Святой николай чудотворец. Николай чудотворец

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Николай Угодник - .

В Петербурге, неподалеку от места, где встречаются воды Крюкова и Екатерининского каналов, сияет золоченым шпилем стройная четырехъярусная колокольня.

За ней блистают пять глав величественного . Морским он называется не случайно. В XVIII веке здесь, на юго-западной окраине Петербурга, были построены казармы так называемого лейб-гвардии флотского экипажа. В них жили моряки, составлявшие лучшую часть российского флота. Собор, строительство которого закончилось в 1762 году, стал главным «морским» храмом России. В нем вели богослужения и при закладке новых судов, и при отправке морских экспедиций, и при возвращении кораблей из долгого плавания.

Именно в этом соборе поминали моряков, могилой для которых становились воды морские. Это один из немногих русских православных храмов, который никогда не закрывался. Его традиции живы до сих пор. В 1989 году в Никольском соборе поминали моряков затонувшей подводной лодки «Комсомолец», а в 2000 году в нем были установлены памятные доски с именами моряков, погибших на подлодке «Курск». Главной святыней собора считается одна из икон, написанная в XVII веке. На ней благообразный старец с высоким лбом мудреца и ясными глазами. Голову его прикрывает митра, в левой руке Священное Писание. Это святой Николай Чудотворец . Его имя давно и прочно связано с морем.

Жизнь Николая Угодника Чудотворца

Николай родился около 260 года на юге Малой Азии, в Ликии. В то время это была далекая римская провинция. В наши дни древняя Ликия является частью Турции. Родители Николая жили в городе Патара и были людьми довольно состоятельными. С раннего детства будущего святого увлекали христианские идеи. Он обучался духовным премудростям в крупнейшем городе Ликии — Ксанфе. После кончины родителей он раздал все свое наследное имущество нуждающимся и вскоре стал архиепископом города (теперь это турецкий город Демре). Несмотря на высокий сан, Николай носил простую одежду и каждодневно проявлял заботу о людях.

Говорили, что от одного его светлого лика на душе становилось радостней и спокойней. Во времена Николая христианство в Римской империи было под запретом. Нередко на христиан начинались гонения. Не избежал их и Николай. Он провел в темнице долгих двадцать лет.

Подвижник совершил множество добрых дел. Рассказы о некоторых событиях его жизни кажутся настоящими чудесами — такова судьба многих легендарных личностей. Он не раз помогал жителям своего города. Рассказывают, как однажды во время голода он явился во сне итальянскому купцу, просил привезти хлеба и дал ему три золотые монеты. Когда купец проснулся, в его руке оказалось настоящее золото. Хлеб в город был доставлен.

В другой раз Николай отправился в Константинополь просить императора снизить непомерный налог, которым был обложен город. Чтобы его просьба выглядела убедительней, он накинул на солнечный луч свою мантию, и та висела на нем, словно на веревке. Император удивился чуду и внял просьбам праведника. Стремясь быстрее донести благую весть до горожан, Николай положил указ в кусок тростникового стебля и бросил его в море. Дивным образом это послание быстро приплыло в Ликию, а ведь путь до нее составлял шесть дней.

С морской стихией у праведника были особые отношения. Однажды молитвой он унял сильный шторм. В другой раз оживил моряка, упавшего на палубу с мачты и разбившегося насмерть. В третий раз по воле Николая в паруса корабля все время дул нужный ветер, который доставил его к берегам Ликии вопреки злой воле капитана. Говорят, что Николай не раз являлся людям, терпящим на море бедствие, усмирял волны и сам порой правил кораблем.

Николай, прозванный за многие свои деяния Чудотворцем (а по городу, где был архиепископом, — Мирликийским), прожил долгую жизнь. Он скончался в 343 году и был похоронен в Мирах. Слава о нем как о покровителе моряков распространилась далеко за пределы Ликии.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель около 345 года в сане архиепископа Мир Ликийских. Там же и был первоначально погребен. Прошло много веков, и на родине Николая стали править мусульмане.

Торговцы-христиане из города Бари не раз плавали на своих судах вдоль берегов Ликии и хорошо знали о мощах морского заступника. Через семьсот лет после смерти святого Барийцы, опасаясь, что мощи будут уничтожены мусульманами, высадились в Мирах и почти силой захватили останки святого Николая и переправили их в свой город.

Ныне это похищение (промыслительное, надо сказать, ибо тем самым святыня была спасена от возможного надругательства над нею со стороны турок) зафиксировано в церковном календаре как праздник Перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Для мощей святителя в Бари построили базилику San Nicola, в крипте которой мощи пребывают по сей день. Говорят, что мощи Чудотворца постоянно источают чудодейственное масло — миро, которое не иссякает со временем.

В начале XX века в Бари появилось русское подворье с храмом и гостиницей для паломников. Необходимость в нем назревала давно: богомольцы из России сталкивались в Италии и с бытовыми, и с религиозными затруднениями (православного священника в Бари не было), а поклониться мощам чтимого святого хотели многие наши соотечественники. Подворье строилось по проекту А. В. Щусева на вклады как простых, так и именитых жертвователей. В частности, великая княгиня Елизавета Федоровна дала на богоугодное дело 3 000 рублей, а Николай II — 10 000.

Барийцы были не единственными мореходами, которые хотели сделать святого Николая своим личным покровителем. Вскоре вслед за ними в город Миры приплыли венецианцы. Они тоже совершили набег на церковь, где когда-то хранились мощи Николая, и увезли с собой все, что осталось после визита барийцев. Свою часть мощей жители Венецианской республики поместили в церкви, специально выстроенной на узком песчаном острове Лидо. Мимо него в наши дни ежедневно проплывают сотни туристов, направляющихся в Венецию.

Святой Николая на Руси

Святитель Николай - наиболее чтимый Святой в тысячелетней традиции русского народного жизнечувствия, за что наши простые люди веками прозывали его «Никола - Русский бог».

Почитание Святого Николая Чудотворца на Руси приближается к почитанию Пресвятой Богородицы и даже самого Господа нашего Иисуса Христа, что отразилось в иконографии. Выражая идею предстательства за род христианский, посредничества между человеком и Господом, Святого Николая изображали в «Деисисе» вместо святого Иоанна Предтечи наряду с Пресвятой Богородицей. На Руси в XVI-XVII веках имя Николай избегали давать при святом крещении, подобно тому, как невозможно окрестить в честь Иисуса Христа.

Говорят, что Николай был известен русичам еще до крещения Руси, при княгине Ольге. Святого Николая на Руси называли по-разному: Заступником, Спасителем и даже Мокрым.

Последнее прозвище появилось еще во времена Киевской Руси. Люди рассказывали, как однажды почтенные родители плыли домой со своим маленьким сыном в ладье по Днепру из Вышгорода. Мать мальчика сморил сон, и она уронила ребенка в воду. Горе ее было безмерным, и в молитвах своих она обращалась к святому Николаю за утешением. На следующий день пономарь Софийского собора в Киеве по утру нашел на хорах плачущего младенца. Тот был весь мокрый, будто вынутый из воды. Прибежавшие в храм родители узнали в нем свое чудесным образом спасенное дитя. Много в последующие века было построено на Руси церквей в честь Николы Мокрого...

Один из рязанских монастырей носил название Николы Лапотного. Местная легенда рассказывала, как старик - крестьянин дал обет построить храм и собирал на него деньги, плетя и продавая лапти. Узнав о подвижнике, Петр I приказал скупить у него разом весь запас сплетенных лаптей. На вырученные деньги и была построена церковь, а позже вокруг нее возник небольшой монастырь.

Николай Мирликийский стал на Руси настолько «своим», любимым святым, что его почитают даже дважды в году: один раз — 19 декабря, в день кончины праведника, а другой — 22 мая, в день, когда его мощи были доставлены в город Бари. Первый день называется «Николой зимним», а второй — «Николой вешним».

В Московской Руси численность храмов и написанных икон, посвященных Николаю Чудотворцу, мало уступало храмам Пресвятой Богоматери. В Киевском Софийском соборе (сер. XI в.) имеется мозаичное изображение Святого Николая. Около сорока различных произведений древнерусской литературы, связаны с Николаем Чудотворцем. Святителя молили о помощи «по морю плавающие», оттого Николай - один из покровителей Российского Военно-Морского Флота.

В Новгородской былине из всех святых лишь Святитель Николай пришел на помощь гибнущей душе Садко, ибо новгородский купец Садко терпит бедствие на море, а Святой Николай Чудотворец - скорый помощник мореплавателям.

Никола-Угодник — «защититель от нашествия «супостата», отчего русские солдаты молили его о помощи в ратных подвигах, на груди было принято носить образки с его изображением.

К Святителю Николаю обращаются в молитвах и язычники, ибо он непременно помогает всем, кто молит его, побуждая к покаянию и исправлению своего жизненного пути.

Чудеса с Иконами Николая Угодника Чудотворца:

С иконами, изображавшими лик святого, происходило много чудесных историй, и многие из них были связаны с водами. Одна из них случилась в XII веке с Новгородским князем Мстиславом Святославичем. Как говорили летописи, впал он однажды «в лютую болезнь».

Занедуживший князь молился о выздоровлении и самому Спасителю, и Пресвятой Богородице, и многим известным ему святым, но все тщетно. Болезнь не отступала. В одну из ночей мятущемуся в жару Мстиславу привиделся образ святого Николая. Тот явился ему «яко на иконе написан» и повелел отправить гонцов в Киев, чтобы раздобыть икону со своим изображением. Наутро князь послал гонцов в Киев, однако их ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Три дня и три ночи хоронились они от непогоды на небольшом островке «ожидаху времени», когда ветер утихнет. На четвертый день один из гонцов увидел плавающую в озере круглую доску. Вынув ее из воды, он признал в ней икону святителя Николая! Когда ее привезли в Новгород Мстиславу Святославичу, он понес ее в церковь и окропился водой с омытой иконы. Болезнь сразу отступила. В ознаменование чуда князь «воздвигнута церковь камену прекрасну... и чудную икону в ней поставиша».

Церковь та — пятиглавый Никольский собор — до сих пор стоит в Великом Новгороде и остается самым старым каменным сооружением на Торговой стороне города. Чудотворная икона простояла в нем до начала XVI века. В 1502 году, за два года до своей кончины, ее увез в Москву Иван III. В столице молодого московского государства икона была помещена в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Во время пожара Кремля, случившегося в 1626 году, она погибла. Для Новгорода же была сделана копия, которая сохранилась до наших дней.

Легенды о иконах Николая Угодника

Икон с изображением Николая Чудотворца на Руси было написано великое множество. Некоторые из них считаются чудотворными, с ними происходили удивительные истории. Вот только две из них.

Рассказывают, что в XVII веке икону святого Николая нашли на пне в одном из лесов Черниговской губернии. Трижды ее относили в ближайшую церковь, но каждый раз она дивным образом оказывалась на прежнем месте. Тогда прямо над пнем возвели деревянную церковку, которую, конечно же, назвали Никольской.

В 1794 году на ее месте возвели уже каменную постройку. Волшебная икона в ней не напрасно слыла чудотворной. Перед ней молилось множество людей. Среди них была и Мария Ивановна Гоголь. Двое ее новорожденных детей умерли во младенчестве, и она просила святого заступиться за жизнь ее дитя, которое должно было появиться на свет. Когда Мария Ивановна благополучно разрешилась от бремени, она назвала своего сына Николаем.

Он стал знаменитым русским писателем. В его первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич ведет рассказ от имени дьячка Никольской церкви — той самой, в которой когда-то молилась его матушка.

Николай Угодник покровитель путников

Николай Угодник Николай Угодник считался покровителем не только моряков, но и путников. Не случайно во многих древних русских городах одну из проезжих крепостных башен называли Никольской и украшали ее арку иконой. Стояла такая икона и над Никольскими вратами Кремля. Когда в 1812 году войска Наполеона оставляли Москву, император приказал ворота те взорвать. В старую кладку заложили пороховые заряды. Грянул взрыв. Сила его была такова, что в окружающих Красную площадь домах полопались стекла. Осталось лишь целым стекло, покрывавшее лик Угодника. Икона не пострадала и даже свеча перед ней дивным образом уцелела.

Святой Николай на голландском языке — Санта-Клаус.

Это западный побратим нашего деда Мороза. Одна из легенд про святого Николая рассказывает, как он помог впавшему в бедность купцу. Тот разорился до нитки и уже собирался отослать своих трех дочерей из дому зарабатывать на кусок хлеба свой красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай подобрался ночью к их дому и бросил в трубу три золотые монеты. По удивительной случайности они попали точно в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец купил на эти деньги дочкам приданное и удачно выдал их замуж. Эта удивительная история породила в Европе обычай на Рождество засовывать детям подарки в носки и башмаки. Наши подарки под елкой — далекий привет от святого Николая.

19 декабря православные верующие отмечают день памяти Николая Чудотворца. В старину на Руси этот день считался большим праздником, как и у многих других славянских народов. Названий у него было множество: Николин день, Никола морозный, Никола холодный, Никола зимний. Считалось, что в это день сам Николай Чудотворец сходит с небес и лично обходит всю нашу землю, одаривая детишек подарками накануне Рождества. Культурологи считают, что такой народный образ Николая Угодника трансформировался впоследствии в сказочного Деда Мороза.

Отмечали праздник широко: накрывали столы на всю деревню, в складчину. Заранее варили пиво. Накануне по дворам ходили ряженые, во главе с высоким и статным мужчиной, который изображал самого Николая-Чудотворца. Ряженые одаривали детишек сладостями и мелкими подарками, сами в ответ получали дары, и несли их в следующий дом, где также поздравляли и одаривали всех. Через «Николая» парни передавали гостинцы любимым, а девушки одаривали своих суженых.

Был также обычай отмечать «Никольщину» – праздник, на который собирались старшие мужчины, главы семейств и представители деревенских родов. Для него варили много пива и браги, а обильное угощение накрывали в складчину. Праздник длился 2-3 дня и на нем часто решали дела всей деревни и заключали важные договора.

Кем был Святитель Николай

Что касается образа Святителя Николая, то это не просто один из множества почитаемых православных святых. Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым на Руси святым, третьим по важности и значимости, после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. С уверенностью можно сказать, что нет ни одного храма, где его икона не занимала бы видного и почетного места. И половина бабушек в церкви вам с полной убежденностью скажут: «Наш он, русский, родненький, на Руси жил, и нас теперь особо оберегает!».

На самом деле, Святитель Николай родился в 270 году в Ликии, так называлась местность на юге Малой Азии. Сейчас там расположены турецкие провинции Анталья и Мугла. А в то время Ликия была греческой колонией.

Семья, в которой родился святой Николай, была весьма знатной и состоятельной. Его родители-христиане воспитали сына так, что он с самого детства намеревался полностью посвятить себя служению Богу. Когда Николай подрос, он стал чтецом, а затем и священником в том храме, где настоятелем был его дядя, епископ Николай Патарский. Он стремился к аскетической и уединенной жизни. После смерти родителей будущий святой раздал свое наследство бедным и отправился в паломничество в Иерусалим. По пути он совершил множество чудес, по его горячим молитвам к Богу излечивались больные и прекращались шторма. В молодости Николай собирался посвятить себя служению Богу в Сионской обители, но Господь призвал его к иному служению: пойти в мир, к людям. Через некоторое время после возвращения из паломничества будущий святой Николай стал архиепископом в городе Мира – столице Ликии. Но даже оказавшись на столь высоком посту, он оставался необычайно чутким к чаяниям простых людей.

И девицам приданое, и мужику помощь

«Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком, удивительным по простоте, – говорит специалист по церковному искусству, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский . – Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берёт. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трёх вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается не месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета. Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю как минимум два праздника в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».

Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни, для которого евангельский идеал – не нечто умозрительное, а то, что он воплощает в конкретных ситуациях, которые приводит жизнь. Замечательно, считает профессор СФИ, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.

Это, конечно, приводило и к большим перегибам в почитании святителя Николая, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.

«На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему. Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещённой веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало», – рассказывает Александр Копировский.

Почему так почитаем образ Николая Чудотворца

Почитание святителя Николая развилось не сразу, а после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. «Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нёс на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека», – говорит эксперт.

Образ святителя Николая стал, прямо как поется в его тропаре, «правилом веры», то есть образцом веры, «образом кротости». И важно не забыть о третьей части, которую обычно опускают, – «учителем воздержания». Эти три качества позволяют многое понять о христианской жизни, многому научиться.

«Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная, - говорит Александр Копировский. – Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его чётких, не расплывчатых формулировках».

Фото: Википедия

При этом он считается и «образом кротости». Как напоминает профессор СФИ, иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности. Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала ему в каких-то случаях проявлять достаточную твёрдость и даже гнев.

Александр Копировский: «Когда мы обращаемся к святителю Николаю, размышляем о его образе, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты».

Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее. По словам Александра Копировского, его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.

«В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться, – говорит он. – В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придёт раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечёт».

И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.

«В христианском мире мнения по поводу историчности образа святителя Николая разделились, – говорит Александр Копировский. - Западный мир пришёл к выводу, что исторических свидетельств о нём слишком мало, чтобы принимать всё, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нём собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили. Но для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Конечно, важно узнавать какие-то реальности об этом житии. Но главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа».

Святой для всех, способный и исцелить, и защитить, и отпор врагам дать, и в путешествии уберечь, и бурю успокоить, и урожай дать. Николай Угодник самый почитаемый святой на Руси. Ни одной веси, ни одного городка не было без часовенки, храма или просто иконы святого Николая.

«Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве".

Предание
Христианское предание относит время жизни св. Николая к первой половине IV века. Он родился, как предполагается, в городе Патаре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в христианской семье. В житии святого рассказывается, что он с самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к аскетической и уединенной жизни. В молодости он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Иерусалим св. Николай принял решение посвятить себя служению Богу в Сионской обители. Однако через некоторое время св. Николай стал архиепископом в г. Мира – столице Ликии: по христианской легенде, Бог призвал св. Николая оставить обитель и пойти в мир, к людям.

Во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан, св. Николай был осужден и брошен в темницу, где подвергся мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина он был освобожден из заключения – к этому времени относятся многочисленные рассказы о св. Николае: о том, что он заступался за несправедливо осужденных, спасал от гибели мореплавателей и утопающих, помогал страждущим. Умер св. Николай в Мире около 350 г. В 1087 году его мощи были перенесены в Бари, где и хранятся до сих пор.

Николай Угодник на Руси
Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа исключительное место. Он почитался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Считалось, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив».

Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!»; уходя на ратное дело – на «царскую службу горькую», надеялись на его защитие.
В XVII-XVIII вв. это представление о Николае Угоднике нашло своеобразное отражение в обряде похорон, когда в руки умершему вкладывали «письмо к Николаю» с просьбами о прощении грехов.

Перед свадьбой жениха часто благославляли образом Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но и обязательно у св. Николая.

Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».

В старинных русских легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т.п. Русские люди верили, что Николай Угодник помогает людям и без специального обращения к нему. Николай Угодник считается также хорошим вречевателем, целителем: верили, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день – самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.

Николай Угодник предстает в поверьях русского народа и во многих других ипостасях. Как и Илья Пророк, Никола считался покровителем рек, озер, морей. Также он был покровителем леса.

Верили, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. В день Николы Зимнего в северных губерниях Европейской России, например, закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместного пира.

Многие монастыри и храмы по всей России имели престолы, освященные в честь святого Николая. Именно поэтому часто встречаются древние выносные иконы и алтарные напрестольные кресты с изображениями на одной из сторон поясной или ростовой фигуры святителя.

В Москве более ста церквей были освящены в честь Николая Чудотворца.

Николай Чудотворец - самый почитаемый в христианском мире святой - родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древ-ней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.
Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.
«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.
Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:
- 22 мая день Николы Вешнего (весеннего);
- 19 декабря праздник Николы Зимнего.
Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.


Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.
И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю - покровителю флота и русских мор-ских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга - Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.

О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетель-ствуют носившиеся на груди и найден-ные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.
Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.
Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.
Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.
Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.
Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану-не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо - Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.
Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сме-тены могучим ураганом безбожного "окаянного" времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!
И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой - наш русский Никола - Угодник - неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.
«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», - говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.
К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского - оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня - ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее - "ПОБЕДИТЕЛЬ"!

Отрывок из стихотворения Сергея Есенина «МИКОЛА»

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в Черных бедах
Скорбъю вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворце
Помолись Ему за нас».

Иконы Николая Чудотворца

Молитва святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Поклонение святым и надежда на их помощь в трудных жизненных ситуациях всегда были и остаются незыблемой традицией христианства. У многих верующих есть «свои», любимые защитники и заступники, которым доверяют самые сокровенные мысли и просьбы. В первую очередь, это Пресвятая Богородица, Блаженная Матрона, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Целитель Пантелеймон и другие. Их имена часто звучат в молитвах, к их иконам припадают уста.

Но, пожалуй, самый почитаемый русским народом святой - это Николай Чудотворец. Его также называют Николаем Угодником и Святителем Николаем. После Божьей Матери он занимает второе место по количеству посвященных ему и построенных в честь него православных и католических храмов (Николая Чудотворца почитают и католики). Только в одной России вы найдете тысячи Свято-Никольских храмов, рассеянных, будто драгоценные камни, по городам и селам. А сколько их во всем мире!


Николай Чудотворец: история жизни и где похоронен

Что же особенного совершил этот человек при жизни, и почему он стал близким и понятным сердцам миллионов людей? Об этом можно узнать из его жизнеописания. Будущий великий святой был необычным ребенком с самого рождения. Он рано посвятил себя Богу и всю свою жизнь служил только ему, а еще он любил людей и помогал каждому страждущему, чем только мог.

Он родился в 270 году н. э. в римской провинции Ликии, в городе Патаре, на юге полуострова Малая Азия (тысячам россиян это место известно как Анталия - чудесное место отдыха на морском побережье Турции). Николай был долгожданным, поздним ребенком в благополучной христианской семье. Его мать была болезненной женщиной и долго не могла иметь детей. Вместе с супругом они молили Бога о том, чтобы он дал им ребенка, и когда, наконец, у них родился сын, они сразу же дали обет посвятить его богослужению. После родов мать счастливым образом избавилась от своих болезней, но Николай так и остался единственным ребенком - выстраданным и горячо любимым.

С раннего детства Николай много времени посвящал изучению божественного писания. За успехами мальчика наблюдал его близкий родственник, епископ Патарский. Его радовало стремление ребенка к познанию Бога, он гордился благочестивым поведением племянника и через несколько лет способствовал возведению Николая в сан священника. Паства полюбила своего молодого пресвитера за чистоту, милосердие и готовность любому прийти на помощь. Он часто раздавал нуждающимся вещи из своего личного имущества, делился с ними деньгами и едой. Свои благодеяния он старался скрывать и в большинстве случаев оказывал поддержку людям тайно.

Однако некоторые случаи его милосердия получили огласку. Многим верующим известна история о разорившемся отце семейства, который от отчаяния готов был предложить каждую из трех своих дочерей любому мужчине, готовому заплатить деньги. Узнав об этом, Святитель Николай наполнил золотом три мешочка и ночью подкинул их в окно бедного мужчины, таким образом спасая семью не только от голода, но и от духовной гибели.

А вот как ту же историю рассказал известный актер, священник Иван Охлобыстин:

«Дело было так: сосед Святителя Николая разорился и был готов отдать своих дочерей замуж за нелюбимых, но богатых стариков. Когда Святителю Николаю стало известно об этом несправедливом решении отца, то он собрал все золото церкви, где служил епископом, для того, чтобы отдать его отчаявшемуся отцу. Золото Николай сложил в носок, после чего перекинул его своему соседу через окно.
Счастливый отец рассчитался с долгами, а его дочери не пострадали. Дело было под Рождество. Так родилась традиция прятать в носки рождественские подарки для близких и друзей».

Будучи молодым священником, однажды Николай решил отправиться в Иерусалим, чтобы там поклониться святым местам. В пути корабль, на котором он плыл, чуть не попал в сильную бурю. Но Николай Чудотворец сумел заранее предсказать надвигавшийся шторм и молитвой усмирить разбушевавшееся море. Там же случился трагический случай с одним из матросов: он упал с мачты и разбился, но благодаря горячим молитвам Николая погибшего удалось воскресить. Свидетелями этих чудес были паломники, которые плыли на том же корабле.

Так, при жизни Святитель Николай мог изменять судьбы несчастных людей, а сегодня продолжают творить добро и оказывать милосердие всем, кто в него свято верит.

Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, связанным с деяниями на Земле Сына Божия Иисуса Христа, Святитель Николай принял решение удалиться в скит, в пустыню, но голос Господа велел ему вернуться на родину, в Ликию.

До родной Патары Николай не добрался, а поселился в городке Миры Ликийские, где вскоре был избран архиепископом. Для своей паствы этот великий человек всегда оставался образцом милосердия, любви к людям и необыкновенной скромности. В годы правления императора Диоклитиана (с 284 по 305 гг. н. э.) за свои убеждения он вместе с другими христианами был заключен в темницу и провел там тяжелые 8 лет.

После воцарения на престол святого равноапостольного Константина Николай вернулся в свой храм, где народ искренне радовался встрече со своим наставником и заступником. Всю жизнь Николай - человек, угодный Богу, - был угоден и своей пастве, которая разрослась далеко за пределы Мир Ликийских.

В этом же городке 6 декабря 342 года умер и упокоился великий человек - Святитель Николай. Его мощи более 700 лет хранились в городской кафедральной церкви, исцеляя больных и страдающих. В 1087 году основная часть мощей была перевезена в итальянский город Бари, и небольшая их часть - в Венецию. Там они хранятся и в наши дни.

История жизни Святого Николая Чудотворца не исчерпывается нашим коротким рассказом. В течение своей долгой и доброй жизни он исцелял души и раны, всюду проповедовал христианское учение и демонстрировал одновременно силу и решительность, кротость и смирение. Сегодня Святитель Николай считается особым покровителем моряков, путешественников, детей-сирот и невинно осужденных.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»