Князь олег икона. Величание преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
О житии многих святых – как земли Русской, так и иных христианских земель – мы часто знаем мало, кроме как о тех небольших периодах времени, когда они совершали свои замечательные подвиги. Так и подробностей биографии святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского известно немного, даты жизни и благостной кончины его также примерны. Летописи говорят, что он родился около 1245 года, в крещении ему было дано имя Леонтий.

Это было тяжкое время для Руси. Золотая Орда захватывала новые и новые русские земли, расхищая богатства, угоняя в плен жителей, в желании поработить и подчинить себе Русь, расшатать и уничтожить ее главное достояние – Христову веру.

Период феодальной раздробленности на Руси значительно задержался и усугубился тем, что некоторые из князей, исходя из соображений личной выгоды и полагая, что у Руси как у государства практически нет шансов выжить – много в то время велось разговоров о «гибели Руси», предпочитали вступить в сговор с Золотой Ордой, гарантируя себе тем самым большую сохранность подвластных им земель, во-первых, и поддержку при попытке захвата ими других княжеств в братоубийственных межкняжеских войнах – во-вторых.

Таким образом, испытание золотоордынским нашествием для Руси, где только-только подходил к концу длительный период ее Крещения, который начался, по разным данным, в 989 году крещением святого благоверного князя Владимира и окончился примерно в XII веке, а некоторые историки полагают, что даже позже – почти век спустя, стало лакмусовой бумагой для княжеского сообщества. Можно даже сказать, это было Божье испытание, попущенное Им свыше. Теперь было наглядно видно: кто есть истинный православный христианин и патриот, а кто – только сохранял видимость, то есть в княжеских интересах на первом месте стояло стремление сохранить не разграбленной свою вотчину и нетронутым ее население, а вопрос веры был для этого суверена весьма и весьма шатким.

Но были и другие, те, чьи родовые династии из века в век следовали вере, которую признали для себя как истинную, и понимали, что никакие прагматические предпосылки не могут оправдать сговор с иноземными пришельцами, пришедшими на Русь с отнюдь не благими намерениями, а из захватнических имперских амбиций.

Святой благоверный князь Олег Брянский – прямой потомок святого благоверного князя мученика Михаила Черниговского, который мученически погиб в Золотой Орде, отказываясь перейти в иную веру, как того требовал через послов своих от князей, с которыми велись переговоры, хан Батый.

Его старший сын Роман, отец князя Олега, также был горячим приверженцем христианства и даже по вере своей получил исцеление от недуга, молясь перед чудотворной иконой Божьей Матери на Свенской горе, именуемой Свенская-Печерская, а его сестра, преподобная Евфросинья Суздальская, за свою строгую и добродетельную жизнь была причислена к лику святых.

Из этого видно, что свою глубокую сердечную преданность Богу и постоянное желание оставить мир, княжеский престол и отдать свою жизнь исключительно служению Богу святой благоверный князь Олег Брянский унаследовал от своих добродетельных и благочестивых предков, для которых Крещеная Русь была и родной вотчиной, и святыней.

Первое время ему не удавалось исполнить свою мечту, потому что государственные дела требовали иного приложения его жизненных сил. В 1274 году, согласно летописи, святой преподобный и благоверный князь Олег Брянский, которому на то время исполнилось примерно 29 лет, вместе с отцом Романом Михайловичем участвовал в походах против Литвы. Но воинская слава, как и все бренное, земное, мало привлекала его, он стремился стяжать иные – нетленные сокровища.

Известно, что, когда война с литовцами окончилась, он навещал во Владимире Волынском свою сестру княгиню Ольгу, в крещении – Елену. Мужем ее был благочестивый князь Владимир Василькович, его имя осталось в русских летописях как имя князя – основателя на Волыни (территория на Северо-Западной Украине) многих монастырей и храмов. Есть предположения, что святая княгиня Ольга помогала святому преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому в основании Петропавловского монастыря, дважды упраздненного и дважды возобновленного, после чего он действует и в наши дни.

После смерти князя Романа святой князь Олег возглавил чернигово-брянский престол, но ненадолго, предпочтя монашеский постриг княжескому сану. Он принял постриг с именем Василий и провел остальные дни своей жизни во славу веры Христовой в основанной им Петропавловской обители, живя в чрезвычайно строгом подвижничестве.

Как и дата рождения, дата кончины его точно не установлена, но, согласно Ипатьевской летописи 1 , упокоение святого преподобного и благоверного князя Олега произошло 20 сентября 1307 года по старому стилю в стенах основанной им обители. Там он и был погребен. Через недолгое время подвижник веры Христовой Василий был канонизирован как святой преподобный и благоверный князь Олег Брянский.

Патриарх Никон из великого благоговейного почитания памяти святого князя возвел основанную князем Олегом Петропавловскую обитель в ставропигиальную – то есть не имеющую епархиального подчинения, но подчиненную непосредственно патриарху или Священному Синоду в синодальный период истории Русской Православной Церкви, длившийся до 1917 года.

История сохранения мощей святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского

По благословению архиепископа Брянского Даниила (Троицкого) с 1930-х годов мощи святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского хранили в подклети алтаря Введенского монастыря, дабы уберечь их от поругания. Те, кто участвовал в перезахоронении, дали слово не рассказывать о месте, где покоились мощи.

Лишь спустя 65 лет протоиерей Георгий Козловский, священник Петропавловского собора, который работал над диссертацией об истории монастырей на Брянщине, по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, решил разыскать место захоронения останков преподобного князя. По воле Божией встретился с Марией Александровной Беловой. Она, тогда еще почти девочка, служила при Введенском соборе и знала о примерном месте захоронения святых мощей.

С августа 1995 года честные мощи святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского были вновь обретены и теперь покоятся открыто в возобновленном с октября 2007 года Петропавловском женском монастыре в богатой золоченой раке, средства на которую собирали всем миром.

На каждом вечернем воскресном богослужении перед ракой с мощами читается акафист святому преподобному и благоверному Олегу Брянскому, и здесь же сложилась чудесная традиция – в дни воинских призывов перед останками святого совершается напутственный молебен для брянских новобранцев. Молодые люди просят благословения и помощи в будущих суровых армейских буднях у святого князя – воина и подвижника православия.

Какое чудо произошло

Икона Святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского запечатлела образ святого, в душе которого сочетались преданность Богу и вере Христовой и бытие князя-воина, отказавшегося от престола и всех возможных земных благ для жизни скромного и строгого подвижника. Это само по себе – великое Божие чудо, свершившееся в сердце человеческом. Знание о житиях святых земли Русской, об их бескорыстной любви к Христовой вере и своей Отчизне и трепетное изумление перед силой духа, с которой они совершали свои подвиги, напоминает нам, что «Царство Божие силою дается». Эта память преображает и просветляет души в нас, с верою притекающих к ним за их благословением и помощью.

Это ли не истинное чудо – чудо веры, которое свершается нами самими в часы молитв перед их святыми и светлыми ликами, запечатленными на образах…

События из истории иконы

В 1701 году патриархом на месте деревянной церкви, где хранились святые мощи князя, был возведен каменный храм, получивший название Введенского – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, мощи святого хранились там закрытыми – под спудом. В 1830 году, по приказу императрицы Екатерины II, обитель была разорена – оставлена без всех ее угодий, с которых кормились монахи. Постепенно она пришла в упадок и была упразднена. Однако почитание ее и ее основателя – святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского не исчезло из народных сердец. Градское Брянское общество послало прошение на высочайшее имя вместе с ходатайством местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря как женской обители со странноприимным домом для вдов, сирот, девиц. Прошение было удовлетворено, обитель снова выросла и окрепла, немало при помощи великих князей дома Романовых, а также местных меценатов – братьев Могилевцевых.

Со времени канонизации святого преподобного благоверного князя Олега Брянского было создано множество его иконографических изображений. Есть его икона в Троицком храме в Бежичах, еще одна – в бывшей Введенской, ныне Петропавловской церкви.

Известно, что великий князь Константин Константинович в ноябре 1893 года пожаловал Петропавловскому монастырю икону Святого преподобного и благоверного князя Олега Брянского, к ней лампаду и немалую сумму денег, чтобы начисляемые проценты с них были трачены на елей для неугасимой лампады перед святым образом. На следующий же год было разрешено издание икон и металлических образков Брянских святых преподобных князя Олега и Поликарпа, а также Священный Синод по ходатайству Брянской думы издал указ о ежегодном совершении в городе Брянске празднования в честь святых и ношении на крестном ходе 11 августа вокруг Брянска их икон вместе с иконой Свенской Божьей Матери.

__________________________________
1 Ипатьевская летопись – один из самых ранних летописных сводов Южной Руси, приблизительно XV века; свое название получила от Ипатьевского монастыря, расположенного под Костромой, где хранилась примерно до XVII века.

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.


Икона Преподобного благоверного князя Олега Брянского. Галерея икон .

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего," и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

"Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская , за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..."

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.

В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Изображение №6592 (50Х70 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Изображение №6214 (20,5Х51 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Изображение №5915 (6Х8 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Изображение №5369 (15Х20 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой.)

Заказать икону

Изображение №5303 (10,5Х25 см. Дерево, темпера, позолота.)

Заказать икону

Изображение №4692 (10,5Х25 см. Дерево, левкас, паволока, резьба по позолоте.)

Заказать икону

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(15Х20 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

Святой Иоанн Сирийский, святой Олег Брянский, святой Димитрий Солунский, святой мученик Инна, святой Игорь Черниговский, святая Ирина Коринфская и образ Пресвятой Богородицы "Почаевская" (30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(21X28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(10,5Х25 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(50Х70 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, тиснение под позолоту, позолота, эмали.)

Святой князь Олег Брянский, святая княгиня Ольга, святой Дионисий Византийский и святой Ангел Хранитель. Образ Пресвятой Богородицы "Феодоровская" и Образ Пресвятой Богородицы "Смоленская". На полях иконы: святой Николая Чудотворец, святой Александр Невский, святая великомученица Екатерина, святая мученица Галина.

Семе́йная икона. Этот термин может иметь более широкое значение: здесь - икона, принадлежащая семье, передающаяся в наследство из поколения в поколение.

Более точно этот термин означает конкретную иконографию: «cемейной иконой» называют икону, написанную на заказ, на которой изображены вместе тезоименитые святые покровители членов семьи.

Написание семейных икон - древняя православная традиция. Они писались для семьи и изображались на них святые, имена которых носили члены этой семьи.

Икона, написанная в мастерской Екатерины Ильинской, выполнена в классическом иконописном стиле в соответствии с канонами Православной Церкви.

В центре иконы изображен Ангел Хранитель всей семьи, всего рода. На первом плане святые покровители членов семьи: святой благоверный князь Олег Брянский, святая равноапостольная княгиня Ольга и святой мученик Дионисий.

По бокам также изображены фигуры святых - покровители близких родственников.

В верхней части иконы написаны два очень почитаемых образа Пресвятой Богородицы "Феодоровская" и "Одигитрия". Икону Божией Матери "Феодоровская" часто изображали на семейных иконах - как Покровительницу детей. Перед этим образом матери молились Пресвятой Богородице о благополучии жизненного пути своих детей. Икона Божией Матери "Одигитрия" покровительствует путешествующим. Но также, в более широком понимании, является Покровительницей всех людей, путеводствуя и руководя нашу жизнь ко спасению. В переводе с греческого "Одигитрия" означает Указующая Путь, Путеводительница.

На верху иконы - «Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа». Он изображен превыше всех других икон, потому что к Иисусу Христу обращаются святые изображенные на иконе с молитвами о Вечной Жизни, здоровье, благополучии и земных благах своих подопечных, кому они покровительствуют – членах семьи, для которых создан этот образ.

«Нерукотворный Образ» - значит не сотворенный руками, то есть явленный свыше чудесным путем. Он соединяет мир видимый и небесный, подобно тому, как Христос родился на земле, ради спасения человеческого рода. Нерукотворный образ издревле помещали над входом в дом. Часто в храмах над аркой бывает помещена именно эта икона.

Композиция этой семейной иконы объединяет несколько сюжетов важных для духовного благополучия семьи. Поэтому эта семейная икона является Домашним Иконостасом. Композиция иконы имеет купольное строение и напоминает храм, вверху которого, как и в настоящем храме – Образ Спасителя.

Мастера, трудившиеся над написанием образа, вложили много любви и фантазии в свое творчество. Фон иконы отчеканен прекрасной резьбой, покрыт сусальным золотом. Поля иконы украшены со вкусом подобранной эмалью. Орнамент с эмалью напоминает традиционное для Руси кружево. Одежды святых радуют глаз своим богатством и изысканностью.

Семейная икона одна из самых дорогих семейных Святынь. Ее появление в доме важное событие. Около нее собираются на молитву все члены семьи: благодарят за благодеяния Божьи, молятся о здоровье близких, о даровании любви, мира и согласия. Икона объединяет семью как Малую Церковь, она несет любовь и остаётся в наследство детям.

Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIIIвеке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения. В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего, " и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного. Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси. "Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение. Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь. Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIVвека, предположительно в 1331 году. Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря. Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение". В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков. 14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..." 13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября. В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей. По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено. 10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением. Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы. 5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Интересно, что мужское имя Олег образовано от древнескандинавского слова Хельга. Парным женским именем в для него является Ольга. Имя Олег получило распространение еще во времена дохристианской Руси и ассоциируется с княжеской династией Рюриковичей, в частности, с вещим Олегом, ставшим первым киевским князем. Именно поэтому в те времена и многие века после этим именем не называли простолюдинов. Олег и сейчас звучит как-то по- , солидно, поэтому родители маленьких Олегов придумывают самые невероятные - варианты имени от традиционных Олежка, Олежек до необычных типа Олесь, Лега и Лежик. Имя также приобрело популярность и в странах Восточной и Западной Европы. В Германии и Австрии вариант имени - Ольга - также распространен, как и родная для них Хельга. Именины Олега празднуются 3 октября - в день памяти Святого благоверного князя Олега Брянского.

К своему святому покровителю можно обратиться с ежедневной молитвой: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Олеже, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

Житие Олега Брянского

Святой покровитель имени Олег Святой благоверный князь Олег Брянский был внуком священномученика благоверного князя Михаила Черниговского. Он воспитывался в глубокой вере и отличался от других благочестивостью и стремлением к Богу. В 1274 году князь Олег вместе с отцом Романом Михайловичем принял участие в походе против Литвы. Вернувшись из него, Олег на собственные средства основал новый монастырь в Брянске, который существует и в наши дни под названием Петропавловский. Через несколько лет после смерти отца, он принял постриг, став монахом этого , а княжить оставил брата. В иночестве он принял имя Василий. Он прожил всю свою жизнь, будучи строгим подвижником дела Божьего, где и скончался в 1285 г. и был погребен при монастырском храме.

Долгие годы православная церковь отказывалась крестить детей именем Олег, так как несмотря на то, что Олег Брянский был канонизирован как святой, он сам при крещении был назван именем Леонтий.

Русская православная церковь канонизировала Олега Брянского вскоре после его смерти. Мощи святого находились Петропавловского монастыря. Однако когда церковь подверглась осквернению в 1930 г., епископ Даниил - настоятель монастыря - тайно захоронил их. Более шести веков служители монастыря разыскивали мощи и только в 1995 г. поиски увенчались успехом. Сегодня они покоятся в Воскресенском храме монастыря, куда могут прийти паломники и поклонится им.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»