Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Первое знакомство с православным храмом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Регион

Модуль «Основы православной культуры»

УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры» , ЦОР.

Тема урока : «Православный храм»

Место урока в системе уроков: № 14

Тип урока

Технологическая карта урока.

Этап урока

Ход урока

1.Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

2. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 2 Храмы

Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как называются эти здания? Что их объединяет? Что у них общего?

Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

Попробуйте дать определение слову «храм». Фотографии помогут вам в этом.

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь - слово греческое, озна-чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча-сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь - Божия семья.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

У него есть купол, на котором находится крест .

Зачем люди посещают храмы?

Были ли вы когда-нибудь в православном храме?

Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

3. Постановка и формулирование проблемы

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Православный храм.


- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Действительно ли человеку нужны храмы?

Какую точку мнения вы поддерживаете?

Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа.

Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

Все ваши ответы абсолютно правильные.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма и узнаем как правильно себя вести в храме.

4.Процессное планирование деятельности

Слайд 3

Что может нам помочь достигнуть цели урока?

Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.


5.Процесс решения проблемы

Слайд 4

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Слайд 5 Храм – корабль, плывущий к Богу .

Церковь Христову сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей. Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах.

(Заочная экскурсия в храм.)

Слайд 6 Храм в разрезе

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Давайте на некоторое время совершим виртуальную экскурсию по храму.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Давайте пройдём в притвор.

Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

Аналóй это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом;)

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Слайд 7. Священник.

И священники. Они здесь служат.

А что это за служба? – спросите вы.

Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.

Слайд 8. Свеча.

Посмотрите на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 9 кадило

Во время службы священник совершает каждение.

Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.

Каждения напоминает о том же, что и свечи - дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Посмотрите, это Кадило , в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с при-ятным запахом.

Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 10 Канун.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Учебник

Найдите на стр.49 на полях стихотворение. Прочитайте его

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 11 икона

Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду. )

Учебник

На стр.49 найдите и прочитайте, что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о животных. О друзьях и о врагах.

Слайд 12 Физминутка для глаз

Мы с вами устали, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз. Слушайте музыку и следите за движением объектов, при мигании объектов моргайте глазками.

Слайд 13 . Крестное знамение.

В русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу.

Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Учебник

Прочитайте в учебнике, что такое благословение на стр.50

Благословение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 14. Иконостас.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

Слайд 15. Богоматерь.

Мы говорим о Матери Христа. Христос – это не просто Бог. Он - Бог, ставший человеком. И свою земную, человеческую жизнь Христос получил от Своей Матери. Как Бог Он создал Марию. А как Сын Человеческий – родился от нее. Вот и получается, что Мария - Богоматерь.

Имейте в виду, что как Иисус Христос один, так и Мать у Него одна.

Люди часто говорят «Владимирская Богоматерь», «Смоленская Богоматерь», «Казанская Богоматерь»… Не надо думать, будто в каждом городе своя Богоматерь. Она одна. Это названия разных ее икон. Одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях.

Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

Поэтому самая известная молитва к Матери Христа звучит так:

Слайд 16. Богородица.

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». (Дево – звательный падеж слова Дева; в женах - среди женщин; плод чрева твоего - младенец Иисус; Спас - Спаситель).

Эту молитву можно услышать на самых разных языках. Знаменитая « Ave Maria» - это та же молитва, только на латыни.

За иконостасом находится алтарь , главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Слайд17 экскурсия

Слайд 18. Алтарь.

Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

Это не секретная комната.

Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

6.Применение знаний и умений

В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

Работа с карточками в парах .


Приложение 1


Слайд 19

Слайд 20 церковный этикет

В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.

В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что такое храм?

Для чего он нужен?

Зачем люди ходят в храм?

Назови правила поведения в храме.

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

Слайд 23 заповедь

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души» . Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

6.Оценивание


- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы:

(смайлики)

7. Домашнее задание.

Выбери своё задание.

1.Подобрать свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и колокольном звоне, колоколах.


2. Нарисуй свой храм, который вы бы хотели построить, если бы были архитектором.

3. Подготовить сообщение о храме.

Приложение 1

Сделай подписи к картинкам.

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

Приложение 2 Свеча - символ молитвы верующего, огонек тянется вверх, но свет и тепло отдает тем, кто рядом Икона - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Канун - панихидный столик Иконостас -стена, на которой размещаются иконы Царские врата - это двери в алтарь Алтарь -комната, где молится священник, и без благословения никто не имеет право туда входить

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

Тема урока : Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: о риентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные : уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1 . Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

- Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

- Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь.

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3)

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

- Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3 . Постановка и формулирование проблемы

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)

- Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

- Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

- Может устраиваться в виде продолговатого корабля , это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

- Может устраиваться в виде круга , напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника , как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Здание завершается куполом , изображающем небо. Купол заканчивается главой , на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

(слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5. Изучение нового материала.

Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

Вывод:

Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

Ну, добро пожаловать в храм.

(слайд 12)

Итак, поднимаемся на паперть .

Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд 13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд 14)

Самая большая часть - сам храм . В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд 15)

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд 31)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

5. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

Краснянская Анна

  • Исследовательская работа
  • Учащейся 7 «А» класса
  • МБОУ СОШ 2 им.А.С. Пушкина
  • Краснянской Анны
  • Научный руководитель
  • Краснянская Лилия Валерьевна

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ

  • Исследовательская работа
  • Учащейся 7 «А» класса
  • МБОУ СОШ 2 им.А.С. Пушкина
  • Краснянской Анны
  • Научный руководитель
  • Краснянская Лилия Валерьевна

Слайд 1 и 2.

Первое знакомство с православным храмом.

Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»

Религия – это вера в Бога .

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом

(щелчок, Васнецов В.М. Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

домом - . храмом

соборами .

церковь . А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко (сегодня в нем. языке - кirche). Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.

Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок) стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.)

Божий Корабль Петра

Григорий Петрович Васильев

В городе каменном, в парке Строителей

Белый вздымается Храм.

Вдаль разливается звон упоительный,

Плавно летит по ветрам.

Светят, как звёзды, кресты золочёные-

Мачты больших куполов,

Парусом нежным вокруг облачённые

В лёгкий туманный покров.

Будто причалил на время у острова,

Смотрит вперёд на восток,

Сильный корабль Святого Апостола,

Ждёт в паруса ветерок.

Вера, как ветер попутный, решительный,

Небо, как Божий компáс,

Колоколами вещает спасительный

Людям отшествия час.

В Санкт-Петербурге, на самой окраине

Ждёт от утра до утра

Всех в путешествие вечное, тайное

Божий корабль Петра.

С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.

Слайд 5. Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.

Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской - это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа, «Которого Бог посадил превыше всего, покорив все под ноги Его, и поставил Главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф.1,22).

Слайд 7. На куполе - обязательный крест, символ нашего Спасения.

Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные. Оглашенные - это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. Ранее притвор архитектурно был закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением. В притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь – кающиеся.

В храм человек входит через притвор. Притвор - это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль.

В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение.

(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.

Слайд 9. Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 10. А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

(Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)

Слайд 11. Символическое значение частей храма.

(Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)

Слайд 12. В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.

Слайд 13. На стенах храма - иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.

Слайд 14. Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости. « Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят » (Лев.20,7).

Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 16. Свеча.

Горит свеча и освещает лики,

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 17. Свеча.

Слайд 18. Свеча.

А вера - это Божий дар.

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Слайд 19. Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.

Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить чадить кадить

Слайд 21. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 22. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.

Слайд 23. Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 24. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 25. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 26.. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Выводят поминальные записки,

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли.

(Надежда Веселовская)

Слайд 27. Записки.

Слайд 28. Записки.

Слайд 29. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 30. А во всех других местах храма, кроме кануна,

Слайд 31. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 32. Икона

Слайд 33. Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.

Слайд 34. В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери.

Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 35. На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего. Поэтому на лампадах иногда изображаются Ангелы. Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр.4,5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.

Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?

Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

Слайд 39. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов (англикан Высокой церкви).

Слайд 40. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и и с тинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Слайд 41. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Слайд 42. Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Слайд 43. Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку (по пояс или чуть выше), чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх. Первым высоким русским иконостасом обычно считают иконостас Успенского собора во Владимире, созданный в 1408–1411 годах.

Слайд 45. Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.

Иконостас является также образом всей истории Церкви – от сотворения человека до нынешних дней.

И еще иконостас олицетворяет собой собрание всей Церкви в единой молитве. Почившие в вере ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, мученики, исповедники, праведники. И как продолжение – стоящие в храме верующие.

Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь . Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен, но даже священнослужитель, войдя в алтарь, должен сделать три земных поклона у престола. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»). У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии. У католиков же и протестантов понимание алтаря не претерпело изменений.

Слайд 50. Алтарь-Это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.

Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.

Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...

Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий и их ученики.

Слайд 55. песня.

Фотоальбомы священника Константина Пархоменко

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php#category46

Светочъ. Основы православной веры в презентациях

http://svetoch-opk.ru

Слайд 1 и 2. Первое знакомство с православным храмом.

Что люди делают в храмах - Как устроен православный храм

Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»

Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога .

Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.

(щелчок,) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.

Что значат слова церковь, собор?

В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом . Только в XIII веке дом Господень начинают именовать храмом (хоромами). До этого хоромами называли только языческие храмы. Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов.

В это же время большие храмы начинают именоваться соборами . (От того, что собирали большое количество прихожан.)

Позже всего на Русь приходит слово церковь . А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко.Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.

Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.

Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок)

С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение.

Слайд 5 . Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.

Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской - это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа.

Здесь пять куполов символизируют Христа и четырех Евангелистов.

Слайд 7 . На куполе - обязательный крест, символ нашего Спасения.

Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть происходит от старославянского слова пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. Притвор - это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные- это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос и которые зажглись интересом или верой. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе.

В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение. (щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.

Слайд 9 . Колокольня может стоять и отдельно от храма.

Слайд 10 . А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.

Слайд 11 . Перед вами символическое значение частей храма.

Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.

(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.

(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.

(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.

(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.

А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.

Слайд 12 . В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.

Слайд 13. На стенах храма - иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.

Слайд 14 . Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости.

Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

Слайд 16.

В свече есть Благодать Святого Духа,

Соединение любви всех христиан.

Напоминание, что свет идет от Бога,

И все дороги, нас приводят в храм.

Горит свеча и освещает лики,

Чтоб их могли бы видеть мы всегда.

Куда достать не могут блики,

Там поселится, может мгла.

Слайд 17.

Где нет добра, там зло клубится,

Где света нет, там тьма лежит.

Давайте ж вместе мы молиться,

И пусть нас всех, Господь хранит.

Слайд 18.

Свеча горит, как символ веры,

А вера - это Божий дар.

И пусть священник каждодневно,

Свечу зажгя, несет в алтарь.

(Олег Воротынский)

Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души, вопреки густой и агрессивной тьме, силящейся сломить христианина. Именно поэтому первое, что вручается новокрещенному человеку (после нательного креста), есть горящая свеча. Интересно, что само Таинство Крещения связано со… светом. Это Таинство называется по-славянски Просвещением.

Слайд 19 . Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.

Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.

Слайд 21 . Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Слайд 22 . Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.

Слайд 23 . Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Слайд 24 . Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Слайд 25 . Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Слайд 26. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

Слайд 27 . Записки.

Идут года, теряют люди близких.

Старухи в церкви слабою рукой

Выводят поминальные записки,

Где значится вверху: «за упокой».

За все они пред памятью в ответе!

Начнут с отца и матери своих,

В войну пропавший без вести жених...

Все имена спешат соединиться,

Сплестись в одну незыблемую суть, -

Растущий список длинной вереницей

Среди листа прокладывает путь...

За ним лежат бескрайние просторы,

Туманной дымкой скрытые вдали...

А сам он служит точкою опоры

Общения умерших и земли. (Надежда Веселовская)

Слайд 28 . Записки.

Слайд 29 . «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

Слайд 30 . А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Слайд 31 . Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

Слайд 32 . Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона – выражение самого высокого богословия. Сам Господь подтверждает это, совершая через иконы множество чудес.

Слайд 33 . Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.

Слайд 34 . В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.

Слайд 35 . На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.

Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.

Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?

Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?

Слайд 39 . При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение - наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов.

Слайд 40 . Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и и с тинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» - к низу груди в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» - к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»).

Слайд 41 . Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

Слайд 42 . Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Слайд 43 . Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас .

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку, чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх.

Слайд 45 . Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.

Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов. Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери, а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас, как мы с вами уже видели на схеме храма, отделяет мир божественный от мира человеческого. И в то же время иконостас объединяет оба эти мира в одно целое, показывая на образах святых, что разделение это преодолимо в примирении человека с Богом.

Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Они называются так потому, что во время богослужения из них для Причащения верующих выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.

Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь . Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам. У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.

Слайд 50 . Алтарь - это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.

Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.

Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...

Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий.

Слайд 55. песня.

Несколько вопросов и ответов о Церкви

В одном из храмов на Святой Земле есть такая фреска. Плывет к небесам великий корабль, на котором собрались апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и многие христиане. Со всех сторон некие люди мечут в корабль стрелы и копья, пытаются пробить в нем брешь и потопить. Но он плывет, потому что у штурвала – Сам Господь. Корабль – это Церковь. А те, кто плывет на корабле вместе со Христом и святыми, – это мы. Сейчас, как и во все времена, в Церковь мечут стрелы – говорят и пишут о ней с осуждением. Как к этому относиться? Могут ли повредить эти стрелы нам, плывущим на корабле Церкви? На этот вопрос давно ответили святые отцы и подвижники. Что для нас Церковь?

Святые отцы призывают нас не забывать, что для нас Церковь. Церковь – это не просто учреждение. Церковь – это наша мать, которая родила нас для вечной жизни. «Церковь – это лоно матери, зачинающее, образующее, взращивающее и совершающее каждого христианина», – говорит свт. Феофан Затворник. Так же и свт. Филарет Московский пишет, что Церковь – это для нас «утроба матери и сокровищница жизни». И можем ли мы разлюбить нашу Мать, Церковь, только из-за того, что кто-то ее осуждает?

Кроме того, Церковь – это живое Тело Христово. Христос – Глава в этом теле, а мы – Его члены. «Церковь полна Христом, и Он все члены ее наполняет», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Пока мы в Церкви – мы с Господом, мы наполнены Господом, и не дай Бог нам оторваться от Церкви! Святитель Николай Сербский пишет: «Что случается, братья, с органом тела, если прерываются нервы, связывающие его с головой? Он становится бездеятельным, онемелым, неподвижным – мертвым. Это происходит и с каждым членом Церкви, который выходит из ее состава, прерывая тем самым свою связь с Главой Церкви – Христом. Да сохранит нас Господь, братья, от такой погибели». Почему о Церкви говорят и пишут с осуждением?

Ответ на этот вопрос известен. Дело, конечно, не в самой Церкви. Церковь свята. Церковь – это ковчег спасения. Дьявол же стремится вытащить людей из этого спасительного ковчега. С этой целью он прибегает к разным соблазнам: подстрекает людей обращать внимание на недостатки и немощи отдельных членов Церкви или ее служителей, соблазняет судить поверхностно о решениях, которые принимает священноначалие. При этом в особенности дьявол старается воздействовать на тех, кто недостаточно хорошо знаком с вероучением Православной Церкви, кто склонен к осуждению; сначала он смущает и запутывает этих людей, а потом побуждает их говорить другим о своих смущениях – и так грех осуждения Церкви распространяется среди неопытных душ.

Зная об этих кознях дьявола, святые отцы и духовно опытные старцы строго предупреждают о том, как опасно судить Церковь. Глубоко почитаемый всем русским народом старец, отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати!» Он же в своей мудрой книге «Опыт построения исповеди» говорит: «Может, кто из вас сомневался в истинности Церкви, к которой принадлежите по крещению? Сочувствовали сектантам и оторвавшимся от Церкви самочинникам, раздирающим хитон Христов. Да еще и других смущали своими суждениями и осуждениями, которые определенно далеки от истины, потому что надо много знать, много чувствовать, много понимать, чтобы иметь право не только осуждать, а просто рассуждать о Церкви. Господи, прости нас, грешных, потерявших всякий страх и в дерзости своей зашедших так далеко, что дерзали судить о судьбах Церкви! Господи, мы все почти поголовно безграмотные или полуграмотные в вопросах вероучения, правил церковных, церковного Устава, ни за что не отвечающие перед Господом, кроме спасения своей души, не имея ни малейшего морального права, привыкли постоянно осуждать священнослужителей и добрались в своем осуждении уже до иерархов церковных и даже до Патриарха. Кайтесь!»

Осуждение Церкви и ее служителей – это отнюдь не новое явление, возникшее только в наше время. Это было во все времена: в каждое столетие находились люди и возникали целые движения, выступающие против Церкви. И все они исчезли, а Церковь по-прежнему стоит. Свт. Димитрий Ростовский в XVII веке писал, что в его время ходили такие разговоры: «Уже ныне Церковь – не Церковь, попы – не попы». И свт. Димитрий пламенно возражает: «Разве изменилась Церковь? Разве прекратилось священство? Разве Церковь не пребудет до судного дня, и врата ада, – по словам Господа, – не одолеют ее? Неужели Христос Господь уже оставил Свою Церковь, которую Он искупил драгоценною Своею Кровью? Неужели Он солгал, сказав: Я с вами во все дни до скончания века? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, – а вы, говорящие, что Церковь уже не Церковь, считаете слова Господни ложью! Кому лучше верить: вам или Христу Господу?»

О том, как важно не судить поверхностно членов и служителей Церкви, прекрасно говорит и известный старец нашего времени, архимандрит Эмилиан (Вафидис): «Мы не смотрим на внешнее, но проникаем вглубь. Церковь, как кажется, полна пятен. Люди постоянно пишут и говорят о грехах Церкви. Но Церковь, тем не менее, одна, и она свята. За церковной иерархией стоит лик апостолов, пророков, Самого Христа, невидимо с нами пребывающего». Можем ли мы что-то исправлять в Церкви?

Церковь – это все мы. Каждый из нас призван служить созиданию Церкви. Каким образом? «Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других, – говорил преподобный Паисий Святогорец. – Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок».

Все мы призваны не исправлять Церковь, а помогать и служить ей. И больше всего мы помогаем Церкви тем, что горячо любим ее, не осуждаем никого в Церкви, храним дух мира и единения. Преподобный Порфирий Кавсокаливит писал об этом: «Чтобы сохранить свое единство, мы должны слушаться Церкви, ее епископов. Слушаясь Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Будем переживать за Церковь, будем сильно любить ее. Не будем терпеть того, чтобы осуждали Ее представителей. Каков православный дух? Православный дух – глубокий, молчаливый, святой, без раздоров, ссор и осуждения. Все мы - Церковь. Когда Церковь осуждают за ошибки Ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою и бодрствуем». Как нам благополучно достичь Небесного Царства?

Ответ прост – оставаться на борту великого корабля Церкви, чтό бы ни говорили о ней и какие бы стрелы в нее ни метали. Церковь – несокрушимая крепость, как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Непрестанные гонения не только не потопили Церкви, но сами сокрушились о Церковь. Нет ничего сильнее Церкви Христовой». Он же призывает нас: «Хочешь спастись – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри той ограды, то тебя не тронет волк, если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви. Нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое счастье!»

Все подвижники, почитаемые нами старцы, например, преподобные старцы Оптинские, крепко любили Церковь и говорили, что достичь спасения возможно только в Церкви. И конечно, их мнение важнее для нас, чем мнение тех, кто смотрит на Церковь поверхностно. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Для спасения необходимо быть членом Православной Церкви. В настоящее время развелось множество сект, все они находятся во вражде между собой и только в одном сходятся – в непримиримой вражде к Православной Церкви.

Иногда приходят ко мне сектанты:

Вот мы веруем во Христа и ищем Его, где Он?

Он, во-первых, на Небе проявляет Свое особенно славное присутствие, а во-вторых, на земле – в Церкви. Вы находитесь в ней?

Нет, от Церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись.

Ну так суетна ваша надежда, вне Церкви спасение невозможно.

Люди, находящиеся в Православной Церкви, направляются к Горнему Иерусалиму, то есть к Царствию Небесному верным путем. Они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий – Сам Христос. Те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».

В чем состоит простой и верный путь спасения, хорошо объясняет афонский старец, архимандрит Ефрем Филофеит: «Христос сказал ученикам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Итак, преемниками апостолов являются церковные иерархи, священники, игумены и старцы небольших монашеских братств. И слушающиеся апостольских преемников слушаются Самого Христа, а не слушающиеся их Христа отвергают. Посему, если мы желаем находиться в послушании Христовом, мы должны совершать послушание. Истинное же послушание означает: слушаться не только в том, что нам нравится, но и в том, чего мы не желаем».

И еще, как завет всем нам, будем помнить наставления отца Иоанна (Крестьянкина), любившего Церковь всем сердцем:

«Время, в которое привел нас жить Господь, наисмутнейшее, - смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое. Но Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас - глас Божий».

«Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь. И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим Патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих».

«Держитесь Церкви Святой Православной, и не оставит Вас Господь. Умудри Вас Господь! Благодарите Бога, что Он Вам дорогу в Церковь показал».

Строя храм, древние мастера создавали священное пространство, в котором происходит встреча человека с божественным.

В сознании человека самое важное всегда ассоциировалось с красивым, высоким – идеалом, на который нужно ориентироваться и равняться. И древние зодчие умели выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. Так, во Владимире Успенский собор возвышается на крутом, неприступном берегу Клязьмы; Святая София Новгородская - на берегу Волхова, на самом высоком холме, за стенами Новгородского кремля. Храм господствовал над пейзажем, но не противостоял ему. Он был завершающим штрихом творения природы. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный холмами, церкви вошли как вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий природы. Именно такой стала церковь Покрова на Нерли. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уплывающим вдаль по безбрежным волнам времени, с лучистой безмолвной звездой, уходящей в бесконечность мироздания.

По своему внешнему виду храм значительно отличается от прочих зданий. Старинные зодчие строили больше руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, – буквально вручную возводили здание, поэтому не было и двух одинаковых церквей. Но основным типом храмов в древнерусской традиции был крестово-купольный.

В основании он устраивался в форме креста. Часто храм строился в виде продолговатого корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к Свету. Иногда храм создавался в форме восьмиугольника, подобно путеводной звезде. Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо, бесконечность пространства. Храм всегда ориентирован алтарем на восток, на первый луч восходящего солнца.

Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, средняя часть храма (наос) и притвор (нартекс).

Как и в любом священном пространстве, в храме есть центр, границы, ворота. Для приходящего в церковь она является областью иного пространства, нежели улица, на которой она находится, и весь остальной мир. Порог, разделяющий два пространства, указывает на разницу между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то место, где они сообщаются, где мир обыденного может перейти в мир священного. Но в храм нельзя войти сразу, без подготовки. Перед входом в храм всегда останавливались – троекратно крестились, клали земной поклон, тем самым очищаясь от всех обыденных проблем, настраивая душу на восприятие непознанного, божественного и отдачу всего лучшего, ценного, что хранится в собственном сердце. Проходя через границу и ворота, с запада – области мрака, зла, невежества  человек шел на восток, навстречу солнцу, свету, и приближался к центру храма – алтарю. Алтарь устраивался на возвышении – символической «горе»; самом близком к небу месте. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник. Здесь приносится символическая жертва, через которую человек приобщается к священному, божественному. Через алтарь проходят и горизонтальная, и вертикальная оси храма. В храме все устремлено вверх - и столпы, поддерживающие свод, и пылающие свечи, и росписи стен, и голоса хора во время службы, и возвышение алтаря, и купол над ним, из которого льется свет. Человек невольно подчиняется этому высшему порядку, душа устремляется к свету. И возникает канал связи человека с Богом.

Но храм во все времена служил не только религиозным центром. В храме хранилось самое важное и ценное, что было у человека. В главном соборе города содержались даже городская казна, книги, драгоценные украшения. Купцы свои самые ценные товары хранили в храме. Часто храм был последним убежищем жителей, когда в город входили враги. В храме человек и сам отдавал частичку собственной души, учился небесной мудрости.

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»