Эстетические ценности не имеют прагматической значимости. Эстетика в философии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эс­тетической деятельности и воплощающееся в ее результатах.

Эстетическое сознание включает в себя:

а) эстетическое чувство (готовность воспринимать красоту окружающего мира) и эстетический вкус (способность оценивать его с точки зрения красоты);

б) систему знаний и представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Такие представления формируются как стихийно, так и целенаправленно – в результате разработки эстетических концепций;

в) эстетические потребности (стремление к прекрасному).

Эстетическая деятельность – это действия людей, ориентированные на воплощение идеала красоты. Она вплетена в другие виды деятельности (профессиональную, бытовую) и имеет творческий характер. Высший вид эстетической деятельности – художественное творчество.

Результаты эстетической деятельности – все предметы, созданные и оцениваемые людьми с позиций представлений о красоте, прежде всего произведения искусства. Система норм и результатов эстетической деятельности характеризует и отличает друг от друга культуры разных эпох и народов. В процессе их освоения происходит приобщение человека к родной и мировой культуре.

Функции эстетического (наиболее ярко они проявляются в искусстве):

1. Формирование личности. В ходе освоения эстетических ценностей, произведений ис­кусства (а) осуществляется становление индивидуального эстетического сознания, стремления к красоте, (б) вырабатывается нравственная позиция – герои художественных произведений олицетворяют определенные духовные качества, проявляющиеся в конкретных ситуациях. Не будучи назидательным, нравоучительным, искусство на примерах показывает «красоту добра и безобразие зла».

2. Регуляторная функция. Эстетические взгляды личности оказывают влияние на ее по­ведение, определяют нормы и правила эстетической деятельности.

3. Коммуникативная функция. Эстетические ценности, искусство играют важнейшую роль в общении людей – как современников и единоплеменников, так и представителей разных эпох, разных культур.

4. Познавательная функция. В процессе восприятия произведений искусства человек по­знает мир, но самое главное – человеческую реальность, эмоции, страсти, устремления, мотивы деятельности людей.

5. Оценочная функция. Личность обретает способность оценивать мир, других людей, саму себя с точки зрения соответствия эстетическому идеалу.

6. Мировоззренческая функция. Человек решает для себя вопросы о природе и проис­хождении прекрасного, возвышенного и других эстетических явлений (их источником может считаться Бог, человеческий дух, социальная реальность и т.п.).

Воздействие искусства на личность определяется как особенностями самого искусства, его связей с действительностью, так и спецификой художественного восприятия.

Искусство отражает и оценивает мир в особой форме – в форме художественного образа. (Примером художественного образа может служить и отдельный персонаж – Наташа Ростова, и художественное произведение в целом – роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Однако художественный образ – это отнюдь не копия существующего. Для него характерно: единство объективного и субъективного. Художественный образ отражает объективную реальность, свойства и отношения людей. Однако он создается автором – конкретным человеком, выражающим личное отношение и к героям, и к событиям, описываемым в произведении (герои Толстого и Достоевского – современники, но сколь сильно они различаются);

а) единство общего и единичного. Художественный образ создается с помощью метода типизации: герой произведения песет в себе черты, типичные для его эпохи и социальной группы, но вместе с тем он обладает конкретными, неповторимыми особенностями. (Так. Наташа Ростова обладает свойствами, общими для девушек-дворянок XIX века, но одновременно она уникальна);

б) единство чувственно воспринимаемого и метафоричного. Художественный образ (живописный, музыкальный и т.п.) всегда воспринимается чувственно, конкретно. Вместе с тем он является метафорой, содержит неоднозначные смыслы (например, образ князя Мышкина – «идиота» – из одноименного романа Достоевского);

в) единство рационального и эмоционального. Художественный образ и художественное произведение, разумеется, оцениваются с рациональных позиций, и все же в первую очередь они оказывают эмоциональное воздействие;

г) единство содержания и формы. Содержание образа с необходимостью должно быть воплощено в высоко художественной форме, соответствующей эстетическим принципам и представлениям о прекрасном.

Перечисленные характеристики художественного образа и художественного произведения в целом связаны с особенностями эстетического восприятия. Читатель (зритель, слушатель) в определенной степени отождествляет себя с героем, одновременно сохраняя дистанцию по отношению к художественному образу. У него возникают ассоциа­ции с ситуациями из собственной жизни, параллели с уже имеющимися представлениями и убеждениями. Это способствует активизации памяти и воображения. Все эти факторы определяют интерпретацию, понимание и оценку героев и событий художественного произведения. Эмоциональное впечатление заставляет задуматься и над его содержанием, и над самим собой, собственным будущим. Наиболее ярко воздействие искусства на личность выражается в катарсисе - глубоком переживании, выражающемся в эмоциях сострадания и страха и ведущем к нравственному очищению.

Формирование искусства началось в первобытном обществе. В этот период эстетическая деятельность была неразрывно связана с мифами, ритуалами. В качестве самостоятельного вида творческой деятельности искусство выделилось значительно позднее – в древних цивилизациях. В ходе истории происходила дифференциация видов искусства, обособление литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, танца и др. Параллельно протекали процессы интеграции, синтеза различных видов искусства (синтетический характер имеет балет, театр, кино и некоторые другие виды искусства). Это дополнялось появлением новых жанров (например, жанры рассказа, новеллы, романа в литературе).

Развитие искусства выражалось в смене направлений и стилей (так, в Новое время существовали такие стили, как классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм и др.). Теоретики подобных направлений разрабатывали эстетические концепции, позволявшие с разных позиций объяснять цели и смысл художественного творчества, задачи и методы искусства.

Неоднозначные трактовки получали и эстетические понятия (категории):

а) понятие «прекрасное » обозначает идеал красоты. Прекрасное обычно связывается с особой степенью гармоничности (пропорциональности, соразмерности, организованности), совершенства, с выражением высших стремлений человеческой души. Соответственно, безобразное предстает как воплощение хаоса, распада, зла;

б) понятие «возвышенное » применяют к явлениям, превосходящим обычные человеческие возможности. Они могут вызывать и восхищение, и преклонение, и страх. В поведении личности возвышенными оказываются героические поступки, самопожертвование во имя высших ценностей. Возвышенному противоположно низменное, которое вызывает презрение и отвращение, связывается с предательством, изменой, эгоизмом;

в) понятие «трагическое » используется для описания коллизий, в которые прекрасное, доброе гибнет в борьбе с безобразным, злым. Трагический герой – человек, стремящийся к высшим ценностям, к нравственному идеалу, – оказывается в конфликте с другими людьми, социальными обстоятельствами, своим временем; он обречен на поражение. Понятие комического также используется для характеристики конфликтных ситуаций, однако, здесь высмеивается старое, отжившее, выражающееся в человеческих пороках.

Исторические изменения эстетических, как и этических идеалов, получили отражение в характерных для разных культур представлениях о совершенном человеке , прекрасном душой и телом.

Так, для культуры античности (прежде всего, греческой классики) такой человек должен обладать телесной красотой (олицетворяемой в гармоничных скульптурах), нравственным совершенством (кардинальными добродетелями) и гражданственностью (преданностью родному городу-государству). Совершенный человек в средние века - человек религиозный и преданный Богу, обладающий добродетелями веры, надежды, любви, а также смирения, милосердия и др. Он должен быть готов к самопожертвованию во имя Бога, других людей, следовать принципу аскетизма. (Этим определялись представления о внешней красоте, воплощенной в иконописи и фресковой живописи). В эпоху Возрождения идеалом оказывается человек, красивый (гармоничный) физически, обладающий ярко выраженной индивидуальностью и творческими способностями, способный использовать колесо Фортуны, достичь славы. Согласно представлениям Нового времени (особенно XVX-нач. XIX вв.), совершенный человек должен обладать особыми нравственными и гражданскими качествами. В XIX веке широкое распространение получили представления о красоте и этической значимости самопожертвования во имя народа, революционной деятельности. Вместе с тем популярным стал образ удачливого предпринимателя и политического деятеля, способного добиться поставленных практических целей. В XX веке в культуре сосуществуют многообразные представления о человеке. Характерными можно считать следующие тенденции: (а) возрастание внимания к физическому развитию, силе, здоровью (в частности, культуризм, увлечение восточными единоборствами); (б) высокую оценку «self-made-man» -«человека, который сам себя сделал», достиг прочного финансового положения, успеха и известности. Такие установки, однако, не исключают существования прямо противоположных представлений, выражающихся в (в) акцентировании трагичности, «по­терянности» одинокого «человека в толпе».

Эстетические ценности - это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика - как особая философская наука - подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония - основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини - Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения - все это лики возвышенного.

Трагическое - категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история - это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы, такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса .

Катарсис - очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это - как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического - это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.


Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического - смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Умение отнестись с юмором к себе самому - первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

Исследование эстетических ценностей является одним из новых и перспективных направлений в эстетике. В статье рассматривается природа эстетических ценностей, затрагиваются вопросы эстетической ценности искусства. Выдвигается предположение, что эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности. Подтверждение данной гипотезы дается с опорой на современную и классическую литературу. Эстетические ценности призваны способствовать формированию аксиологического единства бытия. Эти ценности представлены на уровне жизни отдельных людей, обществ в целом, а также культурных явлений прошлого и настоящего.

Противоречивая природа эстетических ценностей проявилась с момента определения проблемы в достаточно выраженном аспекте. Еще Сократ анализировал ряд базовых дефиниций, таких как «благо», «красота», справедливость» не в абстрактном, а в ценностно-ориентированном направлении.

Платон задается несколько иными вопросами: что такое красота и что прекрасно? У него же мы можем увидеть попытку разделить сущность понятий и их оформленных выражений. Данный подход философ использует и в отношении понятия «прекрасное». Он выводит это понятие, рассуждая следующим образом: оно не может быть отражено лишь каким-то исключительно одним видом прекрасного. «Прекрасное» не может быть только одной характеристикой того или иного предмета либо явления. Сущностные признаки дефиниции прекрасного должны носить объективный, не зависящий от определенных условий характер.

Принцип Платона в области эстетики состоит в объединении внутреннего и внешнего, объекта и субъекта, знания и чувств, целого и частного, материального и идеального. Философ стремится дать объяснение идеальному и материальному, показывая идеальное в качестве принципиальной основы построения материального, а материальное — как отражение идеального. При таком подходе красота выступает как некое соединение, взаимная представленность материального и идеального. Платон полагает, что идеальное находит тем более полное воплощение в материи, чем в самой вещи меньше материи. Такая вещь, как считает Платон, более прекрасна. Превращение этой вещи в максимальное становление рассматривается философом в качестве исключительной реализации идеи. Так, для Платона небо, космос, мироздание, взятые в целом, выступают в качестве наивысшего отражения идеи красоты.

Идея красоты никогда не рассматривалась отдельно, она всегда связывалась с идеями любви, справедливости, добра. Такой подход позволяет обеспечить целостность ценностного поля. Впервые в истории философской мысли собственно ценности от всех остальных философских категорий отделил великий античный мыслитель Аристотель: «Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое — это почитаемое, и именно такого рода вещи у нас в чести» . Прекрасное в эстетике философа выступает в качестве одной из фундаментальных категорий, которая может быть отнесена к самым разным предметным областям, а также отражает сущность самого художественного познания.

Относительную ценность благ Аристотель ставит в зависимость от конечной цели. Согласно его представлению, благо, которое ближе к цели, более ценно. Если сравнивать два блага, то более ценным будет то из них, которое выступает в качестве такового не только для конкретного человека, но и представлено в абсолютном выражении. Философ полагает, что философия есть «заглавная наука о том, что всего ценнее», и потому она являет единство научного познания и «постижения умом вещей по природе наиболее ценных» .

Эстетические ценности призваны способствовать формированию аксиологического единства бытия. Эти ценности представлены как на уровне жизни отдельных людей и обществ в целом, так и на уровне культурных явлений. Жизненный аксиологический уровень включает, прежде всего, радость, которая проистекает от мировой гармонии, человеческой любви, чувства счастья и душевного умиротворения.

Уровень культуры соотносится с ценностями прекрасного, которые находят отражение в области искусства, литературы, музыки. Здесь ценности способствуют раскрытию духовных связей между людьми, отражают духовный мир людей. Эстетическое единство мира и человека находит полноценное воплощение в ценности красоты, поскольку красота хотя и надиндивидуальна, но все же предполагает и индивидуальное восприятие, которое происходит стихийно на жизненном уровне и вполне осознанно на уровне культурном.

В творчестве великого И. Канта понятие ценности находит совершенно особое измерение. В работе философа «Критика практического разума» мы встречаем такое понятие, как «абсолютная ценность» чистой доброй воли человека. По мнению Канта, данная ценность может быть отнесена к

«абсолютной», поскольку, подобно любой истинной ценности, она соотносится с теми нравственно ориентированными действиями, которые совершаются не «сообразно долгу», а «по долгу», т.е. являются выражением свободной воли человека. Такое действие ценностно ориентировано в моральном отношении не в намерении, которое реализуется при помощи него, оно находит полноценное воплощение в принципе, согласно которому принимается само решение действовать определенным образом. Соответственно, данная ценность определяется лишь волей и не имеет принципиального отношения к определенным материальным целям того или иного действия. Нравственный закон выступает в качестве единственного критерия отнесения к ценности; соответственно, лишь нравственно ориентированная ценность детерминирует значимость человеческой индивидуальности, и ничто иное.

В социальном пространстве, которое Кант понимал как своеобразное «царство целей», можно выделить три уровня ценностной реальности. Низший уровень — определяется рыночной, материальной ценой; более высокий, обладающий аффективной значимостью — включает качества человеческого характера (к примеру, остроумие, живое воображение, добрый нрав). Наконец, наивысший, имеющий достоинство, внутреннюю ценность — основывается на нравственных поступках и человеческих индивидуальностях. Следовательно, философ во многом выводит эстетику за аксиологические границы, хотя при этом и подчеркивает, что ценность человеческой жизни обретается посредством осуществления целесообразной деятельности, что само по себе соотносится с эстетической сферой.

«Прекрасно то, что нравится только при оценке», — отмечает И. Кант. Продолжая мысль, он отмечает, что эстетическая оценка есть «оценка без понятия», поэтому аксиологическое суждение не может носить познавательного характера само по себе; эстетическая ценность произведений искусства связана не с познанием, а с тем, что они оказывают облагораживающее культурное воздействие .

В дальнейшем аксиологическая проблематика получила развитие в неокантианстве, в частности, у Вильгельма Виндельбанда, Йонаса Кона, а также у Георга Зиммеля. Так, Виндельбанд предлагает «переоценку всех ценностей». Он отмечает: «Я могу понимать под философией в систематическом ее смысле только критическую науку об общеобязательных ценностях: это определяет предмет философии, ее метод» . Он выделяет ценности разного порядка, в том числе логические, этические, эстетические, религиозные. «Высшие ценности эмпирической жизни — знание, нравственность и искусство — становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение». Уточнить место эстетики в аксиологической области, в том числе религиозной, стремится Й. Кон. Он выделяет в качестве консекутивной ценности то, что человек ценит как средство. То же, что ценится ради него самого, исходя лишь из некой «абсолютной» значимости, есть ценность интенсивная. Таким образом, подлинная степень и мера ценности лежит исключительно в ней самой и не может определяться изменяющимися социальными условностями. В этой связи эстетическая ценность понимается как подлинно интенсивная, не имеющая прямого отношения к области полезного.

С целью определения различий в мире ценностей и выделения собственно эстетических ценностей философ разделяет интенсивные ценности на две категории: имманентные и трансгредиентные. При этом, как подчеркивает Й. Кон, эстетическая ценность носит имманентный характер, она есть чисто интенсивная ценность наряду с ценностями нравственности и истины. Промежуточные же ценности образуются в том случае, когда эстетические ценности сочетаются друг с другом или же с другими ценностями. К примеру, в прикладных искусствах, архитектуре, ряде наук эстетические ценности сопряжены с понятием полезного в его практическом выражении.

Как видно, некий аксиологический плюрализм Й. Кона выражает сложный, многоаспектный характер рассматриваемого вопроса и лишний раз подчеркивает актуальность дискуссии о специфике эстетических ценностей. Исходя из собственно эстетических ценностей в своей работе «Общая эстетика» философ рассматривает аксиологию в качестве фундаментального основания культурфилософии; он вводит эстетические ценности в некую органическую систему, куда относит также ценности логические и этические. Следовательно, у Й. Кона просматривается взаимозависимость ценностей различных категорий, но не допускается их иерархия по отношению друг к другу. Единство выражения и формы характеризует эстетическое переживание, что является интенсивным сообщением, посредством которого эстетическое соотносится с этическим и истинным, причем все это осуществляется при помощи социальных связей. Как считает Й. Кон, человек не должен чувствовать себя «простым колесом в машине», поэтому он должен развить в себе эстетическое восприятие. «Но это возможно лишь в том случае, если форма и великое значение культурного целого, которому он принадлежит, раскроется ему непосредственно эстетически». Такие оригинальные воплощения философ именует понятием «жизненные формы».

Выдающийся социолог и социальный мыслитель Питирим Сорокин выводит дефиницию ценности следующим образом: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность» . Следовательно, любые ценности макросоциальны, принадлежат определенной социальной группе или обществу в целом, тогда как ценностные ориентации репрезентируются на индивидуальном уровне. Таким образом, ценности выступают в качестве разделяемых большим количеством людей убеждений относительно тех социальных целей, в отношении которых имеется стремление к достижению. Иными словами, ценности придают смысл социальным нормам, выступают в качестве их высшего «оправдания».

В своей эстетической оценке человек исходит из социального опыта, который определен исторически. Эстетическое отношение дает человеку возможность освоить этот опыт в личностных и духовных формах.

Категория «эстетическая ценность» широко используется в настоящее время, но это не значит, что она имеет чрезвычайно глубокие корни. Как наука о прекрасном эстетика оформляется в XVIII в. благодаря Александру Баумгартену. В диссертации «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» он употребляет термин «эстетика». По мнению Баумгартена, эстетика — это наука о чувственном познании.

А. Баумгартен вводит не только термин «эстетика», но и «эстетическое». «Эстетическое» становится самостоятельной категорией, охватывающей эстетическое отношение человека к миру в целом.

Эстетические ценности — это всегда единство основных значений: объекта, его восприятия, его общественной значимости.

Объект включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов. Второе значение характеризует особенность восприятия человека как субъекта ценностных отношений. Общественная значимость показывает отношение между людьми, благодаря которым ценности становятся общезначимыми.

Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятие ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

Эстетику можно назвать отражением творчески-созерцательного бытия, особым даром, включающим в себя и эстетический вкус, и огромный объем знаний. Элитарность эстетической сферы не означает ее отстраненность от общества. Эстетические чувства и эстетический опыт всегда испытывал и будет испытывать человек. Чувственный уровень необходим, но недостаточен для постижения прекрасного. Теоретические знания необходимы для изучения форм проявления прекрасного, видов искусства и для художественной деятельности.

В.В. Бычков в статье «Проблемы и «болевые точки» современной эстетики » выдвигает перед эстетикой несколько задач. Во-первых, «освободиться от внеэстетического балласта и собрать под своей крышей все из смежных и частных дисциплин, имеющее отношение к ее предмету», и таким образом констатировать, что эстетика как наука молода и находится в стадии становления. Во-вторых, опираясь на опыт «классической эстетики и новейшее состояние художественно-эстетической сферы, сегодня путем анализа современного искусства, «продвинутых» интеллектуально-мыслительных движений в гуманитарной сфере и современных эстетических изысканий фактически можно строить новое здание эстетики. Уже сейчас очевидно, что оно будет значительно отличаться от классической эстетики, но сохранит метафизическую сущность исторически нащупанного ею предмета». В-третьих, дать хронологию основных процессов, протекающих в современном искусстве, так как уже не работают принципы типологизации прошлого .

Подобные задачи ставятся и решаются во всем мире. В современной мировой эстетике можно выделить несколько направлений в постановке эстетических проблем. Наиболее значительный пласт проблем возникает при решении вопросов: можно ли дать определение произведению искусства, как соотнести оригинал и копию и имеет ли последняя художественную и эстетическую ценность? Все это входит в так называемый пласт мета-эстетических проблем. Наряду с этим возникают вопросы о языке искусства, «особых» способах выражения идеи. Это составляет платформу вопросов, связанных с языковой и символической сферой. Выделяются и онтологические проблемы эстетического. Вид человеческой деятельности, в результате которой эстетическое преобразовывается в художественное — это искусство. Искусство начинается там, где цель эстетической деятельности не познание или преобразование мира, а художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.

Существуют разные концепции сущности искусства, соответствующие разному толкованию его возникновения. Основы искусства зарождались в культе, обряде. Культ требовал включения индивидуальных переживаний в социальные формы.

Мыслители итальянского Возрождения дают синтез неоплатонических и христианских представлений об искусстве, протекавший в атмосфере начавшейся секуляризации культуры. Начинается процесс выделения. В XVIII в. это понимание искусства закрепляется специальным термином «изящные искусства».

Ш. Бате в исследовании «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» разделил все многообразие искусств на три класса по принципу цели:

первое — утилитарные (служащие для пользы человека). Это технические искусства, т.е. ремесла; второе — искусства, имеющие «объектом удовольствия». Они могли родиться только на фоне

радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова — это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца;

третье — искусства, приносящие и пользу, и удовольствие. Сюда Бате относит ораторское искусство и архитектуру.

Искусство рассматривается как имитация природы — мимесис, средство очищения от аффектов — «катарсис», выражение «инстинкта украшения», как свободная, «незаинтересованная» игра творческих сил, забава, чувственное выражение сверхчувственного, язык чувств.

Категория эстетики — прекрасное — считается основной и постигается в состоянии экстаза и мечтательности. Рассудок, по мысли Бате, не позволяет приобщиться к сфере прекрасного. Поэтому познание с эстетическим созерцанием несовместимы.

Французский эстетик Мишель Дюфренн критиковал современную западную цивилизацию, отчуждающую человека от природы, собственной сущности и высших ценностей бытия. Он стремится выявить фундаментальные основания культуры, которые позволили бы установить гармонические отношения человека с миром. Используя концепцию искусства М. Хайдеггера, который рассматривал искусство как «истину бытия», М. Дюфренн ищет «истину бытия» в богатстве эстетического опыта, трактуемого с позиций феноменологической онтологии.

Моррис Витц в статье «Роль теории в эстетике» утверждал, что невозможно определить термин «искусство», тем более его оценить .

Критику этого положения дала школа институциональной теории искусства. В статье «Определяя искусство» американский представитель философии искусства ХХ в. Джордж Дики дал два признака, связанных с определением произведения искусства. По его мнению, «произведение искусства в дескриптивном смысле — это артефакт, которому какое-либо общество или социальная группа присвоили статус кандидата для оценки» .

В самом широком смысле артефакт — нечто, что человек включил в свою систему социальных отношений. В статье «Определяя искусство» показано: представление о том, что есть искусство, выносится всегда в социальном контексте.

Дж. Дики формулирует своё определение конкретнее: «Произведение искусства есть объект, о котором некто сказал: «Я нарекаю этот объект произведением искусства». Таким образом, безоценочная дефиниция оказывается возможной.

Определение Дж. Дики нельзя считать основным руководством к действию. Оно не провозглашает вечную и неизменную сущность. Но это определение очень интересно. Оно ставит задачи в номиналистическом ключе, и прежде всего — обратить внимание на искусство и его функционирование в социальном контексте.

Артефакт — это что-то сделанное человеком. Например, если человек берет камень в горах, приносит во двор, устанавливает перед домом, обсаживает травой, трамбует дорожку, то результат природной среды становится частью ландшафтного дизайна.

М. Итон п ишет: «Произведение искусства есть с необходимостью результат человеческой деятельности или манипуляций» . С другой стороны, произведение искусства, в отличие от продукта природы, не может быть создано случайно и быть естественным.

Оно создано специально и является искусственным. Однако не все артефакты — произведения искусства. В эстетическом опыте, пишет Итон, мы заинтересованы во внутренних свойствах объекта, который мы созерцаем. Свойства эти могут быть как приятными, так и неприятными, как чувственными, так и интеллектуальными. Например, хорошо исполненное произведение Баха вызовет приятное чувственное восприятие, а плохая книга — неприятное интеллектуальное переживание. Иногда необходима специальная квалификация, чтобы отделить высокое произведение искусства от среднего. Однако человек с адекватными чувствами и мышлением может и без образования отличить высокое произведение искусства от низкого. Здесь важно, чтобы был эстетический объект, иначе не будет и отклика.

Искусство ХХ в. принципиально отличается от искусства предшествующих столетий. Происходит увеличение практических и теоретических проблем, связанных с социальным бытием искусства.

Тенденция к всеобщему охвату бытия искусства реализует себя в двух направлениях. С одной стороны, идет расширение традиционной эстетики, а с другой — определенная трансформация самого понимания искусства, связанная с действительным постижением того факта, что оно одновременно является частью культуры и обладает самостоятельностью. Не случайно исследователи социального бытия искусства заговорили о философии искусства. С одной стороны, это возрождение старых традиций, которые не следует терять, а с другой — попытка найти адекватный способ исследования искусства, который учитывал бы и общественные, и художественные характеристики. Признание того, что искусство есть феномен культуры, ставит задачу постижения его как целостного мира во всем многообразии внутренних и внешних моментов. Отметим в этой связи отдельные моменты, характерные для такого подхода.

Прежде всего, это понимание искусства как особого мира, целостной системы во всем богатстве ее смысловых характеристик. В качестве основы выступают специфические параметры искусства как такового, его онтологическая природа, включающая сложную диалектику материального и идеального, чувственного и рационального, субъективного и объективного в пространстве культуры. Мир искусства мыслится в качестве объективного мира значений, идей, моделей переживания.

Когда искусство изучается «извне», оно рассматривается как художественная жизнь общества. При рассмотрении искусства «изнутри» оно рассматривается как субъектно-творческое отношение человека к окружающему миру. И это решающе важно, ибо проблема культуры во всем своем объеме возникает как раз там, где общественная жизнь высвечивается с точки зрения бытия человеческих ценностей, их постоянного воссоздания в живой человеческой практике.

Сегодня можно еще раз обратиться к оценке, данной Гегелем. По Гегелю, искусство, подчиняясь интеллектуальной направленности развития духа, утрачивает свою исконную сущность. Создатели произведений искусства больше заботятся о смысле, забывая о том, что должны воздействовать на чувства читателя. Читатели и зрители тоже подходят с точки зрения разума к искусству не только современному, но и к древнему. Это утверждение Гегель заключает такими словами: «Можно, правда, питать надежду, что искусство и дальше будет расти и совершенствоваться, но его форма перестала быть высшей потребностью духа. Мы можем находить греческие статуи богов превосходными, а изображение бога отца, Христа и Марии достойными и совершенными, — это ничего не изменит: мы все же не преклоним колен» .

Данная оценка немецкого философа актуальна и для современного искусства, которое становится все более рациональным под воздействием общей тенденции развития культуры, с другой стороны, мы можем выделить другую особенность современного искусства: оно все более замыкается на самом себе, если подходить с точки зрения формы, становится искусством для искусства, несмотря на существование параллельно огромного количества продуктов массовой культуры. Можно назвать не востребованные обществом различные виды современного классического искусства, тогда как продукты массового производства идут на ура.

Можно сказать, что искусство с точки зрения содержания становится все более рациональным, а с точки зрения формы все более изощренным, усложненным в техническом, специфическом для каждого вида искусства отношении.

Историческое развитие человечества определяет эстетический объект и отношение к нему. Выделяя в предмете эстетическое, мы выделяем его значимость, ценность для людей.

Список литературы

  1. Аристотель . Сочинения: В 4 т. — М.: Наука, 1975-1983. — Т. 4. — 300 с.
  2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — Т. IV. — М.: Искусство, 1975. — 398 с.
  3. Кант И . Критика практического разума. — М.: Эксмо, 2015. — 368 с.
  4. Виндельбанд В . Прелюдии. Философские статьи и речи. — СПб.: Наука, 2004. — 289 с.
  5. Сорокин П.А . Человек, цивилизация, общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  6. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. — Вып. 1. — М.: ИФ РАН, 2005. — 269 с.
  7. Вайц М . Роль теории в эстетике // Американская философия искусства: основные концепции второй половины двадцатого века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: Антология / Сост. Б.Дземидок, Б.Орлов. —
  8. Дики Дж . Определяя искусство // Американская философия искусства: основные концепции второй половины двадцатого века — антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: Антология / Сост. Б.Дземидок, Б.Орлов. — Екатеринбург; Бишкек: Одиссей, 1997. — 320 с.
  9. Эстетика и теория искусства ХХ века. — М.: Наука, 1997. — 155 с.
  10. Гегель Г.В.Ф . Лекции по эстетике. — Т. 1. — СПб.: Наука, 1999. — 415 с.

Эстетика (от греч. - относящийся к чувству) - философская дисциплина. Ее предмет определяют по-разному. Часто эстетику считают философской наукой о красоте, прекрасном и возвышенном. Согласно более современному ее определению эстетика есть метанаука по отношению ко всему комплексу искусствоведческих дисциплин, как то литературоведение, музыковедение, теория театра, теория кино. Для введения читателя в курс обсуждаемых проблем, представим основные эстетические направления.

Таблица 8.1.

Итак, существует много эстетических направлений, некоторая их часть, причем в нарочито упрощенном виде представлена в табл. 8.1. Выше эти направления всего лишь констатировались. Но теперь пора поставить по-настоящему актуальный с философской точки зрения вопрос. Каким образом можно осмыслить сферу эстетического? Пора заняться поиском ответа на этот вопрос.

Абсолютное большинство философов считает, что в систематической форме эстетика была впервые изложена И. Кантом в его книге "Критика способности суждения" (1790). Его решающая идея состояла в том, что эстетический вкус, проявляющийся как склонность к тому или иному предмету, имеет свою априорную предпосылку в разуме, и ею является способность суждения. Внутри нас самих есть такая гармония, которая позволяет любое чувственное восприятие оценить как приносящее либо не приносящее удовольствие. Таким образом, эстетика подобно другим наукам имеет свои априорные предпосылки в разуме. Но, по Канту, эстетика в отличие от этики не вырабатывает некоторые цели, которые необходимо достичь. Суждение о красоте исключает интерес к цели. Она не инструментальна и абсолютна. Искусство бескорыстно, и в этом своем качестве оно всеобще. Всеобщее в искусстве выступает как общее чувство. "Во всех суждениях, в которых мы признаем что-то прекрасным, мы никому не позволяем быть другого мнения, хотя мы основываем наше суждение не на понятиях, а только на нашем чувстве, которое мы, следовательно, полагаем в основу не как частное чувство, а как общее". Как видим, Кант в своем стремлении обосновать эстетику в качестве философской дисциплины принизил понятия в пользу чувств. Сделал он это неслучайно. Многие деятели искусства при всяком удобном случае подчеркивают, что в отличие от науки искусство имеет дело не с понятиями, а с чувствами. После Канта эстетическая теория многократно пересматривалась, но, как правило, с учетом сделанного им. Обратимся и мы к наиболее актуальным в плане понимания природы эстетики вопросам.

Во-первых, несомненно, что в искусстве оперируют ценностями. О том, что герои литературных произведений руководствуются различными ценностями, не приходится спорить. Но концептуально-ценностным содержанием обладает любое произведение искусства. Если, например, блюз выражает меланхолию, одиночество и трагедию, то музыкальный марш - бравурность и торжественность. Эстетическая ценность- это всегда некоторый концепт, посредством которого интерпретируется содержание произведения искусства.

Во-вторых, как нам представляется, не следует эстетические ценности квалифицировать в качестве общих чувств. Концепты, к какой бы области они ни относились, всегда выступают в единстве чувства и мысли. Странно утверждать, что, например, знаменитые стихи К. Симонова "Жди меня" выражают чувства, но не мысли. Эстетические - это особые концепты, но отсюда не следует, что они лишены мыслительного содержания.

В-третьих, искусство представляет собой поле широчайшего варьирования ценностей. Обилие ценностей, характерное для искусства, не встречается в какой-либо другой области действительности.

В-четвертых, искусство имеет дело с вымыслом, все его миры являются исключительно воображаемыми. Нелепо утверждать, что реальная действительность должна быть перестроена в соответствии с некоторым произведением искусства. Среди деятелей искусства часто встречаются моралисты, а порой, как об этом свидетельствует случай с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым, даже выдающиеся этики. Но это имеет место лишь постольку, поскольку эстетическим ценностям вменяются этические ценности.

В-пятых, крайне сомнительно, что искусство, как это часто утверждается, лишено критериев истинности. Рассматриваемое убеждение основано на том, что искусство не является описанием действительности и поэтому оно не может быть истинным или ложным. Но совсем не обязательно критерий истинности связывать с описанием действительности. Истина имеет место там, где проводится некоторая сепарация, что-то принимается и что-то отвергается. Такого рода процесс характерен для искусства не меньше, чем для другой области деятельности человека. Эстетическая истина- это разновидность прагматической истины, она устанавливается в соответствии с содержанием искусствоведческих теорий. Значимее то произведение, которое более искусно.

В-шестых, художник стремится создать искусное произведение. Следовательно, он руководствуется своеобразным принципом ответственности, который выступает как принцип искусности.

В-седьмых, люди, причастные к сфере искусства, оперируя концептами, непременно руководствуются некоторыми теориями. Строго говоря, эти теории являются не эстетическими, а искусствоведческими.

В-восьмых, потенциал философии реализуется при проблематизации и критике искусствоведческих теорий. В своей метафизической форме эстетика замещает искусствоведение. Его развитие приводит к переводу эстетики на метанаучный уровень. Системы соответственно К.С. Станиславского и Б. Брехта - это разновидности теорий театра. Но эти теории не лишены проблемного содержания. Чтобы с ним совладать, необходима философия, а именно эстетика.

В-девятых, разнообразный мир искусствоведческих ценностей группируется посредством определенных теорий. Он не может быть представлен одной категорией, например концептом красоты. Поэтому все попытки дать определение красоте обречены на провал.

В-десятых, противопоставление искусства, искусствоведения и эстетики науке является метафизическим пережитком. Его живучесть определяется недостаточно развитым характером современного искусствоведения и эстетики. Очень часто искусствоведение и эстетика просто-напросто отождествляются.

Итак, эстетика - это высококонцептуальная область философского аксиологического знания, которая, способствуя совершенствованию человека, занимает видное место в его жизнедеятельности. Что касается искусствоведческих ценностей, то они изобретаются. Если бы человек не обладал креативной способностью, то, надо полагать, вообще бы не было сферы искусства.

Искусствоведческие ценности могут вменяться другим концептам. Если это случается, то налицо вполне определенная интердисциплинарная связь. В этом отношении весьма показательным является статус дизайна, одной из сфер проектирования промышленных изделий. Концепты дизайна своеобразны, но они могут "нагружаться" искусствоведческим содержанием. Иногда к искусству приравнивают спорт. Но и это отождествление несостоятельно. Говорили, например, что шахматы для М. Таля- искусство, а для М. Ботвинника - наука. Но в матче друг с другом оба стремились к выигрышу, а это концепт спорта.

Следует отметить, что в плане интерпретации статуса эстетики современные философы весьма активны. Статус этики интерпретируется в соответствии с содержанием основных философских направлений.

Таблица 8.2.

Недостаток приведенных в табл. 8.2 концепций состоит в том, что все они не учитывают современное состояние искусствоведческих дисциплин (теорий театра, кино и т.п.). Но зато они актуальны в качестве интерпретаций этих дисциплин (их содержание в рамках данной книги не может быть рассмотрено).

В заключение параграфа обратимся к вопросу об актуальности искусства в жизнедеятельности людей. Само по себе искусство и его теории, как уже отмечалось, не ориентированы на переустройство действительности. Но тем не менее оно в высшей степени актуально. Объясняется это тем, что в рамках человеческой культуры эстетика является ближайшей соседкой этики. Сохранить их в изоляции друг от друга невозможно. Поэтому в той или иной форме эстетическое непременно нагружается этическим. Эстетика становится символом этики. В силу этого эстетика приобретает не только сугубо теоретический, но и практический характер. В тысячах фильмов повествуется о взаимоотношениях детективов и преступников. Ни один из этих фильмов не является руководством к поведению каких-либо реальных людей. Но зритель может интерпретировать их именно таким образом. В результате один берет пример с экранного преступника, а другой- с экранного детектива. Возможно, что режиссер фильма этого не желает, но зритель интерпретирует содержание фильма не по его указке, а в соответствии со своими собственными эстетическими и этическими представлениями.

Сфера эстетического (искусство, искусствоведение и эстетика), разумеется, не ориентирована однозначно на добро. В этом смысле афоризм князя Мышкина из известного романа Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир" не следует воспринимать в качестве научного закона. Сам Достоевский неоднократно отмечал, что с красотой часто связаны зло и позор. Мир спасет не красота, а бдительность людей, ответственно использующих потенциал субнауки и метанауки, в том числе эстетики и особенно этики.

Таким образом, сфера эстетического неоднозначна в этическом отношении. Далеко не все, что в ней происходит, заслуживает высокой оценки. В этой связи часто негативно оценивается поп-арт (популярное искусство, или массовая культура). Отмечается, что он в своей изменчивости подвержен моде, меркантильности, низкопробным вкусам. Согласно другой точке зрения, поп-арт представляет собой всего лишь повседневный образ жизни.

Довольно часто отождествляют сферу эстетического с культурой. Однако эта позиция не является доминирующей. К сведению читателей приведем смысл ряда культурологических терминов.

Таблица 8.3.

Человеческое общество за время своего существования создало разветвленную культуру Ее будущее зависит от людей. В его обеспечении нет более надежной опоры, чем наука и метанаука, особенно эстетика и этика.

  • - Намой взгляд, современное искусство недопустимо рассматривать вне экономики. И дело тут не в том, что экономика калечит искусство. Просто в эпоху развитых рыночных отношений искусство становится другим.
  • - Связь искусства с экономикой, конечно же, существует. Но, по-моему, Вы явно недооцениваете относительную самостоятельность искусства от экономики.
  • - Я не отрицаю эту самостоятельность. Но я не вижу ничего плохого в том, что люди искусства стремятся заработать много денег.
  • - Любыми средствами?
  • - Не любыми, а теми, которые эффективны с экономической точки зрения.
  • - Искусство- это не бизнес, а сфера деятельности людей, связанная с экономикой.
  • - Но почему бы не оценить искусство просто сферой бизнеса?
  • - В искусствоведении господствуют иные ценности, чем в экономике. И в этом все дело. Если все сферы жизнедеятельности людей свести к экономике, то получите общество, изображенное в кинофильме Г. Данелия "Кин-дза-дза".
  • 1. Искусство имеет дело с областью художественного вымысла.
  • 2. Искусствоведение - это совокупность теорий об искусстве. Оно удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к науке.
  • 3. Эстетика - это метанаука по отношению к искусствоведению.
  • 4. При метафизической интерпретации эстетики ею подменяют искусствоведение.
  • 5. Основными современными эстетическими направлениями являются авангардизм, модернизм и постмодернизм.
  • 6. В рамках каждого основного философского направления статус эстетики определяется по-особому.
  • 7. Эстетические ценности входят в состав искусствоведческих теорий.
  • 8. Эстетическое может быть символом этического.
  • 9. Будущее культуры человечества зависит от людей.
  • Абсорберы, применяемые для очистки выбросов. Их характеристика и область применения.
  • Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.
  • Амплитудно-частотная характеристика, полоса пропускания и затухание
  • Эстетические ценности - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей.

    Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

    Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.



    Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.



    Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

    Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное - категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое - категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни.

    Прекрасное - наиболее существенная и широкая по объему эстетическая категория. Термин прекрасное порой выступает как синоним эстетического. Не случайно эстетику часто определяют, как науку о прекрасном. В русском языке близко к термину прекрасное стоит красота. В отличие от прекрасного, красота характеризует предметы и явления преимущественно с их внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. В категории прекрасного, однако, отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке, в этом смысле говорят о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как положительный феномен, вызывающий целую гамму чувств, начиная от спокойного любования и кончая бурным восторгом.

    Возвышенное - одна из основных категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания - чувства возвышенного. Категорией, полярно противоположной возвышенному, является категория низменного.

    В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы - буря, гроза, полярное сияние и т. д. Еще больше ярких проявлений В. мы находим в общественной жизни. Они содержатся в выдающихся деяниях, служащих делу прогресса, как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. Возвышают и воспевают эти свершения и подвиги произведения искусства. В процессе художественного освоения возвышенного. сформировался целый ряд специфических жанров искусства: эпопея, героическая поэма, героическая трагедия, ода, гимн, оратория, монументальные жанры живописи, графики, скульптуры, архитектуры и др.

    Исключительность возвышенных явлений бывает двоякого рода. Это может быть

    Исключительность внешнего масштаба, превосходящего привычную норму чувственного восприятия, и

    Исключительность внутренняя, смысловая, постигаемая интеллектуально, духовно, опосредствованно. Существует немало явлений, в которых оба эти признака совпадают.

    Возвышенное может быть лишь такое явление, которое при всей своей исключительности, мощи и грандиозности не представляет непосредственной угрозы созерцающему его человеку. В противном случае разрушаются сами условия эстетического восприятия.

    Трагическое - одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности - противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство.

    Комическое (от греч. komikos - смешной) - одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают. Это несоответствие Н. Г. Чернышевский определил, как выражение «пустоты и ничтожества, прикрывающегося внешностью и имеющего притязание на содержание и реальное значение». Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т. д.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»