Игорь Рогов — человек, не принимающий неправильных решений. Рогов, игорь иванович

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Глава правительства: Касым-Жомарт Токаев Предшественник: Бауржан Мухамеджанов Преемник: Георгий Ким Рождение: 17 мая (1950-05-17 ) (68 лет)
г. Баку , Азербайджанская ССР Отец: Рогов Иван Григорьевич Мать: Тагильцева Валентина Степановна Супруга: Рогова, Валентина Георгиевна Дети: сын - Денис (), дочь - Светлана () Награды:

Игорь Иванович Рогов (род. 17 мая , Баку , Азербайджанская ССР) - председатель Конституционного Совета Республики Казахстан . Доктор юридических наук , профессор .

Биография

Академик Академии социальных наук РК (с ).

Владеет казахским и немецким (разговорным) языками.

Президент Казахстанской криминологической ассоциации.

Научные труды

  • Опубликовал более 90 научных и научно-популярных статей в казахстанских и зарубежных изданиях, учебно-методических пособий по уголовному праву.
  • Является автором и соавтором учебных пособий и изданий:
    • Уголовное право Республики Казахстан (Институт Международного права и международного бизнеса «Данекер», г.Алматы, 1998);
    • Экономика и преступность (Алматы, 1991);
    • Толковый словарь Конституции РК («Жеті жарғы», г.Алматы, 1996);
    • Уголовное право Казахстана (особенная часть) (Учебник для ВУЗов, Алматы, ТОО «Баспа», 2001);
    • Уголовное право Республики Казахстан (общая часть), учебник (г. Алматы, 2003);
    • Уголовное право Республики Казахстан (особенная часть) (г. Алматы, 2003);
    • Конституционный контроль в Казахстане (Алматы, 2005);
    • Криминология: Учебник (ТОО «Казыгурт баспа», 2006)

Награды, почётные звания

  • Орден Достык 2 степени ()
  • Орден «Парасат» ()
  • Медаль «10 лет независимости Республики Казахстан»
  • Медаль «Тынга 50 жыл»
  • Медаль «Астана»
  • Медаль «20 лет независимости Республики Казахстан» (14 декабря 2011)
  • Медаль «20 лет Ассамблеи народа Казахстана»
  • Почетное звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан» («Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» ) ()
  • Ведомственная медаль Верховного Суда РК «Халықаралық ынтымақтастықты дамытуға косқан үлесі үшін» (За вклад в развитие международного сотрудничества ) ()
  • Ряд международных премий в области юриспруденции
  • Лауреат международной премии «Фемида»
Предшественник:
Хитрин, Юрий Александрович
Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан

15 июня -
Преемник:
-
Предшественник:
Мухамеджанов, Бауржан Алимович
Министр юстиции Республики Казахстан

13 сентября - 29 января
Преемник:
Ким, Георгий Владимирович

Напишите отзыв о статье "Рогов, Игорь Иванович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Рогов, Игорь Иванович

«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
– Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик!.. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку!.. Дочь!.. Дочь мою меньшую оставили!.. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
– Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
– Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!

Чем занимается Конституционный совет между реформами основного закона страны?

Самый закрытый государственный орган Казахстана. Обратиться к нему может очень ограниченный круг лиц — президент, председатели сената и мажилиса, одна пятая часть всех депутатов парламента, премьер-министр или суд. В чем заключается роль конституционной «семерки», стоящей на страже основного закона страны? Как Игорю Рогову 13 лет удается сохранять пост главы Конституционного совета? Об этом и многом другом рассказал политолог Данияр Ашимбаев.

Данияр Ашимбаев, фото с сайта radiotochka.kz

Свидетель всех «Конституций»

— Игорь Иванович Рогов - патриарх нашей государственной юстиции. Он с 1990 года в аппарате президента, только-только сформированном. С 1992-го - заместитель председателя в Конституционном суде. Как тогда говорили, трудился на правах комиссара. Затем в карьере Игоря Рогова — кресла помощника и советника президента. В принципе, на государственно-правовой работе не было постов, которые он не занимал. Но верх карьеры - пост председателя Конституционного совета, который Игорь Рогов занимает с июня 2004 года.

— Игорь Иванович - доктор юридических наук, профессор, имя которого никогда не фигурировало ни в каких скандалах.

— Добавлю еще, что он кавалер нескольких орденов и президент Казахстанской криминологической ассоциации. Бесспорно, Рогов - специалист известный и авторитетный. Через него шли практически все конституционные изменения. И хотя в скандалах он не замешан, то только потому, что копать под него особо и не пытались, кроме разве что Нагашбая Шайкенова времен «битвы за правовую реформу».

Рогов имел самое прямое отношение к разработке Конституции 1995 года и к последующим ее изменениям. А потом — в силу статуса Конституционного совета — имел отношение и к легитимизации всех поправок в наш основной закон

По той причине, что Конституция 1995 года была сверхпрезидентско и дальше раскатывать полномочия можно было только в сторону монархии, что было не очень «комильфо» в наших условиях, все дальнейшие изменения принимались под лозунгом расширения полномочий правительства, парламента либо местных органов власти. И одной из задач главного конституционного юриста было изыскание резерва для увеличения полномочий президента (а они все-таки растут) и поиск моделей точечного перераспределения функций остальных органов власти. Чтобы если не на бумаге, то хотя бы на словах эту миссию микшировали.

Откуда взялась нашумевшая 26-я статья?

— Ситуация 2017 года. Сделаны нынешние поправки были по обычной схеме, то есть сначала либо президентом, либо общественностью, либо депутатами озвучивается некий вариант, который вызывает массу споров. Потом, после всенародного обсуждения, президент предлагает более компромиссный вариант, который в итоге и проходит.

— Мы говорим про нашумевшую 26 статью?

— Ее затронули для шума, началось массовое побоище, изначально ее изменение никакого практического смысла не имело

Вдумайтесь только — собственность иностранных граждан и корпораций из США, России, Евросоюза или Китая гарантируется не нашей конституцией, а всей их военно-политической мощью.

А 26-я статья больше касалась наших оффшорных «приватизаторов» и граждан Казахстана, которые владеют собственностью в республике, но не напрямую, а через те же оффшоры. Но как мы знаем, международное право - еще более гибкая вещь, нежели конституционное право Республики Казахстан.

Когда надо, «международное право» легко признает легитимность тех или иных «революционных режимов» или создания новых государств

Да, собственно, оно достаточно легко проводит аресты активов свергнутых, но технически еще легитимных правителей в интересах «народа». Поэтому ссылки на него звучат достаточно лукаво, а что касается конституционных, то на их страже в республике при нынешней системе власти стоит Игорь Иванович Рогов. Человек, не принимающий неправильных решений.

Игорь Рогов, фото с сайта kapital.kz

Противников у Рогова нет. Это объяснимо

— Рогов и шестеро его коллег по совету - люди непубличные. Это связано со спецификой их работы?

— Нужно понимать, что у Конституционного совета несколько направлений деятельности: анализ законодательства, изучение международного опыта, рассмотрение споров, связанных с конституционностью актов. Но наше законодательство давно сделано по формуле, представляющей собой жуткую головоломку для тех, кто незнаком с нюансами.

Чтобы понять, что за фразой «в строке 6-й пункта 4 статьи 16 после слов «в том числе» точку заменить на запятую и далее по тексту», нужно быть «в теме»

А ведь за этой фразой могут стоять как серьезнейшее перераспределение полномочий между органами власти, так и миллиардные сделки. К тому же, кроме конституционных норм и правил еще есть система неформальных отношений. Она никем не артикулирована, но довлеет над политической системой. В эту систему никто не вмешивается, но при этом все четко знают нигде официально не сформулированные правила игры. А те, кто их не понимают, очень быстро оказываются на худших позициях, чем те, которые занимали до попытки «поиграть».

Безусловно, формирование правовой системы в стране проходило при активном участии Игоря Рогова. Находясь все время на ключевых постах, он всегда аккуратно уклонялся от тех баталий, которые шли в 2000-е годы за контроль над Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Минюстом, судебными кадрами, внутренними делами, госбезопасностью, финансовой полицией и так далее.

А в тех баталиях участвовали уже упомянутые ранее Кайрат Мами, Рашид Тусупбеков, Асхат Даулбаев, ныне почти забытый Бауыржан Мухамеджанов, нынешний замруководителя администрации президента Талгат Донаков

Рогов же пронес через все эти баталии определенную собственную марку, оттого и его авторитет признается всеми. Есть понимание, что в силу статуса, авторитета и доверия президента на Рогове лежит масса вопросов — как принятия решений Конституционным советом, так и разработки конституционных поправок. Хотя этот статус Конституционного совета официально нигде не прописан.

Противников у Игоря Ивановича нет. Все понимают, что он фактически реализует на конституционном уровне волю главы государства. За всю историю независимого Казахстана он — третий председатель Конституционного совета. Первые два - Юрий Ким и Юрий Хитрин - давно ушли из жизни.

Должность главы Конституционного совета - едва ли не единственный пост в стране, где низкая сменяемость руководства. И это вполне объяснимо

Ведь на совет возложена функция по достаточно щепетильному толкованию конституционных нюансов. Достаточно вспомнить конституционный кризис 1995 года, когда был признан нелегитимным Верховный Совет 13-го созыва. Я полагаю, что бомба была заложена заранее, причем очень аккуратно, чтобы привести ее в действие в случае необходимости без шума и пыли. И одним из участников той операции как раз и был нынешний глава Конституционного совета.

От реформы до реформы поработать для проформы?

— Если учесть, что последняя конституционная реформа в стране датирована 2007-м годом, можно предположить, что сотрудники совета в этом промежутке просто так на работу ходили?

— Почему же? Во-первых, на них лежит разработка ежегодного послания о состоянии конституционной законности в стране. Этот документ очень важный, но имеющий значение только для специалистов. Во-вторых, за Конституционным советом закреплены полномочия по мониторингу принимаемых законов. А если зайти на официальный сайт совета, то можно увидеть, что в промежутке между реформами сотрудники ведомства регулярно участвуют в конференциях и правовых форумах.

Если посмотреть внимательно конституционные изменения 2017 года, их сложно назвать реформой. Во-первых, речь идет о совершенно малозначимых полномочиях. Сущность поправок больше была направлена на узаконение статуса и роли главы государства в становлении новой государственности, а также прошедших мимо дебатах по поводу 26 статьи.

Однако до сих пор вне поля зрения большинства экспертов остается вопрос внедрения в основной закон отдельного правового статуса международного финансового центра «Астана»

Это, между прочим, тоже часть конституционных поправок. Этот финансовый центр появится в столице на базе инфраструктуры будущей выставки «ЭКСПО» в виде оффшорной зоны с отдельным законодательством и отдельной палатой Верховного суда.

Проект еще на стадии разработки. Но по опыту аналогичного центра в Алматы, который закончился достаточно своеобразно, вести разговор про финансовый центр в Астане пока бессмысленно. Помимо РФЦА вспомним Фонд обязательного медицинского страхования первого призыва, Государственный следственный комитет. У всех этих структур печальный финал из-за «непроработанности реформы».

Кроме того, нужно понимать, что у Конституционного совета есть еще одна важная функция, о которой многие забывают, - возможное обеспечение будущей смены власти. Учитывая определенную процедуру, если речь будет идти о досрочной смене власти, правовое решение будет принимать Конституционный совет и Центризбирком вместе. Но эта функция дремлющая. В этой связи нахождение на посту председателя Конституционного совета Игоря Рогова, если он останется в своем статусе при досрочной смене власти, гарантирует его подпись на этих важных документах.

— Обыкновенному гражданину доступ в КС закрыт, несмотря на то что порой у людей есть объективные основания жаловаться на нарушение их конституционных прав. Это сделано специально, чтобы народ повально не обращался к Рогову?

— Любой редактор ежедневно в почте обнаружит 5-6 писем от граждан, которые считают, что Конституция, Устав ООН или какой-то другой акт ущемляет его права. Весной и осенью таких обращений становится еще больше. Вопрос о соблюдении тех или иных прав обычно рассматривается судами. А Конституционный совет решает вопрос соответствия законов Конституции. И прежде всего нужно для начала через суд доказать, что права вообще ущемляются. В противном случае Конституционный совет будет завален многочисленными исками. А наше население очень любит жаловаться.

И это я еще говорю вне контекста эфемерного нарушения прав.

Понятно, всем хочется, чтобы их права защищались получше. Но в конце концов, можно дойти до бессмыслицы, что сама Конституция нарушает те или иные права. Важно помнить, что она для того и существует, чтобы быть гарантией стабильности. Ни одна дискуссия в Казахстане не имеет конструктивного итога, скорее, делит людей на еще большее количество враждующих групп. Неважно, о чем спор - о хиджабах или трехъязычии. Чрезмерная жесткость Конституции и затрудненная процедура внесения в нее изменений и обжалования ее статей позволяет держать все эти дискуссии в пределах кухонных границ и интернета.

Поставьте любой вопрос на референдум, вся эта «милая» публика через два часа будет бегать с бейсбольными битами, чтобы забить оппонента насмерть. Слава богу, есть фейсбук, куда все эти дискуссии уходят, но дискуссионность многих вопросов всегда абсурдна

В конце концов, и девальвация нарушает права человека, и приватизация тоже. На то оно и государство, чтобы принимать неправильные решения, но если их постоянно подвергать ревизии, то мы быстренько скатимся к молдавскому или киргизскому варианту. Начнем свергать табуном очередного президента, а потом не будем в состоянии избрать следующего, потому что никто никому уже не нравится.

Государство наше не идеально, но глядя на соседей, понимаешь, что многие находились и в более лучших стартовых условиях, а закончили непонятно чем

Продолжение следует.

Наш собеседник в программе "От первого лица" - Игорь Иванович Рогов , председатель Конституционного совета Республики Казахстан.

- Гости из стран СНГ у нас бывают нечасто, поэтому особенно интересно узнать о том, как сейчас живут люди в сопредельных государствах, из первых уст. Игорь Рогов - председатель Конституционного совета Казахстана; аналогичной структуры в России нет, - в России есть Конституционный суд. В чем разница между этими двумя структурами?

РОГОВ: Сначала о том, в чем сходство. И конституционные суды, и конституционные советы призваны осуществлять конституционный контроль, надзор, и в первую очередь они ответственны за состояние конституционной законности в стране. Конституционный суд россии - орган судебный, он осуществляет контроль над законностью принимаемых законов, преимущественно уже вступивших в силу.

Конституционный совет, в отличие от суда, рассматривает конституционность законов не после вступления в силу, а еще до подписания их президентом; его функция носит превентивный характер. В случае возникновения сомнений к нам могут обратиться депутаты, президент, премьер-министр, председатели палат. Конституционный совет проверяет закон на его соответствие конституции. В случае признания его неконституционным закон уже не может быть подписан президентом, не может вступить в силу, и это решение является окончательным, обязательным для исполнения.

Можно спорить, какой из органов - конституционный суд или конституционный совет - эффективнее, но нам ближе позиция казахстанских юристов, что превентивный контроль предпочтительнее, особенно в условиях становления правовой системы, и позволяет оперативно реагировать на возможные отступления от конституции. Конституционый совет может рассматривать и другие нормативные акты, а также законы, вступившие в силу, но только по обращению судов, - непосредственно граждане к нам обратиться не могут. Но когда гражданин оспаривает свое нарушенное право, и судья усмотрит, что закон ущемляет права человека, он приостанавливает судопроизводство и обращается к нам. Таких обращений достаточно много, и мы их часто рассматриваем.

Скажем, очень много нареканий в свое время вызвал закон о внесении изменений в закон о религии. Он вызвал международную дискуссию, многие международные организации обращались к президенту с просьбой не подписывать акт. Видя такое положение, президент решил направить его в Конституционный совет, где закон был признан в некоторых частях неконституционным, нарушающим свободу совести.

Например, Духовное управление мусульман Казахстана дает разрешение на открытие мечетей; разработчики закона посчитали, что здесь нарушен принцип светского государства: отношения, которые должны регулироваться государством, могли быть переданы негосударственной структуре. Мысль, вложенная в закон, была понятна: нужно было предотвратить экстремизм, установить контроль, но решать такие вопросы нужно правовыми методами.

Или в прошлом году вносился на рассмотрение закон о СМИ, тоже вызвавший дискуссию. Конституционный совет признал его неконституционным. Вот всего лишь два примера, но они - свидетельства того, как ущемление прав человека предотвращается еще до вступления закона в силу. Кстати, где еще есть такие структуры, как конституционный совет? В Европе - только во Франции; в остальных странах - конституционные суды, либо эти функции выполняет верховный суд.

В чем еще отличие? Конституционный совет может проверять правильность выборов президента, парламента, а также правила проведения референдума. Если президент, премьер-министр, председатели палат или не менее одной пятой депутатов усомнятся в правильности проведения выборов, то Конституционный совет еще до объявления результатов может провести не просто проверку выборов на конституционность, а проверить их правильность на соответствие конституции и законам. Пока таких обращений, слава Богу, не было...

(Полная версия программы "От первого лица" с Игорем Роговым - в аудиозаписи). РОГОВ Игорь Иванович родился в 1950 году. Окончил Казахский государственный университет. Доктор юридических наук, профессор.

Трудовую деятельность начал станочником Алматинского деревообрабатывающего комбината. По окончании университета работал следователем Ауэзовского РОВД г. Алматы, затем в течение 15 лет занимался преподавательской деятельностью. Работал старшим референтом, консультантом, заведующим сектором аппарата президента и кабинета министров. Назначался заместителем председателя Конституционного суда, помощником, советником главы государства, председателем Высшего судебного совета, министром юстиции, зам. руководителя администрации президента Республики Казахстан - начальником государственно-правового управления. В настоящее время - председатель Конституционного совета Казахстана.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»