Кто такой витте. «Государственная деятельность С

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Имя этого выдающегося государственного деятеля России, запоминавшегося главным образом в силу иностранного звучания, упоминалось в советской истории лишь в связи с (как тогда писали в учебниках) «мрачным временем царизма». Еще его связывали с другим антагонистом социал-демократии - Петром Аркадьевичем Столыпиным, причем в качестве его антипода. Отношения этих двух людей и в самом деле складывались непросто, у них были во многом противоположные взгляды по поводу пути прогресса, но в главном сходились П. А. Столыпин и С. Ю. Витте. Краткая биография каждого из них была олицетворением служения Отчизне, и оба они полностью отрицали революционный путь развития. К великому сожалению, реализовать планы построения великой России им не удалось, хотя для этого требовалось не так уж много - всего пару десятилетий мира и покоя.

Генеалогия Витте

В семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны (в девичестве Фадеевой) в 1849 году родился сын, Сергей Витте. Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства. История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых. Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков. Другие дети саратовского губернатора тоже отличались, причем не только высоким происхождением - например, одна из дочерей стала видной писательницей (Елена Ган). Двоюродная сестра Екатерины Фадеевой, Е. А. Сушкова, прославилась как автор весьма интересных мемуаров, живописавших общество того времени. приходилась мальчику кузиной.

Возможно, кому-то покажется малозначительным обстоятельством то, в какой семье родился Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его, тем не менее, без этих сведений невозможна. Предки его были людьми достойными и одаренными.

Образование

До достижения шестнадцатилетнего возраста мальчик посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья пару лет жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета, одного из лучших в Российской империи. Терпеливо и настойчиво изучал математику будущий государственник Витте. Краткая биография его гласит, что юность Сергея Юльевича связана с Одессой (именно здесь находился упомянутый сейчас он носит имя И. И. Мечникова). В Южной Пальмире он защитил диссертацию (1870). Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и Отечеству.

Карьера путейца

Молодой человек поступил на службу, заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии. Но там он просидел недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского. Краткая биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний. Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД. Было С. Ю. Витте тогда всего 25 лет.

Дальнейший рост

Краткая биография Витте как чиновника могла бы стать совсем короткой по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов, но его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказание - две недели гауптвахты). Развитие порта Одессы - тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки и опалы - новый виток карьеры, теперь в Санкт-Петербурге. Руководить пятью юго-западными железными дорогами (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской) в 1879 году поручено именно С. Ю. Витте. Краткая биография высокопоставленного чиновника переносит нас в Киев, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать интереснейших лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают «на самом верху», и автора назначают статским советником при железнодорожном департаменте. Затем происходит стремительный карьерный бросок на пост министра. Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Главные заслуги Сергея Юльевича в деле государственного реформирования можно перечислить по пунктам:

1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.

2. Закрепление государственной монополии на продажу водки (возникло даже понятие «монопольки» как общего названия В бюджет начали поступать серьезные средства, но был и неприятный эффект от заинтересованности государства в спаивании народа.

3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.

4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Без упоминания о семье не обходится ни одна, даже самая краткая биография. Витте в молодости пользовался успехом у дам (известно о его знакомствах с актрисами). Еще в Одессе Сергей Юльевич познакомился со своей первой женой, которая в то время пребывала в формальном браке. Н. (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова, они венчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890-м. Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка. Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с Николаем II у Витте складывались сложно. С одной стороны, император ценил его как специалиста, с другой же придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был тот еще мастак) сильно осложняли положения министра финансов. В конце концов, в 1903 году Витте своего поста лишился, но надолго без дел не остался - именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии. С заданием он справился, наградой стал титул графа.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, застрельщиком которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 году.

На этом, собственно, краткая биография Витте заканчивается. В феврале 1915 года он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией безуспешной борьбы за процветание Родины. Знать ее необходимо нашим современникам для того, чтобы избежать многих допущенных век назад ошибок.

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

ВИТТЕ, СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849–1915) – выдающийся русский государственный деятель, реформатор.

Родился 17

(29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте по этой линии была Е.П.Блаватская , основательница теософского учения. Мальчик рос в семье деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.

В 1860-е был студентом физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца семья нуждалась, увлекался теорией бесконечно малых величин в математике, но ввиду нехватки средств для продолжения занятий, после университета был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Там он работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником и начальником станции, досконально знал коммерческую сторону железнодорожного дела.

начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского С.Ю.Витте был назначен начальником конторы движения Одесской ж.д. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных ж.д. в Петербурге. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Э.Т.Баранова по исследованию железнодорожного дела в России, поражая всех прекрасной памятью. Изданная С.Ю.Витте в 1883 книга Принципы ж.д. тарифов по перевозке грузов принесла ему известность в кругах русской буржуазии.

По политическим взглядам С.Ю.Витте сочувствовал тогда позднему славянофильству, писал для газеты И.С.Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом. Но

– по его признанию – в те молодые годы политике предпочитал «общество актрис».

После событий 1

марта 1881 выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была воплощена монархистами, создавшими в Петербурге «Святую дружину», и сам С.Ю.Витте получил задание организовать в Париже покушение на одного из народников. Террориста из него не вышло, общество было распущено, пребывание же в нем Витте продемонстрировало его верноподданнические чувства царской семье.

Новому продвижению по службе Витте помог случай

– сход с рельсов из-за превышения скорости царского поезда в Борках на Юго-Западной ж.д. 17 октября 1888. До этого Витте неоднократно предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях превышения скоростей машинистами царских поездов. В докладе Александру III в связи со случаем в Борках вспомнили о предупреждениях С.Ю.Витте. Царь назначил его на вновь утвержденный пост Директора департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, произведя из титулярных в действительные статские советники.

40-летний директор департамента желал быть замеченным: вскоре после назначения он обосновал на практике необходимость урегулирования железнодорожных тарифов. В

феврале 1892 – преодолев интриги против него в транспортном и финансовом ведомствах – С.Ю.Витте назначили на пост Министра путей сообщения, а спустя полгода (в связи с отставкой по болезни И.А.Вышнеградского) он стал уже тайным советником, почетным членом Академии наук и министром финансов России. При своем министерстве С.Ю.Витте создал впервые в истории России Государственное агентство печати (1902).

Пост министра финансов С.Ю.Витте занимал до августа 1903, руководствуясь теоретическим наследием предшественников

– Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского. Большое влияние на его экономические взгляды оказали труды немецкого экономиста Ф.Листа, анализу которых посвящена работа С.Ю.Витте Национальная экономика Фридриха Листа . Поставив целью вывести Россию в разряд передовых промышленных держав, догнать развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, С.Ю.Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночных отношений и создания независимой национальной экономики. Для ускоренной индустриализации страны и накопления внутренних ресурсов он выдвинул задачи активного привлечения иностранных капиталов, обосновал необходимость таможенной защиты промышленности от конкурентов, поощрения экспорта. За время его пребывания на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее чем 3 млрд. руб. иностранных капиталов. Важным шагом к укреплению внутреннего рынка России было введение протекционистского тарифа 1891 и заключение таможенных договоров с Германией в 1894 и 1904.

Важнейшим механизмом в реализации внутренней перестройки страны он считал неограниченное государственное вмешательство – комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, в том числе ограничение эмиссионной деятельности Государственного банка, конверсионные займы за границей и др. Инициатор

денежной реформы 1897, он добился стабилизации рубля, ввел золотое обращение, обеспечив абсолютную устойчивость золотого рубля до 1914.

Способом обогащения российской казны было и введение винной монополии (откупную систему – по инициативе С.Ю.Витте – сменили акцизные сборы с каждого градуса), ставшее одним из устоев бюджета царской России и дававшее до четверти всех поступлений в казну.

Модернизацию экономики страны С.Ю.Витте связывал также с опережающим развитием транспортных коммуникаций. Начав деятельность министром финансов, он принял 29

тыс. верст железных дорог, уйдя же с этого поста, оставил 54 тыс. верст (70% их них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901), вдоль которой на срубленных скалах пассажиры видели надпись: «Вперед к Тихому океану!». По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск); строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»).

Имевший университетское образование, понимавший значимость науки для экономического прорыва, С.Ю.Витте

пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов, был инициатором открытия новых вузов – 3 политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.

Витте был признан в предпринимательских кругах на Западе как один из творцов российского торгово-промышленного мира. Его головокружительная карьера вызывала зависть в среде российской бюрократии. Великосветский Петербург не мог смириться с «провинциальным выскочкой», его прямолинейностью, манерой держаться. Нападки на успешного министра финансов усиливал факт его женитьбы на еврейке М.Лисаневич (урожденной Нурок), разведенной с мужем после скандальной денежной истории. Защитником министра стал сам император Александр II

I . Разговоры утихли, однако супругу Витте не принимали ни при дворе, ни в высшем свете. Разговоры в высшем свете влияли на отношения Витте с царским двором, и Николай II , сменивший Александра III во главе государства, не единожды раздумывал о смещении Витте с поста министра финансов, обвиняемого недоброжелателями в республиканизме.

В леворадикальных кругах Витте приписывали желание урезать права народа в пользу автократического государства. Либералы же полагали, что его программа отвлекает общество от социально-экономических и культурно-политических реформ. Ходили даже разговоры о насаждении им «государственного социализма». В реальности же этот сторонник сильной России весьма прохладно относился к социалистическим идеям и полагал, что марксисты «сильны

отрицанием и ужасно слабы созиданием».

Землевладельцы упрекали Витте за предпринятую им попытку пересмотра аграрной политики, видя в ней стремление разорить их в пользу крестьян. Он же добивался перехода к буржуазным методам хозяйствования через расширение рыночных отношений, покупательной способности внутреннего рынка, переход от общинного землевладения к частному. Принятый еще в

1899 закон об отмене круговой поруки в общине был первым шагом министра-реформатора к аграрной реформе; другим таким шагом стало создание – при поддержке министра внутренних дел Д.С.Сипягина – «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902). «Особое совещание» ставило задачей «возродить личную собственность в деревне» и предвосхитило, таким образом, многие идеи и действия П.А.Столыпина. Для реализации программы, намеченной «Особым совещанием», было создано 82 губернских и 536 уездных дворянских комитета, собиравших ответы «знатоков» в аграрных делах (помещиков, земцев и т.д.) и призванных проанализировать их и ответить на вопрос, необходима ли сельская община.

Аграрный вопрос стал ареной противоборства С.Ю.Витте с министром внутренних дел

В.К.Плеве, сменившим Д.С.Сипягина. На стороне В.К.Плеве был сам царь, министерство же финансов в 1903 испытывало трудности. Экономический кризис тормозил развитие промышленности, сократил приток иностранных капиталов, нарушил бюджетное равновесие. Экспансия России на Востоке приблизила войну с Японией. Комитеты, созданные «Особым совещанием», становились центрами либеральной оппозиции правительству, высказываясь за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Летом 1903 всеобщие рабочие стачки на время парализовали жизнь десяти крупных городов на юге России.

В конечном счете, В.К.Плеве удалось «подставить» С.Ю.Витте, свалив на него ответственность за нестабильность в стране. В

августе 1903 успешному министру финансов была предложена «почетная отставка». Он был снят с должности и пожалован постом председателя Комитета министров. За бортом остались все программы, включая «Особое совещание». Его работа была свернута, а 30 марта 1905 царь закрыл его. Однако «Особое совещание» вскрыло причины застоя сельского хозяйства и бедственного положения крестьян, определив возможные направления будущей аграрной реформы, затормозившей развитие революции 1905–1907.

Как председатель Комитета министров, С.Ю.Витте продолжил осуществление программы закрепления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще ранее он стремился противодействовать агрессивной политике Японии на Дальнем Востоке, проводя курс на сближение с Китаем и Кореей. При его участии было заключено соглашение с Китаем о строительстве Китайско-Восточной

ж.д. на территории Маньчжурии. Война с Японией, считал он, потребует больших средств, необходимых стране на другие нужды. Но его позиция резко расходилось с курсом на «маленькую победоносную войну» статс-секретаря царя А.М.Безобразова, который поддерживали морской, военный министры, да и сам Николай II. С.Ю.Витте много сделал для защиты монархии. Проявив себя категорическим противником расширения земских учреждений, как «не соответствовавших самодержавному строю», он настоял на том, чтобы из указа от 12 декабря 1904. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка был вычеркнут пункт об участии выборных в Государственном совете. Этим он заслужил временное расположение царя. Он доказывал Николаю II , что, если бы Комитет министров был наделен реальной властью, то такой поворот событий, как «Кровавое воскресенье» был бы невозможен. В конце января 1905 царь поручил С.Ю.Витте организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны».

Витте рассчитывал на преобразование совещания в правительство «западно-европейского образца», но это вызвало очередную царскую немилость. И

только в конце мая 1905 в связи с назревшей необходимостью скорейшего прекращения войны с Японией, царь вновь призвал Витте в качестве чрезвычайного посла для ведения нелегких переговоров о мире. 23 августа 1905 им был подписан Портсмутский мир с Японией. Из безнадежно проигранной войны С.Ю.Витте-дипломату (при активном участии как посредника американского президента Т.Рузвельта ) удалось извлечь максимум возможного, за что ему и был пожалован графский титул. (Недоброжелатели в высшем свете прозвали С.Ю.Витте графом «Полусахалинским», обвиняя его в уступке Японии южной части Сахалина). обстановке нарастания революции осенью 1905 С.Ю.Витте удалось убедить Николая II , что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, С.Ю.Витте добился того, что – после мучительных колебаний – царь подписал Манифест 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка . Этот шаг спас самодержавие от краха. 19 октября царь подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С.Ю.Витте, имевшего программу либеральных реформ, составленных им ранее совместно с А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем и изложенных в записке к Николаю II еще в начале октября.

Став главой правительства России, С.Ю.Витте достиг вершины своей карьеры. Демонстрируя удивительную гибкость и оставаясь твердым охранителем самодержавия, он провел подготовку к созыву Государственной думы. Руководимое им правительство составило проект Основных законов , реализуя провозглашенные 17

октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения.

В то же время в борьбе с развитием революционных настроений правительство Витте проявляло твердость и даже жесткость, вводя чрезвычайное положение в районах, охваченных революционным движением, прибегая к военно-полевым судам и смертной казни. Для стабилизации внутреннего положения Витте добился получения крупных европейских займов, которые пошли на подавление революции.

Спад революционного движения предопределил устранение первого российского премьера. Он

стал не нужен царю и 14 апреля 1906 вынужден был подать прошение об отставке. Конец его карьеры был скрашен специальным рескриптом царя, наградившего его орденом Александра Невского с бриллиантами. конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета, часто выступал в печати. В 1912 он завершил свои Воспоминания , остающиеся и по сей день ценным свидетельством очевидца бурных событий начала 20 в. Последние годы жизни С.Ю.Витте провел в Петербурге и за границей. В начале 1914 он предсказывал, что вступление России в войну кончится крахом самодержавия, готов был взять на себя миротворческую миссию в переговорах с немцами, но был уже смертельно болен. Скончался 28 февраля (13 марта) 1915. Похороны его были скромными, официальных церемоний не было. Его рабочий кабинет опечатали, бумаги конфисковали. Смерть Витте вызвала широкий резонанс. Газеты пестрели заголовками: Памяти большого человека , Великий реформатор… Деятельность Витте была противоречива, сочетая приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его устои. Но смыслом жизни С.Ю.Витте было служение Родине, это признавали и его единомышленники, и недоброжелатели. Зарубежные историки именуют С.Ю.Витте «поборником государственного капитализма».

Труды С.Ю.Витте: Воспоминания . В

3-х тт. М., 1960; Воспоминания. В 2-х тт. СПб, 2003.

Ирина Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Струве П. Памяти С.Ю. Витте. // Русская мысль: март 1 915
История России в портретах, т. 1. М., 1998
Карелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат . М., 1998
Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время . СПб, 1999
Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России . М., 2002

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.). Все 1000 биографии по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»