Цик ссср. Центральный исполнительный комитет ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Большая часть страны вошла в состав СССР, однако история украинского национального движения на этом не закончилась и даже получила новый импульс. Большевики, чье положение в первые годы советской власти было крайне неустойчивым, всеми силами старались заслужить лояльность населения, действуя не только кнутом, но и пряником. В частности, на окраинах бывшей империи новая власть укрепляла свои позиции, заигрывая с местными националистами. Ярче всего эта политика проявилась на Украине, где большевики развернули целую госпрограмму по украинизации всего и вся. Кто и как строил новую нацию в советской Украине - в материале «Ленты.ру».

В борьбе с шовинизмом

«Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первоочередной задачей нашей партии», - объявил в 1923 году Иосиф Сталин. Отец народов в своей логике был совершенно прав.

Победа в Гражданской войне лишь частично упрочила власть большевиков. Организованное сопротивление они сломили, однако некоторое недовольство в определенных слоях интеллигенции, рабочих и крестьян сохранялось. В марте 1923 года Ленин перенес уже третий инсульт, отошел от политической деятельности, и все понимали, что дни его сочтены. Вопрос сохранения власти после смерти вождя витал в воздухе.

Ко всему прочему, в руководстве союзных республик, на той же Украине, плотно обосновались местные националисты. Они хоть и признавали советскую власть, однако память о том, как «буржуазные националисты» в свое время были самостийными правителями, не давала покоя националистам пролетарским. Как они поведут себя, если центральная власть ослабнет или не сможет оперативно решить возникающие тут и там проблемы?

Ради умиротворения местных правителей и стабилизации власти на местах большевики в апреле 1923 года на XII съезде ВКП(б) провозгласили политику коренизации, направленную на замещение русского языка и культуры в союзных республиках языками и культурой представителей национальных меньшинств. Подавалось это под лозунгом борьбы с тем самым великорусским шовинизмом, который ассоциировался с имперским прошлым России.

Главными обличителями великорусского шовинизма и сторонниками украинизации выступили (Радомысльский), Николай Скрипник (Скрыпник), (до революции жил под именем Мойша Долголевский) и Иосиф Сталин (Джугашвили). Участники съезда вполне осознанно и настойчиво поддерживали украинскую культуру в противовес культуре русской.

Вот что, например, говорил Зиновьев: «Я не могу согласиться с теми товарищами, которые говорили на Украинской конференции: на Украине борются две культуры; которая победит - нам все равно. Так, товарищи, рассуждать нельзя. Школа товарища Ленина учит нас в национальном вопросе тому, что мы должны активно помогать тем нациям, которые до сих пор были угнетенными и загнанными».

Аналогичного мнения придерживались и другие выступающие. Неудивительно, что коренизацию на XII съезде партии приняли в качестве официального курса в национальном вопросе.

Большевики, объявляя борьбу великорусскому, великодержавному, великороссийскому шовинизму, говорили по сути об одном и том же. Вопрос в том, что именно они подразумевали под великорусским шовинизмом. Идеологию, направленную на пропаганду национального превосходства, смешали с правом русских Украины учиться, читать газеты и смотреть спектакли на русском языке. В процессе принудительной украинизации большевики забрали у людей естественное право использовать родной язык.

Позитивная дискриминация

Сразу же после провозглашения коренизации на Украине начинается ее региональный вариант - украинизация. Постановление Центрального исполнительного комитета () и Совета народных комиссаров (СНК) УССР «О мерах по обеспечению равноправия языков и о помощи в развитии украинского языка» действительно декларировало равенство языков в Советской Украине. На бумаге.

Но равенство гарантировалось лишь в том случае, если в рамках определенной административно-территориальной единицы национальное «меньшинство» составляло более 50 процентов жителей. Естественно, такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Так что равенства не получалось.

И это обстоятельство не устраивало руководство Советской Украины. Эммануил Квиринг, первый секретарь ЦК украинской компартии, говорил: «Мы не можем ограничиться признанием формального равенства наций, поскольку оно приведет к фактическому неравенству. Теперь украинский язык и культуру надо поставить в привилегированное положение».

Чиновникам, которые не владели украинским языком, предписывалось в течение года выучить его, в противном случае их ждало увольнение. Для тех же, кто только собирался поступить на государственную службу, владение украинским стало обязательным условием, при том что количество образованных людей, которые справлялись бы с обязанностями госслужащих и владели украинским языком, было явно недостаточным.

Важную роль в успехе украинизации сыграли украинские СМИ. Если в начале процесса прессы на украинском практически не было, к 1933 году 373 из 426 периодических изданий УССР издавались на украинском языке. Их общий тираж превышал 3,6 миллиона экземпляров, что составляло 89 процентов от общего количества печатных СМИ.

Отдельного внимания заслуживает книгоиздание. В начале 1920-х годов на Украине книги на русском и украинских языках издавались примерно одинаковыми тиражами - по полмиллиона штук. Однако чем дальше, тем больше это соотношение менялось. Количество русских книг в 1925 году достигло максимума в два миллиона экземпляров, однако позже сократилось до приблизительно одного миллиона.

Тираж же книг на украинском языке неуклонно рос: перед Великой Отечественной войной он составлял уже 6,5 миллиона. Похожая картина сохранялась до самого краха СССР, когда рынок, а не партийные указы продемонстрировал, что жителям Украины интереснее читать на русском, а не на украинском языке.

Успех украинизации во многом кроется в том, что к началу революции население Украины в большинстве своем состояло из малограмотных крестьян, лишенных четкой национальной самоидентификации. Но в начале 1920-х годов одновременно произошло три важнейших события. Крестьяне массово отправились в города, чтобы стать рабочими. Большевики объявили ликбез, чтобы обучить вчерашних крестьян работе на заводах. А затем началась коренизация.

Приезжая в города, они воспринимали ту культуру и тот язык, которые им предлагали и которые позволяли им самореализоваться. Если к началу украинизации две трети населения Украины были неграмотными, то к 1934 году их осталось не более восьми процентов. Школьное образование почти полностью было на украинском языке. Украинская и вовсе не использовала русский язык.

Большая заслуга в деле украинизации принадлежит , тогдашнему генсеку украинской компартии. Сталин хвалил его: «Ни один из прежних секретарей на Украине не прибегал к столь сильному нажиму при проведении украинизации».

Господствующая нация среди братских народов

Одновременно с народом украинизировался и партийный аппарат. И даже шел впереди, как того требовал долг всякого коммуниста. Ведь именно партийное руководство разрабатывало и применяло на практике конкретные положения коренизации. В 1920 году украинцы составляли 20 процентов украинской компартии. Однако уже в 1933-м этот показатель вырос втрое.

Количество русских закономерно уменьшилось. Их положение вообще ухудшилось, поскольку для поступления на государственную службу необходимо было знать украинский язык. Тех же, кто не смог выучить украинский или не использовал его на рабочем месте, неважно по каким причинам, ждало увольнение.

Украинцы внезапно, но вполне явственно стали титульной и даже господствующей нацией. И представители других народов, в том числе и русские, предпочитали украинизироваться. Вот как описывал эту ситуацию нарком просвещения УССР Владимир Затонский: «Некоторые люди теперь называют себя украинцами, поскольку статус господствующей нации является во всех отношениях выгодным».

Украинизация проводилась настолько быстро, что руководство УССР испытывало дефицит местных украинских квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы советская власть пригласила из эмиграции украинских политических и общественных деятелей, включая откровенных националистов. Общее число возвращенцев составило до 50 тысяч человек.

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОЮЗА ССР

(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦИК СССР

от 21.05.1925 - СЗ СССР, 1925, N 35, ст. 257;

от 21.08.1925 (Прот . N 15, п. 7))

Глава первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Состав и предметы ведения Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяются Конституцией Союза ССР.

2. Полномочия каждого состава Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР начинаются с момента избрания Съездом Советов Союза ССР Союзного Совета (ст. 14 Конституции Союза ССР) и утверждения Съездом состава Совета Национальностей (ст. 15 Конституции Союза ССР) и оканчиваются в момент образования нового состава Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

3. Заседания Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР происходят по сессиям - очередным и чрезвычайным.

4. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР созываются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР три раза в год (ст. 21 Конституции Союза ССР).

5. Чрезвычайные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР созываются согласно ст. 21 Конституции Союза ССР Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по его постановлению, по требованию Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из Союзных Республик.

6. Порядок заседаний очередных сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР опубликовывается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в "Известиях Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР" не позднее чем за месяц до открытия сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

7. В случае назначения чрезвычайных сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР публикация об этом может быть произведена и без соблюдения указанного в ст. 6 настоящего Положения срока.

8. Работа сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР происходит:

а) в заседаниях Союзного Совета;

б) в заседаниях Совета Национальностей;

в) в совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

9. Внутренний порядок работ сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяется регламентом, вырабатываемым Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и утверждаемым сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

10. На первом заседании Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР образуется его Президиум согласно ст. ст. 25, 26 и 27 Конституции Союза ССР.

11. Кандидаты в члены Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР избираются в количестве, устанавливаемом на первом совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей. Кандидаты в члены Президиума Центрального пользуются, в установленной очередности, правом решающего голоса при замещении отсутствующих членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава вторая. О СОЮЗНОМ СОВЕТЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

12. Состав и предметы ведения Союзного Совета определяются Конституцией Союза ССР.

13. Союзный Совет заседает лишь во время сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

14. Для кворума заседаний Союзного Совета необходимо наличие не менее одной трети членов Союзного Совета.

15. На первом заседании Союзный Совет избирает свой Президиум (ст. 25 Конституции Союза ССР), который ведет подготовку к сессиям Союзного Совета и руководит работой последних.

16. Заседания Союзного Совета созываются постановлениями его Президиума, а также Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

17. Вопросы на обсуждение Союзного Совета вносятся как самим Союзным Советом и его Президиумом, так и Советом Национальностей и его Президиумом, а равно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными народными комиссариатами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик, а также членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

18. Вопросы, поступившие на обсуждение Союзного Совета, помимо Совета Национальностей, по рассмотрении таковых вопросов передаются в Совет Национальностей.

19. Вопросы, возникающие в порядке инициативы Союзного Совета, вносятся им в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на его заключение и направление в оба Совета Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР для придания законопроекту законодательной силы (ст. 22 Конституции Союза ССР).

20. Вопросы, прошедшие через Совет Национальностей, считаются принятыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР окончательно, если постановления Союзного Совета совпадают с постановлениями Совета Национальностей. В этом случае постановления Союзного Совета направляются для исполнения в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. При разногласии Советов постановления направляются в согласительную комиссию.

21. Союзный Совет может образовывать для рассмотрения отдельных вопросов временные комиссии.

22. Все сношения Союзного Совета с советскими органами и учреждениями производятся через аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

23. Все вопросы Союзным Советом разрешаются открытым голосованием и простым большинством голосов.

Глава третья. О СОВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

24. Состав и предметы ведения Совета Национальностей определяются Конституцией Союза ССР.

25. Совет Национальностей заседает лишь во время сессий Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

26. Для кворума заседаний Совета Национальностей необходимо наличие не менее одной трети членов Совета Национальностей.

27. На первом заседании Совет Национальностей избирает свой Президиум (ст. 25 Конституции Союза ССР), который ведет подготовку к сессиям Совета Национальностей и руководит работой последних.

28. Заседания Совета Национальностей созываются постановлениями его Президиума, а также Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

29. Вопросы на обсуждение Совета Национальностей вносятся как самим Советом Национальностей и его Президиумом, так и Союзным Советом и его Президиумом, а равно Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными народными комиссариатами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик, центральными исполнительными комитетами автономных республик и областными исполнительными комитетами автономных областей, а также членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

30. Вопросы, поступившие на обсуждение Совета Национальностей, помимо Союзного Совета, по рассмотрении таковых вопросов передаются в Союзный Совет.

31. Вопросы, возникающие в порядке инициативы Совета Национальностей, вносятся им в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на его заключение и направление в оба Совета Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР для придания законопроекту законодательной силы (ст. 22 Конституции Союза ССР).

32. Вопросы, прошедшие через Союзный Совет, считаются принятыми Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР окончательно, если постановления Совета Национальностей совпадают с постановлениями Союзного Совета. В этом случае постановления Совета Национальностей направляются для исполнения в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. При разногласии Советов постановления направляются в согласительную комиссию.

33. Совет Национальностей может образовывать для рассмотрения отдельных вопросов временные комиссии.

Примечание. Если в комиссии рассматриваются вопросы, касающиеся тех или иных Союзных Республик или тех или иных автономных республик и областей, то в означенную комиссию обязательно должен вводиться представитель соответствующей Республики или области.

34. Все сношения Совета Национальностей с советскими органами и учреждениями производятся через аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

35. Все вопросы Советом Национальностей разрешаются открытым голосованием и простым большинством голосов.

Глава четвертая. О СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА

И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

36. В случае разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей по внесенным законопроектам эти Советы на основании ст. 23 Конституции Союза ССР образуют в каждом отдельном случае согласительную комиссию для согласования возникшего между Советами разногласия.

37. Согласительные комиссии образуются из представителей Союзного Совета и Совета Национальностей, выбираемых ими в равном числе членов.

38. Председатели согласительных комиссий назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, причем если председатель назначен не из состава согласительной комиссии, то он пользуется в этой комиссии только правом совещательного голоса.

39. При достижении соглашения в согласительной комиссии ее решения передаются на утверждение каждого из Советов в отдельности: Союзного Совета и Совета Национальностей. Соглашение в согласительной комиссии считается достигнутым, если предложение собрало большинство голосов в представительстве каждого из Советов в отдельности.

При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос на основании ст. 24 Конституции Союза ССР переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей.

40. Согласительные комиссии в своей работе пользуются аппаратом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава пятая. О СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ СОЮЗНОГО СОВЕТА

И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

41. Для кворума совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей требуется наличие кворумов Союзного Совета и Совета Национальностей (ст. ст. 14 и 26 настоящего Положения).

42. На совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей председательствует один из Председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

44. В случае разногласий между большинством Союзного Совета и большинством Совета Национальностей в совместном заседании спорный вопрос по требованию одного из Советов передается на разрешение Съезда Советов Союза ССР (ст. 24 Конституции Союза ССР).

Глава шестая. ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

СОЮЗА ССР

45. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР образует Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в количестве 27 членов, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей, избирает Председателей по числу Союзных Республик и Секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и образует согласно ст. 37 Конституции Союза ССР Совет Народных Комиссаров Союза ССР в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР, его Заместителей и Народных Комиссаров Союза ССР.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 21.08.1925)

Глава седьмая. О ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

46. Состав и предметы ведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР определяются ст. ст. 26 - 36 Конституции Союза ССР.

47. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнением всех постановлений Съездов Советов и Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР всеми органами власти Союза ССР.

48. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР подготовляет все материалы для заседаний Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и вносит вопросы на рассмотрение последнего согласно Конституции Союза ССР.

49. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными ведомствами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами Союзных Республик и их президиумами и другими органами власти.

Примечание. Отдельные ведомства Союза ССР вносят в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР проекты декретов и постановлений через Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

50. Все вопросы, вносимые указанными в предшествующей статье учреждениями, должны иметь подпись председателя или руководителя (или их заместителей), от имени которого вносится вопрос.

51. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеет право отменять постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

52. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза ССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, равно и кодексы законов обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Примечание. В исключительных случаях упомянутые в этой статье вопросы могут разрешаться Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с последующим внесением на утверждение сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

52.1. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в промежутках между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР согласно ст. 29 Основного Закона (Конституции) Союза ССР имеет право ратификации международных договоров и соглашений.

(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦИК СССР от 21.05.1925)

53. Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть опротестованы в Сессию Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР как Президиумами Союзного Совета и Совета Национальностей, так и центральными исполнительными комитетами Союзных Республик.

54. Все проекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, направляются его Президиумом Президиумам Союзного Совета и Совета Национальностей (ст. 25 Конституции Союза ССР).

55. Вопросы, передаваемые Союзным Советом и Советом Национальностей на рассмотрение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, а также вносимые центральными исполнительными комитетами Союзных Республик или их президиумами, рассматриваются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР непосредственно или передаются им на предварительное срочное рассмотрение Совета Народных Комиссаров Союза ССР, или на предварительное срочное заключение заинтересованным ведомствам.

56. Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР и его Президиуму принадлежит согласно статье 1 Конституции Союза ССР право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза ССР, и право помилования по отдельным делам, разбиравшимся судебными или административными органами Союза ССР.

Примечание. Право амнистии, а также право помилования и реабилитации по отдельным делам, разбиравшимся судебными или административными органами Союзных Республик, принадлежит согласно ст. 69 Конституции Союза ССР центральным исполнительным комитетам Союзных Республик или их президиумам.

57. Порядок внесения на рассмотрение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР вопросов об амнистии и помиловании устанавливается особым постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

58. На заседаниях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР участвуют с совещательным голосом представители Союзных Республик и по вопросам отдельных автономных республик и областей их представители, а также могут участвовать и другие лица по особым постановлениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

59. Сношения со всеми государственными учреждениями и ведомствами от имени Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР ведутся Председателем и Секретарем Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

60. Весь секретарский и технический аппарат Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР находится в ведении и под руководством Секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Глава восьмая. О ПРЕДСЕДАТЕЛЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

61. Председатели Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР избираются Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР (ст. 27 Конституции Союза ССР и ст. 45 настоящего Положения).

62. Председатели Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР выполняют свои обязанности по очереди. Очередь и срок исполнения обязанностей между Председателями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР устанавливается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

В случае отъезда Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, в период исполнения им функций Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, обязанности его выполняет один из Председателей, находящихся в Москве, или один из членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по назначению последнего.

63. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР действует в пределах полномочий, предоставленных Председателю Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, и от имени последнего принимает необходимые меры распорядительного характера, доводя о них до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на ближайшем заседании.

64. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР председательствует в Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и на совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

Глава девятая. О ЧЛЕНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

65. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют право законодательной инициативы и запроса как в Союзном Совете и Совете Национальностей, так и на совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей.

66. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют право присутствовать на заседаниях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

67. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР пользуются совещательным голосом на всех заседаниях центральных исполнительных комитетов Союзных Республик, а также на всех заседаниях центральных и местных советских учреждений в пределах Союза ССР.

Примечание. Посещение секретных заседаний производится лишь по особому уполномочию Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

68. Все члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР имеют свободный вход вне очереди во все советские учреждения на территории Союза ССР по предъявлении своих мандатов и могут во всех советских учреждениях получать необходимые им справки. Секретные данные члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут получать лишь по особому уполномочию Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

69. Дела о преступлениях или служебных упущениях членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть начаты производством только с разрешения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Примечание. В случаях, если вопрос о привлечении членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР к судебной ответственности возник при производстве следственными властями расследований по делам о лицах, не состоящих членами Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, исходатайствование у Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР разрешения о начатии дела должно иметь место в момент выяснившейся необходимости привлечения члена Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР к ответственности в качестве обвиняемого, причем одновременно должен быть представлен подробный доклад о всех обстоятельствах дела.

70. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР вызываются для допроса в качестве свидетелей судебными или административными властями в общем порядке.

В случае невозможности явиться члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, сообщая о причинах своей неявки, могут просить о допросе их в месте их службы или на дому.

В особо исключительных случаях, если члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по тем или иным мотивам признают для себя невозможным дачу показаний, они обязаны сообщить об этом следственным властям и одновременно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с изложением мотивов своего отказа.

71. Органы судебно-следственной власти не вправе применять в отношении членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предусмотренные соответствующими статьями уголовно-процессуальных кодексов Союзных Республик меры против неявки свидетелей и обязаны обратиться в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР за необходимыми указаниями.

72. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР не могут быть подвергнуты аресту и задержанию, обыску и осмотру судебными или административными органами без специального постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

В особо экстренных случаях такое задержание может иметь место с согласия Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с последующим его докладом о своем распоряжении на ближайшем заседании Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

73. Члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР могут быть преданы суду или подвергнуты административному взысканию только по постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума. В этих случаях законченные материалы расследования по делам, по которым члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР привлекаются к ответственности, должны представляться предварительно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Разрешение этих вопросов может иметь место только после истребования от обвиняемого личной явки или письменных объяснений по запросу Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в ближайшем заседании последнего.

74. Отстранение привлеченных к следствию и суду членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от занимаемых должностей до суда может иметь место исключительно по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

75. Исключение из состава членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР между очередными Съездами, на которых избираются члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, допускается по постановлению чрезвычайных Съездов Советов Союза ССР и, в особо срочных случаях, по постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с доведением об этом до сведения ближайшего Съезда Советов.

76. Все члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, где бы они ни работали, получают содержание от Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по ставкам, устанавливаемым для его членов.

77. Избираемые в определенном союзным договором количестве кандидаты в члены Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР пользуются (в порядке очередности записи в кандидатском списке) правом решающего голоса при отсутствии соответственного числа членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и в прочих случаях - совещательным голосом.

На кандидатов распространяются права и обязанности, установленные для членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР ст. ст. 65 - 76 настоящего Положения.

Глава десятая. О КОМИССИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

78. Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и его Президиумом могут образовываться комиссии для рассмотрения вопросов текущего законодательства и управления.

79. Комиссии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР своего аппарата не имеют и обслуживаются аппаратом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

(ЦИК СССР) - с 1922 по 1938 высший орган гос. власти СССР в период между всесоюзными съездами Советов. Его функции, полномочия и структура определялись Конституцией СССР 1924, а также Положением о Центральном Исполнительном Комитете СССР, принятым в 1923 на 3-й сессии ЦИК СССР 1-го созыва. Согласно Конституции в период между съездами Советов ЦИК обладал широкими полномочиями в экономической области (установление основ общего плана всего народного х-ва и утверждение единого гос. бюджета СССР, установление системы внутренней торговли, определение отраслей пром-сти и отдельных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, руководство трансп. и почтово-телегр. делом, установление единой денежной и кредитной системы, системы мер и весов, организация общесоюзной статистики); в области нац. строительства (заключение договоров о приеме в состав СССР новых республик, урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками, разрешение спорных вопросов между ними, отмена нарушающих общесоюзную Конституцию постановлений съездов Советов и ЦИКов союзных республик); в области правовых отношений (установление общих начал землеустройства и землепользования, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражд. и уголовного законодательства, осн. законов о труде, общих начал в сфере нар. просвещения и здравоохранения, проведение амнистии, распространяемой на всю территорию СССР); во внешнеполитич. области (представительство СССР в международных сношениях, изменение внеш. границ, руководство внеш. торговлей, заключение внеш. займов, ратификация междунар. договоров (с 1925), установление основного законодательства о союзном гражданстве в отношении прав иностранцев, объявление войны и заключение мира) и, наконец, в области защиты социалистич. Отечества (организация и руководство Вооруж. Силами СССР).

Помимо общей компетенции, отнесенной к ведению высших органов гос. власти, ЦИК СССР издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединял работу по законодательству и управлению CCCP, определял круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Обязательному рассмотрению и утверждению ЦИК подлежали все декреты и постановления, устанавливавшие общие нормы политич. и экономич. жизни, а также вносившие коренные изменения в существовавшую практику гос. органов СССР. Все декреты, постановления и распоряжения ЦИК были обязательны к непосредственному исполнению на всей терр. СССР. ЦИК СССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК, съездов Советов и ЦИКов союзных республик, др. органов власти на терр. СССР.

Заседания ЦИК СССР происходили по сессиям очередным и чрезвычайным. Очередные сессии созывались 3 раза в год, а с 1931 - не менее 3 раз в период между съездами Советов, причем порядок их заседаний публиковался не позднее, чем за месяц до открытия соответствующей сессии. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных сессий по постановлению Президиума ЦИК СССР, по требованию СНК СССР, а также ЦИК одной из союзных республик. Образованный на 1-м съезде Советов (30 дек. 1922) ЦИК СССР 1-го созыва был однопалатным. В организац. построении ЦИК СССР были воплощены идеи В. И. Ленина о последовательном проведении в жизнь принципов пролетарского интернационализма во взаимоотношениях между союзными республиками. Руководствуясь этими идеями, Февральский пленум ЦК РКП(б) (1923) принял предложение об образовании Совета Национальностей как органа представительства особых интересов каждого советского нац.-государств. образования. Это предложение было одобрено и развито в решениях XII съезда РКП(б) и зафиксировано в Конституции СССР 1924. Согласно Конституции избранный 2-м съездом Советов (февр. 1924) ЦИК СССР состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой. Совет Национальностей образовался из представителей союзных и авт. республик и автономных областей: по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по 1 представителю от каждой авт. области. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства их работой выбирали свои Президиумы.

В период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый первой сессией ЦИК очередного созыва. В него входили в полном составе Президиумы обеих палат и дополнительно избирались представители от всех ЦИК. ЦИК СССР избирал по числу союзных республик председателей ЦИК СССР, к-рые поочередно вели заседания ЦИК и его Президиума, что имело важное политическое значение как для представительства союзных республик, так и для охраны их суверенных прав. Президиум ЦИК наблюдал за проведением в жизнь Конституции СССР и всех постановлений съездов Советов и ЦИК СССР всеми органами власти. Он был вправе приостанавливать и отменять постановления СНК и отд. нар. комиссаров СССР, а также приостанавливать постановления съездов Советов союзных республик с последующим их внесением на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР. Президиум ЦИК издавал декреты, постановления и распоряжения, утверждал декреты и постановления, вносившиеся СНК и др. органами гос. управления СССР и союзных республик. Он разрешал также вопросы о взаимоотношениях между СНК и наркоматами СССР, с одной стороны, и ЦИКами и их президиумами - с другой. В функции Президиума входила подготовка съездов Советов СССР и сессий ЦИК СССР, право общей амнистии и помилования по делам, к-рые рассматривались судебными или административными органами Союза ССР.

Президиум был ответствен перед ЦИК СССР, тогда как ЦИК СССР - перед съездом Советов СССР.

Сношения с гос. учреждениями и ведомствами от имени Президиума ЦИК осуществлялись председателями и секретарями ЦИК СССР. Председатели ЦИК избирались по одному от каждой союзной республики и выполняли свои обязанности по очереди, что также являлось выражением полного суверенного равенства союзных республик.

ЦИК СССР образовывал Совет Народных Комиссаров СССР - высший исполнит. и распорядит. орган, а для утверждения революционной законности на всей терр. СССР при ЦИК учреждался Верховный Суд.

Законодательной инициативой обладали Союзный Совет и его Президиум, Совет Национальностей и его Президиум, Президиум ЦИК СССР, СНК СССР, отд. наркоматы, ЦИК союзных республик, а также члены ЦИК СССР. Члены ЦИК СССР наделялись не только законодательной инициативой, но и правом запроса; могли присутствовать на заседании любого органа власти от Президиума ЦИК до сельского Совета. Исключение из состава ЦИК мог осуществлять съезд Советов и лишь в особых случаях ЦИК, но с обязательным уведомлением съезда. Вопросы, возникавшие в одной из палат, передавались через Президиум ЦИК СССР в др. палату и считались принятыми при совпадении их постановлений по данному вопросу. Затем принятое постановление направлялось в Президиум ЦИК СССР для исполнения. Конституция СССР 1924 предусматривала, что при разногласии между Союзным Советом и Советом Национальностей создается согласительная комиссия из равного числа членов от обеих палат. При достижении соглашения решения согласительной комиссии передавались на утверждение каждого из Советов. Если соглашение не достигалось, то вопрос мог переноситься на совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей, а при недостижении решения и здесь вопрос по требованию одной из палат передавался на разрешение съезда Советов СССР.

Законы, принятые ЦИК СССР, публиковались в периодич. органе ЦИК, газете "Известия Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов". В 1926-37 ЦИК СССР издавал также теоретич. журнал "Советское строительство", Декреты и постановления ЦИК, его Президиума и СНК СССР публиковались на языках, общеупотребительных в союзных республиках (на рус, укр., белорус, груз., арм., тюрко-тат. яз.).

Для рассмотрения вопросов текущего законодательства и управления ЦИК мог образовывать комиссии. В 1926 был создан секретариат ЦИК. В него входили очередной председатель ЦИК, секретарь ЦИК, его заместитель, секретари Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей. Секретариат предварительно рассматривал законопроекты и др. вопросы, вносимые в Президиум ЦИК СССР. В известных пределах он имел право разрешать вопросы, не имевшие принципиального значения и характера законов.

При Президиуме ЦИК СССР в разное время находились Институт Маркса - Ленина, Музей Революции, комитеты: по заведыванию учебными и научными учреждениями, по земельному устройству трудящихся евреев, по земельному устройству трудящихся цыган, комиссии: по улучшению труда и быта женщин, заграничной помощи, институты: востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков, Коммунистический университет трудящихся Востока, Институт красной профессуры и др.; всего в непосредственном ведении Президиума находилось более 100 учреждений и на его бюджете числились несколько газет, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений.

Таблица 1 [s]ЦИК_1.JPG

Всего за время существования было 7 созывов ЦИК СССР (см. табл. 1). Образование новых республик и рост политич. активности масс привели к количеств. увеличению состава ЦИК (Совета Национальностей и Союзного Совета) по сравнению с тем, что было предусмотрено Конституцией СССР. Осуществление социалистич. индустриализации, коллективи- зация сельского хозяйства и культурная революция вызвали определенные сдвиги в социальном составе ЦИК, а также укрепление блока коммунистов и беспартийных, что видно из таблицы 2.

Таблица 2 [s]ЦИК_2.JPG

ЦИК СССР проводил среди населения широкую работу, одной из форм к-рой были выездные сессии. Так, выездных сессий ЦИК СССР было две: одна в Тифлисе (март 1925), другая в Ленинграде (нояб. 1927). Большое значение придавалось также поездкам по стране руководящих деятелей ЦИК (в частности, председателя ЦИК СССР М. И. Калинина).

Победа социализма, социальные изменения в стране вызвали необходимость образования новых органов гос. власти и гос. управления. В февр. 1935 по поручению 7-го съезда Советов ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию для разработки новой Конституции СССР. В июне 1936 проект Конституции был одобрен Пленумом ЦК ВКП(б), а затем Президиумом ЦИК СССР. Проект Конституции подвергся всенародному обсуждению и был принят Чрезвычайным 8-м съездом Советов в декабре 1936. На Чрезвычайном 8-м съезде Советов ЦИК СССР не избирался: до образования новых органов гос. власти, предусмотренных Конституцией 1936, его обязанности выполнял ЦИК СССР 7-го созыва. В январе 1938, когда были образованы новые органы гос. власти, ЦИК СССР прекратил свое существование.

Председатели и секретари Президиума ЦИК СССР. Председатели: М. И. Калинин (1922-38), Г. И. Петровский (1922-38), А. Г. Червяков (1922-37), Н. Н. Нариманов (1922- 1925), Н. Айтаков (1925-37), Ф. А. Ходжаев (1925-37), Н. Максум (1931-34), Г. М. Мусабеков (1925-37), А. Р. Рахим-баев (1934-37). Секретари: А. С. Енукидзе (1922-35), И. А. Акулов (1935-37), А. Ф. Горкин (1937-38).

Источн.: Вторая сессия ЦИК СССР 1 созыва. 6 июля 1923 г. (Стенографич. отчет), М., 1923; Третья сессия ЦИК СССР 1 созыва. 6-12 ноября 1923 г. Стенографич. отчет, М., 1924; Первая сессия ЦИК СССР 2 созыва. Стенографич. отчет, М., 1924; Вторая сессия ЦИК СССР 2 созыва. 17-29 окт. 1924 г. Стенографич. отчет, М., 1924; Третья сессия ЦИК СССР 2 созыва. 3-7 марта 1925 г. Стенографич. отчет, М., 1925; Первая сессия ЦИК СССР 3 созыва. 21 мая 1925 г. Стенографич. отчет, М., 1925; Вторая сессия ЦИК СССР 3 созыва. 12-25 апр. 1926 г. Стенографич. отчет, М., 1926; Третья сессия ЦИК СССР 3 созыва. 14-25 февр. Стенографич. отчет, М., 1927; Первая сессия ЦИК СССР 4 созыва. 27 апреля 1927 г. Стенографич. отчет, М., 1927; Вторая сессия ЦИК СССР 4 созыва. 15-20 окт. 1927 г. Стенографич. отчет, Л., 1927; Третья сессия ЦИК СССР 4 созыва. 11-21 апр. 1928 г. Стенографич. отчет, М., 1928; Четвертая сессия ЦИК СССР 4 созыва. 3-15 дек. 1928 г. Стенографич. отчет, М., 1928; Первая сессия ЦИК СССР 5 созыва. 29 мая 1929 г. Стенографич. отчет и постановления, М., 1929; Вторая сессия ЦИК СССР 5 созыва. 29 ноября - 8 дек. 1929 г. Стенографич. отчет, М., 1929; Третья сессия ЦИК СССР 5 созыва. 4-12 января 1931 г. Стенографич. отчет, M., 1931; Вторая сессия ЦИК СССР 6 созыва. 22-28 декабря 1931 г. Стенографич. отчет и постановления, (М.), 1931; Третья сессия ЦИК СССР 6 созыва. 23-30 января 1933 г. Стенографич. отчет, М., 1933; Четвертая сессия ЦИК СССР 6 созыва. 28 дек. 1933 г. - 4 янв. 1934 г. Стенографический отчет, М., 1934; Постановления VII съезда Советов СССР и постановления первой сессии ЦИК СССР 7 созыва. 7-8 февр. 1935 г., М., 1935; Вторая сессия ЦИК СССР VII созыва. 10-17 янв. 1936 г. Стенографический отчет, М., 1936; Отчет о деятельности ЦИК СССР, М., 1924; Отчет о деятельности ЦИК СССР и его Президиума, М., 1925.

Лит.: Иванов A., ЦИК Союза ССР и его работа до строительству Советов, "Советское строительство", 1927, No 4; Игнатьев В. И., Совет национальностей ЦИК СССР, М.-Л., 1926; его же, Президиум и Секретариат ЦИК СССР в системе советских органов, "Советское строительство", 1931, No 5-6; Мягкий В., Приемная Всесоюзного старосты, "Советское строительство", 1934, No 4; Генкина Э. Б., Союзные органы власти. (1922-1962 гг.), М., 1963; Якубовская С. И., Развитие СССР как союзного государства, 1922-1936 гг., М., 1972.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

ЦИК СССР) – высший орган государственной власти Союза ССР в период между съездами Советов Союза ССР (со времени образования СССР и до принятия Конституции СССР 1936 г.). Структура, полномочия и формы деятельности ЦИК СССР отражали особенности Советского социалистического государства в первой главной фазе его развития.

ЦИК СССР состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов Союза ССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве, определяемом съездом. Совет Национальностей избирался из представителей союзных и автономных республик – по 5 представителей от каждой – и из представителей автономных областей – по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов Союза ССР. Обе палаты ЦИК СССР были равноправны. ЦИК СССР издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединял работу по законодательству и управлению и определял круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. ЦИК СССР осуществлял в период между съездами Советов СССР все права, присвоенные СССР, согласно ст. 1 Конституции СССР 1924 г. Все декреты и постановления, определявшие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносившие коренные изменения в практику государственных органов СССР, обязательно поступали на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

Все декреты, постановления и распоряжения ЦИК СССР были обязательны к непосредственному исполнению на всей территории СССР. ЦИК СССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов и ЦИК союзных республик и других органов власти на территории СССР.

ЦИК СССР осуществлял свою деятельность в сессионном порядке.

Очередные сессии ЦИК СССР созывались Президиумом ЦИК СССР не менее трех раз в период между очередными съездами Советов СССР. Чрезвычайные сессии ЦИК СССР созывались Президиумом ЦИК СССР по его постановлению, по требованию Президиума Союзного Совета и Президиума Совета Национальностей, а также по требованию ЦИК одной из союзных республик.

Работа сессии ЦИК происходила: а) в заседаниях Союзного Совета, б) в заседаниях Совета Национальностей, в) в совместных заседаниях Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместных заседаниях производилось раздельно по палатам. Вопросы на обсуждение ЦИК СССР вносились Союзным Советом и его Президиумом, Советом Национальностей и его Президиумом, Президиумом ЦИК СССР, Правительством СССР, отдельными народными комиссариатами, ЦИК союзных республик, а также членами ЦИК СССР. Законопроекты, представленные на рассмотрение-ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и публиковались от имени ЦИК СССР на языках, общеупотребительных в. союзных республиках. В случае разногласий между палатами ЦИК СССР вопрос передавался в согласительную комиссию. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносился на рассмотрение совместного заседания палат ЦИК СССР, причем в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей вопрос мог быть передан по требованию одной из этих палат на разрешение очередного или чрезвычайного съезда Советов СССР.

ЦИК СССР был ответственен перед съездом Советов СССР.

Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки сессий и руководства работой последних избирали свои Президиумы в составе 7 человек каждый.

Всесоюзные Съезды Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР) 1922-1938.

Создание системы высших органов СССР неразрывно связано с созданием самого нового государства – Союза Советских Социалистических республик.

Весной и летом 1922 г. велись переговоры между РСФСР и УССР об уточнении их федеративных отношений. В мае 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию под председательством М.В. Фрунзе для решения этого вопроса. В ходе ее работы выяснилась необходимость установить новые формы государственных отношений не только между РСФСР и УССР, но и между другими республиками. «Было решено, - писал М.В. Фрунзе, - предложить всем союзным республикам обсудить вопрос о взаимоотношениях советских республик во всей широте и наметить соответствующие решения». Летом 1922 г. вопрос об уточнении принципов построения федерации был поставлен президиумом ЦИК БССР и Закавказским крайкомом РКП (б) в ЦК партии.

Однако по вопросу о принципах создания единого союзного государства не было единого мнения.

Первоначально высказывались три точки зрения:

1) создание союза в форме конфедерации, при которой все республики обладали бы национальными рынками, валютой, таможенными системами, армиями и т.п.;

2) включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии;

3) создание федерации равноправных республик.

Неприемлемость первого предложения выявилась быстро, тогда как второе, исходившее от Сталина, активно навязывалось республикам. Подготовленный И.В. Сталиным проект «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на началах автономии, не предусматривал гласного его обсуждения, а был рассчитан на реализацию в директивном порядке. Широкое распространение этой идеи объяснялось тем, что органы РСФСР (съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы)\ в 1921- 1922 гг. уже фактически приобрели значение общефедеральных. За «автономизацию» республик выступали и отдельные представители автономных республик РСФСР. В сентябре-октябре 1922 г. план «автономизации» обсуждался на пленумах ЦК компартий советских республик. Безоговорочно этот план поддержали ЦК Компартий Азербайджана и Армении; пленум ЦК Компартии Грузии призвал его преждевременным; ЦК Компартии Белоруссия выдвинул идею сохранения договорных отношений между БССР и РСФСР. И хотя мнение Украины еще не было известно, 23-24 сентября 1922 г. комиссия ЦК РКП (б) одобрила тезисы Сталина.

В.И. Ленин не участвовал в обсуждении, но, ознакомившись с материалами 26 сентября 1922 г., направил членам Политбюро письмо. Отвергнув идею «автономизации», Ленин выдвинул и обосновал идею образования союза республик - Союза ССР. Именно советская социалистическая федерация представлялась ему наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Функционирование советской федерации он мыслил как длительный этап разрешения всех противоречий в области национальной жизни, включая сферу государственных отношений, «Такой союз, - писал Ленин, - нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью». Формально согласившись с ленинским предложением, Сталин не отказался от своей позиции и выдвинул тезис о примате классового над национальным. Об этом он говорил в докладе на XII съезде партии (апрель 1923 г.), когда Союз ССР уже был создан, но еще не была утверждена Конституция СССР. Новый проект комиссии ЦК РКП (б) был окончательно утвержден на Пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Он получил полное одобрение партийных и советских органов, трудящихся масс республик. ЦИК УССР (16 октября 1922 г.), I Закавказский съезд Советов (13 декабря), IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря), X Всероссийский съезд Советов (26 декабря) одобрили и поддержали идею создания Союза ССР. Октябрьский Пленум ЦК РКП (б) образовал комиссию для выработки «Основных пунктов» будущей Конституции СССР. Комиссия приняла предложение М.И. Калинина создать в качестве верховного органа власти Всесоюзный съезд Советов (первоначальный проект ограничивался общесоюзным ЦИК).

Предложение Л.Б. Каменева и Т.В. Сапронова о том, чтобы создаваемое государство именовалось РСФСР, было отвергнуто. Выработка проекта Основ Конституции и текста Союзного договора была поручена подкомиссии, которая приняла документы, подготовленные Г.В. Чичериным и Д.И. Курским. Было предложено на I съезде Советов СССР принять Декларацию и Договор об образовании СССР лишь в основном, затем ратифицировать их в ЦИК республик и только после этого на II съезде Советов СССР окончательно утвердить эти документы.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР, 33 - от БССР. Съезд утвердил два основных документа: Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В первом из них говорилось, что Союз ССР - это добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем социалистическим советским республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой сохранялось право выхода из Союза. Союзный договор состоял из 26 пунктов, в которых определялись основы объединения - компетенция Союза ССР, структура органов власти и управления, устанавливалось единое гражданство и т.п. I съезд Советов СССР избрал ЦИК СССР. В тот же день, 30 декабря, на первой сессии ЦИК СССР был избран его Президиум и четыре председателя ЦИК СССР (по числу объединившихся республик). Президиуму было поручено подготовить к следующей сессии ЦИК - к апрелю 1923 г. - проекты положений о наркоматах СССР, о СНК и СТО СССР, о ЦИК СССР и его членах, проекты государственного флага и герба СССР.

Таким образом, I съезд Советов СССР стал завершающим этапом объединительного движения народов советских республик. Создание СССР явилось выдающимся событием, показавшим возможность и целесообразность такого союза народов на началах добровольности и равноправия. Представляется, что главной целью образования СССР было даже не решение национального вопроса как такового. Скорее это была форма организации связей между национальными государствами. Но если идея объединения и создания федерации равноправных республик не вызывала возражений, то вопрос о том, как осуществить на практике конструирование органов власти и управления федерации, некоторое время был не совсем ясным. Поэтому вскоре после съезда Советов ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию ЦИК под председательством М.И. Калинина. Одновременно Пленумом ЦК РКП (б) была создана конституционная комиссия под председательством Сталина. 27 апреля 1923 г. (после XII съезда партии) Президиум ЦИК решил создать новую Конституционную комиссию в составе 25 чел. из представителей всех союзных ЦИК. Расширенная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. Были обсуждены проекты Конституции СССР, разработанные ВЦИК, ЦИК УССР и ЦИК БССР. В ходе работы над единым проектом Конституции развернулась острая полемика вокруг его отдельных положений и статей. В некоторых из представленных в Конституционную комиссию проектов содержались идеи конфедерации, в других - «автономизации».

Представители отдельных автономных республик (в частности, Татарской) вообще предлагали ликвидировать РСФСР, с тем чтобы автономные республики вошли в СССР непосредственно, как субъекты федерации.

Сводный проект Конституции СССР был подготовлен комиссией к середине июня 1923 г. Затем он был одобрен на Пленуме ЦК РКП(б), рассмотрен и одобрен высшими органами государственной власти союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и решил вынести его для окончательного утверждения на II съезд Советов СССР. 6 июля 1923 г. первая общесоюзная Конституция вступила в силу. В июле Президиум ЦИК СССР известил народы и правительства мира о том, что высшие органы власти и управления СССР оформились и начали действовать. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация, принятая еще I съездом Советов СССР, вошла в Конституцию без изменений. Договор вместо 26 теперь содержал 72 статьи. Конституция определила структуру союзных органов власти, их компетенцию. Специальный раздел был посвящен гарантиям суверенных прав союзных республик. Сочетание союзного суверенитета и суверенитета республик гарантировалось разграничением сферы компетенции между союзными и республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в национально-государственном строительстве. Эти изменения шли по нескольким направлениям:

1) изменение состава СССР в результате образования новых союзных республик;

2) изменение государственно-правовой формы некоторых республик, автономных областей;

3) усиление роли центра, союзных органов власти и управления в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

Крупным событием стало национально-государственное размежевание в Средней Азии. До 1924 г. на территории Средней Азии и Казахстана существовали три государственных образования - Туркестанская АССР, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская НСР. Их границы не совпадали с этническими границами расселения народов. В январе 1924 г. на XII съезде Советов Туркестанской АССР был поставлен вопрос о национально-государственном размежевании. 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары, Хорезма)», которое затем было обсуждено в этих республиках. 14 октября 1924 г. ВЦИК принял решение о выделении Туркестанской АССР из состава РСФСР, предоставив ее народам право создать собственные национальные образования.

В результате размежевания были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. 27 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил решение о создании среднеазиатских национальных республик и областей. 2 января 1925 г. территория Памира была включена в состав Таджикской АССР в качестве Горно-Бадахшанской автономной области.

Для управления вновь созданными республиками и областями в организационный период были образованы временные ревкомы. Они провели необходимую подготовку к проведению выборов в местные Советы и на первые национальные съезды Советов. Наряду с определением границ вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание - распределение между республиками и областями всех ценностей (фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т.п.), исходя из численности их населения и размера территории.

III съезд Советов Союза ССР13 мая 1925 г. единогласно принял в состав Союза ССР Туркменскую ССР и Узбекскую ССР В 1929 г. Таджикская республика из автономной была преобразована союзную. Принимая во внимание, что эта республика по национальному, экономическому и географическому признакам являлась совершенно обособленной от Узбекской ССР, ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. утвердил преобразование Таджикской АССР в Таджикскую ССР. На VI съезде Советов СССР (1931) она была принята в состав СССР. Таким образом, к началу 30-х годов в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. В то же время уточнялись границы союзных республик: их стремились привести в более полное соответствие с границами фактического расселения народов. Так, к Белоруссии, например, отошла часть территории РСФСР - отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где преобладало белорусское население, к Таджикистану - часть территории Узбекской ССР и т.п.

В середине 20-х годов было проведено размежевание Горской республики. В феврале 1924 г. по докладу А.И. Микояна «О конструкции власти в Горской республике» Оргбюро ЦК партии приняло решение о создании Северо-Осетинской и Ингушской автономных областей и Сунженского (казачьего) округа. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и другие автономные области Северного Кавказа и Дагестанская АССР в 1925 г. вошли в состав Северо-Кавказского края. В 1934 г. в результате слияния двух областей была создана Чечено-Ингушская автономная область. В мае 1923 г. было оформлено создание Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В июле 1923 г. Карельская трудовая коммуна была преобразована в Карельскую АССР. В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую АССР.

В марте 1924 г.

Политбюро ЦК КП(б)У обсудило доклад Г.И. Котовского о создании Молдавской республики, а в июле было принято постановление о создании Молдавской АССР со столицей в г. Балта. Кара-Киргизская автономная область в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а 18 ноября 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В январе 1930 г. Мордовский округ, созданный в 1928 г. в составе Средне-Волжского края, был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. Мордовия получила статус автономной республики.

В марте 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в Кара-Калпакскую АССР. В декабре 1934 г. была преобразована в автономную республику Удмуртская (Вотская) автономная область. Такие же изменения государственно-правовой формы национальных объединений происходили и в Закавказских республиках, где получили статус автономий Нахичеваиский край (1924) и Нагорный Карабах (1923) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР.

Особое место среди национальных образований занимали национальные округа. Они возникали главным образом в местах расселения народностей Севера и Дальнего Востока. Так, в конце 20-х - начале 30-х годов возникли 10 национальных округов: Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский.

Укрепление советского многонационального государства предполагало ликвидацию фактического неравенства народов. Достигалось это прежде всего путем прямой материальной помощи республикам. В Среднеазиатские и Закавказские республики переводились из РСФСР фабрики и заводы со всем оборудованием и частью квалифицированных кадров, направлялись оборудование, техника, инвентарь, семена. Большие ассигнования выделялись на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию республик Средней Азии. ЦИК и СНК в 1929 г. приняли решение, по которому высокие темпы развития экономики национальных республик обеспечивались главным образом за счет РСФСР: в бюджет РСФСР отчислялось 64,3 % промыслового налога (остальная его часть поступала в общесоюзный бюджет), тогда как в бюджеты других республик отчислялись все 100 % налога; от сумм однократного обложения в бюджет РСФСР отчислялось 54 %,БССР - 75, УССР - 100, ЗСФСР - 75%.

После объединения республик в единое союзное государство были созданы общесоюзные органы власти - всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставались республиканские съезды Советов и ЦИК. Подобное положение сохранялось до 1936 г., когда с принятием принятия Конституции СССР вся система Советов была перестроена. Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов [от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее - областных, краевых и окружных) съездов Советов - по одному делегату от 125 тыс. жителей] путем открытого голосования. В тех республиках, где не было губерний, делегаты избирались непосредственно на съездах Советов союзных республик.

Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.). Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны. Последний принцип сохранялся до 1946 г.

До 1936 г. избирательное право предоставлялось некоторым лицам, не состоявшим в гражданстве СССР: иностранцам, принадлежавшим к рабочему классу или не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Число делегатов, избиравшихся на съезды, постоянно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с1673 до 2106.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Всего момента образования СССР (1922) было созвано семь очередных и один чрезвычайный съезд Советов СССР (на нем была утверждена Конституция СССР 1936 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы - Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых на съездах, в условиях зарождения и развития административно-командной системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.

Образованный на I съезде Советов СССР ЦИК СССР включал 171 члена и 136 кандидатов. Представительство союзных республик в нем было пропорционально численности их населения. При этом РСФСР и УССР добровольно отдали часть своих мест в пользу менее населенных республик. Среди членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2 %, крестьяне - 13,6,служащие и интеллигенция - 40,2 %. Численный состав ЦИК СССР изменялся: на III съезде Советов в ЦИК СССР было избрано 582 чел., на VII съезде Советов - 757 чел.

По своей структуре ЦИК СССР сначала был однопалатным, а с июля 1923 г. - двухпалатным. Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях - сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились 3 раза в год. По Договору об образовании СССР сессии ЦИК СССР намечалось проводить в столицах союзных республик, но в Конституцию СССР это положение не вошло. Состоялось всего две выездные сессии: в 1925 г. - в Тбилиси, в 1927г. - в Ленинграде. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК. С начала 30-х годов на сессиях ЦИК СССР была введена новая процедура: делегатам предлагалось утвердить «списком» постановления, принятые Президиумом ЦИК между сессиями ЦИК СССР. На сессии в январе 1934 г. этот список состоял из 34 постановлений, в январе 1936 г. он уже насчитывал 66 постановлений. Утверждение «списком» лишало делегатов возможности обсуждения закона, внесения в него изменений.

Для подготовки всех материалов и сессий ЦИК обе палаты избирали свои Президиумы, которые образовывали общий Президиум ЦИК СССР. Первое заседание Президиума ЦИК состоялось 10 января 1923 г. Он включал 19 чел.: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. На первой сессии ЦИК второго созыва был избран новый Президиум в составе 21 члена. Кроме 7 человек, избранных на совместном заседании обеих палат, в него вошли в полном составе Президиумы обеих палат. Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК СССР. Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, мог приостанавливать действие постановлений СНК СССР, съездов Советов союзных республик и республиканских ЦИК. Президиум мог издавать постановления, распоряжения; он информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. В начале 30-х годов нормотворческая деятельность Президиума расширилась, в ряде случаев он решал вопросы, относившиеся не только к компетенции ЦИК, но и съездов Советов. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

С начала 20-х годов существующие законы начали толковаться так, чтобы ими можно было прикрыть беззакония. Например, статью 107 УК («спекуляция») начали применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб по госцене, тогда как закон точно определял, что спекуляция - это скупка и перепродажа с целью наживы.

Пик «чрезвычайного законодательства» приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Это постановления ЦИК и СНК СССР о едином сельскохозяйственном налоге (23 июня г.) и налоговом обложении кулаков (23 декабря 1930 г.), об ответственности за порчу сельскохозяйственной техники (13 февраля г.), на основании которых в республиканских УК предусматривалось наказание в виде штрафов или принудительных работ сроком от 6 месяцев до 3 лет. В постановлении от 21 января 1931 г. за преступления, дезорганизующие работу транспорта (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и т.п.), предлагалось применять наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а за действия, носящие явно злостный характер, - высшую меру с конфискацией имущества; ЦИК союзных республик предлагалось дополнить статьей 17 свои Уголовные кодексы.

В 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли ряд постановлений, ужесточавших меру наказания: за хищение почтовых отправлений, за незаконный убой и умышленное нанесение увечий лошадям, за хищение государственного, колхозного и кооперативного имущества (покушавшиеся на него «должны рассматриваться как враги народа», а мера наказания - 10 лет с конфискацией имущества или расстрел); об отмене п. «Е» ст. 47 КЗОТ (за неявку на работу без уважительных причин надлежало увольнять с лишением карточек); 1 декабря 1934 г. по постановлению ЦИК СССР были внесены изменения в статьи УК союзных республик о совершении террористических актов: срок следствия по таким делам не должен был превышать 10 дней, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались, приговор о высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Главной особенностью этого чрезвычайного законодательства была не только их беспредельная жестокость, но и необыкновенно растяжимость: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок.

Вместе с тем Президиум ЦИК СССР помимо законодательной деятельности обладал и другими рычагам воздействия. Например, когда в ноябре 1929г. Пленум ЦК ВКП(б) потребовал усилить роль местных Советов в проведении коллективизации, Президиум ЦИК провел совещание (январь 1930 г.) представителей Советов. Было признано, что Советы должны встать во главе колхозного движения, а сельский Совет, не перестроивший своей работы, подлежал немедленному переизбранию. 31 января 1930 г. было разослано циркулярное письмо во все ЦИК союзных республик, в котором «рекомендовалось» провести досрочные перевыборы в сельские и районные Советы, если их состав был засорен «чуждыми элементами» и плохо руководил коллективизацией.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений.

В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились:
Всесоюзный комитет нового алфавита;

Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями;

Комитет по земельному устройству трудящихся цыган;

Комитет по земельному устройству трудящихся евреев,

Комиссия по улучшению труда и быта женщин,

Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству,

Комиссия по делам религиозных культов,

Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

Всего в непосредственном ведении ЦИК СССР находилось более 100 учреждений, на его бюджете числилось несколько газет и журналов, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Высший орган власти из законодательного органа постепенно превратился в некий «всеобщий наркомат», управляющий огромным хозяйством.

На протяжении всего периода объем полномочий и прав Союза ССР и республик не был стабильным, он менялся в сторону расширения прав Союза преимущественно по вопросам руководства промышленностью и финансами. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов, с 1930 г. все кредитование сосредоточивалось в союзных органах, в частности в Госбанке СССР. В 30-е годы были сделаны решительные шаги к централизации судебной системы, расширилась сфера общесоюзной юрисдикции. Все это лишь отчасти можно объяснить необходимостью концентрации сил и средств для восстановления и реконструкции народного хозяйства.

С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов (особенно СНК СССР), ужесточению централизации управления и сужению компетенции республик. Прежде всего это касалось промышленности и финансов. Например, первоначальный список предприятий общесоюзного значения, утвержденный 12 ноября 1923 г., все время увеличивался за счет предприятий, изымаемых из республиканского ведения. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому при наличии согласия соответствующего органа союзной республики предприятия передавались в ведение Союза ССР по решению СНК СССР, а при отсутствии такового - по решению Президиума ЦИК. На основании этого постановления многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов. Значительно расширилась компетенция союзных органов в 1932 г. в связи с ликвидацией ВСНХ.

Образование Союза ССР изменило правовое положение республик. Во всех союзных республиках были приняты новые конституции, которые, исходя в целом из принципов Конституции СССР, в то же время являлись ее дополнением. В некоторых конституциях (РСФСР, ЗСФСР, ТССР) отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР. В конституциях Абхазской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР имелись статьи о праве выхода из СССР. По-разному трактовался вопрос о государственном языке. В Грузии государственным объявлялся грузинский язык, в Абхазии - два языка (абхазский и русский), в Конституции Белорусской СССР говорилось, что все законодательные акты публикуются на белорусском, русском, еврейском и польском языках.

Нарушался демократический порядок обсуждения и принятия важнейших решений. C конца 20-х годов законопроекты все реже посылались на обсуждение в республики, а в 1929 г. вообще было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь республики должны были предварительно вносить их на рассмотрение в СНК СССР. Это ограничение законодательной инициативы республик не только не было исторической необходимостью, но являлось прямым следствием ужесточения централизации управления, ущемления прав союзных республик. Республики неоднократно ходатайствовали об отмене тех или иных постановлений ЦИК или СНК СССР. Между V и VI съездами Советов с подобными просьбами РСФСР обращалась 26 раз, УССР - 26, Узбекская ССР - 5, ЗСФСР - 4 раза.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»