Общество соединенных славян было немногочисленным. Декабристы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН

соединённых славян, тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества ("Правила", "Клятвенное обещание") содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).

Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.

Л. А. Сокольский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
    (Славянский союз Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. …
  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН
    (Славянский союз, Славянское общество), тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми …
  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в Словаре русского языка Лопатина:
    `Общество соединённых слав`ян (организация …
  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН в Орфографическом словаре:
    `общество соединённых слав`ян (организация …
  • ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
    (Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и …
  • ОБЩЕСТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:41:51 * Общество живёт не отрицательными идеями, но идеями положительными. (Сен-Симон) * Если бы не …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре Аналитической психологии:
    (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего …
  • ОБЩЕСТВО
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАВИСИМОЕ - см. ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    УЧАСТВУЮЩЕЕ - см ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СМЕШАННОЕ - см СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СЕЛЬСКОЕ - см. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (00 0) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ТОВАРИЩЕСТВО ОБЩЕГО ТИПА - объединение двух и более физических и юридических лиц с целью организации и …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное одним или …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ПРОСТОЕ - см. ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    КЛАССИФИКАЦИОННОЕ - см КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ГРАЖДАНСКОЕ - см ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ОТКРЫТОЕ - см ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ - см АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, …
  • ОБЩЕСТВО
    I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной …
  • ОБЩЕСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словарике:
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, …
  • СОЕДИНЕННЫХ
    СОЕДИНЁННЫХ ШТ́АТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ ИНСТИТУТ РАН (до 1974 Ин-т США), н.-и. учреждение, изучающее экономику, социальные отношения, внутр. и внеш. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ Всесоюзное, обществ. орг-ция, объединявшая чл. большевистской партии с дорев. стажем. Существовало в 1922-35 при Истпарте, затем при …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз, Славянское об-во), тайная орг-ция декабристов на Ю. России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А.И. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО РУССКИХ СКУЛЬПТОРОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (1821-1929; до 1875 Общество поощрения художников), осн. в С.-Петербурге дворянами- меценатами. Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художников …
  • ОБЩЕСТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Жизнь первобытного общества. Рабовладельческое общество. Общество может …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова.
  • ОБЩЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). общество та или иная …
  • ОБЩЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества....Маркс положил конец …
  • ПОГРЕБЕНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребение у древних славян У славян обряд трупосожжения появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной …
  • ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни …
  • ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН
    ? Х. у славян распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии …
  • СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ СЛАВЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов …
  • СЕЛЬСКАЯ ПОЗЕМЕЛЬИАЯ ОБЩИНА У СЛАВЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? (кроме русских; см. Поземельная община). Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто …
  • КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии …
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество
  • США в Справочнике Стран мира:
    СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Государство в Северной Америке, состоящее из 50 штатов и территорий Пуэрто-Рико, Американское Самоа, Гуам и Виргинские острова. …
  • ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковнославянский язык Под именем …
  • СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Срезневский (Измаил Иванович) - знаменитый филолог-славист, родился 1 июня 1812 г. в Ярославле, умер 9 февраля 1880 г. в Петербурге. …

Общество соединённых славян О́бщество соединённых славя́н

(Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-23). Свыше 50 членов. Программа содержала требования освобождения крестьян, создания федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН

О́БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́Н (Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-1823). Св. 50 членов. Программа: освобождение крестьян, создание федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.
* * *
О́БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́Н (Славянский союз, Славянское общество), тайное общество декабристов на юге России в 1823-25.
Предтечей его являлось Общество первого согласия, впоследствии переименованное в Общество друзей природы, основанное в 1818 в Полтавской губернии братьями П. И. и А. И. Борисовыми (см. БОРИСОВЫ) . Общество было немногочисленным, не имело четкой политической программы. В 1823 полк, в котором служили Борисовы, был переведен в г. Новоград-Волынск, где они познакомились с польским дворянином Ю. К. Люблинским (см. ЛЮБЛИНСКИЙ Юлиан Казимирович) , высланным из Варшавы за участие в польском революционном движении. По предложению Люблинского, общество Борисовых было преобразовано в Общество соединенных славян. Целью его стало объединение всех славянских народов в демократическую республиканскую федерацию. Членами ее должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроатия (Хорватия); население этих стран члены общества считали славянским. Каждая страна должна была получить свою конституцию в рамках федерации. Достижение панславянского единства должно было осуществиться путем революции, причем в отличие от членов Южного общества (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) декабристов члены Славянского общества делали ставку на народную, а не военную революцию.
Состав членов Общества соединенных славян также отличался от состава членов Южного общества. В большинстве своем они были мелкопоместными дворянами, армейскими офицерами небольших чинов, с невысоким уровнем образования.
Летом 1825 во время армейских сборов в лагерях под местечком Лещином о существовании Общества соединенных славян узнал один из руководителей Васильковской управы Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин (см. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Михаил Павлович) . После нескольких совещаний в сентябре было принято решение о присоединении Славянского общества к Южному и образовании Славянской управы, которая действовала практически как часть Васильковской (во всяком случае вся связь с Южным обществом осуществлялась через Бестужева-Рюмина). Несколько «славян» дали Бестужеву клятву участвовать в цареубийстве.
Ряд членов Славянского общества участвовал в Черниговского полка восстании (см. ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ) ; одновременно «славяне» обсуждали возможность прийти на помощь восставшим, но не успели это сделать, так как восстание было подавлено. Декабристы из Славянского общества после ареста были доставлены на следствие в Петербург (кроме участников восстания, отданных под военный суд при главной квартире 1-й армии) и приговорены к каторге и ссылке.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Общество соединённых славян" в других словарях:

    - (Славянский союз, Славянское общество), тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы (1818 23). Свыше 50 членов… … Современная энциклопедия

    ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН, тайная организация декабристов на Юге России. Создано в 1823 в Новгороде Волынском братьями А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским. Св. 50 членов (большинство младшие офицеры). Программа: освобождение крестьян,… … Русская история

    Общество соединённых славян - общество соединённых слав ян (организация декабристов) … Русский орфографический словарь

    Тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград Волынске (См. Новоград Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого… … Большая советская энциклопедия

    Декабристы участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810 х первой половины 1820 х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу… … Википедия

    Декабристы участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810 х первой половины 1820 х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу… … Википедия

    Тайная организация декабристов в Украине в 1821 25. Члены главным образом офицеры. Создано на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия». Учредители: П. И. Пестель, А. П. Юшневский, П. В. Аврамов, А. П. Барятинский, Н. В. Басаргин,… … Энциклопедический словарь

    Северное тайное общество (1822 1825) декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска Союза благоденствия. Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года. Устройство и члены Северное общество образовалось в… … Википедия

тайная революц. орг-ция, созданная в нач. 1823 в Новоград-Волынске офицерами бр. Борисовыми и политич, ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским. В об-во входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных док-тах об-ва ("Правила", "Клятвенное обещание") при политич. незрелости и романтич. окраске (клятва на оружии, символич. знаки и т. д.) отчетливо выступала идея добровольного соединения слав. народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Центр. политич. задачей об-ва было создание респ. федерации слав. и нек-рых соседних народов в составе России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Молдавии, Валахии, Далмации, Кроации, Венгрии, Трансильвании. Каждый народ должен был иметь свою конституцию, осн. на демократич. принципах, с учетом нац. особенностей этого народа. Верховная власть в федерации возлагалась на собрание представителей от всех республик. Ближайшей целью члены об-ва считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. Большое место в осуществлении задач отводилось самообразованию и моральному совершенствованию членов об-ва, к-рые должны были просвещать и постепенно готовить народ к новым формам гражд. существования. Не исключалась, однако, и возможность революц. переворота при помощи армии. К осени 1825 об-во насчитывало ок. 50 членов, значит. часть к-рых уже не удовлетворяло отсутствие программы конкретных действий. В сентябре 1825 об-во по предложению С. И. и М. П. Бестужева-Рюмина объединилось с Южным об-вом декабристов на основе его платформы. Многие б. члены О. с. с. энергично действовали при подготовке вооруж. выступления декабристов и приняли активное участие в восстании Черниговского полка. Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы, т. 5, М.-Л., 1926; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Нечкина М. В., Об-во соед. славян, М.-Л., 1927; ее же. Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Оксман Ю. Г., "Пифагоровы ааконы" и "Правила Об-ва соед. славян", в кн.: Науч. ежегодник Саратовского гос. ун-та за 1954 г., Саратов, 1955, с. 154-58. Л. А. Сокольский. Москва.

тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске (См. Новоград-Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества («Правила», «Клятвенное обещание») содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов) С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).

Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.

Л. А. Сокольский.

  • - «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОИНСТВЕННЫХ СЛАВЯН», черновой набросок стих. Л. , задуманного, по-видимому, в связи с первым посещением поэтом Новгорода в начале авг. 1832, во время поездки из Москвы в Петербург...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнерусское слово, которое означает народное собрание, сход с целью совещания. Слово это встречается и в памятниках церковно-славянских, но очень редко...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Вечерница - почти на всех славянских языках обозначает вечернюю звезду, Венеру, появляющуюся сейчас после заката солнца и очень часто светящуюся вместе с луной. Ее же называют утренницей, ютренницей, польск. jutrzenka...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - князь поморских славян: бодричей, вагров и полабов, сын Удо, воспитывался в монастыре св. Михаила в Люнебурге...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - круговая пляска славян, то же что ronde y французов. Скорая, веселая музыка К. имеет двухдольный размер...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название "опhèна" мы встречаем в сербских грамотах XII в....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским...

    Большая Советская энциклопедия

  • - тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы. Свыше 50 членов...

    Современная энциклопедия

  • - тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы. Св. 50 членов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - "общество соединённых слав"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 праславяне...

    Словарь синонимов

"Общество соединённых славян" в книгах

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО Легче понять свободу и равенство, свойственные Соединенным Штатам, чем бурлящую тамполитическую деятельность. - Эта деятельность охватывает всю страну;

Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего средневековья

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего

1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом

автора Семенов Юрий Иванович

1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом Третье значение термина «общество» - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом

автора Семенов Юрий Иванович

4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом Третье значение термина "общество" - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных исследований

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Общество соединённых славян

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными

Важней всего - погода в Сочи / Общество и наука / Общество

Из книги Итоги № 1 (2014) автора Итоги Журнал

Быть сему месту пусту / Общество и наука / Общество

Из книги Итоги № 5 (2012) автора Итоги Журнал

Быть сему месту пусту / Общество и наука / Общество В начале декабря «Итоги» напророчили: «В архитектурной среде мечтают: если ничего не строить на месте снесенной «России», откроются такие виды и панорамы, что и не снилось!» Речь идет об

8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество

Из книги Сорос о Соросе. Опережая перемены автора Сорос Джордж

8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество КК – Вы недавно сказали, что вы переносите свое внимание из Восточной Европы на Запад. Почему?ДС – После изменения режимов в Восточной Европе прошло 5 лет. На пике революции возможно было практически все. Я пытался

В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной и очень важной вестью. Оказывается, бок о бок с ними уже давно существует другая тайная организация - Общество соединенных славян, о которой они раньше и не подозревали.

Общество соединенных славян имело самостоятельную историю. Первоначально это было Общество первого согласия, возникшее весною 1818 г., одновременно с Союзом благоденствия, но совершенно независимо от него.

Члены «Общества первого согласия», основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии, и не подозревали, что где-то в Москве, среди гвардейской молодежи формируется новое тайное общество - Союз благоденствия.

Общество первого согласия было основано юнкером Петром Борисовым , который, по собственному признанию, «с младенчества был влюблен в демократию» и с детства стал питать «любовь к вольности и народодержавию». Поэтому можно предположить, что Общество первого согласия, вероятно, ставило перед собой и какие-то политические цели, а не ограничивалось лишь моральными целями личного самоусовершенствования и «очищения религии от предрассудков», как показывали о том его члены на следствии.

Однако вскоре общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание, к сожалению, не дошедшее до нас.

Петр Борисов был страстным противником крепостного права: «Несправедливости, насилие и угнетения помещиков, их крестьянам причиняемые, рождали всегда во мне подобное чувствование и укрепляли в моем уме либеральные мысли».

Но вновь найденные формы тайного общества и его новая программа вскоре перестали удовлетворять молодую организацию. Она искала более отчетливого самоопределения, более ясных задач.

В 1823 г. полк, в котором служили Петр и Андрей Борисовы, стоял в Новоград-Волынске. В этом году молодой шляхтич Юлиан Люблинский, студент Варшавского университета, за участие в польском революционном движении был в цепях приведен из Варшавы в свой родной город Новоград-Волынск и отдан под надзор полиции. Борисовы, еще раньше знакомые с его родственниками, быстро завязали через них знакомство и с высланным из Варшавы студентом; вскоре, посвятив его в тайну, они нашли в нем внимательного участника своих споров и рассуждений, связанных с поисками новых программных установок и форм тайной организации. Люблинский, как, впрочем, и они сами, критиковал незрелость и неясность их общества. В сотрудничестве с Люблинским братья Борисовы выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Было решено вместо «Друзей природы» организовать тайное Общество соединенных славян, чтобы объединить все славянские народы, освобожденные от крепостного права.

Целью общества стало теперь объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Членами федерации должны были быть следующие страны: «Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация». Венгров члены общества считали славянами.)

Как говорится в замечательном документе истории Общества соединенных славян-в так называемых «Записках» Горбачевского, фактически являющихся коллективным трудом, написанным под руководством и при ближайшем участии основателя общества Петра Борисова .

«предполагалось с точностью определить границы каждого [славянского] государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае надобности, общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений».

Таким образом, каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Где-то в центре федерации основывалась столица великого славянского федеративного Союза. Тут ежегодно должен был собираться съезд представителей всех славянских республик для решения общих дел. Члены Общества соединенных славян представляли себе свою федерацию как мощное политическое объединение, полное оживленной деятельности, с бурно растущей промышленностью и кипучей торговлей, крупнейшими портовыми городами. Четыре моря должны были омывать берега федерации: Черное, Белое, Балтийское и Адриатическое. Как символ этого, четыре якоря находились в предполагаемом гербе славянской федерации и изображались на печати общества. Их рисунок сохранился в архиве следствия над декабристами.

Клятва членов Общества соединенных славян была составлена по образцу карбонарских клятв . Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения»; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу послед-

ний вздох свободе и братскому союзу благородных славян». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям: «Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит»,-гласило первое правило. При этом слово «оружие» было зашифровано изображением солдатского штыка.

Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ: «...в народе искали они помощи, без которой всякое изменение непрочно; собственным же своим положением убеждались, что частная воля, частное желание ничтожны без сего всемощного двигателя в политическом мире»,-пишет мемуарист Славянского общества. «Славяне» были противниками военной революции. Они полагали, что военные революции «бывают не колыбелью, а гробом свободы, именем которой совершаются».

Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Их революционность несколько отличается от дворянской революционности: некоторые черты славянской идеологии сближают ее с идеологией разночинской демократии.

«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества. «Страшная клятва, обязывающая членов оного посвящать все мысли, все действия благу и свободе своих единоплеменников и жертвовать всей жизнью для достижения сей цели, произносилась на оружии; от одних своих друзей, от одного оружия славяне ожидали исполнения своих желаний; мысль, что свобода покупается не слезами, не золотом, но кровью, была вкоренена в их сердцах, и слова знаменитого республиканца, сказавшего «обнаживши меч против своего государя, должно отбросить ножны как можно далее», долженствовали служить руководством их будущего поведения».

Члены Славянского общества отличались от членов Северного и Южного обществ декабристов и по своему имущественному положению. Они в основном принадлежали к малоимущему дворянству, подчас совсем разорившемуся. Сами члены Славянского общества, как правило, не владели ни землей, ни крестьянами, родители же их в

большинстве случаев или были безземельными дворянами, или владели ничтожным количеством земли и крестьян. «За отцом его крестьян три души»,-значится, например, в формуляре члена Славянского общества поручика Лисовского. По сведениям, собранным губернатором после ареста Лисовского, его мать и сестра жили в Кременчуге «в маленьком деревянном домике, составляющем все их благосостояние», и содержали себя «собственными трудами» - «шитьем женской одежды, белья и прочего». Основатели общества, братья Борисовы - сыновья отставного майора 8-го класса, живущего на скудный казенный «пансион» (т. е. пенсию) в 200 рублей в год: отец имел дополнительный заработок в качестве провинциального архитектора. Большинство членов Славянского общества жили «с одного жалованья» и еще.содержали подчас на него своих родных. Так, после ареста члена Славянского общества Бечаснова его мать, «дворянка Бечаснова», осталась без всяких средств: единственным ее имуществом было «необходимое одеяние», и ее из жалости приютило одно знакомое дворянское семейство.

Среди «славян» был даже крестьянский сын Павел Фомич Выгодовский (настоящая фамилия Дунцов): он подделал дворянское свидетельство, чтобы поступить на службу в канцелярию волынского губернатора. Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Это произошло.в военных лагерях около местечка Лещин, во время летних сборов для маневров. Бестужев-Рюмин провел со «славянами» несколько заседаний, где возникли бурные прения в связи с изложенной Бестужевым программой Южного общества. «Славяне», как сказано, были противниками военной революции, сторонниками народного выступления и врагами диктатуры. Однако близость открытого революционного выступления и жажда принять участие в революции побудили «славян» дать согласие на вступление в Южное общество.

Главное, что привлекало их к Южному обществу,- его демократические идеи, ярко обрисованные Бестужевым-Рюминым во время присоединения Славянского общества к Южному. «Славянин» Петр Борисов понял его так: «Целию сего общества есть введение в России чистой демократии, уничтожающей не токмо сан монарха,

но и дворянское достоинство и все сословия, и сливающей их в одно сословие - гражданское» .

Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «cohorte perdue», задуманной еще ранее Постелем и Луниным.

«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению.

Важно все же отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное общество декабристов. «Славяне», по выражению «Записок», утешали себя надеждой, «что после переворота мысль Славянского союза воспрянет и с новою силою заставит трудиться для освобождения славянских народов». Важно и другое: члены Южного общества во время объединения не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали ее более отдаленной, нежели цель освобождения самой России от крепостничества и самодержавия. Член Южного общества Бестужев-Рюмин произнес на объединительном заседании замечательные слова о том, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию, что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза- освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные-правления и соединить всех федеративным союзом».

Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью, а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия, чтобы затем, как они предполагали, перейти к работе над объединением свободных славян.

Примечания:

) Дальше этот документ называется «Записки» Славянского общее г-ва. Они издавались несколько раз: Записки неизвестного. (Из Общества соединенных славян).-Русский архив, 1882, кн. 1, вып. 2, с. 435-555; Записки декабриста И. И. Горбачевского. М, 1916, 324 с.; Записки и письма декабриста И. И. Горбачевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1925, 399 с.; Горбачевский И. И. Записки. Письма. М, 1963, 354 с.

) Карбонары, или карбонарии, были известными в то время участниками итальянского демократического движения, борцами за освобождение Италии от иноземного ига и за воссоединение ее. Они собирались в лесах у тлеющих костров. От итальянского слова «карбо» - уголь - и произошло название этих революционеров (карбонары - угольщики).

) Восстание декабристов. М., Л., 1926, т, 5, с. 54

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»