Митрополит рязанский и михайловский марк семья. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Управляющий Северным викариатством, в состав которого входит Всехсвятское благочиние, а также Северо-Западным викариатством, - архиепископ Егорьевский Марк.

Дата рождения: 31 марта 1964 г. Дата хиротонии: 14 января 2004 г. Дата пострига: 19 октября 1990 г. День ангела: 8 мая

Биография

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. - в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена.
28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

3 мая 2000 г. возведен в сан архимандрита.14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа.В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Образование

1988 г. - Московская духовная семинария.

1992 г. - Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия

— Будапештская и Венгерская епархия

(Временный управляющий)

Место работы

Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

(Руководитель Управления)

Епархия

— Венская и Австрийская епархия

(Временный управляющий)

Епархия

— Московская епархия (городская)

(Управляющий Северным викариатством)

Награды

Церковные:

— орден прп. Сергия Радонежского II ст.;

— орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви.

Страна: Россия

Биография:
Родился 22 января 1977 г. в семье священника в с. Туголес Шатурского р-на Московской обл. В 1994 г. окончил среднюю школу № 5 г. Шатуры.

В 1994-1996 гг. обучался в Рязанском духовном училище. В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию.

22 ноября 1998 г. ректором Санкт-Петербургских духовных школ епископом Тихвинским Константином в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии поставлен во чтеца. В том же году поступил в СПбДА. В июне 2002 г. защитил дипломную работу по теме «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви в свете Священного Писания Нового Завета».

В августе 2002 г. назначен преподавателем предмета «Библейская история» в Рязанском духовном училище.

27 октября 2002 г. в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Рязанского духовного училища митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия, епископа Скопинского.

31 октября 2002 г. в храме святого праведного Лазаря г. Рязани митрополитом Симоном рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября того же года в Никольском храме г. Скопина Рязанской области - во иеромонаха.

23 июля 2003 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом назначен проректором по воспитательной работе Рязанского духовного училища. С сентября 2003 г. назначен преподавателем предметов «Пастырское богословие», «Гомилетика» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Ко дню Святой Пасхи 2004 г. награжден правом ношения наперсного креста.

В 2004-2006 гг. являлся слушателем аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей.

Решением Священного Синода от 6 октября 2005 г. назначен наместником вновь открывшегося Cnaco-Преображенского мужского монастыря г. Рязани.

По представлению архиепископа Павла ко дню Святой Пасхи 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан игумена.

В 2008 г. окончил Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина по специальности «Юриспруденция».

27 мая 2009 г. указом архиепископа Рязанского и Касимовского Павла назначен первым проректором Рязанской духовной семинарии.

К дню Святой Пасхи 2010 г. Святейшим Патриархом Кириллом удостоен права ношения палицы.

В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления, по окончании которой присуждена квалификация на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, управления организациями, предприятиями различных форм собственности и управления персоналом. С августа 2010 г. ― соискатель степени кандидата экономических наук в Московской академии государственного и муниципального управления.

В 2011 г. назначен первым заместителем директора Рязанского филиала автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования».

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Шахтинским и Миллеровским.

18 августа 2011 г. за богослужением в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита; по окончании всенощного бдения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Игнатия во епископа Шахтинского.

21 августа 2011 г. в Новоспасском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Игнатия во епископа Шахтинского и Миллеровского.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности наместника (игумена) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 138) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря с. Верхне-Макеевка Ростовской обл.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Вологодским и Великоустюжским.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 83) утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды и Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 94) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией.

4 ноября 2014 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 135) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 5) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии.

С 26 февраля 2019 года входит в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха.

Дата рождения: 31 марта 1964 г. Страна: Россия Биография:

Родился 31 марта 1964 г. в Перми. В 1981 г. окончил среднюю школу г. Перми. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1988 г. поступил в Московскую духовную академию. В сентябре 1990 г. назначен помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом при МДА.

19 октября 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен в сан иеродиакона, 7 января 1991 г. — в сан иеромонаха. Преподавал в МДС Священное Писание Нового Завета. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

14 января 2004 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление и епархиями.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 февраля 2019 г. освобожден от должности настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы.

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Рязанская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Рязанская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Патриаршая наградная комиссия (Председатель) Место работы: Московская Патриархия (Руководитель Наградной комиссии) Награды:

Церковные:

  • 2014 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь).
E-mail: [email protected] Web-сайт: www.ryazeparh.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Дело не в количестве [Интервью]

Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги [Интервью]

Архиепископ Егорьевский Марк: Только от нас зависит, какое культурное и духовное наследие мы оставим после себя нашим потомкам [Интервью]

[Статья]

Ответы руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела [Интервью]

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк убежден, что сейчас в России наступило апостольское время. Людям нужны миссионеры, и это главная обязанность священников и архиереев. Неслучайно в настоящее время достаточно много молодых иереев, ведь для того чтобы возродить церковную жизнь, необходимы молодые силы. И каждый верующий, не суть важно — монах или мирянин, призван в меру собственных сил быть свидетелем Истины.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Биография

Родился митрополит Марк 31 марта в 1964 году в Перми. В миру его звали Сергей Анатольевич Головков. Помимо Сергея, в семье росли еще два сына и три дочери. Отец будущего Владыки, Анатолий Григорьевич Головков, учился в Саратовской Духовной семинарии и, кроме постоянной работы в миру, служил иподиаконом, пел в хоре. Одно время состоял в качестве казначея в кафедральном соборе города Перми. Так как в советское время церквей было немного, постоянно что-то мастерил по хозяйству для того храма, где служил, при этом не забывая про другие церкви.

Детей он, вместе с женой Анной Васильевной, воспитывал в христианском духе, что в то время приравнивалось к подвигу. Анатолий Григорьевич понимал, что детям нужно привить любовь к Богу, чтобы у них было религиозное мировоззрение. Для этого он приобщал их к чтению которую собирал долгие годы. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк рассказывал, что у отца была антикварная литература на религиозную тему, среди книг встречались дореволюционные издания духовных академий.

Матушка митрополита Марка отличалась редкостной добротой и трудолюбием. В памяти мальчика запечатлелось, как она рассказывала детям про подвиги святых подвижников, читала про жития святых. Анна Васильевна, сколько помнит архипастырь, всегда служила в епархии, пела на клиросе.

Юность архипастыря

Большая удача и счастье — родиться в семье, где духовная жизнь стоит во главе угла. Но для этого нужны стойкость и непоколебимость в убеждениях. В то время быть верующим значило идти против всех, бросить вызов обществу.

Сергей Головков, как и остальные советские ребята, пошел в обычную школу и даже был принят в октябрята и пионеры. В этом не было ничего предосудительного, ведь тогда за это никто от него не требовал отречения от Христа, просто давали галстук и прикрепляли значок. Но будущий митрополит Рязанский и Михайловский Марк знал свою цель. Окончив десять классов средней школы, юноша решает поступить в духовную семинарию, но в то время в подобные места брали только тех, кто отслужил в армии. Поэтому Сергей, не подавая документы в друге вузы, прямиком пошел в приемную комиссию военкомата.

Сидя напротив врача, он заметил, что на одном листке (а это была характеристика из школы) было подчеркнуто: «воспитывался в религиозной среде». Это стало поводом к тому, чтобы руководитель комиссии заорал на него: «Как же ты, верующий, будешь служить?». Но молодой человек уже тогда умел владеть собой и спокойно ответил, что как все, так и он. Годы службы митрополит вспоминает с теплотой. Господь хранил его от вопиющих случаев дедовщины и других неприятностей, в это время он возмужал и приобрел опыт жизни вдали от родных и близких.

Годы в семинарии

В спокойный, добрый Сергей Головков приобрел много друзей. В то время интерес к вере, религии постепенно стал проявляться и в среде разных слоев населения. Большей частью семинаристы состояли из детей, выросших в верующих семьях, детей священников. Были, но значительно реже, юноши, выросшие в атеистических семья и наперекор родителям пришедшие в Академию.

В то время (уже началась перестройка) самиздат стал выпускать много книг на религиозную тему, и в Духовная Академия стала притягивать людей, интересующихся верой, читающих, глубоко вникающих в труды, написанные великими подвижниками христианства. Неудивительно, что многие взрослые, закончившие светский институт, подавали заявления в Академию и садились сразу на второй курс.

Прежде всего семинарист Сергей Головков ценил ту дружбу, искреннее общение между студентами и преподавателями. Для него семинария была как (об этом сказал в интервью митрополит Рязанский и Михайловский Марк) семья. Они (семинаристы) тогда объединились в одно стадо, сплотившееся вокруг Господа, между ними никогда не возникало ссор, не было фальши. Каждый старался ценить дружбу и время, проведенное друг с другом.

Монашество

В 1990 году Сергея Головкова постригли в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. В том же году его рукоположили в иеродиакона, а через несколько месяцев — в сан иеромонаха. 12 август 1992 года священник Марк становится членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Для него Израиль без преувеличения стал второй родиной. Молодому человеку еще не исполнилось тридцати лет, а уже появилась необходимость на родине Христа общаться со множеством «параллельных миров», как он сам об этом говорил.

Служение на Святой Земле

Во-первых, Иерусалим — это место, где впервые люди услышали Божественную проповедь, это святые места: Голгофа, Гефсимания, Гроб Господень, Вифлеем, которые, несомненно, располагают к молитве и духовному созерцанию. Во-вторых — это русский мир, сотрудники миссии, монахи, соотечественники, трудящиеся в Израиле. В третьих — это знакомство с архипастырями и священниками православных церквей и других конфессий: католической церкви, протестанской, АПЦ (армянской апостольской церкви) и со всеми приходилось общаться и сотрудничать.

В Иерусалиме митрополит Рязанский и Михайловский Марк получил уникальную возможность окунуться в атмосферу дореволюционной России, увидеть и услышать осколки этой величественной империи.

Митрополит вспоминал необычный благородный звон русских колоколов во время служения в Троицком соборе, и этот звон напоминал ему о потерянном отечестве. Он видел подарки: иконы, церковную утварь, сосуды, которые были преподнесены в дар Иерусалимской церкви в дореволюционный период и которые употреблялись в богослужении. В современной России подобные реликвии находятся в музеях.

Возрождение христианства. Как этого достичь?

То, что Русская Православная Церковь находится сейчас под пристальным вниманием, о ней много говорят и пишут — это доказывает, что у каждого человека, у русского народа душа является христианкой и она заявляет о себе. Так говорит митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Отзывы о духовной стороне народа радуют архиерея, несмотря на многие негативные проявления в обществе. По его мнению, в церкви не хватает делателей, об чем свидетельствует Евангелие: «жатвы много, а делателей мало». Не хватает людей, которые служили бы Церкви не ради выгоды и тщетной славы. Не хватает единства, много ссор, розни между прихожанами, а это разъединяет, разделяет людей. Нужно учиться единству и как можно скорее.

26 февраля перед Великой Четыредесятницей митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. Владыка сказал, что Святая Великая Четыредесятница (Великий пост) — это время, когда верующие должны преодолеть тиранию плоти и не утонуть в бури житейских попечений.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) о проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях. О том, как живут священники, и как не стать циником.

Архиепископ Егорьевский Марк – интервью

Если быстрым взглядом окинуть большинство дискуссий о церковной жизни, как среди нецерковных людей, так и в церковной среде, окажется, что самые болевые точки – это деньги и взаимоотношения священника и архиерея. Внешних интересует, откуда у батюшки такая машина, батюшка круглосуточно решает проблемы ремонта или восстановления храма (опять же деньги), взаимоотношения священника и архиерея нередко непросты с обеих сторон.

О проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях наш разговор сегодня с , руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Марк – викарий Святейшего Патриарха, управляет двумя викариатствами города Москвы: Северным и Северо-Западным, настоятель храма Св. Троицы в Хорошеве .

Романтики работают бесплатно

– Владыка, если начать сначала, что больше всего беспокоит в сегодняшних священниках?

– Мы видим сокращение желания пастырства среди активных и успешных людей. Часто в семинарию идут люди из неблагополучных семей, из сельских приходов, где тяжело жить, ограниченная зарплата, семья неполная.

– Почему активные и успешные не идут в священники?

– Причина – в общей атмосфере жизни и в том, какие ценности ставятся в обществе во главу угла.

Я не так давно беседовал с одним экскурсоводом, зашла речь о романтизме, и экскурсовод сказала: «У меня была недавно группа школьников и я спросила, кто такие для вас романтики? И услышала ответ, который меня поразил. Романтики - это те, кто работают бесплатно». Ни слова об оптимизме, об интересных задачах, свершениях, подвигах.

Вот атмосфера современного общества. Священство не всех привлекает, потому что здесь другие цели и часто невысокий уровень жизни.

– Священники сегодня живут очень по-разному.

Социальное расслоение духовенства – это острая проблема сегодня.

Многие священники ведут очень скромную жизнь, получают совсем небольшие деньги. Один священник (сейчас он служит за границей) в ответ на мой вопрос рассказал, что он получал в России, в областном городе, две тысячи рублей в месяц: пятьсот – за преподавание в семинарии и полторы тысячи – за служение в храме. Излишне говорить, что такая сумма крайне мала для молодого человека, которому нужно не только себя содержать, но и свою семью.

С другой стороны, есть и настоящие сибариты среди духовенства: у них завышенная планка потребления, они считают, что священник должен красиво одеваться, ездить на хорошей машине, отдыхать за границей в престижных местах.

Общая погоня за деньгами, за благополучием не чужда и священникам. Все это вызывает у людей удивление или разочарование. Послушайте разговоры духовенства – о чем они? Какое вознаграждение получили за требу, какая зарплата на приходе. К сожалению, это не редкость.

– Есть решение для этой проблемы?

– Очень трудно переломить сознание, сформировавшееся под действием ценностей этого мира, телевизора, СМИ. Человеку трудно избавиться от этих стереотипов. Но что-то и делается. Например, сейчас в рамках готовится документ, где подчеркивается необходимость бескорыстного служения. Важно доводить до сведения семинаристов, что желание обогащения является очевидным признаком непризванности к священству. Конечно, это только слова. Но будущий пастырь должен постоянно помнить об этом.

Выпрошенный мерседес

– А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?

– Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.

Разумный священник не будет ездить на вызывающе дорогой машине, потому что машины, к сожалению, – это то, что наиболее видно. Не видно, какая у человека обстановка дома, не каждый знает, в какой квартире священник живет, сколько стоит его квартира. Но вот машина - это то, что все люди видят. И по машине, конечно, судят.

Я вспоминаю, как несколько лет назад выступал с беседой в милиции на северо-западе и мне задали вопрос: вот, вы ездите на дорогих иномарках. Я говорю: «Смотрите, я приехал к вам на Волге!» Кстати, священники, которых можно упрекнуть в роскоши, как правило, не ориентированы на жертвенное пастырское служение, не имеют большого количества детей и с самого начала нацелены на стяжание.

Корень проблемы – отсутствие жертвенности и коррозионное влияние среды, которая разрушает человека и постепенно обращает его внимание лишь на какие-то атрибуты жизни, атрибуты благополучия, а не на суть его призвания.

– Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?

– Людей смущает, когда они не видят принципиальной разницы между духовным человеком и мирским, когда священники бывают слишком мирскими.

– Что значит – слишком мирскими?

– Например, если, вместо того чтобы пригласить прихожан помолиться или в паломничество, он зовет их на светский пикник или ведет разговоры не о спасении души, а обычные житейские разговоры о житейских темах - это создает для нецерковного или малоцерковного человека оправдание его жизненной позиции.

Зачем к чему-то стремиться, если священники такие же люди? Зачем я пощусь, если священник не постится? Почему я не пью, если батя пьет уже вторую бутылку? Как я буду воздерживаться от злословия и лицемерия, если батюшка второй час раздраженно о ком-то злословит?

С другой стороны, не должно быть искусственности в церковной жизни. Невозможно говорить только на духовные темы. Потому что иногда можно видеть обратную ситуацию, когда человек начинает играть в духовность.

– Что значит «играть в духовность»?

– Священник начинает таким тоном делать замечания, как будто сам является суперсвятым человеком: а вот вы не венчаны, а от вас пахнет табаком, а вот вы вчера на службу опоздали и так далее.

Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, – это фарисейство. Эти разговоры имеют целью не только заботу о спасении души, а желание привлечь внимание к себе, желание понравиться людям, в том числе желание конвертировать эти разговоры, это внимание к себе, в какие-то материальные составляющие.

Когда это делается нарочито, напоказ - это вызывает у людей отторжение.

Помню, как жена одного известного человека пренебрежительно говорила об одном известном священнослужителе, называя его артистом.

Люди чувствуют фальшь и обращают внимание на то, насколько поведение священника уместно, насколько естественно, насколько соответствует месту, положению, а самое главное, насколько это проистекает из души человека.

Кто становится циником?

– Как-то я спросила одного известного журналиста о профессиональном цинизме. Он сказал, что журналистскому цинизму далеко до …

– Не могу согласиться с этим утверждением. Людям свойственно хвалить свое и ругать чужое. Хотя случаи проявления цинизма можно встретить везде, в том числе и среди православных.

Мне как-то рассказали случай, который произошел в православном вузе несколько лет назад. Один человек, в прошлом выпускник Бауманского университета, шел сдавать зачет, который принимали две преподавательницы из светского вуза. Они спросили экзаменуемого: «А где вы работаете?» А он в то время нуждался в деньгах, были трудности и он подрабатывал где-то грузчиком. Услышав его ответ и смерив учащегося пренебрежительным взглядом, они сказали: «Так и видно». Причем сделали это при нем. Они не знали какое у него образование, не знали обстоятельств жизни. Просто так при всех унизили. После такой экзекуции он бросил учебу.

А бывает, что священник навязывает свои услуги. Он стремится стать , приглашает людей исповедоваться у него, создает своего рода духовную армию своих пасомых, причем случается это не в силу желания самих людей, а благодаря именно его личной активности.

Подобных случаев могу привести немало. Вспоминаю случай, когда однажды человек приехал в монастырь с женой, а ему тут же мать-игуменья сказала: «Вы не венчаны? Ну все, сейчас же венчаться!» Человек опешил, они повенчались, но было ощущение, что это не совсем правильно произошло.

Важна везде добровольность. Бывает, что священник начинает людей пугать.

Пугать святыми

– Болезнями?

– Иногда даже святыми пугают! Вот у нас святой в монастыре, и если вы не пожертвуете, или плохо отнесетесь, или не отблагодарите, то всё!

Это ставит важный вопрос духовнической практики - как мы привлекаем людей ко Христу. Опасно, если вместо Христа мы приводим людей к себе.

В одну европейскую страну приезжал из России священник. Приезжал, чтобы окормлять своих духовных чад. Сформировал даже небольшую общину. Казалось бы, что здесь плохого? Однако он постоянно повторял, что «священники, которые служат у вас в стране, – безблагодатные, они духовно слабые, давайте мне записки, я буду за вас молиться, а если кто-то не слушается, я молиться перестану, и вас тяжелые болезни постигнут». Духовные чада собирали ему пожертвования, ездили к нему в паломничество… Лишь через несколько лет часть из прихожан «прозрела». Для многих это стало тяжелым испытанием в вере.

– Можно ли сформулировать основные правила поведения священника с прихожанами?

– Прежде всего, конечно, священникам надо помнить о том, что человек приходит к Богу, а не к священнику, что не должно быть культа личности в Церкви. Пастырь не должен доминировать, не должен подавлять личность прихожан.

Второе - священник ни в коем случае не должен никого пугать. Однажды ко мне пришли напуганные мама с дочкой. Оказывается, девочке священник в наставлении сказал: а может быть, ты под машину попадешь. И она стала бояться переходить через дорогу.

Важно, чтобы священник объяснял прихожанам духовные истины, побуждал их к христианской жизни, но не заставлял. Учил жить в состоянии свободы и ответственности.

И, конечно, важно, чтобы главной целью священника была забота о душе, а не о своем кармане.

– Спрашивая священников о результатах разделения епархий, мне приходилось нередко слышать: «К счастью, архиерея мы как не видели, так и не видим». Что Вы можете сказать о таком противостоянии священников и архиерея?

– Прежде всего, это свидетельство того, что есть ненормальные или однобокие отношения. Нередко причина нестроений – в материальной области. Иногда священник считает, что приход - это чуть ли не его вотчина, его достояние.

Один священник как-то в присутствии своего архиерея сказал следующие слова: «Вы знаете, я очень болезненно отношусь к переводам священников, духовенства и я вообще считаю, что священников нужно переводить с их согласия. Мне еще нужно много потрудиться, купить квартиру сыну, квартиру зятю»…

– Перевели его или оставили?

– Перевели через некоторое время.

А бывают случаи несправедливого отношения архиерея к местному священнику: возникает впечатление, что на приходе слишком большие доходы, а в реальности такого нет. Понятно, что везде нужны деньги для содержания семинарий, для социальной деятельности, для функционирования епархий и так далее. Но когда возникает несправедливое отношение архиерея к священнику - тоже почва для конфликта.

Важно, чтобы священник чувствовал, что архиерей к нему относится с уважением. Что архиерей его защитник. Важно и то, чтобы сам священник воспринимал архипастыря своим отцом, а не помехой собственному благополучию. Нужно уметь устанавливать с людьми правильные отношения.

– А как их устанавливать? Это реально?

– Конечно, реально. Здесь важно, чтобы каждый понимал свое место и свою меру. Архиерей – ограниченность своего владычества, а священник – что интересы церкви являются главными интересами, а интересы семьи, благосостояния находятся на втором плане. Материальные интересы священника не должны наносить ущерб церковной жизни.

– Конечно, материальные интересы – это звучит очень приземленно, и все же – есть-то хочется! А если еще дети?

– Я очень хорошо эту ситуацию понимаю, потому что для развития церковной жизни тоже нужны деньги. Священнику деньги могут быть нужны не только на приобретение квартиры или машины, а на ремонт храма, содержание сотрудников. Деньги нужны. Однако они обладают удивительной способностью развращать людей.

Денег никогда никому не бывает достаточно. Тем более – в Церкви. Но я бы не сказал, что это всегда плохо. Лучше пусть будет чуть меньше, чем чуть больше.

Вы прочитали статью Архиепископ Егорьевский Марк: как живут батюшки?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»