть выбраны час, день, месяц. В зависимости от этого применяется и соответствующий вид тарифной ставки, которая может быть часовой, дневной либо месячной. Выбор того или иного ее вида для оплаты труда рабочих обусловлен тем, какие виды норм труда применяются на данном предприятии. Если они выражаются в форме сменного задания (например, в угольной промышленности, сельском хозяйстве), то для оплаты применяются дневные тарифные ставки.

На современном этапе четко прослеживается тенденция возрастания значения часовой тарифной ставки. Это связано с тем, что, во-первых, оплата труда в большинстве отраслей народного хозяйства производится на основе таких ставок; во-вторых, на основе именно часовой тарифной ставки определяются размеры доплат, гарантированных работнику действующим законодательством (при сокращенном рабочем времени в связи с вредными условиями труда, при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д.); в-третьих, все более настойчивыми стали предложения, вносимые законодателю, о придании часовой ставке значения социального стандарта при установлении государством гарантированного минимального размера оплаты труда.

Часовую тарифную ставку следует отличать от часового среднего заработка, используемого для исчисления среднего заработка конкретного работника в организациях, где применяется суммированный учет рабочего времени.

Размеры всех видов тарифных ставок (часовых, дневных и месячных) повышаются в зависимости от сложности выполняемых работ, а также условий труда и его напряженности.

Дифференциация размеров тарифных ставок в зависимости от напряженности труда выражается в установлении более высоких размеров тарифных ставок для оплаты труда равной сложности, требующего повышенных трудовых затрат. Такая дифференциация реализуется через систему оплаты труда. Для оплаты напряженного труда применяется сдельная система, предусматривающая более высокий размер тарифных ставок по сравнению с размером ставок при повременной системе оплаты труда. Однако в настоящее время широкое распространение получает применение тарифных ставок рабочего-сдельщика и для оплаты труда рабочего-повременщика. Это вызвано тем, что часто работы, оплачиваемые повременно, требуют не меньше трудовых затрат, чем оплачиваемые сдельно, поскольку применяемые в производстве технологические процессы задают жесткий режим работы оборудования, что, в свою очередь, связано с высокой интенсификацией труда тех, кто это оборудование обслуживает.

Решение вопроса об оплате труда рабочих на основе месячных ставок (окладов) отнесено к компетенции организаций, которые самостоятельно утверждают перечни профессий рабочих, труд которых подлежит оплате на основе окладов, с указанием их размеров. Такие перечни могут быть оформлены и в виде приложений к коллективному договору.

Применение месячной тарифной ставки (оклада) имеет широкое распространение и при оплате труда рабочих таких профессий, норма труда которых выражается лишь в форме общеобязательной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (например, работники охраны, лифтеры, уборщики и др.).

§ 4. Размеры тарифных ставок возрастают по мере повышения сложности выполняемой работы. Соотношение между ними в зависимости от разряда выполненной работы определяется посредством применения тарифного коэффициента, указываемого в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Начиная со второго разряда он возрастает и достигает своей максимальной величины для последнего, самого высокого разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов принято называть диапазоном тарифной сетки.

Таким образом, тарифная сетка наряду с тарифной ставкой является важным элементом тарифной системы. Тарифная сетка – это шкала, разбитая на разряды, которая позволяет определить размер тарифной ставки для оплаты труда рабочих в зависимости от сложности выполняемых работ и их квалификации путем умножения тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент.

§ 5. Для определения степени сложности многообразных видов работ, выполняемых рабочими, в тарифную систему введен и такой элемент, как тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Он позволяет руководствоваться едиными критериями при определении сложности выполняемой работы и присвоении ей соответствующего разряда. С учетом требований, предъявляемых к рабочему, выполняющему (или способному выполнять) виды работ определенной степени сложности, решается вопрос о присвоении ему определенного разряда. Эти требования фиксируются в тарифно-квалификационном справочнике путем четкого указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки, необходимые для выполнения работы данной степени сложности, он должен иметь. В настоящее время применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС), утвержденный в 1985 г. Он составлен по видам производств, независимо от отраслевой принадлежности предприятия, организации, где имеются соответствующие производства и выполняются указанные в нем виды работ. В ЕТКС постоянно вносятся изменения и дополнения.

Тарификация работ и присвоение разрядов производится также и на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих утверждены постановлением Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. № 32 (Бюллетень Минтруда РФ. 1996. № 7).

В тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения и кооперации труда.

Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций и их структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность подчиненного персонала, техническая вооруженность и др.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно-квалификационных характеристик устанавливается аттестационной комиссией согласно действующим положениям о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Другим элементом системы тарифов является нормативный акт, закрепляющий тарификацию должностей служащих. Она дана в форме утвержденных разрядов оплаты труда ETC по общеотраслевым должностям служащих (см. постановление Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. № 32 // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. № 7. С. 2).

Тарифно-квалификационные справочники, как и тарифную систему в целом, следует отнести к числу гарантий реализации каждым права на равную оплату за труд равной ценности.

Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До вступления в силу Кодекса ранее принятые тарифно-квалификационные справочники были обязательными для организаций, финансируемых из бюджета, а для других организаций они носили рекомендательный характер. Статья 143 ТК предусматривает тарификацию разрядов работников на основе этих справочников во всех организациях.

§ 6. Единая тарифная сетка (ETC ) была введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. (САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП РФ. 1992. № 16. Ст. 1253). Принимая данное постановление, правительство сочло необходимым упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения ETC ; осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Кроме того, постановление предусматривало, что применение ETC является обязательным для всех организаций, находящихся на бюджетном финансировании, которым в то же время было предоставлено право самостоятельно определять виды и размеры надбавок и доплат, других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ETC .

Первые восемь разрядов применяются для оплаты труда рабочих бюджетной сферы. При этом руководители предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, вправе устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, оклады, тарифицируемые по 9-му и 10-му разрядам Единой тарифной сетки. Перечни таких работ утверждаются министерствами и ведомствами РФ. Оплата труда рабочих, занятых на особо важных и ответственных работах, перечень которых устанавливается Министерством труда РФ, производится по тарифным ставкам, предусмотренным для 11-го и 12-го разрядов ETC . Разряды оплаты служащих определяются по результатам их аттестации.

Единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов. По мере увеличения разряда увеличивается и размер оклада (ставки). Диапазон ETC менялся неоднократно: первоначально он составлял 10,07, с 1 апреля 1999 г. – 8,23, с 1 января 2001 г. – вновь 10,07.

Федеральный закон «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 г. (СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4150) установил с 1 января 2001 г. тарифную ставку первого разряда ETC в размере 132 руб. в месяц, а с 1 декабря 2001 г. - в размере 450 руб. в месяц. С 1 декабря 2001 г. соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов ETC утверждено в размере не менее 1 к 4,5.

Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4365) утверждены согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты ETC , с учетом которых с 1 декабря 2001 г. введены новые тарифные ставки (оклады). Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных (местных) бюджетов, производится субъектами РФ за счет средств соответствующих бюджетов.

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

Тарифные ставки (оклады)

Тарифные ставки(оклады)

Повышение тарифных ставок (окладов) работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов, а также может осуществляться указанными организациями за счет привлечения внебюджетных источников (п. 3 постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 г. № 309 // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1605). В судебной практике в связи с этим возник вопрос: вправе ли субъекты РФ в своих нормативных актах устанавливать иную (более позднюю) дату повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов соответствующих субъектов, по сравнению с датой, установленной для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также уменьшать размеры этих ставок, но не ниже пределов минимального размера оплаты труда?

Верховный Суд РФ обратился с соответствующим запросом в Минтруд РФ и получил следующий ответ. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы законодательства о труде отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 133 ТК РФ по этим вопросам действует только минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Вопросы организации оплаты труда учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашли отражения в действующем законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровнях. В связи с этим, по мнению Минтруда РФ, постановления Правительства РФ в правовом отношении являются обязательными только в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, постановления о повышении тарифных ставок (окладов) ETC не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер. Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. № 3. С. 16).

Данный ответ Минтруда в настоящее время не согласуется с положениями Трудового Кодекса, который при разграничении положений между федеральными органами государственной власти субъектов РФ в среде трудовых отношений отнес к ведению федеральных органов установление обеспечиваемых государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (см. комментарий к ст. 6 ТК). В число основных государственных гарантий по оплате труда работников включены: величина минимального размера оплаты труда в РФ и величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ (см. комментарий к ст. 130 ТК).

Генеральным соглашением на 2002-2004 гг. предусматривается при подготовке проектов федерального бюджета на 2003-2005 гг. проводить в Российской трехсторонней комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки первого разряда ETC и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной финансовый год. Соглашение предусматривает также проведение в 2002 г. индексации тарифных ставок (окладов) ETC путем их повышения не менее чем в 1,5 раза; обеспечение в 2002-2004 гг. опережающего темпа роста ставок (окладов) ETC по сравнению с уровнем инфляции. В Генеральном соглашении содержится также условие о том, что при поэтапном повышении тарифной ставки первого разряда ETC до уровня прожиточного минимума и принятии решений о снижении дифференциации тарифных ставок ETC должна учитываться необходимость соблюдения обоснованных соотношений в оплате труда основных профессионально-квалификационных групп работников: руководителей, специалистов, технических исполнителей.

§ 7. Наряду с регулированием оплаты труда за счет бюджетных средств на основе ETC законодательство РФ предусматривает для отдельных категорий работников особые правила организации оплаты труда, причем какой-либо общей системы, подобной ETC , в данном случае не закреплено. Нормативные правовые акты (а это, как правило, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), устанавливающие условия оплаты труда, особые по сравнению с ETC , составляют громадный массив, однако ни КЗоТ, ни Трудовой Кодекс не закрепляют правового основания для такого регулирования.

В одном из вариантов проекта Кодекса предлагалось закрепить механизм правового регулирования оплаты труда за счет бюджетных средств всех работников независимо от того, к какой категории они относятся, имея в виду, что нормы оплаты труда за счет бюджетных средств закрепляются в законе, а не в подзаконных актах.

| |

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»