Убоп - расшифровка. управление по борьбе с организованной преступностью

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

История создания структуры

Советская эпоха характеризовалось одним из самых низких уровней преступности в современном обществе. Правоохранительные органы работали очень хорошо, так что процент раскрываемости был необычно высоким. И в то же время, суровость наказания остужала многих злоумышленников, которые вынуждены были отказываться от своих противозаконных действий.

Но под конец существования СССР ситуация в корне поменялась и во время перестройки начали массово появляться организованные преступные группировки, которые фактически контролировали целые регионы.

Милиция не была готова к встречи с новым для себя врагом, который часто превосходил силовиков в техническом оснащении и имел разветвленную агентурную сеть, в том числе и среди сотрудников правоохранительных органов. Так что нужно было создавать принципиально новое управление, которое могло бы противостоять угрозе государственной безопасности.

День образования УБОП приходится на 15-ое ноября 1988-го года, когда по приказу всесоюзного МВД было создано 6-ое управление МВД СССР. Новое ведомство было укомплектовано из самых лучших сотрудников с безупречной репутацией и большим опытом. Всего первый состав насчитывал 32-а человека, которые, конечно же, не могли сами остановить растущую преступность.

Волнения в стране и отсутствие политической, экономической и социальной стабильности толкали все больше людей вступать в банды. Если изначально ОПГ состояли из 4-5 человек, то вскоре их «штат» расширился до нескольких десятков. Причем везде была четкая иерархия, а во главе нередко стояли кадровые военные, которые не смогли найти себя в мирной жизни после возвращения из Афганистана.

Поэтому в феврале 1991-го года новое ведомство было реорганизовано, а в его ответственность вошла борьба с наиболее опасными преступлениями, а также коррупция и наркобизнес. Через полгода Союз перестал существовать, и последовала очередная реорганизация структуры в Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации. Но День УБОП все равно продолжили считать от образования первой структуры.

Криминогенная обстановка после распада СССР стала еще хуже. На улицах многих городов шли настоящие войны, причем не только между силовиками и бандитами, но и между противоборствующими группировками. Жители находились в постоянном страхе, поэтому нужны были действенные меры от властей.

Численность ведомства была значительно увеличена, а техническое оснащение доведено до высших стандартов. С 2004-го по 2008-ой год структура носила название «Департамент по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом и терроризмом МВД России».

В 90-ые годы удалось остановить преступность и вернуть гражданам спокойствие. Но пришла новая беда - терроризм. Бороться против такого врага значительно сложнее, так как выявить его очень сложно, поскольку зачастую подготовка боевиков ведется в иностранных государствах, а в Россию их переправляют только непосредственно перед совершением теракта. В связи с этим реформа 2008-го года преобразовала ведомство в «Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ».

Чем занимается УБОП сегодня?

День УБОПа в России в 2016 году состоится совсем скоро, поэтому нужно подготовиться к поздравлениям сотрудников. О них редко говорят в новостях, но если взглянуть на статистику, то можно увидеть, что выявление и задержание опасных преступников и боевиков производятся едва ли не каждый день.

Так что силовики прекрасно справляются со своей задачей и дают людям возможность жить нормальной жизнью. Перед управлением ставится довольно обширный перечень заданий:

  1. Оперативно-розыскная деятельность с целью выявления и обезвреживания преступных группировок и экстремистских организаций.
  2. Освобождение заложников и поиск похищенных граждан.
  3. Слежка за «ворами в законе» и криминальными авторитетами.
  4. Борьба с коррупцией и превышением служебных полномочий.
  5. Расследование этнических преступлений.
  6. Предотвращение экономических преступлений государственного масштаба.
  7. Взаимодействие с иностранными коллегами для противоборства транснациональным преступным группировкам.
  8. Ликвидация каналов незаконного оборота оружия.
  9. Выявление и блокировка маршрутов поставок наркотиков в РФ.

Действует УБОП, как самостоятельное подразделение в структуре Министерства Внутренних Дел. Главный упор в работе делается именно на борьбу с терроризмом, так как этот фактор больше всего угрожает национальной безопасности и способен дестабилизировать обстановку в обществе, вызвав панику у населения.

Еще одной важнейшей задачей является наблюдение за криминальными лидерами. С помощью слежки можно заранее узнавать о готовящихся акциях и предотвращать преступления.

В частности, в текущем году сотрудниками ведомства было задержано несколько десятков человек, находившихся в федеральном розыске. Всего в 2016-ом году предотвращено более сотни преступлений и терактов, о подготовке которых стало известно благодаря агентурной сети и наружной слежке.

Как поздравить сотрудников подразделения?

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью стал поворотным моментом в жизни страны. Раньше люди смотрели фильмы о мафии, якудза, триадах и других преступных группировках только в кинотеатрах. Но переходной период привел к появлению ОПГ на улицах родных городов. И именно сотрудники УБОПа стали щитом, который защищал граждан от насилия.

А сегодня отважные силовики противостоят террористам, оберегая покой в каждом доме. Поэтому нельзя не поздравить их в профессиональный праздник и не сказать несколько теплых слов.

День подразделений по борьбе с организованной преступностью отмечают 15-го ноября. Помимо поздравлений от представителей власти и руководства МВД, проходит также чествование ветеранов и награждение особо отличившихся сотрудников.

Вручаются медали, почетные грамоты, присваиваются очередные и внеочередные звания. Обязательно проходит праздничный концерт, на котором выступают различные коллективы. Обязательно возлагают цветы к мемориалам в память о тех, кто отдал свою жизнь при исполнении служебных обязанностей.

Подарки сотрудникам УБОП можно приобретать в военторге. Именно здесь легко найдутся подходящие аксессуары с соответствующей символикой, которая всегда будет напоминать о важности своей службы.

УБОП - это выбор смелых людей, которые готовы оберегать покой родины в круглосуточном режиме. Поэтому в качестве презента нежно подобрать что-то соответствующее. Лучше всего остановиться на полезном аксессуаре, который будет полезен во время несения службы.

Если кто-то из близких служит в УБОП, нужно обязательно устроить праздничный ужин и собрать всех друзей. Всем будет приятно осознавать, что окружающие ценят его труд, который часто остается за кадром.

И никакие награды и звания не заменят любящую семью и тепло домашнего очага. Если дома ждут любимые, то можно преодолеть все преграды и справиться с самыми сложными заданиями, поборов ради них любую преступность.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Пятнадцатого ноября исполнилось 20 лет со дня создания 6-го Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Недавно все соответствующие подразделения были в очередной раз реформированы. Словосочетание «организованная преступность» исчезло из названия. Видимо, мы ее победили.

Лев прыгнул.Тогда его застрелили

Первым главой легендарного подразделения стал Александр Гуров, ныне депутат Госдумы. Впервые имя Гурова, в то время молодого сержанта милиции, появилось на страницах газет, когда он застрелил льва. Случилось это в Москве эпохи застоя. Лев Кинг, живший в семье бакинцев Берберовых, снимался в комедии «Приключения итальянцев в России», а во время съемок квартировал в опустевшей на время каникул школе. Каким-то образом зверь выбрался в школьный сад и, перемахнув через забор, набросился на проходившего мимо человека. Когда на крик прибежал сотрудник милиции - это был Гуров, - студент Владимир Марков уже лежал в луже крови. Выстрел прозвучал вовремя. О ЧП написали все газеты. Все жалели льва и осуждали Гурова. Исключением стала публикация корреспондента газеты «Труд» Александра Зарубина. В этой редакции я - в то время студентка-первокурсница - проходила практику. Тогда-то я впервые и увидела Гурова, который вместе с родителями спасенного пришел поблагодарить коллегу за объективность.
Грянула перестройка. В СССР считалось, что последнюю банду истребили в послевоенные годы. Но после нашумевшего «узбекского дела», по которому полный срок отсидел лишь Юрий Чурбанов, в структуре МВД начались робкие перемены. Майор милиции Александр Гуров, тогда старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР, принял участие в подготовке приказа министерства №0033 «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности». Такое запутанное название рекомендовал ЦК КПСС. И все же это были первые шаги. 17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Через год Гуров направил министру внутренних дел записку с краткой характеристикой воров в законе, но особых изменений в работе МВД не произошло. На помощь пришла «четвертая власть». Интервью Юрия Щекочихина с Александром Гуровым «Лев прыгнул» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Слово «мафия» вошло в наш лексикон, а имя эксперта по мафии стало известно всем.
Шло время. Менялись министры внутренних дел. Александр Иванович считает, что две его встречи с одним из них - Вадимом Бакатиным - не только повлияли на борьбу с оргпреступностью, но и резко изменили его судьбу. Первая состоялась 2 января 1989 года. Цитирую по книге Гурова «Красная мафия»: «Я хорошо помнил встречу со Щелоковым и разборки после статьи «Лев прыгнул», и от этой срочной встречи ничего хорошего не ждал. Правда, подумалось о резкой статье Ларисы Кислинской, где она с присущей ей прямотой и сарказмом критиковала милицию, писала о беззаконии и упоминала мою фамилию в качестве эксперта… Бакатина я увидел впервые. Статья Кислинской лежала перед ним. «Надо же, сам читает. Обычно для министров выдержки делают», - подумал я. «Вот вы пишете, критикуете, и Кислинская тоже. А что предлагаете? Вот создали ублюдочное подразделение из 32 человек и думаете бороться». Далее пошли слова, которые выдавали в Бакатине истинного строителя по специальности. Тем не менее, он разобрался, что приказ МВД СССР №0014 от 15.11.88 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» - это кость, брошенная общественности, лишь бы отвязаться»…
«Не могу сказать, почему, - рассказывал мне позже генерал-лейтенант милиции Александр Гуров, - но именно после этой встречи в 6-м Управлении МВД из 32 человек, в котором даже не было структурных отделов, произошли значительные изменения. Его численность довели до 52 человек. Создали два отдела. Но что такое 52 человека на огромную страну? Вторая встреча с Бакатиным стала судьбоносной. Он предложил мне на выбор две должности - помощник министра или начальник этого управления. Я, конечно, выбрал второе».

«Разве это мафия?»

Сначала все шло хорошо. Михаил Горбачев благословил создание в МВД мощной структуры - Главного управления по борьбе с наиболее опасными преступлениями, оргпреступностью, коррупцией и наркобизнесом. Специализированные подразделения появились в 10 союзных республиках. Успели вовремя. Александр Иванович вспоминает, что прослушивая разговоры членов одной преступной группировки, сыщики перехватили разговоры двух крупных мафиози, один из которых жил в Германии. «Когда ликвидируют «шестерку»? - спросил один из собеседников. - Эти сволочи нам и в Германии жить не дают». Его московский знакомец ответил: «Точно не знаю, когда, но скоро она «шестеркой» называться не будет». По удивительному стечению обстоятельств в МВД затеяли очередную реорганизацию, в результате которой «шестерка» должна была раствориться в недрах службы криминальной милиции. Журнал «Столица» писал: «Мужественный товарищ Гуров, как и весь советский народ, убежден, что в стране существует мафия. По прошествии нескольких лет после создания специального управления в МВД ССС с товарища Гурова стали требовать, потому что оклад идет, а мафии все нет. На всю страну нашли, кажется, шесть групп. Разве это мафия?» Статья была напечатана незадолго до событий августа 1991 года…
В новой стране было создано новое министерство. А новый министр внутренних дел Виктор Баранников вдруг решил, что с «гуровским управлением надо разобраться». «Он словно забыл, что мы вместе работали по ликвидации преступной группировки в самом МВД СССР, - вспоминает Александр Иванович. - Под видом деятельности Фонда по борьбе с наркотиками она осуществляла контрабанду компьютеров. Я уверен, что это была не инициатива Баранникова. Ветер дул из Совета министров и из Верховного Совета. Их сотрудники мелькали в наших документах по разработке организованных преступных группировок. Могла также всполошить разработка одного крупного милицейского руководителя из МВД России. Высокопоставленные чиновники проходили и по делам о трансфере 140 миллиардов рублей за границу, и чеков «Урожай-90», в котором действовала пресловутая ассоциация «Исток» во главе с народным депутатом Артемом Тарасовым».
В итоге на обломках 6-го управления создали российское подразделение. Гуров ушел в КГБ к Бакатину, который в тот момент его возглавлял. Новое руководство МВД прокомментировало это так: «Ушел из-за сенсаций, которых ему не достает». Потом Александр Иванович покинул и КГБ, которое к этому времени раздробили, реорганизовали и множество раз переименовывали.
«Различные реорганизации в МВД и совсем уж частые (раз в полгода) в органах госбезопасности, куда я вынужден был перейти, имели совершенно очевидную задачу, - считает Гуров. - Сколько дел о крупных и сверхкрупных хищениях было развалено вместе с СССР! Сколько преступников ушло от ответственности! Сколько денег было отмыто преступными синдикатами с помощью завоза недоброкачественной водки и некачественных продуктов! Этого бы не случилось, если бы нас услышали. Еще до краха «МММ», «Тибета», «Чары» и им подобных мы прогнозировали такие ситуации и предлагали принять соответствующие законы, которые стали бы преградой на пути многих аферистов. Но в это время увлеклись реорганизациями, при которых уходили профессионалы и уничтожались необходимые документы»
Самый мощный прессинг испытало на себе московское подразделение по борьбе с оргпреступностью. Прообраз знаменитого московского РУБОПа появился на Петровке, 38 в структуре МУРа еще 30 июня 1986 года. Служили в нем тогда 25 человек. С 27 мая 1989 года - уже 73 сотрудника. Отдел был призван бороться уже не с групповой, а именно с организованной преступностью. 12 ноября 1992 года он стал управлением. К этому времени его штат составлял 123 человека. А через год это уже мощное подразделение - Региональное управление по организованной преступности при ГУВД Москвы. В конце 1996 года Управление было переведено в подчинение ГУБОП МВД РФ.

Шаболовские,которые круче солнцевских

Вначале первый отдел на Петровке возглавлял опытный сыщик Гафа Хусаинов, в свое время принимавший участие в задержании родоначальников организованной преступности - Монгола, Япончика. Он также работал по делу об ограблении семьи Троицких, следы которого вели к любовнику Галины Брежневой Борису Буряце. Затем во главе отдела, а позже управления встал Владимир Рушайло, прошедший путь от рядового опера до министра внутренних дел. Именно при нем подразделение стало мощной структурой. При нем оно переехало в новое здание на Шаболовку, 6, и этот адрес стал так же знаменит, как и Петровка, 38. До сих пор Владимира Борисовича считают отцом-основателем московского РУБОПа.
«Наша служба создавалась по образцу и подобию Федерального бюро расследований США, основное отличие которой от уголовного розыска - не только количество выявленных и раскрытых преступлений, а организация работы от лица к преступлению, то есть выявление активных участников, лидеров и авторитетов преступных групп и группировок, эпизодов их противоправной деятельности независимо от состава преступлений», - рассказывал мне Владислав Селиванов, в 1995 году первый заместитель начальника московского Управления.
Новый подход к проблеме позволял вести и «профилактическую» работу, благодаря чему, к примеру, в мае 1994 года была осуществлена уникальная операция по предотвращению воровской сходки в Бутырской тюрьме. В 1997 году на стадии приготовления удалось предотвратить 7 заказных убийств. За пять лет (1993-1998гг.) подразделение привлекло к уголовной ответственности 56 воров в законе и 246 лидеров и авторитетов… В этот же период в РУБОП поступили сообщения о хищении с целью получения выкупа 952 человек (51 из них дети). Всех удалось освободить. Некоторые операции по освобождению заложников уникальны. Так, в июне 1997 года был освобожден сын бизнесмена из Сиднея. Сложность ее заключалась в том, что похитили молодого человека в Москве, держали в заложниках в Дагестане, а руководили операцией из Австралии. Приходилось освобождать заложников и в США. В Кливленде был похищен сын московского банкира - за его освобождение требовали почти миллион долларов. В процессе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны московские вдохновители преступления. Через них вышли на американских подельников. Информация поступила в кливлендское отделение ФБР США. Заложника освободили, похитителей арестовали.
В общем, бандиты боялись московского РУБОПа, как огня. А во многих кабинетах управления на стенах появился шутливый лозунг: «Шаболовские круче солнцевских».

РУБОП здесь больше не живет

«У меня такое впечатление, что присутствую на собственных похоронах, - сказал знакомый оперативник, когда со знаменитого здания на Шаболовке, 6 снимали табличку. - Причем о расформировании нашего РУБОПа мы узнали не от начальства, а от бандитов. Они над нами откровенно смеются».
Приказ о расформировании системы Регионального управления по борьбе с оргпреступностью был подписан в августе 2001 года. Реорганизацию затеял бывший тогда министром внутренних дел РФ Борис Грызлов. Правда, громкой акции вроде «муровские оборотни в погонах» не получилось, но о возбужденных в отношении нескольких рубоповцев уголовных делах вспоминали часто. Говорили о том, что служба стала неуправляемой. Но если бы она подчинялась местному ГУВД, УВД, стала бы «ручной». Создается впечатление, что именно это и требовалось.
Практически все опытные сотрудники ушли. Лучшие из лучших погибли в ходе различного рода спецопераций - только в Чечне при исполнении служебного долга потери составили 19 рубоповцев. За 20 лет существования все подразделения ГУБОПа МВД РФ потеряли 396 человек. Восемь офицеров получили самое высокое звание - Герой России.
На бывшего министра внутренних дел начались наезды. О развале РУБОПов я писала в статье «Свои и чужие в МВД» («Совершенно секретно» №11 за 2001 год). В качестве моего оппонента выступал возглавлявший тогда ГУБОП МВД РФ генерал-лейтенант милиции Александр Овчинников. По своему служебному положению он был не согласен с тем, что РУБОПы целенаправленно разваливают. Но соглашался с предположением некоторых, что судьбой РУБОПов особенно обеспокоены недобросовестные сотрудники этого ведомства, опасающиеся в результате реформы потерять доступ к сытной кормушке. «Да, кормушка сытная», - говорил генерал и приводил пример: один из бывших начальников отдела ГУБОПа забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов. Ее нашел его подчиненный, который дней десять ждал, когда шеф забьет тревогу. Но тот молчал. Деньги были явно не последние…
С момента очередной реформы прошло не так много лет. Но ставки резко изменились. Так, из двух разных источников стало известно, что одному из начальников главного антимафиозного ведомства (теперь уволенному) в чемоданах несли не десятки тысяч долларов, а миллионы. Один миллион - за покровительство, другой - за возбуждение «заказного» уголовного дела и его благополучного доведения до суда.

В одном глазу доллар,в другом - евро

6 сентября этого года вышел указ президента России об очередной реорганизации нынешнего Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД РФ. Отныне на его основе будут действовать два департамента. Один должен противостоять экстремизму, другой обеспечивать защиту лиц, подлежащих государственной защите. В названии обоих словосочетание «организованная преступность» отсутствует. Все функции по борьбе с оргпреступностью общеуголовного характера, а также подразделения по разработке воров в законе и преступных авторитетов передаются уголовному розыску. Коррупция и экономические проявления оргпреступности оказываются в ведении структур по борьбе с экономическими преступлениями. Вернулись к тому, с чего начинали 20 лет назад. Борьба с оргпреступностью силами подразделений, которые подчиняются, предположим, городским управлениям, а значит городским властям, вряд ли имеет радужные перспективы.
На следующий день после опубликования указа президента агентура еще неразогнанных управлений по борьбе с организованной преступностью сообщила - воры в законе во всех регионах России устроили грандиозную пьянку по случаю ликвидации ненавистной службы.
В докладе по итогам прошлого года министр внутренних дел Рашид Нургалиев констатировал: «Продолжается тенденция снижения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в том числе оперативного состава». Надо заметить, что за минувшие 20 лет для этого сделано было все. Но это не самое страшное. Страшно, когда специально обученные люди пойдут на службу к мафии уже официально, когда сдадут свою агентуру и базу данных. Информация о появлении на черном рынке базы данных реорганизованного департамента уже появилась. «Серьезное влияние на деятельность ОПФ (организованные преступные формирования) оказывают авторитеты уголовно-преступной среды, в том числе воры в законе, - отмечает министр. - Всего на оперативном учете в МВД состоит 182 вора в законе. Ключевыми фигурами преступного мира, по данным МВД, являются 20 воров, возглавляющих сейчас семь ОПС. Через «положенцев», «смотрящих» и держателей общака ими создана система альтернативных органов управления на уровне регионов, муниципальных образований и в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Интересно, кто теперь будет бороться с ворами в законе? Участковые?
«Нас разогнали, облили грязью, набрали со всех концов страны новых людей, но они быстро сориентировались в столице и взятки стали брать сотнями тысяч, а то и миллионами евро, - говорит ветеран московского РУБОПа. - Для них нет ни Родины, ни флага. Какая там борьба с преступностью, когда в одном глазу - доллар, а в другом - евро».
Может быть, последнюю структуру, призванную бороться с мафией, а на самом деле не раз уличенную в сливании с ней, и стоило разогнать, но как пойдут дела «на земле», то есть в окружных и районных УВД, где берут взятки, но меньшие, как за развал, так и за возбуждение уголовного дела?

Лариса Кислинская


поделиться:

Организованная преступность многократно опаснее бытовой. В Советском Союзе её становление относится к 60-м годам ушедшего столетия. Однако власти долго не хотели признавать факт её существования. Поэтому работникам вновь созданных подразделений для борьбы с этим явлением пришлось сразу же столкнуться с ожесточённым сопротивлением криминалитета. Многим из них суждено было сложить голову в борьбе за правопорядок.

Эта борьба далека от завершения, и сейчас, ежедневно сотни работников правоохранительных органов выходят на бой с организованной преступностью, рискуя жизнью и здоровьем. Именно им посвящён данный профессиональный праздник.

История

Даже многие из тех специалистов, кто причастен к этому празднику, не знают, отчего для него выбрана именно эта дата. Между тем, все достаточно просто – именно 15 ноября в 1998 года в СССР было создано 6-е управление МВД СССР, как раз и занимавшееся борьбой с организованной преступностью. Поэтому вполне логично, что дата создания этой структуры была принята для ежегодного празднования. Естественно, что сам праздник возник не сразу, ведь первоначально штат нового управления включал всего лишь 32 служащих.

Сегодня в ГУПЭ МВД РФ (именно так после многочисленных реформ именуется соответствующая структура) служит гораздо больше людей. Да и функции управления изрядно расширились, в них теперь входит также борьба с экстремизмом и терроризмом.

В штате подразделения состоят:

  • сотрудники собственно управления;
  • служащие отрядов быстрого реагирования, осуществляющие силовую поддержку.

Поэтому данный профессиональный праздник касается напрямую десятков тысяч людей.

Традиции

Традиции профессиональных праздников военных и военизированных структур не сильно различаются. Сказанное касается и бойцов, и сотрудников, занимающихся борьбой с организованной преступностью. В частях и подразделениях в этот день имеют место:

  • торжественные построения и прохождения;
  • сотрудникам присваиваются очередные звания и награды различных уровней, грамоты, премии, ценные подарки;
  • устраиваются культурные мероприятия.

Поскольку речь идёт о государственной структуре, тем более военизированной, то о проведении корпоративных застолий речи не идёт. Черёд праздничного стола приходит после возвращения виновников торжества домой, где их поздравят члены семьи и близкие им люди.

Преступная деятельность простого уголовника от целой группы отличается организованностью и продуманностью действий. Масштаб причинения вреда стране от нее огромен. Лидера преступной группировки сложно вычислить и задержать, так как официально он не имеет отношения к этим действиям. Финансовые махинации, экстремизм, контрабанда, киднеппинг, терроризм - и это только часть совершаемых ими проступков. Именно сотрудникам, которые посвятили свою деятельность выявлению главарей преступных группировок, их разобщению, задержанию и доведению до суда, и посвящен этот профессиональный праздник.

Когда отмечается

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью празднуется ежегодно 15 ноября.

Кто празднует

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью 2019 по традиции отмечают действующие сотрудники ГУПЭ (Главное управление по противодействию экстремизму) МВД РФ, а также ветераны службы.

История праздника

15 ноября 1988 года Приказом МВД Советского Союза № 0014 «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» было организовано 6-е управление МВД СССР в количестве 32 человек. Эта дата и стала точкой отсчета в формировании данных подразделений.

В феврале 1991 г. оно было переименовано в Главное управление по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, а через год преобразовано в ГУОП (Главное управление по организованной преступности) МВД России. Следующий виток реформирования наступил в 1999 году. С ним пришло новое название - ГУ по борьбе с организованной преступностью. В 2004 г. оно стало Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России. Реформирование 2008 года привело к созданию новой аббревиатуры - ГУПЭ МВД России. Сейчас это главное подразделение в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Для поддержки проводимых его сотрудниками действий и операций созданы отряды быстрого реагирования.

О профессии

В обязанности сотрудников ГУПЭ МВД РФ входит не только проведение мероприятий, направленных на выявление экстремизма, а также борьба с терроризмом, наркотическим бизнесом, незаконной реализацией оружия, коррупцией, раскрытие особо тяжких и тяжких преступлений на региональном и международном уровне и многое другое. Помимо этого, они занимаются проведением профилактических мер, целью которых является предупреждение и пресечение данных видов деятельности.

До 1985 года в СССР не признавали наличие организованной преступности, хотя ее становление начало происходить с 1960-х гг.

Самая большая по численности Сицилийская мафия насчитывает 50 тысяч членов - 150 семей, в то время как в России эта цифра достигает 160 тысяч членов - 12 000 групп.

На докладе Совета Европы 2004 года говорится о том, что российские международные преступные организации, действующие на территории Европы, являются одними из самых опасных в сфере вымогательства, незаконной миграции и экономических преступлений.

Организованная преступность по модели правления представляет собой государство с олигархической формой правления. В преступном обществе также есть власть, органы системы безопасности, образования (для воспитания молодых преступников), суды, оппозиция и даже издаются нормативные акты (предписания). У них есть свой кодекс поведения, музыка, речь, обычаи и традиции, которые нельзя нарушать.

«Русская мафия» - это не только российские преступные организации. К ним также относятся группировки стран СНГ и миграционные проявления дальнего зарубежья.

По территориальности организационная преступность сконцентрирована в южных регионах России, не считая крупных городов и промышленных центров. На мировой арене она действует в 44 странах.

Воровской жаргон был создан на основе русского, украинского языков и идиша и изначально принимался с целью выделения «своих из толпы». Многие ученые, поэты и писатели в годы репрессии были заключены в тюрьмы и описывали быт, заимствовали уголовные термины и понятия. Вскоре они прочно вошли в разговорный и литературный языки.

Прародителями воровского языка стали офени - бродячие деревенские торговцы. Их условный язык назывался «феней». Отсюда и пошло всем известное название уголовного жаргона.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»