Алексино монастырь блаженной ефросиньи. Духовный путь монахини евфросинии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Монастырь образован в 1995 г. Построены Казанский храм, келейный корпус. В монастыре почитается как местночтимая св. Евфросиния Колюпановская.

Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она была выпускницей 1-го выпуска Смольного института, а потом - фрейлиной Екатерины II. Но придворная жизнь была ей не по душе, и с двумя подругами они инсценировали свою смерть, оставив одежду на берегу пруда, как будто бы утонули, а сами переоделись в крестьянские платья и отправились странствовать. Все они стали монахинями разных монастырей – одна в Москве, другая в Суздале, а Евфросиния, после долгих путешествий, получив от митрополита Платона благословение на подвиг юродства, оказалась в Серпуховском Владычном монастыре. В 40-х годах 19 века она переселилась в Колюпаново к местной помещице, где и жила до самой смерти (1855 г.).

В монастыре читается акафист св. Евфросинии. Неподалеку от монастыря находится источник св. Евфросинии, на котором происходят исцеления.

Евфросиния любила гулять по ближнему лесу, где у источника на краю оврага вырыла небольшой колодец. Когда больные обращались к ней за помощью, она говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». До сих пор люди приходят к источнику за целебной водой.

На святом источнике есть две купальни - женская и мужская.

С каждым годом увеличивается число паломников, пребывающих в монастырь на поклонение мощам блаженной старицы и исцеление в источнике. По молитвам святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Болезни верхних дыхательных путей: аденоиды, ангина, воспаление придаточных пазух носа, ларингит, простуда, ринит или насморк, хронический тонзиллит, фарингит. Болезни бронхов и легких: бронхиальная астма, бронхит, кашель, плеврит, пневмония, туберкулез легких, эмфизема легких.

Особенно от рака и слепоты.

ГОВОРЯТ...
...что колюпановской водой можно вывести бесов. Для этого человеку нужно трижды окунуться с головой в воду. Люди рассказывают, что при этом одержимый человек испытывает адские муки.
...если искупаться в источнике в нательной рубахе, а после просто высушить ее, она будет лечить от простуды. Чтобы избавиться от болезни, надо надеть рубаху и проспать в ней ночь. Вода течет из трех труб. Над источником - большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».

Приезжать лучше в будние дни, так как там всегда очередь, но да - же если придется долго ждать, вы будете настолько заворожены окружающей природной красотой (это надо видеть!!!), что время пролетит незаметно. (Предупреждаю, что родник и купальня находятся в низине, так что туда надо очень долго спускаться по ступенькам,

Они с перилами, ухоженные, но для людей с болезнями опорно-двигательного аппарата, это будет очень тяжело, а обратно с сосудами наполненными водой, совсем тяжко, хотя говорят, что эта вода творит чудеса).

Свидетельства чудесных исцелений в наше время:

«16 июля 1995 года. Буданов Димитрий, 3-х лет, житель Тулы (ул. Марата, д. 33). Приехал вместе с мамой Будановой Риммой Михайловной, которая работает медсестрой в больнице имени Семашко в Туле. У Димы была врожденная слепота, сросшиеся веки. После панихиды на могиле блаженной Евфросинии у мальчика открылись веки, а после купания в источнике зрачки стали двигаться, и он стал видеть».

«Сорвин Александр, родился 24 марта 1998 года слепым. Отец Сорвин Игорь Викторович и мать Сорвина Римма Николаевна, жители Тулы (Демидовская, д. 56, корп. 2, кв. 44). Врачи при рождении подтвердили, что ребенок слепорожденный и будет ли видеть после операционного вмешательства, неизвестно, 6 месяцев от роду был привезен на могилку блаженной Евфросинии в Колюпаново и после молитвы и умывания на источнике прозрел, стал реагировать на свет. Врачи после обследования с удивлением подтвердили факт прозрения. Отец и мать младенца счастливы и благодарят Бога и всех, кто помогал им в беде. В семье Сорвиных полностью изменился уклад жизни. Теперь здесь соблюдают посты, ходят в церковь, читают молитвы. Они знают, что в тот момент, когда, кажется, никаких надежд не осталось, помогает Бог. Нужно только искренне верить и жить по его Святым Заповедям.».

Игумения монастыря Евфросиния может рассказывать без конца о чудесах исцеления... «Приезжала к нам женщина с пятилетним мальчиком. Мальчик-то слепой. Приложился к могиле блаженной Евфросинии, мама мальчика приложилась, просили, очень просили об исцелении. Потом на источник я их повела. И прозрел мальчик! Не отказала Евфросиния. Никого не забывает святая старица. Чудеса-то они здесь, у гроба, постоянно совершаются».

«Женщина стоит на коленях у надгробья блаженной и плачет. Ребенок ее тянет: «Мама, мама», а она еще громче рыдает. Ее стали успокаивать, мол, ребенок вас зовет, успокойтесь. А она сквозь слезы еле выговорила: «Да ведь он у меня с рождения был немой...»

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Но все же история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанская. Известно, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанская. Он существовал до 1779 года. Но потом храм сгорел, а новую церковь строить не разрешили.

Православные верующие горевали и молились ко Господу о созидании нового храма, так как им приходилось ездить на богослужения в другие села, - не все могли сделать это, потому часто оставались без соборной молитвы. Не раз прихожане жаловались на это перед спасенной от пожара Казанской иконой Божией Матери, которую спасли, когда в храме бушевал пожар, и установили в церкви села Фомищево.

Спасенная от пожара Казанская икона Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы.

Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией Матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе.

Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая.

В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению владыки Серапиона, митрополита Тульского и Белевского, началось строительство храма в с. Колюпаново. Когда закладывали основание, нашли старинную закладную монетку прежнего храма…

Всем миром собирали средства. Много помогали в администрации Тульской области, г.Алексина. Приходили на помощь предприятия не только Тульской области, но всей России. Это было начало зарождения монастыря.

16 июля 1995 года, в день блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Предвидения блаженной начали сбываться.

В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нем над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью. Церковь украшают фрески на сюжеты жития св. Евфросинии Колюпановской.

Первой монахине обители владыка повелел дать имя Евфросиния. В 1999 году она была назначена настоятельницей Казанского женского монастыря с возведением в сан игумении.

По преданию, вода из источника избавляет от всех недугов, способна возвращать зрение и исцелять опухоли, а молитва возле креста у входа в купальню способна подарить детей бесплодным парам.

Наша справка

Свято-Казанский женский монастырь и источник Ефросиньи Колюпановской расположены неподалёку от села Колюпаново в Тульской области. Расстояние от Москвы до монастыря – около 180 км. Чтобы добраться из столицы до монастыря общественным транспортом, нужно доехать до Тулы с Курского вокзала, а затем пересесть на электричку, идущую по маршруту Узловая – Алексин. Выйти на станции Колюпаново и пройти около 2 км по указателям до монастыря.

Сбежавшая фрейлина

В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II . Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор.

Commons.wikimedia.org

Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет.

В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном , который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы.

К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала - даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги - тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее.

В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе».

Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную - говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих.

Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем. Около 1911 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Берите воду из моего кладезя…

В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни.
Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!»

Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской.

Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам - после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.

Commons.wikimedia.org

За три дня до смерти блаженной старице было видение - к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы - иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения.

Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верую-щие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй.

Новый монастырь

В 1933 году церковь, где была погребена Ефросинья, сгорела, а источник пришёл в запустение.
Но в 1988 году состоялась канонизация блаженной Ефросиньи, и в 1993 году началось строительство каменного храма, а ещё два года спустя в Колюпанове был учреждён Свято-Казанский женский монастырь.

Святой источник Ефросиньи Колюпановской также восстановили. Теперь здесь две купальни - мужская и женская, где верующие могут окунуться и набрать воды.

От монастыря к источнику ведёт довольно длинный спуск. На середине дороги установлен крест, к которому ходят поклониться люди, желающие создать крепкую семью и родить детей. Сюда же приходят те, кто хочет покаяться в тяжком грехе детоубийства, - в основном это женщины, сделавшие аборт.

В каких бы обстоятельствах ни находился человек, для любой души естественное состояние — стремление к свету, чистоте, добру. Просто в ком-то это стремление похоронено глубоко, под нажитой мудростью этого мира, а в ком-то, как это было у Евфросинии Колюпановской, оно на самой поверхности. Чаще это бывают ещё совсем молодые, не изуродованные цинизмом людские души.

Жизнь при дворе

Сама святая никому ничего о себе не рассказывала, поэтому всё, что известно о её мирской жизни, записано со слов современников блаженной. Родилась она в 1758 или 1759 году в семье князя Григория Ивановича Вяземского, представителя младшей ветви этого княжеского рода. При рождении девочка получила имя Евдокия и уже в шестилетнем возрасте была определена в воспитанницы только что открытого Общества благородных девиц при

В 1776 году первый выпуск украсила собой княжна Евдокия Григорьевна Вяземская. Девушку немедленно определили ко двору во фрейлины императрицы Екатерины II. Здесь Евдокии приходилось развлекать скучающую царицу. Но мирская жизнь, заполненная балами, фейерверками, любовными похождениями, пришлась не по душе будущей святой.

Возможно, именно на одном из балов однажды она проснулась. Внезапно ясно увидела лица, искажённые лицемерными ухмылками, неестественные позы танцевальных фигур, гроздья блестящих камней на полуобнажённых телах. В эту минуту ей открылось, какова всему этому истинная цена и что на самом деле ценно. В истории немало таких случаев, когда светские люди со связями и предстоящей блестящей карьерой в одно мгновенье "просыпались" и больше никогда не возвращались к прежней жизни.

Люди, которые "проснулись"

Можно вспомнить о Димитрии Александровиче Брянчанинове, ставшем впоследствии святителем Игнатием. Молодой человек с отличием окончил военно-инженерное училище, был уникально талантливым литератором, прекрасно декламировал, что сделало его любимцем светской публики. Ещё один яркий пример — Павел Иванович Плиханков, без пяти минут генерал, ставший одним из под именем отца Варсонофия. Переворот в жизни этого человека произошёл за одну ночь. Все они, как и святая Евфросиния Колюпановская, однажды увидели мир ясными глазами и больше всего на свете боялись снова "уснуть". Каждый из них по-разному боролся со "сном". Кто-то раздал всё имущество и ушёл в монахи, а кто-то, как Евфросиния, пошёл босыми ногами по снегу, надел под одежду вериги, сознательно лишил себя малейших атрибутов комфортной жизни. И всё это ради того, чтобы снова не "уснуть" со всем миром.

Бегство

Точную дату этого происшествия никто не помнит, но однажды княжна Евдокия просто исчезла. На берегу пруда нашли её платье. Скорее всего, это была попытка убедить возможных преследователей в том, что она утонула. Но скрыться беглянке не удалось. Императрица отдала приказ задержать княжну. На перевозе через одну из рек её узнал исправник, после чего Евдокия Григорьевна была возвращена в столицу. Екатерина II приняла беглянку ласково. После расспросов выяснилась причина побега, и, убедившись в твёрдости намерения бывшей фрейлины посвятить себя Богу, императрица опустила её в монастырь, одарив монашеским платьем из блестящей ткани. Возможно, Екатерина хотела таким способом выразить скрытую злую иронию по поводу неожиданного выбора Евдокии.

Скитания

Более десяти лет будущая Евфросиния Колюпановская скиталась по разным монастырям. Бывшей светской даме пришлось трудиться на просфорне, доить коров. В 1806 году в возрасте около 48 лет Евдокия отправилась в Москву, где получила письменное благословение митрополита Платона на несение подвига юродства под именем дуры Евфросинии. Пристанищем её стал Серпуховской Введенский Владычный монастырь.

Жизнь в монастыре

Возможно, фрейлины Екатерины много раз, проезжая мимо простых деревенских баб и мужиков, презрительно зажимали носы. И вот одна из них спит на голом полу, рядом с собаками, в наполненной зловонием избушке рядом с монастырём. Она сама сознательно это выбрала. "Это мне вместо духов, которых я так много употребляла при дворе. Я ведь хуже собак", — отвечала святая на вопрос о том, почему она разделяет кров с животными и не желает убираться в своём жилище. Возможно, она таким образом наказывала себя за прежние пустые утешения, а может быть, отваживала докучливых гостей. Даже в монастыре полно любительниц слоняться по чужим кельям.

Вместо царской свиты ежедневными собеседниками и друзьями для Евфросинии стали три собаки, две кошки, куры и индейки. Их выгоняли из дома лишь один раз в году, в Великий четверг, когда матушка Евфросиния причащалась Страшных Христовых Тайн.

Святая, много лет изучавшая секреты французского красноречия, теперь изъясняла свои мысли русскими прибаутками. Евфросиния обязательно купалась на Крещение в иордани прямо в одежде и зазывала народ: "Идите, ребята, горячая баня! Ступайте, мойтесь!"

В то время, когда во Введенском Владычном монастыре жила Евфросиния Колюпановская, обитель неоднократно посещал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Святая всегда встречала его за монастырской оградой и целовала руку владыки. Митрополит, считавший Евфросинию подвижницей, в свою очередь, целовал её руку.

Подвиг юродства, который добровольно несла святая, никогда не остаётся без награды от Бога. Как и все известные Христа ради юродивые, блаженная матушка могла избавлять от болезней и предвидеть будущие события. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. По ночам Евфросиния ходила вокруг монастыря и пела псалмы. Днём она собирала в лесу травы, которые отдавала больным, обращавшимся к ней за помощью. Молилась матушка в часовне, рядом с монастырём, а на церковную службу приходила в монастырский собор.

Изгнание из обители

Так прошло почти сорок лет. История русского православия показывает, что все без исключения подвижники, исцелявшие, утешавшие, помогавшие советом, в конце концов неизбежно подвергались нападкам людей, не преуспевших в получении духовных даров. Не стала исключением и Евфросиния Колюпановская. В 1845 году ей пришлось покинуть Серпуховской Введенский Владычный монастырь из-за подобных нападок. Одна из исцелённых ею женщин — Наталья Алексеевна Протопопова, пригласила юродивую в своё поместье, село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области, на берегу Оки. Здесь святая провела оставшиеся 10 лет жизни. Поэтому матушку и стали называть Евфросинией Колюпановской (Алексинской).

Святой источник

Наталья Алексеевна построила для юродивой отдельный домик, но Евфросиния поселила в нём корову, а для себя выбрала самую маленькую комнатку там, где жила дворня. Скорее всего, матушка всю жизнь просила у Бога прощения за светский период своей жизни. Молилась блаженная в овраге на берегу реки. Там же, в овраге, почти девяностолетняя старуха своими руками вырыла колодец, воду из которого просила пить всех, кто к ней обращался за исцелением.

Возможно, таким образом, иносказательно, святая подсказывала, что для исцеления от любой болезни нужна прежде всего вера во Христа. Того, кто верит, излечит и самое простое средство, даже обычная чистая родниковая вода из источника. Евангелие и есть тот самый Те, кто "пьет" из него, не болеют. Ведь болезни — следствие и индикатор повреждения наших душ.

Избушка с гробом

Матушка Евфросиния часто отправлялась в гости к кому-либо из своих почитателей и подолгу гостила у них. Особенной её симпатией пользовался управляющий Мышегского чугунолитейного завода Алексей Цемш, которого она ласково называла "сынком". Он построил для блаженной в своём саду избушку, где она время от времени жила. В избушке из мебели был лишь гроб, в котором матушка отдыхала.

Кончина и прославление блаженной

За три недели до кончины блаженная Евфросиния рассказала, что видела двух ангелов, которые сказали, что ей пора к ним. Это случилось в воскресенье, в это самое время в церкви как раз шла служба. Два воскресенья подряд после этого события видения, с её слов, повторялись. На третье воскресенье, 3 июля 1855 года, матушка, которая достигла почти столетнего возраста, причастилась и мирно, сложив руки на груди крестом, ушла. Те, кто был рядом, вспоминали, что в эту минуту комната наполнилась необыкновенным благоуханием. Подобное явление описывают многочисленные свидетели кончины святых.

Похоронили блаженную Евфросинию в полном монашеском облачении в Казанской церкви села Колюпаново. Над могилой святой была сделана следующая надпись: "Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит" ("Евфросиния Неизвестная. Немудрых мира избрал Бог, чтобы пристыдить мудрых"). В этих словах - вся её жизнь.

В 1988 году блаженная Евфросиния Колюпановская (Алексинская) была прославлена в лике святых тульской земли. На месте сожжённой Казанской церкви стоит новый храм Казанского А те, кто с молитвой и верой приходит к святому источнику матушки, непременно получают помощь и исцеление.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей.

Село Колюпаново образовалось в начале XVI века и, по местному преданию, храм существовал здесь еще до разорения города Алексина поляками и литовцами, что случилось в эпоху смутного времени (1598-1613 гг.). О храме нет почти никаких упоминаний. Предание добавляет, что здесь был монастырь. Что касается приходского храма, то до существующего в настоящее время в селе Колюпаново были еще два, и оба - во имя Казанской Божией Матери. Первый был построен в смутное время. В 1695 году в с. Колюпаново был выстроен новый деревянный храм. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся храмозданном кресте. Храм существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии.

Помещица Аграфена Андреевна Бобрищева-Пушкина подала прошение епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию на строительство нового храма, но получила отказ по причине малочисленности и бедности прихода. Церковь вообще упразднялась, а вся утварь передавалась в Николаевскую церковь соседнего села Фомищево. Но спасенная от пожара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Разрешение было получено, но к постройке приступили только в 1782 г. по недостатку средств.

Новый деревянный храм построили очень быстро, и в 1783г. он был освящен пресвитером Иоанном Предтеческим. Икона Казанской Божией матери была перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Сюда же были перенесены и другие святыни, уцелевшие от пожара. С годами пополнялось убранство, но ветшали стены, и в 1854 г. храм был заново перестроен при особом старании приходского священника о. Павла Просперова. При церкви в 1891 г. была открыта школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке, пока в 1899 г. для нее не было выстроено особое деревянное, крытое железом здание. Тогда же состоялось переименование школы в церковно-приходскую.

Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, родилась в 1758 или 1759 году. Она воспитывалась в Смольном институте, который был открыт Екатериной II при Воскресенском Новодевичьем монастыре. По окончании института блаженная была фрейлиной при дворе императрицы. Но придворная жизнь была ей не по душе, и она решила покинуть дворец, для чего еще с двумя фрейлинами инсценировала свою смерть, переоделась крестьянкой и отправилась странствовать. Так появилась подвижница Евфросиния. Несколько лет блаженная провела в послушаниях и посетила множество монастырей. Когда же она почувствовала себя достаточно подготовленной к будущему пути подвижничества и юродства, направилась пешком к Московскому митрополиту Платону. Она поведала ему о своих тайных желаниях укрыться от мира и стать юродивой Христа ради, получила благословение и под именем «дуры Евфросинии» была направлена в Серпуховский Владычний монастырь к игуменье Дионисии.

В 40-х XIX века из-за гонений и притеснений злых людей Евфросинии пришлось уехать из Серпухова. Поэтому она приехала на жительство в с. Колюпаново к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой. Там она оставалась до самой своей блаженной кончины. Евфросиния полюбила гулять там по склонам оврага, где протекала ручейком небольшая речушка Прошенка. В одном уединенном месте этого оврага собственными руками вырыла блаженная небольшой колодец, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». До сих пор люди черпают воду из «матушкиного колодца» и получают исцеление от своих недугов. Скончалась блаженная Евфросиния 3 июля 1855г. после литургии, напутствованная Снятыми Тайнами. Она была похоронена по благословению архиепископа Тульского и Белевского Димитрия под трапезной Казанского храма села Колюпанова у северной стены. Над могилой блаженной была сооружена деревянная гробница, а затем положена чугунная плита. В 1885 г. над ее источником была поставлена деревянная часовенка-навес на столбах, а в 1914 г. над могилой старицы сооружена деревянная с позолотой сень. Торжественное освящение деревянной часовни было совершено в день сошествия Святого Духа. С тех пор в Колюпаново Духов День празднуется совершением торжественного хода к «матушкину колодцу». В 1909 г. обветшавшая часовня была снесена, а на ее месте выстроена новая над колодцем с целебной водой. В воспоминание этого события ежегодно 4 июля совершается литургия и крестный ход к «матушкину колодцу».

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери просуществовал до 1929 г. Стихия Октябрьского переворота стерла с лица земли церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, предварительно ограбив ее. В годы гонений устроили в ней скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а в 1931 г. сожгли. Сохранилась только могила старицы Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На ее источник приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранились и памяти и предсказания Евфросинии о том, что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в селе Колюпаново, где почитают святые мощи этой великой подвижницы. В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, началось строительство храма в Колюпаново. Средства собирали всем миром. Это было начало зарождения монастыря.

16 июля 1995 г., в день памяти блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Первой монахиней обители была Мария Васильевна Кушнир. 6 августа 1995 г. служили молебен Казанской Божией Матери, блаженной Евфросинии. 5 августа было первое крещение. А 27 августа была отслужена первая Литургия. Монастырь начал свою великую православную службу. В октябре закончили кладку, покрыли железом алтарь, трапезную. В январе 1996 г. приступили к колокольне. 20 и 21 января установили раму на колокольне и 23 января приступили к кладке. 24 января закончили кладку колокольни.

Храм во имя иконы Божий Матери Казанская стал первой стройкой Свято-Казанского женского монастыря. Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии. Источник имеет статус памятника регионального значения. Сейчас территория монастыря представляет собой комплекс зданий: Свято-Казанский храм, справа от него архиерейский дом и просфорная, гостиный домик (для священника), под купол возведен второй храм во имя Живоначальной Святой Троицы. Выстроены две крытые купальни на источнике блаженной Евфросинии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»