Типовые сценарии поведения: интерпретация скрытых мотивов. Различные сценарии поведения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Я закончил тем, что перечислил, что необходимо сделать при обработке результатов:

  1. Дать общую характеристику среды ;
  2. Описать целевую аудиторию , создать персонажей и сценарии их поведения на сайте;
  3. Написать концепцию сайта : каким он будет, чем будет отличаться от конкурентов и как будет развиваться.
Далее я раскрою каждый пункт. Для наглядности рекомендую сверяться с приложенным примером обработки результатов для сайта бутика ХХХ .

На всякий случай скажу, что в этой статье вы не найдёте советов по непосредственному анализу количественных и качественных данных. На эту тему написано сотни книг, некоторые из которых мы приводим в списке рекомендуемой литературы в конце статьи. я расскажу, как структурировать и интерпретировать уже полученные данные, как превратить их в полезную для проектирования сайта информацию.

Общая характеристика среды

Здесь всё довольно просто. Мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о среде». Напомню, что, как правило, о среде мы должны узнать следующее:
  1. Основные характеристики , которые могут повлиять на сайт: законодательные ограничения, правила и стереотипы поведения, особенности продажи продукта и т.п.
  2. Как работают конкуренты (для отстройки от них).
  3. Как среда развивается (нужно ли нам учитывать это при проектировании сайта).
Ответы на вопросы должны быть настолько подробными, насколько это нужно для вхождения в контекст проекта, которое, в свою очередь, помогает составить план интервью.

Целевая аудитория

А вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о ЦА»:
  1. Нужен ли ЦА такой сайт и, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
  4. Каковы основные сценарии использования сайта.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия, поведения и содержания сайта.
Во-вторых, на основе полученной информации мы должны создать персонажей, для которых мы будем проектировать сайт.

Создаём персонажей

Персонаж - это реалистичный собирательный образ пользователя сайта, представляющий один сегмент целевой аудитории сайта. Персонажи отличаются моделью поведения, целями, задачами, потребностями и ценностями.

О пользе создания персонажей

Зачем создавать персонажей? Затем, что таким образом мы повышаем эффективность проектирования и рабочего процесса в принципе. Описывая возможности сайта, мы исходим из потребностей персонажей. Создавая интерфейс, мы представляем себе персонажа, который будет им пользоваться. Рисуя картинки, мы задаём себе вопрос, понравится ли это нашим персонажам, как они их воспримут. И так далее.

Мы используем персонажей как инструмент проектирования, потому что что считаем, что лучше всего проектировать под реальных людей с реальными потребностями, а не под абстрактное нечто, не осязаемое, не воспринимаемое как человек. Гораздо легче поставить себя на место реального человека с реальными потребностями, почувствовать его.

Более того, проектирование под широкую аудиторию - это попытка удовлетворить потребности всех, без расстановки приоритетов , без ориентации на конкретных пользователей. Потребности разных групп могут войти в противоречие друг с другом, и в результате получится чудовищный продукт, который не нужен ни одной из целевых групп, а выбор необходимо делать в пользу самых нужных пользователей. Принцип Парето ещё никто не отменял.

Есть довольно интересные примеры проектирования под конкретного персонажа, результаты которого впоследствии стали массовыми продуктами. Например, чемодан на колёсиках проектировался для стюардесс, а стикеры - как закладка для книги.

Наконец, персонажи помогают создать единое видени е в команде проекта. В любых спорах о дизайне или функционале есть арбитр - персонаж. Благодаря этому вместо споров до хрипоты отом, кому что нравится, появляется инструмент выбора правильного решения: «наш Иван Петров никогда бы так не поступил потому-то и потому-то».

Критика персонажей

Однако, с нами далеко не все согласны. Нельзя не упомянуть о том, что практика использования персонажей критикуется с момента её возникновения в конце 90-х годов. В достаточно сжатом виде с критикой можно ознакомиться в статье Чэпмена и Милхэма «The Personas’ New Clothes» . Вкратце, основные аргументы противников таковы:
  1. Результаты процесса создания персонажей невоспроизводимы. Две команды по одним и тем же данным создадут разные наборы персонажей, и невозможно доказать, какой из них «правильный».
  2. Невозможно оценить, насколько точно набор персонажей описывает ЦА. Какую часть ЦА описывает конкретный персонаж и насколько он важен для проекта? Сколько потенциальных пользователей оказались не описанными ни одним из персонажей?
  3. «Проклятие размерности»: чем более специфично описание персонажа (чем больше количество дифференцируемых характеристик), тем меньшую долю ЦА описывает такой персонаж (пять булевых характеристик дадут 1/32, то есть 3% аудитории).
Споры и исследования ведутся по сей день, и можно говорить только о своём опыте и применимости инструмента. Мы не можем точно сказать, хороши ли персонажи при разработке кружек-термосов или систем управления погрузчиками дерева. Вместе с тем, мы с уверенностью готовы сказать по своему опыту: персонажи эффективны при разработке веб-сайтов практически любой сложности.

Методика создания персонажей

Описание персонажа содержит несколько смысловых блоков (они будут рассмотрены далее). Характеристики персонажа, кроме портрета, должны быть синтезированными : это означает, что они должны совмещать в себе все значимые характеристики представителя группы ЦА, с добавлением специфических черт для придания персонажу реальности. Таким образом, мы повышаем эффективность проектирования, его глубину и точность попадания.

Выделение ключевых отличий

Самое главное, с чего начинается создание персонажей - это осознание отличий различных сегментов аудитории. Важно сконцентрироваться на самых главных отличиях, которых обычно должно быть от двух до четырёх. Например, они могут касаться:
  1. Целей пользователей,
  2. Периода пользования сайтом (зайдёт один раз, получит результат и уйдёт, либо будет постоянным посетителем),
  3. Осведомлённости (знание предметной области, восприятие бренда, ключевые мотиваторы),
  4. Поведенческих шаблонов (способы реализации своих потребностей вне сайта, частота реализации потребностей, …).
Далее всё «мясо» персонажа нарастает на «скелет» этих ключевых отличий.

Портрет персонажа

Портрет - это общее описание персонажа безотносительно сайта: фотография, имя, возраст, пол, профессия, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с сайтом, взгляды и интересы в интересующей нас сфере.

Цели персонажа

Переходим к взаимодействию персонажа с сайтом и определяем для начала его цели - зачем ему нужен сайт. Мы делим цели на такие типы:
  1. Цели, не связанные с сайтом - это цели, которые персонаж может достичь без сайта.
  2. Цели, связанные с сайтом:
    • Личные - это цели, которые человек полностью разделяет и имеет мотивацию их достичь.
    • Навязанные - это цели, которые человеку диктует нечто извне - например, его компания, люди в его окружении или законодательство и которые он может не разделять. В этом случае нужно говорить не о мотивации, а о внешнем стимуле.

Взаимодействие с сайтом

Здесь нам нужно рассказать, как персонаж будет взаимодействовать с сайтом:
  • В какой обстановке будет использоваться сайт;
  • Был ли опыт использования подобных сайтов;
  • Каковы факторы оценки сайта;
  • Каковы ожидания от поведения и содержания сайта;
  • Каковы ожидаемые результаты от взаимодействия.

Проверка и определение типов персонажей

После описания персонажей необходимо проверить их на полноту/избыточность описания. Мы могли что-то забыть - например, важную цель или фактор оценки - или напротив написать что-то лишнее. Помните: поменьше лишних деталей, не имеющих прямого отношения к сайту и взаимодействию с ним.

После создания расширенного списка персонажей мы должны выделить два типа, с которыми мы будем работать:

  1. Ключевой персонаж - именно для него мы будем проектировать сайт.
  2. Второстепенный персонаж - его потребности мы учитываем, но их реализация не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои.
Ключевой персонаж должен объединять основные характеристики приоритетной целевой группы, совмещать в себе максимум её целей.

Как правило, ключевых персонажей бывает не больше двух. Исключение составляют сложные проекты с множественными ролями - сложные веб-сервисы, бизнес-системы и т.п. Смысл выделения ключевых персонажей - в расстановке приоретитов, в выборе тех, кто принесёт наибольшую пользу, и ориентации проекта на них. Проектирование для бо́льшего количества в принципе вредно: это означает проектирование ни для кого и, как следствие, мы теряем все целевые группы, что ключевые, что второстепенные.

Создаём сценарии поведения персонажей

Сценарий поведения - это ситуация взаимодействия персонажа с сайтом . Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий.

О пользе сценариев

Сценарии помогают нам смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и, что также важно, предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию.

Основная польза сценариев в том, что они помогают избегать проектирования под исключительные ситуации , чем так часто страдают, например, программисты, для которых исключительные ситуации - это самое сладкое.

Сценарий основан на цели/потребности пользователя и поэтому не позволяет от неё отклоняться при проектировании. К примеру, если у нас основной сценарий на сайте бутика ХХХ - это «изучить каталог одежды и решить, ехать в шоу-рум или нет», то мы должны, очевидно, дать на него ссылку из любого места сайта, максимально облегчить его просмотр, а дальше подсказать, что делать после просмотра каталога - ехать в шоу-рум или заказать одежду с сайта. Это означает, что вся лишняя информация «на всякий случай, вдруг будет интересно», акцентные контекстные блоки, новости и т.п. должны либо отсутствовать в процессе просмотра, либо присутствовать по крайней необходимости очень незаметно.

Таким образом, сценарий заставляет решать конкретную задачу , а не проектировать навигацию и функционал, отталкиваясь от типовых возможностей CMS, практики создания аналогичных сайтов, увиденных примеров, личных представлений и тому подобного.

Чем сайт будет отличаться от конкурентов

Исследование конкурентов и ЦА даёт нам достаточно информации, чтобы сделать выводы: чем сайты конкурентов хороши, а чем плохи; что и как можно сделать, чтобы наш сайт выгодно от них отличался.

В этом разделе мы это и пишем, буквально по пунктам: делаем так и так, чтобы быть лучше или просто отличаться от конкурентов. В основном сайты отличаются друг от друга дизайном, функциональными возможностями, содержанием (составом, стилем речи, манерой подачи ключевых сообщений, и так далее).

Определение этапов развития сайта

Что необходимо и достаточно для запуска

Исходя из основных сценариев мы определяем, какого функционала будет достаточно для запуска сайта, во-первых, для решения основных задач пользователей, без которых сайт им будет не нужен, и, во-вторых, для решения основных задач бизнеса/клиента, без которых запуск не имеет смысла.

Это нужно далеко не всегда, если, например, сайт небольшой и запускается в один этап. Но даже на небольших сайтах бывает так, что информацию нужно подавать постепенно, проверить какие-то функции или разделы. Советую задумываться об этом в любом случае.

Куда будем развиваться

После этого мы определяем возможные (!) направления развития сайта, которое при необходимости делим на этапы. Этот прогноз мы делаем совместно с клиентом, исходя из его понимания стратегии развития бизнеса, исходя из контент-стратегии, ситуации на рынке.

Например, в бутике ХХХ на первом этапе будет возможность просмотреть одежду и попросить отложить её на один день. А позже, когда мы будем организационно готовы к этому, одежду можно будет заказать с доставкой в пределах России.

Куда развития точно не будет

На этот вопрос также важно ответить. Это ограничивает фантазию клиента, менеджера проекта и разработчика, которая частенько тяготеет к бессмысленному развитию ради развития, добавлению лишних функций. Часто это просто бесполезно, но бывает и крайне вредно, потому что нарушает концепцию, размывает бренд и т.д.

Например, на сайте бутика ХХХ совершенно точно не появятся форум, блог и тому подобное для болтовни, которая здесь не решает ни одной задачи.

Источники

Советуем почитать:
  1. «Об интерфейсе» Алана Купера и его сайт

Почему же мы так часто бываем несчастны?
Живём не так как нам хотелось бы...
Не с тем с кем нам хотелось бы..
Работаем не на той работе, которая на самом деле нам нравится...
И много много всего в нашей жизни вовсе не так, как нам хотесь когда-то давно в юности, в молодости. Тогда ведь казалось, что жизнь будет такой прекрасной, интересной и обязательно счастливой...

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах нам с вами вначале нужно понять какой же механизм запускает все несчастья в нашей жизни.
Психологи установили, что все упущенные возможности в жизни человека происходят из-за его пассивности.

В определении пассивности я буду опираться на то, как её трактует Трансактный анализ.
Оказывается пассивность - это способ поддержания своего сценария, неосознанности, автоматизма. Человек, у которого частенько отмечается пассивность, фактически большую часть своего времени находится в Адаптивном Ребёнке. Пассивное поведение возникает у людей в моменты стресса и не приводит к разрешению ситуации, к решению проблемы.

Таким образом, пассивное поведение - это такое поведение, которое не решает проблему!!!

Давайте рассмотрим, какие виды пассивного поведения бывают:
Ничегонеделание - человек нервничая, просто прекращает предпринимать какие-либо действия. Он просто замирает, как ребёнок в утробе матери. Часто такое наблюдается на экзаменах, когда у человека от страха все мысли исчезают из головы и он замирает, ничего не может ответить.
Сверхадаптация - человек подстраивается под желания других людей, а свои собственные желания, потребности не осознает. При этом он не решает свои жизненные задачи, а делает то, что указывают ему другие. У этих людей очень часто встречается в речи слова: мне надо, я должен. На самом деле «должен» - это чужое хочу. Я таких людей спрашиваю: Как интересно, ты должен? Кому и что ты должен? А сам ты что хочешь?
Ажитация - в момент стресса человек вместо того, чтобы предпринимать что-либо для разрешения ситуации, начинает в панике суетиться, лихорадочно повторять одни и те же слова, рыдать…
Беспомощность или насилие - человек пытается решить проблему с помощью своей агрессии. Беспомощность - это его агрессия. направлена внутрь себя. Насилие - это агрессия направленная на другого.

Итак, я думаю, вы теперь понимаете, что такое пассивность. Пассивность - это поведение человека, которое не решает возникшую проблему. И как вы видите, люди практически всё время практикуют именно пассивность при решении своих проблем. А уж как эта пассивность выглядит - в виде скандала, оскорблений, криков давления или в виде слёз, - это уже зависти от личностной адаптации человека.

Естественно, что такое неэффективное поведение не сможет привести человека к его счастью. А вот проигрышный сценарий такое поведение конечно поддерживает.

Человек, практикующий в своей жизни пассивность, находится в неосознанном состоянии. Он практически всё время воссоединён со своим Адаптивным Ребёнком или же со своим Внутренним Монстром (Негативным Контролирующим Родителем).

Внутренняя Сила Души заблокирована. Фактически он не является хозяином самому себе. Он стихийно подпадает под влияние своих вредных привычек, часто бывает в раздражении. Ощущает напряжение, неудовлетворённость, упадок сил. Как результат - проблемы в жизни человека и болезни.

О каком счастье и радости жизни тут можно говорить? Всё на пределе сил.

В Трансактном анализе, как вы видите много специфических терминов, понятий. В то же время ТА несёт людям драгоценные знания.

Я, для того, чтобы облегчить понимание простыми людьми всех этих терминов позволяю себе некоторую вольность и ввожу простые и емкие названия, чтобы всё сразу было ясно. Так мне значительно легче разговаривать со своими учениками, клиентами.

Например, по этой теме все виды пассивного поведения я называю Глупым Разрушающим Поведением. А термин осознанность, я часто заменяю на Мудрость. Соответственно вы теперь понимаете, что т.к. при пассивном поведении человек находится в своём сценарии, в Адаптивном Ребёнке или в Контролирующем Негативном Родителе, то можно сказать иначе по-простому:

Большую часть времени люди, к сожалению, практикуют Глупое Разрушающее их жизнь Поведение. Они не являются Мудрыми, потому что при общении с близкими, при решении жизненно важных задач проявляют свои самые неприглядные маски - состояние Жертвы или свою часть, называемую Монстром.

Каков же механизм, который поддерживает такое сценарное поведение человека, как пассивность?

У кого, какие есть мысли, каким образом мы регулярно в нашей жизни запускаем наш сценарий и практикуем Глупое Разрушающее Поведение, вместо того чтобы демонстрировать Мудрое Поведение. Почему мы так себя ведём?

Светлана Иванова

В поведении многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии. Причина их появления в том, что все мы, живя в социуме, ограничены определенными условностями и нормами этикета и не всегда получаем на наши поступки ожидаемую реакцию.

Поведенческий сценарий - это усредненный вариант поведения человека, в котором сочетаются его естественные желания и действия с нормами внешнего мира. В большинстве случаев защитные сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности, а также слабые стороны человека с тем, чтобы выяснить, в каких психологических стимулах и сигналах он нуждается и как правильно строить с ним отношения, настраивать и осуществлять влияние.

При этом важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария . Чем он типичнее, тем более значим для человека - это обязательно стоит учитывать. Один-два раза появившуюся тему в разговоре ни в коем случае не надо считать сценарием и делать какие-либо выводы.

Рассмотрим несколько типичных сценариев. О чем они говорят и каким образом вести себя с таким человеком, если мы хотим расположить его к себе и стимулировать взаимодействие?

С ц е н а р и й: «Ни на что не хватает времени/Такая нагрузка/Все на мне»

Этот сценарий широко распространен, причем чаще всего ни действительная нагрузка, ни даже неумение управлять своим временем не играют тут роли. На самом деле человек в данном случае неосознанно сигнализирует: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Таким образом, мы получаем информацию о том, что он испытывает недостаток признания со стороны окружающих.

Наиболее правильная и успешная реакция - подтвердить его значимость, периодически хвалить и поддерживать разговор о том, как вы (и, возможно, не только вы, но и другие) цените то, что человек делает. Стоит показать, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит, что другие ценят его.

Неправильной и непродуктивной реакцией здесь будут: советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария), отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость, «соревнование»1 («да что там у тебя, вот я…»).

С ц е н а р и й: «Все пропало/Никто меня не понимает»

Этот сценарий говорит о неудовлетворенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Будет правильным показать, что вы понимаете человека, согласиться с ним («нас действительно часто не понимают»), подтвердить это примерами из своей жизни (при этом следует избегать «соревнования»), постараться вывести собеседника из этой темы, перевести разговор в плоскость поиска решения проблемы или в другую сферу.

«Зацикливание» на обозначенной проблеме может привести человека к отрицательным реакциям и депрессивному состоянию.

Неправильными реакциями также будут: утверждение, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы; обвинение ­собеседника («сам виноват»); «соревнование».

С ц е н а р и й: «Все они (начальники, обеспеченные люди и т.п.) - … (ругательное слово - проходимцы, идиоты и т.п.). Не хочу с ними иметь ничего общего»

Этот сценарий отражает защитную позицию человека, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе (это может быть как постоянным, так и временным явлением) женщина очень часто затрагивает тему «все мужчины - сволочи». Механизм защитной реакции очень простой: она сама наносит опережающий удар и теперь ей есть чем объяснить неудачные ­отношения с мужчинами («она ведь сама не хочет иметь с ними дело»). Точно так же человек, у которого есть комплекс по поводу его социального статуса или дохода, часто обращается к идее о том, что «все начальники - сволочи, а все обеспеченные люди - воры и взяточники». При этом он оправдывает свои социальные неудачи тем, что он-то хороший, не такой, как все остальные.

Правильная реакция состоит в частичном согласии («да, дейстительно, иногда такое случается) и в сопереживании человеку, когда он столкнулся с неприятной ситуацией.

Важно понимать, что человек защищается, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе человека оградить себя от эмоциональных травм.

Неправильная реакция : «Да ты сам/сама на себя посмотри…»; вступление в дискуссию на рациональном уровне (человек в этот момент настроен «не на ту волну»); слишком активное поощрение таких высказываний и длительное «зависание» на возникшей теме.

С ц е н а р и й: «У меня все равно не получится. Заранее извините…»

Этот сценарий, как и другие, имеет смысл учитывать только в том случае, если он является повторяющимся, заведомо «перестраховочным».

Он очень похож на предыдущий сценарий, только лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Человек заранее обезопасил себя, если действительно ничего не получится.

В этом случае следует дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, и он действительно умеет прогнозировать ситуацию, однако убеждайте сделать попытку, заверив, что ничего плохого не произойдет даже если ничего не получится.

Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало человека и постараться поэтапно настроить его позитивно.

Неправильная реакция : отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получится; обвинить человека в неспособности «хоть что-нибудь сделать»; предложить отказаться от попытки.

С ц е н а р и й: «Да разве могут (умеют)...»

Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми человек особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае это говорит о существующих комплексах: принижая других, человек как бы приподнимает себя.

Если вы хотите завоевать расположение собеседника , достаточно просто с энтузиазмом поддержать его и подтвердить его качества. Однако впоследствии стоит корректировать поведение такого человека, так как оно может перейти в агрессию и привести к абсолютно не объективной самооценке.

Неправильная реакция : «на себя посмотри»; логическое убеждение о наличии у других каких-то из упомянутых навыков или возможностей. Также стоит учитывать, что взаимодействие с людьми, у которых этот сценарий встречается часто и в различных областях, может быть очень непростым и малопродуктивным.

С ц е н а р и й: «То ли дело мы тогда…/В наши годы…»

Данный сценарий также говорит об определенной защите и неуверенности, при этом во главу угла ставится не конкретный навык, как в предыдущем случае, а «стаж».

Если довести данный сценарий до крайности, то мы придем к классической дедовщине, и здесь уже прибавляется некоторая мстительность и моральный садизм. Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент. Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости человека, его прошлых и нынешних заслуг.

Неправильная реакция : реальное, на логическом уровне сравнение «старичков» и «молодых»; снижение значимости заслуг говорящего в прошлом или настоящем.

Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.

С ц е н а р и й: «Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить)/Ну что тут может быть нового?!»

Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий актуален именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные люди помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).

В такой ситуации стоит подтвердить компетентность человека, его опыт и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других людей или каких-либо теорий. Впоследствии такого человека стоит чем-то удивить, поразить. Если такой сценарий становится преобладающим, то почти всегда это знак отсутствия перспектив дальнейшего развития такого человека.

Неправильная реакция : попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего человек не знает, не делая акцента на его незнании); логическое убеждение в пользе обучения.

С ц е н а р и й: «Только о деле…»

Человек всячески избегает разговоров, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте он старается пресечь их и у других, что означает очень высокую степень неуверенности в личной сфере.

Наиболее правильно при общении с таким человеком не касаться личных тем и свести общение к сугубо деловому.

Итак

Мы рассмотрели несколько типичных сценариев, которые встречаются как в личном, так и в бизнес-общении. Когда человек на подсознательном уровне «просит» вас о какой-то позитивной реакции, эту реакцию, этот стимул надо ему обязательно дать, и это поможет вам более успешно влиять на человека и настраивать его. В дальнейшем, в зависимости от отношения к этому человеку и собственных возможностей, можно начинать понемногу корректировать его мировосприятие и поведение.

Светлана Иванова
старший партнер и тренер-консультант KPG Resources, «Тренинг-центр Ивановой и Лебедевой» (Москва)

У большинства людей имеются повторяющиеся сценарии поведения, которые возникают из-за определенных общественных ограничений, требующих скрывать свои истинные желания и чувства, если понять, в каких мотивационных сигналах нуждается человек, им можно управлять, давайте рассмотрим, что такое скрытая мотивация персонала – сценарии поведения. Существуют типичные сценарии, которые помогают расположить к себе человека и мотивировать его на взаимодействие.

Непродуктивная и неправильная реакция:

Отказ обсуждать тему ссылаясь при этом на сильную занятость,
Рекомендации по управлению временем, упреки в неверном планировании дня.

Данный сценарий поведения, очень распространенный. Порой человек на самом деле не знает, как управлять временем из-за чего постоянно перегружен, а иногда загрузка вполне нормальная, и человек успевает справиться со всеми задачами. В действительности проблема состоит в другом. Главный сигнал посылаемый человек говорит о следующим: «Я на самом деле полезен и значим!». Следовательно, мы получаем сигнал, говорящий о том, что такому человеку нужно признание собственной значимости. Успешная скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в подтверждении данной значимости. Поддерживайте разговор, периодически хвалите, признайте, что от действий и умений данного работника, на самом деле многое зависит.

2. «Меня никто не может понять. Все пропало»

Неправильная реакция:

Обвинение собеседника,
Не стоит утверждать, что проблемы - собеседника- это полная ерунда, которая не требует особенного внимания, к тому же все можно легко исправить,
Соревнование.

Этот сценарий поведения говорит о существующей потребности человека в сопереживании и сочувствии. Мотивация персонала в этом случае, состоит в следующем, необходимо подтвердить, что эмоции человека вам понятны. Согласитесь, с ним, что порой нас никто не понимает в жизни и приходиться трудности преодолевать самостоятельно. Постепенно нужно вывести человека из данной темы, переключая его внимание на более продуктивные пути решения.

3. «Все они (начальники, мужчины, женщины, обеспеченные люди и тд.) – ругательное слово (проходимцы, дуры, идиоты и т.д).

Неправильная реакция:

Сам/сама виновата,
Вступление в разговор на нейтральном уровне (видимо человек встал сегодня «не стой ноги»),
Чересчур активное поощрение этих высказываний или длительное обсуждение данной темы.

Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который себя не уверенно чувствует в определенной сфере общения, пытается защититься первым и нанести опережающий удар.

Скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в частичном согласии и сопереживании (действительно, порой такое случается). Главное понять, таким образом человек защищается, поэтому его агрессия или эпатаж не стоит воспринимать всерьез. Если такой сценарий встречается в рабочих отношениях («Все поставщики – идиоты, клиенты – не могут разобраться в своих желаниях…»), то руководителю желательно проверить поведение и профессионализм работника именно в данной области, а далее обдумать обучение, корректировку моделей поведения.

4. «Все равно у меня не получится. Заранее приношу свои извинения»

Неправильная реакция:

Обвинить человека в его неспособности.
Отмахнуться от предупреждения, заявив голословно, что все получится.
Предложить от пробы отказаться.

Этот сценарий, следует учитывать лишь если он периодически повторяется. Если сотрудник говорит об этом в конкретной ситуации, то не стоит сразу делать выводы. Человек заранее ставит защиту, опасаясь того, что действительно данное задание ему не под силу.

В этом случае, нужно собеседнику дать понять, что его предупреждение принято, похвалить за умение прогнозировать ситуацию, но предложить все-таки попробовать, убедив, что ничего страшного не произойдет, если его опасения подтвердятся.

5. «Разве они умеют…»

Неправильная реакция:

Посмотри на себя.
Убеждение о наличии каких-то ранее упомянутых возможностей или навыков у них.

Подобный сценарий возникает вокруг навыков и тех умений, которыми человек гордится, при этом в других сферах чувствует себя неуверенно. В любом случае, подобное поведение говорит о имеющихся комплексах: унижая других, человек приподнимает себя.

Если в данный момент вы желаете завоевать расположение человека, достаточно поддержать эту тему, с энтузиазмом подтвердить навыки и качества его самого. Тем не менее в будущем нужно подобную реакцию корректировать, чтобы она не переросла в агрессию.

6. «В наши годы…»

Неправильная реакция:

Снижение значимости заслуг и побед говорящего в настоящем или прошлом.
Реальное сравнение «молодых» и «стариков».
Обоснование различий.

Этот сценарий также говорит о неуверенности и защите, при этом главенствует здесь не навыки, а «стаж».
Удачной реакцией на такой сценарий можно считать действительное подтверждение значимости собеседника, его нынешних и прошлых заслуг. В дальнейшем необходимо брать во внимание, что человек живет прошлым, нужно спровоцировать его на развитие в настоящем, возможно показать ему, что существует много вещей, которых он не знает или еще не добился высокого уровня. Если подобный сценарий постоянно проявляется, будьте готовы к возможной агрессии такого человека по отношению к молодежи и новичкам.


7. «Здесь нет ничего нового. Я все итак знаю…»

Неправильная реакция:

Показать то, что человек не знает, при этом делая акцент на его неумение.
Попытка напрямую доказать некомпетентность.
Убеждение в пользу обучения.

Реакция защитного характера, подтверждающая личную значимость, профессионализм и компетенцию. Довольно часто такое поведение присуще неуверенным в себе людям.

В этой ситуации, нужно подтвердить умения человека, его опыт и профессионализм, свести разговор к возможному обучению или повышению квалификации. В заключении собеседника нужно чем-то поразить или удивить, спровоцировав интерес к дальнейшему развитию.

Мы рассмотрели несколько типичных сценариев, которые могут проявляться при личном или деловом общении. Главное понимать, что подобное поведение проявляется на подсознательном уровне, и не является контролируемым. Это предоставляет возможность правильно строить диалог и отношения с людьми, мотивировать и осуществлять свое влияние на них. Скрытая мотивация персонала – сценарии поведения позволяют доминировать над людьми, выявляя их сигналы, просящие о конкретной реакции, подобный стимул обязательно нужно дать, это поможет вам успешнее мотивировать и влиять на человека.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»