Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы. Внутренняя и внешняя политика правителей XVIII века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Поэтому не мог рассчитывать на престол, что определило направление его воспитания и образования. С ранних лет он увлекался военным делом, особенно его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

В 1817 г. великий князь Николай Павлович женился на дочери прусского короля, в православии получившей имя Александры Федоровны. У них было 7 детей, старший из которых – будущий император Александр II.

В 1819 г. император Александр I сообщил Николаю о намерении их брата Константина Павловича отречься от своего права престолонаследия, и соответственно власть должна будет перейти к Николаю. В 1823 г. Александр I издал Манифест, провозглашавший наследником престола Николая Павловича. Манифест являлся семейной тайной и не был опубликован. Поэтому после внезапной смерти Александра I в 1825 г. возникла путаница с вступлением на престол нового монарха.

На 14 декабря 1825 г. была назначена присяга новому императору Николаю I Павловичу. На этот же день «декабристы» запланировали восстание с целью свержения самовластия и требованием подписать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались гражданские свободы. Проинформированный Николай перенес присягу на 13 декабря, а восстание было подавлено.

Внутренняя политика Николая I

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

Внешняя и внутренняя политика Павла 1

Внешняя и внутренняя политика Павла 1 отличались некоторой противоречивостью и слабой предсказуемостью. Она не влияла на основы существовавшего строя - сохранение самодержавия и крепостного права. Наоборот, они еще больше укрепились в его недолгое правление. При жизни Екатерины 2 Павел 1 находился по отношению к императрице в некоторой оппозиции, ненавидя свою мать. Его двор в Гатчине постоянно противопоставлялся Петербургскому императорскому двору, который отличался роскошью и праздной великосветской жизнью. В гатчинском дворе царила почти аскетическая обстановка, он даже напоминал военный лагерь. Павел, будучи сторонником Пруссии и ее военных порядков, строил свой быт по прусскому военному образцу. Вступив на престол, он постарался превратить в некое подобие гатчинского лагеря всю страну. Реакционность была доминирующей чертой внутренней политики Павла 1. Он ненавидел французскую революцию и боролся в России с революционной мыслью всеми доступными ему способами. Даже французская одежда была запрещена, как и использование иностранных слов, напоминающих о революции. Запрещен ввоз в Россию иностранных книг. Павел 1 ввел в армии прусскую воинскую систему, одел армию и даже чиновничество в прусскую одежду. В столице был установлен казарменный порядок. В 8 часов вечера, когда император ложился спать, надлежало гасить огни и всем прочим жителям. Вздорность и неуравновешенность монарха приводили к репрессиям без вины и наградам без заслуг. Армия и, в частности, гвардия беспрерывно занимались в Петербурге парадами, разводами, муштрой. Почти прекратилась светская жизнь. Это вызывало острое недовольство дворянства. Боясь революционной "заразы”, опасаясь всякой оппозиции, Павел 1 в своей внутренней политике вел курс на ограничение дворянского самоуправления. Но он не покушался на основу основ - дворянское землевладение и крепостное право. За годы его правления они еще больше укрепились. Павел 1, по его словам, видел в помещиках 100 тыс. бесплатных полицмейстеров. Он распространил крепостное право на Причерноморье и Предкавказье. За четыре года правления он раздал дворянам свыше 500 тыс. государственных крестьян (Екатерина за 34 года - 850 тыс.). Правление Павла 1 началось в обстановке крестьянских волнений в стране, охвативших 32 губернии. Они были подавлены военной силой. Повинен в этом оказался сам Павел, приказавший, чтобы к присяге ему как императору допустили все мужское население страны, включая крепостных крестьян (раньше их к присяге не допускали). Это породило у крестьян надежду на отмену крепостного права. Но когда они не дождались ее, начались крестьянские волнения. Таким образом, даже в политике по отношению к крестьянству Павел оказался очень противоречив.

Внешняя политика Павла 1. Противоречивостью отличалась также и внешняя политика Павла 1. Ярый враг Франции, император в 1798 г. вступает в войну против нее. Весной 1799 г. русская армия под командованием появляется в Северной Италии. Одержав несколько блестящих побед, Суворов освободил от французов всю Северную Италию. Австрия, боясь освободительного движения итальянцев, просит перевода русских войск в Швейцарию. Там должен был продолжить войну с французами вместе с австрийскими войсками. Он совершает невероятный по героизму переход с боями через Альпы в Швейцарию, но к тому времени австрийцы оказались разбиты. , пробиваясь сквозь французские заслоны, одерживая победу за победой, выводит армию из французского окружения. Одновременно русский флот под командованием победоносно ведет боевые действия на море: он взял штурмом мощнейшую крепость на о. Корфу, с боями освободил Неаполь. Затем русские моряки вступили в Рим. Но в к. 1799 г. произошли изменения во внешней политике: Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция распалась. Наполеон пошел на примирение с Павлом 1. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии. В январе 1801 г. Павел внезапным приказом, без запаса фуража отправил в поход против английских владений в Индии 40 полков донских казаков. Разрыв с Англией вызвал недовольство сановного дворянства, связанного торговыми отношениями с английским купечеством. В государственном перевороте 11 марта 1801 г., повлекшем убийство Павла 1, был замешан и английский посол в России. Но главной причиной, толкнувшей заговорщиков на переворот, было острое недовольство императором столичного дворянства. У Павла не оказалось никакой социальной опоры, и он был свергнут.

Этот материал открыт для комментирования. Просим высказывать Ваши мысли по поводу внешней и внутренней политики Павла 1.

Исторический портрет Александра 1: Александр Павлович царствовал как император России с 23 марта 1801 года по 1 декабря 1825 года. Он был сыном императора Павла 1 и Софи Доротеи из Вюртемберга. Александр был первым русским королём Польши, царившим с 1815 по 1825 год, а также русским великим князем Финляндии. Его иногда называли Александром Блаженным.

Будучи сначала сторонником ограниченного либерализма, как видно из его одобрения польской конституции в 1815 году, с конца 1818 года, Александр резко поменял свои взгляды. Говорят, что революционный заговор с целью похищения его на пути к съезду в Экс-ла-Шапель, потрясли основы его либерализма. В Эксе, он впервые вошёл в тесный контакт с Меттернихом и с этого времени восходит влияние Меттерниха на ум русского императора и на Совет Европы.

Александр твёрдо верил, что он был избран Провидением, чтобы обеспечить мир в целом и европейских стран в частности. Во исполнение этой предполагаемой миссии он был не очень успешным, потому что его концепция национального счастья - и средства его получения значительно отличались от желаний остальных людей.

Он правил Россией в хаотический период наполеоновских войн. Как князь и император Александр часто использовал либеральную риторику, но продолжал абсолютистскую политику России на практике.

Внутренняя и внешняя политика

Внутренняя политика Александра 1 кратко: в первые годы своего правления он инициировал некоторые незначительные социальные реформы и крупные либеральные образовательные реформы, такие как строительство большего количества университетов. Коллегия была упразднена и заменена Государственным советом, который был создан для совершенствования законодательства. Были также внесены планы по созданию парламента и подписанию конституции.

Внешняя политика Александра 1 кратко: Во внешней политике он изменил позицию России по отношению к Франции четыре раза между 1804 и 1812 годами между нейтралитетом, оппозицией и союзом. В 1805 году он присоединился к Великобритании в войне третьей коалиции против , но после массового поражения в битве при Аустерлице он заключил с Наполеоном Тильзитский договор (1807), присоединился к Континентальной системе Наполеона и сражался в морской войне против Великобритании между 1807 и 1812 годами. Александр и Наполеон никогда не могли договориться, особенно о Польше и их альянс рухнул к 1810 году.

Величайший триумф царя произошёл в 1812 году, когда вторжение Наполеона в Россию оказалось полной катастрофой для французов. Он создал Священный союз для подавления революционных движений в Европе, которые он рассматривал как безнравственные угрозы законным христианским монархам. Александр помог австрийскому министру иностранных дел Клеменсу фон Меттерниху подавить все национальные и либеральные движения.

Во второй половине своего царствования он становился все более произвольным, реакционным, боится заговоров против него, тормозит многие предыдущие реформы. Он очищал школы от иностранных учителей, поскольку образование становилось более религиозно ориентированным, а также политически консервативным.

Основные направления внутренней политики

Сначала Православная Церковь мало влияла на жизнь Александра. Молодой царь был настроен реформировать неэффективные высоко централизованные системы управления, на которые Россия полагалась.

Правительственной реформой Александра I были отменены старые Коллегии, и на их месте были созданы новые министерства, возглавляющие министрами, ответственными перед Короной. Совет Министров под председательством императора занимался всеми межведомственными вопросами. Государственный совет был создан с целью совершенствования техники законодательства. Он должен был стать второй палатой представительного законодательного органа. Управляющий Сенат был реорганизован как Верховный Суд Империи. Кодификация законов, начатая в 1801 году, никогда не проводилась во время его правления.

Александр хотел решить ещё один важный вопрос в России - статус крепостных, хотя этого не было достигнуто до 1861 года (во время правления его племянника Александра II).

Крестьянский вопрос при Александре 1 решился следующим образом. В 1801 году он создал новую социальную категорию «свободного земледельца» для крестьян, добровольно освобождённых их хозяевами.

Когда началось царствование Александра , в России было три университета:

  • в Москве;
  • Вильне (Вильнюс).
  • Тарту.

Они были расширены, а кроме того были открыты ещё три университета:

  • в Санкт-Петербурге;
  • в Харькове;
  • Казани.

Были созданы или поощрены литературные и научные органы , Позднее Александр изгнал иностранных учёных.

После 1815 года были введены военные поселения (фермы, с работавшими солдатами и их семьями) с идеей сделать армию или её часть экономически самостоятельной и обеспечить её новобранцами.

Внешняя политика

К концу XVIII века Россия в отношении иностранных дел вступала в новую фазу своей истории. До сих пор она ограничивала свои усилия по расширению территории в Восточной Европе и в Азии, и стремилась к иностранным альянсам лишь в качестве временных средств для содействия достижению этой цели. Теперь она начала считать себя могущественным членом европейской семьи, и стремилась проявить преобладающее влияние во всех европейских вопросах.

Основное внимание императора уделялось не внутренней политике, а иностранным делам, в частности, Наполеону. Опасаясь экспансионистских амбиций Наполеона и роста французской власти, Александр присоединился к Великобритании и Австрии против Наполеона. Наполеон победил русских и австрийцев в Аустерлице в 1805 году.

Наполеоновские войны

Александр был вынужден заключить Тильзитский договор, подписанный в 1807 году, после чего стал союзником Наполеона. Россия потеряла небольшую территорию по договору, но Александр использовал свой союз с Наполеоном для дальнейшего расширения. Он вырвал Великое Герцогство Финляндии от Швеции в 1809 году и Бессарабию от Турции в 1812 году.

После битвы при Аустерлице (декабрь 1805) два императора не только примирились, но и согласились разделить мир между ними. Грандиозный проект сразу был смутно изложен в трёх формальных документах, к интенсивному удовлетворению обеих сторон, и с обеих сторон было много радости при заключении такого благоприятного альянса; но дипломатический медовый месяц не был длительным.

Наполеон, питал тайную надежду на то, что Александра можно было бы использовать в качестве послушного подчинённого в реализации его собственных планов. Александр вскоре стал подозревать, что его обманывают.

Его подозрения усилились враждебной критикой Тильзитской договорённости среди его собственных подданных и произвольным поведением его союзника, который продолжал агрессию в безрассудной манере, как если бы он был единственным хозяином Европы.

Были свергнуты правители:

  • Сардинии.
  • Неаполя.
  • Португалии.
  • Испании.

Папа был изгнан из Рима. Конфедерация Рейна была расширена до тех пор, пока Франция не получила опору на Балтийском море. Великое княжество Варшавское было реорганизовано и усилено, обещанная эвакуация Пруссии была отложена на неопределённый срок. Перемирие между Россией и Турцией было заключено французской дипломатией так, что российские войска должны были оставить дунайские княжества, которые Александр намеревался присоединить к своей империи.

В то же время Наполеон открыто угрожал сокрушить Австрию, и в 1809 году он осуществил свою угрозу, разгромив австрийские армии.

Русско-французский союз постепенно стал напряжённым. Наполеон беспокоился о намерениях России в стратегически важных проливах Босфор и Дарданеллы. В то же время Александр с подозрением смотрел на контролируемое французским государством польское государство. Требование о присоединении к континентальной блокаде Франции против Великобритании было серьёзным нарушением российской торговли, и в 1810 году Александр отказался от обязательства.

Вторжение

Россия оставалась единственной непокоренной державой на континенте, и было очевидно, что война с ней неизбежна и она началась в 1812 году наступлением наполеоновской армии на Россию и закончилось в 1815 году в битве при Ватерлоо.

В июне 1812 года Наполеон вторгся в Россию с армией в 600 000 человек, что вдвое превосходило русскую регулярную армию. Наполеон надеялся нанести серьёзное поражение россиянам и заставить Александра согласится на капитуляцию. Однако, во время войны русская армия нанесла Наполеону катастрофическое поражение.

В течение этих трёх лет Александр был главным антагонистом Наполеона, и во многом благодаря его мастерству и настойчивости союзники освободили Европу навсегда от наполеоновского господства. Когда французы отступили, русские преследовали их в Центральной и Западной Европе, дойдя до Парижа. Когда мир был окончательно заключён, Александр 1 получил доминирующее положение в европейской политике, которое было объектом его амбиций с момента начала его правления.

После того как союзники победили Наполеона, Александр стал известен как спаситель Европы, и он сыграл заметную роль в переделке карты Европы на Венском конгрессе в 1815 году. В том же году под влиянием религиозной мистики Александр инициировал создание Священного союза, свободное соглашение, обязывающее правителей вовлечённых стран - включая большую часть Европы - действовать в соответствии с христианскими принципами.

Более прагматично, в 1814 году Россия, Британия, Австрия и Пруссия сформировали Четырёхместный альянс. Союзники создали международную систему для сохранения территориального статус-кво и предотвращения возрождения экспансионистской Франции. Четырёхместный альянс, подтверждённый рядом международных конференций, обеспечил влияние России в Европе.

Во время войны с Наполеоном люди разных стран сражались, чтобы освободиться не только от ига Наполеона, но и от тирании их собственных правительств, тогда как Александр ожидал, что они останутся покорно под патриархальными институтами, которые навязывали их нации. Таким образом, несмотря на своё академическое сочувствие либеральным идеям, он стал вместе с Меттернихом, лидером политической стагнации, и охотно сотрудничал с реакционными властями против революционных движений в Германии, Италии и Испании.

В то же время Россия продолжила своё расширение. Венский конгресс создал Королевство Польское (русская Польша), которому Александр 1 предоставил конституцию. Таким образом, Александр I стал конституционным монархом Польши, оставаясь автократическим царём России . Он также был ограниченным монархом Финляндии, которая была аннексирована в 1809 году и получила автономный статус. В 1813 году Россия получила территорию в Бакинском районе Кавказа за счёт Персии. К началу девятнадцатого века империя также прочно обосновалась на Аляске.

Будущая самодержица великой державы Анна Иоанновна была дочерью Ивана V, старшего брата Петра Великого, и его жены Прасковьи Салтыковой, то есть приходилась родной племянницей Петру Алексеевичу. Он много времени уделял воспитанию и обучению племянницы вплоть до ее замужества. В 1710 году семнадцатилетнюю девушку сосватали за Курляндского герцога (территория современной Литвы) Фридриха Вильгельма.

По смерти мужа по настоянию своего дяди Анна Иоановна продолжала проживать в Курляндии.

В 1730 году члены Российского Верховного Совета пригласили Анну Иоанновну, за неимением прямых наследников российского престола, управлять великой державой. При этом члены Тайного Совета составили кондиции, довольно жестко ограничившие верховную власть. Подписав данное соглашение, будущая императрица практически передавала всю полноту власти Тайному Совету. Но едва ступив на престол, Анна Иоанновна разорвала отношения с членами Тайного Совета и, при поддержке дворянства и знати, объявила себя самодержицей Российской империи.

Внутренняя политика при Анне Иоановне

Свое правление Анна Иоанновна начала с упразднения Тайного Совета и передачи всех их полномочий Кабинету Министров. Для того, чтобы обезопасить государство и абсолютную власть от заговоров и смуты, была создана Тайная канцелярия и Канцелярия Тайных Розыскных дел.

По всем людным местам ходили люди с масками на лицах, прислушивались к разговорам и могли обвинить любого в неуважении к верховной власти, что влекло за собой самую жестокую расправу.

Чтобы заслужить уважение и поддержку дворянства, Анна Иоанновна отменила указ Петра Великого о единонаследии, запретила крестьянам жаловаться на своих хозяев, сократила срок государственной службы до 25 лет, щедрой рукой раздавала награды и денежное вознаграждение, но при этом мало самостоятельно занималась управлением государства.

По сути, государством управлял фаворит императрицы Эрнст Бирон и военный министр Миних, оба имели немецкое происхождение, и о нуждах русского народа мало заботились. Их управление заключалось в быстром получении собственной выгоды.

Огромные суммы государственных денег тратились на развлечения и поощрения нужных людей.

Внешняя политика при Анне Иоанновне

Как успешная ученица своего дяди Анна Иоанновна в области внешней политики старалась подражать Петру Алексеевичу. Таким образом, Российская империя заметно укрепилась на мировой арене. Большие преобразования, начатые еще при Петре Великом, прошли в армии и флоте.

В 1731 году самодержица подписала указ о присоединении Казахстана к России, после чего началась колонизация огромных азиатских территорий и строительство военных крепостей (Омск, Семипалатинск, Железинск, Петропавловск и др.)

В несколько раз вырос экспорт хлеба и черных металлов.

Не имея прямых наследников, еще при жизни Анна Иоановна назначила своим преемником младенца Иоанна, сына своей родной племянницы Анны Леопольдовны, проживающей в Мекленбурге.

В 1740 году самодержица Анна Иоанновна скончалась и прах ее был упокоен в Петропавловской крепости.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-


реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.

Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная по­литика.



Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-


ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-


ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.


Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»