Поздравления с праздником крестовоздвижения. Значение праздника воздвижения креста господня

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня учрежден в воспоминание о приобретение и воздвижение Креста Христова. Константин Великий значимый римский правитель, который избавил христиан от гонений. Константин с Божьей помощью победил в трех сражениях, и увидел в небесах великое знамение, виде креста и было на нем написано «Сим победиши». Константин возжелал разыскать крест, на котором распяли Иисуса. Благочестивая мать Константина отправилась на отыскивание. В результате поиска были найдены: Гроб Господень, несколько крестов, доска с подписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя. Патриарх Макарий вылечил больную женщину и оживил усопшего, поднося к ним крест. Так в Константинополь была доставлена часть Животворящего креста. По приказу правителя Константина в Иерусалиме был воздвигнут собор в честь Воскресения Христова. Воздвижение Честного Животворящего Креста стали праздновать двадцать седьмого сентября. Дата, отмечаем Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - 27 сентября.

Воздвижение честного и Животворящего Креста,
Праздник небесный, святого дня,
Все христиане в храмы пойдут,
В чащах молитву Христу вознесут.
Славься земля, мы гордимся тобой,
Боже любимый, творец дорогой,
Солнце поднимется, счастье взойдет,
Праздник Воздвижения любви поднесет.

С праздником Воздвижение Животворящего Креста,
Сегодня будет счастлива христианская семья,
Любовь и честность, счастье – радость и любовь,
Иисус Христос явится и будет здесь, с тобой.
Восстановили веру, вернули крест туда,
Где правдой и свободой он будет жить всегда,
Вставайте Христиане, молите о добре,
И будет вам здоровье и помощь извне.


Искорени Господь всё зло, утихомирь нам страсти,
Любви и счастья поднеси, чтоб люди улыбались,
Чтоб замолчали все враги, и чтоб не надсмехались.
Молитвой дьявола побьем, добро восторжествует,
И крикнем дружно – Бог спасет, прошепчем Аллилуйя,
Животворящий крест взойдет и будет народ счастлив,
Искорени Господь все зло, утихомирь нам страсти.

С праздником Воздвижения Креста господня,
Состоится служба, в этот день народна.
Крест вернули людям в Иерусалим,
Люди поднабрались Православных сил.
Слава тебе Боже, слава Иисус сын,
Есть на свете много, множество причин,
Чтоб запоминали, что ты был средь нас,
Как ты на Голгофе все народы спас.

Сегодня праздник Воздвижение Креста Господня,
Мы к храму крестным ходом собрались,
Откроем Богу сердце, душа теперь свободна,
И на коленях в храме пред господом молись.
Хвала Христу, спасителю родному,
За радость, счастье в вашем доме,
Я поздравляю вас от всей души,
Любите свои семьи и верой дорожите.

Не забудут люди через годы,
Чудеса Небесного отца,
Появления на земле Господня,
И пришествие самого Христа.
Воздвижение Креста Честного,
Возвращение Животворящего Креста,
И единого на земле такого,
Крест от сына, духа и отца.

Животворящий Крест Господень возвратился,
Благословил людей на счастье на земле,
И дух святой в душе переродился,
Воздвигли радость на святейшей стороне.
Он укрепил сердца и силу духа,
Восстановил любовь и радость на земле,
Остановилась, отступила та разруха,
Из-за чего и жили мы во мгле.

Пусть Господь вас исцеляет,
И молитвой освещает,
Ни на миг не покидает,
Никогда не забывает.
В День Воздвижения Креста,
Пусть раскрывается душа,
Животворящего, честного,
И просто для людей святого.

Жизнь – не просто испытание – Это счастье и любовь,
Для кого-то наказание, а кому-то в сердце боль.
Бог дал волю человеку, ниспослал с небес Христа,
И заполнил в жизни веху, я поверил в чудеса.
И тогда его распяли, кровью плакала земля,
Все надежду потеряли, дрогнула людей душа.
И спаситель жизнь вернувши – счастье, радость людям дал,
Вот он Крест Животворящий, нам его Христос послал.

Поздравляю с днем Воздвижения Животворящего Креста,
Пусть небеса разверзнутся, коснется Бог тебя,
Любовь, удача, радости заполнят пустоту,
Остатки мерзкой зависти исчезнут на ветру.
Молитвой чудотворною от злобы оградись,
И ощути прекрасную, божественную жизнь,
Без страсти уныния, с душевной чистотой,
Благодари спасителя, за то, что ты живой.

С праздником мои дорогие,
С Воздвижением святого Креста,
Православные братья родные,
Прославляем сегодня Христа.
Дух взойдет: чистотой и любовью,
В храм войди и Христу помолись,
Знай, господь будет рядом с тобою,
И направит на путь твою жизнь.

Животворящий Крест вернули,
И вера возродилась вновь,
Грехи и страсти намертво уснули,
И вспыхнула в душе любовь.
Избитый разум исцелили,
Христос Воскрес и каждый год,
Традиции мы возродили,
И в храм народ идет, идет.

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Поздравляю с днем Воздвижения Животворящего Креста,

Пусть небеса разверзнутся, коснется Бог тебя,

Любовь, удача, радость заполнит пустоту,

Остатки мерзкой зависти исчезнут на ветру,

Молитвой чудотворною от злобы оградись,

И ощути прекрасную, божественную жизнь,

Без страсти уныния, с душевной чистотой,

Благодари спасителя за то, что ты живой.

Воздвижение Креста Господня связано с прекращением гонений на христиан, когда появился римский император Константин. Накануне очень важной битвы Константин увидел на небе знамение креста с надписью «Сим побеждай» (по-гречески: НИКА). Ночью к нему явился сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что с крестом он сможет одолеть врага. Христос посоветовал сделать знамя с изображением святого Креста.

Константин сделал, как ему было предложено и сумел разгромить врага. После этого он объявил веру Христову главной. Своей матери, царице Елене, он поручил найти место, где был распят Иисус и зарыт Крест. На этом месте они хотели построить Храм. Царица Елена приложила много усилий для того, чтобы отыскать нужное место. Когда же ей это удалось, после длительных раскопок на свет явилось сразу три креста. По совету епископа они стали подносить каждый крест к тяжелобольной женщине. От двух крестов ничего не изменилось. Когда же поднесли третий крест, женщина мгновенно исцелилась. Таким образом узнали Крест Господень.

Показать поздравления


В светлый, тихий праздник
Воздвижения Креста Господня,
Всем хотим напомнить мы сейчас:
Победил Бог смело преисподнюю,
На кресте Иисус нас спас.
Пусть же жизнь течет спокойно,
Под покровом честного креста,
Чтобы радость и любовь лились рекою,
В добрые и чистые сердца.

Автор

Животворящего Креста Господня,
Святое Воздвижение сегодня,
Нам Божий Крест всегда по жизни помогает,
От бед и от болезней нас спасает!

С Воздвижением вас я поздравляю,
От всей души Спасенья вам желаю,
С любовью к Богу на земле живите,
Не сейте зла, а лишь добро творите!

Автор

Животворящий Крест Господень
Благослословенье нам несет.
Кто верует, тот и свободен,
Его Господь всегда спасет.

Тебе желаю силы духа
Сегодня, в праздник, в день любой,
И веры не для показухи,
Пусть будет Бог всегда с тобой!

Автор

Стекала по нему кровь православная,
И было вбито в крест Иисуса тело славное,
Спустя года воздвигли крест опять,
Но только чтобы веру воссоздать!

Чтоб во спасение нас грешных крест стоял,
На теле чтобы веры знак сиял,
Знак силы православной и добра,
Душа чтоб спасена была...

Автор

Был в этот день воздвигнут Крест Святой!
Пусть будет он для нас с тобой
Защитой, оберегом, талисманом,
Не даст в обиду колдунам, шаманам.

Убережёт от горя и напастей,
Побольше принесёт нам счастья.
Давай помолимся мы в этот день святой,
Запомни навсегда, Господь и я с тобой.

Автор

В праздник великий Воздвиженья
Этот летит поздравок!
А в нём так красиво, возвышенно -
Желанья на несколько строк,
Чтоб в сердце обиды растаяли,
Развеялись горечь и гнев!
Расставшись с обидами старыми,
Начните веселья посев!
Живите в здоровье и радости,
Доверившись сини небес,
Пусть будут с кислинкою сладости,
По силам - полученный крест!

Автор

Когда к тебе знамение приходит,
К тому ж само тебя оно находит,
Тогда поверить должен ты ему,
И верит сказанному всему.

Пример в истории такой ведь есть,
Константин же получил благую весть,
Сумел врага он смело одолеть,
И полностью во всём тут преуспеть.

Царица, мать его, Елена,
Опрашивая каждого тут иудея,
Креста Господня искала место,
Куда зарыли его злые нехристи.

Когда же крест тот откопали,
Какой из них, они не знали,
К больной его же приложили,
Тем самым быстро исцелили.

Вот так поверив лишь в знаменье,
Мы можем получить уразуменье.
А потому я шлю свой поздравок,
Пусть поучительным он будет, как урок.

Автор

Ты не отрекся от креста, Иисус,
И пред тобою я о том молюсь,
Чтоб ты и мне такой же силы дал,
Чтоб сильным я и правым в вере стал!

Чтоб я свой крест достойно тоже нес,
До пониманья истины дорос,
Чтоб я не плакал, не стонал, не ныл,
А праведно и честно в мире жил.

Чтоб нес Твой свет и людям бы дарил,
И мною Ты гордился и хвалил,
Чтоб сердце было мягко от любви,
Меня на службу, Боже, призови!

Автор

В праздник Воздвиженья дарим поток
Слов, облаченных в простой поздравок.
Счастья желаем, добра и побед,
Множества долгих и радостных лет!
Пусть в этот праздник придёт благодать
Землю и небо себе подчинять!
Много желаем терпенья ещё,
Чтоб насыщаться обычным борщом,
Чтоб не роптать на суровый свой рок,
Верить: немалый за жизнью ждёт срок.

Автор

Сентября двадцать седьмого,
Мы отметим праздник снова.
Креста Животворящего,
Большого и Щадящего.

Праздник Воздвижения,
Считается Божественным.
Подобен Страстной он неделе,
Возвысить все его хотели.

Он от болезней исцелял,
Грехи людей он искуплял.
Чествуем Его сейчас отныне,
Как величайшую святыню.

А вас поздравим с праздником,
И пожелаем вам и радости.
Пусть Крест вас исцеляет вновь,
Вы поздравок примите и любовь.

Стихи к православному церковному празднику Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, день 27 сентября 2017 года. Поздравьте своих любимых и близких с великим праздником света и радости души - с Воздвижением.

Воздвижение 2017 что это за праздник


С молитвою Евангелие у храма мы прочтем,
Насытим души радостью, покорностью, добром.
Спаси Господи рабов своих от зла,
И подари нам счастья и небесного добра,
В праздник Воздвижения Животворящего креста,
Мы почтим молитвою святейшего Христа.
***
Воздвижения Честного и Животворящего креста,
Приходит это праздник на исходе сентября,
Все христиане вместе, мы в этот день едины,
И как гласит история – мы непобедимы.
Помолимся за Господа, за семьи и любовь,
Чтоб дьявол не подкрался и не явил нам боль,
Открой святой Евангелие и «Отче наш» прочти,
Прости за все грехи, Господи прости.
***
Сын Божий за грехи взошел на крест,
Не верил тот народ, не признавал чудес,
Но чудо совершилось и Христос Воскрес,
Поверили апостолы в посланника небес.
Сегодня день Воздвижения Креста Животворящего,
Добро и любовь от людей принимающего.
С молитвой святою к храму иди,
И душу земную от греха защити.
***
Господь поможет от греха спасет,
На день Воздвижения счастья принесет,
И крест Христов мы вместе понесем,
С молитвою в губах без лишних слов.
С радостью, любовью и просто добротой,
Мы проведем весь праздник только лишь с тобой,
Храни господь от злобы, ненависти и гнева,
Когда ты рядом Боже, то и в душе мне смело.
***
Мы свято чтим церковные знаменья
И, все молитвы к небу вознеся,
Восславим праздник важный без сомненья –
Воздвижение Господнего Креста!

Сегодня время каяться в деяньях!
И небеса просить простить грехи!
Молитвы воздавайте в покаяньях
Прощая всем моральные долги!

Дай Бог вам только веры и смиренья!
Дай Бог вам больше знания и сил!
Просите очень искренне прощенья,
Чтобы Господь вас искренне простил!

С Праздником Воздвижения Креста Господня

***
В этот праздник для всех православных
Пусть с небес благодать снизойдет!
Вы покайтесь в грехах своих главных
И прощенье вам Бог принесет!

В день Воздвижения всех поздравляю!
Пусть смиренье наполнит сердца!
И для всех православных желаю,
Только веры, любви без конца!

Помолитесь же искренне ныне!
Благодарность воздайте за все!
Будьте счастливы только отныне!
Пусть вам крупно в судьбе повезет!

Красивые стихи поздравления на Воздвижение Креста 2017

Воздвиженье Креста Животворящего
Отметим целым миром в этот день!
И искренне от сердца настоящего
Помолимся за благо на земле!

Пускай смиреньем души все наполнятся!
Пусть вера сохранит земной покой!
Пускай мечты заветные исполнятся,
Сегодня в этот самый день святой!

Хвалу воздайте небу с благодарностью,
Пусть Бог убережет вас от потерь!
И наслаждайтесь в это праздник сладостью
От православных, искренних идей!
***
Колокольный перезвон вещает!..
Православный люд стремится в храм…
Этот день смиренье предвещает
И сулит благословенье вам!

В День Воздвижения Креста Господня
Пожелать хочу душе добра!
Помолиться много раз сегодня
Верующим искренним пора!

Пусть вам улыбается удача!
Пусть оберегает всюду Бог!
В этот день не может быть иначе,
Ведь Господь нам веровать помог!
***
Сентября двадцать седьмого,
Отметим праздник мы Креста большого.
Поздравим весь народ, конечно,
Обещайте быть вы честны.
Побед различных вам же много,
Счастья искреннего и большого.
Чтоб здоровье было - главное сейчас,
А удача тоже не покинула, чтоб нас!
Сегодня вы же не ругайтесь,
Священной водички напивайтесь!
***
Обретая прежнюю святыню,
Радовался праведный народ.
Этот день мы помним и поныне;
Животворный Крест нас созовет,
Чтоб напомнить древние преданья,
Укрепить нас верою святой,
Утолить печали и страданья
И наполнить сердце теплотой!
***
Искорени Господь всё зло, утихомирь нам страсти,
Любви и счастья поднеси, чтоб люди улыбались,
Чтоб замолчали все враги, и чтоб не надсмехались.
Молитвой дьявола побьем, добро восторжествует,
И крикнем дружно – Бог спасет, прошепчем Аллилуйя,
Животворящий крест взойдет и будет народ счастлив,
Искорени Господь все зло, утихомирь нам страсти.
***
Воздвижение честного и Животворящего Креста,
Праздник небесный, святого дня,
Все христиане в храмы пойдут,
В чащах молитву Христу вознесут.
Славься земля, мы гордимся тобой,
Боже любимый, творец дорогой,
Солнце поднимется, счастье взойдет,
Праздник Воздвижения любви поднесет.

Короткие СМС-поздравления с Воздвижение Креста Господня

Животворящего Креста Господня
Святое Воздвижение сегодня.
Нам Божий Крест всегда по жизни помогает,
От бед и от болезней нас спасает!

С Воздвижением вас я поздравляю,
От всей души спасенья вам желаю.
С любовью к Богу на земле живите,
Не сейте зла, а лишь добро творите!
***
Христианство - вера наша,
Ее символ - крест святой!
Пусть за все деянья ваши
Вам воздастся. Всей душой

Я здоровья пожелаю,
Чаще Бога вспоминать,
Жить вам, не переставая,
Дела добрые свершать!
***
Вас с Воздвижением поздравить
От души сейчас хочу.
Пусть Господь всегда поможет,
Все пусть будет по плечу.

Не теряйте веры в сердце,
Ведь она всегда спасет.
Искренняя пусть молитва
Облегчение принесет.

Попросите в праздник славный
Избавления от бед,
И услышите душою
Вы на свой вопрос ответ.
***
Сегодня праздник наш священный,
И слышен колокольный звон,
Ведь в этот день такой чудесный
Был крест священный обретен!
И с этим днем прекрасным, светлым
Мы поздравляем христиан,
Любви, здоровья вам желаем,
Благополучия всем вам!
***
С Воздвижением я вас поздравляю,
Пускай Господь вам освещает путь.
Пусть Крест Его от бед всегда спасает,
И не дает куда-то не туда свернуть.

Пускай в душе всегда горит Надежда,
Пусть Вера Вас хранит и окрыляет.
А жизнь пусть будет вечно безмятежной,
Любовь родных и близких сил вам прибавляет.
***
Не забудут люди через годы,
Чудеса Небесного отца,
Появления на земле Господня,
И пришествие самого Христа.
Воздвижение Креста Честного,
Возвращение Животворящего Креста,
И единого на земле такого,
Крест от сына, духа и отца.
***
Пусть Господь вас исцеляет,
И молитвой освещает,
Ни на миг не покидает,
Никогда не забывает.
В День Воздвижения Креста,
Пусть раскрывается душа,
Животворящего, честного,
И просто для людей святого.
***
С праздником мои дорогие,
С Воздвижением святого Креста,
Православные братья родные,
Прославляем сегодня Христа.
Дух взойдет: чистотой и любовью,
В храм войди и Христу помолись,
Знай, господь будет рядом с тобою,
И направит на путь твою жизнь.

Красивые стихи на Воздвижение Креста Господня

***
Животворящий Крест вернули,
И вера возродилась вновь,
Грехи и страсти намертво уснули,
И вспыхнула в душе любовь.
Избитый разум исцелили,
Христос Воскрес и каждый год,
Традиции мы возродили,
И в храм народ идет, идет.
***
Я с Воздвижением Креста
Всех вас поздравляю.
Веры сильной и глубокой
Вам в душе желаю.

Пусть поможет победить
Беды и несчастья.
Сила мощная Креста
Вам подарит счастье.
***
Сегодня Воздвижение Креста Господня,
Мы в храме Божьем собрались,
Перед Крестом преклонимся,
И скажем другу «помолись».

«Хвала Спасителю родному!»:
Всё человечество кричит,
Спасибо за муки и страдания,
Спас всех, подвиг велик!
***
Животворящий Крест Господень
Благословение нам дал.
Пусть колдовство сегодня в моде.
Мы верим: Бог сильнее стал.

Желаем мы всем силы духа,
Желаем бодрости сердец.
Пусть будет вера легче пуха.
Кто устоял - тот молодец.
***
Господень Крест воздвигнут был
В день этот знаменательный!
Хочу, чтоб Бог тебя любил,
Все будет замечательно!
***
Животворящий Крест Господень
Благослословенье нам несет.
Кто верует, тот и свободен,
Его Господь всегда спасет.
Тебе желаю силы духа
Сегодня, в праздник, в день любой,
И веры не для показухи,
Пусть будет Бог всегда с тобой!

Воздви́ жение Честно́ го и Животворящего Креста Господня

Описание праздника

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября (нов. ст.). Он имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.


«Воздвижение Креста Господня»

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.

Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.

Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, — воспевает сегодня Церковь, — Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, — нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.

Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих, в течение целых трех столетий не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными» . Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников и друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа . Взятие и разрушение Иерусалима Титом в значительной степени изменили многие места города, — могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий свидетельствует, что враги христиан — язычники — принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви . Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117-138 гг. по Р.Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Так разрушает Господь «советы нечестивых» и самое зло людское обращает к благу Церкви своей!

Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. В 312 г. Константин воевал против жестокого Максентия, воцарившегося в Риме, преследовавшего и убивавшего христиан, проводившего нечестивую жизнь. По словам тогдашнего историка (Евсевия), Максентий, готовясь к борьбе с Константином, прибегал к разным волшебствам и суеверным обрядам; Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи над врагом, а потому размышлял о том, какому Богу он должен молиться об этой помощи. В эту тяжелую минуту вспомнил Константин о том, что его отец Констанций, оказывавший покровительство христианам, пользовался благосостоянием, тогда как гонители христиан имели бедственную кончину, — и потому решился обратиться с молитвой к Богу Констанция, единому, верховному Существу. И вот, когда он отдался усердной молитве, то около полудня увидел на небе лучезарный крест, сиявший сильнее солнечного света, с надписью на нем: «сим победиши». Это чудесное знамение видели и воины, среди которых был полководец Артемий, впоследствии замученный (при Юлиане Отступнике) за Христа. Пораженный необычайным небесным видением, Константин впал в глубокий сон, и во сне явился ему сам Спаситель, опять показал ему то же знамение креста, повелел ему употреблять изображение креста, как знамя в войсках, и обещал ему победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин повелел сделать Крест Господень, по подобию виденного им знамения, из драгоценных камней, а также начертать изображение креста на знаменах, на оружии, шлемах и щитах воинов. С тех пор войска Константина совершали походы, имея своим знамением крест, соединенный с первыми буквами имени Спасителя. В битве на Мельвийском мосту (через Тибр) Константин одержал блестящую победу над Максентием (28 окт. 312 г.). Сам Максентий утонул с множеством своих воинов в реке, а Константин победоносно вошел в После этого он воздвиг в Риме статую себе, державшую в правой руке крест, а в надписи на статуе победа над Максентием приписывалась «спасительному знамению» креста. Также в войне с византийцами и скифами еще дважды Константин видел на небе чудесное знамение креста, которое возвестило ему победу над врагами.

Легко понять, каким благоговением к Кресту Господню было преисполнено после этих событий сердце христолюбивого царя Константина. И вот этот император, «не без внушения свыше, но побуждаемый Духом самого Спасителя» решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания» — построить над ним храм . Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенной ревностью по вере Христовой. В 326 г. Елена отправилась в святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.

В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал — воздвизал св. Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие обретения Честного Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе с многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. Сам Константин впоследствии в послании к Иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: «нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло» . Святая царица Елена, при могущественном содействии своего сына царя Константина, начала строить в Иерусалиме и по всей Палестине храмы на местах, освященных событиями из жизни Спасителя. И прежде всего было, по воле царицы и царя, положено основание и приступлено к постройке на месте Гроба Господня и обретения св. Креста церкви Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, освящение которой было совершено 13 сентября 335 г. Потом благочестивая царица приказала соорудить храм в Гефсимании на месте, где находился гроб Пресвятой Богородицы, во имя Ее успения и, кроме того, восемнадцать церквей в разных местах святой земли.

Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле . И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею» .

Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений .

И св. Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. А в описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV в. (Сильвией, или Етерией), мы находим интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками. «На Голгофе, — говорится в этом описании, — за Крестом, т.е. за храмом в честь св. Креста, еще до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится святое древо Креста; открывается и вынимается; кладется на стол как древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя по одиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят. И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения» . Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными . В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602-610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан — честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными . Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в своем объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу св. древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку, titulus, которая была прибита над головой Спасителя и после найдена св. Еленой лежащей отдельно от Креста.

И ныне, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ его — перед нами в храме и на нас — на нашей груди, в наших жилищах.

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (стихира самогл.).

Значение праздника Воздвижения Креста Господня

Скабалланович М.Н. (Там же. С.232-236, 249-250)

Будучи однородным по соединяемому воспоминанию с седмицей страстей Христовых, настоящий праздник по характеру совершенно отличается от тех, исключительных в году по умилительности и величию дней — дней, которым одним справедливо усвоено название «святых и великих». То дни плача над Божественным Страдальцем; это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас.

Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан, но и по тому, чем оно было для самого Христа. «Крест именуется славой Христовой и высотой Христовой», — говорит св. Андрей Критский (слово на Воздвижение), ссылаясь в подтверждение первой мысли на а второй на «аще Аз вознесен буду от земли...». «Если же Крест Христов составляет славу Христа, то и в настоящий день крест воздвигается для того, чтобы Христос прославился. Не Христос возвышается, чтобы славился Крест, но возвышается Крест, чтобы прославился Христос».

Будучи Христовым, Его славой и высотой, Крест этот слишком близок нам уже по первоначальной идее своей. Он, собственно, наш Крест. Христос «понес на раменах своих тот самый крест, на каком распяли его, как принявший на себя наказания, определенные согрешившим»; Он «крест понес нам принадлежащий» (св. Кирилл Александрийский на кн. 12).

Отсюда те неисчислимые блага, которые излиты на нас Крестом. «Сей добрый кормчий, наполнив изобилием всю жизнь нашу и умирив ее, доставил еще нам в будущности вечную жизнь» (св. Ефрем Сирин, слово на Честной Крест). «Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь» (слово на Воздвижение Василия Селевкийского, приписываемое и св. Иоанну Златоусту). «Он сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол» (св. Иоанн Златоуст, слово на поклонение Кресту). «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом» (слово о Кресте, приписываемое св. Иоанну Златоусту). «Он положил конец беззаконным делам мира, пресек его безбожные учения, и мир не угождает уже более диавольским законам и не связывается узами смерти; (Крест) утвердил заповедь целомудрия и искоренил сладострастие; освятил правило воздержания и низложил господство похоти. В самом деле, какое добро получено нами помимо Креста? Какое из благ даровано нам не через Крест? Через Крест мы научились благочестию и познали силу Божественной природы; через Крест мы уразумели правду Божию и постигаем добродетель целомудрия; через Крест мы познали друг друга; через Крест мы познали силу любви и не отказываемся умереть друг за друга; благодаря Кресту мы презрели все блага мира и вменили их ни во что, ожидая будущих благ и невидимое принимая, как видимое. Крест проповедуется — и истина по всей вселенной распространяется, и царство небесное удостоверяется (слово на Воздвижение Василия Селевкийского или Иоанна Златоуста).

Помимо приобретения для человечества этих высших духовных благ, Крест издревле стал проявлять спасительную силу свою и в чисто житейских нуждах христиан. «Это знамение и во времена наших предков, — свидетельствует св. Златоуст или современный ему писатель, — отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, исцеляло укусы ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды?» (слово на поклонение Кресту, приписываемое св. Златоусту).

Наряду с этим, так сказать, таинственным, мистическим значением для христианина, крест получил для него и чисто моральное значение. Он стал ободрением и поддержкой для него в тягостях личного крестоношения. «Посмотрите, — как бы говорит Христос, — на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого рода оружие, и совершите то, что хотите. Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту).

«Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение).

Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда”? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).

Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дамаскин, слово в день Креста).

Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение). «Вышло из сокровищниц земли знамение Владыки, знамение, потрясенные которым адские пещеры освободили содержимые в них души. Вышла духовная жемчужина верных, утвержденная в венце Христовом, дабы озарить целую вселенную. Он явился, чтобы быть воздвигнутым, и воздвигается, чтобы явиться (чтобы его видели). Многократно поднимают его и показывают народу, только что не восклицая: «се обретено утаенное сокровище спасения» (св. Андрей Критский, слово на Воздвижение).

Установленный в память обретения и явления Креста праздник, конечно, имел в душах христиан давно уже подготовленную почву, был ответом на давний запрос их духа. Но он, сразу получив широкое распространение и большую торжественность, без сомнения умножал любовь ко Кресту и почитание его. Крест получает теперь особое значение в борьбе христианина с невидимыми врагами его спасения, особенно в руках подвижников. Теперь оценивают и все значение его не только в деле нашего спасения, совершенном Христом, но и в ветхозаветном приготовлении этого спасения, объясняя и здесь многое его, так сказать, возвратным действием .

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучение в день Воздвижения Креста Господня.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Воздвижения Креста Господня.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Воздвижение Креста Господня.


Воздвижение Креста Господня.

Воздви́жение Крестá Госпóдня - один из неподвижных двунадесятых праздников, посвященный Кресту Христову, отмечается 1427 сентября. Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об Искупительной Жертве Христа. Поэтому этот праздник также стоит в начале годового круга богослужений. Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»