Понимание судьбы, свободы воли и поступка-выбора в мировоззрении языческих славян. Миссия души на Земле

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Существует две категории людей. Первая считает, что будущее предопределено. Все предначертано свыше, и человек вряд ли в силах изменить свою судьбу. Это фаталисты. Вторая категория полагает, что каждый человек - творец собственного будущего. Мы в силах что-то изменить и предотвратить. Это, как вы понимаете, оптимисты.

Философы и мыслители всего мира на протяжении веков спорят на эту тему. Некоторые фаталисты допускают, что какой-то индивидуальный выбор у нас все-таки есть. А некоторые оптимисты с грустью понимают, что далеко не все подвластно воле человека, и тем более - его контролю. Так где же истина?

Оставим ее поиски теоретикам и практикам - первые пусть продолжают дискутировать, а вторые - экспериментировать. А здесь опишем эзотерическую модель мироздания, следование которой позволяет примирить обе категории людей и понять, как же удивительно совмещаются судьба и свобода воли.

Миссия души на Земле

Каждый человек рождается на Земле: его душа приходит в наш мир. Душа решает, в какой семье и стране ей «стать» человеком, она «помещается» в тело в период беременности матери. Душа заключает контракт с высшими силами насчет своей миссии на Земле: что она хочет сделать для того, чтобы получить новый нужный опыт. Некоторыми пунктами этого контракта может быть отработка кармических долгов, искупление ошибок прошлого, прощение врагов, налаживание дружбы и отношений со значимыми людьми.

Каждая душа приходит на Землю с собственной миссией или призванием. Призвание человека - это стопроцентная самореализация в материальном мире, это то, ради чего человек рождается, его базовый смысл жизни. Оно делится на внутреннюю и внешнюю задачи, которые тесно взаимосвязаны, и без решения одной невозможно решение другой.

Судьбой называется идеальная реализация миссии человека. Душа пришла - душа сделала. После этого можно уходить из мира (человек умирает, душа перерождается в новое тело). И такая судьба дается в награду за предыдущие заслуги души в прошлых жизнях.

Доказательство существования свободы воли

А теперь докажем от противного наличие свободы воли. Если бы каждый человек (душа) имел только запрограммированную судьбу, то жизнь на Земле была бы скучной и однообразной. Более того, все люди на определенном этапе смены физических тел перестали бы совершать ошибки. Все заранее заложенные в судьбу погрешности исправились бы за 10-12 реинкарнаций. Люди превратились бы в роботов, каждый из которых совершает определенный набор действий. Поскольку все миссии идеально реализуются, люди обретают тотальное счастье, в котором нет никакого смысла: двойственность мира медленно стирается. Невыполненных миссий, миссии вроде «кармических наказаний» (утопить корабль, развязать войну, отомстить насильникам из прошлого) теряют всякий смысл. И все потому, что ошибка или субъективно неверный выбор человека - это аспект свободы воли.

И без возможности такого выбора не может быть настоящего действия и не может быть приобретен нужный опыт. А значит, никакая душа не может вырасти, развиться и стать лучше. А значит, дискредитируется весь смысл существования человечества.

Как же они совмещаются?

Итак, свобода воли, личный выбор каждого человека существует. Но существует и судьба, а именно - призвание в жизни каждого из нас. И это призвание можно реализовать, а можно и не реализовать. И способов выполнить и то, и другое - тысячи. Они сопряжены с ошибками и выбором, при этом человек отклоняется от выполнения миссии - далеко или не очень. Таким образом поддерживается неидеальность бытия и борьба добра со злом, черного с белым, света с тьмой. Если человек отклонился очень далеко, его может «вынести» в конечную точку существования в данном теле - несчастный случай, самоубийство. Душа поищет себе новое тело для реализации задачи. Однако часто бывает, что человек, находящийся на грани, возвращается в реальность, и его жизнь полностью преображается. Это значит, что он вернулся к собственной миссии после шокирующего события, которое было именно для этого и необходимо. Иногда такие экстремальные события меняют и саму миссию - происходит «перезагрузка» и «перепрограммирование» в рамках текущей жизни.

Каждый конкретный человек может отклониться от заданной судьбы - но у него нет бесконечного количества возможностей. У кого-то их, допустим, 2 миллиона - и это пространство возможностей привязано к судьбе, оно составляет судьбу уже в более широком, более практическом понятии. Свобода личного выбора является ее частью, а миссия - ее основой. У другого человека возможностей 10 миллионов, а у кого-то, может быть, их всего несколько тысяч. Они «прописаны» в контракте души в особо секретном разделе. Например, большинство бедняков из индийских трущоб не имели по судьбе шанса стать миллионером, их имели только 10 человек, и лишь один правильно воспользовался своей удачей. Или другая крайность: из 10 детей олигархов 9 стали серьезными успешными людьми, а один «профукал» свою судьбу и растратил все наследство. А вот чтобы узнать, какова миссия человека, заложено ли в нее испытание богатством или, наоборот, испытание бедностью, можно проконсультироваться у таролога. Расклад на картах покажет миссию души и призвание человека на Земле.

Итак, здесь описана рабочая модель бытия, которая позволяет понять, каким образом судьба и свобода воли человека действуют воедино. А верить этой модели или пользоваться ей - каждый выбирает сам. Это уж точно никем не запрограммировано!

Судьба и свобода воли

Наверное, каждый из вас задавался вопросом, а что такое судьба и есть ли возможность её преодолеть. Такое понятие как фатализм предполагает, что человек не имеет права выбора, что все предопределенно. Но в ведической астрологии на это несколько другой взгляд. Джйотиш не фаталистичен, и никто кроме Творца не может сказать вам точно, что произойдет. Конечно, сложно предположить, что создатель вселенной, наш возлюбленный Всевышний, что-либо не знает, но как сказал один великий мудрец, Господь не настолько жесток, чтобы запирать нас в железную клетку судьбы. Он дает нам шанс выбирать свою судьбу. Каждое мгновение нашей жизни мы только и делаем, что создаем свое будущее, то, что вчера было нашим будущим, сегодня стало настоящим. Если в прошлом вы посеяли семена дерева ним, листья его ужасно горькие, не ждите, что из них вырастет сладкое манговое дерево.

События зависят от использования человеком своей свободной воли и его поступки не могут быть ему навязаны. Считается, что диапазон свободной воли дает треть возможностей, а две трети их обусловлены действиями в прошлом ("кармой"). Согласитесь, что 33% - это достаточно много, если их использовать должным образом.

Ведическая астрология принимает во внимание такой не мало важный факт как реинкарнация. То есть перерождение человеческой души на основе его поступков, или кармы. Карма или следствие наших поступков создает тот диапазон для наших действий, в котором может проявиться наша свободная воля. Астрология на основании планет в карте рождения, позволяет увидеть, на сколько широк этот диапазон, просчитать, на сколько может проявиться свободная воля человека.

Свобода воли - это возможность выбора, то есть способность человека принимать решения и совершать самостоятельные поступки. Но возможности человека ограничены рамками его судьбы, то есть они находятся внутри диапазона, который отражает карта рождения.

Поэтому на один из извечных вопросов о первичности судьбы и свободной воли Джйотиш дает ответ, что человек в определенной мере подчинен судьбе, но при этом он обладает некоторой свободой выбора в рамках судьбы. И, более того, человек может изменить свое будущее, совершая те или иные действия в настоящем.

Слово "судьба" на самом деле имеет два значения, которые легко спутать. Ведическая Астрология делает различие между судьбой как фатумом и судьбой как предназначением.

Судьба как фатум - это то, что происходит как проявление Космического Закона в результате действий в прошлом. Карма означает действие, активность, поступки; именно действия и поступки в прошлом обусловливают события в настоящем.

Судьба как предназначение является результатом собственных действий и поступков ("своей кармы") в прошлых жизнях, объединенных с действиями родителей, братьев, предков, детей и общества ("семейной кармы", "коллективной кармы" и так далее) и выражает предназначение, миссию человека в этом мире. Согласно ведической традиции очень важно знать свое предназначение и выполнять его. "Лучше плохо следовать своей Дхарме, чем хорошо чужой" говорит ведическая пословица. Очевидно, что Дхарма человека неизменна, в то время как человек постоянно меняет свою "накопленную" карму (заслуги за свои действия).

Ведическая астрология не учит отказу и покорности. Как часть Ведического знания она учит, во-первых, что наше истинное "Я" вечно и оно всегда существует, истинное "Я" выходит за рамки всех влияний. Мы всегда можем вернуться к этому "Я" чтобы уйти за пределы относительных границ, которые мы не можем изменить. Во-вторых, Джйотиш как ведическая наука учит, что человек обладает определенной свободой в использовании своей судьбы - точно так же, как мы не можем изменить погоду, но точный прогноз позволяет нам быть готовыми. В-третьих, Джйотиш на основе закона Кармы предлагает коррективные средства, чтобы помочь предотвратить неблагоприятные влияния и усилить благоприятные. В-четвертых, ведическая астрология показывает, как использовать текущие условия для наилучшего, оптимального применения свободной воли.

Всем ли негативным указаниям в карте суждено случится? Вот что ответил на этот вопрос известнейший ведический астролог К.Н.Рао: "В одном случае, в котором я видел, что негативное событие вскоре произойдет, я заблаговременно заставил человека говорить Мритйунджайа-мантру два месяца. Даже тогда на него упали 200 мешков с цементом, но он отделался маленьким переломом. Таким образом, можно предотвратить или уменьшить подобные несчастья в 80% случаев благодаря правильной карме (действиям). В остальных случаях накопленная карма настолько сильна, что человек не может преодолеть ее. Но обычно в этих 20% случаев человек даже не приходит к астрологу". Этот случай замечательно характеризует, на сколько человек способен менять свою судьбу.

Прогностическая астрология интригует. Как астрологи, мы просматриваем будущее, ища важные прохождения планет через меридианы (или какую-либо другую динамическую технику), и нашей целью можно назвать попытку прояснить будущее. Но, по правде говоря, это еще легкая часть дела, поскольку гораздо более сложной задачей является интерпретация астрологического материала.

Этот путь понимания роли прогностической астрологии заключается в изучении сложного, запутанного, а порой и загадочного характера судьбы. Всю жизнь, будучи астрологом, я боролась с этой проблемой, а в последние десять лет занялась ей как антрополог. Этот новый подход дал мне инструменты, позволившие обратиться за ответом к самому источнику. Этим источником были вы - члены глобального астрологического сообщества. Наше сообщество существует и имеет дело с судьбой уже более 2000 лет, и, следовательно, судьба сформировала саму нашу практику и астрологическую философию. Таким образом, рассматривая то, что представляют собой эти практики, мы на самом деле рассматриваем линии на ладони действующей судьбы. Чтобы лучше понять контекст того, что говорило наше сообщество, я также обратилась к философии и классике .

Судьба: ее история

Существует центральная предпосылка, с которой соглашаются все астрологи: наши жизни связаны с небесами. Движения планет, звезд и других небесных тел в какой-то мере имеют значение для нашей индивидуальной жизни. Наше окно в космос - это гороскоп, и он представляет собой наш личный союз с небесами. Он обеспечивает нам отрешенность от эмоций и забот, дает беспристрастное «второе мнение» о наших жизненных событиях. Таким образом, гороскоп предлагает нам целостный образ всей нашей жизни, прошлого, настоящего и будущего. Мы доверяем ему раскрыть нам представление о само́м значении нашего существования. Таким образом, гороскоп, или натальная карта, становится нашим спутником жизни, а его способность служить нам зависит от указа небес. Именно этот указ небес и его эффективность напоминают нам, астрологам, о том, что мы подвластны судьбе. Тем не менее, действительно ли мы понимаем, насколько она важна для нашей жизни?

Одно из первых определений судьбы дал римский сенатор Марк Туллий Цицерон(106-43 г. до н. э.): «Под Судьбой я имею в виду... упорядоченную последовательность причин, в которой одна причина связана с другими причинами, и каждая причина сама по себе производит эффект». Он писал о том, как работала судьба, заявляя: «Вещи, которые должны существовать, не просто внезапно возникают на свете, а эволюция времени подобна разматыванию каната: она не создает ничего нового, а только раскрывает каждое событие в присущем ему порядке» .

Такое мнение о судьбе похоже на современное определение детерминизма, в котором утверждается, что в будущем не может быть никаких двусмысленностей, поскольку всё, даже то, что вы сейчас читаете эту статью, продиктовано событиями прошлого. Таким образом, согласно доктрине детерминизма, в жизни нет места свободе. Человеческие действия, наряду с действиями всех других форм жизни, все без исключения продиктованы предыдущими событиями. Основываясь на этом ограниченном и узком взгляде на судьбу, Цицерон критиковал астрологию, заключив, что гороскоп, инструмент судьбы, мог раскрывать лишь один возможный жизненный путь. Для Цицерона в Судьбе не могло быть никаких сюрпризов - она была неизбежной.

Теперь мы могли бы пренебречь Цицероном, но, к сожалению, его предположение о судьбе было принято на веру во всем западном мире и стало основой большинства основных критических замечаний, направленных против астрологии. Классический аргумент «Различные судьбы» (два человека, рожденные одновременно, имеют разные жизни) и другой аргумент «Общие судьбы» (люди с разным временем рождения, умирающие одновременно в результате несчастного случая) оба основаны на предположении, что гороскоп может содержать только один возможный жизненный путь. Таким образом, если у двух людей один и тот же гороскоп, у них должна быть одинаковая жизнь, или если два человека погибнут в одной аварии, у них должны быть одинаковые гороскопы. Эти критические замечания в адрес астрологии существовали на протяжении веков и проявились в 1950-х и 1960-х годах нападением философа Теодора Адорно на астрологию. Он утверждал, что астрологи должны быть дезадаптированы, потому что, приняв судьбу, они отказались от всех понятий свободной воли - они позволили «звездам» диктовать им их жизнь. Адорно, как и Цицерон 2000 лет назад, рассматривал судьбу как неизбежность, и поэтому какому бы то ни было астрологическому сочетанию могло быть приписано лишь одно возможное значение: неизбежная судьба приводит к неизбежному гороскопу. Конечно, это не взгляд астролога на гороскоп - не сейчас и даже не в классический период, - но, на удивление, это общий взгляд на гороскоп далеких от астрологии людей.

Неизбежность - не единственная ложная концепция вокруг судьбы; ее также путают с фатализмом. Фатализм как сила изображался в пьесе «Эдип Рекс» греческим трагиком Софоклом (ок. 496-406 гг. до н.э.). В пьесе Софокла Эдипу говорят, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. В ужасе он убегает из страны, чтобы не оказаться рядом с родителями. К сожалению, без собственного ведома он был усыновлен. Убегая от приемных родителей, он бросился навстречу своим настоящим родителям. История раскрывается, когда он претворяет в жизнь свою судьбу, убивая своего отца, которого он считает раздражающим стариком, а затем когда он вынужден жениться на своей матери в качестве воздаяния за свои поступки. Как только он осознал свое преступление, он вырвал собственные глаза в муках от «слепоты» перед лицом судьбы. «Эдип Рекс» считается одной из величайших пьес Древней Греции, поскольку показывает драматурга, борющегося с идеей моральной ответственности человека перед лицом богов - или с фатализмом.

Судьба и фатализм - по сути дела, одна и та же концепция, так как оба этих понятия описывают ожидающее вас неизбежное событие. Вам суждено умереть, независимо от того, что вы делаете сегодня. Фатализм и судьба не имеют влияния на настоящее, поскольку касаются только события, которое должно случиться в нашем будущем.

Для нас как астрологов полезно присвоить обоим этим представлениям о судьбе правильные названия. «Детерминизм» утверждает, что настоящее неизбежно и является силой, основанной исключительно на событиях прошлого. Это подтверждается объяснением науки о том, что теория Большого взрыва породила все события, разворачивающиеся сейчас из-за первого взрыва, который основал вселенную. «Фатализм», однако, не претендует на события сегодняшнего дня, но заявляет, что событие в будущем неизбежно, вне зависимости от действий, которые человек предпринимает сегодня. Таким образом, детерминизм исходит из прошлого, тогда как фатализм ждет нас в будущем. Судьба - та судьба, с которой мы работаем в астрологии, - по-видимому, попала в эстафетную гонку от одного «-изма» до другого, причем иногда ее рассматривают как детерминизм, а иногда также путают с фатализмом. Эти заблуждения о судьбе настолько широко распространены, что многие астрологи также считают судьбу неизбежной, а это, в свою очередь, приводит их к принятию самых разных жизненных философий.

Душа, свобода воли и гороскоп

Один из подходов, принятый многими астрологами в противовес версии судьбы по Цицерону, заключается в том, чтобы освободить душу или дух от ее влияния. Однако, чтобы освободить душу, ее нужно полностью или частично удалить из гороскопа. В этом подходе гороскоп и судьба рассматриваются как принадлежащие к материальному миру, а душа, обладающая свободной волей - как принадлежащая духовному миру, и, таким образом, перед лицом неизбежной судьбы сохраняется свободная воля. В пятом веке до нашей эры Платон принес в западную литературу понятие души, свободной от материального мира. Платоновское мышление стало особенностью большинства западных религий, потому что оно обеспечивало бессмертие души - если душа не принадлежала материальному миру, она была свободна от смерти. Такой раскол рассматривается как дуализм, где дуализм просто означает «две части». Следовательно, если учесть, что душа не полностью содержится в гороскопе, то ее можно рассматривать как форму «астрологического дуализма» и считать в философии стилем либертарианства, убеждением, что мы свободны.

Однако, следствием удаления души и, таким образом, свободной воли из гороскопа является то, что это уменьшает ценность гороскопа. Трудность заключается в расположении воли. Слова «свободный» и «воля» имеют тенденцию быть связанными друг с другом, как если бы они были неотделимы друг от друга, но, как только мы удалим слово «свободный» из его привычной связи со словом «воля», мы сможем спросить: «Что такое воля?» Исходя из нашего собственного опыта, мы боремся со своими желаниями, и мы часто говорим о необходимости иметь власть над ними, чтобы, например, отказаться от лишнего куска торта. На самом деле, жизнь - это постоянная борьба между собой и своими желаниями, и большинству из нас кажется, что воля должна принадлежать нашим желаниям, а не нашей свободной душе. Таким образом, воля не является свободной. Роль души в этой жизни состоит в том, чтобы отвлекать волю от материальных желаний тела, сделать волю свободной от влияния гороскопа. Тем не менее, хотя гороскоп с успешно удаленной волей также является гороскопом, который изо всех сил пытается говорить о характере и личной внутренней силе, я придерживаюсь точки зрения, что такой гороскоп обесценен.

Это дуалистическое мышление было заложено в западную астрологию в начале 20-го века через Теософическое общество и работу Алана Лео. По словам Алана Лео, можно было бы использовать свою душу, чтобы подняться над своими переходами (или прогрессиями), и чем больше смогла развиться ваша душа, тем менее значимым в вашей жизни был гороскоп. Цель заключалась в том, чтобы сделать ваш гороскоп неэффективным благодаря чистой силе вашей души и тому, что она владеет волей, тем самым нивелируя вашу физическую жизнь и ее материальные вопросы до уровня незначительных проблем. Лео уловил сущность астрологического дуализма, изящно заявив: «Материя обречена, в то время как дух свободен» .

Тем не менее, использование душой свободной воли вызывает сомнения. В этой астрологической модели наша душа свободна в выборе правильного и неправильного, и поэтому мы морально ответственны за наши действия. Тем не менее, эта свобода сдерживается, поскольку определяется духовной или религиозной доктриной. Если душа делает выбор против духовных ценностей доктрины, ее ждут отрицательные последствия. Такими последствиями может быть череда плохих следующих жизней; в период средневековья это был ужасающий огонь ада. С точки зрения Джеймса Хиллмана, такой выбор приведет к плохому настроению или плохому здоровью в текущей жизни . Итак, насколько свободна ваша душа? Многие рассматривают свободу души скорее как духовное принуждение. Свобода - это свобода выбора за или против божественной воли без последствий. Следовательно, свобода достигается путем отделения души и воли от гороскопа, то есть благодаря астрологическому дуализму - свобода, которая ничего не стоит? Это вопрос, который должен задать себе каждый астролог.

Другая жизненная философия, принятая астрологами в противовес взгляду Цицерона на судьбу, заключается в том, чтобы перейти к более светской астрологии - астрологии, которая не требует определенной религиозной или духовной позиции. Почти половина астрологов, с которыми я беседовала, предпочитали заниматься астрологией светского стиля, отдельно от своих личных духовных убеждений. Эти астрологи использовали несколько разных подходов к сосуществованию с судьбой, один из которых представила Маргарет Хон.

Другое место для души

В 1951 году английский астролог Маргарет Хон ввела в астрологию новую философию. Она работала с архетипами и символами Карла Юнга и заложила основу так называемой психологической астрологии. Чтобы охватить мысли Юнга о коллективном бессознательном, Хон предположила, что гороскоп являлся не вашей личной картой, а картой космоса на мгновение и место вашего рождения. Если космос был в состоянии войны, тогда ваша судьба заключалась в том, чтобы выразить в течение жизни это космическое напряжение; если же космос был доволен собой, именно это было вашей судьбой. Таким образом, для Хон, карта была больше, чем личной; она отражала планетарный разговор, во время которого вы родились. Затем Хон отвернулась от астрологического дуализма и стала придерживаться мнения, что в гороскопе содержался весь человек: душа, дух, характер, психика, воля, личность и физическое тело. Эта теория известна как монизм: все содержится в одном.

Этот стиль монизма в астрологии уходит корнями в четвертый век до нашей эры, когда в греческом мире возникла целостная философия, известная как стоицизм. В условиях современного мира мы считаем, что стоики - особенно сильные люди, без жалоб переносящие трудности; однако, хотя по существу таков результат их учения, это поверхностный взгляд на стоицизм.

Стоик был на самом деле альтруистическим человеком, который посвятил свою жизнь благу планеты в целом. Такие люди полагали, что божественное находилось в происходившем в данный момент процессе создания и что спокойствие их умов помогало этому процессу. Роль прогностической астрологии, которую они решительно поддерживали, заключалась в том, чтобы предупредить человека о неизбежном будущем, чтобы его никогда нельзя было застигнуть врасплох и чтобы он мог сохранять спокойствие перед лицом возникающих проблем. Самым известным стоическим астрологом был Клавдий Птолемей (около 90-168 г.), который написал «Тетрабиблос », книгу, лежащую в основе всей западной астрологии. Он писал, что цель астрологии - обеспечить спокойное принятие неизбежного :

«...если наступление [события] не было замечено, [оно] либо сокрушит разум, повергнув его в ужас, либо разрушит своего создателя внезапным восторгом; если, однако, такие события будут предсказаны, разум будет заранее подготовлен к тому, чтобы принять их, и сохранит уравновешенное спокойствие, привыкнув к созерцанию приближающегося события, как если бы оно уже совершилось, так что при его фактическом наступлении человек будет спокоен и полон решимости».

Этот стоический подход является важной темой в повседневной жизни многих астрологов. Такие астрологи считают, что не могут изменить события будущего, но знание этих событий позволяет им смиряться со своей жизнью. Действительно, многие из этих астрологов также принимают альтруизм стоической философии и считают, что, будучи спокойными, осведомленными о проблемах и избегая перехода в идею вины, они помогают миру стать лучше. Это верный и, я считаю, благородный философский подход к работе с знанием, которое дает нам астрология. Однако, для того, чтобы достичь психологического спокойствия перед лицом критики или личных кризисов, требуется немалая смелость.

Тем не менее, в этом стиле астрологического монизма могут быть свои трудности. Некоторые астрологи борются с требуемым альтруизмом; они становятся озлобленными и впадают в жизнь, полную обвинений. Они могут винить планеты или других людей в своей судьбе, тем самым не принимая на себя ответственность за свою жизнь. Другие астрологи могут обвинять свою прошлую жизнь, отраженную в их гороскопе, и тем самым становятся жертвами собственных духовных убеждений.

Такова теневая сторона астрологического монизма, и, хотя немногие из опрошенных мной астрологов проявили эту негативную сторону, она встречается среди практикующих все самые разные формы астрологии - психологическую, эзотерическую, гуманистическую и средневековую, и это если назвать лишь несколько стилей.

Астрологический монизм также является философией астролога, который стремится доказать астрологию в рамках наук, или, как вариант, это философия человека, придерживающегося точности астрологического предсказания вплоть до конкретного события в определенный день. В действительности, такой точности можно ожидать только в том случае, если весь человеческий фактор целиком содержится в гороскопе, а будущее считается неизбежным. Тем не менее, если таковы ваши убеждения, вы должны логически искать точные и повторяемые астрологические предсказания, и поэтому было бы разумно сделать стоический альтруизм своим образом жизни.

По правде говоря, обе эти позиции - дуализм и стоический монизм -формируются, исходя из представления Цицерона о том, что судьба неизбежна. Но так ли это?

Судьба или свобода воли? Этот вопрос беспокоил философов и великих мыслителей с начала человеческой истории. Достижения в науке и технологии, огромные прорывы в сфере транспорта и связи сняли многие ограничения, и кажется, что нет границ разуму и мощи человечества. Мы привыкли смотреть на человека как на хозяина и покорителя природы, поэтому любые идеи о судьбе и ограниченной свободе воли кажутся устаревшими. Однако с возрастом и опытом мы постепенно начинаем понимать, что не полностью властны над судьбой, и вопрос о существовании «рока» или «предназначения» снова тревожит нас. Одной из самых очевидных является проблема человеческого неравенства. Мы все обладаем разными способностями, талантами и так далее, и все это играет важную роль для благополучия и развития человека. Так до какой степени мы можем считать себя свободными? Есть еще таинственное понятие «удачи», с которым мы встречаемся в повседневной жизни, независимо от того, идет ли речь об обычной игре или о вопросах жизни и смерти, как в случае с чудесным спасением «счастливчиков» при авиакатастрофе.

Судьба и удача постоянно присутствуют в нашей жизни, и было бы чрезмерным упрощением отворачиваться от этого, как от обычного суеверия. У многих народов в человеческой истории существовали разные традиции и методы, связанные с определением грядущей судьбы или предсказанием удачи: карты Таро, астрология, хрустальные шары, гадание по чайным листьям и так далее. Эти экскурсы в неведомое отражают стремление человека стать хозяином своей судьбы, и знания, накопленные в этой области, заслуживают более серьезного отношения.

Изучение судьбы и удачи является древней китайской традицией. Искусство Четырех Столпов Судьбы, фэн-шуй и оракул «И-Цзин» можно считать шедеврами этой традиции, заключающими в себе мудрость и опыт многих веков. Со временем это искусство совершенствовалось и находило более широкое применение, так что систематическая и формальная теория жизни, судьбы и удачи стала неотъемлемой частью китайской культуры.

До конца династии Цин обращение к предсказателям судьбы было обычным делом, и почти в каждой семье имелся традиционный китайский календарь, к которому обращались по разным вопросам, как большим, так и малым. Исторически сложилось так, что мастера фэн-шуй и предсказатели судьбы играли важную роль в качестве консультантов по государственным делам. Императоры династии Цин способствовали этому, распорядившись о новой редакции многих классических трактатов по китайской метафизике и их издании под общим названием «Полное собрание книг четырех библиотек».

Различные примеры, приведенные в этом собрании, особенно анализ «столпов судьбы» видных людей и государственных деятелей, указывает на существование определенных закономерностей в судьбе людей и целых народов. Хорошим примером может служить авторский анализ кризиса в Персидском заливе. Анализ был сделан задолго до начала реальных событий. Его можно разделить на пять основных пунктов:

  1. Война в Персидском заливе разразится в начале 1991 года.
  2. Ожесточенные сражения будут происходить в феврале 1991 года.
  3. Борьба вокруг Саддама Хусейна продлится до апреля 1991 года.
  4. Кризис продлится до апреля 1991 года.
  5. Президент Буш одержит окончательную победу.

Предсказания были поразительно точными. Война действительно разразилась в январе 1991 года, а наземное наступление союзников началось в феврале. Хотя соглашение о прекращении огня было достигнуто в конце февраля, гражданская смута и мятеж против Саддама Хусейна продолжались до апреля 1991 года, но были подавлены войсками, сохранившими верность Саддаму.

Если будущее может быть точно предсказуемым, можно ли прийти к выводу, что все мы подвержены воле судьбы и что все происходящее предопределено свыше? Неужели в мире нет места для свободы воли? К примеру, можно утверждать, что и президент Буш, и Саддам Хусейн не хотели начинать войну, но судьба в конце концов вынудила их сделать это. Поскольку признаки войны можно проследить далее в их дате рождения и «столпах судьбы», мы можем далее сказать, что решение о начале военных действий было предопределено их судьбой, а не являлось результатом свободного выбора. Так где же свобода воли? Если будущее нельзя изменить, значит ли это, что мы бессильны перед ним?

Предопределенность и неизменность будущего подразумевает фаталистический подход к жизни. Это негативный подход, отвергаемый многими, в том числе специалистами в области метафизики и предсказания судьбы. Китайские мастера склонны к более нейтральной точке зрения: понятия судьбы и свободы воли могут сосуществовать. Это придает смысл толкованию будущего и может оказывать позитивное воздействие на нашу жизнь.

Утверждается, что четыре «столпа судьбы» определяют жизненный профиль: потенциал человека, его достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Однако они не определяют «стандарт», или вертикальное направление развития, поэтому возможность достигнуть большего успеха в жизни определяется не только судьбой, но и другими факторами. К ним относятся фэн-шуй, благотворительность и, конечно же, свобода воли.

Влияние фэн-шуй на человеческое благополучие обсуждалось в первой части этой книги. Хотя фэн-шуй не в состоянии спасти человека от большого несчастья или смертельной опасности, по крайней мере, существует возможность уменьшить угрозу или помочь человеку достичь некоторого успеха в его начинаниях. Согласно теории «столпов судьбы», в жизни каждого человека есть ряд «спадов», или опасных периодов, когда может возникнуть угроза для его жизни. Такие «спады» могут быть фатальными для некоторых людей, но другие благополучно переживают их. Решающим фактором при этом считаются добрые дела самого человека или далее его предков.

Два человека с одинаковыми «столпами судьбы» должны иметь сходный жизненный профиль с одинаковым распределением «подъемов» и «спадов», но мера их успеха или неудачи в жизни может быть различной. Если обоим суждено стать богатыми, один может стать миллиардером, а другой миллионером. Разница приписывается влиянию фэн-шуй, благотворительности или далее воздействию географических факторов и обстановки, в которой родился человек. Однако многие считают, что свобода воли тоже играет роль в масштабе достижений каждого отдельного человека.

Давайте снова возьмем Саддама Хусейна в качестве примера. В его «столпах судьбы» можно предсказать жестокую схватку вокруг его личности в начале 1991 года. Однако масштаб этой борьбы не может быть точно определен только на основании «столпов судьбы». Возможно, если бы он не проявил благоразумие и не воздержался бы от применения боеголовок с химическим оружием, война могла бы иметь катастрофические последствия. Он воспользовался свободой выбора для того, чтобы предотвратить еще большее несчастье. Однако свобода воли не удержала его от необходимости вступить в войну. Поэтому очень сложно, наверное, даже невозможно изменить судьбу человека (общую схему его «подъемов» и «спадов»), но благодаря свободе воли можно до известной степени влиять на масштаб своих жизненных перипетий, сглаживая свои неудачи и максимально используя удачные возможности.

Позитивная ценность предсказания судьбы заключается в том, что оно позволяет нам глубже понять самих себя и осознать наши цели. «Столпы судьбы» показывают наши возможности, сильные и слабые стороны, периоды подъемов и спадов. Благодаря этому знанию мы имеем ценные указания для развития наших возможностей и планирования наших действий. Далее если «столпы судьбы » указывают на грядущую неудачу, это позволяет нам заблаговременно принять меры, и, далее если мы не в состоянии ничего сделать, мы можем, по крайней мере, спокойно встретить невзгоды и отнестись к ним с философской точки зрения. Этот позитивный аспект предсказания судьбы подтверждается древним конфуцианским высказыванием: «Тот, кто не знает свою судьбу, не может считаться мудрым человеком».

В этой книге отражен личный опыт автора в изучении китайских методов предсказания удачи. Это огромное поле для исследований, и мы успели рассмотреть лишь малую его часть. Остается надеяться, что будут предприняты более систематические исследования истинной природы жизни, судьбы и удачи, чтобы сокровищница древних знаний стала достоянием широкой общественности.

Почему-то в голове так и крутится этот дикий вопрос из Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Хотя там речь скорее о вседозволенности – могу ли я все, что захочу по принципу, чтобы у меня все было, а мне за это ничего не было.

Нашу тему сегодня по аналогии можно было бы сформулировать так – «Лист ли я несомый ветром или держу я руль в руках и рулю?»

Разделим поле нашей жизни на две колонки. В одной будут – карма, предначератнность, судьба, фатум, жизненный сценарий. В другой – воля, свобода выбора, кузнец своего счастья, куда хочу, туда лечу. Так что же – чему быть, тому не миновать или мы можем выбирать?

Кроме того, все современнейшие научные исследования подтверждают факт существования параллельных миров: реальность многомерна и вариантов развития события великое множество. Как говорится, тем временем в параллельной Вселенной возможно все… Но то, что вы сейчас читаете эту статью, – тоже предопределено?

Мороженого хочешь?

Конечно же, человек всегда делает то, что он хочет,
но вот только то, что он хочет, всегда находится вне его власти.
Артур Шопенгауэр

Идея о свободе воли человека – абсурдна!
Альберт Эйнштейн

Комментирует Юрий Менячихин, мастер недвойственных учений, психотерапевт

Невозможно найти конкретный ответ на абстрактный вопрос. Чью волю мы обсуждаем? Ведь мы все разные! Значит и ответы будут разные! Откуда мы берем ответы – только из прошлого опыта, который накапливается как мудрость или зрелость. Условно этот опыт можно разделить на «внешний» и «внутренний». Отсюда очевидны два вида причин и следствий.

Освоение «внешнего» пространства начинается с адаптации в социуме, и здесь моей воли почти нет, я буду делать в основном то, что диктует социальное пространство. «Старшие» решают, что полезно и важно. Социальное пространство простроено достаточно жестко. Заканчивается это тем, что я устраиваюсь в обществе и теперь могу сам выбрать свое дело и место. То есть прислушаться к тому, что нравится мне. И здесь начинается освоение «внутреннего» пространства.

Я сталкиваюсь с необходимостью точно почувствовать, что я хочу на самом деле! Самой удивительной новостью является то, что я УЖЕ что-то хочу! Я не формирую свои желания! Все мои склонности полностью сформированы. Мое чувствование мира однозначно! А значит, никакой воли у меня нет! Я не могу захотеть, то чего не хочу, я могу только рассмотреть это. Для иллюстрации я обычно задаю собеседнику простой вопрос: «Мороженого хочешь?»

После небольшого исследования обнаруживается, что ответ уже есть. Он не создается в момент вопроса, а рассматривается. Собеседник словно прислушивается к себе и обнаруживает некое чувство, связанное с вопросом. И это чувство достаточно ясно: или «Да» или «Нет». Он не может одновременно быть в двух чувствах. Тогда где свобода? Все мои чувства и отношения на данный момент однозначны – такие, какие есть. Касается это физиологии моего тела или потребностей моей личности – это не имеет значения.

Казалось бы, это довольно печальная новость, но если присмотреться, оказывается, мне суждено делать только то, что я хочу! Если мне что-то не нравится, мне становится скучно, и я бросаю это занятие, меняю место, партнера и т.д. Отсюда основной лозунг жизни – делай только то, что интересно! Впрочем, все только этим и занимаются. Прямо сейчас сам факт, что вы дочитали до этого места, говорит о том, что вам ещё интересно.

Теперь если посмотреть через эту призму на всю свою жизнь, то становится очевидным, что она вся складывается из таких моментов. Образно говоря, Реальность вас все время о чем-то спрашивает, вы смотрите «внутрь» и реагируете в том варианте, который уже лежит. Таким образом, складывается цепочка событий, приводящая к тем или иным результатам и последствиям. В абсолютном смысле понятия судьба и божья воля – равноценные понятия.

Мечтатели

Трудно себе представить, как может проявляться свобода воли, если наше поведение определяется физическими законами.

Поэтому, похоже, мы представляем собой не что иное,
как биологические машины, а свобода воли просто иллюзия.
Стивен Хокинг

Комментирует Раманатха, ведический психолог

Воля – это творящая энергия человека. Она появляется как результат зрелости души. Зрелость души – это то, что накапливается много-много жизней, когда познаны многие крайности жизненного опыта. Что такое судьба? Это следствие накопленного опыта за много жизней.

Мы что-то творили, о чем-то мечтали, чего-то избегали, к чему-то стремились. Сознательно или бессознательно мы это делали – не имеет большого значения, с точки зрения плода. Сея причину, мы всегда пожинаем плоды. Так работает закон кармы, который и формирует судьбу.

Является ли судьба роком? Имея физическое тело, мы подвергаемся влиянию грубых проявлений природы: жары, холода, голода. Мы вынуждены удовлетворять его потребности: кормить, одевать, укладывать спать, перемещать. Мы стали преданными культа тела.

Под давлением природных условий ум, отождествленный с телом и памятью, породил всю сложность взаимоотношений с другими живыми существами. Тенденция ума, которая выработалась на протяжении долгого времени – это вера в реальность внешнего мира. И, как следствие, выработалась пагубная привычка не верить в себя, не проявлять личную волю, «плыть по течению» линии судьбы, которую сам же создал раньше.

По большей части, ум захватывается восприятием не столько внешних объектов, сколько собственным привычным дискурсивным мышлением. Наш ум творит реальность. И в этом ключевой момент! Проявим ли мы волю к творению того, что мы хотим или нет, это определит нашу будущую судьбу.

То есть даже если у нас уже сложилось определенное предначертание, но мы создали новую картину будущего, пошли наперекор старой линии судьбы, то она изменится, поменяет свое русло.

Собственно, жизнь – есть смещение ума в сферу понятий и фиксация на этом уровне. Ум становится зафиксированным на определенной картине мира, которая была ранее впитана и стала частью личности. На определенной стадии жизни ум становится «заполненным». Эта «заполненность» составляет личность. Это и называют судьбой, которая формирует линию жизни.

Как же быть? В древнем ведическом тектсе «Йога Васиштха» есть известное выражение: «То, что называют судьбой, является выдумкой, и никакой судьбы нет». Мудрость этого текста пятитысячелетней давности говорит нам о том, что твоя судьба только в твоих руках. Да, есть то, что мы не можем поменять в жизни быстро или так буквально, как мы этого хотели бы.

Но практически все сильные и искренние помыслы людей воплощаются. Вопрос лишь в том, насколько ты хочешь перемен, насколько ты в это веришь и какой ресурс своей жизненной силы готов вложить. Задайтесь, дорогой читатель, этими тремя вопросами, если вдруг «судьба» начнет снова загонять вас в жесткие рамки. И проявляйте собственную волю! Будьте в этом мире творцами!

Космическая лаборатория

Кто не может повелевать себе, должен повиноваться.
Иные же могут повелевать себе,
но им недостает еще многого, чтобы уметь повиноваться себе.
Фридрих Вильгельм Ницше, «Так говорил Заратустра»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»