Храм людмилы чешской. Костел святой людмилы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Величественный католический храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily ) - это действующий костел, который относится к Римской католической церкви, был основан в 1888 году. В строительстве здания и в создании интерьера внутреннего убранства храма принимали участие практически все известные на то время архитекторы, скульпторы, художники Чехии.

История жизни святой Людмилы Чешской

Строительство католического костела в Праге было закончено и освящено в 1893 году в честь первой христианской святой Людмилы Чешской, которая погибла мученической смертью за свои убеждения. Она считается покровительницей родной чешской земли, заступницей матерей, бабушек, христианских воспитателей и учителей.

Блаженная Людмила родилась в княжеской семье рода Пшованов в IХ веке. После замужества вместе со своим супругом князем Борживою I уверовала во Христа и приняла Святое Крещение от святителя Мефодия. В последствие супруги стали строить храмы по всей территории княжества и вести просветительский образ жизни. Ряд исторических документов свидетельствуют о том, что молодая княгиня была довольно образованной, знала несколько иностранных языков, в том числе греческий и латынь.

После преждевременной кончины супруга блаженная Людмила раздала свое имущество нищим и с полной преданностью божьей воле сносила превратности судьбы. Двое своих сыновей и четыре дочери она воспитала в христианских традициях. Младший сын княгини Вратислав встал на престол после смерти отца, но фактически управляла государством Людмила. В памяти народа она была мудрой правительницей, вела праведную жизнь, заботилась о больных и обездоленных. Князь Вратислав находился на престоле еще тридцать три года и также скончался. Тогда в возрасте 18 лет к власти пришел внук и воспитанник княгини Людмилы Вацлав, сын Вратислава.

Согласно преданию родная мать Вацлава княгиня Драгомира не была истинной христианкой. Пользуясь неопытностью молодого правителя, она стала насаждать своему народу старые языческие традиции, нравы, возненавидела свекровь за христианское воспитание своего сына и приказала, во что бы то ни стало избавиться от блаженной Людмилы.

В результате заговора княгиня была задушена язычниками во время молитвы ее же собственной вуалью. Святой от роду тогда было 61 год. Великомученица Людмила Чешская была канонизирована в ХII веке.

Внешняя архитектура храма

Здание костела Святой Людмилы построено в неоготическом стиле по проекту архитектора Йозефа Моцкера. Представляет собой базилику из кирпича с двумя 60-метровыми башнями по краям, в каждой из которых помещены по два колокола. Это громадное фантастическое сооружение под крестовым готическим сводом воспринимается снаружи как устрашающее, величественное и темное. При этом стрельчатые вытянутые и заостренные к верху арки выражают идею устремления готического храма ввысь. Завершенные острыми шпилями башенки также активно взаимодействуют в создании величественного и возвышенного образа костела, подчеркивая его вертикаль.

Фасад здания украшен резными деталями и многоцветными витражными стрельчатыми окнами, которые подчеркивают культовую и религиозную тематику архитектурного сооружения. Главный вход в католический храм венчают тяжелые массивные двери, оформленные строгим орнаментом. Над порталом находится большое окно в виде розы. Украшением тимпана является рельефное изображение Христа, святых мучеников Людмилы и Вацлава работы скульптора Й. Мысльбека. А в боковых проходах и на фронтонах установлены сотворенные руками скульпторов Й. Мысльбеком и А. Прохазкой фигуры святых, которые покровительствовали Чехии в разные времена.

Интерьер костела

Внутреннее убранство костела контрастирует со строгим и темным фасадом здания. В храме очень торжественно и светло. Изящные цветочные рисунки нанесены на потолочные готические своды.

Удивительно красивые белые орнаментированные колонны с отделкой в виде крестов, изящные яркие в оранжевых, голубых и золотых тонах фрески на стенах и стрельчатых полуарках, геометрические и этнические узоры, разноцветные витражи на стрельчатых окнах – во всем чувствуется любовь и присущий чехам вкус.

Каждый год 29 сентября, в день памяти святой , в храм святителя Николая в Котельниках, где хранятся мощи мученицы, приходят сотни Людмил. Среди них всегда можно встретить нашу героиню. Она знает: святая Людмила, заступница перед Господом Богом, не оставит ее.

Людмила читает акафист мученице Людмиле в храме перед иконой святой. Беззвучно шевелятся губы, а в глазах - лучики света, надежды и благодарности святой мученице за то, что не оставила ее в беде.

Несчастья Людмилы начались, когда она мужа. Это была поздняя любовь. Они встретились, когда ей было 48. За спиной долгое одиночество, двое взрослых детей и серая тоска. Ему было 50, до Людмилы пытался завести семью, но как-то не складывалось. Никогда не винил своих бывших. Говорил, что, видно, всю жизнь искал свою Люсю. Надежный, молчаливый, но всегда найдет нужное слово, чтобы ободрить. Людмила и Виктор прожили вместе пять лет. Она еще никогда не была так спокойна и уверенна в жизни. Воспитанные в советское дефицитное время, они радовались тому, что у них было, умели обходиться малым. Да к тому же Люся и шила, и вязала, и готовила отлично. У них было простое тихое .

А потом его убили. Подло. Ножом в подворотне. Подонков так и не нашли. Что им было нужно? Он больше 300 рублей и не носил с собой никогда. Всегда все деньги выкладывал в коробочку, которая лежала в шкафу. Небольшие, конечно, деньги, но честные, своим трудом заработанные.

Жизнь для Людмилы закончилась со смертью мужа. Словно выключили в комнате свет - и она осталась в темноте

Жизнь для Людмилы закончилась. Словно выключили в комнате свет. А она осталась сидеть в темноте. Для нее перестало существовать время, она просто сидела в оцепенении. Перестала ходить на работу, перестала одеваться. Перестала мыться, чистить зубы. Перестала разговаривать с людьми.

Психологи называют такое состояние осложненным горем - это стадия глубокой депрессии после потери близкого человека; в таком состоянии люди добровольно готовы отправиться на тот свет. Они винят себя в гибели любимого и не хотят без него жить.

Ни дети, ни подруги не могли вытащить Людмилу на улицу. Она похудела на 20 килограммов. За год после смерти Виктора ее квартира в подмосковном Егорьевске превратилась в логово дикого зверя: темно, все зеркала занавешены черной тканью. И, словно затравленный зверь, на серой от грязи кровати неподвижно смотрит в одну точку женщина, ставшая за год старухой…

Однажды, уже осенью, открыв дверь своим ключом - дали дети Людмилы на всякий случай, - в квартиру зашла подруга Людмилы Валентина:

Ты думаешь, мужу это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

Так, дорогая моя, сейчас будем одеваться. Мне сегодня в маршрутке рассказали, что в Москве есть храм, в котором хранится икона твоей святой - Людмилы. Никогда в жизни такую не встречала. Давай поедем к ней, попросим ее помочь? Ну посмотри, уже кожа да кости, скоро сама окочуришься! Глянь, в холодильнике пусто, уже стала на ведьму похожа. Ты думаешь, Вите это всё нравится? Ему молитвы твои за его душу нужны, а она сидит себя жалеет!

Людмила продолжала сидеть на кровати. Она не жалела себя. В голове тускло промелькнула фраза: «Тебе не понять… Жалеет… У тебя муж живой, не понять тебе…»

Сдвинуть с места Людмилу не удалось.

Ну, как знаешь! - через полтора часа в сердцах крикнула Валя. - Сиди себе, а я съезжу, помолюсь за тебя!

Она вернулась через три дня. Деловито открыла дверь, зашла. Осмотрелась в квартире. За это время здесь ничего не изменилось. Та же пыль, та же унылая черная ткань на зеркалах. Та же Люся в ночнушке. Только сидит не на кровати, а на табуретке, в неудобной позе. Обхватила коленки и сидит. Как не падает с табуретки, непонятно.

Съездила, - Валентина стала расстегивать свое пальто, - насилу нашла храм этот. Центр вроде, на Таганке, а куда идти - неясно. Храмов-то много рядом. Кто в одну сторону пошлет, кто в другую. Но добралась, а там еще спуск такой к реке, по дороге… Чуть не покатилась вниз, представляешь? Но уж когда добралась - не пожалела: хорошо-то как там!..

Казалось, Людмила не слушает болтливую подружку. Но Валя увидела, что впервые за последний год в глазах Люды появился осознанный взгляд. И даже подобие интереса.

Ну так вот, - продолжала воодушевленная Валентина, - пока дошла, вся душа вон, с моим-то весом, а тут вниз семенить пришлось. Подхожу, захожу за ограду. Цветов - море! Хризантемы, георгины даже остались, представляешь? Это в ноябре-то! Ну, думаю, никак святая Людмила меня сюда привела, видит, как я хочу тебе помочь.

Церковь небольшая, белая, народу мало, тихо. Зашла в лавку, у свечницы спросила: где тут у вас икона святой Людмилы? Она мне показала, да, говорит, у нас еще и частица святых мощей ее, мученицы нашей, хранится. И оказалось, что через два часа будут и акафист ей читать! Я свечку поставила, а сама думаю: через два часа уже шесть вечера будет; пока почитают - еще час… на электричку-то могу и опоздать. Ну ничего, думаю, ради подруги потерплю. Постояла, помолилась. Вышла на улицу, а там дворик внутренний такой и статуя святой Людмилы стоит. А рядом скамеечки. Села. И вроде бы холодно должно быть, а нет - не мерзну. Дождалась акафиста, молилась сердечно. На вот, тебе привезла, - и Валентина протянула Людмиле тоненькую книжку: святой Людмиле. - И ты знаешь, Люсь, так хорошо, так светло на душе было. В храме темно, свечечки горят, мерцают. Тепло, душевно. Собралось человек десять, так хорошо попели. Уж я со слезами молилась - тоже вдовица, оказывается, была, - чтобы помогла тебе. Ну, ты ж не одна такая… Сколько баб мужей хоронят, и ничего, живут дальше. Тебе не легче сегодня? Может, пройдемся на улице, а? Спертый дух у тебя, грязно, посмотри.

Людмила посмотрела на подругу, словно хотела что-то сказать, но вдруг опустила глаза и замолчала. А Валентине вдруг показалось, что вот-вот - и она вытащит Людмилу из оцепенения.

Она вдруг разухабисто начала:

Ну-ка, мы сейчас тут порядок наведем, полы намоем, тебя вымоем, красавицей будешь!

Говоря, она начала собирать разбросанные вещи, раздвинула занавески, подошла к зеркалу и сдернула с него траурное полотно. Свет брызнул в комнату.

Нет!!! А-а-а!!! Уходи!!! - Людмила вскочила и стала истерически задвигать занавески, судорожно набрасывать покрывало на зеркало. - Уходи!!! Видеть тебя не хочу! Зачем? Оставь!!!

Женщина зарыдала с диким ревом, и казалось, ничто ее не может остановить.

«Нет, - подумала Валентина, - ничего ей не поможет. Видно, уже в могилу собралась. Хотела как лучше. И святая Людмила не помогает чего-то. А сказали: скоропослушница, быстро на просьбы отзывается».

Ну что ты, сумасшедшая! Ну и сиди себе в берлоге!

Нервы у Валентины сдали. Она набросила пальто и вышла, громко хлопнув дверью.

Людмила выла от боли, от горя, от непонимания. Затем притихла, продолжая изредка всхлипывать. Перед глазами проносились счастливые дни с Виктором, и ничего, ничего не могло вернуть их. Повернула голову: на столе лежала брошенная брошюрка с акафистом. Подошла. Открыла где-то на середине:

«Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница; радуйся, яко нищим была еси милостивая подательница и обидимых благая защитница. Радуйся, со князем, супругом твоим, во благочестии пожившая; радуйся, чада твоя в страсе Божием воспитавшая…»

Радуйся, яко сиротам была еси мати и вдовицам питательница, - прочитала Людмила. - Сиротам и вдовицам. А я и вдовица, и сирота. Никогошеньки нет у меня больше без Витеньки.

Она продолжала задергивать зеркало, а сама всё чаще посматривала на книжицу. Затем села и заставила себя прочитать первые два разворота.

На следующее утро Валентина проснулась от настойчивого звонка в дверь. Посмотрела на часы: половина седьмого. Еще полчаса можно было бы поспать. Валентина со вздохом взглянула на мужа, лежащего рядом: тот спокойно посапывал. «Ну и нервы у моего! Железные», - подумала Валя и стала надевать халат.

За дверью стояла Людмила, точнее то, что оставалось от пышущей когда-то здоровьем веселой подружки Людки: изможденная женщина, с всклокоченными волосами, в старом плаще поверх всё той же серой ночнушки, в разношенных шлепанцах.

Где этот храм? Помоги мне добраться до него

Валя, - тяжело дыша, прохрипела Людмила. От долгой неподвижности она совсем разучилась ходить. Сил после подъема на третий этаж совсем не осталось. - Валя, где этот храм? Помоги мне добраться до него.

Валентина лихорадочно соображала: сегодня в магазине, где она работала товароведом, была назначена ревизия. Отменить нельзя. Но и подругу оставить нельзя: вон дела-то какие творятся! Не иначе как святая Людмила услышала мольбы.

Так, подруга, давай-ка ты сначала умоешься, позавтракаешь, а потом будем решать. Одну я тебя точно в Москву не отпущу.

Нет, Валь, ты мне только адрес скажи, мне сегодня нужно к ней приехать.

Людмила была настойчива. Она говорила жарко, задыхаясь, не осознавая, что выглядит нелепо в своем старом плаще, надетом на ночную рубашку; говорила о том, что ей нужно поклониться мощам своей святой… И много чего говорила, пока Валя мыла ей голову, одевала в свою теплую одежду, которая, правда, смотрелась не менее нелепо: юбка и кофта дородной Валентины болтались на истощенной Людмиле, но всё равно это было лучше ее первоначального наряда.

Валентина понимала: раз святая Людмила зовет подружку, нужно ехать. Но как ее отпустить? А ревизию не отменишь. В конце концов решилась - дала адрес храма, подробно написала на листочке, как добраться, и, опаздывая все-таки на ревизию, на такси довезла подругу до вокзала.

Людмила вышла из метро на улицу. Ослабленные от долгой темноты глаза уже стали привыкать к уличному свету. Она шла осторожно, пытаясь поймать несуществующую опору. Шла, пошатываясь, и в то же время старалась идти быстрее - торопилась к святой Людмиле. «Алкоголичка», - думали люди, но ей, Людмиле, было совсем всё равно, что думают про нее окружающие. Лишь бы поскорее до храма добраться! Для здорового человека дорога от метро до храма святителя Николая в Котельниках занимает от силы семь-десять минут, и то если человек идет не спеша. Для Людмилы это была дорога жизни: каждый шаг ей давался с трудом, мышцы ослабели и не хотели слушаться. Она останавливалась после каждых двадцати шагов - передохнуть. Спуск к Котельнической набережной ей и вовсе пыткой показался: крутой уклон, держаться не за что. Господи, как же люди сюда ходят? Святая Людмила, помоги! Потихоньку, осторожно добралась до перил, которые начинались у церковной ограды. Отдышалась.

В храме было пустынно. Ей не нужно было подсказывать, где находится икона, - с закрытыми глазами нашла бы. Долго стояла Людмила перед святым образом великой княгини Чешской, долго молилась и изливала свою душу. Как будто не была она истощена, как будто кто-то рядышком поддерживал ее и ободрял.

Подойдя к иконе, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет

Уже потом Людмила рассказывала, что в это сложно поверить, но, когда она подошла к иконе со всем грузом своего горя, она ощутила теплый свет, исходящий от глаз святой. И в этом свете предметы вдруг начали обретать цвет. А до того дня всё было для Людмилы серым. И поняла она, что ее любимый Виктор просит за него молитв и как она эгоистично, греховно себя вела: думала только о себе.

Из церкви она вышла спустя несколько часов другим человеком. Она снова вернулась в наш живой мир - достойно нести свой крест.

В храм, где она избавилась от своей беды, Людмила старается приезжать хотя бы раз в месяц - поклониться святым мощам великой мученицы Людмилы, княгини Чешской.

Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является.

Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно.

29 сентября в Русской Православной Церкви празднуется память Людмилы Чешской. В этот день на службы в храмы приходят женщины, носящие это имя, чтобы почтить память своей небесной покровительницы. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в храме прп. Иоанна Лествичника хранится икона первой славянской мученицы Людмилы с частицей ее мощей. В Москве в храме свт. Николая в Котельниках (подворье Чешских земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. В Валаамском монастыре в Свято-Владимирском храме один из приделов освящен во имя св. мученицы Людмилы.

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях. Монахиня Иулиания (Соколова), написавшая для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры немало высокочтимых икон, написала также икону, на которой изображены равноапостольные князь Владимир, княгиня Ольга и мученица княгиня Людмила в одном ряду. А сверху над ними раскинула свой Покров Пресвятая Богородица. Выпускница Иконописной школы Московской Духовной академии, ныне монахиня Анна (Шульгина), в 1990-е годы написала свое видение образа мученицы Людмилы Чешской. Эта икона хранится сейчас в частном собрании преподавателя МДА Л.А. Армеевой.

Святая мученица Людмила, первая христианская княгиня Чехии, считается покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей. Значение имени Людмила очень просто: милая людям. Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя Людмила, как у нас в России. Почитают ее и у себя на Родине. Не случайно в конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади.

Собор Святой Людмилы в Праге

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя (Борживоя) из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

Людмила сразу приняла в сердце родину мужа, полюбила чешский народ. Людмила и Боривой стали первой христианской княжеской четой в Чехии. К христовой вере их привела проповедь святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, одного из двух великих братьев – учителей словенских. Они познакомились с ним во время своего пребывания у правителя Великой Моравии Святополка I, который и организовал их свадьбу. Святитель Мефодий крестил благочестивую чету около 871 года, при дворе князя Святополка (874–885). Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету. Великая Моравия была в IX веке сильным и обширным государством западных славян. В ее состав входили Моравия, Словакия, Чехия, а также часть современной Словении и другие земли. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Супруги способствовали распространению православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пресвятой Богородицы.

Как истинные христианские правители, князь Боривой и княгиня Людмила стремились приобщить к открывшейся им вере весь свой народ, строили храмы, заботились о нуждах духовенства. У них было три сына и одна дочь (в некоторых источниках указывается четыре дочери).

Так как многие чехи были недовольны политикой христианизации, проводимой Борживоем I, в 883 или в 884 году против князя поднялось восстание. Борживой бежал к князю Святополку I Моравскому и вскоре с его помощью подавил восстание. В честь победы он построил в своей столице, на месте, где собиралось народное вече, церковь Св. Девы Марии. Когда через несколько лет Борживой умер, его земли перешли под непосредственную власть князя Святополка I, однако, после его смерти в 894 году, князем чехов стал старший сын Борживоя, Спытигнев I, который скончался в 915 году. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Второй сын, Вратислав, был женат на Драгомире Стодорской, христианке, поддерживающей языческие традиции. Вратислав скончался, оставив наследником восьмилетнего сына Вячеслава (Вацлава, или Венцеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука. Вацлав был воспитан святой Людмилой в духе христианства, тогда как его брат Болеслав, воспитанный матерью, – в традициях язычества.

К сожалению, жена Вратислава Драгомира была христианкой только на словах, душа ее стремилась к языческим увеселениям, но пока был жив ее муж, она не давала воли своим страстям. Когда Вратислав умер, мальчик, вступивший в княжение, был еще очень юн, чтобы помешать матери начать возрождение языческого мира. В Чехии начали сооружаться идольские капища, новопросвещенный народ опять вовлекался в языческие обычаи.

Святой Людмиле было очень больно видеть, как гибнут ростки христианской веры, так любовно взращенные ею вместе со своим мужем, как чешский народ опять начинает погружаться во мрак язычества. Святая Людмила открыто выразила недовольство своей невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, от этой гремучей смеси родились ненависть к благочестивой свекрови и замысел ее убийства.

Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила, узнав о решении невестки, уехала из столицы в город Течин (Тетин). Но это не умерило ненависть Драгомиры, и святая Людмила была задушена в Течине подосланными убийцами в 927 году. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне.

«Так ли помните благодеяния мои?» – сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Людмила стала мученицей и была причислена к лику святых в 1143–1144 годах. В житии святой сказано: «Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала мученически». Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах – главном храме Чехии. Строительство храма было начато внуком св. Людмилы - Вацлавом, после смерти он был похоронен в одном из пределов храма.

Мощи святой Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Праге

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать Драгомиру в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ею преступления и кающейся грешницей вернулась в христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.


Внук святой Людмилы – святой воин-мученик Вячеслав – является покровителем Чешской земли. Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава. Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все – ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и православные.


Храм Святого Георгия Победоносца, в котором князь Вячеслав положил святые мощи своей бабушки, некогда был самым древним православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем находится музей. Святые мощи великой православной святой покоятся там и в настоящее время. Но паломников к первой славянской святой мученице официально не допускают, ссылаясь на то, что мощи святой Людмилы принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, считают, что это нанесет вред историческому достоянию государства. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка. Рядом стоит икона православной мученицы. Каждую неделю чтец Александр Римарчук на этом святом месте возле мощей святой мученицы Людмилы возносит молитву обо всех известных и неизвестных ему Людмилах.

Храм святителя Николая в Котельниках

Александр Римарчук переехал из Донецка в Прагу в 1998 году, последние пять лет служит псаломщиком в православном храме Святителя Николая. Немало трудов пришлось положить Александру, чтобы создать здесь небольшой православный очаг. Александр рассказывает о том, что несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависел пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись, распорядился всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает. Его руками в государственном музее создан островок православия. Ему и не отказывали, и не разрешали. Александр, помолясь, взял да и затеплил лампаду – на свой страх и риск. А потом и икону святой Людмилы Чешской здесь поставил. Икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона св. Людмилы из Данилова монастыря встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской, глас 4

О ста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Кондак мученице Людмиле, княгине Чешской, глас 2

Х рам Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской

О свята́я уго́днице Христо́ва, му́ченице княги́не Людми́ло, первоуго́днице Че́шския страны́ и сто́льнаго гра́да Пра́ги украше́ние, те́плая о на́с пред Бо́гом моли́твеннице! Се́ мы́, многогре́шнии, смире́нно припа́дающе, мо́лим тя́: не попусти́ на́м поги́бнути в ти́не грехо́в на́ших, но вознеси́ о на́с моле́ние ко Го́споду, да поми́лует на́с и да́рует на́м покая́ние. О, преблага́я ма́ти Людми́ло! Не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х, а́ще бо и преста́вилася еси́ от на́с в небе́сныя оби́тели, вку́пе со вну́ком твои́м, святы́м му́чеником Вячесла́вом. Те́мже, свята́я прама́ти его́, испроси́ и на́м, гре́шным, Бо́жие благослове́ние на ча́да на́ша и на все́х на́с, да и мы́, многогре́шнии, возблагодари́м Го́спода за подая́ние Его́ благода́ти и ку́пно с тобо́ю да просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вели́кое заступле́ние о на́с во ве́ки веко́в. Ами́нь.


29 Сентября 2018 Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как в России. Даже в Чехии, где жила великая святая, имя ее почти забыто. О самой мученице Людмиле нет сведений ни в одном путеводителе по Праге. А называют здесь этим именем в наши дни довольно редко даже и Православных чешек. Храм Святого Георгия некогда был самый древним Православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем музей. Там и покоятся святые мощи этой великой Православной святой. Но к ней паломников не пускают. Даже за деньги.

В Чехию русские ехали и сейчас едут за чем угодно - пить пиво, лечиться на целебных источниках; а раньше бежали в Прагу, спасаясь от зверств ЧК; бывало не раз, что ехали русские туда и на танке - освобождать братьев-славян от нацистской чумы, а потом шли туда же защищать равно чуждые как для русских, так и для чехов идеи начавшего угасать социализма… Много зачем туда ехали русские, но только не молиться! Наши паломнические маршруты обычно как-то минуют этот древний город.

Архимандрит Сильвестр (Вайло), настоятель русского Православного храма Успения Божией Матери, что на Ольшанском кладбище г. Праги : «К святой Людмиле даже с полицией не пропустят. С величайшим трудом мы добились права служить у ее мощей в дни ее памяти - вечером 28 сентября соборный акафист и 29-го совершать Литургию. А в остальные дни не пускают к ней никого. Если бы там были католики, с ними еще можно было бы договориться. Но там атеисты сейчас командуют. »

Святая Людмила княгиня Чешская, первая славянская святая мученица. Еще в девятом веке обратившая эту землю к Истинному Богу - Христу!

Александр Римарчук родом из Донецка. В Праге живет с 1998 года. Ему тридцать лет. Уже пять лет он служит псаломщиком в Православном храме Святителя Николая в этом старинном городе. А до этого полтора года был чтецом Успенского храма в Ольшанах. Каждое воскресенье на протяжении целых семи лет он читает акафист Святой Людмиле у мощей этой святой. К нему тут привыкли все - и католики, и атеисты. Его везде пускают. Все двери для него открыты. Так случилось далеко не сразу, но он вымолил это право за долгие годы трудов. И вдруг меня осеняет: а ведь сегодня будничный день, почему же мы встретились?

Если бы чешские власти дали разрешение Православным людям посещать храм Святого Георгия и молиться у мощей святой Людмилы, многие паломники из России и Украины стали бы приезжать сюда , Но такого разрешения на сегодняшний день нет. Мощи святой Людмилы сегодня принадлежат чешскому государству. Люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, почему-то не заинтересованы в допуске людей к мощам святой Людмилы. Они считают, что это нанесет вред историческим памятникам, в разряд которых чиновники зачислили и мощи великой чешской святой.

Враг рода человеческого не хочет пускать людей к святой Людмиле! И нам нужно много молиться, чтобы это сопротивление преодолеть…


Несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависит пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись велел всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает.

Сейчас на раке с мощами святой Людмилы теплится Православная лампадка. Немало трудов потратил Александр Римарчук, чтобы чешские власти пошли навстречу этой его смиренной просьбе! Ему не отказывали и не разрешали. Тогда он, помолясь, взял да и затеплил лампаду - на свой страх и риск. Служители это не запретили. Теперь, когда он по воскресеньям читает акафист этой святой, на ее мощах горит лампада. А потом и иконочка святой Людмилы Чешской стараниями Александра здесь появилась. Эту икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона эта встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

Внук Святой Людмилы - Святой воин-мученик Вячеслав - является покровителем Чешской земли. Ее воеводой. Как Святая Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, Святая Людмила, сподобившись просвящения от Святого равноапостольного Мефодия, воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Его мученическая кончина от руки своего брата стала примером для первых русских святых - Бориса и Глеба, которые были хорошо знакомы с его житием. Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все, - ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и Православные. Чехи хотя и вошли в Евросоюз, но от своей национальной денежной единицы кроны все еще не отказались. Видимо, их хранят от этой полного утраты национальной независимости те же святые угодники Божии, просиявшие в этой славянской земле. На монете достоинством в 20 крон изображен именно этот святой - грозным воином, восседающим на коне. В центре города, на Вацлавской площади, установлен большой памятник этому святому. Ему предстоят Святая Людмила и святой Прокопий.

Мощи святого Вячеслава Чешского покоятся в кафедральном католическом соборе Святого Вита. Честная глава его (как и честная глава его бабушки - Святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. Каждую неделю наш Православный псаломщик Александр Римарчук приходит в этот католический храм и возле мощей святого Вячеслава читает ему акафист. В Чехии есть предание, что святой Вячеслав (Вацлав, как называют его чехи) в последние времена восстанет из гроба и станет одним из великих воителей - защитников Православного Русского Царя.

Мы почти забыли об этом святом отроке, в памяти лишь осталось название болезни - пляска святого Вита (именно от этой болезни исцелил своего будущего убийцу - Феликса Юсупова - Григорий Распутин). Святой Вит жил в Сицилии во времена императора Диоклетиана. Он умер 12-летним отроком, но был известен еще при жизни благодатной силой исцелений одержимых нечистыми духами (отсюда и пошло название болезни). Святой Вячеслав Чешский привез руку этого святого к себе на родину, в Чехию. Так святой Вит стал одним из покровителей Чешских земель. На древних изображениях Святого Вита всегда присутствовали открытое Евангелие и петух (обычно сидящий на Евангелии) - как символ Евангельского благовестия… С туристов здесь берут деньги за просмотр святынь.

Александр с сожалением говорит, что о святом отроке Вите почти забыли у нас на родине, а ведь столько душевнобольных страдают и нуждаются в помощи этого великого святого! Хорошо было бы часовни и храмы при домах скорби - психиатрических лечебницах - украшать иконами этого святого! Служить ему молебны, читать акафист…

В реликварии собора Святого Вита, где находятся главы Святой Людмилы и Святого Вячеслава, хранится и Крест Карла IV. Это был великий европейский мистик-монарх, который пытался создать в Праге Второй Рим. Он понимал, что мистический город нужно строить на каком-то крепком фундаменте - и чтобы все начинание не рухнуло, надо свою идею укреплять в первую очередь духовно. И потому он собирал или выкупал из многих стран святые мощи угодников Божиих. Он собрал немало и великих Православных святынь. В этом Кресте размером около 70 сантиметров, который входит в коронационные регалии чешских монархов, вложены частица губки от Страстей Христовых, часть Честного Древа Креста Господня, часть веревки, которой перевязывали руки Спасителя, и два шипа от Тернового венца. Доступа к этой величайшей святыне нет совсем: крест этот принадлежит как римо-католикам, так и чешскому государству. Даже на поклонение этот крест выносят лишь на самые знаменательные государственные события - с интервалом примерно в двадцать-тридцать лет .

Этот собор Святого Вита принял под свои своды в последние дни жизни известного чешского писателя-классика Карела Чапека . Он был известен своим вольнодумством и атеизмом. А вот под конец земных дней попросил на всю ночь закрыть его одного именно в этом величественном соборе. О чем он молился там, мы не знаем. Но вскоре после этой ночной молитвы он скончался.

Собор Святого Вита является главной достопримечательностью Праги - огромный, готический, он виден отовсюду и поражает своим величием. Но при более детальном рассмотрении видно, что водостоки на соборе сделаны в виде раскрывших пасть мифических хищников, каких-то маленьких не то гиен, не то драконов. Зачем они тут, непонятно.

В Никольском соборе на Староместской площади давно уже служат экзотические гуситы. От прежних гуситов, бившихся с латинами за возврат к утраченной истине Православия, у них уже мало что осталось. Сейчас гуситы ближе к протестантам, чем даже к католикам. Их поддерживает государство как свою местную, национальную веру.

А до войны в этом храме был центр Православной жизни в городе. Служили Православные по очереди с гуситами. Да ведь и храм этот был построен по указу и на средства Русского Царя. Все, что осталось от прежнего, - подаренное Императором Александром III паникадило, по форме напоминающее Русскую Императорскую корону. Советская власть вошла в Прагу вместе с нашей армией-освободительницей и отняла церковь у своих же - Православных русских, в двадцатые годы эмигрировавших из России. Местная власть передала храм гуситам. Теперь немногочисленные гуситы, чтобы как-то сводить концы с концами, устраивают в этом прекрасном зале концерты органной музыки. И лишь царское паникадило напоминает о прошлом величии этого некогда Православного храма.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия на Карловой площади. Православные ожидают увидеть привычную золотую маковку возле готических особняков. И уж никак не думают, что этот по виду католический храм и есть главный Православный храм Чехии. Но это оказалось именно так! В бывшем католическом костеле сейчас находится кафедра Православного Пражского Архиепископа.

На доме мемориальная табличка с барельефом - напоминание о том, что во время войны в этом здании скрывались чешские парашютисты.

…Убрать Гейдриха, кровавого гауляйтера Праги, было необходимо. Сейчас бы это назвали террористическим актом. Тогда это оценивали по-другому: шла война! Несколько чехов прилетели из Англии и высадились в Праге. Они и взорвали Гейдриха в центре города в 1942 году. И спрятались в Православном храме. Почему именно здесь? Об этом можно только гадать. Но смысл был, видимо, в том, чтобы показать, на ч ь е й стороне в той войне была Церковь! Их прятал в подвале храма Православный священник. Только он, да, может, еще Архиепископ Горазд знали об этой тайне. Все выезды из города были перекрыты фашистами. И героям-парашютистам приходилось отсиживаться в подвале. Однажды вечером кто-то из них у окна закурил, огонек заметили. Говорят, их выдал гестаповцам католический священник из соседнего храма… Собор брали приступом: живым не сдался никто… А потом по личному указанию Гитлера репрессии обрушились на Православных в Чехии. Архиепископ Горазд был казнен (его причислили к лику мучеников). Сейчас в подвале храма открыт мемориал в память о тех кровавых событиях. Сохранились выбоины от пуль в стене храма… Не у многих церквей такая бурная история. Не многие из них силы зла брали явным приступом…

Удивляют скамейки в середине церкви. Иконы немного другие, и свечи. Каждое слово понятно, будто Кирилл и Мефодий оставили нам чудную азбуку только вчера. Русским, болгарам, чехам, словакам… в сем братьям-славянам - на все времена!

Царские врата в Никольском православном храме Праги остаются закрытыми много лет. Но поток паломников сюда не иссякает вот уже несколько веков.

Старый город с первого взгляда очаровывает средневековой архитектурой. Он умеет хранить свои тайны, открывающиеся только посвященным. Прогуливаясь по узким улочкам, многие туристы даже не подозревают, что фасады некоторых готических и барочных зданий скрывают за собой святыни. Ведь в чешских землях у Православия более чем тысячелетние традиции.

Княгиня-чудотворица

Людмила была супругой первого христианского правителя Чехии князя Борживоя из династии Пржемысловичей. Она родилась около 860 года, еще совсем юной вышла замуж за чешского князя, а вскоре вместе с мужем приняла христианство. Считается, что княжескую чету окрестил сам святой Мефодий, служивший в ту пору архиепископом Великой Моравии.

Супруги много сделали для укрепления новой веры, построили первый в Чехии христианский храм, пригласили священников из Болгарии. Однако Борживой вскоре умер, а вдова уединилась в своем замке Тетин, где всецело посвятила себя воспитанию внука Вацлава, будущего князя и святого покровителя чешских земель.

В 921 году святая Людмила была злодейски убита по приказу своей невестки, язычницы Драгомиры, недовольной растущим влиянием свекрови на юного Вацлава. Двое убийц прокрались в спальню 60-летней княгини и задушили ее вуалью прямо во время молитвы.

Поначалу Людмилу похоронили на кладбище около ее вдовьего замка Тетин, где она была убита. У ее могилы стали происходить первые чудесные случаи исцеления. Через четыре года ее внук Вацлав, уже став князем, распорядился перенести останки бабушки в базилику святого Георгия Победоносца в Пражском Граде.

Только раз в году

Прежде всего поражает поток паломников сюда со всего света. Гробница с чудотворными мощами святой Людмилы Чешской находится в отдельной часовне, справа от алтаря, за ажурной решеткой. Сама базилика сейчас является музеем, однако для паломников иногда делают исключение и пускают в храм без билета. Правда, в обычные дни часовня закрыта для посещения, поэтому подойти прямо к гробнице, к сожалению, не получится.

Только один раз в году православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы. По сложившейся традиции каждый год в день памяти святой Людмилы в 16 часов над ее усыпальницей читается акафист, по окончании коего паломники могут приложиться к мощам.

В Пражском Граде пребывают мощи еще трех православных святых. Внук святой Людмилы святой Вацлав, которого Русская православная церковь почитает как святого мученика Вячеслава Чешского, похоронен в Святовацлавской часовне собора святого Вита. В этом же соборе находятся мощи святого Вита Сицилийского, а в часовне Всех Святых, примыкающей к Старому королевскому дворцу Пражского Града, можно поклониться мощам святого Прокопия Сазавского, основателя знаменитого Сазавского монастыря.

Только один раз в году 28 сентября православные верующие получают возможность помолиться непосредственно у мощей святой Людмилы

Украшение Праги

На протяжении почти ста лет кафедральным православным собором в Праге был храм Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади. Этот великолепный храм в стиле барокко был возведен по проекту выдающегося чешского зодчего Килиана Игнаца Динценгофера. Он отличается великолепием и служит украшением центральной части города по сей день.

В середине же XIX века этот уникальный памятник архитектуры пребывал в запустении. Городские власти даже подумывали снести заброшенное здание, потом передали его Русской Православной Церкви. Прихожане своими силами отремонтировали храм. Тогда же в интерьере собора появились настенная роспись и роскошная хрустальная люстра – подарок русского императора Александра II.

С началом Первой мировой войны православные богослужения в соборе Святителя Николая были запрещены, а настоятель собора отец Николай Рыжков арестован и брошен в тюрьму. Чехия тогда являлась частью Австро-Венгрии, и австрийские власти не желали, чтобы в центре Праги молились за победу русского оружия.

После войны и провозглашения независимости Чехословакии собор передали новообразованной гуситской церкви. Однако православной общине было позволено регулярно проводить здесь свои богослужения. Совместное использование собора продолжалось вплоть до 1945 года, пока православных окончательно не изгнали из храма. Сейчас православные богослужения в соборе Святителя Николая проходят только раз в год на Пасху.

Почему закрыты царские врата?

Иконостас и царские врата из собора на Староместской площади были перенесены в Никольскую домовую церковь в пражском районе Дейвицы, где они находятся и сегодня. История этой церкви началась в 1925 году, когда силами Чешско-русского профессорского товарищества были построены два многоквартирных дома для эмигрантов из России. Тогда же в подвале одного из домов освятили небольшую домовую церковь.

В мае 1945 года, сразу после освобождения Праги частями Красной армии, большинство русских жителей «профессорских» домов были арестованы НКВД и насильно вывезены в сталинские лагеря. Освободившуюся жилплощадь заняли чешские семьи. Таким образом, Никольская домовая церковь сегодня является единственным напоминанием о русском происхождении «профессорских» домов.

Здесь до сих пор молятся перед тем самым иконостасом из собора на Староместской площади. Только царские врата оказались слишком большими для подвального помещения, поэтому сегодня они укреплены на стене и остаются закрытыми уже много десятилетий.

Русские могилы

После большевистской революции Праге суждено было стать одним из центров русской эмиграции. В разные годы здесь жили богослов Сергей Булгаков, поэтесса Марина Цветаева, социолог Питирим Сорокин. Многие эмигранты нашли свой последний приют в чешской земле.

На русском участке пражского Ольшанского кладбища похоронены писатель Аркадий Аверченко, философ Павел Новгородцев, вдова генерала Брусилова, мать и сестра писателя Владимира Набокова. Скромный белый крест отмечает могилу священника Михаила Васнецова. Сын знаменитого художника Виктора Васнецова был настоятелем того самого собора Святителя Николая Чудотворца на Староместской площади.

Над могилами русских эмигрантов возвышается Успенская церковь. Строгий храм в лучших традициях псковского и новгородского зодчества возведен в 1924 году по проекту архитектора Владимира Брандта. Фрески и мозаика над главным входом созданы по эскизам знаменитого Ивана Билибина. Деятельное участие в строительстве Успенской церкви принимал первый премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж вместе со своей русской супругой Надеждой. Оба впоследствии были похоронены в крипте под храмом. Там же погребены белый генерал Владимир Шорохов, исследователь византийского искусства Никодим Кондаков и инженер Николай Ипатьев, тот самый, в доме которого была расстреляна царская семья.

В блокнот паломнику:

Базилика святого Георгия Победоносца с гробницей святой Людмилы Чешской в Пражском Граде открыта ежедневно с 9.00 до 16.00 (с ноября по март) и до 19.00 (с апреля по октябрь). Метро – Hradčanská.

Каждый четверг священник отец Игорь (Ефремушкин) служит молебен около гробниц святой Людмилы и святого Вячеслава.

Тел. +420 601 371 317 (отец Игорь).

Cайт паломнической службы:

Собор Святителя Николая на Староместской площади открыт ежедневно с 10.00 до 16.00.

Метро – Staroměstská.

www.pravoslavnacirkev.cz

Никольская домовая церковь, улица Rooseveltova 29, Praha 6 – Bubeneč.

Метро – Dejvická. Открыта только во время богослужений: в среду в 9.00, в субботу в 16.30 и в воскресенье в 10:00.

Ольшанское кладбище открыто ежедневно с 8.00 до 17.00.

Метро – Želivského.

Успенская церковь. Богослужения в пятницу в 9.00, в субботу в 16.00 и в воскресенье в 10.00.

Тел. +402 603 253 757.

Настоятель храма протоирей Владислав (Долгушин).

Владимир Поморцев,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»