Национализм и основные формы его проявления. Агрессивный национализм как фундамент политики украины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Конфликтные ситуации*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

В последнее время глобальный характер приобрели проблемы, связанные со столкновениями культур, этносов, религий, с вопросами нравственности и общественного поведения. Как правило, к ним относят национализм, преступность, терроризм, наркоманию, дефицит демократии .

Национализм - это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах национализм не представляет большой угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние формы, как шовинизм, расизм и, как часто говорят, воинствующий национализм . Такой национализм время от времени проявлялся и раньше, преимущественно в национальных и региональных масштабах. Но тот всплеск воинствующего национализма, который имел место в 90-е годы, принял уже достаточно выраженный глобальный характер. Политологи объясняют это явление усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии**, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем дезинтеграционного начала , касающегося современной политической и экономической картины мира.

Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах . Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около шестидесяти, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причиной этнических конфликтов чаще выступают не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и титульных наций. А конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое - это разные проявления сепаратизма , то есть стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок.

Сошлемся на Д.В. Зайца***, который выделяет в рамках второй половины XX в. 53 основных очага сепаратизма, занимающих тeрpиторию в 12,7 млн км2 с населением в 220 млн человек. Автор выделяет разные географические типы сепаратизма. В 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому - страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор . Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступает ислам, конфликтующий и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).

В основе такой непримиримости лежит исламский фундаментализм , который ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних экстремистских течений такого фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско-христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая террористические. Все население при этом делится на правоверных мусульман и «неверных» (немусульман). Особая опасность исламского фундаментализма связана с тем, что единый территориальный массив исламских стран составляет значительную часть всего Юга. Да и население его быстро возрастает. По некоторым оценкам, в 2020 г. мусульмане могут составлять едва ли не 30% всего населения Земли.

Глобальный характер в наши дни приобрело и такое явление, как преступность . Во-первых, потому, что в большей или меньшей мере оно свойственно всем странам мира, особенно если иметь в виду разнообразие возможных административных, хозяйственных, уголовных и других преступлений. И, во-вторых, потому, что ныне в мире существуют уже международные преступные синдикаты.

То же можно сказать и о терроризме , который также может быть внутренним и международным. В наибольшей мере терроризм свойствен исламскому фундаментализму. Об этом свидетельствуют теракты смертников исламской ХАМАС в Израиле, действия международного исламского терроризма в Чечне, на южной границе Таджикистана и в других местах.

Глобальной в наши дни стала и проблема наркомании , которая приобрела характер настоящей эпидемии. Достаточно сказать, что ежегодный оборот торговли наркотиками ныне составляет 500 млрд долл., из всех видов теневой экономики уступая по этому показателю только торговле оружием. В мире существуют три главных центра производства наркотиков, причем каждый из них имеет свою производственную и сбытовую специализацию и свои центры легализации доходов. Среди главных очагов потребления наркотиков фигурируют многие крупные города мира. Наркомания тесно связана с преступностью, многие наркоманы идут на преступления для того, чтобы удовлетворить свою потребность в кокаине или марихуане.

Глобальной проблемой продолжает оставаться дефицит демократии .

На Западе есть неправительственные организации, которые регулярно определяют «индекс демократичности», исчисляемый на основе характера выборов законодательной власти, ее сменяемости, открытости в подборе руководителей и т. п. Итоги таких расчетов нетрудно угадать: максимально возможный рейтинг (10 баллов) обычно получают развитые страны Запада. За ними следуют страны Латинской Америки (около 7), постсоциалистические страны, страны Южной и Восточной Азии, Африки к югу от Сахары. А последние места в этом рейтинге занимают арабские мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Важно, однако, что общее число стран, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в 1974 г. к числу таких стран относилось менее 30% всех государств мира, а в 90-е годы уже 60%. Но наряду с ними существуют государства с недемократическими авторитарными**** и тоталитарными***** режимами, в качестве примера которых чаще всего приводят Ирак и Ливию.

При рассмотрении других глобальных проблем нельзя не обратить внимания еще на одну проблему, которая является в какой-то мере производной от охарактеризованных выше. Речь идет о проблеме беженцев.

Согласно Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженца и Протоколу 1967 г., беженцем считают лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений могло стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений...» Наряду со статусом беженца существует и близкий ему статус перемещенного лица . Так называют лиц, которые были вынуждены покинуть свою страну или свое место жительства по политическим, религиозным причинам, в результате военных действий, терроризма, техногенных аварий, стихийных бедствий. Выделяют также репатриантов - лиц, ищущих убежища. Все эти категории людей правильнее всего объединить под общим названием вынужденные мигранты , но нередко по отношению к ним в качестве обобщающего применяют и термин беженцы . При Организации Объединенных Наций существует особый орган - Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ).

О том, как возрастала общая численность беженцев (вынужденных мигрантов) в мире, свидетельствуют следующие цифры. В 1975 г. их насчитывалось 2,5 млн, в 1985 г. - 10,7 млн, в 1990 г. - 14,9 млн, а в 1995 г. - 27,2 млн человек. Это означает, что за 20 лет численность беженцев увеличилась в 11 раз, а в 1985-1995 гг. - почти в два раза. Правда, затем, по мере умиротворения конфликтов в некоторых «горячих точках», численность беженцев несколько уменьшилась - до 22 млн человек в 2000 г. Но она все равно остается очень большой. Не говоря уже о том, что по другим данным общая численность вынужденных мигрантов (включая внутренних) в современном мире достигает 50-70 млн человек.

Международные источники позволяют составить достаточно полное представление о географии этого глобального явления.

Например, в 1990-1995 гг. наибольшее увеличение численности беженцев произошло в Африке и в Европе, увеличилась их численность и в Азии, тогда как в Америке, напротив, уменьшилась. Из отечественных географов подобные данные по регионам приводят в своих работах А.Е. Слука и Б.С. Хорев. Так, на 1997 г. в Африке было 8,1 млн вынужденных переселенцев, в Азии - 7,9 млн, в Европе (включая CHГ) - 5,8 млн, в Океании - 750 тыс., в Северной Америке - 500 тыс., в Латинской Америке - 170 тыс.

За этими регионами стоят и отдельные страны. В Африке наибольший исход беженцев наблюдался в Руанде, Либерии, Сомали, Судане, Анголе, Бурунди, ДР Конго; в Азии - в Афганистане, Иране, Ираке, Вьетнаме; в Европе - в Боснии и Герцеговине. Но «абсолютным рекордсменом» мира по числу беженцев в 80-90-е годы был Афганистан, откуда в соседние Пакистан, Иран, Индию, страны СНГ бежало от войны и этнических конфликтов более 6 млн человек.

Ныне в мире насчитывается около 30 стран, где численность беженцев превышает 100 тыс. человек. Их репатриация (возвращение) в страны своего происхождения и постоянного проживания, которая началась в 90-е годы, тоже создает немало разных проблем.

Наряду с классическими беженцами в последнее время стали выделять особую категорию экологических беженцев . Некоторые из них вынуждены покидать родные места на сравнительно небольшой срок - в связи с тем или иным стихийным бедствием или ухудшением общей локальной ситуации. Но в случаях, когда деградация природной среды приобретает очень большие размеры и к тому же необратимый характер, подрывающий сами основы жизнеобеспечения, может происходить постоянный отток населения. Поскольку точного учета экологических беженцев пока нет, общую их численность в разных источниках оценивают также не одинаково. Для середины 90-х годов назывались цифры в 17 и 26 млн человек.

По характеру и масштабу этих проблем Россия мало чем отличается от большинства стран мира, а если и отличается, то, скорее всего, в худшую сторону. Об этом свидетельствуют многочисленные факты проявления воинствующего национализма и сепаратизма, особенно на Северном Кавказе, нередко сопровождавшиеся, как в Чечне, затяжными военными конфликтами. Еще более многочисленны примеры преступности, коррупции, терроризма (угоны самолетов, заказные убийства и др.), наркомании. То же относится и ко всему постсоветскому пространству. Это пространство в 90-е годы превратилось в арену массовых перемещений вынужденных мигрантов. Первые потоки беженцев в Россию возникли в 1989 г., а в 1997 г. численность официально зарегистрированных вынужденных переселенцев достигла уже 1,2 млн. Но реально она больше. Основная масса беженцев прибыла в Россию из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Грузии и Азербайджана; по национальной принадлежности 2/3 из них - русские. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы России, этот процесс будет продолжаться.

* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».

** Ксенофобия (от греч. xe’nos - чужой и phobos - страх) -ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

*** См.: Современные очаги сепаратизма//География, № 48/98, с. 11-14 и более поздние работы того же автора.

**** Авторитаризм (от латинск. auctoritas - власть) - система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Выражается в полном или частичном отсутствии политических свобод, ограничении деятельности партий и общественных организаций, подавлении оппозиции, преследовании инакомыслящих, отсутствии разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

***** Тоталитаризм (от срединевек. латинск. totalis - весь, целый, полный) - одна из форм авторитаризма, отличающаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями по отношению к оппозиции, инакомыслящим. В качестве примеров тоталитаризма обычно приводят фашистские режимы в Германии и Италии, франкистский режим в Испании. В последнее время к тоталитаризму стали относить и коммунистический режим в бывшем CCCP.

Национализм - это идеология и политика, для которых характерны идеи превосходства и ис­ключительности «своей» нации, стремление к национальной замкнутости и преследование только собственных интересов. Противопостав­ляя «свою» «образцовую» нацию другим, националисты сеют недоверие и враждебность к «инородцам», подчас объявляя их виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собствен­ных неудач. Национализм особенно «расцвел» в процессе образо­вания наций и проявляется в двух главных формах . Условно их можно обозначить как «воинствующий» и «защитный» нацио­нализм.

* Воинствующий национализм, или шовинизм (в Великобритании - джингоизм 2), - крайняя, агрессивная форма национализма. Для нее типичны пренебрежение к интересам других наций, призыв к насилию против них, разжигание нацио­нальной вражды и ненависти. Подобный национализм может проявляться по-разному и прежде всего в виде политики колониализма - господства «великих» держав (например, Ве­ликобритании, Германии, Португалии, СССР, США, Франции) над слабыми, «неполноценными» нациями. Не случайно в историчес­ких оценках колониальной эпохи (XVI в. - середина XX в.) наци­оналистическая идеология и политика такого рода получили осо­бое название - великодержавный шовинизм.

Близки по духу к шовинизму и такие человеконенавистничес­кие идеологии, как расизм (разделяющий людей на «высшие» и «низшие» расы); апартеид (политика расовой сегрегации и дискриминации, проводившаяся до начала 1990-х гг. в Южно-Аф­риканской республике); антисемитизм (враждебное отношение к евреям и их преследование со стороны людей, страдающих юдофобией). Наиболее чудовищным проявлением последнего явился гитлеровский геноцид" по отношению к еврейскому насе­лению во время Второй мировой войны (1939-1945) - так назы­ваемый холокост.

* Защитный национализм характерен для угнетен­ных наций, которые, испытав на себе внешние притеснения, на­строились на сверхпатриотизм, недоверие к другим нациям и не­конструктивное стремление к национальной обособленности. Этот национализм, хотя и вызывает понимание и сочувствие, но тоже таит в себе большие опасности, ибо на его волне могут рваться налаженные связи между этносами-соседями, возникать экономи­ческие трудности и даже конфликты.

Подобный национализм проявляется, в частности, у народов стран (Венгрии, Чехии, Польши, Латвии, Эстонии и др.), пострадавших от коммунистического империализма, исходившего от бывшего СССР. И он более чем естествен. Еще бы! «Досоветская» независимая Литва, к примеру, в конце 1920-х гг. по ряду позиций опережала Финлян­дию. Насильственное же присоединение этой страны к СССР (1940) и полвека «строительства социализма» отбросили ее далеко назад. К моменту закономерного крушения СССР (1991) Литва (как и осталь­ные советские республики) оказалась просто нищенкой на фоне процветающей Финляндии.


Сегодня бывшие советские колонии и полуколонии в Европе стремятся с помощью НАТО" и других международных организаций обезопасить себя на случай возвращения коммунистов к власти в России. И это понятно. Однако все ли в этих странах осознают, что опасность нового империализма исходит не от России вообще (и тем более не от еенарода), а от коммунистов ифашистов (причем не только российских!), которые, как показала практика ХХ в., по­всюду одержимы стремлением подавить свободу людей и заставить их жить по своей указке?

Некоторые социальные аналитики относят к защитному нацио­нализму и сионизм общемировое политическое движение евреев в защиту своих прав как единого народа. Оно возникло в концеXIX в., когда у этой нации еще не было своего государства, и со­здание такого государства было главной целью участников сиониз­ма. После образования по решению ООН еврейского государства Израиль (в 1948) сионисты сосредоточились на защите евреев все­го мира от антисемитизма и собирании их в едином израиль­ском государстве.

Национальная политика Александра III в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно-славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80-х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждения православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80-х - начале 90-х гг. была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 Г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80-х гг. местные судебные и административно-полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позиции немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства: в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонениям униатская церковь.

В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8,5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы "Временные правила", запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881т т. по запааным губерниям и Польше, а с другой - ограничить.места1 проживания евреев "чертой оседлости". Еврей лишались..права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения. Делянова была установлена процентная норма приема евреев в средние и высшие учебные заведения: 10% - в "черте оседлости", 5% - вне ее и 3% - в столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.


Третья форма национализма носит агрессивный, воинственный и экспансионистский характер. Во многих отношениях она напрямую противостоит либеральному национализму с его верой в равноправие и самоопределение наций. Впервые свою агрессивную сущность национализм этого типа продемонстрировал в конце XIX в., когда европейские державы во имя национальной славы и в стремлении обеспечить себе более теплое «место под солнцем» учинили колоссальную «драку за Африку». От колониальной политики предшествующего периода европейский империализм XIX в. отличался тем, что в нем впервые проявился массовый национализм общества (так называемый народный национализм), в глазах которого обретение империи становилось первостепенным вопросом национального пре-
стажа, почему каждая колониальная победа ^ к понятийному аппарату
и сопровождалась вспышками народного энтузиазма, или джингоизма (jingoism). Обе ми- Расовая теория, расизм - эти понятия ровые войны XX В. во многом были порож- часто используются как синонимы, хотя се-
дены именно экспансионистским национа- годня чаще Употребляется последнее. Тер- „ „ мин «расовая теория» применим к любой
лизмом. Когда по завершении длительной концепции, которая в выводах политичеСко-
полосы гонки вооружений и ряда междуна- г0 или социального характера исходит из родных кризисов в августе 1914 г. началась того, что человечество делится на биологи- Первая мировая война, население в главных чески отличные друг от друга расы. В осно-
столицах Европы ликовало в предвкушении ае расовых теорий лежат два положения" „ „ „ Первое заключается в том, что на основа-
завоевании и военной славы. Вторая миро- нии особых генетИческих различий между
вая война разгорелась из-за отнюдь не чуж- людьми о человечестве можно говорить как
дых национализму программ имперской экс- о совокупности рас; второе - что из этих
пансии, выношенных Японией, Италией и глубинных генетических оснований проис-
Германией. Но самым жестоким проявлени- текают те или иные ос°бенности культуры, „ , „ интеллекта и поведения людей, принадле-
ем этой формы национализма в современной жащих к разным расам. Будучи перенесена
Европе оказалось стремление боснийских сер- на политическую почву, расовая теория ста- бов возродить «Великую Сербию». новится логическим обоснованием призы
В своей наиболее радикальной форме на- вов к Расовой сегрегации (апартеиду) и док-
ционализм этою толка вдет от психолоши рев- трин 0 превосходстве ^ * деи над другими (например, идеология
ностного, подчас истеричного, националиста- арийства и антисемитизм). Что касается ра-
ческого энтузиазма, о котором иногда гово- сизма, то этот термин обычно употребляет-
рят как о «всеобъемлющем, тотальном нацио- ся в более узком значении и означает край-
нализме». Сам термин принадлежит француз- не негативное отношение - вплоть до не-
ттт.. , нависти - к людям иной расы, независимо
скому националисту Шарлю Морра (Charles от того имеет ли эта Bp^e6H0CTb отно.
шение к расовой теории или нет.
Maurra, 1868-1952), лидеру правого крыла «Аксьон Франсез» . Морра исповедьшал идею абсолютной первичности и величия нации,
близкой к формуле «нация - все, человек - ничто». Существование нации у него наделялось столь высоким смыслом, что человек в этой картине приобретал какое-то значение лишь тогда, когда всего себя отдавал на службу общенациональному делу. Особую привлекательность этот фанатичный патриотизм имел для всякого рода маргинальных слоев общества - этих всеми отвергнутых, одиноких и беспомощных людей, для которых идея национального величия оставалась, похоже, вообще последней возможностью вернуть себе хоть какое-то чувство гордости и самоуважения. Такие идеологии, нужно заметить, совершенно разрывают все и всякие связи между национализмом и демократией. «Народ» для них есть замкнутое этническое целое, внутреннее связанное почти первобытными отношениями взаимного служения, но отнюдь не политическими связями: «националь-ному единству» в этом случае противопоказаны джингоизм - психология крайнего эн- свобода мнений и открытая конкуренция за власть, тузиазма по случаю войны, военных по- здесь требуются дисциплина и добровольное под- бед и завоеваний, чинение лидеру. Морра поэтому и изображал де-

Ц; ¦ К понятийному аппарату мократию как источник слабости и коррупции
в обществе, призывая к восстановлению абсо- Колониализм есть теория и/или практика лютной монархии.
установления контроля над чужой террито- Воинственная и агрессивная форма на-
рией, тем самым превращаемой в «коло- ЦИОнализма неизменно ассоциируется с понию». Колониализм, таким образом, пред- ттт / ставляет собой особую форму империализ- нятием шовинизма. Шовинизм (своим про- ма. Основными признаками «колонизован- исхождением слово обязано Николя Шовэну ности» являются поселения, где живут вы- (Nicolas Chauvin), французскому солдату, про- ходцы из метрополии, и экономическое под- славившемуся фанатичной преданностью На- чинение этой метрополии, характерное для полеону и делу франции) являет собой со- земель Африки и Юго-Восточной Азии колониальное правление осуществлялось вы- вершенно иррациональную веру в превосход- ходцами из метрополии, отличавшимися по ство и величие своей собственной нации, этнической принадлежности от «туземного» Здесь и речи не может быть о каком бы то ни населения. Французы, например, рассмат- было равноправии наций: предполагается, что ривали колонии как часть метрополии, что и ые ая имеет сюю собствеН- предполагало наделение всех колониальных _
народов правами граждан Франции. В про- НУЮ сУДьбУ ~ °ДНИ рождены властвовать,
тивовес традиционному колониализму, нео- Другие - подчиняться. Естественно, такой на-
колониализм - это по сути дела исключи- ционализм получает свое выражение в докт-
тельно экономический Феномен, основыва- ринах этнического и расового превосходства
ющийся на экспорте капитала из более раз- „
_ „ одних народов над другими, откуда уже ру-
витои страны в менее развитую. Примером 1 ^ " J J „
может служить так называемый «империа- кой подать до откровенного расизма. Свою лизм доллара», практикуемый США в стра- собственную нацию шовинист считает един- нах Латинской Америки. ственной и неповторимой - «избранным на родом». Так, первые немецкие националисты - Фихте и Ян - истинным Volk (органическим народом) полагали только немцев, которым-де одним только и удалось сохранить чистоту крови и языка; для Морра таким народом, воплощением всех христианских и классических добродетелей, были французы.
Без чего национализм этого толка никогда не обходился, так это без образа внешнего врага. Перед лицом внешней угрозы нация объединяет свои ряды, особо остро осознает свое единство - и достигает, так сказать, «негативной интеграции». У шовинистического национализма оппозиция «мы - они» достигает своего логического предела. «Мы» здесь, собственно говоря, и рождается-то только тогда, когда уже есть «они» - те, кого нужно презирать и ненавидеть. Мир четко делится по одному принципу (как правило, расовому) - вот «свои», вот «чужие», причем «чужие» являются причиной всех и всяческих бед и невзгод, выпадающих на долю «своих». Нагляднее всего это проявилось в яром антисемитизме, ставшем основой немецкого нацизма. В своей Mein Kampf (1925) Гитлер и представил историю совер-шенно по-манихейски - как битву между арийцами и евреями, олицетворяющими силы света и тьмы, добра и зла.
Еще одним лейтмотивом экспансионистского национализма является идея на-ционального возрождения или обновления. Обычно в ход идут мифы о былом величии и славе нации. Так, итальянские фашисты во главе с Муссолини вспоминали о днях императорского Рима, немецкие нацисты, называя свой режим «третьим рейхом», вели отсчет от «первого рейха» Священной Римской империи Карла Великого и «второго рейха» Бисмарка. Обращаясь к мифологии, национализм здесь
предстает эдаким двуликим существом, которое ностальгически смотрит в прошлое и оптимистически в будущее. Важно еще вот что: как только национализм этого толка берет в свои руки знамя возрождения былого величия и славы, он немедленно приобретает милитаристский и экспансионистский характер, - война становится испытанием нации на прочность. Тотальный национализм никак не может обойтись без имперских поползновений - стремления к завоеваниям или поиска колоний, - это паннационализм (pan-nationalism), пожирающий все и вся. Нацистская Германия и в этом отношении является самым ярким примером. В работах Гитлера была намечена трехступенчатая программа экспансии: (1) создать «Великую Германию», переселив этнических немцев в Австрию, Чехословакию и Польшу - на земли, отходящие к рейху; (2) еще дальше расширить Lebensraum (жизненное пространство), перенося границы империи в глубь России; (3) утвердить всемирное господство арийцев.

22:09 — REGNUM

Общество

Казахстанские издания продолжают отслеживать информацию из Атырау, где произошла массовая драка между казахстанскими и турецкими рабочими. "Новое поколение" пишет: "Излишне эмоциональные говорят, что так им, наглым, и надо. Законопослушные утверждают, что виноват менеджмент, а решать проблемы кулаками - это самый опасный путь. Жаждущие социальной справедливости твердят, что всему виной неравный заработок. А склонные к аналитике пытаются проследить развитие событий, которые в конце концов привели к трагедии, и говорят о нескольких причинах. Мало кто берется прогнозировать последствия".

Издание также рассказывает: "В Алма-Ате люди, имеющие весьма смутные представления о ЧП на Тенгизе, пытаются использовать его в своих, по всей видимости, политических целях. Радикально настроенные молодые люди, представляющие общественную организацию, которую даже называть теперь неприятно, провели в южной столице пресс-конференцию, на которой призывали к так называемой "патриотической объективности". Их выступление настолько явно попахивало воинствующим национализмом, что в помещении становилось душно. И многие журналисты покинули пресс-конференцию в самом ее разгаре".

Газета провела экспертный опрос по этой теме. "НП" цитирует главу профсоюза строителей Атырауской области Есета Утеулина , который говорит, что необходимо создание профсоюза. На многих атырауских предприятиях были забастовки и другие выражения недовольства условиями труда, вплоть до драк. Но практика показывает, что там, где были созданы профсоюзы, серьезных конфликтов не было, пишет газета. Профсоюзный лидер считает, что если бы "Сенимди Курылыс" не разогнала созданный год назад профсоюз, таких серьезных проблем сегодня у компании не было бы, делает вывод "Новое поколение". Также Утеулин сообщил газете, что в Атырау с января по июль произошло 20 несчастных случаев на строительных объектах. Два человека погибли, пятеро травмированы.

"Между тем, практика показывает, что на предприятиях, где созданы профсоюзы, не бывает массовых драк и серьезных несчастных случаев. В качестве примера Есет Утеулин приводит строительную компанию, которая тоже работает на Тенгизе, - это ТОО "Ариадна", а также итальянскую "Бонатти", работающую в Атырау. И у тех, и у других есть профсоюз и нет столь острых проблем, как у "Сенимди Курылыс". Очень часто строительные компании препятствуют созданию профсоюза, говорит Есет Утеулин, и тем самым нарушают закон", - сообщает "НП".

Директор регионального департамента международного консорциума Agip KCO Лучано Васкес рассказал газете, какие меры предпринимаются на Кашагане, чтобы не допустить подобных проблем. Во-первых, всем рабочим, независимо от гражданства, предоставлены равные условия по проживанию, питанию, обслуживанию, а также по отношению к ним. Во-вторых, на месторождении действует комитет, состоящий из специалистов по управлению персоналом, который принимает жалобы недовольных, обсуждает и решает появляющиеся проблемы. Комитет ежемесячно проводит заседания. Кроме того, в Agip KCO рассказали "Новому поколению", что на всех объектах есть специальные ящики для жалоб и предложений. Регулярно условия работы и проживания работников проверяют аудиторы. При этом газета сообщает, что статистика не зарегистрировала ни одного случая конфликтов на предприятиях Agip KCO, но в один из дней (по всей видимости, после драки на Тенгизе) 150 из трех тысяч турецких рабочих не вышли на объект. Представитель Agip KCO не сказал, почему они проигнорировали работу, но, скорей всего, причиной был страх.

Бывший аким Атырауской области Аслан Мусин, как и многие другие, считает, что причина тенгизовских событий - разница в заработной плате и в условиях труда, пишет газета. Отсюда газета делает вывод: "А если это так, если причина все же не в пресловутой ссоре в столовой, то били явно не тех. Турецкий рабочий приехал сюда зарабатывать, ему предложили неплохую зарплату, обычно именно так привлекают рабочую силу. И уж кто-кто, а он в последнюю очередь виноват в этом неравенстве. Если уж идти на бунт, то бить надо было работодателя, который не поднимает зарплату. Или проверяющие органы, которые допустили превышение квоты на ввоз рабочей силы, если превышение такое было. Или тех, кто повинен в развале среднеспециального образования (из-за чего сегодня в стране так мало квалифицированных рабочих), если получится найти крайних. Или, если продолжать этот ряд, то себя самих, которые оказались не способны конкурировать с иностранцами".

Также издание сообщило последние данные: во время драки на Тенгизе пострадали 196 человек, двое из них - казахстанцы, один - рабочий из Индии. Издание приводит информацию о строительстве завода "Болашак", где будет производиться подготовка нефти и газа, задействованы компании из разных стран мира: "Здесь работают примерно 8 тысяч 300 человек, и только 65 процентов (то есть 5 300-5 400 человек) из них - казахстанцы. Генеральных подрядчиков - 5. Это либо СП с казахстанским и иностранным участием, либо полностью казахстанские компании".

"На совещании в акимате Атырауской области также предлагался ряд мер, которые должны предотвратить подобные конфликты в будущем, - также пишет "НП". - Аким Бергей Рыскалиев призвал работодателей решить первостепенные проблемы, а именно - социальное неравенство, улучшение условий труда и трудовых взаимоотношений. А со своей стороны власти области решили усилить охрану на объектах "Тенгизшевройла" и Agip KCO (это самые крупные проекты в области) на 321 сотрудника и открыть поселковые участки полиции".

"Караван" акцентирует внимание на том, что после массовой драки "заморожено строительство ультрасовременного нефтеперерабатывающего завода". При этом издание пишет: "В Атырау обыватели судачат о десятках погибших иностранцев. Якобы их тела сотрудники службы безопасности грузили в автомашины и потом хоронили в тайном месте. Прокуратура подобные слухи опровергает. А вот бегство турецких рабочих - это есть. Более 400 турецких работников сразу решили покинуть Казахстан, но скоро количество желающих уехать на родину выросло до тысячи. Всех их под охраной полиции доставили в международный аэропорт Атырау, откуда они улетели на родину. Теперь не ясно, когда будет завершена "стройка века". И очень жаль - в мире сейчас всего два завода подобного уровня".

"Менеджер по государственным отношениям "Сенимди Курылыс" Мехмет Голстур заявил, что "не понял причин конфликта", - пишет газета. - Строительные объекты компании имеются в других городах Казахстана, но только в Атырау у них постоянные проблемы. Мол, не помогают даже специалисты по межнациональным отношениям, коих привезли "специально для установления мирных отношений в коллективе".

Тем временем, продолжается расследование массовой драки. Первоначальная официальная - бытовая - версия драки переквалифицирована в производственную, сообщает издание. "Караван" цитирует заместителя прокурора Атырауской области Хабиболлы Касымова : "Пожарный наблюдатель попросил двух турецких специалистов расписаться в наряде-допуске. Турки отказались ставить подписи и бросили в адрес казаха нелестный отзыв, а потом стали его избивать... гаечными ключами и огнетушителем... Под горячую руку попали и граждане других государств - американцы, филиппинцы, индусы, - сообщает издание. - Пострадали не только люди, но и производственные здания, офисы, автомобили. Кто-то под шум беспорядков похитил личное имущество иностранцев и имущество компании из складов и офиса".

Прокуратура Жылыойского района Атырауской области возбудила уголовное дело, но не в отношении конкретных лиц, а только по факту хулиганства и умышленного уничтожения чужого имущества. Арестованных нет, сообщил "Каравану" прокурор Жылыойского района Халидолла Дауешев . Возможно, полиция не хотела никого задерживать, предвидя бурную реакцию распаленных рабочих, делает вывод газета. Издание полагает: "Скорее всего, корень тенгизской проблемы в нежелании "Тенгизшевройл" в качестве подрядных организаций подбирать казахстанские предприятия. Когда-то это было оправданно, но теперь в стране много своих крепких предприятий. Однако по-прежнему в тендерах, проводимых ТШО, отбираются не казахстанские, а турецкие, филиппинские и индийские компании".

На прошлой этой неделе Тенгиз посетила группа казахстанских депутатов, рассказывает "Караван". Они не смогли обнаружить на предприятиях ни одного коллективного договора. "Депутаты считают, что надо повысить контроль за деятельностью иностранных предприятий в стране, - сообщает издание. - Есть данные, что под прикрытием рабочих и деловых виз в Казахстан проникают криминальные элементы, члены межэтнических группировок. По словам депутатов, в числе 912 турецких граждан, работающих на тенгизской стройке, были и участники ферганских событий в Узбекистане. Депутаты заметили, что объект подобного класса должен быть внесен в число стратегических - чего по неизвестной причине не сделано. Предприятие такого уровня обязано обеспечить работникам достойные оплату и условия труда, охрану общественного порядка, больше привлекать для работы высококлассных отечественных специалистов".

Тема конфликта рабочих получила развитие в правительственных кругах. В среду на встрече Даниала Ахметова с генеральным директором СП "Тенгизшевройл" Тодом Леви был обсужден случившийся 20 октября на предприятии конфликт между казахстанскими и турецкими рабочими, пишет "Панорама" . Ахметов считает необходимым привлечь к ответственности виновных в конфликте между турецкими и казахстанскими рабочими на стройплощадке ТШО, включая руководство компаний. "Нигде в мире полицейские не обеспечивают порядок на строительных площадках частных компаний", - отметил глава правительства. Премьер-министр поручил навести порядок в недельный срок: "Если в течение этого срока не будут приняты меры, вы создадите прецедент в Казахстане - конфликт на межнациональной почве. Необходимо привлечь к ответственности виновных, включая самих руководителей". Также издание, цитируя гендиректора ТШО, сообщает, что на строительных площадках предприятия на сегодняшний день дежурят около 200 полицейских. А Министерству внутренних дел поручено провести расследование по "Сенiмдi курылыс", которая отказалась от имущественных претензий, в том числе по отношению к рабочим.

Также стало известно, что министр экономики и бюджетного планирования Аслан Мусин признает существование социальной несправедливости в оплате труда казахстанских и иностранных рабочих на предприятиях с иностранным участием, но конфликт на Тенгизе считает бытовой дракой. Об этом он сказал на пленарном заседании в парламенте. На конфликт откликнулся и МИД республики. Инцидент в Атырауской области не отражает духа сотрудничества между Казахстаном и Турцией, сообщил официальный представитель МИД РК Ержан Ашикбаев. Он подтвердил, что в настоящее время поддерживаются постоянные контакты МИДа с посольством Турции в Казахстане, а также казахстанского посольства в Анкаре с МИДом Турции.

Языковая политика

Большинство изданий живо откликнулись на предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переводе казахского алфавита на латиницу. "Газета.кз" предложила экспертам обсудить эту тему: "Как и ожидалось, мнения по обсуждаемой теме разделились. Нисколько не умаляя высказывания уважаемых оппонентов, ратующих за грядущее нововведение, хотелось бы обратить внимание на экономическую составляющую проблемы, ведь переход на латинский шрифт предполагает гигантские расходы. Сколько денег понадобится, чтобы поменять ВСЕ вывески, дорожные указатели, географические карты, удостоверения личности, СИК, РНН, графики отчетности и сотни тысяч других документов, включая и Основной закон - Конституцию? Вряд ли у граждан многонационального Казахстана прибавится патриотизма, работоспособности и желания выучить родной язык только потому, что слово "нан" они будут писать как "nan". Потому что, как гласит восточная мудрость, изобрази ее хоть кириллицей, хоть латиницей - сколько не говори "халва, халва", а во рту слаще не станет!".

"Смена алфавита или письменности в целом - вопрос обычно политический, а, следовательно, лукавый, - пишет газета. - На любые резоны филологов о том, какое графическое оформление какому фонетическому строю соответствует, у политиков найдутся свои, подчас далекие от науки о языке, но от этого не менее веские резоны". При этом издание вспоминает о проблеме иероглифики: "Во время бума вестернизации, захлестнувшей забытый людьми сегунат на окраине мира, японские филологи всерьез обсуждали возможность перевода родного языка на ромадзи - систему латинизированной графики. Причиной, по которой от смелой идеи пришлось отказаться, называют большое количество омофонов - слов с одинаковым звучанием в японском языке. Различать их на письме помогала только иероглифическая запись. Правда, омофоны встречаются и в других языках, и контекст обычно не дает возможности спутать их значения, но японским лингвистам, наверное, все-таки было виднее".

Далее издание пишет: "Среди реформаторов китайского языка в прошлом веке было немало коммунистов. И Китайская Народная Республика под предводительством этой партии до сих пор не отказалась от планов (правда, весьма отдаленных и неопределенных) перевести письменность на латинский алфавит - пиньинь. В области борьбы с проклятым наследием Мао Цзэдун мог дать сто очков вперед своим советским товарищам с их союзом воинствующих безбожников и товарищем Луначарским , но здесь Великий Кормчий решил повременить. Дело в том, что при переводе на прогрессивную латиницу стал бы очевидным давно известный факт - единого фонетического китайского языка практически нет. Все множество диалектов объединяет лишь стереотипная иероглифическая письменность, поэтому латинская графика дала жизнь бы сразу нескольким китайским языкам".

Как отмечает "Газета.кз", языки соседних Китая и Вьетнама очень схожи по строению, но при этом вьетнамцы давно и с успехом используют латинскую графику. "Католические миссионеры разработали вьетнамско-латинское письмо еще в XVII веке, а в XX веке новое письмо поддержали французские колонизаторы. Французы всячески пропагандировали переход на латиницу не столько из желания облегчить жизнь вьетнамцам, сколько по идеологическим мотивам - молодежи, пишущей и читающей на латинице, уже будет труднее знакомиться со старыми, конфуцианскими текстами. Среди мер, предпринятых в 20-х годах прошлого века Кемалем Ататюрком ради модернизации Турции, тоже был перевод языка на латинский алфавит. Правда, создать европеизированную тюркскую азбуку филологи пытались задолго до турецких реформ. В позапрошлом веке азербайджанский ученый Мирзой Фатали Ахундов взялся за улучшение письменной системы тюркских языков. Первая попытка реформировать письмо кардинально не отличалась от арабской графики, которая, как считал, Ахундов, не может верно передать фонетический строй тюркских языков. После того как изобретенный им алфавит был раскритикован коллегами, Ахундов засел за составление нового алфавита, уже на основе кириллической графики. Его современники в Турции тоже пытались создать новую, более удобную систему письменности языка. За проекты турецкого алфавита на латинской основе Шемсеттина Сами и Сулеймана Тевфика обвинили в покушении "на безопасность империи и единство ислама".

"Вновь интерес к переходу на латинскую систему письма в Турции возник после возникновения республики, - пишет издание. - Тем более что в Советском Союзе тоже параллельно переводили письменности среднеазиатских народов на европеизированную графику. В 1926 году Первый тюркологический съезд в Баку принял решение о введении латинской графики для советских народов, ранее использовавших арабскую вязь, а в 1928-м окончательный проект латинского алфавита представила специализированная комиссия в Турции. Затем письменность советской Средней Азии перешла ради унификации на общую почти для всего СССР кириллическую основу. К слову, и латиница - казалось бы, наиболее функциональное, а на самом деле просто привычное письмо - не устраивает и некоторых носителей языков, чья письменность традиционно была основана на латинской графике. Например, Бернард Шоу считал, что латинский алфавит не удовлетворяет требованиям фонетики английского языка. Великий драматург отписал в своем завещании 25 тысяч долларов на создание новой системы записи. Новый алфавит хоть и был разработан, но настолько был отличен от привычного, что вряд ли кто-то всерьез будет настаивать на его введении. Ведь это скорее курьез".

"Караван" также обращает внимание на примеры других стран: "Коллеги из Азербайджана рассказали - молодежь научилась быстро в основном потому, что большинство неплохо знает английский. А вот многие из тех, кому далеко за 40, за несколько лет перехода на латинскую графику так и не научились читать. А крестьяне, наверное, уже и не научатся. Это в стране, где практически все население владеет родным языком. С казахским же языком - другая ситуация. Сегодня только-только наметились подвижки в его изучении. Только-только люди стали осознавать, что без знания казахского не обойтись, стали появляться грамотные методики. С переходом на латиницу учителям самим придется заново учиться. А потом переучивать тех, кто язык знает, да читать на нем вмиг разучился. И уж только потом дело дойдет до тех, кто его не знал (если, конечно, у них желание учиться еще останется). Значит, дело застопорится еще на несколько лет. Зато будет чем заняться языковедам. Одним из доводов против кириллицы служит то, что 33 буквы алфавита не передают всех звуковых нюансов - в результате пришлось изобрести еще несколько специфических букв. Но есть и контрдовод: 26 латинских букв тоже не передают всех звуковых нюансов. Достаточно посмотреть на соседей, которые перешли на латиницу, - в Узбекистане, Азербайджане и Туркмении одни и те же звуки обозначаются разными латинскими буквами. Несложно представить, сколько копий сломает наша ученая братия, отстаивая то или иное обозначение какого-либо звука".

При этом газета пытается выяснить источник новой языковой инициативы: "Основным доводом перехода на латиницу несколько лет назад была необходимость интеграции в мировое информационное пространство. Дескать, все компьютеры читают латинские буквы, и если мы не будем тоже такими писать, то про нас никто в мире и не узнает. Сегодня это уже неактуально. Компания Microsoft уже создала Windows на казахском языке. И в любом компьютерном магазине вы спокойно купите клавиатуру с казахским шрифтом (то есть со стандартной кириллицей плюс несколько специфических букв). А во Всемирной народной компьютерной энциклопедии - Википедии (куда любой может поместить свои статьи по любой теме) есть более ста статей на казахском языке. Причем написаны они... американцами. Кириллица не помешала им выучить язык, когда они того захотели".

Также издание задалось вопросом стоимости проекта: "Зато встает вопрос, который в богатом нефтяном государстве вроде даже и неприлично задавать - а сколько это будет стоить? Помнится, только на издание брошюр и прочей печатной продукции в связи с принятием нового гимна было выделено более 200 миллионов тенге ((127,95 KZT за 1 USD - прим. ). А ведь придется перепечатывать учебники, справочные издания, инструкции, бланки - словом, практически любую бумажку - от этикетки до свода законов! Да и новые деньги тоже придется перепечатать. Правда, теперь можно не переживать насчет ошибок - наши депутаты тоже не смогут сразу их выявить".

"На прошлой неделе на совещании в правительстве под председательством премьер-министра Даниала Ахметова принято решение к 15 марта 2007 года рассмотреть комплекс мер по переводу государственного языка на латинский алфавит - сообщает, в свою очередь, "Литер" . - После недавних упреков президента из-за недостаточной расторопности правительства, проявленной при реализации Послания главы государства народу Казахстана, кабинет министров решил работать стахановскими темпами. Данная тема уже неоднократно обсуждалась в новейшей истории. Тем не менее, пока даже в экспертном сообществе нет единого мнения по поводу перехода на латиницу. Чем тогда можно объяснить кабминовскую поспешность? Ведь с 24 октября до 15 марта не пройдет и пяти месяцев. Скорее всего, чиновники постараются, особо не вникая в суть вопроса, через полгода отрапортовать о том, что поручение президента выполнено. А там хоть трава не расти".

Также газета рассказывает: "Начиная с 1923 года в течение семи лет с арабицы (или старомонгольского алфавита) на латиницу было переведено 50 языков. Некоторые народы впервые обрели собственную письменность. Огромную работу, получившую название "языковое строительство", возглавлял профессор Николай Яковлев . Более того, этим же творческим коллективом в январе 1930 года были подготовлены предложения по латинизации русского языка. Ученые разработали три альтернативных варианта, в принципе, мало отличавшихся друг от друга. История по этому поводу даже сохранила комментарии Владимира Ильича Ленина , считавшего возможным переход на латиницу "в более спокойное время, когда мы окрепнем". Но этой идее не суждено было осуществиться на практике. Более того, политика вмешалась настолько, что сразу же после окончания одного проекта века начался другой - перевод латиницы на кириллицу. Большевики испугались того, что в это же время стремящаяся избавиться от излишнего влияния исламского мира Турция проводила у себя подобные реформы. В этой ситуации создавалось единое информационное пространство, центром которого становилась не Москва, а Турция, так как турецкий язык и языки народов Центральной Азии относятся к одной группе. Что в совокупности с единым графическим начертанием являлось препятствием для русификации местного населения. В результате все языки народов СССР, кроме нескольких давно имевших письменность, перевели в 1937-1941 годах на кириллицу. За два десятилетия 21 язык сменил алфавит дважды, а 13 языков - трижды. Хотя еще в 1926 году на I Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку "прогрессивные советские тюрки" под диктовку из Москвы заявляли, что латиница лучше всего передает все особенности тюркских языков. Но всего через десяток лет при директивном переходе на кириллицу произошла настоящая языковая трагедия тюрков, поскольку для каждого из тюркских народов был создан отдельный алфавит, который имел существенные отличия от другого. Вследствие чего получились разночтения одних и тех же букв, слов. В результате понятная устная речь родственных народов при написании становилась "иностранным" текстом".

При этом "Литер" сообщает, что недавно в Баку прозвучало предложение о создании единого тюркского парламента. Сделано это было депутатом милли меджлиса Азербайджана Низами Джафаровым, возглавляющим азербайджано-турецкую группу по межпарламентскому сотрудничеству. Однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что, несмотря на конкретное в этом случае авторство, данная инициатива, скорее всего, исходит из Анкары, сообщает издание. "Турция давно уже муссирует идею о создании единого огромного пространства под называнием Великий Туран, - рассказывает издание. - Территория предполагаемого Турана может быть второй или даже первой по занимаемой площади в мире: от Балкан до Тихого океана, от Урала до Ближнего Востока. В пространстве своих интересов турецкие пантюркисты видят Албанию, Косово, Боснию и Герцеговину, Крым, Поволжье, республики Северного Кавказа, всю Центральную Азию, восток Закавказья, включая часть Армении и Грузии, север Ирака и Ирана, часть Афганистана и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Тот факт, что инициатива создания тюркского парламента сейчас звучит из Баку, а не из Анкары, означает лишь то, что так пожелали турецкие товарищи. В любом случае, центром пантюркистского движения была и остается Турция, несмотря на то, что некоторые страны региона уже начинают больше тяготеть к Казахстану. Тем не менее, идея "туранизации" тюрков после неудач со вступлением страны в ЕС постепенно занимает умы турецких обывателей. Уже сейчас иногда в турецких средствах массовой информации вместо братьев-тюрков узбеков, киргизов, азербайджанцев и татар журналисты употребляют словосочетания "узбекский, киргизский, крымский, азербайджанский турок". В турецком языке даже появилось новое понятие - "внешние турки"". При этом издание вспоминает: "Совсем недавно в парламенте Киргизии серьезно обсуждался вопрос вхождения в состав России - государства, с которым у Бишкека даже нет общих границ. Один из мотивов подобной идеи - Москва нас заберет со всеми внешними долгами. Но то же самое может сделать и Турция". Также "Литер" сообщает, что Украина, объявившая летом прошлого года о переходе в 2015 году на латиницу, сейчас "не форсирует события".

Между тем, в Министерстве образования и науки РК в Астане прошла международная научно-практическая конференция по вопросам подготовки и издания учебников нового поколения. Депутат Мажилиса парламента РК Оналбай Аяшев , выступая на конференции констатировал, что "качество новых учебников, выпущенных на государственном языке, является невысоким".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»