Дайте определение символа n. Современные символы России

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

гр. – знак, опознавательная примета) – знак, в свернутом виде несущий в себе определенный смысл и наделенный особым значением. Символами могут быть слова, рисунки, знаки, значки, цифры, куски ткани, звуковые инструменты, движения рук и многое другое. С помощью этих вещей и действий народ кодирует свою историю и культуру, воплощая в них глубокие и емкие смыслы, идеи, законы и принципы закладывая память о событиях, напоминая о возможном будущем. Они лаконично выражают идеальное содержание, отличное от их непосредственных, чувственно-телесных форм бытия. Так, сердце в человеческом организме воплощает весь организм и душу, символом православной веры является Троица как триединство Бога, крест – символ христианства, цветы – символ радости и добра, звезда – символ наступательности и т.д. Российское государство в качестве своих символов имеет герб, флаг, гимн. Имеют свои символы политические организации и детские общественные объединения. Символы влияют на подсознательную, глубинную психику человека, вызывая широкие представления, воспоминания, побуждая к идеям и чувствам, подталкивая к вживанию, проживанию и переживанию того, что за ними кроется. Абсолютное большинство символов связаны с мировоззрением, «вероопределением». Символами люди начали пользоваться с глубокой древности; в древней символике сокрыты забытые истины. Символическим было и первое письмо, а ныне таковой является китайская письменность. К символическим относятся язык жестов глухонемых людей. Изучением символов как знаков общения занимается научная дисциплина семиотика (семиология). В некоторых школах ее уже преподают, изощряя детскую сообразительность, побуждая к исследованию. Обращение к символам побуждает человека превзойти самого себя, указывает на ценность всех вещей в мире как носителей духовных идей.

Во все периоды исторического развития символы играли важнейшую роль для любого государства или сообщества, они могли указывать на важнейшие процессы, происходящие в социуме.

Знаковые и цветовые образы

Что такое символ в общепринятом значении этого слова? Прежде всего, заявленный в самых разнообразных формах выражения. Он может быть текстовым, изобразительным или сочетать и текстовое значение, и изобразительное. Именно по этому принципу построена визуальная особенность любого явления общественной жизни или государственного образования. Их история насчитывает тысячи лет, она видоизменялась согласно запросам времени. Уже в древности можно обнаружить примитивные отличительные знаки. Наиболее распространены национально-конфессиональные и государственно-административные характеристики, выраженные в виде специальных образов.

Что такое символ и символика для исторически сложившиеся традиции, которые отражены в них. В частности, для нашей страны по ним можно проследить всю противоречивость развития России и многочисленные коллизии, с которыми она сталкивалась.

Религия и ее символы

Уже в древнее время на территории проживания восточных славян складывались мощные племенные союзы, они были достаточно разобщены, конфликты были делом распространенным. Дело было в том, что они придерживались язычества, как все народы в древности, однако, казалось бы, внешнее единство религии на самом деле было далеко от истины.

Это понимали первые правители Киевской Руси, особенно вопросом мира задавался великий князь Владимир I, поэтому именно он явился тем человеком, который решил внедрить на территории страны новую монотеистическую религию, отвечавшую потребностям развития Руси и способствующую консолидации древнерусского общества. Так появляется православие в пределах нашей страны. Как у любого другого вероисповедания, были сформулированы краткие и четкие основы православия, выраженные в двенадцати постулатах. Вот что такое И он имеет важнейшее значение для каждого верующего, а вера в единого Бога была трансформирована киевскими правителями в формулу «Единый Бог - единый князь».

Престижные символы

Так повелось издревле, что общественное строение представляет собой своеобразную лестницу, на ступеньках которой расположены различные социальные группы и отдельные личности. Такое явление получило название общественной дифференциации. Это было распространенным фактом социального развития в любой исторический период, просто в одно время эти различия были довольно ощутимы и складывались наследственным образом, в другое же - более размыты и выражены личными достижениями человека.

В разные отрезки времени переход индивида из одной социальной группы был либо очень сложным, либо вовсе невозможным. С общественным прогрессом эти ограничения практически исчезли, но социальное расслоение общества осталось.

Дворянские гербы, королевские девизы - вот что такое статусные символы. Они отражали положение группы или личности в социуме. Дорогие автомобили, богатые особняки, личные самолеты - вот что такое символы социального статуса в современном мире.

Российская геральдика

Государства исчезают и появляются, но все они обладали и будут обладать своей знаковой особенностью. К примеру, возьмем Российскую Федерацию. Она прошла многочисленные трансформации как по форме административно-территориального устройства, так и по типу правления. И все эти метаморфозы были отражены в символике. Россия возникла после долголетнего периода и борьбы с монголо-татарским игом. Победа государственности над двумя этими противниками должна была быть выражена и в виде знаковых особенностей.

Иван III, женившись на племяннице последнего императора Византии, получил, кроме всего прочего, и символ этого государства. Так, гербом новой России становится двуглавый орел. Также на нем изображался всадник, поражающий копьем змея, символизирующий победу добра над злом. Вот что такое государственные символы для зарождавшегося российского государства.

Цвета нашей страны

Российский флаг появился благодаря усилиям Петра Великого. История довольно известная: царь очень любил путешествовать, особенно его привлекали морские страны. Побывав в Голландии, молодой монарх увидел флаг, который располагался на судах. Ему очень понравилось сочетание цветов. Приехав в Россию, он решил поменять расположение цветов на флаге и объявить его российским триколором. Так и произошло, но на самом деле такое сочетание уже применялось в российской символике и раньше. Известно, что впервые оно было использовано в 1667 году. Просто в правление Петра флаг стал полосатым бело-сине-красным полотнищем. Первоначально он считался не государственным, а национальным.

В XIX веке государственным стал черно-желто-белый флаг. Однако он был непопулярным, поэтому Александр III вернул прежний флаг в качестве государственного символа Российской Империи.

Современные символы России

Прошлый век принес множество изменений, в том числе касающиеся символов государства. Прогремевшая в 1917 году революция и крах монархии привели к появлению первого в мире социалистического государства - РСФСР, а затем - Союза ССР. Все эти трансформации значительно изменили визуальные образы страны. Что такое символ для большевиков? В нем должны были быть отражены идейные основы нового государства. И он появился, гербом стал серп и молот (как знаки классовой принадлежности новой власти). Затем появился в лучах солнца, обрамленный колосьями. Флагом СССР становится красное полотнище как символ революционной власти масс, а выступила образом международной солидарности трудящихся.

Крушение СССР привело к изменению символики. Новым стал уже известный двуглавый орел, а флагом - бело-сине-красный. Вот что такое символ и его значение для общества, государства, личности.

Под символом понимается графическое изображение знака, буквы, предмета, действия или явления. Изучая арифметику, мы знакомимся с цифрами, которые отображаем соответствующими символами: 1; 2; … 0. Символы цифр определяют числа путем формирования десятков, сотен и других разрядов числа. Сама наука позволяет производить над числами определенные действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Для каждого типа действия используются и свои символы. Результат формируется в виде определенно записи, типа: 2 + 2 = 4. На коротком примере использованы несколько основных символов.

В других разделах математики используют еще целый ряд символов: интеграл, сумма, определитель и многие другие. В математику символы периодически прибавляются с увеличением способов исчислений. Как ни странно, но и сегодня появляются все новые и новые способы вычислений, хотя кажется, что их изобрели и так достаточно. Нормальному человеку освоить все разделы математики и ее прикладных дисциплин невозможно (раньше умели, сейчас никак).

Мы пишем, читаем, в последнее время даже больше печатаем (набираем тексты с привлечением компьютеров). Для этого используем символы из алфавита. Для русского языка их придумали целых 66 (33 прописные и 33 строчные). В других языках решают проблему по-разному. В японском, китайском и ряде языков юго-восточной Азии используют иероглифы. Вот уж где громадный простор для написания текстов. Реальное количество иероглифов так и не сосчитали. Правда, в последнее время многие иероглифы стали заменять словами, написанными при помощи букв латиницы, эффект есть и неоспоримый.

Все планеты солнечной системы также обзавелись определенными символами. Некоторые созвездия также получили свою символику. Знаки Зодиака некоторые любители носят на цепочках. Отдельным гражданам нравится на заднем стекле своего автомобиля нарисовать скорпиона и разъезжать и хвастаться своей принадлежностью к скорпионам. Другие знаки ведут себя скромнее, пока не встречал иных изображений.

А сколько символов имеют химические элементы? Их уже открыли 107 или 118, так и неизвестно, но для каждого придумали символ, название. Их измерили вдоль и поперек. Некоторые еще никто не видел воочию, не потрогал руками, но уже есть символ химического элемента.

Денежные знаки тоже получили свои символы. Долгое время наш рубль все никак не мог найти для себя достойного символа, несчастный евро, не успев родиться, сразу получил символ. Но мы тверды как никогда, поэтому российская валюта (одна из самых древних) только недавно получила свой символ.

Каждое государство на конституционном уровне приобретает свои символы. К ним относятся флаг, герб, гимн и денежная единица. Поэтому наш триколор, двуглавый орел, гимн России и рубль являются основными государственными символами.

Религии тоже не захотели отстать от всего мира. Они также, сохраняя таинственность, создают свои символы. Кресты, звезды, полумесяцы, замысловатые крючки, двуцветные рыбешки. Сколько оккультных символов придумали специалисты из этого направления деятельности, еще никто не считал. Недавно встретилась одна провидица, которая распространяла значки со специальной символикой для преодоления знака безбрачия, рекомендовала бесплодным дамам носить специальные значки для привлечения святого духа на беременность (женщины в момент раскупили эти значки, но пока не увидел признаков беременности на них, может еще рано?). Для мужчин эта провидица предлагала приобрести символы мужской силы – очень оригинальный знак!

Товарные знаки тоже можно отнести к числу символов. Мы легко различаем производителя автомобиля, увидав символ. Каждый автопроизводитель старается сделать свой знак узнаваемым издалека. Поэтому сегодня определить марку автомобиля сравнительно несложно, достаточно только запомнить символ, принятый в качестве товарного знака.

Производители бытовой техники не отстают от остальных и наделяют свои товары символами. Иногда просто не успеваешь уследить за динамикой символов. Если попадется символ, представленный на иллюстрации, то следует помнить, что товар подлежит утилизации и последующей переработке.

Связь в мозгу человека между определенным звуком или изображением (образ) с реально существующим животным, явлением природы, а впоследствии и с мифическим божеством. Когда же на заре человеческой цивилизации первобытные люди осваивают речь и рисуют первые изображения на стенах пещер, то возникают символы - условное изображение (образ), а позднее даже определенный назначенный предмет (вещь), которые становятся представителем реального значимого предмета, явления или действия в мыслительной деятельности. Понятие символа локально, так как распространяется среди членов одной общности и передается из поколения в поколение. Значение символа понятно только круг «посвященных».

Обряды и обычаи создают целую систему символов, которую можно назвать языком символов, что позднее приводит к появлению и символов языка, основу которого составляют символы букв (алфавит) или иероглифы.

Символ Википедия определяет следующим образом:

Значение слова символ

Наверно всем известно, что истоки европейской цивилизации создал немногочисленный народ, проживавший в древности на территории современной Греции. Появление символа как отдельной категории так же произошло в Древней Греции, когда люди, связанные союзом наследственной дружбы, для опознания друг друга стали использовать осколки керамических пластин, которые идеально подходили друг к другу.

Слово символ

Греки называли эти черепки словом σύμβολα (symbolon ), которое перешло во многие языки народов мира в значении символа . Позднее символами стали именовать предметы (например, половинки монет, амулеты, талисманы), представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства, либо имеющие тайное для определенной группы лиц: секты, культа, религии, тайных обществ, корпораций, ремесленных цехов.

Как в древности, так и сегодня символ проявляется только в диалоге «своих» людей - посвященных, которые каким-то образом знают его . Это позволяет людям одной культуры опознавать символ и понимать, что хотел сказать человек, употребивший символ в своей речи или изображении.

Определение символа

Определение символа шире, чем определение знака, и представляет нечто между знаком и моделью. Термин символ можно применить к знаку, выходящему за собственные пределы, имеющему некий , интимно слитый с образом, но ему не тождественного. Значение символа не тождественно знаку, служащему для простого обозначения объекта, а служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого.

СИМВОЛ (греч. symbolon - знак, примета, сигнал, от syn - вместе и bolos - бросание, метание; symballein - совместное бросание) - неиконический знак (не имеющий видимого сходства с обозначаемым предметом).

Особенности символа заключены в неразрывной, уникальной связи его знака («означающего образа») и его значения. Значение символа и его «означающая» сторона составляют одно слитное целое, в отличие от условного знака, аллегории, эмблемы, значение которых может быть передано другим знаком (например, эмблему чаши и змеи можно заменить надписью «аптека»). Существует символа, в котором символ это выразительный знак, потому как значение в символе не обозначается, а выражается . Значение символа познается целиком с помощью интуиции.

Отличие символа от аллегории заключается в следующих признаках: если художник показывает в частном всеобщее, то это символ, а если во всеобщем частное, то это аллегория. Аллегория в отличие от символа является иносказательным повествованием, на основе ассоциативной связи раскрывающим значение абстрактного объекта ( , суждения) посредством конкретного (образа). Аллегория всегда основана на символах.

Человеческое сознание немыслимо без символов, потому что такова природа сознания, которая отражает мир в мозге человека в виде знаков и символов. Символ является исторической категорией, потому что на основе существующих появляются новые символы. Живые символы замещают мертвые символы, утрачивающие свою актуальность.

СИМВОЛ

СИМВОЛ

Течения западной мысли 20 в. представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства “Философия символических форм” Кассирера делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. “Глубинная психология” Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом символического, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательному включению символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает симввлический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Если аналитическая традиция склонна при этом “обезвреживать” мифологию языка и его символы с целью достижения рациональности и смысловой прозрачности, то представители фундаментальной онтологии (Хайдеггер) и герменевтики (Гадамер) пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символам быть самодостаточным средством понимания мира. Показательно, впрочем, что Хайдеггер с его стремлением реставрировать в духе досократиков роль символа в философс

ком мышлении и Витгенштейн с его пафосом “ясности” сходятся в признании необходимости символически обозначить “то, о чем нельзя сказать” при помощи “молчания” (Витгенштейн) или “вслушивания в бытие” (Хайдеггер). Структурализм Леви-Строса исследует механизмы функционирования символов в первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику символа в превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.

СИМВОЛ В РЕЛИГИИ. Символ играет исключительную роль в религиозной духовности, поскольку позволяет находить оптимальное равновесие образной явленности и взыскуемой трансцендентности. Символикой насыщена ритуальная жизнь архаических религий. С рождением теистических религий возникает принципиальной невидимости единого Бога и видимых форм его проявления: возникает опасность того, чтосимвол может обернуться языческим идолом. Поэтому для теизма предпочтительней символ-знак с его отвлеченностью и дистанцированностью от натуралистических образов и психологических переживаний, чем символ-образ, провоцирующий кумиротворчество. Спектр решений этой проблемы простирался от запретов чувственной (особенно антропоморфной) образности в иудаизме и исламе до относительно строгой цензуры символической образности в протестантизме и интенсивной символической образности в католицизме и православии. Показательно в этом отношении иконоборческое в Византии 8-9 вв., высветившее религиозные и культурные антиномии символа.

Средневековая христианская делает символ основой понимания и описания тварного мира. Догматической опорой этого явилось Боговоплощение, сделавшее не только допустимым, но и обязательным признание возможности полноценного присутствия “небесного” в “земном”, абсолютного в относительном. Понятие символа является ключевым не только для понимания поэтики пластического и словесного искусства средневековья, но и дляхарактеристики средневековой экзегетики и герменевтики в той мере, в какой их методы восходят к Александрийской богословской школе (Климент, Ориген), Филону Александрийскому и отчасти к традиции неоплатонического аллегоризма. Этот экзегезы стремился представить Св. Писание и весь тварный мир как стройную систему взаимосвязанных иносказаний и провозвестий, причем бесконечность связей этой системы фактически превращала аллегорию в символ. Христианство Нового времени менее чувствительно к различению символа и аллегории, однако теология 20 в. вновь заострила эту проблему: здесь мы находим и попытки очистить религиозное сознание от символизма (ср. программу демифологизации у Бультмана), и стремление восстановить плодотворные возможности христианского символизма (напр., аналогии сущего в неотомизме). Следует также отметить существенные успехи в изучении функционирования символа в религиях древних обществ, достигнутые в 20 в. структурализмом и культурной семиотикой.

СИМВОЛ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины - культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая (вплоть до их отождествления, как в “философии символических форм” Касеирера), в других - вырабатывается “расшифровки” того смысла, который бессознательно (или, во всяком случае, нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих - символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае представляет как его создания, так и механизмы его восприятия.

Если выделить три типа передачи сообщения в культуре -прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.

Психоанализ , сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; , онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (Бахтин, Бубер , Розеншток-Хюсси) и прагматизм (Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., “прафеномены” Шпенглера, “архетипы” Юнга, “патос-формулы” Варбурга), что позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).

Лиг.: АверинцевС. С. Символ художественный.- В кн.: Краткая литературная . М., 1971, с, 826-831; Он же. Знак, знамя, знамение.- В кн.: Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 109-128; БелыйА. Символизм как миропонимание. М., 1994; Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике, ч. 2, Первый отдел: “Символическая форма искусства”.- В кн.: Он же. Эстетика в 4 т., т. 2. М., 1969; Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М-, 1989; Иванов Вяч. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М., 1995; Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990 (“Философия имени”, “Диалектика мифа”); Он же. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982; Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. М., 1997; Свасьян К. А. Проблема сим

вола в современной философии. Ереван, 1980; Он же. Философия символических форм Каесирера. Критический . Ереван, 1989; Символ в системе культуры. Тарту, 1987; Символы в культуре. СПб., 1992; Флоренский П. А. “Иконостас”, “Symbolarium”.- Соч. в 4 т.. т. 2. М., 1996; ШеллингФ. В. И. Философия искусства, ч. 1: “Общая часть философии искусства”. М., 1966; CassirerE. Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1-3. Darmstadt, 1980-1985; WienerW. Von den Symbolen. B., 1924; Finget G. La formation du symbole chez l"enfant. Neuehatel, 1948; BayneS. Secret and Symbol. Edinburg, 1949; FossM. Symbol and Metaphor in Human Experience. Princeton, 1949; Eliade M. Images et symbole. P., 1952; KimpelB. The Symbols of Religious Faiih. N. Y., 1954; LooffH. Der Symbol-Begriff in der neueren Religionsphilosophie und Theologie, Köln, 1955; Metaphor and Symbol. L.. 1960; Guardini R. Sprache, Dichtung, Deutung. Würzburg, 1962; Rahner K. Hörer des Wirtes. Münch., 1963; Castelli E. Simboli e immagini. Roma, 1966; Sign, Image, Symbol. N. Y, 1966.

А. Л. Доброхотов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :
  • Энциклопедия культурологии

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»