Икона святой афонской божией матери. Икона божией матери игумении горы афонской

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Иконы Божией Матери на Афоне

История Святой горы

Гора Афон находится на Афонском полуострове в Эгейском море. Это место, поражающее красотой своей природы, словно создано для того, чтобы быть хранилищем божественных чудес. Раньше, в античные времена, гора называлась Аполлониадой и была предметом восхищения философов, художников, изображавших гору на полотнах, а также поэтов, которые воспевали ее в своих стихах. Однако истинное предназначение горы раскрылось лишь с принятием христианства. Тогда Аполлониада получила новое название – Афон, Святая гора.

Согласно преданию, во время вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо его ученики-апостолы находились в Сионской горнице в ожидании сошествия Святого Духа. С ними же пребывала и Матерь Господа Иисуса, Пресвятая Дева Мария. Апостолы решали, кто в какую землю отправится проповедовать Божественное Евангелие. Тогда Пресвятая Дева Мария сказала апостолам, что она тоже хочет участвовать в евангельской проповеди. Дева пожелала бросить жребий вместе с учениками Иисуса Христа, чтобы узнать волю Божию. Жребий был брошен; он пал на Иверскую страну (ныне Грузия). Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, собралась в Иверскую землю, однако ей явился ангел, посоветовавший Святой Деве подождать, так как страну для апостольского труда укажет Сам Бог. По поводу же Иверской страны беспокоиться не нужно, так как она просветится потом.

Божия Матерь осталась в Иерусалиме и стала ждать исполнения пророчества ангела. Остальные апостолы разошлись проповедовать в те земли, которые указал им жребий.

Во время пребывания Святой Девы в Иерусалиме на острове Кипр находился праведный Лазарь Четверодневный, который был там епископом. Он очень хотел увидеть Пречистую Мать Господню, однако не мог явиться в город. Христиане преследовались иудеями, поэтому визит во враждебный город мог закончиться плачевно для епископа. Тогда Божия Матерь приняла решение сама отправиться на остров к праведнику. Она села на корабль, присланный последним за ней, и вместе со святым апостолом Иоанном Богословом и несколькими другими апостолами покинула Иерусалим.

Однако по пути к острову разыгрался штормовой ветер, которым путников прибило к горе Афон. Здесь жили люди, которые не слышали о Спасителе, так как исповедовали язычество. Когда Дева Мария сошла на берег, они находились в идольском капище; внезапно раздались громкие крики, повелевающие язычникам идти к пристани, дабы встретить корабль с Божией Матерью.

Люди приняли Святую Деву с почестями, а Она рассказала им подробно евангельское учение и совершила многие чудеса. Так жители Афона приняли ее, а священная гора стала местом, данным Божией Матери от Сына и Бога Ее. Святая Матерь стала заступницей Афона и проповедницей.

Еще раз благословив жителей, Божия Матерь взошла со своими спутниками на корабль, дабы продолжить свой путь на остров к праведному Лазарю.

Во время гонения на христиан Афонская гора не смогла избежать печальной судьбы: многие храмы и церкви были разрушены, однако христианскую веру искоренить завоевателям не удалось.

Восемь столетий спустя Матерь Божия вторично посетила Святой Афон.

Однажды будущему пустынножителю Афона, преподобному Петру, было видение. В то время он еще не жил на Святом Афоне. Ему приснились Пречистая Дева и святитель Николай, вопрошающий Божию Матерь со страхом и благоговением: «Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?» На это Святая Матерь отвечала: «В Афонской горе будет покой его: ибо она есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную». Пустынножителю привиделось, что Матерь Божия хочет увеличить число иночествующих, которым, если они будут соблюдать спасительные заповеди, обещала милость Сына Ее и Бога.

Так преподобный Петр Афонский был приведен Пречистой Девой на Афонскую гору. Несмотря на непригодные условия для жизни – сильный холод зимой, преподобный жил здесь на протяжении полувека (53 года). Все это время Матерь Божия охраняла его от происков Дьявола.

Сейчас рядом с местом обитания Петра Афонского построена часовня, однако жить в самой пещере не разрешается. Никому из добровольцев не удается повторить подвиг преподобного: с наступлением зимних холодов у ревнителей не хватает сил и они умирают.

До преподобного Петра Афон был отдан во владение православным монахам. Все население покинуло гору, и на протяжении двух тысяч лет здесь жили только послушники.

В IX веке царь Василий Македонянин подписал грамоту, закрепляющую за монахами право на владение Афоном. В это же время в Карейском скиту иноки воздвигли церковь в честь Божией Матери в благодарность за ее покровительство и заступничество. В этом храме монахи собирались для того, чтобы славить Пречистую.

В Х веке начинается строительство первого на Афоне общежительного монастыря. В 963 году преподобный Афанасий Афонский начинает возведение лавры. Она получила название в честь Богоматери, которая является Божественной Домостроительницей, или Экономиссой Афонской лавры. С этого периода начинается эпоха расцвета афонского монашества. Воздвигаются новые обители и церкви. Наиболее известные – это Хилендар, Иверская, Ватопед; все они посвящены Божией Матери.

Примерно в эти же годы монашество на Афоне разделяется на виды, которые существуют и в наше время. Это монастырское, скитское и келлиотское – отшельническое – монашество. Святая гора становится местом, куда собираются иноки с Востока и Запада.

Тогда же святому игумену лавры Николаю явилась Матерь Божия, которая повторила все обещания, данные преподобному Петру Афонскому. Также она сказала, что теперь Святая гора (Агион Орос) наречется именем Святая Польза (Агион Арос), потому что все, кто уходит из мира для праведных трудов, получают пользу для спасения души.

В истории Афона были как периоды расцвета, так и времена суровых испытаний и страданий. Но и в тяжелые годы иноки со смирением и покорностью принимали испытания и молили Святую Матерь о заступничестве. И Пречистая Дева помогала афонцам, уберегая свой удел от захватчиков, нашествий и голода. В разных монастырях и обителях она имела свое собственное имя: в Хилендаре ее звали Игуменьей, в Иверской обители – Вратарницей, а в Афонской лавре – Экономиссой. Эти названия связаны с чудесами, которые творили чудотворные иконы Божией Матери. Каждая из них является предметом почитания монахов и паломников и имеет общий день почитания – праздник Успения.

В судьбе Афона значительную роль сыграла Русь, связь которой с Афоном после установления христианства упрочилась, однако впервые об Афоне стало известно на Руси в 842 году. В это время многие русичи принимали крещение, и немало иноков отправлялось на Афон. Обитель с храмом в честь Успения Божией Матери была основана русским иноком, монахом Герасимом, пресвитером и игуменом обители русской. Впоследствии обитель стала называться Ксилургу – «обитель Древодела». Это связано с исконным занятием на Руси – плотничеством и столярным ремеслом.

В ХI веке на Афон пришел преподобный Антоний Печерский. Его считают основоположником русского монашества. Пробыв на Святой горе продолжительное время, преподобный получил повеление от Бога отправляться в Россию, дабы быть примером для других. Святой Антоний вернулся на Родину, увезя с собой благословение Святой горы. Впоследствии он возвращался на Афон еще четыре раза.

1169 год был ознаменован тем, что русские окончательно утвердились на Святой горе. Это связано с тем, что число русских иноков увеличилось и им был отдан монастырь Святого великомученика Пантелеимона. Это случилось как раз в день Успения Богоматери. В итоге росли связи между Афоном и Русью.

Русские паломники устремлялись на Афон, несмотря на все трудности и невзгоды. Поток монахов не уменьшился даже во время междоусобиц и феодальной раздробленности. После татаро-монгольского ига связь между Святой горой и Россией усилилась. Многие русские святые подвизались в то время на Афоне. Среди них преподобные Дионисий Глушицкий, Лазарь Муромский, Нил Сорский, Александр Куштский и многие другие.

Из России на Афон посылались обильные жертвы, а обратно по просьбе патриархов отправлялись списки прославленных икон Афона. В 1648 и в 1656 годах в Россию были отосланы списки Иверской «Вратарницы», а в 1663 году в Воскресенский монастырь на Истре была отправлена икона «Троеручица» – список с афонской.

В конце ХIX века в Москву были отосланы иконы «Скоропослушница» и «Тихвинская», а в Петербург – «В скорбех и печалех Утешение». С этими иконами связаны многочисленные чудеса и исцеления, однако где они находятся в настоящее время, неизвестно. В связи с революциями многие иконы оказались утеряны.

На Афон же из Руси отправлялись щедрые дары и обильные жертвы. Русских паломников всегда принимали тепло и дружелюбно на Святой горе. Особенно гостеприимны симонопетрские монахи, ведь Русь помогла отстроить обитель после пожара 1891 года.

Практически все афонские иконы украшены золотыми ризами и драгоценными камнями. Это свидетельствует о глубоком почитании святынь Афона и благоговении перед Божией Матерью.

В ХХ веке Святая гора снова переживает духовный подъем. Восстанавливаются храмы, появляются молодые иноки разных национальностей. Все монахи уверены, что Пречистая Дева привела их на Святую гору, и уповают на Ее благоволение и ходатайство перед Божественным Сыном Своим. На Афоне соблюдается обычай каждодневного пения молебного канона Божией Матери – Параклиса. А чудотворные иконы Пречистой Девы славятся своими чудесами.

Женщинам находиться на Афоне строго запрещено, причем запрет распространяется даже на животных женского пола. Тех, кто ослушается воли Божией Матери, ждет суровая кара.

Чудотворная икона Божией Матери «Вратарница»

В период иконоборчества эта икона находилась у благочестивой вдовы, которая жила близ города Никеи с приемным сыном. В 829–842 годах царствовал Феофил, прозванный иконоборцем, который подвергал гонениям и истязаниям почитателей святынь и сжигал иконы. Добродетельная вдова хранила икону в церкви, находившейся рядом с ее домом. Однако скоро пришел черед и чудесной иконы – один из сыщиков, придя к вдове, увидел икону и тут же вознамерился уничтожить ее. Он со всей силой ударил своим мечом в ланиту Божией Матери. Вдруг, к ужасу осквернителя, из раны потекла кровь. Воин был настолько поражен, что не в силах был поднять меч. Его постигло раскаяние, он опустился на колени пред иконой и оставил ересь. Впоследствии он стал иноком.

Воин сделал все, чтобы помочь вдове спасти икону. Женщина по его совету приняла решение спрятать святыню. Икона была скрыта в море, и вдова молила Святую Деву Марию, чтобы икона была избавлена от потопления. Радость вдовы была огромна, когда икона в прямом положении поплыла по морю на запад.

Предание об иконе афонские старцы узнали от сына вдовы, который поселился на Святой горе и, став иноком, мирно прожил свой век.

Где находилась икона столь продолжительное время, неизвестно. Рассказывают, что однажды иноки Иверской обители увидели, что прямо из морской воды поднимается огромный столб, весь из пламени. Он был настолько велик, что достигал неба. Послушники не могли шелохнуться от удивления и священного ужаса. Это видение не прекращалось на протяжении нескольких суток. Все жители Афона собрались на берегу и увидели, что столб возвышается над иконой Божией Матери. Иноки попытались приблизиться к святыне, однако икона удалялась от них, стоило только подойти ближе.

Послушники вместе с настоятелем Иверского монастыря собрались в храме и принялись молить Господа, чтобы Он явил обители святую икону Матери Божией. Молитва была услышана, и чудо свершилось.

До описываемых событий рядом с обителью поселился святой старец Гавриил из Грузии. Однажды он увидел сон: Божия Матерь повелела ему отправляться в Иверский монастырь и сказать настоятелю и послушникам, что Богоматерь хочет дать им икону в помощь. Взять же икону должен именно старец Гавриил.

Последний волю Божию исполнил и, не боясь, по воде прошел к иконе и вынес ее на берег. Святыня была встречена с благоговением и молитвою. Иноки отнесли ее в обитель и поместили на алтарь.

Однако, когда на следующий день послушники пришли к алтарю, иконы там не обнаружили. Испугавшись, иноки стали искать ее. После продолжительных поисков святыню наконец обнаружили – она находилась на стене над монастырскими вратами. Ее снова перенесли на алтарь, однако и на следующий день иконы там не было. Нашли ее опять на монастырских вратах.

Удивительный случай повторялся на протяжении долгого времени. Пораженные иноки не знали, что им делать. Тогда Пресвятая Дева Мария явилась во сне к старцу Гавриилу. Ему-то она и открыла Свою волю, велев сказать братии, что желает охранять добродетельных иноков, а не быть охраняемой ими. Матерь Божия сказала, что, пока братия будет видеть икону на вратах, благодать Господа Бога не оставит монастырь.

Поэтому икона получила название «Вратарница», или «Портаитисса». Она находится в храме, возведенном рядом с воротами. След от кровавой раны, нанесенной мечом, виден до сих пор.

Согласно одной из версий, рану иконе нанес пират Варвар. Увидев же пролившуюся кровь, он раскаялся и крестился в Ивере, а позже принял ангельский образ.

Иверская икона восхищает своими неисчислимыми чудесами и исцелениями. Она и по сей день оберегает обитель от врагов и захватчиков.

Во время греческого восстания в 1822 году Иверская Богоматерь была заступницей и защитницей храма и братии. Ополчение было разбито, кто-то бежал в другие страны, и защищать Богоматерь было некому. Тогда святые отцы отправились в Иверский монастырь к «Вратарнице». Придя в церковь, иноки преклонили колена и долго молились, проливая слезы перед чудотворной иконой. Они удивлялись, что в такое печальное время, когда все ополченцы бежали, Божия Матерь, украшенная золотом и драгоценными каменьями, радостна и весела. В монастыре находилось множество захватчиков, однако икону никто не трогал несмотря на ее богатое убранство. Иноки были очень изумлены и спросили греков, почему те не спрячут ее и не снимут украшений. На это находившиеся в храме иноки ответили, что хотя Божия Матерь и наказала их за грехи, но не отвернула Своего Лика; когда же постигает их скорбь, то обращаются они с молитвою к Заступнице и обретают утешение. Иноземные же захватчики пытались проникнуть в храм, однако Святая Дева Мария не позволяет им сделать это, поэтому и не могут они снять с нее украшения и драгоценности. Когда турки требуют золота и каменьев, иверские отцы показывают им икону и говорят, что это – то, что у них имеется. Однако завоевателей, как только они увидят икону, постигает необъяснимый страх, и они уходят из храма посрамленные.

Иверские иноки рассказали еще одно чудо. Недавно была страшная тревога и смущение. Все святые отцы хотели бежать, однако многим из них во сне явилась Богородица и сказала: «Почто очень испугались и почто входят помышления в сердца ваши?.. Вот, даю вам извещение, что когда Моя икона будет находиться в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою торбу и грядет куда знает!» Поэтому иноки теперь каждый вечер приходят к иконе и смотрят, на месте ли она. Успокоившись, они возвращаются обратно.

Шесть лет спустя, в 1828 году, случилось следующее. Монах, который служил при иконе, заканчивал служение литургии. Вдруг он увидел женщину с метлой, которая подметала полы в монастыре. Инок очень удивился и стал расспрашивать ее, кто она такая и что делает в монастыре, куда вход женщинам запрещен. На это странная гостья молвила: «Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный». Сказав это, женщина вдруг стала невидимой.

По истечении некоторого времени султаном был издан указ, согласно которому все турецкие солдаты, оккупировавшие монастырь, должны уйти со Святой горы. Это было очень странно, так как незадолго до осады сам он намеревался разрушить афонские монастыри. Однако иноки не удивлялись: воля Божия вымела войско захватчиков из города.

Следующее чудо произошло в 1979 году, в день Успения Божией Матери. Один из паломников – Стергий Кискинис – решил помолиться перед иконой Пречистой Девы Марии наедине. Он зашел в церковь и сам не заметил, как погрузился в легкую дремоту. При этом паломник не мог понять, спит он или бодрствует. Внезапно перед ним возникла его жена Хрисанфа, которая умерла 15 лет назад. От того, что было дальше, Стергий в ужасе проснулся. Умершая сказала: «Вставай, наш сын Ангелос попал в аварию».

Паломник тут же рассказал о видении духовнику монастыря отцу Максиму. Тот сказал, чтобы Стергий поступал согласно Божьему велению.

Паломник прибыл в Солоники и, не теряя ни минуты, тут же отправился домой. Теща очень удивилась, когда он спросил ее, что случилось с сыном. Она никак не могла понять, откуда Стергий знает о произошедшем.

В больнице встревоженный отец увидел сына, который лежал в гипсе; на его шее был металлический воротник. Юноша получил травму позвоночника, однако через год полностью вылечился. Паломник понял, что его спасла Пресвятая Богородица.

Он возвратился в Иверский монастырь и попросил, чтобы отслужили сорокоуст.

Со святой Иверской иконы делали списки, которые также известны своими чудесами. Два списка были сделаны еще при Никоне. Одна копия иконы была отправлена в Россию 13 октября 1648 года, другая – 12 февраля 1656 года. Другие чудотворные Иверские иконы находились в Софрониевой пустыни (Курская епархия), Козельце (Черниговская епархия), Николаевском Бабаевском монастыре (Костромская епархия) и в Троицком монастыре в Смоленске.

Одной из самых почитаемых была Московская Иверская икона. Начиная с 1693 года имеются свидетельства о чудотворности иконы. Ее носили по домам, даря утешение и исцеление больным, скорбящим и одержимым. Причем святыню чтили не только православные, но и старообрядцы. Даже иноверцам помогала икона – некоторые из них, измученные страшными болезнями, просили помощи у Божией Матери, и Пречистая Дева даровала им спасение. Получив исцеление, представители других вер обращались в православие. В настоящее время икона находится в московском храме в честь Воскресения Христова.

И по сей день являет икона чудеса народу. Так, 24 ноября 1982 года один из списков афонской иконы Божией Матери начал мироточить. Это случилось так: православный чилиец Иосиф Муньос отправился вместе со своими друзьями на Святую гору в качестве паломников. Близилась ночь, и они озаботились поиском ночлега. Увидев одиноко стоящую келью у подножия Афонской вершины, путники решили попроситься переночевать. Паломников радостно приняли келлиоты, которые занимались иконописью. По всей келье висели образа и святые лики, написанные мастерами. Иосиф разглядывал стены, и вдруг его взгляд остановился на Иверской иконе Божией Матери, повешенной над дверью. Паломник был так восхищен ликом, что захотел взять икону с собой. Однако, к его огорчению, икона не продавалась – ее первую создали иконописцы.

Переночевав в гостеприимной келье, странники утром присутствовали на литургии. Когда звучала песня «Достойно есть», Иосиф молил Богоматерь об одном: только бы святой лик был отпущен с ним.

Когда же пришло время прощаться с приютившими их келлиотами, Иосиф с удивлением заметил, что старца среди них нет. Но вскоре он появился перед паломниками; в его руках была чудесная икона. Старец протянул святыню Иосифу и сказал, что дарит ее: «Бери ее, она должна быть с тобой». Растроганный чилиец попробовал заплатить за икону, однако старец отказался и строго сказал, что за такую святыню нельзя брать деньги.

Икона была приложена к первообразу в Иверском монастыре, а потом Иосиф возвратился в Канаду. Он поместил икону у себя в комнате в красном углу.

Однажды ночью (это было 24 ноября) чилиец проснулся в 3 часа ночи. Сначала ему показалось, что он спит: вся комната была наполнена восхитительным ароматом, разливающимся непонятно откуда. Сначала Иосиф решил, что кто-то разлил духи и благоуханье исходит от флакона; однако, посмотрев на икону, он увидел, что вся она покрыта восхитительно благоухающим маслом.

Бывает, что некоторые образа или лики мироточат. Это чудо случается в определенные дни. Например, известно, что на протяжении сотен лет мироточат мощи святителя Николая. Однако никогда еще не случалось, чтобы миро от иконы изливалось на протяжении десяти лет с перерывом на Страстную седмицу. Это – свидетельство того, что, несмотря на трудное время, когда любовь уступает место ненависти, Божья любовь и благоволение Матери Его не уменьшаются.

12 февраля, 13 октября и во вторник Светлой седмицы происходит празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Помощь от Тихвинской иконы Божией Матери В молодости я был неверующим, атеистом, а родители – верующие. Незадолго перед смертью своего отца я видел сон: будто я стою на коленях перед иконой Божией Матери и молюсь.Вызванный телеграммой к умирающему отцу, я не застал его в

Из книги Чудотворные православные иконы автора Хамидова Виолетта Романовна

Иконы Божией Матери

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Другие иконы Божией Матери Абалацкая икона «Знамение» Эта икона имеет такое название в честь села Абалак Тобольской епархии. В период правления Михаила Федоровича, когда Тобольским архиепископом был Нектарий, на Абалацком погосте жила вдова Мария. Женщина жила одна,

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Иконы Божией Матери Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!Богородица была весной для

Из книги Молитвы о болящих автора Лагутина Татьяна Владимировна

Иконы Божией Матери В древнерусском искусстве, точно так же, как и в мыслях верующих, на втором месте по значению после образов Иисуса Христа стоят образы Божией Матери. Пресвятая Дева была Матерью Бога по плоти, поэтому Ее с полным правом можно назвать «начатком

Из книги Чудеса Божии автора Сербский Николай Велимирович

В честь иконы Божией Матери «Целительница» Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Гос поже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Чудо от Курской иконы Божией Матери Эту икону прошлым летом завезли из Белграда в Болгарию. По этому поводу болгарские историки опубликовали много подробностей, связанных с образом. Среди прочего, в журнале "Христианка" (1936, № 7–8) описывается такой случай:Сын Прохора

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Поучение 2-е. Явление Иверской иконы Божией Матери (В нуждах и скорбях будем прибегать к Матери Божией) I. Ныне Св. Церковь воспоминает чудесное явление Иверской иконы Богоматери. Однажды иноки афонской Иверской обители увидели огненный столп, восходящий от моря до самого

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 3-е. День празднования Смоленской иконы Божией Матери и других (О празднуемых 28 июля иконах Божией Матери: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской с уроками для нашего назидания) I. Ныне, в 28-й день июля, совершается Церковью празднование, между прочим,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. День Владимирской иконы Божией Матери (Сила ходатайства Божией Матери за род человеческий) I. Настоящий день приснопамятен для Церкви и отечества нашего по следующему великому историческому событию.В конце XIV-го столетия по Рождестве Христове, в глубине Азии

Из книги Почитание Пресвятой Богородицы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Поучение 1-е. Праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери (Кто хочет быть под покровом Божией Матери, тот должен удаляться от всякого греха) I. Нынешний праздник установлен по случаю избавления Москвы от нападения Махмет Гирея, Казанского хана. В 1521 году

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 1-е. Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Всегда ли мы можем надеяться получить, чего просим, у Божией Матери?) I. Вечными памятниками чудесной помощи Царицы Небесной страждущим христианам служат многочисленные чудотворные Ее иконы, украшающие

Из книги автора

Поучение 2-е. Празднование Владимирской иконы Божией Матери (В чем заключается тайна спасительного заступления Божией Матери за Россию?) I. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, ныне совершаемое, установлено по следующему случаю. В 1480 г., не получая дани

Из книги автора

Поучение 1-е. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (О чем мы должны молиться Божией Матери?) I. Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего

Из книги автора

Глава 2. Иконы Божией Матери

Из книги автора

267. По прославлении Козельщанской иконы Божией Матери Милость Божия буди с вами! Поздравляю вас с праздником Светлого Воскресения Господня. В духовных радостях препроводить вам его желаю. Премного вам благодарен за ваше описание чудесного исцеления. Оно напечатано уже

Вверху - подлинная икона, которую трудно увидеть паломнику.

А в магазинах паломникам продают вот эту копию, которая ниже.

Предание

Святое предание связывает появление монашеских обителей на Святой Горе с особым попечительством Пресвятой Богородицы на Афоне. Церковное предание повествует, что Божия Матерь, по сошествии Святого Духа в день Святой Пятидесятницы, по выпавшему Ей жребию должна была отправиться в Иверскую землю, но Промыслом Божиим труд апостольства предстоял Ей в другом месте. Несколько лет спустя, после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, оказалось, что этим другим местом стал Афонский полуостров, что и определило его будущую судьбу и историю.

Спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, Пресвятая Богородица отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на остров Кипр к Лазарю, о котором повествует Евангелие и которого воскресил Иисус Христос. В то время он был на острове епископом. Во время плавания случилась буря, которая отнесла их корабль к Афону и они вынуждены были высадиться на берег как раз в том месте, где со временем был основан Иверский монастырь.

Предание также упоминает о Божиих знамениях, которые сопровождали прибытие Пресвятой Богородицы на Афон. Например, люди, которые в то время находились в капище Аполлона, слышали, как идолы стали издавать голоса и возопили, чтобы народ поспешил на пристань встречать Марию, Матерь Бога всех богов. Услышав это, люди удивились, и поспешили на берег. Увидев Матерь Божию, они спросили Ее: «Какого Ты родила Бога? И как Ему имя?» Пресвятая Дева подробно поведала собравшимся о Христе Спасителе - Сыне Божием. Люди, оказав Ей великое почтение, с радостью принимали Ее слова, многие уверовали и хрестились. Во время проповеди Пречистая Дева Мария явила много знамений, подкрепляющих истину Благой Вести, прежде чем Она отплыла на Кипр.

Видя красоту Афонской земли, Пресвятая Богородица с молитвой обратилась к Своему Сыну, Господу Иисусу Христу, чтобы на этой земле воссиял Евангельский свет и чтобы проповедь Ее здесь дала обильный плод. Тогда прозвучал глас с небес: «Это место пусть станет Твоим Уделом, и садом, и раем, и убежищем для тех, кто жаждет спасения».

Перед отъездом Она обратилась к жителям со словами:

«Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Господь благословит изобильными плодами труды подвизающихся здесь, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и Ходатаица о нем пред Богом».

Сказав это, Матерь Божия благословила народ и, взойдя на корабль, отплыла на Кипр.

Сегодня на Святой Горе Афонской находится большое количество обителей, а в них - множество чудотворных икон Божией Матери, которые просто невозможно все перечислить.

Все чудотворные иконы Богородицы на Афоне:

В Великой Лавре Афанасия Афонского особо почитают иконы Божией Матери «Кукузелисса» и «Экономисса». В Ватопедском монастыре - «Пантанасса», «Закланная», «Живоприятная», «Ктиторская», «Отрада» или «Утешение». «Елеоточивая», «Простреленная».

Главной святыней Свято-Андреевского скита стала икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

При входе в Иверскую обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» (Вратарница), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери, которая чудесным образом пришла на Афон по морю и была названа «Иверская». Ее поместили над воротами обители Иверской. Однажды монахи решили поместить эту икону в храме для лучшей сохранности. Но икона трижды оказывалась вновь на прежнем месте. И, явившись ночью настоятелю, Божия Матерь сказала ему: «Не надо Меня беречь, Я вас буду оберегать». Монастырские ворота - это то, что соединяет обитель с миром. Божия Матерь, с одной стороны, хранит Свои обители от пагубных влияний мира сего, а с другой - устремляет в мир благодатное влияние обители. Преподобный Нил Мироточивый предвидел особое значение для иноков Афона в присутствии на Святой Горе иконы «Иверской» Божией Матери. «Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, - открыла ему Сама Царица Небесная. - Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый берет свои вещи и уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах». Афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

В Хиландарском монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Попская», «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара». В монастыре Дионисиат находится древняя икона "Похвала Богородицы", вылепленная из воска и мастики.

Монастырь Костамонит знаменит нахождением в нем иконы Божией Матери «Предвозвестительница», а монастырь Зограф - находящимся в нем чудотворными иконами Божией Матери «Услышательница» и «Акафистная-Зографская». В Пантократоре хранится икона Пресвятой Богородицы «Герондисса» («Старица»). В Дохиарском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Иерусалимская» находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы Русского Пантелеимоновского монастыря, в киоте над царскими вратами, который иногда опускается. Опускается икона на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской Божией Матери. Икона написана в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме - иеромонах Нил) в 1825 году и послана им в дар Русскому Пантелеимоновскому монастырю. На всенощных бдениях на Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, эту святую икону с подобающей честью опускают перед царскими вратами, и перед ней читают акафист, по окончании которого братия, по чину, подходят к святой иконе с земными поклонами, благоговейно лобызая Изображенную на ней, испрашивая Ее материнского предстательства пред престолом Сына Своего и Бога.

Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Дева Мария - ее Великая Игумения.

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, приявшей от Сына Своего и Бога в жребий Себе Гору Афонскую, и давшей ю в вечное достояние православных иноков, похвальное сие возглашаем пение. Ты же, о Богомати, Заступнице сущи подвижников благочестия, спасай и избавляй от всяких бед, скорбей и напастей, и к Царствию Небесному руководи ны, духовная чада Твоя, умильно Тебе вопиющия: Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Ангелы святынею и чистотою превзошла еси, Пречистая, от юности ангельски поживши: темже ангелоподобнаго иноческаго чина изрядная Наставница и Покровительница явилася еси, путеводящи к Царствию Небесному рачителей девства и чистоты, от нихже достойно слышиши таковая: Радуйся, начало и освящение девства. Радуйся, светлейший образе целомудрия. Радуйся, праведными родительми Твоими, прежде зачатия на службу Богу обетованная. Радуйся, от неплодных ложесн по благовестию Ангела рожденная. Радуйся, в трилетнем возрасте в храм Божий введенная. Радуйся, от руки Ангела небесною пищею воспитанная. Радуйся, лествицею сочетавшихся в Тебе добродетелей на высоту духовнаго совершенства возшедшая. Радуйся, образ богоугоднаго жития в молитвах, воздержании и послушании нам явившая. Радуйся, первая в женах девство Свое Богу обещавшая и сие соблюдшая. Радуйся, к водительству иночествующих свыше избранная и предуготованная. Радуйся, в лице Иоанна девственника при Кресте Сына Твоего всех верных в сыновство приявшая. Радуйся, наипаче чину иноческому, яко житию Твоему последующему, Благая Матерь явльшаяся. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 2

Светом Божиим, по вознесении на небеса Сына Твоего Христа Бога нашего, паде Тебе Владычице, жребий Апостольскаго служения в земли Иверстей, извещением же ангельским откровенно Ти бысть, яко оный просветится в последния дни: Ты же потрудитися имаши в земли, юже Ти Бог изволит. Темже, яко Раба Господня, смиренно повинулася еси Того воли, образ нам подающи, да и мы всегда и во всем творим волю Создателя нашего, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Разум Божественнаго промышления Своего о жребии Богоматере открывая, не к Кипру, но к Горе Афонстей путь Ея управи Господь, идеже проповедася Его Евангелие, и тако явися земный жребий Ея. Темже молимся: управи, Богомати, и наш путь к Небесному Отечествию, да Тебе Наставнице нашей хвалебно вопием: Радуйся, Своим пришествие Афон освятившая. Радуйся, веру истинную в нем насадившая. Радуйся, в жребий Себе гору сию от Бога приявшая. Радуйся, милость Сына Твоего до скончания века месту сему обетовавшая. Радуйся, благодати Его неотступней на месте сем быти предрекшая. Радуйся, яко предречение сие доныне зрим делы исполняемо. Радуйся, теплая Ходатаица о живущих в жребии Твоем. Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, обитающим зде земных благ Подательнице. Радуйся, вечнаго их спасения Споручнице. Радуйся, яко вси христоименитии людие жребий Твой почитают. Радуйся, яко местом святым и раем монашеским той нарицают. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго, предстательством Богоматере, осени Святую Гору сию, и показа ю воистинну духовный вертоград, множество преподобных в недрех своих возрастивший, яко грозды зрелы и красны: темже и сотвори сию, яко тихое пристанище всем хотящим во иноческой жизни благоугождати Господеви и пети Ему: Аллилуиа.

Имущи промышление о жребии Своем, рекла еси, Владычице, в видении первому пустынножителю преподобному Петру: несть удобнейшаго места, еже послужити Богу, разве Гора Афонская, юже с любовию приях от Сына Моего и Бога, и имущим подвизатися зде, буду Помощница и Заступница. Сего ради благодарственно вопием Ти: Радуйся, обетование Свое о горе сей исполнившая. Радуйся, грады мирския, на ней бывшия, промыслительно упразднившая. Радуйся, Гору Афонскую во владение иноков отдавшая. Радуйся, свободу ей даровавшая. Радуйся, основание Ватопедския обители царем Феодосием положившая. Радуйся, усердием царицы Пульхерии, Есфигменскую обитель создавшая. Радуйся, царя Никифора на создание Афанасиевы Лавры подвигшая. Радуйся, Иверскую обитель тщанием царей Иверских и вельможных иноков благолепно устроившая. Радуйся, Ксиропотамскую обитель усердием царя Болгарского Петра воздвигшая. Радуйся, трудами Саввы и Симеона Сербских, Хиландарскую обитель воздвигшая. Радуйся, тщанием древних Русских князей обитель страстотерпца Пантелеимона обновившая. Радуйся, ины многи разноплеменныя цари и вельможи православныя к созиданию обителей Афонских и благотворению онем подвигшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 4

Бурю искушения от иночествующих в жребии Твоем отвращая, невходен сей женам сотворила еси, Владычице, царице Плакидии таинственным гласом о сем возвестивши, егда та внити хотяше в храм обители Ватопедския. Сего ради издревле узаконися невходна быти женам Святая Гора, да подвизающиися зде на ней без соблазнов мирских пребывают, выну поюще Богу: Аллилуиа.

Являющи попечение велие о населении земнаго жребия Своего иночествующими, неповинно изгнанными из Египта, Сирии и Палестины, отцы чудесне зде вселила еси, Владычице, и тако умножися и возрасте сад Твой духовный, от негоже плод мног Богу принесеся - велий Собор преподобных Афонских: к ним же и нас, Богомати, сопричти, вопиющих Ти хвалебно: Радуйся, в пустынех Египта, Сирии и Палестины, подвижником благочестия возсияти помогшая. Радуйся, ученики отцев онех в Гору Афонскую чудесне преселившая. Радуйся, иноком, от градов многих иконоборцы изгнанным, вселение в горе сей даровавшая. Радуйся, чин иноческий умножившая, и книжное богатство со святыми мощами собравшая. Радуйся, Гору Афонскую со множеством пустынножительных келлий, яко едину обитель дивну сотворшая. Радуйся, возградитися зде великим и малым обителем благоволившая. Радуйся, православнаго подвижничества виды многообразны на горе сей уставившая. Радуйся, житие зде обитающих уставы иноческими твердо оградившая. Радуйся, Петра пустыннолюбиваго светлый образ отшельником показавшая. Радуйся, Афанасия богомудраго наставника общежитию даровавшая. Радуйся, Афону иноческому грех ради наших, от неверных срацин опустошену иногда быти попустившая. Радуйся, паки по сем, во исполнение обетования Своего, множеством иноков оный населившая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 5

Светильник светлый показася, Владычице, земный Твой жребий, вселенную всю духовно просвещающий и моленьми иноков согревающий, еже благочестивый Император Алексий Комнин в послании своем ко Отцем Афонским, по внушению Твоему, премудро изобрази: темже вси о Тебе хвалебно вопием Богу: Аллилуиа.

Матернее промышление о насельницех святаго жребия Твоего уверяя, явился еси, Богомати, преподобному Афанасию, скудостию потребных смущенному, того увещавая не оставляти созидаемыя обители, и обещаяся Сама быти тоя Икономиссою: во уверение же сего повелела еси ему жезлом ударити камень, из негоже абие источник чудесне истече, иже и до ныне источает воду живу и целебну, яко верен свидетель Твоего на месте том явления. Сего ради хвалебно Тебе вопием: Радуйся, источником сим, источник Твоих нам благодеяний показавшая. Радуйся, двукратным Твоим преподобному Афанасию явлением, незримое Твое нас посещение уверившая. Радуйся, Лавры Афанасиевой Икономиссою неизменно пребывающая. Радуйся, вся обители иноческия попечением Своим не оставляющая. Радуйся, в обители Иверстей, вино, муку и елей чудесне умножившая. Радуйся, в обители Костамонитстей сосуд елеа и вся хранилища всеми потребами невидимо снабдившая. Радуйся, в обители Ватопедстей оскудевший сосуд елеа до произлития наполнившая. Радуйся, в Пантократорстей обители умножение елеа такожде сотворившая. Радуйся, в Филофейстей обители экклисиарха некоего, в роптании о скудости потребных вразумившая. Радуйся, возвестившая тому, яко невозможно есть обители быти попечения Твоего кроме. Радуйс в годину трудных обстояний о насущных к житию нашему потребах дивно промышляющая. Радуйся, о коемждо зде подвизающемся, любвеобильное попечение Свое являющая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 6

Проповедница милостей и благодеяний Твоих насельником Святыя Горы явися чудотворная Твоя, Богомати, икона, «Скоропослушница» Тобою нареченная, пред неюже трапезаря Нила за небрежение расслаблением наказала еси, и паки, покаяния ради, прощение и исцеление тому даровала еси, возвестивши купно с сим волю Твою, да прибегают к Тебе иноцы во всех своих нуждах, обетовавши исполняти благочестивая прошения не токмо иноков, но и всех православных христиан, верно вопиющих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Кий язык исповесть величие чудес Твоих, о Владычице, яже сотворила и твориши насельником земнаго жребия Твоего? Светолучную бо икону Твою, чудесно по морю из Никеи пришедшую, обители Иверстей вдала еси, и волю Твою открыла еси, яко хощеши быти Вратарницею обители их и Хранительницею всех живущих в горе сей. Темже хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, повелевшая преподобному Гавриилу в море снити и прияти святую икону Твою. Радуйся, сотворившая ему немокренно шествие по водам, яко по суху. Радуйся, иконе Твоей в малем храме при вратех обители пребывати благоволившая. Радуйся, приятием звания Вратарницы образ смирения нам показавшая. Радуйся, в пребывании святыя иконы Твоея знамение благодати и милости Сына Твоего утвердившая. Радуйся, обещавшаяся быти Хранительницею нашею в настоящем и будущем веце. Радуйся, ратники амиры агарянскаго с корабли в море потопившая. Радуйся, таковым чудом обитель Иверскую от разорения спасшая. Радуйся, икону Твою «Сладкое лобзание», из Царя-града во Афон чудесно по морю представившая и обители Филофейстей вдавшая. Радуйся, неподвижностию сея иконы во время крестных хождений на брезе морстем люди в пианстве обличившая и вразумившая. Радуйся, татя, похитившаго с сея иконы златицы, чудесне на море с кораблем удержавшая. Радуйся, сим знамением поучение к хранению церковнаго достояния нам подавшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 7

Хотящим иногда зломудрым латиняном внезапу на Святую Гору наити и вся иноки во свою ересь обратити, Предвозвестительницею тех нашествия явилася еси, Владычице: от иконы бо Твоея святыя, во обители Зографстей сущия, старцу некоему, в пустынней келлии «Радуйся» Тебе воспевавшему, чудесным гласом сие возвестила еси. Темже мнози преподобнии помощию Твоею лютая мучения благочестия ради, от злочестивых доблественно претерпеша и венцы победы от Христа восприяша, поюще Ему: Аллилуиа.

Новое знамение попечения Своего о насельницех земнаго жребия Твоего, Владычице, являеши от иконы Твоея «Отрада и Утешение», яко игумену обители Ватопедския чудесным гласом повелела еси не отверзати врат монастырских, но взойти на стены, и отгнати разбойники, хотевшия иноков погубити и достояние обители расхитити. Темже смиренно молим Тя, Пречистая, не остави, помощию Твоею, во всех бедах и обстояниях и нас, вопиющих Ти сице: Радуйся, с высоты небесныя весь род христианский назирающая. Радуйся, злыя враги наша в коварстве их запинающая. Радуйся, кару Божию от глав наших отводящая. Радуйся, Сына Твоего Христа Бога нашего на милость к нам преклоняющая. Радуйся, о внезапно находящих на нас вразех во благовремении возвещающая. Радуйся, от убиения и напрасныя смерти избавляющая. Радуйся, преподобномучеником Афонским посрамити лесть латинскую и мученическую кончину прияти помогшая. Радуйся, трусом земным и Ксиропотамския обители падением суемудрых папистов устрашившая и с Афона удалившая. Радуйся, чистоту Православия в жребии Твоем яко зеницу ока соблюдающая. Радуйся, ересем и расколом укрепитися зде не попускающая. Радуйся, жребий Твой треволнением мирским непричастен содевающая. Радуйся, в годину великих окрест браней, в мире и тишине сей сохраняющая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 8

Незримое Твое, Владычице, о нас попечение яве показати хотяще, явилася еси в день Благовещения во обители Ватопедстей, идеже преподобный Косма Зографский узре Тя в подобии Госпожи, властительно в храме и трапезе повеления различная всем сказующи. Темже благоговейно сие явление воспоминающе, и впредь не лишити нас матерняго Твоего попечения просяще, поем Богу: Аллилуиа.

Благоволением Рождшагося от Тебе, Игумения и Правительница чину иноческому явилася еси, о Пресвятая Дево: темже жезл игуменский во обители Хиландарстей прияти изволила еси, возвестивши о сем единому от братий, и Троеручную Свою икону чудесне поставивши на игуменстем месте, тем мир водворивши. Темже и мы, послушницы Твои, вручаем себе Твоему водительству и попечению и хвалебно вопием: Радуйся, первая в мире Инокиня, не по чину внешния жизни, но по духу, от младенческих пелен на службу Богу посвященная. Радуйся, благоволением Всевышняго девство и рождество чудесне в Себе сочетавшая. Радуйся, обитель Саввы преподобнаго приятием звания неизменныя Игумении почетшая. Радуйся, всеми насельники земнаго Твоего жребия, яко Верховная Игумения почитаемая. Радуйся, старцем Парфением Игумениею Лавры Печерския нареченная. Радуйся, и Серафимом преподобным Игумениею Дивеевския обители наименованная. Радуйся, благодатным внушением многия из мира в иноческое житие и в земный Свой жребий приводящая. Радуйся, всем хотящим иночествовати место вселения и образ жития, душевному их устроению приличный указующая. Радуйся, от всех племен православных, иночествовати хотящих, в жребий Свой любезно приемлющая. Радуйся, всем зде живущим на сроднем своем языце службу Богу приносити благоволившая. Радуйся, отсечением за благочестие руку Иоанна Дамаскина, пред иконою Твоею слезно молившагося, чудесне исцелившая. Радуйся, благодарственное пение от него приявшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 9

Спасение многих устрояющая, благоволила еси, Владычице, Антония преподобнаго в земный Свой жребий призвати, и обучивши того иноческим подвигом, в новопросвещенное тогда отечество его, землю Русскую, во град Киев послати, идеже он помощию Твоею, насади новый духовный вертоград, в немже множество преподобных, с Феодосием дивным, просияша и великому Собору преподобных Афонских сопричтошася, яко духовно от того порождении. Не лиши убо, Богомати, и нас части онех отец, да с ними в Небеснем Царствии вечно воспеваем Богу: Аллилуиа.

Любовь велию христианскому роду являющи, чрез Архангела Гавриила возвестила еси чудесную Твою песнь «Достойно есть». Темже молим Тя, Пречистая: сподоби нас, недостойных, и в сем и будущем веце сию радостно взывати: Радуйся, достойно воспеваемая от Архангел и Ангел. Радуйся, ублажаемая от всех Небесных Сил. Радуйся, смиреннаго послушника Афонскаго посещения Архангельскаго удостоившая. Радуйся, благовестником Твоим песнь небесную нам возвестившая. Радуйся, яко песнь сия повсюду верными воспевается. Радуйся, яко ею всяк пол и возраст духовно утешается. Радуйся, икону Твою, пред неюже воспе Тя Архангел, до ныне целу сохраншая. Радуйся, икону сию и подобия ея во мнозех местех чудесы дивными прославльшая. Радуйся, память чудесе сего на всякое лето иноком Афонским литиею обновляющая. Радуйся, любовным в ней великих и малых обителей единением, согласию и смирению нас научающая. Радуйся, житие наше добре и Богоугодне устрояющая. Радуйся, вся благая и полезная нам дарующая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 10

Спасению верных и вразумлению неверных пособствуеши, жребий Твой непоколебим оплот Православия и твердыню иночества соделала еси, Владычице. Темже струю просвещения духовнаго отсюду во вся концы мира источаеши, подвизая вся верныя и не устнами токмо, но и житием добродетельным выну пети Богу: Аллилуиа.

Новое знамение промышления Своего о спасении нашем духовном и окормлении являющи, Владычице, чудесным гласом от иконы Твоея святыя рекла еси к изображенному с Тобою Богомладенцу Иисусу: «Сыне и Боже Мой, научи раба Твоего Косму, како ему спастися». Господь же абие отвеща: «В безмолвии да послужит Ми». Темже смиренно молим Тя, Богомати: умоли Христа Бога, да наставит на путь спасения и нас, взывающих Ти сице: Радуйся, молитву угодника Твоего Космы скоро услышавшая. Радуйся, и наша усердная моления не отвергающая. Радуйся, на стезю спасения и духовнаго преспеяния нас руководящая. Радуйся, к уединенной жизни вожделевающихся приводящая. Радуйся, во отшельничестве подвизающимся благодатная Собеседница, духовное веселие в сердца их изливающая. Радуйся, в жребии Твоем и повсюду благочестно живущая, Матернею Твоею любовию объемлющая. Радуйся, Косме Зографскому и иным отцем подвиг пустыннаго безмолвия совершити помогшая. Радуйся, Григорию Паламе, со светоносными мужи явльшаяся, и о нуждах его пещися тем повелевшая. Радуйся, Максима Кавсокаливита явлением Своим облагодатствовавшая. Радуйся, дар непрестанной молитвы и умиления сердечнаго тому даровавшая. Радуйся, Симону преподобному, в борьбе с искушениями помогшая. Радуйся, обитель Рождества Христова на камени создати тому повелевшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 11

Пение наше смиренное не довлеет к изъявлению Твоего, Владычице, лику иноческому благоволения, наипаче же к подвизающимся в земном жребии Твоем, идеже (в Лавре Афанасия преподобнаго) видена была еси иноком Матфием, дары Твоя, яко сребренники и златицы подающая, усердных молитв ради предстоящих со страхом во храме и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Светом небесным осиянну узре Тя, Владычице, Марк преподобный на холме грани Афона, в чудней красоте и Царственней славе, на престоле превознесенном, сонмом Ангел и преподобных Афонских окружаему и боголепно воспеваему, яко Царицу и Госпожу всяческих. Темже, Богомати Пречистая, якоже тогда жребий Твой осенила еси, тако и ныне огради нас от всех искушений, от мира и диавола находящих, да зовем Ти хвалебно: Радуйся, Архангелов и Ангелов Царице. Радуйся, горних и дольних Владычице. Радуйся, преподобнаго Марка чуднаго Своего явления сподобившая. Радуйся, Назирательницею Афона и стражем неусыпным Себе показавшая. Радуйся, яко подвизаеши с Собою на защищение наше сонмы бесплотных и соборы преподобных. Радуйся, яко купно с ними предстательствуеши о нас пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, яко осенением Твоим небесным ограждаеши нас от соблазнов мирских. Радуйся, яко укрепляеши нас в подвизех поста, целомудрия и молитвы. Радуйся, яко во уверение будущаго по смерти за подвиги воздаяния, певцы Твоя Григория и Иоанна в соннем дремании златицами вознаградила еси. Радуйся, яко златицам тем, воистину Тобою данным, силу чудодействия даровала еси. Радуйся, яко чудесных Твоих знамений, во благо наше содеянных, невозможно исчислити. Радуйся, яко не толико чувственно и видимо, елико благодатно и незримо, помощь Твою нам являеши. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 12

Благодати Божия, обильно изливающияся насельником земнаго жребия Твоего, от чудотворных Твоих, Богомати, икон, не лишени суть и Русския зде обители: ова имущая иконы «Иерусалимскую» и «Избавительницу», овы же - «Млекопетательницу» и «В скорбех и печалех Утешение», ихже яко залог Твоего к нам благоволения имуще, прославляем милосердый промысл Твой, и о Молдововлахийстей обители, ейже «Самоизобразившийся» Твой образ даровала еси, егоже ради евреяныня некая от смерти избавися и крещение святое восприя, вопиющи Рождшемуся от Тебе Христу Богу: Аллилуиа.

Поюще дивное чудо, яко Твоим, Богомати, промышлением, во обители Ватопедстей пред сокрытою в кладязе иконою Твоею и честным Крестом, возжженная свеща седмдесят лет неугасима соблюдеся, прославляем и иныя знамения, во спасение наше и в утоление житейских нужд в Горе Афонстей и всюду Тобою содеянные, темже и взываем: Радуйся, благодатными лучами чудотворных икон гору сию озаряющая. Радуйся, подобиями их дары многообразных благодеяний во всем мире источающая. Радуйся, двадесяти великих обителей Афонских Промыслительнице и Хранительнице. Радуйся, знамение Твоего попечения в сих проявившая. Радуйся, скитския и келейныя обители, яко Твоего вертограда насаждения, покровом Твоим сохраняющая. Радуйся, отшельническая жилища, Тобою любимая, попечением Своим не оставляющая. Радуйся, в обительских послушаниих и своея воли отсечениих труждающихся присная Помощнице и Утешительнице. Радуйся, во отшельничестве живущих и своему спасению внемлющих, благая Вразумительнице и Наставнице. Радуйся, экклисиарха некоего, в примраке недовольства лик Твой уязвившаго, расслаблением наказавшая и паки исцеление тому даровавшая. Радуйся, иереа дерзостнаго, за прикосновение к крови, на иконе Твоей запекшейся, в научение наше, смертию наказавшая. Радуйся, наказания ради и вразумления иноков, Афону пострадати от воев царя Турскаго попустившая. Радуйся, заступлением Императора Всея России жребий Твой от разорения сохранившая и благоденствие ему даровавшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, девство и рождество чудесне в Себе сочетавшая и девственная ликостояния присно веселящая! Приими милостивно сие молебное пение и хваление наше: и якоже кокош собирает под крилу птенцы своя и покрывает их, тако и всех нас от всех бед покрый, Владычице, и собери в Небесный град, да тамо со всеми святыми Троице Святей воспеваем во веки: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О Едина Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрини мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец Афонских и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

Тропарь, глас 3-й

Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко вся ны, в горе Твоей живущия, от злаго навета вражия присно избавляеши, и вся полезная нам даруеши: наследия же Царствия Небеснаго любящим Тя сподобляеши.

Кондак, глас 5-й

Кто не радуется, слыша обетования Твоя, Богомати? Кто ими не услаждается? Ты бо рекла еси, Богоневесто: добре зде житие свое скончавшия, Сыну и Богу Моему представити имам, прощение согрешений тем испросивши. Темже умильно Тебе вопием: радуйся, надеждо и спасение душ наших.

Величание

Величаем Тя, Богородице Дево, и чтим Тя, яко Верховную Афона Правительницу, и нашу Благую Наставницу и Покровительницу.

За скорую помощь христианам монахи Хилендарской обители также называют ее «Скоропослушница».

Это не единственная «Акафистная» икона на Святой Горе. Чудотворные образы с тем же названием есть в монастырях и .

Данных о появлении «Акафистной» (Хилендарской) иконы на Афоне и истории прославления этого образа не сохранилось. Первое упоминание о ней в монастырском предании относится к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого Саввы подтверждения этому рассказу не содержится. Возможное указание на «Акафистную» икону можно найти в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно».

Относительно происхождения названия чудотворного образасуществуют две версии. По мнению епископа Порфирия (Успенского), наименование может служить указанием на иконографию композиций рамы чудотворного образа с изображением сцен Акафиста.Однако более вероятно, что в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Пресвятой Богородице.

В 1837 году по неосторожности экклесиарха , забывшего потушить лампады, в соборе Хилендарской обители загорелся иконостас, в котором стояла чудотворная Акафистная икона. Сбежавшиеся на шум пожара иноки упали на колени и стали молиться со словами «Пресвятая Владычица спаси твою икону!». И хотя иконостас едва весь не сгорел, святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению насельников Хилендара остался невредимым. Так как перед этой иконой после пожара был прочитан акафист, то она и получила название Акафистной.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Богомладенец на ней изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.).

В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.

Млекопитательница

Икона Божией Матери «Млекопитательница» имеет богатую историю, связанную с именем преподобного Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры перед своей блаженной кончиной в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит паломник царского рода из Сербии по имени Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло спустя шесть столетий - в ХIII веке.

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хилендару кельев столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, апо правую сторону от Царских врат - месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. На Святой Земле, Афоне, в Греции и России существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания.

Особо прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск, в двадцати верстах от Минска. Эта икона, схожая с афонской, была обнаружена на высоком дереве. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и время от времени посредством определенного механизма опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы, находится в на Афоне. Некоторые подробности о ней можно найти в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году: «У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара».

Попская

Некогда один еретичествующий иерей , Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хилендарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности. Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться.

Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном году Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.

С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»

Экклесиарх - человек, который заведует в монастыре порядком богослужения.

Расказ о Попском образе Пресвятой Богородицы приводим по книге Е. Поселянин «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" (1914).

Образ Богоматери во все времена особо почитался православными христианами. В числе известных икон выделяется Афонский образ, известный свершением великих чудес. Афонская икона Девы Марии, помещенная в вашем доме, способна принести в него мир, процветание и добродетель.

История иконы

Появление святого образа Богоматери датируется 4 веком. В это время царь Ирод обрушил на православных христиан страшные гонения, стремясь упрочить свою власть и сохранить язычество на своих землях. Пресвятая Дева Мария, спасая свою жизнь, в сопровождении нескольких апостолов покинула Палестину и морем отправилась на Кипр. Но в пути случилась буря, и корабль вынесло к берегу Афонского полуострова.

В церковном предании сказано, что когда корабль коснулся берега, люди в храме Аполлона услышали вопль идолов, призывающих идти на берег и встречать с почестями «Мать всех божеств». Удивленные прихожане кинулись к берегу, где и встретили Богородицу, поведавшую им об учении Сына Ее. Видя знамения, сопровождающие появление Девы Марии, многие на месте уверовали во Христа, а позже приняли крещение.

Афонская земля была избрана Господом для Богородицы, и Она сообщила жителям, что будет покровительствовать этим землям, и благодать святая будет присутствовать на них во веки веков. Богородица отплыла на Кипр, но православное учение продолжило жить, и через несколько столетий Афон превратился в обитель монашества и подвижничества, а иконописцы создали Афонский образ Ее, который сотворил множество чудесных исцелений.

Где находится Афонский образ Девы Марии

С момента написания святыни икона находится в монастыре на горе Афон. Ежегодно миллионы паломников приезжают на полуостров, чтобы прикоснуться к святыне и помолиться Богородице.

Описание святого образа

На иконе изображен полуостров Афон, покрытый цветущими деревьями и животворными родниками. На Афонской земле стоит Богородица, защищая и благословляя ее. В левой руке Богоматерь держит посох, символизирующий Ее трудный и долгий путь, а правая ладонь раскрыта как символ принятия гонимых и обиженных под покров и защиту.

В чем помогает чудотворный образ

Афонская икона Богоматери славится чудесными исцелениями, а также помощью в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Известны случаи, когда искренняя молитва перед образом Девы Марии помогала женщинам исцелиться от бесплодия, излечить тяжелые болезни и уберечь от тяжелой судьбы своих детей. Специалистов сайта сайт особенно потрясла история обычной женщины Марии, страдающей от невозможности иметь детей.

Мария потеряла уже пятерых недоношенных младенцев и впала в уныние и тоску. В отчаянии женщина отправилась в паломничество на Афонский полуостров и взмолилась перед иконой Богородицы о помиловании и даровании ей счастья материнства. Молитва Марии была услышана: по возвращению домой она выносила и родила совершенно здоровых близнецов. По примеру Марии многие женщины отправились в паломничество, и о случаях чудесных исцелений стало известно еще большему количеству людей. Афонской иконе Богоматери молятся:

  • об исцелении болезней;
  • о создании крепкой семьи;

Молитвы перед образом Богородицы

«Вседержительная Заступница и Защитница земель Афонских! Как покровительствуешь Ты святой земле, как ходатайствуешь перед Сыном Твоим и Господом нашим о людях земли той, так и я смиренно молю Тебя: убереги, Владычица, грешных и недостойных рабов Божьих от ярости геенны огненной, спаси и защити от происков отца лжи и пороков, укажи нам путь к спасению и Царствию Небесному. Аминь».

«Пресвятая Владычица, Милостивая и Предвечная Покровительница, смиренно и в слезах молю Тебя: озари светом Твоим мою жизнь, исцели от гнетущих меня хворей и позволь продолжить род свой, как повелел Сын Твой и Отец наш Небесный. Ныне и присно, во веки веков. Аминь».


«О, Пресвятая Дева Мария, Игумения горы Афонской, исцеляющая хвори и недуги Светом Своим! Молим Тебя, о, святая Дева: исцели наши недуги и укажи путь к праведной жизни, дабы не посрамили мы Твоего заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом и смиренно вошли в Царствие Небесное после долгой земной жизни. Аминь».

Эта молитва способна исцелить болезни и помочь осознать ошибки, которые привели к ней. Читать молитвенное правило можно как за себя, так и за близкого человека, страдающего от болезней.

День памяти Афонской иконы Божией Матери — 18 июля по новому стилю. В это время особенно сильны любые молитвы о семье и детях: искренняя мольба о помощи перед иконой Богоматери способна воссоединить семью и уберечь дом от всякого зла. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

чтимый образ, созданный в бывш. рус. келлии свт. Николая Чудотворца на Афоне (др. название - Белозёрка, искаженное греч. Буразери; в наст. время приписана к мон-рю Хиландар), к-рая известна рус. насельниками-иконописцами. Икона выполнена в академической манере одним из мастеров по заказу греч. губернатора Афона в нач. XX в. (в наст. время И. и. находится в храме свт. Николая Чудотворца). В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей святых. Этот образ, называемый также «Экономисса», не следует путать с иконой того же названия в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (см. в ст. «Домостроительница», икона Божией Матери).

В композиции И. и. воплощена идея покровительства Божией Матери Св. Горе Афон. В ней совмещены элементы иконографии «Покров Пресв. Богородицы» и «Богоматерь Великая Панагия»: Пресв. Богородица изображена в рост, без Младенца, на облаках (как, напр., на иконе Божией Матери «Благодатное Небо»), в монашеской мантии, правой рукой благословляет, в левой держит посох и развернутый свиток со словами: «Сей жребий данный Мне от Сына Моего». В нижней части иконы - развернутая по горизонтали панорама Афона, за головой Богоматери - лучащееся солнце, по сторонам - монограммы («ΜΡ» и «ΘΥ»), чуть выше плеч - надпись: «i i θ i».

Списки И. и., известные с сер. XX в., в основном находятся в мон-рях и скитах (напр., в Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-ре в с. Вадинск Пензенской обл.), реже встречаются в городских храмах (в ц. праведных Иоакима и Анны в С.-Петербурге). На списках Пресв. Богородица может быть представлена со свернутым свитком в правой руке, без посоха, с молитвенно воздетыми руками (оранта); в верхней части иконы, по сторонам Ее, на воздушных ладьях изображают предстоятелей. Так, на греч. иконе сер. XX в. Божия Матерь, стопы Которой касаются скалистой поверхности полуострова со схематично изображенными мон-рями, указывает правой рукой (в левой - посох) на сонм святых в левом верхнем углу иконы. Четверо из них изображены погрудно, трое - оплечно; в правом верхнем углу - группа небесных заступников 20 обителей Афона. Святые, представленные в 1-м ряду справа и слева, поддерживают развернутые свитки с текстом на греч. языке: «Это из всей земли избрав подобающее монахов пристанище и взяв его в удел, за тех, кто вступил в борьбу с врагом, я буду воевать всю жизнь», «...вечно буду для них непобедим(а)... испросившая совершенное прощение их грехам». По нижнему полю иконы также идет текст: «Дева всепетая, прославленная смотрительница Афона и предстательница, древле предвозвестила божественному Петру, божественные предвозвещения не преставай исполнять как источник благости, Богородительнице... прибегающий чин юношеский к божественному Твоему уделу присно благословляй, чтобы они стяжали богатства божественных деяний» (везде перевод Д. Е. Афиногенова).

В храме вмч. Никиты Московского подворья мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне находится написанная в 2003-2004 гг. в мастерской подворья икона того же извода. На ней Пресв. Богородица опирается на скалы с проросшими в расселинах пальмами рядом с 2 условно обозначенными афонскими обителями, справа и слева от стоп Богоматери. В левой руке Она держит посох, в правой - раскрытый свиток со словами: «Сие место да будет Мне в жребий от Сына Моего». На воздушных ладьях Ей предстоят покровители мон-ря: апостолы Андрей Первозванный и Лука, великомученики Пантелеимон и Никита, преподобные Силуан Афонский и Аристоклий (все написаны в рост).

Резная икона нач. XX в., хранящаяся в ризнице мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне, была выполнена в этом мон-ре в качестве ответного дара на вклад 1916 г. имп. Николая II.

В наст. время в мастерской келлии свт. Николая Чудотворца иконы этого извода выполняются в различных техниках (напр., цветное литографирование на ткани). В 2005 г. был основан жен. мон-рь в честь И. и. в с. Роги Маньковского р-на Черкасской обл. (Украина) (см. ст. «Игумения святой Горы Афонской», иконы Божией Матери, женский монастырь Уманской и Звенигородской епархии УПЦ).

Лит.: Муравьев А. Н. Описание мон-рей и скитов, находящихся на Св. горе Афонской. СПб., 1859; Троицкий П. В. Русские на Афоне: Сер. XIX - нач. XX в. М., 2001.

Т. Ю. Облицова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»