Годы жизни симеона. Великий Чудотворец — Симеон Богоприимец! История Симеона Богоприимца

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.

Историю Сретения, то есть встречи младенца Иисуса Христа с Симеоном Богоприимцем, евангелие от Луки (Лк. 2:22-39) описывает очень лаконично. Про Симеона сказано только, что он был уже очень стар, и что «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
В то же время во многих житиях праведного Симеона (например, в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского и их многочисленных пересказах) говорится, что Симеон был один из тех семидесяти переводчиков (или как часто выражается русская церковная традиция: «толковников»), которые в III веке до Р.Х. перевели еврейскую Библию на греческий язык. Когда, переводя Исайю, Симеон прочел пророчество о рождении Мессии («Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)), он усомнился в рождении Спасителя от Девы. И тогда ему явился Ангел, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Симеон прожил 360 лет – и предсказание ангела исполнилось в момент Сретения.

Легенды, связанные с Септуагинтой

«Легенда, связывающая Симеона Богоприимца с Септуагинтой, т.е. переводом Семидесяти толковников, достаточно поздняя, – рассказывает Михаил Селезнев. - О том, что Симеон Богоприимец имел какое-то отношение к «переводу Семидесяти» ничего не говорится ни в толкованиях святоотеческой эпохи на евангелие от Луки, ни, например, в очень подробных комментариях к этому евангелию блаженного Феофилакта Болгарского (1078 - 1107), где немало строк посвящено Симеону Богоприимцу. Ни слова о том, что была какая-то связь между ним и переводом Семидесяти! Отсутствует упоминание о переводе Ветхого Завета Симеоном и в молитвословиях праздника Сретения (есть в акафисте, но это текст совсем недавний по своему происхождению). Легенда, о которой идет речь, появляется, по-видимому, уже в зрелом средневековье, причем, скорее всего, сперва – у христиан-сирийцев. От них она переходит к христианам-арабам, к грекам, а от греков – к славянским народам. Западному христианству эта легенда не известна».
Впрочем, история возникновения Септуагинты вообще богата легендами. Это касается даже самой истории о приглашении семидесяти старцев из Палестины для перевода Ветхого Завета на греческий язык. Событие это описано в так называемом «Послании Аристея».
Автор послания, называющий себя Аристеем, рассказывает про свое участие в посольстве из Александрии в Иерусалим. В начале послания пересказывается разговор между царем Птолемеем II Филадельфом (285-246 гг. до Р.Х.) и его вельможей Деметрием Фалерским, заведующим царской библиотекой, которому царь поручил собрать все книги мира. Деметрий, отчитываясь о проделанной работе, сообщает царю, что «законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». Царь, заинтересованный, посылает в Иерусалим посольство, в которое входит и Аристей. Приехав в Иерусалим, Аристей встретился с первосвященником Елеазаром и беседовал с ним об иудейской вере. Первосвященник убедил Аристея в разумности еврейских пищевых запретов (например, куницы, в изложении Аристея, считаются у евреев нечистыми животными потому что «имеют постыдное устройство: они зачинают ушами, а детей рождают через рот»). Иерусалимский первосвященник предоставил в распоряжение египетского царя семьдесят два переводчика, отличающихся образованием и знатностью рода (по 6 от каждого колена), а также список Торы («драгоценные пергаменты, на которых был золотыми еврейскими письменами записан Закон»). Прибыв в Александрию, переводчики в течение семи дней пируют с царем, который задает каждому из них по вопросу («Кого мы должны назначать начальниками над войсками?», «Какой человек достоин восхищения?», «Чему царь должен уделять наибольшее время?» и под.). Мудрые ответы евреев-переводчиков приводят царя и его приближенных в изумление. По завершении пира переводчиков поселяют в отдельном здании, где они переводят весь еврейский закон за 72 дня. Александрийские евреи и царь Птолемей торжественно одобряют перевод. Евреи произносят проклятие на тех, кто изменит хоть одно слово из написанного.
«Если внимательно вчитываться в «Послание Аристея», – говорит Михаил Селезнев, - то многие детали начинают казаться откровенно сказочными и вызывать сомнения. Например, вот как Аристей описывает Палестину: «Страна эта имеет все в изобилии, так как всюду хорошо орошается и прочно защищена. Ее окружает река, называемая Иорданом, которая никогда не пересыхает... Разливаясь, подобно Нилу, она около времени жатвы увлажняет большую часть страны». Автор явно жил в Египте, знал что Египет дар Нила и думал, что так должно быть везде.
В качестве главы Александрийской библиотеки, для которой делается перевод еврейской Библии, в «Послании Аристея» выступает знаменитый античный ученый и политический деятель Деметрий Фалерский (ок. 350 – ок. 280 гг. до Р.Х.). Однако известно, что с воцарением Птолемея II Филадельфа Деметрий был выслан из Александрии. Это еще один явный анахронизм. Сейчас «Послание» принято датировать II в. до Р.Х., примерно на сто лет позже описываемых в нем событий.
В I в по Р.Х. «Послание Аристея» пересказывают близко к тексту Иосиф Флавий и Филон Александрийский. Позднее, однако, повествование Аристея начинает обрастать все более сказочными подробностями, например, рассказом о том, что семьдесят старцев запирали для работы по одному (или попарно) в специально оборудованные для этого комнаты, а потом обнаруживалось, что они, не сговариваясь, перевели текст одинаково. Ни в «Послании Аристея», ни у Иосифа, ни у Филона этой детали нет.
Очень часто перевод Семидесяти упоминает св. Иустин Философ, который впервые, противопоставляя Септуагинту и еврейский текст, обвинил евреев в порче Писания. О том, как совершился перевод Библии, Иустин пишет: «Когда Птолемей, египетский царь, устроил библиотеку и старался собрать сочинения всех людей, то… послал к царствовавшему тогда у Иудеев Ироду и просил переслать к нему книги пророчеств. Царь Ирод послал эти книги, написанные на еврейском языке... Но поелику египтяне не знали, что в них написано, то Птоломей снова послал и просил прислать людей для перевода их на греческий язык». Это явно иная версия, чем та, с которой мы сталкиваемся в «Послании Аристея». Начать с того, что посольства посылаются не к иерусалимскому первосвященнику, а к царю Ироду, который жил на два с половиной века позже, чем Птолемей Филадельф! Кроме того, согласно св. Иустину, при Птолемее переведен не один лишь Закон Моисеев, а все пророческие книги (Закон Моисеев, как видно из писаний св. Иустина, входит для него в число пророческих книг)».
На протяжении столетий повествование о создании Септуагинты обрастало все новыми и новыми легендами – сперва в еврейской, затем в христианской среде. Одна из них - рассказ о том, что к числу переводчиков принадлежал Симеон Богоприимец. Но легенды, даже если они не имеют под собой исторического зерна, могут нести важное символическое значение.

Символика событий и чисел

Рассказ о том, как родители принесли младенца Иисуса в Иерусалимский Храм и как старец Симеон признал в нем Мессию занимает немаловажное место в евангелии от Луки. Это - символ преемственности Ветхого и Нового Заветов. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия, но старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.
Важную символическую роль в древнем мире (да и в средневековье) играют числа. Для нас числа - это чисто фактическая информация, а для человека архаической культуры, было вполне естественно, услышав в повествовании какое-то число, почувствовать его символическое значение.
«В предании о переводе Закона Моисеева (Торы) на греческий язык фигурируют 70 переводчиков, - говорит Михаил Селезнев. – «Семьдесят» число символическое: именно столько старейшин помогали Моисею вести народ через пустыню (Исх. 24:9-11; Числ. 11:16-25). Они вместе с Моисеем «видели Бога Израилева», больше того - Бог уделил им от «духа, который был на Моисее» и они «стали пророчествовать». 70 старейшин были свидетелями того, как Бог дал Моисею Закон. В свою очередь, 70 переводчиков греческой Библии как бы продолжают дело Моисея, сделав этот Закон понятным для грекоязычной диаспоры. Это – символ преемственности между эпохой Моисея, когда Израилю был дарован Закон и эпохой перевода этого Закона на греческий язык, который в тот момент был языком всего Восточного Средиземноморья. Своего рода намек на то, что Септуагинта - повторение Синайского откровения.
Но есть и еще один ряд ассоциаций у числа 70. В генеалогии потомков Ноя (Быт. 10) раввинистическая традиция насчитывает семьдесят народов; согласно позднейшим еврейским легендам семьдесят ангелов во время строительства Вавилонской башни научили людей семидесяти языкам; семьдесят народов были представлены на корабле, на котором плыл пророк Иона; на семидесяти языках прогремел голос Божий с синайских высот. Если это представление о том, что на земле живет 70 народов было уже в эллинистическом иудаизме, то атрибуция греческого перевода Закона Моисеева 70 толковникам словно бы намекает на обращенность перевода ко всем народам земли. Ведь по-гречески тогда говорили не только греки, но, можно сказать, вся ойкумена!
Можно вспомнить также семьдесят апостолов Христа у евангелиста Луки (заметим, что двухтомник Лука-Деяния уделяет особенное внимание миссии к язычникам). 70 апостолов как бы продолжают дело 70 толковников - подобно тому как 70 толковников продолжали дело 70 старейшин, окружавших Моисея.
В ряде дошедших до нас версий истории о переводе Библии на греческий фигурируют, однако, не 70, а 72 переводчика. 72 - это своего рода «округление» числа 70 до ближайшего числа, кратного 12. В этом тоже скрыт свой символизм: ведь когда-то, на горе Синай Закон был дан всем 12 племенам Израиля. Значит, «правильный» перевод, эквивалентный оригинальному, тоже должен быть делом всех 12 племен Израиля. Неважно, что ко времени Птолемея Филадельфа от 12 племен осталось лишь три: Иуды, Вениамина и Левия, остальные рассеялись. В «правильном», настоящем переводе должны в равной мере участвовать все 12 племен! Только тогда можно будет говорить о преемственности между Законом Моисея и его греческим переводом!
Для христианской традиции Ис 7:14 - ключевое пророчество, связывающее Ветхий и Новый Заветы, пророчество о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына». Но вокруг этого пророчества всегда шла дискуссия с евреями, которые читали «Молодая женщина во чреве приимет» и, как правило, соотносили это пророчество с рождением царя Езекии (вторая половина VIII в. до Р.Х.). Именно в контексте этой полемики и возникает образ Симеона как переводчика. Он - праведный еврей, воплощение Ветхого Завета. И вот он, сперва усомнившись (намек на полемику христиан с евреями), затем уверовал и написал «Дева…» - после чего был удостоен того, чтобы видеть исполнение пророчества в Новом Завете.
По наиболее распространенному варианту легенды (отраженному, в частности, у св. Димитрия Ростовского) Симеон прожил 360 лет. Это число дней в году. Не в нашем календарном году, стремящемся к астрономической точности (365,259636 дней), а в архаическом лунно-солнечном календаре, где год это 12 месяцев по 30 дней. Соответственно 360 лет - это «год годов», полный цикл, в котором столько же лет, сколько дней в году. Когда легенда говорит нам о том, что Симеон прожил 360 лет, это означает, что он, сказавший «Ныне отпущаеши…» прожил свое «полное время», полностью завершил отмерянный ему срок.
Но есть и еще один смысл в этом упоминании 360 годов: прошел полный цикл времен с тех пор, как Симеон поставил в своем переводе слово «Дева», – и настала пора исполнения пророчества. Оно тоже ждало «исполнения времен», ждало своего срока».

Рассказ об участии Симеона Богоприимца в переводе 70 толковников - легенда, но она лишь усиливает и подчеркивает ту роль «моста» между двумя Заветами, которую играет образ Симеона Богоприимца в евангелии от Луки.

Православная икона Симеона Богоприимца знаменита на весь мир. Она помогает всем верующим, оберегая их дома от бед и несчастий.

Святыня, написанная в честь праведника Симеона Богоприимца, глубоко почитается христианами. Праведник является одним из святых угодников Божьих, создавшим греческий перевод священной Библии. И икона его — неотъемлемая часть домашнего иконостаса .

История иконы

Согласна преданиям, Симеон был праведным человеком, верно служившим Господу. Он совершал добрые дела, помогал нищим и неимущим. Святой проповедовал православие и наставлял на путь истинный. Многие верующие доверяли праведнику, обращались за помощью и всегда получали поддержку. После его смерти чудотворные деяния святого продолжились, а иконы, написанные в его честь, обрели божественную силу.

В наши дни православные верующие не перестают молиться перед святым образом чудотворца. Христиане очень почитают и уважают Симеона Богоприимца, человека, который заслуженно является одним из самых известных святых православной церкви.

Где находится чудотворный образ

Во многих храмах нашей страны можно встретить икону святого. Наиболее почитаемые из них хранятся в таких священных обителях, как:

  • Симеоновская церковь в Москве;
  • храм Рождества Христова в Москве;
  • церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге.

Описание иконы

Святейший образ заключает в себе изображение старца Симеона с длинной седой бородой, в накидке монаха, с Богомладенцем на руках. В правой руке праведник держит развернутый пергамент со Словами Божьими, указывая на то, что лишь Слова Господа являются истинными и верными. Нередко на иконах можно увидеть изображение Симеона Богоприимца вместе с Анной Пророчицей .

В чем помогает икона святого Симеона

Немало бед и несчастий было предотвращено с помощью чудодейственных способностей иконы. К ней обращаются во многих трудных ситуациях, но чаще всего люди молятся перед иконой Симеона с просьбами:

  • о наставлении на путь праведный;
  • о защите от врагов и недругов;
  • об исцелении от болезней душевных и физических;
  • о помощи людям, находящимся в плену, тюрьме, об их освобождении и здравии. Святой Симеон является покровителем и заступником людей, которые находятся в заключении.

Дни празднования

Днем, когда воздается особое уважение чудотворцу, считается 16 февраля. В этот день почитают не только святейшего старца Симеона, но и Анну Пророчицу. Многие люди посещают храмы, где проводится специальная служба в честь святых. 16 февраля принято молиться перед иконой Божьего угодника о помощи и поддержке в трудных ситуациях.

Молитва перед иконой

«О мудрец святейший и праведный! Услышь молитвы наши и приди на помощь страдающим. Тебя просим о защите и укреплении веры нашей. Не дай врагам прийти в наш дом, не позволяй бедам одолевать семьи наши. Надели нас силой и храбростью. Не дай нам сбиться с пути, помоги обрести истинную веру. Избавь нас от несчастий и болезней. Лишь Тебе молимся, о великий Божий угодник! Да будет на все воля Господа. Аминь. Аминь. Аминь».

Симеон Богоприимец является одним из самых почитаемых и уважаемых святых не только в православии, но и во всем христианстве. Его имя известно на весь мир. Праведник заслужил доверие верующих неспроста. Он — избранник Господа, которого сам Бог наделил святой силой и чудотворными способностями . Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

17.02.2018 05:13

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (). Ему было возведено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.

Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.)

Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.

И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (). Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица , дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" ().

О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября).

Иконописный подлинник

Русь. XVI.

Св. Симеон. Икона. Русь. XVI в.

Сегодня Православная Церковь вспоминает событие, примечательное не только своим духовным значением, но и исключительной эмоциональностью. Это событие встречи любящей души с Богом. Глубокой духовной радостью, выношенной и выстраданной не годами даже, а столетиями пронизано это событие. Дивный старец принимает на руки Богомладенца и возвещает благую весть о спасении мира: «ибо видели очи мои спасение Твое!»

По закону в сороковой день Пресвятая Богородица приносит младенца Иисуса в Храм и здесь встречает праведного старца Симеона. В сердечной тишине хранит Пресвятая Владычица великую тайну Боговоплощения, но радость, непонятная ещё большинству людей, уже известна старцу, и «от избытка сердца» глаголют его уста. Он говорит о спасении человечества от грехов, о восстановлении утраченного богосыновства, в то время, когда Иисус ещё бессловесным Младенцем покоится на руках Праведника.

Фрагмент мозаики храма Воскресения Христова ("Спас-на-крови")

Удивительная глубина и ясность прозрения! Через многие годы люди услышат глаголы, исходящие из уст Божиих, будут свидетелями величайших и невиданных доселе чудес, но в глухоте и в слепоте своей многие из них так и не увидят, не поймут, не примут своего Спасителя…

Примерно за 300 лет до рождества Христова египетский царь Птолемей пожелал перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. По преданию праведный Симеон был одним из семидесяти двух толковников, кому была доверена эта высокая миссия. Старцу выпало переводить известное пророчество пророка Исайи, где говорится, о том, что “Дева во чреве приимет и родит Сына”. И вот премудрому толковнику показалось, что в текст вкралась ошибка, и вместо слова «Дева», нужно написать «Жена». Это он и собрался сделать, но тут явился ангел, остановил руку Симеона и предрёк, что тот не умрёт, пока не увидит осуществление пророчества о рождении Бога от Девы…

И вот настал долгожданный миг, когда восприняв на руки Божественного младенца, праведный Старец воскликнул: « »

Для нас эта история, поучительна, во-первых, тем, что нельзя «исправлять» и толковать по своему разумению. Святые Книги настолько превосходят наш естественный разум, что каждый из нас должен много потрудиться, чтобы понять их правильно. Но ещё более мы призваны потрудиться в том, чтобы стать не читателями только, но исполнителями Святых слов. Именно этот труд вводит человека в духовную жизнь.

Кроме того, своё понимание Священных текстов надо сверять с пониманием общецерковным, потому, что можно ложь принять за истину, и в обольщении своём всё дальше уходить от истины, мня себя чуть ли не избранным боговидцем. К сожалению, так случается. Это страшное помешательство называется прелестью, и оно всегда основано на самолюбии, стремлении себя и своё мнение поставить выше мнения Церкви. Очень многие отпали таким образом от Христа и погибли, потому, что именно Церковь это – Тело Христово и вне Церкви единства со Христом нет и не может быть. Вообще для спасения человеку нужна не только вера в Бога, но и доверие всему, что составляет содержание Церковной жизни. Очень многое может быть не понятно в духовной жизни, но мы не можем проверить – истина это или нет, если не доверимся, опытно не пройдём путь воцерковления. Вот это доверие со смирением и приводит нас, в конце концов, к Богу. И путь такого смирения указал нам Праведный Старец.

Удивительно ещё то, что Симеон Богоприимец узнал Спасителя в безмолвном младенце! Мы скажем: Духом Святым прозрел Старец великую тайну Боговоплощения. Да, но что мешало так же Духом прозреть Истину множеству других людей? Сколько их – прохожих, случайных, мудрых и простецов, пытливых да глумливых… сколько их встречали Господа на своём пути. И что? « !» А через неделю: «Распни!» Тоже ведь встреча… но только иная, страшная.

Святой праведный Симеон Богоприимец

Праведный Старец всей своей жизнью готовился к встрече с Богом, ждал этой встречи, и с каждым днём ожидание его превращалось в крайнюю жажду. Вот, поди, отними у человека воду: о чём он будет думать через несколько дней? И что ему будет тогда до денег, до вещей, до приятелей, до развлечений… Из великой, непонятной другим и, может быть, не заметной жажды родилась эта великая встреча. И нам без этой жажды крайней никак нельзя, невозможно спастись. Потому, что Спаситель является тем, кто понимает гибельность своего положения и жаждет спасения!

Сердце праведного Симеона было очень тонко и точно настроено на познание Истины. Никакие мнения человеческие, связанные со , его не интересовали. Это был по настоящему Боголюбивый муж и именно за эту чистоту и пламенность веры Господь привёл Симеона в такое состояние духовной трезвенности, что он просто не мог ошибиться. Вдумайтесь только – сколько младенцев перевидал Праведный старец на своём веку, скольких он держал на руках и ни разу никого он не дерзнул назвать Спасителем.

Ребёнок, потерявший мать, не может успокоиться никем и ничем. Он будет плакать всё громче и безотраднее, пока не отыщется та единственная, кого он ищет и ждёт. Вот такая же тесная связь существовала между Святым старцем и Богом. И причиной этой связи было не что иное, как искренняя и бескорыстная любовь Симеона. Он именно любил Бога ради Него Самого. Не ждал никаких выгод, пусть даже духовных. Никаких! Просто любил Бога и всё! Больше своей жизни! И за это Господь дал ему так ясно ведать Себя, как это только возможно для человека. И это второй урок Праведного старца.

Ну и третий урок заключается в том исключительном терпении, которое показал Праведный старец, прежде чем сбылось

Вы подумайте только – триста лет он ждал исполнения обетования! Да каждый из нас и за тридцать лет уже сто раз отчаялся бы, разнюнился бы, опустил руки… Почему? Да потому, что мы нетерпеливы. Всё нам подавай здесь и сейчас! А терпения нет единственно потому, что нет настоящей веры. Не просто веры в Бога, а жизни, деятельного исполнения своего упования. Вот апостол Павел говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого». Заметьте, не ожидание только, а осуществление! То есть нужно не сидеть, сложа руки и ждать, когда сбудется то, во что мы верим, а самим строить с Божьей помощью свою вечную жизнь. Дорасти нам ещё нужно до встречи с Господом, доболеть, доплакать, доотдать своё, кровное… дораспяться со всеми своими Я-ками.

Старец святой дождался, и встреча была подстать! «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Здесь «отпускаешь» имеет обратное значение, то есть: «Разрешаешь меня от земных уз, от грубой телесности, допускаешь меня к Себе, даёшь насладиться всей полнотой общения и единства с Тобой!» Какая любовь, какая привязанность, какая жажда!.. и за триста лет она ничуть не иссякла, а напротив – достигла своего пика, когда уже действительно было невмоготу терпеть. И вот в этот самый миг явился Господь.

Жизнь для Симеона была как темница и не потому, что он триста лет прожил и устал, а потому, что знал, что такое подлинная А знал потому, что искал её всем сердцем и всей душей и всем своим разумением. Свобода во Господе! А мы что о свободе знаем? Билль о правах? Гуманитарные штаны… вера в рассрочку… надежда на килограммы… любовь под залог имущества… и запсчастье в придачу!..

– это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать кроме Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека! Праведный Симеон – это живой образчик боголюбивой души, и таким должен стать каждый из нас. Только так и никак иначе!

Д орогие братья и сестры, сегодня, 16 февраля, празднуется память одного из самых таинственных святых, праведного Симеона Богоприимца (его жизнеописание мы уже размещали в календаре Духовного чтения от 16 февраля). Тот факт, что он жил 300 лет уже говорит о его необыкновенной жизни. Правда, жизнь праведного Симеона остается необыкновенной и поныне. Сам святитель Николай Чудотворец, явившись Петру Афонскому, сказал, что праведный Симеон выше его по святости!

Об этом чудесном явлении святителя Николая и праведного Симеона и пойдет речь:

“О днажды Петр вместе с другими воинами был отправлен в Сирию на войну. Греческое войско потерпело поражение от врагов; Петр был взят в плен и вместе со многими другими пленниками отведен в Аравию, в город Самару, находящийся около реки Евфрат. Там он был заключен в темницу и закован в тяжелые железные оковы. Находясь в темнице и тщательно обсуждая свою прежнюю жизнь, Петр вспомнил, что он много раз помышлял отречься от мира и принять монашество. Он понял тогда, что Бог наказал его этим тяжелым пленением за то, что он не постарался исполнить своего доброго намерения. Раскаиваясь в своем нерадении и горячо оплакивая прежнюю жизнь, Петр терпеливо переносил страдания, которые, по его сознанию, он вполне заслужил.

Пробыв в темнице долгое время и не надеясь получить избавление от кого-либо из людей Петр начал воссылать усердные моления к всесильному Богу, могущему Своими, неведомыми людям, путями освободить его из темницы, как некогда Он извел Адама из ада (1Пет.3:18-19) и как освободил Апостола Петра, заключенного в темницу Иродом (Деян.12). Вместе с этим Петр призывал на помощь и просил многосильных ходатайств перед Богом у великого чудотворца святителя Николая, скорого помощника находящимся в бедах: Петр издавна имел, по Боге, великую веру и любовь к святителю Николаю и часто к нему обращался за помощью. К своей молитве Петр присоединил такое обещание: если он избавится от уз, то уже не возвратится более в мир, не пойдет даже в свой дом, но тотчас же отправится туда, куда направит его Бог для выполнения иноческого подвига. Он помышлял, если только Бог освободит его от уз, отправиться в Рим, чтобы там, при гробе святого верховного Апостола Петра, постричься и дать обет отречения от мира. Молясь об этом, святой Петр наложил на себя пост: он принимал пищу через два или три дня, и то понемногу, и, наконец, на целую седмицу отказался от нее. Когда седмица эта стала приближаться к концу, святому Петру в сонном видении явился святитель Христов Николай и сказал: “Я услышал твою молитву, принял воздыхание твоего сердца и просил за тебя благосердого и человеколюбивого Бога. Но так как ты сам был не скор в исполнении Его заповедей, то и Он не хочет скоро освободить тебя от уз, устрояя тебе лучшее для спасения. Однако ты, по уверению милосердого Господа, обнадеживавшего нас, во святом Евангелии словами: “просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам” (Лк.11:9), не ослабевай возносить молитвы и стучать в двери Его благоутробия, чтобы Господь, по Своему милосердию, освободил тебя от уз и отверз для тебя двери темницы. Будь только терпелив в молитве, в ожидании Божией милости”.

Сказав это, святой Николай повелел узнику Петру подкрепить свое тело пищей, и стал невидим. Восстав от сна и вкусив пищи, Петр снова и еще прилежнее стал молиться и днем и ночью с благой надеждой на избавление, непрестанно призывая помощника своего святителя Николая.

По прошествии некоторого времени святой Николай снова явился святому Петру во сне, в образе как бы опечаленного мужа, и обратился к нему с тихими и кроткими словами: “Я, брат, будь уверен, не переставал умолять о тебе благость Божию, но не знаю, для каких судеб и каких усмотрений Господь отлагает твое избавление. Однако не отчаивайся в Его милосердии: милосердый Владыка имеет обыкновение отлагать исполнение наших просьб для нашей же пользы, чтобы кто-либо, скоро получив просимое, не пренебрег Его благодатию. При этом Господь желает молитв о тебе и других благоугодивших Ему. Я назову тебе того великого молитвенника, которого, если призовешь на помощь, будешь иметь своим ходатаем, и я верую, что, если мы вместе помолимся о тебе, Человеколюбец услышит нас”.

– Кто же, святой владыко, – спросил Петр святителя Николая, – может скорее тебя умолить Бога, – твоим молитвенным предстательством спасается весь мир: ведь весь род христианский, прибегая к тебе, тобой получает избавление от своих бед.

– Знаешь ли, Петр, – спросил святой Николай, – праведного Симеона, именуемого Богоприимцем, так как он принял на свои руки Христа Господа, принесенного в храм, в сороковой день по рождении?

– Знаю, святитель Божий, – отвечал Петр, – того праведного мужа, о котором есть упоминание во святом Евангелии (Лк.2:25-36).

– Того оба, я и ты, подвигнем на моление, – продолжал святой Николай, – и тогда все недоконченное хорошо окончится: Симеон праведный имеет великую силу и дерзновение перед Богом, близ престола Которого он предстоит вместе с Пречистой Владычицею Девой Богородицею и святым Предтечею Иоанном.

Сказав это, святой Николай удалился.

Петр же, восстав от сна, снова предался усердному молению и безмерному пощению, призывая на помощь вместе со святителем Николаем и святого Симеона Богоприимца.

Когда же преблагий Бог, умоляемый великими угодниками Своими, пожелал избавить от уз страждущего, тогда, по Божественному изволению, святитель Христов Николай явился в третий раз Петру, и не в сонном видении, как раньше, но наяву, и не один, но вместе со святым Симеоном Богоприимцем.

“Дерзай брат Петр, – сказал святитель, – и, отложив печаль, расскажи о своих обетах общему ходатаю и моему сомолитвеннику и воздай ему, по Боге, благодарение”.

Петр, возведши очи, увидел святого Симеона честного образом, окруженного сиянием, с златым жезлом в руке и одетого в ветхозаветный священнический ефод. При виде сего дивного старца Петр ужаснулся. Святой же Симеон сказал ему: “Ты ли это, который усердно просил брата Николая освободить тебя от уз?”

Петр едва мог от ужаса открыть свои уста и ответить святому Симеону:

– Я, угодниче Божий, – который приобрел и тебя своим ходатаем к Богу.

– Исполнишь ли свой обет, – сказал ему святой Симеон, – быть иноком и проводить добродетельную жизнь.

– Да, Владыко, – отвечал Петр, – с помощью Божией исполню.

Святой сказал:

– Если обещаешься выполнить это, то можешь беспрепятственно выйти отсюда и идти куда пожелаешь: ни одно из препятствий не может удержать тебя здесь.

Тогда Петр показал святому свои ноги, скованные железом, и лишь только святой Симеон коснулся оков золотым жезлом – железо тотчас же растаяло, как тает воск в огне. После этого Петр встал на ноги и, увидев темницу открытой, вышел и последовал за святыми Симеоном и Николаем. Когда они были уже вне града, Петр, обдумав свое положение, сказал:

– Не во сне ли происходит все то, что я вижу?

Тогда святой Симеон, обратись к нему, сказал:

– Почему ты, явно творимую тебе милость Божию, признаешь за сон? Разве ты не хорошо видишь; где ты и кому следуешь?

Сказав сие, святой Симеон поручил святому Николаю Петра, который и последовал за святителем. Когда наступил день, святой Николай спросил Петра:

– Взял ли ты что-либо, чем тебе питаться в пути?

– Нет, господин, ничего не взял, – отвечал Петр. Тогда святой Николай повелел ему войти в огород, находившийся недалеко от того места и сказал:

– Ты там увидишь человека, который даст тебе плодов. Возьми сколько хочешь в дорогу и последуй за мной.

Петр действительно встретил в огороде человека, который снабдил его плодами, взяв их, Петр снова последовал за святым Николаем, в сопровождении которого в непродолжительном времени и достиг греческой земли. Тогда святой Николай сказал Петру: “Вот, брат, ты и в своей земле, и имеешь свободное время для выполнения своего обета. Исполни его вскоре, чтобы снова не попасть тебе в самарскую темницу”.

После сих слов святитель Христов Николай стал невидим. Петр, принеся хвалу Богу и своим ходатаям – святителю Николаю и святому Симеону, пожелал немедленно выполнить свое намерение…”

Т

Т ак будем же помнить, дорогие друзья, что есть великий молитвенник на Небе за нас грешных, который очень сильно может повлиять на нашу земную жизнь и вымолить у Господа здравие как души, так и тела, а также земного благополучия и Небесного Царства!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»