26.01.2017, 12:50
Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны». Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное. Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.
Понятие о религии
Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать , или соединять . Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва. Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения. Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят. Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.
Роль обрядов в церковной жизни
«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.
Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе
Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве. Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве , и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях». Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».
Себялюбие — корень всех страстей
Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой» , и «непонятный язык богослужений» , и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?
В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя : «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Написать комментарий
Я хочу вам рассказать, как готовят себя в потусторонний мир монахи. Они, если чувствуют, что исход души скоро, начинают готовить себя к самому главному событию всей жизни. Соборуются, а перед этим Таинством исповедуются за всю жизнь (как бы заново всю жизнь переживают), часто причащаются, со всеми примиряются. Если есть у них какие-нибудь вещи, раздают их с просьбой о молитвенной памяти…
Те, кто живут в миру, если они находятся при смерти в больницах, ожидают помощи от ближних. Надо поговорить с ними о Боге, о том, что ни одна нечистая душа не войдет в Царство Божие, что все Небо радуется о едином кающемся грешнике. Надо помочь этому человеку вспомнить грехи, начиная от юности, так чтобы на душе ничего не оставалось. Если человек еще способен к покаянию, пригласите священника, который его поисповедует и пособорует. В таинстве соборования прощаются человеку те грехи, о которых он забыл. Когда больной человек покаялся во всех грехах и пособоровался, он может уже достойно принять в себя Тело и Кровь Христовы. Самое главное для уходящего в тот мир – со всеми примириться. Как ценно иметь много знакомых верующих людей. Когда душа перейдет в тот мир, за нее многие будут молиться. Чрезвычайно важна молитва в первые дни по смерти. В эти дни душа особенно нуждается в молитвенной помощи – церковной и домашней (очень важно ее поминовение на Божественной Литургии и на панихиде). Поминают умершего во время чтения Псалтыря, а также при раздаче милостыни за него. Очень много грехов снимается при раздаче милостыни. В 40-й день над душой совершается частный суд, т.е. предварительный. Душа получает место в обителях рая или ада. Эта душа тоже нуждается в наших молитвах, даже если она вошла в райские обители. Если Церковь молится за эту душу, то ей с каждым разом в раю будет все лучше и лучше. А если душа попала в мучения, то и там ей с каждой молитвой будет легче. И Церковь вымаливает этих людей; их участь может быть смягчена или даже перерешена. Потому-то и нуждаются в молитвах души ушедших. Человек, перешедший из нашего мира в тот мир, сам за себя уже не может молиться. Он ждет молитв родственников, молитв Церкви. Несчастны те люди, которые не знают этой великой тайны – молитвы Церкви. Они не ходят в Церковь, не знают Бога, умирают – и никто никогда их не помянет в молитве церковной: все потому, что они сами нецерковные.
Святитель Иннокентий Иркутский, согласно апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" – "Где-то полгода назад". – "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права". Церковь отпевает только своих православных членов. Есть апостольское правило: "Если человек не был три воскресенья подряд без уважительной причины на службе, то он отлучается от Церкви и находится вне церковной ограды". Уже демоны имеют над ним власть. Поэтому-то люди, не посещающие церковные службы, так страдают и мучаются. Злые духи, как волки, как львы рыкают, ища кого бы поймать. И находящийся вне церковной ограды человек становится их легкой добычей. Как же они терзают и мучают эти души! И эта душа, не зная любви Господа, не знает, где искать защиты. Человек обращается к бабкам, экстрасенсам, к колдунам, чародеям – ищет помощи. Когда они ей "помогают", еще больше демонов входит в душу, и она, бедная, связанная по рукам и ногам, никак не может вырваться из рук диавола. И такие люди живут только земной жизнью, стараются взять от этой жизни все – поесть, поспать, удовлетворить свои страсти и похоти. А умрут, думают они, так за могилой ничего нет – рассыплются в прах земли, и все кончено… И таким людям надо объяснять, рассказывать о Боге, надо помогать спасаться.
2. Всем ли предоставляется возможность покаяться перед смертью?
Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.
Но человеку дана свободная воля – покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.
Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина ему 51 год, звать Анатолий – его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:
– Анатолий, ты когда исповедовался?
– Никогда.
– А желаешь поисповедоваться, причаститься?
– А мне не в чем каяться!
– Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь – сплошной грех.
– Я в этом каяться не хочу!
А женщины, рядом стоявшие, говорят:
– Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться – тебе сразу станет на душе хорошо.
– Не хочу каяться.
Я с ним беседовал, потратил 20 минут; говорю:
– Сейчас – представь себе – к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь – душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться -а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.
– Что заслужил-то и получу! – говорит.
Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся – что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:
– Вы меня не уговаривайте.
Я оделся:
– Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться – дадите знать, мы приедем.
А одна из них подходит:
– Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится.
Я подошел, сел около него:
– Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?
Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:
– Да он умирает.
– Как? Он же чувствовал себя хорошо!
– Он умирает, – смотрю: он вздохнул три раза – и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне – это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти.
3. Лишены ли спасения народы, живущие вне Православия?
Если человек родился в стране, где нет Православия, но проводит святую, чистую жизнь, – как он будет судиться? По закону совести. У Бога обителей много… Один суд человеческий, другой – Божий.
4. Могут ли попасть в рай люди нецерковные, но жившие по совести?
Совесть – это голос Божий в нашей душе. Человек, который никогда в жизни не был в церкви, Богу не молился, не может жить по совести. Совесть у каждого человека есть, но она бывает сожженная, парализованная, усыпленная. Когда совесть спит, кажется, что мы живем хорошо. Но живем ли мы по совести? Да мы в это время являемся страшными преступниками против законов Божиих, мы находимся на службе не у Бога, а у диавола, потому-то диавол и нашептывает: "Все у тебя в порядке, ты живешь по совести".
5. Как происходит очищение грешника в аду?
По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.
6. Что Вы посоветуете матери, потерявшей ребенка (младенец не был крещен)?
Следует себя осудить, что не думала должно о духовной жизни младенца, не крестила его. Но убиваться не надо, надо взять себя в руки и больше плакать о своих грехах. А то, что младенец умер некрещеным (по нашему нерадению), он в том не виноват, и зла он никакого никому не сделал, а у Бога обителей много, есть там место и некрещенным младенцам. В ад такие души не идут. Почему? Да потому, что, как сказала одна монахиня: "Туда добровольцев хватает, а я туда не хочу, я стараюсь исполнять все заповеди, стараюсь любить Господа и ближних, что мне там делать?"
7. Как молиться за тех, кто Бога не хулил, но и в церковь не ходил?
Если человек был добрым, жил по совести, но в церковь не ходил – не был воспитан в религиозном духе, за него молиться можно. А если он хулил Бога, не признавал Его, в Церкви его поминать нельзя, только дома в домашних молитвах. И отпевать такого человека нельзя. Отпевание – это маленькая канонизация во святые; "со святыми упокой", – просят Господа об усопшем во время отпевания. Как же причислять человека к лику святых, если он хулил святых и Бога; допусти такого человека в Царство Божие, он там всех разгонит! Когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва – это не только слова, это и состояние души, и если мы молимся за такого человека, то состояние его души влияет на состояние нашей, мы как бы принимаем в себя его душу. И если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за него.
8. Что ожидает тех людей, которые хулят Бога, когда-то ломали храмы, снимали с храмов кресты, колокола, сжигали иконы, святые книги?
Были такие времени, когда все это делалось массово. Некоторые боялись Бога, но находились "храбрецы" – делали все это. Но часто они падали с храма или с колокольни и разбивались насмерть. Такие люди вообще-то часто до своей смерти не доживают.
В Кавказских горах был такой случай. Один монах из Киево-Печерской Лавры, иеродиакон Исаакий, 92-х лет, потерпел от бандитов.
В горах жили монахи, была церковь. Он сам был слепой. Братья в большой праздник ушли в г. Сухуми на богослужение. Он остался один. Три абхазца-мусульманина пришли и говорят:
– Давай все ценное, что у тебя есть. – Стали просить у него золото, деньги. Он говорит:
– Я пустынник. У меня ничего этого нет. Ищите, что найдете ваше.
– Мы тебя убьем. Нам монаха убить – что муху!
Взяли полотенце, завязали на шее, подвели к обрыву и сбросили в пропасть. Он насмерть разбился.
Сейчас в Почаевской Лавре живет один старенький архимандрит. Его келья тогда была построена чуть ниже кельи о. Исаакия. Он все слышал, что говорили и все видел, что делали разбойники, но помочь не мог – горы мешали. Потом спустился в пропасть Исаакий уже был мертв.
Так вот интересна судьба этих убийц. Они все в течение года погибли: один ехал на машине и разбился – упал в пропасть, другого трактор раздавил, третьего убили.
Если Господь не наказывает в этой жизни тех людей, которые идут против Него, против рабов Божиих, то ждет их суровое наказание в день Страшного Суда. Каждый должен знать, что получит по заслугам. Господь всех любит. Господь всех ждет. Ждет Он, когда человек покается. Но когда нет уже в человеке чувства покаяния, когда душа его окончательно огрубела, то бывает внезапная кончина. Демоны эту душу забирают и тащат прямиком в ад. Порой такие люди кончают свою жизнь самоубийством.
9. Как можно молиться за самоубийц?
Одна из главных причин самоубийства – неверие. Нет ни одного человека, которому бы не посылались скорби, испытания, болезни. И это промыслительно. Ведь как бывает в природе: если постоянно светит солнце, все сгорит, значит, нужны тучи, нужен ветер и буря, нужен дождь. То же самое и в жизни человека: когда все прекрасно, человек перестает ценить добро. А мрачные дни, скорби напоминают человеку, что вся земная жизнь – это только подготовка к вечности.
Самоубийство – страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить. Жизнь – это дар Божий. Человек не по своей воле пришел в этот мир и не по своей воле должен уйти из него. Каждый христианин чает получить кончину "непостыдную и мирную", он знает, что за земной жизнью последует другая – вечная жизнь, где ждут его вечное блаженство или вечные муки. И от него самого зависит, обретет он покой или страдания…
Часто бывает так: умер муж, жена скорбит, скорбит сильно, почти каждый день ходит на могилку; думы круглосуточно, с ними ложится спать, с ними встает, а порой и сна нет, и доводит себя до такого состояния, когда демоны уже над человеком имеют власть. Мы знаем об этом из опыта, через исповедь. Наступает ночь, и мнимый муж возвращается. Каждую ночь приходит, и жена уверена, что муж вернулся и спит с ним. Утром он собирается, уходит, а ночью опять возвращается. Но это не покойный муж, а демоны, что приняли его вид. И частенько мы видим: если человек не опомнится, не обратится в церковь – кончает жизнь самоубийством. Таких людей святая Церковь, согласно апостольским правилам, на общем кладбище хоронить не благословляет, их хоронят вне кладбища, крестов на могиле не ставят, а ставят кол; их не отпевают, за них не молятся и на просфору не подают. Да и как отпевать самоубийцу, просить: "Упокой, Господи, душу раба Твоего – на Тя бо упование возложи" (т.е. так как он на Тебя, Господи, надеялся), если покойный сознательно отказался от Господа, предал Его. Отказ от Господа – это и есть предательство. И первым предателем и самоубийцей, как мы знаем из Евангелия, был Иуда.
Расскажу и такой случай, я прочитал о нем в "Церковных Ведомостях". В г. Бузулуки, что близ Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей был страшный удар. Они – люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказались. Поехали во святой град Иерусалим. И там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как это положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "Нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только, когда выносят покойника". Стенки колокола часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил на колокольне пол и его меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле.
Есть одна оговорка в апостольских правилах: если человек психически больной, находящийся на клиническом учете, покончил с собой, будучи невменяемым, то за такого человека молиться можно, можно его и отпевать; если же психически больной покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя.
«В таком непотребном виде в храм нельзя», – такими словами встретил мою подругу охранник в Александро-Невской Лавре во время путешествия в Санкт-Петербург.
Дело было так. Она приехала в культурную столицу России со своим молодым человеком в отпуск. Это было лето, на улице – жара, поэтому Лиза надела шорты. «Гуляли мы по городу, гуляли, и вдруг мне приспичило: а пойдем на могилу к моему обожаемому Достоевскому? Оказавшись в Лавре, странно не зайти в сам храм. У меня тем более бабушка тогда умерла, хотелось за нее свечку поставить. Ну, и как-то ожидалось, что в Петербурге, в таком большом храме, будут какие-то юбки (у нас даже в сельских храмах можно позаимствовать, если в брюках пришла). Значит, заходим мы в церковь, глазами ищу место, где юбки могут висеть, и натыкаюсь на бегущего ко мне охранника, который несется чуть ли не со словами "в таком непотребном виде, блудница, в храм нельзя". Он выгнал нас на улицу», – рассказывает подруга.
На её, казалось бы, счастье, к храму как раз подходил батюшка. Лиза, едва не плача, попросила как-то провести её, уточнила про юбки, сказала про семейную потерю. На что он ей ответил: «Ну, ты можешь пройти по стеночке, вот к тому углу, чтоб тебя никто не видел». На этом моменте она разрыдалась, потому что была ошарашена и потрясена до глубины души. Про то, что Бог не вводил дресс-код на посещение к Нему, я молчу. Я про то, что отношение к посетителям совсем уж не христианское. И, да, кстати, по мне, так это тоже неуважение чувств верующих, о котором сейчас столько разговоров. Девушку, которая хотела попасть в церковь, туда не пустили. Чем это не неуважение? Это была одна из тех многочисленных историй, после которых мне не хочется ходить в церковь. И не потому, что мне сложно одеться так, как этого требуют правила, просто часто в походе в церковь отпугивают именно неадекватные люди, которые запугивают какими-то правилами и так строги с тобой, что каяться в чем-то или поставить свечку за здоровье родных с чистыми мыслями не получается. Как ни старайся.
В церковь мне, в отличие от своих сокурсниц, никогда особо и не хотелось, потому что я – просто крещеный в пятилетнем возрасте ребенок, который так до сих пор и не понял, почему моя благодарность и молитва Богу из шкафа (как я делала в детстве) или уже лёжа на подушке перед сном может как-то качественно отличаться от той, которая говорится в церкви. Особенно если в храмах нас встречают не всегда адекватные старушки, кричащие «Тут не стой, так не смотри, где твоя юбка». Простите, а как же любовь к ближнему?
Первые церковные лица тоже не внушают никакого благоговения. Например, накануне защитить православие от «глобальной ереси человекопоклонничества» призвал глава РПЦ патриарх Кирилл. По его словам, критерием истины в последнее время стал человек и его права (ну, мы так-то в правовом государстве живем). Что и положило начало изгнанию Бога из жизни общества. Вот так. Здравствуйте, средние века. А потом понесется – образование женщинам ни к чему, десятина, оброк, крестьяне и бояре. Зачем же нам, людям, права? Что-то из серии: не жили богато, нечего и начинать.
А сама верхушка церкви ведь живет совсем не аскетично, об этом говорят постоянные публикации о миллионах (причем в долларовом эквиваленте) того же Владимира Гундяева, их охране, «золотой пыли» и других скандалах. У нас в Архангельске на строительство храма собирают всем миром, а у главы РПЦ есть деньги на строительство нескольких таких храмов. Не сходится картинка, как ни стараюсь. В Библии этого нет. Иисус же таких прогнал из храма?
Опять же, в маленьких церквях у нас в области и городе даже священнослужители другие. Душевные, которым не страшно доверять, которые не прогонят тебя, если пришла в штанах или шортах, а подскажут, помогут, дадут совет и ответят на любой твой вопрос. После такого общения выходишь из церкви со светлыми мыслями и на душе радостно. Так что всех под одну гребенку равнять не стоить. Обидеть наших верующих я никак не хотела, хотела просто призвать к тому, чтоб они не были так строги к тем, кто пришел в первый раз в храм, чтоб не отбить охоту ходить в церковь навсегда.
Анна Морозова. Родилась в 1989 году в Архангельске. Окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по специальности «филолог». Вместе с группой единомышленников выпустила сборник сказок Степана Писахова на польском языке. Работала корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ»..
охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш... он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, - это тоже нехорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уже это действительно, как он говорит, у него природный запах: можно посоветовать ему есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович. Христиан Иванович издает тот же звук. Аммос Федорович. Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. Городничий. Да я только так заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Городничий. Ну, щенками, или чем другим - все взятки. Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль... Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. Аммос Федорович. Да ведь сам собою дошел, собственным умом. Городничий. Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул о уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда; это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо... Не вспомню его фамилию, никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, - это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти. Лука Лукич. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой яДумаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу» — так часто говорят люди. А что сказал бы в ответ на подобное утверждение апостол Павел?
В сегодняшнем выпуске нашей рубрики речь пойдет о Послании апостола Павла к Колоссянам. Колоссы — один из древнейших городов, занимавший важное торговое положение и знаменитый изделиями из пурпурной шерсти. К довольно рано появившейся христианской общине Колосс и обращается автор.
Причиной написания послания стало некое лжеучение, распространявшееся среди членов этой общины. Апостол Павел не разбирает его подробно, лишь вскользь упоминает основные моменты. Он призывает колоссян твердо стоять в истине: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходИте в Нем (Кол. 2, 6). Затем автор послания предостерегает своих читателей от увлечения философией, пустыми обольщениями и преданиями человеческими (см.: Кол. 2, 8). Мы не знаем, какие конкретно философские учения и предания имеет в виду апостол. Но из последующей фразы о том, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. 2, 9-10), можно сделать вывод: лжеучители пытались убедить колосских христиан в неполноценности их веры, которая должна быть дополнена какими-то новыми идеями. Видимо, лжеучители также призывали колоссян поклоняться Ангелам, поскольку в послании мы видим следующие слова: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2, 18).
Опровергая доводы лжеучителей, апостол Павел говорит о Христе как о полноте всего. В первой главе послания мы можем прочитать древний христианский гимн, воспевающий Христа как Бога и Спасителя (см.: Кол. 1, 15-20). Был ли этот гимн составлен самим апостолом Павлом, или же он использовал уже существовавший текст — неизвестно. Но это ни в коем случае не умаляет важности самого гимна. В нем дается ответ на вопрос: кто же такой Христос и почему христианин не нуждается в чем-то или ком-то другом, кроме Него?
Итак, Христос — это образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1, 15-16). Познавая Христа, мы познаём Бога. Всё то, что нас окружает, видимый и невидимый мир — это творение, подчиненное и подвластное Христу. Поэтому апостол и предостерегает от ложного увлечения «служением Ангелов» — ведь и все Небесные силы также сотворены и являются служителями Бога. Вероятно, лжеучение содержало идею, что Христос — это лишь одно из проявлений Бога, а другими проявлениями являются Небесные силы.
Для христианина невозможно считать Христа «одним из…», потому что Он есть прежде всего, и все Им сто!ит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1, 17-18). Христос — Тот, Кто дал начало всему. Но самое главное, что Христос — глава Церкви, то есть сообщества верующих во Христа как в Бога и Спасителя. Поэтому христиане не должны искать других «начал и властей», кроме Христа. Во Христе мы уже достигаем полноты, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 19-20). Из Писания мы знаем, что Бог и до Христа являл Свою силу — через Ангелов и пророков, но только во Христе человечество достигло спасения. Христос — первый умерший, Которого смерть не смогла удержать в своей власти. Поэтому Он — победитель смерти — Спаситель и Глава Церкви. Ветхозаветный Израиль мог получать откровения, но это была лишь часть. Полноту откровения Бог явил через Своего Сына — Господа Иисуса Христа.
Намек на то, что ложные проповедники пытались доказать колоссянам важность соблюдения некоторых иудейских обычаев, якобы имеющих значимость для спасения, содержится в словах апостола о том, что во Христе верующие обрезаны обрезанием нерукотворенным (Кол. 2, 11). Соответственно, уже не нужно держаться за старый обычай, имевший значение только в период ожидания Христа. Также апостол задает вопрос: для чего верующему держаться постановлений не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (Кол. 2, 21)? Это также намек на то, что кто-то из колосских христиан стал придерживаться иудейских пищевых запретов, в то время как Сам Христос сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).
Какое значение всё это имеет для нас, современных христиан? Отвечая на этот вопрос, нужно еще раз вернуться к словам гимна из первой главы. Христос — это полнота откровения Бога, Творец и Спаситель мира. И вместе с тем Христос — это Глава Церкви. Значит, приобщиться к полноте Христа мы можем только в Церкви.
Все послания апостола Павла адресованы именно церковным общинам. Это подразумевает, что быть христианином — значит быть частью общины в Церкви, глава которой — Сам Христос. Может ли человек признавать себя верующим, но при этом обходиться без жизни в общине, без участия в Евхаристии, без других таинств? С точки зрения апостола Павла — нет. С точки зрения многих современных «верующих в душе» — да. Кто же прав? Думаю, что ответ очевиден.
Утверждения про «Бога в душе» скорее выглядят как попытка оправдать нежелание вести церковную жизнь, то есть нежелание совлечься греховного тела плоти (ср.: Кол. 2, 11). Ведь начало церковной жизни невозможно без личного покаяния, отказа от греховных привычек, борьбы со страстями. Но покаяние — преодоление самого себя — довольно тяжелый труд, поэтому куда легче продолжать жить по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8).
Но есть и другая крайность. В своей священнической практике я нередко встречал людей, которые ежегодно ездят по святым местам, совершая паломничества даже за границу, регулярно ходят в храм, вычитывают длинные молитвенные правила, но при этом — никогда не исповедаются и не причащаются. По сути дела, для людей такого склада главное заменяется второстепенным — место Христа занимают святые места, чудотворные источники, разного рода «святыньки» — «маслице», «водичка», «земелька». Мне могут возразить: но ведь нередко бывало и так, что человек, который сначала не совсем осознанно ездил в паломничества, постепенно воцерковляется и становится вполне сознательным христианином. Да, так бывает, и нередко. Но так же нередко человек так и остается вроде бы и в Церкви, а вроде бы и нет.
Однажды у меня состоялся с человеком примерно такой разговор:
— Вы читали Евангелие?
— Нет. Где-то дома лежит, но не читал. Но зато я каждый год с семьей езжу в такое-то святое место.
— Чем же оно для Вас свято?
— Ну как чем? Там такая энергетика, духовность…
На мои дальнейшие слова о том, что для христианина важна осознанная вера во Христа, а не в некую «энергетику и духовность», важно приобщение ко Христу через Таинство Причащения, собеседник ответил, что у него «Бог в душе» и «посредники» в виде Церкви ему не нужны. Опять мы вернулись к этой проблеме… Прежде всего нужно понимать, что святость «святых мест» зависит от святости подвижников благочестия — святых людей, благодаря которым и прославился тот или иной храм или монастырь. Но разве мы можем представить, чтобы кто-то из святых сказал: «Верьте только в меня, и этого вам достаточно, будете всегда получать хорошую энергетику и духовность»? Конечно нет. Каждый святой был проповедником Евангелия, подражателем Христа, жил Им и к Нему стремился, пытаясь привести через свой подвиг и других людей ко Христу. Каждый святой был служителем Христовым и никогда не попытался бы в чьих-то глазах заменить собой Господа.
Тогда почему подобная подмена Христа на что-то или кого-то происходит в сознании других людей? Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. У каждого отдельного человека могут быть свои причины. Но точно можно сказать об одном: нельзя быть христианином вне Церкви. И те, кто уже пришел ко Христу, приобщился к Его полноте, призваны свидетельствовать об этом среди других людей. Наш подвиг христианской жизни должен быть явным, наши слова и дела должны стать проповедью Евангелия. И тогда именно через нас, через наше свидетельство кто-то сможет сделать тот шаг навстречу Господу, который станет для него решающим.
Газета «Православная вера» № 15 (588)