Органы государственной власти в начале 20 века. Политическое развитие России начала XX века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Совет министров – высший правительственный орган, учрежденный в 1861 году. Состоял из министров, главноуправляющих ведомств, председателей Государственного совета и Комитета министров, лиц, назначаемых царем. Создан для обсуждения дел общегосударственного характера, материалов и годовых отчетов о деятельности министерств и ведомств.

Заседания Совета министров были нерегулярными, и с конца 1882 до января 1905 года Совет министров не собирался.

По закону 19 октября 1905 года Совет министров был преобразован и превратился в постоянное высшее правительственное учреждение для:

Объединения действий министров и главноуправляющих ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления;

Предварительного рассмотрения проектов законоположений перед внесением их в Государственную думу и Государственный совет;

Обсуждения предложений по общему устройству министерств;

Утверждения уставов акционерных обществ.

С апреля 1906 года компетенция Совета министров расширилась. Он получил право, в случае прекращения заседаний Государственного совета и Государственной думы, обсуждать законопроекты и передавать их на утверждение императору.

Комитет министров был упразднен в апреле 1906 года и его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.

В 1906 году проведена реформа Государственного совета. Его деятельность была приспособлена к деятельности Государственной думы, и по правовому статусу Государственный совет стал второй, высшей парламентской палатой. Он стал состоять не только из членов по назначению императора, но и из равного числа членов по выбору. Выборы проводились не населением, а по специальному списку дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Академией наук и университетами.

Государственный совет имел равные права с Государственной думой, но мог не утвердить любой законопроект, принятый думским большинством.

После Февраля 1917 года высшим органом государственного управления стало Временное правительство.

Тема 5. Представительные органы власти

Земский собор

Земский собор – это центральное общегосударственное сословно-представительное учреждение середины XVI–XVII веков.

Сам термин «Земский собор» был введен в научный оборот историком С.М. Соловьевым и с середины XIX века в различных источниках этот орган, в основном, так и назывался. До этого времени встречалось другое определение – «Собор всея земли».

Собор состоял из двух палат:

Верхняя: царь, Боярская Дума, Освященный собор (верхи духовенства);

Нижняя: выборные лица от служилого сословия, купечества, ремесленников, иногда и черносошных крестьян.

Нормы представительства, периодичность созыва, сроки работы определены не были. Техника созыва собора выглядела следующим образом. Инициатива созыва, как правило, принадлежала правительству, которое рассылало воеводам особые призывные грамоты с предложением выбирать людей на очередной Земский собор. Воеводы доводили эти грамоты до населения. Избиратели (в основном, дворяне и посадские люди) выбирали депутатов, которых в то время называли выборными, составляли об этом протокол, скрепленный подписями. Но очень часто, из-за срочности решения определенных вопросов, собрать представителей с мест было сложно, и на собор созывали тех, кто ближе, в первую очередь столичное дворянство.

По способу созыва известны следующие группы Земских соборов :

Соборы, созываемые царем по своей инициативе (эта группа была преобладающей);

Соборы, созываемые царем, но по инициативе сословий;

Соборы, созываемые сословиями в отсутствие царя или против него;

По существу рассматриваемых вопросов соборы были:

Законодательные;

Военные, решающие важные стратегические вопросы;

Совещательные;

Избирающие на царство.

Соборы собирались чаще всего в одной из палат Кремля – Грановитой или Столовой. Дьяк зачитывал письмо – повестку дня собора. Решения собора оформлялись в специальный соборный акт.

Государственная дума

В начале XX века из-за событий Первой русской революции (1905–1907 годы) в России вводится система представительных учреждений.

Государственная дума – это представительное законодательное учреждение с ограниченными правами.

11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу. Выборы строились по куриальной системе (курия – это группа населения).

Курии:

Выборы были: не всеобщими (исключались женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств); не равными (один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи – в городской, на 30 тысяч – в крестьянской, на 90 тысяч – в рабочей); не прямыми (двух, а для рабочих и крестьян – трех- и четырехстепенные).

3 июня 1907 года был издан текст нового избирательного закона, урезавшего избирательные права подданных российской империи. Единая городская курия была разделена на первую и вторую, где в первую вошли представители крупной и средней торговой и промышленной буржуазии, богатые чиновники, владельцы крупной недвижимости, а во вторую – мелкая буржуазия. В рабочей курии было выделено 6 наиболее крупных промышленных губерний и рабочим только этих территорий давалось право выбирать своих депутатов. В других районах рабочие участвовали во второй городской курии, но если только соответствовали определенному имущественному цензу. Сократилось число выборщиков от крестьян и представителей национальных окраин.

Предметами ведения Государственной думы были:

Законодательные предложения, требовавшие издания законов и актов;

Рассмотрение государственного бюджета;

Отчеты государственного контролера по исполнению бюджета;

Дела о постройке железных дорог за счет казны, об учреждении акционерных обществ;

Дела, рассматриваемые по высочайшему повелению.

Принятые Государственной думой законопроекты получали силу закона после обсуждения и одобрения Государственным советом и утверждения императором.

Дума не могла возбуждать дела об отмене или изменении Основных государственных законов, вмешиваться в расходы двора и секретные расходы военного ведомства.

Государственная дума избиралась сроком на 5 лет, но до его истечения могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва Думы нового состава.

Всего в России состоялось четыре думских созыва:

Раздел III. Государственное управление в

первой половине XX века.

ЩЕЧОК СЛАЙДА

Революция имела в себе несколько направлений:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вооружённые восстания (Моряков на броненосце Потёмкин, Декабрьское вооружённое восстание в Москве)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьянские волнения – крестьяне стали захватывать помещичьи земли и распределять их между собой, убивать помещиков

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Политические убийства

Политические убийства

Всего с 1901 по 1911 г. жертвами революционного террора стали около 17 тысяч человек (из них 9 тысяч приходятся непосредственно на период революции 1905-1907 гг.). В 1907 году каждый день в среднем погибало до 18 человек. По данным полиции, только с февраля 1905 г. по май 1906 года было убито: генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников - 8, вице-губернаторов и советников губернских правлений - 5, полицеймейстеров, уездных начальников и исправников - 21, жандармских офицеров - 8, генералов (строевых) - 4, офицеров (строевых) - 7, приставов и их помощников - 79, околоточных надзирателей - 125, городовых - 346, урядников - 57, стражников - 257, жандармских нижних чинов - 55, агентов охраны - 18, гражданских чинов - 85, духовных лиц - 12, сельских властей - 52, землевладельцев - 51, фабрикантов и старших служащих на фабриках - 54, банкиров и крупных торговцев - 29.

а) землевладельческую (в неё входили все владевшие более 150 десятина ми земли)

б) городская (мещане, ремесленники, купцы, торговцы);

в) крестьянская курия

г) рабочая курия.

3. Выборы были косвенными (т. е. избиратели голосовали не за кандидатов, а за коллегию выборщиков)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Землевладельцы избирали выборщиков от губернии, которые избирали депутатов Государственной Думы; (две ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Горожане избирали выборщиков от городов, выборщики от городов избирали выборщиков от губерний, которые избирали депутатов ГД (три ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьяне избирали волостных выборщиков, волостные избирали уездных, уездные – губернских, губернские избирали депутатов Государственной Думы (четыре ступени).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Рабочие избирали съезд уполномоченных, они избирали губернских выборщиков, которые избирали депутатов ГД).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Дума избиралась на 5 лет, возглавлялась председателем, которого избирали на один год император имел право её досрочного роспуска. Депутаты ГД могли распределятся по фракциям – партийным группам.

Компетенция Государственной Думы:

1. Рассмотрение и принятие законов (эти полномочия были ограничены, т. к. в промежутках между сессиями император имел право издавать указы, имеющие законодательную силу, которые потом должны быть утверждены ГД)

3. Депутатские группы имели право обращения с запросом к министрам и главе правительства

За всю предреволюционную историю в России работало четыре состава Государственных Дум:

Первая Дума проработала всего 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 г) – большинство в ней принадлежало кадетам и трудовикам (представителям крестьянства), главным вопросом, который обсуждался там, был аграрный. Депутаты ГД предложили насильственно изъять помещичьи земли, но правительство выступило резко против этого. Дума была распущено из-за своей революционности.

Вторая Дума проработала 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907 г.) – в ней принимали участие социал-демократы, большинство опять было у кадетов и октябристов, была также распущена из-за своей революционности (формальный предлог – обвинение депутатов социал-демократов в подготовке мятежа, Столыпин потребовал лишить их депутатской неприкосновенности, Дума отказалась и за это была распущена).

Правительственным кругам стало ясно, что крестьянство перестало быть опорой самодержавной власти (это был первый звоночек – крестьянам нужна была земля, а кто там у власти их уже не волновало).

3 июня 1907 г. был издан новый избирательный закон с одновременным роспуском ГД (увеличивалось представительство помещиков и одновременно уменьшалось представительство крестьян).

Третья Дума – единственная, которая проработала полный срок (с ноября 1907 до июнь 1912 гг.) большинство было у правых монархических партий и октябристов. В целом Дума поддержала реформу Столыпина аграрную.

Четвёртая Дума (ноябрь 1912 – февраль 1917 гг.), она была распущена, об этом поговорим немного позже.

Государственный Совет – превратился в верхнюю палату Российского парламента, половина его членов назначалась царём, другая половина избиралась от земств,

дворянских обществ,

торгово-промышленных комитетов,

духовенства,

университетов,

члены его избирались на 9 лет, каждые три года Государственный Совет должен обновляться на 1/3.

Главная задача Гос. Совета – одобрение законов, принятых Государственной Думой.

Процедура принятия законов состояла из следующих этапов:

(КАЖДЫЙ РАЗ ПО ЩЕЛЧКУ)

Особое совещание по топливу – распределяло топливо между потребителями, осуществляла реквизицию топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам)

Особое совещание по продовольствию – проведение реквизиции продуктов.

Особое совещание по перевозкам – имело право принудительного использования транспорта по снабжению армии и флота

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в.

Россия в начале XX в.

Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. В Своде законов Российской империи издания 1892 г. власть царя определялась как «самодержавная и неограниченная».

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе Российской империи: ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Царь-самодержец получал власть непосредственно от Бога. С этой точки зрения любая попытка отказа от верховной власти становилась святотатством. Двойственная природа власти православного монарха, его «кесаризм» препятствовали эволюции, обрекали самодержавие на застой.

В 1894 г. на престол взошел Николай II. Он сразу заявил о верности внутриполитическому курсу своего «незабвенного покойного родителя».

Российское самодержавие активно вторгалось в экономическую жизнь страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций. Пореформенные десятилетия стали временем быстрого роста капитализма «снизу» и усиленного насаждения его «сверху», прежде всего в области крупной промышленности. Государство, которое в России всегда стремилось держать под своим контролем наиболее важные отрасли промышленности, не отказалось от этого и в новых условиях. Всемерно содействуя отдельным предпринимателям в процессе концентрации производства, правительство затем стало оказывать такую же поддержку синдикатам и трестам, возникновение которых относится к концу XIX – началу XX в.

В начале XX в. создаются особые государственно-капиталистические органы – «Совещание по судостроению», «Съезд по делам прямых сообщений» и другие, с помощью которых правительство, действуя в тесном контакте с предоставителями крупных монополий, регулировало производство. Через эти органы распределялись госзаказы, предоставлялись льготы, субсидии и т. п. Все большее значение в регулировании производства приобретает в это время и Государственный банк, оказывавший мощную финансовую поддержку тем монополистическим объединениям, в чьей деятельности было заинтересовано правительство.

В результате у крупной буржуазии складывается двойственное отношение к самодержавно-бюрократическому строю. С одной стороны, по мере того, как эта буржуазия все больше ощущала свою экономическую мощь, она начинала стремиться к политической власти и, таким образом, оказывалась в оппозиции к самодержавию. С другой – постоянная финансовая поддержка со стороны правящей бюрократии делала эту оппозицию слабой, непоследовательной, предопределяли склонность монополистов к различным компромиссам в политической сфере.

Кроме того, отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. Инвестиции (капиталовложения) в русскую промышленность, особенно в тяжелую, приносили огромные прибыли, несравнимые с прибылями от капиталовложений в свое (французское, английское, бельгийское и т. п.) производство.

Русские предприниматели недостаточно были осведомлены о механизме капиталовложений и предпочитали вкладывать деньги в облигации императорского правительства, в надежность которых они свято верили, нежели рисковать в коммерческих предприятиях. Лишь после того как главный риск взяли на себя иностранцы, в тяжелую промышленность устремился русский капитал. Вследствие этого накануне революции 1905–1907 гг. треть промышленных капиталовложений в России и половина банковского капитала в ее крупнейших банках были иностранного происхождения. Эта особенность сыграла свою заметную роль в развитии событий в России начала XX в. Прибыль, которую получала иностранная буржуазия от ввоза капитала в Россию, уходила в основном за границу. За счет этой прибыли решались многие внутриполитические проблемы западноевропейских государств и, прежде всего, смягчались социальные конфликты.

Для русской буржуазии подобный путь социальных уступок был неприемлем: у нее просто не было для этого достаточных средств. Она также пыталась вывозить капитал в менее развитые страны, однако не выдерживала в этой сфере борьбы со своими более мощными иностранными конкурентами. Русским капиталам удалось закрепиться лишь в очень немногих регионах: Средней Азии, Северном Иране, Северном Китае. Прибыли там были сравнительно невелики.

Столь же невелики были и возможности русской буржуазии в решении социальных конфликтов мирным путем. Процент «рабочей аристократии» был в России незначителен, подавляющее большинство рабочих находились в одинаково плохих условиях. В результате пролетариат в России в полной мере был открыт для революционной агитации.

В связи с этим «робость» и косность состоятельных слоев страны в экономической сфере проявлялись и в их политическом поведении. Они были настроены монархически и националистически, однако предпочитали не вмешиваться в конфликты между правительством и интеллигенцией, усилившиеся с середины XIX в.

Существование в России самых передовых форм промышленности и полусредневековых форм земледелия предопределило и одновременное существование здесь классов буржуазного общества – пролетариата и буржуазии, сословий крестьян и помещиков.

Наиболее многочисленным сословием России было крестьянство, а также средние слои населения – ремесленники, кустари, мелкие торговцы.

Высшее сословие было представлено дворянами-помещиками. По переписи 1897 г., дворянское сословие насчитывало 1 853 184 человека (около 1,5 % населения), из них к потомственному дворянству относился 1 221 939 человек, остальные 631 245 были личными дворянами. Экономическое могущество дворянства составляло большое землевладение. По социально-экономическому положению дворянство было неоднородно. Оно делилось на мелкопоместное, среднепоместное и крупнопоместное. С 1877 по 1895 г. в общей массе дворян-землевладельцев несколько возрос (с 50 до 57) процент мелкопоместных дворян и сократился (с 29 до 25) процент среднепоместного дворянства.

Сила дворянства заключалась также в его особом привилегированном положении, в обладании рядом важных постов в государственном аппарате. Потомственные дворяне занимали почти все высшие посты в армии. По данным послужных списков, потомственными дворянами в начале XX в. были 90 % генералов, 75 % полковников и 50 % всего офицерского корпуса. Чиновничий аппарат также состоял в основном из дворян. 70 % всех чиновников гражданских ведомств составляли потомственные дворяне. Дворянство и далее являлось социальной опорой царизма.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. По переписи 1897 г. насчитывалось приблизительно 870 тыс. человек умственного труда. Значительная часть интеллигенции была настроена оппозиционно по отношению к царизму. Самой многочисленной была интеллигенция, представленная в основном низкооплачиваемыми служащими, чиновниками, учителями школ, врачами, студентами. Эти группы демократической интеллигенции были недовольны своим положением и активно участвовали в революционном движении, выступая против самодержавия. Благодаря своим знаниям, политической грамотности интеллигенция представляла активную политическую силу общества.

Однако для подавляющей массы населения России монархия оставалась важнейшим источником материальных благ. Дворяне, мел кие торговцы, большинство крестьян видели в конституции и парламенте «мошенническую проделку», с помощью которой богатые и влиятельные слои стремятся завладеть государственным аппаратом в своих собственных интересах. В преобладающих в России неблагоприятных хозяйственных условиях люди, стремившиеся к улучшению своего положения, располагали для этого единственным средством – сотрудничеством с государством.

Исходя из этого самодержавие стремилось усилить роль бюрократии в жизни общества и независимость аппарата власти от общества. К началу XX в. на 129 млн российских граждан приходилось 385 тыс. чиновников, или один чиновник на 335 человек. По расчету члена Государственного совета графа В. Н. Коковцева, расходы на управление возросли с 393 млн рублей в 1866 г. до 1289 млн рублей в 1906 г., т. е. за 40 лет увеличились более чем в 3 раза.

Российская бюрократия отличалась косностью, боялась конституционного пути развития и принятия европейского парламентаризма, полагая, что только она способна идти в авангарде преобразований. Поэтому до конца XIX в. сохранялась концепция опоры на «просвещенную бюрократию», что консервировало исторически отжившие государственные структуры и формы управления обществом.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 1. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 1 Россия в начале XX в § 1. НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ «Часть света – Россия». В XX век Россия входила мощной державой. Ее территория, на которой в 1914 г. проживали 178,4 млн человек, раскинулась на 21,8 млн км2. Император Николай II справедливо называл Россию не страной, а частью

автора Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в. Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Россия и запад в XIX – начале XX в. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904) Потребление продуктов питания рабочими Англии и России (недельное пищевое довольствие в 1913 г., кг) Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911) Основные показатели России, США и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

4. Россия в конце XIX - начале XX в.

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Россия в начале XIX в К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст - от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало 43,7 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные

автора

Глава 8 РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В.

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. § 1. Экономическая политика самодержавия Конец XIX - начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного социальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VIII. Россия в конце XIX – начале XX в. Социально-экономическое развитие В 1897 г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн человек, 13 % которых составляли горожане. К началу ХХ в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

64. Россия в начале XXI в. В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия «Единая Россия» стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство

автора Сахаров Андрей Николаевич

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. § 1. Русско-японская война. Портсмутский мирРоссия не хотела войны с Японией. Царь Николай II и русские дипломаты прилагали немало усилий, чтобы избежать военного конфликта с Японией, которая требовала ухода России из Маньчжурии и признания

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Россия в начале 20 века Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М. Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:

  • 1) власть Сената ограничивалась только императором;
  • 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;
  • 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;
  • 4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;
  • 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;
  • 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;
  • 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

“Система уголовного права в конце XIX начале XX вв. строилась на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. В нем предусматривалось сто восемьдесят видов наказаний и не менее двух тысяч преступлений. Законодатель различал следующие категории преступлений:

  • · Тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение)
  • · Преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом)
  • · Проступки (за которые назначались арест, штраф)

Наказания делились на:

  • · Главные (смертная казнь, поселение, заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом, арест, штраф)
  • · Дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом конфискация имущества)
  • · Заменяющие (принудительное лечение, опека)

В Уложении (в редакции 1885 г) предусматривалась смертная казнь через повешенье. Каторга назначалась на срок от четырех до двадцати лет или бессрочно. Ссылка имела тридцать ступеней: от года до четырех лет в разные районов страны (по степени удаления от центра)

В 1903 г. вступило в силу новое уловное Уложение, которое давало формальное определение преступления «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания »

Трехстепенное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок сохранялось. Система наказаний была упрощена

В новом Уложении предусматривалось восемь родов главных наказаний и восемь дополнительных. При определении наказания, судом учитывалась сословная принадлежность преступника и жертвы” И.А. Исаев «История государства и права России» 2005г с. 163-165

Что касается судебного процесса, то он строился на основе судебной реформы 1864 г.

Суды делились на:

  • 1. Мировые (рассмотрение дел осуществлялось в упрощенном порядке без разделения на стадии, в нем соединялись следователь, обвинитель и судья)
  • 2. волостные (сословный, специальный порядок судопроизводства)
  • 3. Общие (уголовный процесс делился на стадии: дознание, предварительное следствие, подготовленные к суду действия, судебное следствии, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора)

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

Значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Национальная политика. Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905--1907 и 1917 гг.

II.Предпосылки изменений в государственно-правовой системе. Начало революции 1905года

К началу XX века политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом. «Особую остроту приобрел аграрный вопрос. Помещикам, царской семье, монастырскому духовенству и предпринимателям, составлявшим не значительную часть населения, принадлежало 65% всей земли, а крестьянству, которое насчитывало, прочти 100 млн. человек имело всего лишь 35%. Оно задыхалось от малоземелья, к тому же земледельцы продолжали платить государству деньги за свое освобождение. Крестьяне страдали от нищенского существования, хронического голодание и абсолютного бесправия. Для них все еще сохранялись телесные наказания и сословные суды. Не менее острым был рабочий вопрос. 14 июня 1897 года был принят закон, по которому рабочий день сокращался до 11,5 часов, а предприниматель обязан был предоставить воскресный день для отдыха рабочим, но из-за отсутствия действенного контроля этот закон соблюдался далеко не всегда. У рабочих, отсутствовали элементарные гражданские права, а за участие в забастовках полагалось тюремное заключение. Отсутствовало рабочее законодательство, которое регулировало бы условия труда, найма, социального страхования, несоответствие заработной платы и трудовых затрат» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России » 2002г ст.-38-39

Недовольство народных масс не решаемыми социальными проблемами, поражение в русско-японской войне резко усугубили положение в стране и так стоявшей на гране революционного взрыва.

2 января 1905 в ответ на увольнение нескольких рабочих, на Путиловском заводе вспыхнула забастовка, ее подержали все крупные предприятия Петербурга. Бунт рабочих возглавлял священник Гапон Г.А, который предложил недовольному народу встретиться с царем, устроив мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах народа, в которую были включены следующие требования:

ь Немедленное объявление свободы слова, печати, собраний, равенство всех перед законом;

ь Ответственность министров перед народом;

ь Отделение церкви от государства;

ь Прекращение войны с Японией и много другое.

Утром 9 января 1905 года по мирному шествию около Зимнего дворца военными был открыт огонь. Более 130 человек погибло. В ответ на это во второй половине 9 января по всему Петербургу прокатились массовые беспорядки. А 10 января бастовал уже весь рабочий класс столицы. Забастовки прокатились по всей стране. «Кровавое воскресенье » серьезно подорвало монархические настроения масс и вытолкнуло российский пролетариат на арену борьбы с самодержавием. Забастовки прокатились по всей стране. Вспыхнула революция. Основным вопросам корой стали: крестьянский, рабочий и национальный вопросы.

Крестьянский вопрос. «Участники волнений не выдвигали политических требований. Но их восстания были стихийными и неорганизованными, а 1902-1903 гг. стали сопровождаться разгромом помещичьих усадеб.

Правительство пыталось найти решения крестьянского вопроса при сохранении помещичьих усадьб и без особых затрат для казны.

В начале 1904 года проект реформы крестьянского вопроса был разработан, однако его обсуждение затянулось

Рабочий вопрос. Усилившиеся стачки, рост недовольства рабочих и забастовок, в ходе которых началось выдвижение политических требований, заставили правительство попытаться решить рабочий вопрос. Одной из таких попыток стала «зубатовщина», смысл которой состоял в том, чтобы создавать легальные рабочие организации, которые способствовали бы улучшению быта рабочих, мирному разрешению конфликтов и удержанию забастовок и рабочих стачек.

Национальный вопрос. Сокращение автономии Финляндии, сохранявшаяся черта оседлости, запреты на занятие сельским хозяйством, квоты для студентов высших учебных заведений. Принятие в 1903 году указа о секвестре имущества армянских церквей и передаче контроля за расходами под надзор государства. Все это способствовало усилению националистических движений и среди рабочих и среди национальной буржуазии.

Выход из сложившейся ситуации Николай II попытался найти в министре внутренних дел В.К. Плеве, однако в июле 1904 он был убит, его полномочия перешли к Святополку-Мирскому. Он попытался добиться взаимного доверия между обществом и правительством: были ослаблены цензурные преследования печати, некоторые общественные деятели возвращены из ссылки и др. Однако новый курс правительства так же не увенчался успехом» Е.Е. Вяземский, Л.В.Жукова, В.А. Шестаков «история России с древнейших времен до наших дней» 2005 г

18 февраля 1905 года Николай II подписал рескрипт о возможности законосовещательной работы выборных представителей от народа. Но стачки не прекращались, а лишь набирали все больше массовый характер. Так, начавшаяся 18 февраля массовая политическая забастовка, 23 февраля превратилась во всеобщую.

Весной по стране прокатилась новая волна забастовок. В мае в ходе стачки в Иваново-Вознесенске, был организован первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Некоторые требования были выполнены. И уже в июле предприятия Иваново-Вознесенска заработали в полную силу.

14 июня вспыхнуло новое массовое восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» Восстание развивалось под лозунгом «Долой самодержавие». Восстание продлилось не долго, уже 25 июня «потемкинцы» сдались властям.

В июле 1905 года Булыгин вместе со специальной комиссией по личному указанию Николая II разработал указ об учреждении законосовещательного органа Государственной Думы.6августа были опубликованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах» Выборы предполагались многоступенчатые, избиратели делились на три курии: землевладельцы, горожане и крестьяне. Право на участие в выборах не получили рабочие, женщины, военнослужащие и учащаяся молодежь. Устанавливался высокий имущественный ценз.

В октябре 1905 года началась новая стачка в Москве на Казанской железной дороге, 15 октября она приобрела всероссийский характер, в ходе которой активно начинают создаваться Советы. Основные требования бастующих:

8-ми часовой рабочий день, демократические свободы, Учредительное собрание.

Октябрьские выступления являли собой мощный революционный взрыв, сплотивший все слои населения России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки.

III.Манифест и его правовые последствия

17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.

  • 1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;
  • 2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие, начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку,
  • 3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Октябрьский манифест представлял собой значительный этап в политической борьбе либералов. Однако вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов. Наиболее консервативная часть либералов высказывалась за участие в выборах, надеясь использовать будущую Думу. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял Союз союзов), то оно потребовало бойкота заранее фальсифицированных выборов. Социалисты - революционеры в свою очередь тоже высказывались за бойкот, так как рабочие, на которых они опирались, были лишены избирательных прав. Пока оппозиция, в значительном большинстве отрицающая любую форму цензового совещательного собрания, продолжала компанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей стачки - единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 года.

Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт - Петербурге и в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж на военно-морской базе в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой - на военно-морской базе в Севастополе. Под руководством лейтенанта П. Шмидта мятежники создали Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, который просуществовал с 11 по 15 ноября.

Истолковав Манифест 17 октября как снятие всех запретов и под влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали бунтовать крестьяне. В разгар волнений консервативные силы организовали так называемые черные сотни. В них набирали как крестьян, так и городских люмпен - пролетариев, разжигая в них чувство антисемитизма.

3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крестьянские надельные земли.

Самым значительным испытанием в последние месяцы 1905 года оказалось противостояние правительства и Санкт - Петербургского Совета, а затем и Московского Совета рабочих депутатов. Санкт - Петербургский Совет, сформировавшийся 13 октября во время всеобщей забастовки преимущественно из депутатов, избранных на предприятиях, и членов революционных партий, сумел добиться роста своего влияния и стал представлять интересы рабочих столицы.

Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 года был утвержден указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления» Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 года). С апреля по июль 1906 года Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 года).

Закон от 11 октября 1905 г. установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.

Основные законы Российской империи. После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал «Основные государственные законы Российской империи», которые считают первой русской Конституцией. Конституция провозгласила, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещания, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.

Государственный совет превратился из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с участием церкви и предпринимательских организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения их обеими палатами и утверждения царем. Между сессиями Думы царь издавал указы, которые затем утверждались Думой.

I Государственная Дума. Выборы в I Думу, проведенные весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте были «трудовики», представлявшие крестьянство и рабочих - 24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в открытую конфронтацию с царизмом и увлекли за собой всю Думу, отражая тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью.

Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали предоставить Думе право формировать правительство, упразднить Государственный совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования были отвергнуты главой правительства Горемыкиным. По аграрному вопросу трудовики предложили национализировать все земли, превышающие «трудовую норму», передать их в пользование сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых земель. Был и проект «социализации земли».

Либералам было предложено сформировать коалиционное правительство вместе с бюрократами из окружения царя.

Николай II по традиции, как во времена Московского царства, продолжал считать Россию своей собственностью и видел свой долг в передаче государственной власти своему сыну в неограниченном виде. 7 июля 1906 г. он распустил I Думу и установил дату созыва II Думы 20 февраля 1907 г. Одновременно царь назначил председателем Совета министров П.А. Столыпина.

II Государственная Дума. 220 депутатов из числа кадетов, трудовиков, социал-демократов собрались в Выборге и призвали народ к протесту, пассивному сопротивлению - не платить налоги, бойкотировать военную службу. Призыв думцев не дал каких-либо.результатов. Зато самих этих депутатов привлекли к суду и лишили возможности участвовать в выборах во II Думу. Но революционный террор в стране продолжался: в 1906 г. было совершено 2 600 террористических актов. В том числе 12 августа 1906 г. на даче премьер-министра Столыпина прогремел взрыв огромной силы, 27 человек погибло, 30 ранено, в т.ч. дочь и сын Столыпина, сам он не пострадал. Покушение совершили эсеры, исполнители погибли во время теракта, их вожаки затем были схвачены и казнены. 19 августа указом царя было объявлено военное положение и на основе 87-й статьи Основных законов учреждены военно-полевые суды. Их практика во многом предвосхитила работу сталинских судов 30-х годов, в эпоху большого террора. Суды из офицеров рассматривали дела террористов по законам военного времени, при закрытых дверях, без адвокатов, в течение двух суток, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись в течение суток. По приговорам военно-полевых судов были казнены 1 102 чел., а от рук террористов погибли 4 131 человек.

Заботясь о повышении своей популярности, правительство по инициативе Столыпина упразднило круговую поруку в общинах, уравняло крестьян в правах с другими сословиями, начало аграрную реформу. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, Решение правительства отменить дискриминирующие евреев законы не были утверждены царем.

Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. II Дума оказалась более левой, чем первая. В правительственной декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сословий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение экономических стачек, осуществление аграрной реформы. На левое большинство Думы такая программа не произвела впечатления. Социалисты особо не дорожили парламентом, не боялись его разгона, обостряли обстановку, открыто призывали к революции. Столыпин старался сотрудничать с кадетами, предложил Милюкову осудить террор. Однако большинство Думы мешало такому сотрудничеству и совместная работа правительства и парламента вновь стала невозможной. Правительство обвинило социал-демократическую фракцию в заговоре против существующего строя, потребовало лишить некоторых депутатов неприкосновенности и, не дождавшись ответа Думы, 3 июня 1907 г. арестовало социал-демократических депутатов.

Царским указом 3 июня Дума была распущена, и был обнародован новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и правительство, нарушив её, 3 июня совершили государственный переворот. Это означало и окончание революции.

Целью нового избирательного закона 3 июня 1807 г. было обеспечение лояльного императору состава Думы. Решили долю крестьян в числе выборщиков снизить с 42 до 22%, рабочих - с 4 до 2%, долю помещиков увеличить с 32 до 43%. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам городских богачей, 60 голосам мещан, 240 голосам крестьян и 480 голосам рабочих. Была лишена представительства Средняя Азия, втрое сокращалось представительство Польши и Кавказа.

III Государственная Дума. В III Думе из 442 мест у октябристов было 154, умеренных правых 70, независимых националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство опиралось на большинство из октябристов и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных органов. Россия превращалась в конституционную монархию. В послереволюционный период Госдума стала постоянно действующим органом высшей власти. Но ее законодательные права были ограничены, некоторые законы, предлагаемые Думой, отвергались Госсоветом или не утверждались императором, а правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»