Пропаганда в ссср. Советская пропаганда в годы великой отечественной войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В СССР пропаганда была ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/«чужое» в физическом пространстве, спецслужбы - частично в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, которые несли альтернативные интерпретации действительности, то пропаганда - в виртуальном. И её работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира. Но советская пропаганда «сломалась» на сильной ритуализации жизни в СССР. Идеология перестала быть живой — цитата из классиков марксизма-ленинизма, став обязательным элементом любого текста, перестала быть наполненной смыслом.

Советская пропаганда занялась созданием своей модели мира, пользуясь инструментарием не только журналистики, но и литературы и искусства, кино и телевидения. Все они призваны резко усиливать «наш» мир в отличие от «чужого», а еще наше будущее и наше прошлое. «Наш» мир всегда должен быть не только правильнее, но и справедливее «чужого».

Со временем советская пропаганда создала логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними. Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему всё время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками. Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию ).

Враги могли быть внешними и внутренними. Внешний враг - основа всякого государства, которое строится. Поскольку пропаганда отличается тем, что единообразит своих врагов, подводя их под единую модель, то внутренний враг в СССР всегда был слабой репрезентаций врага внешнего. Всех «врагов народа» сажали за решетку, приписывая им работу именно на внешних врагов, например, японских империалистов.

Герои тоже были внутренними и внешними. Последним примером такого послевоенного внешнего героя была Анджела Дэвис, а ребенком-героем времен Горбачева - Саманта Смит. Кстати, и советские герои тоже имели подгруппу детей - это были дети-герои времен войны. Советская пропагандистская формула «все прогрессивное человечество» активно применялось для моделирования поддержки СССР за рубежом.

Пропаганда могла делать из трагедии подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскина», когда все летчики, спасавшие людей, стали первыми Героями Советского Союза. Правда, даже сегодня не все подробности произошедшего остаются открытыми (см., например, и ). Герои несомненно были, но что именно привело к трагедии, покрыто тайной.

Технологии героизации требовали подвига в виде гибели или выдающегося трудового успеха, либо номенклатурного нахождения на вершинах советской иерархии. В последнем случае те, кто достигал уровня члена политбюро, могли претендовать на вечное признание. Именами Кагановича или Микояна, например, а не только Сталина или Ленина назывались целые предприятия. Портреты этих «героев» советские люди несли на парадах.

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. и ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Первая связана с общим трендом подъема, царившего в стране, который естественно должен был захватить и писателей, и художников. Вторая - это выживание людей, поскольку интеллектуальные специальности прямо или косвенно завязаны на власть, без нее была бы невозможной никакая их реализация. Кстати, позднее советское время даже породило феномен «внутренней эмиграции», то есть как бы отключения человека от требований советского времени и пространства в попытке жить в своих координатах.

Советская пропаганда также включала в себя проведение массовых демонстраций, которые прямо или косвенно должны были свидетельствовать о всенародной поддержке власти. Два основных праздника 7 ноября и 1 мая отличались лишь наличием/отсуствием военного парада в своем составе. Праздники моделировались так, чтобы отразить в составе демонстрантов все профессии и все республики. Правда, такие массовые действа «восхваления» власти известны со времен античности.

Одним из важных компонентов обеспечения «чистоты» информационного и виртуального поля была цензура. Это была разветвленная система предварительного чтения текстов, призванная не допускать «неправильные» тексты к тиражированию. Цензура имела и обратный результат: нужные тексты могли, наоборот, тиражироваться миллионами экземпляров. Плюс к этому все они переводились на языки народов СССР, тем самым еще более увеличивая потребности в тиражах.

1) обожествление Гитлера,

2) определение врага, например, евреи и большевики,

3) поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не к миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

Из ситуации отсутствия такой системности А. Игнатьев выводит теории заговора: «Любая «теория заговора» трактует действия, наблюдаемые на «политической сцене», как странные, непонятные или даже очевидно двусмысленные, чреватые какой-нибудь бытовой эсхатологией. Объяснением этой «непрозрачности» и потенциальной опасности, демонстрация которых составляет непременную особенность любой «теории заговора», обычно служит зависимость публичных субъектов власти от других акторов, действующих исключительно в частной сфере и оттого находящихся вне поля зрения аудитории. Данное обстоятельство (по большей части оно так и остается гипотезой) позволяет считать, что публичные субъекты власти — это чьи-то «марионетки», тогда как ситуацию в целом вполне можно рассматривать как нелегитимный и тайный отъем власти, т. е. заговор, уже состоявшийся или осуществляемый в настоящее время». Но если вдуматься, то тоталитарная система по сути начинает порождать такую теорию заговора для оправдания своих действий. Только враги в этом случае называются вполне прозрачно, о них повествуется постоянно, а страна занята тем, что постоянно готовится к борьбе с ними.

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, её врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. и ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

____________________________

Почепцов Георгий Георгиевич

«… видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите»
(Евангелие от Матфея 13:13,14)

Как уже отмечалось, важная роль в деле подготовки пропагандистских кадров отводилась университетам марксизма-ленинизма, находившихся в непосредственном ведении отдела агитации и пропаганды при ОК КПСС. Так, в 1986 г. филиал такого университета был открыт при Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского. Существовали также филиалы в районных центрах, городах Кузнецк, Заречный и на заводе ВЭМ. Курс обучения был рассчитан на два года. Общее количество слушателей в 1987-1988 гг. - 1600 человек. Окончили обучение 1138 человек. Переведено на 2 курс 730 человек. Вновь принято 870 человек. Однако названия изучавшихся курсов: «Проблема ускорения социально-экономического развития страны», «Ленинское учение о коммунистической нравственности», «Мастерство публичного выступления» меньше всего были рассчитаны на подготовку людей к коренным переменам в советском обществе. Изучение истории КПСС и научного атеизма не могли подготовить их к реформам, необходимым для перехода к рыночной экономике, в связи с чем в дальнейшем большинство всех этих людей оказались социально дезориентированными .

Вот на таких вот лозунгах строилась у нас агитация за социализм. Да вот что-то не очень она действовала! Во всяком случае у нас в Пензе обувь нашей Кузнецкой фабрики если кто и покупал, то только на работу. А вот югославские ботинки за 40 рублей носили с удовольствием, хотя их нужно было доставать.

При этом, с одной стороны, готовились лекторы, агитаторы, пропагандисты, политинформаторы для работы на местах, с другой стороны, лекторами обкома КПСС (преподавателями вузов города и партработников, окончивших ВПШ) для них готовились тексты лекций, собирались и обрабатывались значительные объемы информации, т.е. осуществлялся прямой менеджмент коммуникаций, пусть даже в весьма ограниченной форме.

Конкретно за идеологическую работу с населением в каждой области отвечал Дом политического просвещения при ОК КПСС. Например, только в плане мероприятий ДПП («Дом политического просвещения» - были у нас в те годы и такие «дома» – В.Ш.) г. Пензы с 6 по 11 января 1986 г. значились: занятия университета марксизма-ленинизма, семинар пропагандистов школ основ марксизма-ленинизма, занятия школ идеологического актива, собрание партийно-хозяйственного актива областного Управления общественного питания. С 10 по 15 февраля того же года план работы был столь же насыщенным: стажировка зав. кабинетами политического просвещения парткомов, семинар пропагандистов школ научного коммунизма Пензы, День политической книги и плаката; занятия школы идеологического актива Ленинского района. Одновременно в кабинете политического просвещения была открыта экспозиция из опыта работы пропагандистов, изучающих произведения В.И. Ленина .


Настольная «книжка» любого советского агитатора-пропагандиста. Вооружала, так сказать, правильным углом зрения...

По данным 1987–1988 гг., слушателями являлись 13540 человек. Из их числа было подготовлено 17 человек пропагандистов, 12 докладчиков, 22 лектора, 33 политинформатора, 73 агитатора .

Получается, что через систему политической агитации и пропаганды в одном только городе Пенза в 80-е гг. прошли десятки тысяч человек, из которых воспитывали людей, преданных делу марксизма-ленинизма и «пламенных борцов». В то же время в секретном отчете о работе парткомиссии при Каменском горкоме КПСС за 1986 г. указывалось, что нарушения партийной дисциплины продолжают иметь место. Наиболее частыми нарушениями трудовой дисциплины являлись – халатность и злоупотребление служебным положением. Аморальное поведение многих коммунистов выражалось в пьянстве, хищениях, растратах, уголовных преступлениях, утери и порче партбилетов, отрыве от парторганизации, за что последовало исключение 20 человек . Так обстояло дело на «заре» перестройки, а дальше количество выбывших и исключенных коммунистов стало нарастать. Т.е., с одной стороны, партия готовила кадры агитаторов и пропагандистов, с другой - жизнь уверенно брала свое. Людям все труднее становилось жить с двойной моралью, когда на словах было одно, думалось другое, а делать приходилось нечто совершенно противоположное. Можно сделать вывод, что только благодаря столь массированной обработке общественного мнения и отсутствию реальных возможностей получения информации из стран с развитой экономикой партруководство в нашей стране и продержалось столь длительный период времени.

Естественно, что все подготовленные в системе марксистко-ленинского образования кадры по прямым указаниям обкомов, горкомов и райкомов КПСС использовались для проведения в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения митингов, бесед, лекций и политинформаций по материалам, поступавшим из ЦК КПСС и разрабатывавшимся на местах .

Отделы пропаганды и агитации ОК КПСС в регионах выступали также в качестве приемников информации по обратной связи от СМИ. Обычно после публикации статьи в газете собиралось бюро обкома КПСС, где ее обсуждали, после чего шла стандартная запись о том, что критика признана правильной, а виновные будут наказаны. Нередко указывалось, что «намечены конкретные меры по исправлению недостатков» . Но сами эти меры указывались далеко не всегда.

Так, в материалах Самарского ОК КПСС можно найти целый ряд подобных откликов на газетные публикации, посылавшихся ОК КПСС в редакции выступивших с критикой газет. В отклике на статью «Нам не нравится ваша работа», которая была опубликована в газете «Советская Россия» 6 мая 1986 г., поднимался вопрос о низком качестве телевизоров Каскад», выпускаемых объединением «Экран». Статья рассматривалась партийным комитетом предприятия и бюро Куйбышевского ОК КПСС. Критика газеты была признана правильной. За серьезные упущения строго наказаны главный инженер, контролер, начальник ТВ-производства, начальник выпускного цеха, замдиректора по социальным вопросам. Для устранения выявленных недостатков с участием трудовых коллективов разработан комплекс организационных и технических мер, направленных на значительное повышение эксплуатационной надежности телевизоров. В этих целях их производство было временно остановлено .

В то же время необходимо подчеркнуть, что весьма значительный объем дел, находившихся в ведении Пензенского, Саратовского и Самарского обкомов КПСС (и можно утверждать, что и в других регионах тоже), считался секретной информацией и проходил по линии секретного делопроизводства с грифом «секретно» и «совершенно секретно». Так, в информации с грифом «секретно» от 10 января 1985 г. «О работе партийных, светских, профсоюзных органов области по выполнению постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках и извращениях в развитии коллективных садоводческих и огороднических хозяйств» указывалось, что всего таких товариществ на территории Пензенской области имеется 267. В них отмечено 226 нарушений. Случаев самовольного захвата земли – 70. Излишеств в строительстве – 61. Незаконно построено гаражей – 4, бань – 6 .

Вроде бы очевидно, что именно негативные моменты в деятельности этих товариществ и следовало бы сделать достоянием широкой общественности, но тогда людям пришлось бы объяснять, почему номенклатурные работники имели право на двухэтажную дачу, а рядовые граждане нет.

В то же время из документов конца 90-х гг. видно полное непонимание происходящего в среде работников партийных организаций. Так, например, в документе Самарского ОК КПСС «Об общественно-экономической и политической ситуации в области» (1990 г.) указывалось, что «...сумятица в умах и панические настроения во многом провоцируются насаждением в обществе атмосферы социального недоверия и подозрительности...» , и что...заслоном... однобоким взглядам... должны стать повышение ответственности журналистов, руководителей редакционных коллективов, введение в состав редакционных коллегий представителей общественности, партийного, советского и комсомольского актива».

Показательно, что количество письменных обращений трудящихся в партийные органы с 1985 по 1991 г. постоянно росло. Данный вид работы находится в ведении общих отделов ОК КПСС. Многие граждане принимались секретарями соответствующих отделов лично. Все письма должны были рассматриваться в строго установленные сроки. Однако это правило обычно никогда не выдерживалось, чаще всего из-за их большого количества обращений. Так, например, в 1988 г. в Пензенском ОК КПСС было лично принято 865 человек и рассмотрено 2632 письма. Наибольший удельный вес таких обращений приходился на просьбы о предоставлении, распределении и ремонте жилья, коммунальном обслуживании, замечания по работе руководящих кадров, органов суда, прокуратуры, милиции и благоустройства .

В Самарской области, например, только за один 1985 г. в ОК КПСС поступило 4227 писем, из которых 73 процента были направлены на рассмотрение в различные комитеты ОК КПСС и другие организации. За тот же год было рассмотрено 225 вопросов, касающихся работы с письмами.

Письма граждан и вопросы работы с ними обсуждались на 115 заседаниях местных исполкомов, 188 сессиях поселковых советов, 30 сессиях народных депутатов. В справке ОК КПСС «О работе комитетов по выполнению указаний XXVI съезда КПСС «Об улучшении работы с письмами» подчеркивалось, что все письма рассматривались в строго установленные сроки. Однако при их первоначальном рассмотрении решение в интересах граждан принимались далеко не всегда, о чем свидетельствовало 700 повторных обращений по тем же самым вопросам .

Наибольшее количество писем касалось жилищного вопроса, в том числе и по злоупотреблению служебным положением. Например, в одном из писем сообщалось о том, что заведующая отделом по учету и распределению жилой площади Тольяттинского горисполкома Фетисова В.И. произвела незаконный трехкратный обмен своей квартиры, в результате чего оставила дочери 3-комнатную квартиру на семью в 2 человека, сама же переехала в коттедж с приусадебным участком. Эти факты подтвердились проверкой, Фетисову исключили из партии и уволили с работы .

Но даже когда в Самарской области в 1990 - первом полугодии 1991 г. произошло резкое сокращение потока писем, сроки их рассмотрения продолжали грубо нарушаться. В итоге несмотря на все постановления работа с обращениями граждан так и не улучшилась!

Кстати, а чем же в это время занимались Советы депутатов трудящихся – непосредственные органы государственной власти? Об этом мы расскажем в следующий раз!

Продолжение следует…

Архивные источники:
1. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7177. С. 30.
2. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. On. 1. Д. №7094. С 25.
3. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. On. 1. Д. №77176. С. 219.
4. ОФОПО ГАПО. Ф. П. 148. Оп. 1.Д.Ж7031. С. 166.
5. ЦДНИ (Центральный дом научной информации) Ф. 594. Оп. 49. №161. С. 1.
6. ОФОПО ГАПО. Ф.П. 148, On. 1, Д. №6902, С. 42.
7. ГАСПИ Ф. 656, On. 189, д. №208. С. 31.
8. ОФОПО ГАПО. Ф. 148. Оп. 1.Д.№6898. С. 156.
9. ГАС ПИ Ф. 656, Оп. 195, Д. №564. С. 17.
10. ОФОПО ГАЛО. Ф. 148. On. 1. Д. №7228. С. 23.
11. ГАСПИ Ф. 656, Оп. 189, Д. №201. С. 31.
12. Там же. С. 31.

Особенность организации пропаганды в Советском Союзе в 1920-30-е гг. заключалась в том, что закрепилось различие между понятиями «пропаганда» и «агитация». Первое сводилось к «ознакомлению отдельных товарищей с несколькими идеями» и предполагало определенную интеллектуальную изощренность в приобщении к истинам марксизма-ленинизма; второе ограничивалось «изложением одной или нескольких идеи, рассчитанных на народные массы , как правило, путем простой аргументации и выдвижения лозунгов.

Высшим идеологическим органом управления всей сферой культуры стал отдел агитации и пропаганды ЦК РКП (б) (Агитпроп), выступающим (под разными названиями) в этой своей роли на протяжении всей последующей истории советского государства. По положению об АПО, утвержденному в ноябре 1921 г., его структура выглядела следующим образом: коллегия, в которую входили представители отделов ЦК, Наркомпроса, Политуправления РККА, ЦК комсомола и другие, а также четыре подотдела - агитационный, пропагандистский, печати, нацменьшинств .

Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет). Агитпроп подчинялся непосредственно В.И. Ленину. Главполитпросет воз-главляла жена Ленина Н. Крупская. Советские лидеры большое внимание уделяли решению задач подготовки собственного «идеологического кадрового резерва».

6 июня 1922 г. на основании декрета Совета народных комиссаров РСФСР был создан Главлит. В разные годы Главлит имел разные официальные наименования: Основной целью создания Главлита было «объединение всех видов цензуры печатных произведений. 9 февраля 1923 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в составе Главлита был образован Комитет по контролю над зрелищами и репертуаром - (Главрепертком). Помимо драматического репертуара, Главрепертком осуществлял «политический контроль» за любыми публичными зрелищами и выступлениями, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 20 - начале 30-х гг. им был подготовлен трехтомный «Репертуарный указатель», регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от «подготовки аудитории» . В 1934 г. Главрепертком был переименован в Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром, в ведение которого входил политико-идеологический контроль над репертуаром кино, театра, а также - за исполнением музыкальных произведений.

В мае 1935 г. лидер советского государства Сталин инициировал ранее существовавший в качестве самостоятельного структурного подразделения ЦК ВКП (б) Агитпроп разделить на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы . Выступая на XVIII съезде ВКП (б), Сталин отдельно остановился на вопросе партийной пропаганды . «Вопрос о мерах улучшения дела пропаганды, подчеркнул лидер советского государства, был предметом неоднократного обсуждения ЦК ВКП(б) с участием пропагандистов различных парторганизаций. Был учтен при этом выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" в сентябре 1938 г. Было установлено, что выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" кладет начало новому размаху марксистско-ленинской пропаганды в СССР. Результаты работ ЦК ВКП(б) были опубликованы в известном его постановлении "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском краткого курса истории ВКП(б)"» .

Сталин предложил сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении пропаганды и агитации в составе ЦК ВКП(б), с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республиканской, краевой и областной парторганизации. Таким образом, действовавшие ранее изолированно друг от друга отделы пропаганды и агитации, печати и издательств были объединены в один отдел пропаганды и агитации (ОПиА), что облегчило задачу контроля над идеологической работой партийных органов. ОПиА контролировал всю печать в стране, следил за литературой и искусством .

С первых лет существования советской власти главное место в системе пропаганды занимали средства массовой информации, которые проводили политику правящей партии. Печать, радио являлись продолжением партийного аппарата и «идеологическим оружием» партии, при этом журналистов называли «офицерами идеологического фронта». Взгляд на прессу как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора был в то время широко распространенным. В результате практически все содержание средств массовой информации стало пропагандистским и предназначалось непосредственно для укрепления политической системы и идеологического воспитания масс. Печать выступала в качестве мощного фактора идеологического воздействия на сознание и поведение индивидов, направляя их активность в четко за-данное русло. Сталин прямо говорил по этому поводу: «Нет в мире лучшей пропаганды, чем печать - журналы, газеты, брошюры. Печать - это такая вещь, которая дает возможность ту или иную истину сделать достоянием всех». Лидер советского государства характеризовал издательское дело как «крупное машинное производство» . Ведущая роль печати в советской пропаганде была определена в постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г., в котором говорилось, что «в пропаганде... решающим оружием должна являться печать», поскольку она давала возможность «истину сразу сделать достижением всех» . Такая форма представления позволяла полностью контролировать подаваемую пропагандой информацию.

В системе советских СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1921 г. в Москве организуется Государственный институт журналистики. Он стал готовить профессиональные кадры для прессы. В 1922 г. была утверждена государственная сеть газет - 232 газеты. А уже в 1932 г. с СССР выходило более 7,5 тысяч газет. К 1940 г. численность издаваемых газет возросла до 8,8 тысяч . Официозом советской прессы была газета «Правда».

Большое значение советское руководство в исследуемый период придавал руководству литературой и искусством. Около 45 тысяч писателей, журналистов, редакторов, а также свыше 100 тысяч человек, принадлежавших к «прочему культурно-политико-просветительскому персоналу», десятки тысяч «работников искусства» были призваны участвовать в этой нелегкой и по-своему опасной деятельности . Советское руководство отводило особое место организации и проведению устной агитационно-пропагандистской работе. К концу 1930-х гг. в СССР устной пропагандой постоянно занималось более 112 тысяч человек. Одним из первых лозунгов большевистской партии, которому придавалось огромное значение, был лозунг «Каждый большевик - агитатор». Рядовые члены партии, комсомольцы и беспартийные активисты образовывали целую армию пропагандистов, работавших в первичных организациях. Этих людей выбирали по их способности убеждать аудиторию не только словом, но и личным примером; соответственно такой человек должен был «хорошо разбираться в производстве». Пропагандист должен был хорошо знать всех членов своей ячейки, быть в курсе их нужд, проблем их личной жизни, равно как в их трудовых будней на заводе или в колхозе.

В частности, при проведении или подготовки агитации и пропаганды среди крестьян руководство страны предлагало руководствоваться следующими соображениями: агитация и пропаганда среди широких крестьянских масс имеет свои особенности и трудности, которые обязан учесть каждый губернский и уездный комитет партии, прежде чем отправлять того или другого товарища в деревню. Каждый агитатор или пропагандист, отправляющийся в деревню должен помнить, что без знания крестьянской жизни, хотя бы в общих чертах, являться в деревню нельзя. Знание всех местных условий часто имело огромное или даже решающее значение . Очень долго такой способ воздействия на каждого гражданина оставался наиболее эффективным, открывая партии возможности быть поистине вездесущей.

1. Булок А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть. Смоленск, 1993. Т. 2.
2. Справочник партийного работника. М.,1922. Вып. 2.
3. История советской политической цензуры. Документы и комментарии. 1917-1993. Ответственный составитель и руководитель творческого коллектива Горяева Т.М. М., 1997.
4. Там же.
5. XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1939.
6. Там же.
7. Цит. по: Невежин В.А. «Если завтра в поход...»: подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. М., 2007. URL: http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html (дата обращения: 17.01. 2013).
8. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 10. Д. 130. Л. 135.
9. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». М., 1938.
10. История СССР с древнейших времен до наших дней. М.,1967. Т. VIII. С. 653 ; М.,1971. Т. IX. С. 371.
11. Цит. по: Невежин В.А. Указ. соч.
12. РГАСПИ Ф.17. Оп. 60. Д. 13. Л. 12.

Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику.

Пропаганда политическая и литературная

Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна - Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла революционные методы психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. Помимо военно-политической пропаганды была также и литературная: в группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат были включены такие известные писатели, как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. С ними также сотрудничали немецкие антифашисты - Ф. Вольф, В. Бредель.

Советских авторов читали за рубежом: к примеру, статьи Эренбурга расходились по 1600 газетам в США, а письмо Леонова «Неизвестному американскому другу» прослушали 10 миллионов заокеанских радиослушателей. «Литература вся становится оборонной», - говорил В. Вишневский.

Ответственность писателей была огромна - они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию. К примеру, Эренбург считал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы».

Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск, пропаганда также должна была изобличать немецкие войска, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

СССР владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. Действуя в стане врага, наши пропагандисты не пользовались излишней коммунистической риторикой, не обличали перед немецким населением церковь, не ополчались против крестьян.

Пропаганда в основном была направлена против Гитлера и НСДАП, причем использовались противопоставления фюрера и народа.

Немецкое командование следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии…».

Политическая пропаганда не знала ограничений: советская пропаганда, направленная на врага, не только поносила несправедливость войны, но и апеллировала к огромным землям России, холодам, превосходству сил союзных войск. На фронте распускались слухи, рассчитанные на все слои общества - крестьян, рабочих, женщин, молодежь, интеллигенцию. Однако в пропаганде были и общие моменты - образ фашистского врага.

Образ врага

Образ врага во все времена и во всех странах формируется примерно одинаково - необходимо разделить мир хороших, добрых людей, которые воюют исключительно во благо, и мир «нелюдей», которых не жалко убивать во имя будущего мира на земле.

Если национал-социалистические (а не фашистские) органы Германии оперировали термином «недочеловек», то в СССР таким расхожим жупелом стало слово «фашист».

Илья Эренбург таким образом обозначал задачу пропаганды: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Слово «фашист» моментально стало синонимом нечеловеческого монстра, убивающего всех и вся во имя зла. Фашистов рисовали бездушными и холодными убийцами, варварами и насильниками, извращенцами и рабовладельцами.

Если мужество и сила советских бойцов превозносились, то силы союзников Германии презрительно критиковали: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен - им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь».

Советские люди изображались добрыми и миролюбивыми в невоенное время - во время войны же им моментально удалось стать героями, голыми кулаками уничтожающих до зубов вооруженных профессиональных убийц-фашистов. И, что немаловажно, фашистов и фрицев не убивали - их только уничтожали.

Отлаженная машина советской пропаганды была достаточно гибкой: так, к примеру, несколько раз менялся сам образ врага. Если с 1933 до начала Второй мировой формировался дискурс разделения образов невинного немецкого народа и коварного нацистского правительства, то в мае 1941 года антифашистские коннотации были устранены.

Разумеется, после 22 июня они вернулись и пропаганда была развернута с новой силой. Еще один кардинальный поворот, отмеченный германскими органами пропаганды - это мобилизация духовных резервов в 1942—1944 гг.

Именно в то время Сталин стал поощрять прежде осуждаемые коммунистические ценности: традиционность, народность, церковность.

В 1943 году Сталин разрешил избрание нового Московского патриарха, и церковь стала еще одним патриотическим орудием пропаганды. Именно в то время патриотизм стал сочетаться с панславянской тематикой и мотивами помощи братьям-славянам. «Изменением политической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!» Сталин добился успеха», писали немцы.

СССР о союзниках

Военная пропаганда Советского Союза не забывала и о странах-союзниках, отношения с которыми были не всегда самыми идиллическими. В первую очередь союзники выступали в пропагандистских материалах друзьями советских людей, веселыми и самоотверженными бойцами. Восхвалялась и материальная поддержка, которая оказывалась союзными войсками СССР: американская тушенка, яичный порошок и английские летчики в Мурманске. Полевой так писал о союзных войсках: «Русские, англичане, американцы, это гора. Кто пытается головой разбить гору, тот разбивает голову…».

Пропаганда велась и среди населения стран-союзников: советским делегациям давались инструкции о том, как формировать положительный образ СССР, как убеждать союзников в необходимости открытия Второго фронта и т.п.

Советские реалии часто сравнивались с американскими: «Бой за Волгу - бой за Миссисипи. Все ли ты сделал, чтобы защитить свою родную, свою чудесную реку, американец», - писал Федин.

Мотив космополитизма и всепобеждающей дружбы народов был преобладающим в союзной пропаганде, направленной на США, Англию и Францию, тогда как на родине этим терминам не всегда придавалась та же роль. Несмотря на то, что сразу после Второй мировой прежние антизападные штампы в советской пропаганде вновь ожили, рисовались плакаты и сочинялись песни: к примеру, джазовая песня «Джеймс Кеннеди» повествовала о героических британцах в Арктике.

Большевики еще до прихода к власти в октябре 1917 г. сумели обеспечить себе поддержку значительной части рабочего класса и армии. Для этого они с начала XX в. проводили широкомасштабную информационную деятельность, которая включала в себя издание и распространение специальной литературы (книг, брошюр), периодических печатных изданий (самые известные из которых — газеты «Искра» и «Правда»), раздаточных материалов (листовок и прокламаций), проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, «маевок»). Кроме того, в результате постоянной работы пропагандистов «на местах» — в армейских подразделениях, на промышленных предприятиях и пр. — большевикам было прекрасно известно отношение народа к существовавшему порядку. Поэтому лозунги, под которыми они пришли к власти и проводили первые государственные преобразования, были вовсе не спонтанными и теоретическими, а тщательно продуманными и отражали реальные чаяния общества. По крайней мере той его части, на поддержку которой ориентировались новые руководители государства.
Придя к власти и получив в свое распоряжение «административный ресурс», большевики использовали его по максимуму. При этом информационную политику Советского государства (с 1922 г. — СССР) можно охарактеризовать как пропагандистскую, т. е. сравнительно одностороннюю. Объективности ради отметим, что подобная коммуникационная модель была традиционной для России и большевикам не понадобилось ничего «ломать» или «создавать заново». Скорее они просто отменили так и не успевшие прижиться в России либеральные ценности относительно свободы слова, печати и прочего и стали использовать традиционные средства и стиль коммуникации для продвижения новой идеологии. Вместе с тем социальная коммуникация «по-советски» имела ряд особенностей, на которых остановимся немного подробнее.
К таковым прежде всего следует отнести, достаточно вольное обращение с фактами и их подгонку под свои интересы . Представители советской власти были достаточно разумными людьми и прекрасно осознавали справедливость поговорки: «Запретный плод сладок». Поэтому, всячески стараясь изолировать население от «вражеской пропаганды», советские идеологи сами не абстрагировались от нее, а нередко использовали негативную информацию в своих целях. Так, например, во время Кронштадтского мятежа 1921 г. советская пресса цитировала сообщения эмигрантских и иностранных газет об этом событии — в трактовке отечественной печати их наличие служило еще одним доказательством связи мятежников с белой эмиграцией и зарубежной «контрреволюцией».
Распространенным инструментом формирования имиджа было «навешивание ярлыков». На раннем этапе советского периода было достаточно объявить человека буржуем, эксплуататором, заподозрить в аристократическом происхождении, чтобы уволить его с работы, выдворить из страны и даже приговорить к расстрелу. Наиболее характерным при-мером из истории этого периода стала эволюция слов «белый», «белогвардеец»: в начале XX в. этими понятиями обозначались боевые дружины Союза русского народа и студентов- монархистов, а большевистская печать применила их к противникам советской власти. Причем эти новые значения продвигались так массированно и настойчиво, что уже с 1921 г. даже эмигрантские газеты приняли их. В дальнейшем подобными ярлыками становились понятия «троцкист», «зиновьевец», «оппортунист», «диссидент»... Для расправы с неугодными деятелями (включая высший командный состав армии или партийное руководство) проводились кампании с целью представить их шпионами и вредителями. В последние годы существования СССР наиболее распространенным обвинением стало хищение социалистической собственности: «особо крупный размер» хищения давал основания для применения даже высшей меры наказания. Довольно частыми были также обвинения в тунеядстве.
Наконец, весьма характерным признаком пропаганды советского периода стала вычурность речи, обилие лозунгов, экзальтированность, употребление «красивых слов», образных сравнений и пр. Активно продвигалась советская символика: серп и молот, красное знамя (цвет которого символизировал кровь борцов за светлое будущее), в дальнейшем — герб СССР. Подобный стиль был весьма характерен для властей, опиравшихся на поддержку «толпы»: он использовался деятелями французской революции, руководством фашистской Италии или нацистской Германии. Причина выбора такой стилистики объяснялась стремлением руководства Советского государства воздействовать в первую очередь не на ра-зум, а на чувства населения, на его коллективное сознание, а не на отдельных мыслящих представителей общества.
Как уже отмечалось, уроки имперской информационно-аналитической деятельности были учтены советским руководством. Сбору информации на местах уделялось не меньше внимания, чем пропаганде официальной идеологии. Так, еще во время Гражданской войны (1918-1922) в армии, городах и селах партийные органы осуществляли систематическое исследование общественных настроений, для чего использовалась система осведомителей и даже вскрывались частные письма. На основании полученной информации составлялись политсводки, которые впоследствии учитывались в информационной работе. В дальнейшем функции главного информационно-аналитического органа получил Комитет государственной безопасности, некоторые подразделения которого и по функциям, и по структуре имели немало сходств с «экспедициями» вышеописанного III отделения.
Для продвижения новых ценностей и «шельмования» политических противников создавались новые средства коммуникации. В первые десятилетия советской власти это были так называемые окна РОСТА, использовавшие яркие и выразительные плакаты с броскими изображениями и запоминающимися текстами (среди их авторов был и самый популярный поэт того времени В. В. Маяковский), агитационные бригады и поезда, участники которых с помощью театральных представлений проводили агитацию среди населения — для вступления в Красную армию, подписки на облигации государственного займа и пр.
В советский период расцвел как агитационное средство жанр плаката. До сих пор хрестоматийными примерами пропаганды того времени являются плакаты «Наш ответ Чемберлену!», «Родина-мать зовет!», «Ты записался добровольцем?» и ряд др., надписи с которых стали крылатыми выражениями.
Весьма эффективными каналами пропаганды являлись средства массовой информации, которые даже западные специалисты признавали высокопрофессиональными, хотя и нередко обвиняли в излишней идеологизации. В частности, «Телеграфное агентство Советского Союза» (ТАСС) стоит в одном ряду с такими гигантами информационной ин-дустрии как «Франс-Пресс» или «Рейтере». «Совинформбюро», действовавшее в годы Великой Отечественной войны, по качеству информации, оперативности и популярности среди населения ничуть не уступало западноевропейским комитетам военной информации того времени.
Пропаганда в СССР осуществлялась на всех уровнях: от высших государственных органов (в ЦК КПСС существовала даже должность секретаря по идеологии, наиболее одиозной фигурой из занимавших этот пост был, наверное, М. А. Суслов) до партийных ячеек отдельных подразделений на предприятиях и в учреждениях. Издавались специальные «Справочники пропагандиста», которые позволяли практически любому человеку «вести разъяснительную работу». Таким образом, в распоряжении советского руководства имелись миллионы постоянно действовавших распространителей информации, на содержание кото-рых не требовалось никаких дополнительных средств!
Вместе с тем советское руководство демонстрировало и собственному народу, и всему миру свои передовые взгляды, заботу об обществе. Одним из наиболее ярких примеров является политика по раскрепощению женщин. Традиционное для России отношение к женщине как существу «второго порядка» было жестко сломано политикой большевиков, поощрявших учебу женщин, занятие ими партийных и иных руководящих постов, активное участие в политической жизни общества. Другим примером является восстановленная в 1920-е гг. практика непосредственных контактов населения с органами власти: любой рабочий, крестьянин, солдат мог обратиться с предложением, пожеланием, жалобой в органы власти посредством письма.
Важнейшим средством укрепления взаимодействия правящей партии и народа в целом являлся институт народного представительства. Так, на смену разогнанному в 1918 г. (самым антиконституционным образом) Учредительному собранию был создан легитимный Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), на смену которому впос-ледствии пришел постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Советы народных депутатов всех уровней официально считались главными законодательными органами власти, и их деятельность подчеркивала конструктивность взаимодействия партии и народа. Тем не менее Конституция СССР 1977 г. уже в официальном порядке закрепила руководящую роль КПСС.
Как можно видеть, идеологическая работа в Советском Союзе стояла на очень высоком, профессиональном уровне, и до сих пор распространявшиеся в советское время идеи находят сторонников. Крах советской пропагандистской деятельности был связан с попыткой СССР вновь взять на вооружение элементы западной системы ценностей в период перестройки: свободу слова и печати, многопартийность, плюрализм мнений и пр. Население получило возможность ознакомиться с новыми взглядами, идеями, ценностями и в большинстве своем просто-напросто предпочло новое старому, принимавшемуся в течение 70 лет, — даже не по идеологическим соображениям, а просто из-за потребности в более свежей информации, не придя к мысли, что прежняя идеология устарела или была лживой. Доказательство тому — тот факт, что Коммунистическая партия сегодня остается одной из самых влиятельных в стране.
Насколько можно судить, западная система информационной политики в последнее время в России пока еще действует, но не будем забывать и исторический опыт нашей страны. А он показывает, что после сравнительно короткого «либерального» периода в России наступал более длительный период ограничения информационной свободы, государственной монополии в информационной сфере. Причем, как ни странно, подобное «упорядочение» информационной политики обычно сопровождалось наиболее впечатляющими экономическими, военными и государственными достижениями...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»