Что стоит за сообщениями о срыве военного контракта с Индией. Дмитрий Наркевский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Москва. 5 октября. сайт - В пятницу Россия и Индия по результатам многолетних переговоров на поставку Дели новейшей зенитной ракетной системы дальнего действия С-400, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Соглашение было подписано в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию.

Как ранее сообщали в Кремле, речь идет о поставке пяти полков ЗРС С-400 "Триумф", сумма сделки превышает $5 млрд.

Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщил, что Россия с сегодняшнего дня приступает к реализации данного контракта. Производством систем занимается концерн ВКО "Алмаз Антей".

Михеев отметил, что данный контракт стал самым крупным за весь период военно-технического сотрудничества России и Индии и крупнейшим в истории "Рособоронэкспорта".

В свою очередь глава "Ростеха" Сергей Чемезов считает, что заключенная сделка - "это новая веха в истории военно-технического сотрудничества двух стран". "Достижение договоренности свидетельствует о высочайшем уровне доверия и понимания между Индией и Россией. Я уверен, что это соглашение также станет новым импульсом к укреплению и углублению сотрудничества в гражданских отраслях промышленности", - сказал С.Чемезов в пятницу журналистам.

Стороны пока не раскрыли сроки исполнения контракта, валюту, в которой будут производиться расчеты, и другие параметры сделки.

ЗРС дальнего действия С-400 "Триумф" (АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") предназначена для поражения самолетов стратегической и тактической авиации, баллистических ракет, гиперзвуковых целей и других средств воздушного нападения в условиях радиоэлектронного и других видов противодействия.

Система способна на дальности до 400 км поражать аэродинамические цели, а также на дальности до 60 км - баллистические цели, летящие со скоростями до 4,8 км/с на высотах от нескольких метров до нескольких десятков километров.

История переговоров

Предметно о твердом контракте на поставку С-400 в Индию начали говорить в 2016 году. В октябре этого года было о поставке Дели систем ПВО, оно было заключено в индийском штате Гоа по итогам встречи президента РФ Путина и премьера Индии Нарендры Моди.

На протяжении двух лет индийские и российские СМИ постоянно называли различные параметры будущей сделки. По некоторым данным, Индия хотела приобрести у России до 12 зенитных ракетных систем С-400. Об этом говорилось на официальном стенде программы Make in India ("Сделайте в Индии") на международной промышленной выставке "Иннопром" в Екатеринбурге (июль 2016 года).

Стороны заявляли о возможности подписания сделки в 2017-ом году, однако это не произошло.

В январе американское издание Defense News со ссылкой на Минобороны Индии сообщало, что на переговорах Индии с Россией о приобретении С-400 "Триумф" . "Россия запрашивает $5,5 млрд за пять комплектов (С-400 - ИФ) , а также высокую цену за обучение, и отказывается предоставлять технологии трех типов управляемых ракет", - сказал изданию неназванный источник в Минобороны Индии.

Другой представитель индийского оборонного ведомства, согласно публикации, заявил изданию, что окончательный контракт не будет подписан в ближайшее время, а Дели не заплатит за эти системы более $4,5 млрд.

В апреле этого года замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Владимир Дрожжов заявил, что Индия высказала пожелание снизить цену на поставку систем С-400. "Вопрос возможности снижения стоимости С-400 обсуждался на встрече с министром обороны Индии во время её визита в Москву в начале апреля", - отметил он.

Позднее глава службы Дмитрий Шугаев подтвердил, что цена на С-400 для Индии была снижена

Сделка "под дулом" санкций

США могут ввести против Индии за приобретение у России систем противовоздушной обороны С-400, но это не помешает реализации контракта, сообщил "Интерфаксу" в пятницу член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич.

США непредсказуемы и могут ввести санкции против Индии за покупку систем ПВО С-400, хотя такой шаг был бы нелогичным, также считает военный эксперт, глава Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Алексей Арбатов.

"Президент США Трамп, будучи непредсказуемым человеком, может ввести санкции в отношении Индии, имея в качестве цели шаги против России. Но это был бы не очень логичный шаг, он противоречил бы американским же интересам", - сказал "Интерфаксу" в пятницу Арбатов.

"По логике, США не должны вводить санкции против Индии из-за С-400. Это оборонительное оружие. Оно нужно Индии для защиты от Пакистана и Китая. США сейчас обостряют отношения с Китаем - с геополитической и стратегической точек зрения. Для США должно быть выгодно, что мы укрепляем оборону Индии", - сказал Арбатов.

В сентябре США ввели санкции в отношении Китая за приобретение российских зенитных систем С-400 и истребителей Су-35. Ограничительные меры были введены в рамках закона о санкциях CAATSA ("Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций"), направленного на сдерживание торговли Россией вооружением.

Перспективы ВТС России и Индии

Россия и Индия готовят новые крупные контракты на поставки вооружений, они могут быть подписаны в ближайшее время, заявил в пятницу глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

"Рособоронэкспорт готов к сотрудничеству с Индией по любым направлениям. В высокой степени готовности находится ряд других крупных контрактов на поставку российских вооружений в Индию, и мы надеемся подписать их в ближайшее время", - сказал Михеев, чьи слова в пятницу привели в пресс-службе компании.

В 2015 году между Россией и Индией было подписано соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения. Согласно документу, холдинг "Вертолеты России" организует поставки в Индию и локализацию производства в этой стране российского вертолета Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 единиц, при этом из них не менее 140 машин будут произведены на мощностях совместного предприятия в Индии. Соглашение также предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт вертолетов и обеспечение их технического сопровождения.

Кроме того, сторонами обсуждается поставка 48 вертолетов Ми-17-В5. Твердые контракты по вертолетной тематике заключены пока не были.

В апреле сообщалось, что Объединенная авиастроительная корпорация формирует предложение для участия МиГ-35 в индийском тендере на 110 истребителей на замену МиГ-21. Об этом сообщил "Интерфаксу" директор по военно-техническому сотрудничеству ОАК Виктор Чернов.

Кроме того, правительство Индии намерено подписать соглашение о приобретении у России четырех новых фрегатов проекта 11356 для ВМС страны. По данным индийских СМИ, общая стоимость проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.

На территории Индии может появиться завод про производству автоматов Калашникова. Стороны уже несколько лет обсуждают подобный проект, в настоящий момент Индия выбирает местную компанию, которая построит завод.

В прошлогоднем публичном годовом отчете "Уралвагонзавода" говорилось, что Россия заключила контракт на модернизацию одной тысячи танковТ-72 для Индии.

3 октября индийские СМИ сообщили, что армия Индии собирается закупить 1770 современных танков взаимен устаревших Т-72. Новейший российский танк Т-14 является ключевым кандидатом для этой сделки, оцениваемой в 4,5 млрд долларов.

Российский президент Владимир Путин в пятницу подписал контракт с Индией о поставке систем противовоздушной обороны С-400 на сумму в пять миллиардов долларов, несмотря на угрозу США ввести санкции против стран, закупающих российскую военную технику.

Путин, прибывший в Нью-Дели в четверг вечером, также обсудил с премьер-министром Индии Нарендрой Моди дальнейшие соглашения о поставке российских военных кораблей и вертолетов на сумму около 3 миллиардов долларов.

Россия и Индия договорились о реализации шести атомных энергопроектов в Индии усилиями российских специалистов и подготовке индийских астронавтов в России в преддверии запуска первой в истории страны пилотируемой космической миссии, намеченной на 2022 год.

Как ожидается, Индия, балансирующая между Россией и США и с опаской оглядывающаяся на Китай, попытается добиться исключения из санкционного режима, однако в администрации президента Дональда Трампа дали понять, что это маловероятно.

Вашингтон же оказался в непростой ситуации, стремясь укрепить связи с Индией для противодействия напору Китая, и продолжать давление на Россию.

В прошлом месяце Вашингтон и Нью-Дели анонсировали планы совместных военных учений в 2019 году и договорились об обмене военной информацией. США в настоящий момент занимают второе место по поставкам оружия в Индию.

Однако на первом месте по-прежнему находится Россия, намеренная сохранить за собой эту позицию, в то время как Индия проводит модернизацию военной техники с бюджетом 100 миллиардов долларов, чтобы отразить потенциальные угрозы со стороны Китая и Пакистана.

«Россия – проверенный временем друг. Я очень рад, что Индия наконец продемонстрировала хоть какую-то твердость характера, – отметил индийский аналитик по стратегическим делам Р.Р. Субраманян. – Давно пора показать, что мы не позволим Вашингтону помыкать нами».

Комментарий экспертов

Нынешняя сделка состоялась, несмотря на угрозу США ввести санкции против стран, закупающих российскую военную технику. В августе текущего года высокопоставленный представитель Пентагона Индию, что США не исключают введения санкций против нее, если Дели закупит новые российские комплексы ПВО С-400.

Старший научный сотрудник Стокгольмского института изучения проблем мира Петр Топычканов считает, что исполнение контракта на поставку систем ПВО С-400 будет «в приоритете» для России и Индии, невзирая на американские санкции. Поэтому, на его взгляд, стороны приложат все возможные усилия, чтобы поставка состоялась, и желательно в те сроки, которые оговорены в документе – до 2020 года.

«Но здесь далеко не все зависит от воли политических лидеров двух стран, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Тут несколько вводных, из которых одна из самых важных – объявленные США санкции (против покупателей российского вооружения).

Поэтому многое будет зависеть от дипломатического умения Дели. Сможет ли индийская сторона убедить Вашингтон сделать для нее исключение?»

При этом, по мнению эксперта, никто в Вашингтоне давать гарантий Индии публично не будет: «Мне кажется наиболее вероятным развитием событий достижение компромисса за закрытыми дверями, когда индийские и американские дипломаты и военные специалисты договорятся, что сделка не будет рассматриваться Вашингтоном как нарушение санкционного режима, вследствие чего США не станут преследовать индийские институты, вовлеченные в эту сделку».

В то же время, как представляется Петру Топычканову, Дели удастся защитить сделку: «Я в этом случае оптимист. А если не удастся, то между Индией и США начнется торг. Дели будет пытаться добиться того, чтобы отвести санкции от индийских компаний. Если это станет невозможным, полагаю, в Индии создадут инструмент, который позволит провести эту сделку через те институты, которые будет не жалко подставлять под американские санкции».

Кроме того, подчеркнул эксперт, Индия крайне заинтересована в развитии сотрудничества с США, в том числе в военно-технической сфере.

«Обе страны также заинтересованы в том, чтобы сохранить лицо, урегулировав вопрос за закрытыми дверями и не создавая особого прецедента. Тем более, что поставки С-400 в конкретном случае не представляют угрозы государствам-союзникам США», резюмировал он.

Недавно Вашингтон и Нью-Дели анонсировали планы совместных военных учений в 2019 году и договорились об обмене военной информацией. США в настоящий момент занимают второе (после России) место по поставкам оружия в Индию.

В свою очередь, заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин в комментарии Русской службе «Голоса Америки» признался, что сейчас крайне трудно прогнозировать, какой окажется судьба контракта, и не положат ли его на неопределенное время под сукно.

«Потому что особого опыта работы в условиях санкций США еще нет, – констатировал он. – Есть только первые сигналы насчет этого – в частности, в связи с российско-индонезийским контрактом относительно поставок Су-35. Сейчас только появляется первая информация, которую требуется осмыслить. Поживем – увидим».

Вместе с тем, по словам эксперта, пикантность ситуации для Дели заключается в том, что она пытается балансировать между Москвой и Вашингтоном, преследуя собственные интересы: «Тут все будет зависеть от дипломатического мастерства государственных деятелей. За этим тоже будет интересно последить».

Вместе с тем он думает, что российско-индийский контракт по С-400 никак не может отразиться на позиции Индонезии по реализации сделки по Су-35.

«По-моему, это слабо связанные между собой вещи. Но опять же надо дождаться, чем все закончится.

А самое главное, какой процент (сделки) будет оплачен звонкой монетой, а какой – джутом и другими волоконными изделиями.

Хотя, конечно, и пальмовое масло пользуется сегодня повышенным спросом со стороны российской пищевой промышленности», – заключил Василий Зацепин. В СМИ не раз писали, что пальмовое масло в России часто добавляют при производстве сыров.

Индия совершенствует свой противовоздушный и противоракетный щит, закупая натовское оружие. Дели традиционно заключает оружейные контракты с разными поставщиками, используя фактор конкуренции, чтобы добиться более выгодных для себя условий. Россия, в свою очередь, не может давить на Индию через сотрудничество в оборонной сфере с Пакистаном, полагают эксперты.

Совет по оборонным закупкам Индии (DAC) во главе с министром обороны Нирмалой Ситхараман принял решение приобрести в США крупную партию зенитных ракетных систем средней дальности NASAMS 2 стоимостью около $1 млрд, сообщает The Times of India со ссылкой на свои источники. Систему NASAMS 2 индийские военные планируют использовать в первую очередь для организации противовоздушной обороны крупных индийских городов. Генеральным подрядчиком сделки выступит компания Raytheon. «Индия стремится стать неприступной для террористических атак, подобных 9/11, и военных атак с самолётов, ракет и беспилотных аппаратов», - отмечает издание.

При этом DAC отложил одобрение другого крупного оборонного контракта с Соединёнными Штатами - на закупку 24 корабельных вертолётов Sikorsky (Lockheed Martin) MH-60R стоимостью до $ 2 млрд. Переговоры по вертолётному контракту идут продолжительное время, и окончательное решение должно быть принято 6 сентября на встрече в формате «2+2»: министров обороны и внешнеполитических ведомств США и Индии. Также индийская сторона надеется решить вопрос о неприменении американцами санкций за военно-техническое сотрудничество с Москвой в рамках федерального закона . В частности, Индия планирует подписать контракт на сумму около $5,8 млрд на приобретение пяти полковых комплектов российских ЗРС С-400. В Дели хотят быть уверены, что США не введут за это санкции в отношении Индии, но на всякий случай предложат Вашингтону «откупиться» с помощью выгодного контракта, заключает The Times of India.

ЗРС NASAMS 2 (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) была разработана компанией Raytheon совместно с норвежской группой Kongsberg. Система состоит на вооружении Норвегии, США, Финляндии, Нидерландов, Испании и Чили. Способна поражать воздушные цели на высоте до 14−15 км и расстоянии 20−25 км.

Российская ЗРС С-400 «Триумф» работает по широкому спектру современных и перспективных средств воздушного нападения на высоте до 30 км и дальности до 400 км. «Четырёхсотка» - система принципиально другого класса, и американо-норвежская ЗРС не составляет ей прямой конкуренции. Однако Индия зачастую склонна использовать аргумент выбора поставщика как инструмент торга. Портал сайт подробно писал о периодически непонимании между Дели и Москвой в вопросах оборонного сотрудничества и возможные механизмы давления России на Индию, в том числе поставки оружия традиционному индийскому оппоненту - Пакистану.

Не приведут ли успехи Индии в переговорах с США по поводу санкций и оружейных контрактов к попыткам Дели торговаться с Москвой по поводу стоимости контракта на С-400? Может ли Россия использовать Пакистан в качестве рычага давления на Индию?

Если Индия приобретёт систему NASAMS 2, то пострадает в первую очередь Израиль, а не Россия, поскольку ранее ВВС Индии хотели приобрести схожую по характеристикам израильскую ЗРС SPYDER, отмечает сайт эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. «Применительно к американцам индийцы, видимо, будут использовать закупку в качестве пряника при торге по CAATSA - мол, если вы, американцы, не будете препятствовать нам покупать вооружение у русских, то мы у вас тоже будем покупать побольше», - считает эксперт. В то же время Барабанов не исключает использования Индией фактора оружейных контрактов с США и другими странами, а также американских санкций для попыток сбить цену на российское оружие: «Было бы странно, если бы в Дели не торговались и не использовали эти аргументы». Несмотря на то, что любовь Индии к торгу негативно влияет на коммерческую составляющую российско-индийского оборонного сотрудничества, Москва не может в качестве ответной меры угрожать заключить оружейные контракты с Пакистаном, считает он: «С такими старыми партнёрами, как индийцы, такой примитивный шантаж не будет работать, тем более что Пакистан отличается более низкой, чем Индия, платёжеспособностью».

Wikimedia Commons/Pritishp333/CC BY-SA 3.0

Дели не откажется от контрактов по С-400, даже если США не отменят CAATSA, полагает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Куприянов. О сотрудничестве между Россией и Пакистаном в оборонной сфере можно говорить лишь в отдалённой перспективе, и Кремль в любом случае предпочтёт не ссориться с Индией: «Пакистанцы очень много говорят про намерение активизировать закупки в самом широком спектре - от Т-90 до Су-35. Вопрос в том, насколько мы готовы им это всё продавать. Для нас Индия остаётся и будет оставаться приоритетным партнёром, и её мнение мы всегда учитываем», - указывает эксперт. Пакистан гораздо беднее Индии и в принципе не может тратить на закупку вооружений сравнимые суммы. «Максимум можно говорить о контрактах на сумму в $600−700 млн. Учитывая, что индийцы заказывают российское оружие на миллиарды, рисковать срывом контрактов с ними ради Пакистана никто не будет. Сотрудничество будет вестись, но в таких объёмах, чтобы не раздражать индийских партнёров», - заключает он.

Кроме того, по итогам визита был подписан меморандум между «Роскосмосом» и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в рамках пилотируемой космической программы и в области космической навигации. По словам гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, программа предусматривает подготовку трех индийских космонавтов, также будет оказана помощь в создании систем жизнеобеспечения индийского пилотируемого космического корабля. По мнению редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, «Индия доказала, что может развивать нормальную национальную космическую программу, но, возможно, в ее пилотируемой программе есть узкие места, которые и поможет решить Россия». В свое время в России были подготовлены и два китайских космонавта, однако «сотрудничество с Индией в области пилотируемой космонавтики может быть более основательным, поскольку базируется на межправительственных договоренностях», говорит эксперт.

Как сообщает сайт Кремля, помимо политической декларации и меморандума о сотрудничестве в космосе подписан также ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве и соглашение между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), компанией «Фосагро » и госкомпанией Indian Potash о совместных проектах в секторе минеральных удобрений. Оно предусматривает, как сообщается в пресс-релизе РФПИ, поставки удобрений производства «Фосагро» в Индию с 2019 по 2021 г. на сумму около $1 млрд.

Контракт на С-400 действительно можно считать самым крупным единичным контрактом в истории «Рособоронэкспорта» с момента его создания в 2000 г., отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но его историческое значение не только в этом. Индия заключила соглашение, несмотря на угрозу американских санкций по закону CAATSA, подчеркивает эксперт. Кроме того, поставка таких чувствительных систем говорит об особом политическом доверии между Россией и Индией, а также об открытии для России нового сегмента на индийском рынке вооружений, полагает Макиенко.

В то же время контракты на другие виды вооружений, межправительственные соглашения о поставке которых были заключены два года назад одновременно с соглашением по С-400, во время визита Путина подписаны не были. Как пояснил Песков, переговоры по контракту о поставке четырех фрегатов проекта 11356, который оценивался в $2,2 млрд, продолжатся. По словам человека, близкого к российской делегации, в ближайшей перспективе наиболее реалистично подписание именно этого контракта. А вот контракт на 48 вертолетов Ми-17В-1 на сумму $1,13 млрд может быть подписан в 2019 г. лишь по оптимистическим оценкам.-

Прошедшая в Бангалоре 11-я международная выставка Aero India - 2017 продемонстрировала не только амбиции индийского руководства, но и сложности на пути военного укрепления державы, претендующей на лидерство в Азии. проблемные зоны оборонно-технической политики Индии прокомментировал заместитель директора .

Индикатор проблемы

На бангалорской выставке была обнародована информация, которая привносит новые штрихи в понимание текущей ситуации в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве (ВТС).

Согласно заявлению заместителя директора Владимира Дрожжова, на Индию приходится 16 процентов общего портфеля контрактных обязательств российских экспортеров вооружений. В частности, крупнейший из этих экспортеров, », по словам заместителя генерального директора компании Сергея Гореславского, имел на конец 2016 года обязательства перед Индией на сумму 4,6 миллиарда долларов, при этом заключив за прошлый год новых контрактов на два миллиарда.

Это говорит о том, что в настоящий момент сотрудничество с Индией ситуативно находится на относительно невысоком уровне. Еще в 2013-2014 годах годовая стоимость поставок в Индию достигала 4,7-4,8 миллиарда долларов, что составляло 28-30 процентов российского экспорта вооружений. Сравнивать стоимость поставок и их долю в экспорте со стоимостью заключенных контрактов и долей индийских заказов в общем портфеле не совсем корректно, но косвенно это сравнение свидетельствует, что 2015-2016 годы были не самыми плодотворными для российско-индийского ВТС.

Еще один индикатор - портфель заказов Китая, составлявший на конец прошлого года восемь миллиардов долларов, то есть впервые за десять лет, похоже, превысивший индийский.

Есть, впрочем, обоснованная надежда, что этот двух-трехлетний период останется локальной флуктуацией и в 2018-м (а может быть, и уже в текущем году) ситуация начнет приходить к норме, которая заключается в том, что доля Индии в общем портфеле должна составлять от 25 до 30 процентов.

В октябре прошлого года во время визита в Индию было подписано несколько межправительственных соглашений по ряду крупных проектов: по поставкам ЗРС С-400 и фрегатов проекта 11356 (типа Talwar), по организации лицензионного производства в Индии легких вертолетов Ка-226Т.

Эти проекты находятся в настоящее время на стадии коммерческих переговоров, и общая стоимость контрактов, когда и если они будут подписаны, составит предположительно 10 миллиардов долларов. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры относительно поставки еще одной партии вертолетов Ми-17В-5 (48 единиц) и 464 основных танков Т-90С, стоимость этих контрактов может достичь 3,5 миллиарда долларов.

И все же снижение темпа сотрудничества в 2015-2016 годах дает повод задуматься о том, что происходит на индийском рынке вооружений. Главные его особенности хорошо известны и давно описаны. Прежде всего индийский рынок большой, как минимум второй по емкости после саудовского. Во-вторых, сильно диверсифицированный по источникам импорта. В-третьих, он, по крайней мере на уровне риторики, ориентирован на получение не только современных вооружений, но и технологий, а также на локализацию производства на территории Индии.

Однако к настоящему времени накопилось достаточно свидетельств, чтобы дополнить эти общеизвестные факты чуть более глубоким и детальным рассмотрением.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Стагнация закупочного бюджета

Благодаря быстрому экономическому росту Индия имеет возможность высокими темпами наращивать и военный бюджет. Представленный на 2017/2018 финансовый год (начинается 1 апреля 2017 года) бюджет центрального правительства предусматривает военные расходы в размере 3 триллионов 599 миллиардов рупий, что по текущему курсу эквивалентно 53,5 миллиарда долларов.

Это на 12 процентов превышает показатель прошлого года и означает, что Индия обладает четвертым по номиналу военным бюджетом после США, КНР и Великобритании. Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем Индия обойдет по этому параметру Великобританию и войдет в тройку государств с самым большим военным бюджетом в мире. Для сравнения: еще двадцать лет назад Индия занимала 13-е место по размерам военных расходов - на уровне Голландии или Испании.

Однако более детальный анализ показывает, что в структуре военного бюджета опережающими темпами растут затраты на персонал (прежде всего зарплаты), а самый большой прирост приходится на пенсии уволенных в запас военнослужащих. Последнее обусловлено проведением реформы One Rank One Pension (OROP), в рамках которой пенсионные выплаты уравниваются для всех категорий военнослужащих одного звания вне зависимости от даты их выхода в отставку. Две эти статьи в бюджете растут на 30-50 процентов в год.

Еще один заметный источник расходов, съедающий их рост, - формирование XXVII горного корпуса численностью до 90 тысяч человек, который должен быть развернут на границе с Китаем. На это выделяется почти 650 миллиардов рупий (9,7 миллиарда долларов).

В то же время этот завидный рост военных расходов не влечет за собой увеличения ассигнований на закупки вооружений и военной техники. Этот показатель стагнирует на протяжении уже трех-четырех лет, а в отдельные годы и по отдельным позициям сокращается, иногда весьма значительно. Так, расходы по статье «крупные закупки» в 2016/2017 финансовом году снизились по сравнению с 2015/2016 годом на 9,4 процента (с 774 миллиардов до 704 миллиардов рупий). Падение «крупных закупок» для сухопутных войск составило 1,8 процента, для ВМС - 12,2 процента, а для ВВС - 12,5 процента.

В этом контексте не приходится удивляться, что коммерческие переговоры по истребителям Rafale длились почти пять лет, а их результатом стала закупка всего 36 самолетов вместо 126, планировавшихся в тендере MMRCA. И годовая контрактация «Рособоронэкспорта» на уровне в два миллиарда долларов в 2016 году начинает выглядеть не как удовлетворительный, хотя и невыразительный результат, а как вполне себе неплохое достижение.

Фото: imago stock&people / Globallookpress.com

Амбиции и реальность

И вот на фоне стагнации закупочного бюджета отчетливо наблюдается алогичная тенденция к сдвигу индийского спроса в более высокую ценовую нишу. Примерно с 2008 года, когда были размещены первые крупные заказы ошеломляюще дорогих американских самолетов, индийские военные входят во вкус приобретения предельно высокотехнологичных систем. Проблема заключается в том, что из-за их немыслимой стоимости количество таких вооружений неизбежно оказывается ограниченным.

Так, за последние 10 лет были куплены 13 средних военно-транспортных самолетов (ВТС) С-130J по цене в среднем около 160 миллионов долларов за единицу, 10 тяжелых ВТС С-17А по 410 миллионов каждый и 12 противолодочных самолетов P-8I по 260 миллионов. Каждый Rafale обойдется Индии в 91-94 миллиона евро. Для сравнения: цена Су-30МКИ, произведенного на заводе HAL по контракту 2012 года, - около 55 миллионов долларов. При этом деньги, потраченные на производство Су-30МКИ по четвертой фазе лицензионного производства, остаются по большей части в Индии.

Такое изменение закупочной политики - стремление покупать самое дорогое и престижное при одновременной стагнации закупочного бюджета - можно объяснить только завышенной оценкой собственных возможностей, спровоцированной длительным экономическим ростом и сближением с США. Это породило у индийского политического истеблишмента и интеллектуальной элиты самую настоящую эйфорию. Конечно, статус третьей экономики мира, самый высокий среди крупных экономик рост (превысивший в прошлом году китайский) и ощущение собственной незаменимости для США в нарастающем американо-китайском противостоянии может вскружить голову кому угодно.

В сущности, это частный случай того, что американский политолог и историк назвал «великодержавным аутизмом». Некоторые последствия такой не подкрепленной ресурсами иррациональной амбициозности видны уже сейчас. Налицо не только количественное отставание от КНР, но и наблюдаются признаки отставания качественного.

Более того, под угрозой размывания оказывается достигнутое в прошлом веке абсолютное доминирование индийских вооруженных сил над Пакистаном. Пока Индия почти полтора десятилетия проводила тендер MMRCA, Пакистан нарастил группировку самолетов F-16 и FC-1 до 70 единиц по каждому типу, и если бы не закупка 272 Су-30МКИ, сейчас уже стоял бы вопрос о том, что ВВС Пакистана приближаются к паритету с IAF.

Из девяти оставшихся после гибели ПЛ Sindhurakshak лодок класса Kilo четыре прошли средний ремонт более 10 лет назад, а одна вообще не ремонтировалась. Только три лодки ремонтировались менее десяти лет назад, причем две из них - в Индии (с соответствующими последствиями для качества). Из четырех лодок немецкого проекта Type 1500 в боеспособном состоянии находятся в лучшем случае две. Головная лодка французского проекта Scorpene (S50 Kalvari) вступит в строй ВМС Индии не ранее 2018 года - 13 (!) лет спустя после подписания контракта на закупку шести таких субмарин. А Пакистан тем временем заказал 8 лодок в Китае и, если не будет ускорена программа вторых средних ремонтов лодок класса Kilo, может добиться на некоторое время паритета по боеготовым неатомным субмаринам.

Амбициозная инициатива Make in India пока остается не более чем лозунгом. Во всяком случае крупнейший контракт, подписанный после провозглашения этого лозунга, - приобретение истребителей Rafale - предусматривает прямую закупку и отказ от локализации производства в Индии. То же самое относится к закупкам в США, которые, правда, были осуществлены до перехода к этой политике. Вполне легитимное стремление максимально локализовать производство внутри Индии, которая стоит перед нетривиальной задачей - создавать каждый год по 10 миллионов рабочих мест, сталкивается с парализующими бюрократическими препонами, а также сложными, запутанными и противоречивыми процедурами.

Фактически, максимальн­ые результаты в реали­зации политики Make i­n India были получены­ лишь при сотрудничес­тве с СССР и Россией,­ причем задолго до пр­овозглашения данного ­принципа. И в целом именно росс­ийские предложения, ка­к никакие иные, наибол­ее полно отвечают сов­окупности таких требо­ваний, как приемлемая ­стоимость и эффективн­ость, удовлетворительные сроки реализации ­проектов, готовность ­индийских военных к б­ыстрому освоению техн­ики, а промышленников­ - к абсорбции технол­огий. Дорогие западны­е игрушки предназначены для с­тран, которые не соби­раются обеспечивать н­ациональную безопасно­сть собственными сред­ствами, а полагаются ­на западный же зонтик­ безопасности. Индия ­к числу таковых не от­носится.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»