Ислам в кузбассе. Мусульмане говорят что ислам – это «религия сильного человека», а христианство – «религия для слабых», «религия пацифистская»

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий. И несмотря на то, что этому не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте. Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы. Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став "центром" ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски - الإسلام‎) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”. А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское - مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”. Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия или же разных течений одного вероисповедания.

Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.

Монашество является религиозной практикой, по которой верующий отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя поклонению Всевышнему в стенах монастыря.

В рамках авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам) монашество было институционализировано только христианской церковью, которая взяла для себя в качестве примера и идеала описанные в Ветхом и Новом заветах практики. Однако в священных писаниях иудеев и христиан монашество как обязательный институт не прописано.

В иудейской традиции примеры отшельнической жизни в братской общине существовали, но они не предполагали отказ от вступления в брак и полное отрешение от земных обязанностей. Иудаизм в целом не поддерживает монашеский обет безбрачия. Вместе с тем две тысячи лет назад среди иудеев был распространён обет назорейства, который заключался в полном отказе человека от винограда и произведённых из него продуктов, стрижки волос и прикосновения к мертвым. Однако люди, придерживавшиеся этого обета, не становились отшельниками и могли жениться, владеть имуществом. Более того, сама эта практика зачастую была ограниченной по времени. Тем самым обет назорейства нельзя назвать монашеством в полном смысле этого слова.

В христианстве практика монашества была введена в начале IV века, однако и до этого традиции аскетического, отшельнического образа жизни были известны весьма продолжительное время. Они были во многом вдохновлены учением (Исы, а.с.) и направлены на посвящение человеком самого себя Богу посредством затворничества и отказа от мирских радостей и забот.

Когда Пророк Мухаммад (с.г.в.) получил вопрос от мусульман о том, каково место монашества в исламе, наш Создатель объяснил всё в следующем аяте:

«Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса) , сына Марьям (Марии) , и даровали ему Инджил (Евангелие) . В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха) . Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (57:27)

В разных источниках приводятся наряду с этим слова Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «В исламе нет места для монашества». Их Пророк (с.г.в.) произнёс в контексте тех своих сподвижников, которые хотели покинуть свои семьи, отказаться от всего мирского и подобно монахам.

В другом известном высказывании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) говорится, что предыдущие поколения людей потерпели неудачу из-за излишнего аскетизма. «Они выдвигали к себе излишние требования, пока Всевышний не дал им подлинных трудностей. Теперь вы можете увидеть их в храмах и монастырях. Поэтому поклоняйтесь Аллаху, не придавайте Ему кого-либо в качестве равного сотоварища, выполняйте паломничество, будьте праведными, и все ваши дела будут хорошими для вас» (хадис приводится в книге Али ибн Малика аль-Хинди «Канз уль-Уммал» [Сокровище тех, кто делает благие поступки]).

Аскетизм в жизни мусульман

Одним из ключевых положений ислама является представление человека как социального существа, развитие которого может идти только посредством вовлечённости человека в общественную жизнь. При этом в становлении личности практикующего мусульманина важную роль играет концепция воздержания (зухд), предполагающая ведение человеком простой жизни, не заточенной на бесконечное приобретение предметов роскоши, бессмысленное повышение статуса и достатка. В жизни верующего эти вещи могут быть значимыми – например, для реализации какого-либо важного проекта, – но подменять ими ценности благочестия, покорности к воле Всевышнего ни в коем случае нельзя.

Ислам базируется на ценностях умеренности, воздержания собственных страстей и исправления совершённых ошибок. И хотя аскетизм как таковой присущ исламской системе ценностей, он не предполагает отказ от того, что разрешено Всевышним, и становление отшельником. Вместе с этим верующий не становится также пленником мирского, ставя его на первое место. Его жизнь в какой-то мере является постоянным поиском необходимого баланса в отношениях между мирским и вечным. Именно об этом свидетельствует весьма примечательный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Лучшими из вас являются те люди, кто не оставляет мирское – ради вечного, и вечное – ради мирского» (приводит Анас). Таким образом, мусульманин видит в мирских благах инструмент реализации коранических призывов об улучшении окружающего его мира, творении добрых поступков, что позволит ему достичь довольства Аллаха в Судный день. Затворничество и полное посвящение себя Богу в исламской системе ценностей не имеет ни практической, ни духовной пользы.

Устроение поминок является религиозным новшеством и обычаем времён невежества, и аргументом в пользу этого являются слова сподвижника Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным». Об этом сообщили Ахмад (6905) и Ибн Маджа (1612), но в версии последнего нет слов «после похорон». Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.

Мусульманские законоведы единодушны в том, что приготовление еды для тех, кто приходит выразить соболезнование, по меньшей мере нежелательно [Ибн ‘Абидин. Курра. Т. 1. С. 246; Ансари. Асна ал-маталиб. Т. 1. С. 335; Макдиси. Фуру‘. Т. 2. С. 230-231]. Имам аш-Шафи‘и пишет: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т. е. собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут, потому что это возобновляет печаль и доставляет хлопоты» [Шафи‘и. Умм. Т. 2. С. 638].

Несмотря на это, обычай справлять поминки широко распространился среди мусульман. Поминки справляют на третий, седьмой и сороковой день после смерти, иногда люди собираются каждый четверг до истечения сорока дней. В разных регионах сложились обычаи предлагать присутствующим определённые виды угощений, читать определённые молитвы или суры из Корана. Иногда поминки организуют с таким размахом, что они мало отличаются от свадебного пиршества. Всё это является следствием религиозной неграмотности, и религиозные деятели обязаны делать всё возможное для исправления ситуации. Они должны разъяснять людям, что усопший нуждается в добрых делах своих детей и что те могут помочь ему заслужить прощение Аллаха. Они могут молиться за него, исполнить его обет, раздать милостыню или совершить паломничество от его имени и т. д. Что же касается поминок, то они не только не приносят ему пользу, но и являются новшеством, которое отвергается Всевышним Аллахом.

Вместе с тем нужно принимать во внимание, что многие в наше время считают поминки частью религиозной традиции. На этих обычаях выросла молодёжь и состарились старики. Поэтому при разъяснении данного вопроса необходимо учитывать целый ряд религиозных, психологических и социальных факторов, а также соотносить пользу и вред возможных последствий. Нельзя допускать, чтобы порицание предосудительного сопровождалось непочтительным отношением к старшим или приводило к разрыву родственных связей или к конфликтам в семье или в обществе, потому что такого рода последствия хуже и опаснее, чем многие из религиозных новшеств, которые нуждаются в исправлении. А помощь во всех делах приходит только от Аллаха!

Разрешается ли устанавливать надгробные плиты?

Во времена Пророка Мухаммада мусульмане не устанавливали надгробных плит и не воздвигали над могилами памятников или куполов. Напротив, они настаивали на том, чтобы могилы не были слишком высокими. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу аль-Хайаджа о том, аль-Асади рассказывал, что Али ибн Абу Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в свое время послал меня Посланник Аллаха. Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а, увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей». Имам ан-Навави писал: «Согласно сунне, могила не должна сильно возвышаться над землей и не должна иметь вид бугра, а должна быть ровной и возвышаться на одну пядь. Так считали аш-Шафи‘и и те, кто согласился с ним. По словам кади ‘Ийада, большинство ученых предпочитали, чтобы могила имела вид бугра. Этого мнения придерживался Малик».

Последнее суждение представляется нам наиболее предпочтительным, поскольку именно такой была могила самого Пророка. Аль-Бухари сообщил со слов Суфьяна ат-Таммара: «Я видел, что могилы Пророка, Абу Бакра и ‘Умара возвышались как бугры».

Следовательно, могила не должна быть полностью сровнена с землей, чтобы люди заботились о ней и проявляли уважение к покойному. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Мне нравится, когда могилу засыпают только той землей, которая вышла из нее. В противном случае могила становится очень высокой. А мне нравится, когда могила возвышается над землей на одну пядь или вроде того».

Разрешается помечать могилу камнем или чем-нибудь похожим, чтобы родственники покойного могли без труда опознать ее. С этой же целью края могилы разрешается обложить глиной. Когда имама Ахмада спросили об этом, он сказал: «Надеюсь, что в этом нет ничего плохого». Аль-Хасан аль-Басри и имам аш-Шафи‘и тоже разрешали поступать так.

Однако шариат запрещает устанавливать надгробные плиты, штукатурить могилы, возводить на них строения, рисовать на них изображения покойных и делать надписи. Муслим передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха запретил штукатурить могилы, садиться на них и возводить на них какие-либо строения. В версии ат-Тирмизи добавлено: «…и делать на ней надписи». Он назвал эту версию хорошей и достоверной.

‘Умар б. ‘Абд аль-‘Азиз запрещал обкладывать могилу кирпичами. Аль-Асвад б. Йазид тоже завещал не обкладывать его могилу кирпичами. По словам Ибрахима, сподвижники не одобряли такой поступок. Причина этого в том, что покойные не нуждаются в надгробных сооружениях и дорогих памятниках, а кладбища являются тем местом, куда люди приходят, чтобы помянуть усопших и вспомнить о конечности земной жизни. Аль-Бухари сообщил, что Ибн ‘Умар увидел, как на могиле ‘Абд ар-Рахмана (сына Абу Бакра ас-Сыддика) установили шатер, и сказал: «Сынок, убери его, поистине, он находится в тени своих деяний».

Что обычный человек знает про мусульман? Он видит по телевизору, что есть Мекка, Рамадан, Ураза-байрам и так далее. То есть только внешние вещи. В чем суть этой веры, мы решили расспросить религиоведа Юрия МАКСИМОВА

- В чем наши общие представления об исламе категорически неверны?
- Безусловно, и в среде христиан, и в среде мусульман существует множество заблуждений относительно веры соседа. Но вместе с тем христиане все же главную суть ислама понимают. Простой пример. Все христиане знают, что мусульмане верят в Аллаха и в то, что Мухаммед - его пророк. А это ни много ни мало - ташшахуд, мусульманское исповедание веры. А если попробуете отыскать мусульманина, который бы знал христианский символ веры, - вам придется изрядно потрудиться. Мусульмане в подавляющем большинстве не знают и не понимают христианства. У христиан тоже, конечно, встречаются заблуждения об исламе. Самое распространенное, какое мне доводилось слышать, - что мусульмане во время рамадана не постятся ночью потому якобы, что считают, будто Аллах их не видит. Это, конечно, абсурд, ни один образованный мусульманин такого не скажет.


- Существуют ли для мусульман такие религиозные понятия, как грех, душа, таинство? В чем их специфика?
- Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение. Это касается в общем-то почти всех религий, но ислама - особенно. Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», - христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи. Если этого не знать, при разговоре неизбежно возникает и нарастает взаимное непонимание. Поскольку каждый априори считает, что оппонент имеет в виду под употребляемым словом именно то, что имеет в виду он сам!
Душа в исламе называется нафс. Нафс - это естественная сторона человека, которая всегда подстрекает его к тому, чтобы делать зло. Эта, с точки зрения мусульман, естественная сторона души есть источник отрицания всякого добра в человеке. Они говорят, что «нафс создана таким образом, что она желает все недозволенное». Об этом говорится и в Коране: «...ведь душа побуждает ко злу...» (Коран 12.53)! Кроме того, мусульмане учат о предсуществовании душ, то есть о том, что сначала были сотворены души людей, а потом они вселяются в тела. Надо ли объяснять, насколько это далеко от христианского учения о душе? Христиане считают душу, наоборот, более возвышенной частью человека.
Что касается греха, здесь еще больше различий. Например, ислам отрицает понятие первородного греха. И в Коране, и в Библии описывается грехопадение прародителей. Однако в Коране этому факту не придается такого общечеловеческого значения, как в Священном Писании христианства. Адам покаялся и был прощен. Его неведение было упразднено, грех исчез. Первый грех в исламе не мыслится как первородный - открывший путь всем последующим грехам. По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах - равно источник и добра, и зла.
В самом понимании греха также есть отличия. По мусульманскому учению грех - это неведение божественного закона. Исповедание ислама и исполнение предписанных ритуалов автоматически очищает мусульман от совершенных грехов, поэтому у них нет покаяния, исповеди, ничего подобного. Христианство же никогда не рассматривало грех лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом.
Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. И это логично. Христианское понятие таинства основано на христианском представлении о Боге как являющемся и явленном в мире. На представлении о благодати, о божественных энергиях, коими Он действует в мире. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может.


Основатель ислама араб Мухаммед жил в VI-VIIвв по Р.Х. Его учение, по его мнению, восстанавливает истинную веру в Авраама, который, как сказано в Коране, “не был ни иудеем, ни христианином”. Коран 3:60.
Ангел Джабраил показывает Али (племянника и зятя Мухаммеда, особенно почитаемого в исламе) пророку Мухаммеду. Миниатюра рукописи “Хамсе” Низами

- Есть ли в исламе понятие святости? В чем особенность мусульманского представления о ней? Ходатайствуют ли их святые за них перед Аллахом?
- Богословие ортодоксального ислама не признает культа святых. Тем не менее он занимает определенное место в суфизме. Это мистическое направление, которому свойственны ряд своеобразных представлений. Например, учение о растворении мистика перед лицом Аллаха, в результате чего некоторые суфии отождествляли себя с Богом, об относительности шариата, об оправдании диавола. Наиболее строгие мусульманские законоведы и богословы даже не признавали суфизм исламом. Однако в ряде стран он получил распространение и оказал влияние на так называемый «народный ислам». Несмотря на чуждость культа святых кораническому исламу, он все же носит на себе неизгладимый отпечаток общего мусульманского мировоззрения. Проводить параллели суфийских «вали» с христианскими святыми можно лишь с большими оговорками. Хотя учение суфизма не имеет строгих рамок и допускает весьма широкий разброс взглядов, большинство суфиев отрицали, что «вали» будут ходатайствовать перед Аллахом за мусульман, это исключительная прерогатива Мухаммеда в день последнего Суда.


В священной книге ислама прописана необходимость вести войну за всемирное распространение ислама. На илл.: ткань с изображением всадника и пленника, XVI в.

- Прописано ли в Коране, что надо «убивать неверных»? Откуда вообще взялась такая общеизвестная установка? И что входит в понятие «неверный»? Где окажутся души «неверных», которых убил шахид?
- Да, это прописано в Коране и в Сунне - втором, после Корана вероучительном источнике ислама. Например, характерен следующий хадис из Сунны, свидетельствующий, что Мухаммед сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть то, что мы убиваем (ритуальной пищи. - Ред.), и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них». То есть утверждается необходимость войны против всех немусульман. Так же и в Коране говорится: «Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4.74). Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8.65). Неверный - это немусульманин. По учению Мухаммеда все неверные окажутся в аду, где будут мучиться вечно. Рай же только для мусульман.


- Существует ли религиозный спор между ваххабизмом и «мирным» течением в исламе?
- Начнем с того, что такого разделения в исламе нет. Не существует «мирного» и «немирного» ислама. Нет таких течений. Есть «мирные» и «немирные» мусульмане. Причем первые являются «мирными» чаще всего в силу внерелигиозных причин. В самих источниках ислама прописана необходимость ведения войны за всемирное распространение ислама. Есть мусульмане, которые этим предписаниям следуют, есть те, которые не следуют. Но серьезного богословского спора между ними нет и быть не может. Потому что по священным источникам ислама все очевидно. Термин «ваххабизм» сейчас стал своеобразным журналистским клише, которым клеймят любого мусульманина, застигнутого за совершением теракта. Собственно исторические «вахаббиты» представляли собой последователей авторитетного суннитского богослова Абд эль-Ваххаба, который воспроизводил идеи ханбалитов - одной из законных и признанных правовых школ в исламе. Ныне ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии. Мусульмане вполне признают саудовских богословов мусульманами. Хотя, конечно, исламское общество («умма») не монолитно, и как среди христиан встречаются верящие в гороскопы, так и среди мусульман встречаются те, кто не считает ваххабитов мусульманами. Но это не те, кто определяет отношение уммы.


- Европейская культура подразумевает наличие границ и моральных устоев внутри человека. На Востоке, напротив, сильно подавление извне: государством, родней, имамами, селением, тейпом. Верно ли, что это одна из причин агрессии и несдержанности мусульман? Можно ли вообще сказать про мусульманина, что он агрессивен и несдержан?
- Тейп - это понятие исключительно чеченское. Деление на «Запад» и «Восток» вообще в данном контексте некорректное. Между грузином, арабом и китайцем различий больше, чем между каждым из них и европейцем. В странах мусульманского мира немало христиан, они существуют почти в каждом народе, и даже от 8 до 10 процентов арабов являются христианами. При этом модель поведения их существенно отличается от исламизированных соплеменников. При этом некоторые европейские народы, например, черногорцы, сохраняют до сего дня деление на племена, однако мы не слышим о черногорских террористах каждый день по телевизору. Здесь надо просто называть вещи своими именами и искать причину в идеологии, а не в национальности или исторических предпосылках. Что касается второй части вопроса, мусульмане - это живые люди. И, как любые люди, они - разные. Есть среди них достойные, есть мирные, есть добропорядочные. Но если говорить в целом, то ответ на ваш вопрос будет очевиден для всякого, кто более или менее регулярно следит за новостями. Хотя в новостях сообщают еще далеко не обо всем касательно данной темы.

- Возможна ли сейчас православная миссия среди мусульман, и какая?
- Православная миссия среди мусульман существовала всегда. Так, например, уже один из ранних сподвижников самого Мухаммеда, Убайдаллах ибн Джахиз уверовал во Христа и принял крещение. Он был первым, но далеко не последним мусульманином, кто обратился к свету истины. После возвращения в Х веке Антиохии в состав Византийской империи, практически все местное арабо-мусульманское население добровольно перешло в Православие. А в 935 году целое арабское бедуинское племя бану Хабиб числом около пятидесяти тысяч человек перешло к грекам, приняло христианство и стало сражаться против своих прежних единоверцев. Для Русской Церкви миссия среди мусульман традиционна. Уже свт. Михаил Киевский в X веке посылал монаха Марка проповедовать Христа булгарам-мусульманам, в результате чего приняли крещение четыре князя булгарских. Свт. Петр Московский вступал в публичные диспуты с мусульманскими проповедниками и одерживал в них победы. Свт. Макарий Московский крестил последнего хана Казани - Едигера-Мухаммеда и пекся об устроении проповеди Православия среди татар. В результате более чем четырехсотлетней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди татар образовалась новая этноконфессиональная группа - кряшены, состоящая из православных татар. В настоящее время на территории России их проживает порядка 320 тыс. К обращенным из ислама народам относятся и гагаузы, и большая часть осетин, и даже часть моздокских кабардинцев.
А некоторые мусульмане, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых. Например, среди арабов это преподобномученик Христофор Савваит и мученики Абу Тбилисский, Антоний-Равах и Варвар. Из булгар св. Авраамий Болгарский. Из турок - мученики Омир, Ахмед Писец и Константин Агарянин. Из албанцев - мученик Иоанн Албанский. Из татар - мученики Петр и Стефан Казанские и преподобный Серапион Кожеозерский, основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.
Но и в наши дни происходит миссия среди мусульман. Возьмем Индонезию. Двадцать лет назад в Православие обратился первый индонезиец. Пятнадцать лет назад, приняв монашество и священническую хиротонию, он вернулся на родину, начал проповедовать и за эти годы обратил 2,5 тыс. человек, создал несколько приходов, построил храмы, подготовил к рукоположению других индонезийцев - в мусульманской стране возникла Православная Церковь! Другой пример - в 1990-х годах в Грузии в результате миссионерской деятельности большинство грузинских мусульман перешли в Православие, так что даже в один день крестились 5 тыс. мусульман. В исламизированных районах Болгарии, а также в Албании идет сейчас православная миссия, которая приносит явные плоды. Кое-что делается и у нас в России. Например, вот уже несколько лет в Москве по благословению священноначалия происходят молебны на татарском языке для православных татар. Но, конечно, активной и целенаправленной миссии среди мусульман Русская Церковь сейчас не ведет. Хотя возможности для этого есть.



Мусульманин у себя дома. Вся жизнь мусульман определена Шариатом – тщательно разработанным сводом правил, регулирующим практически все сферы жизни, в том числе и семейные. В обязанности мужа входит полное содержание жены и детей. Многоженство разрешено, но не обязательно, как считают европейцы. На илл.: Миниатюра рукописи “Шахнаме” Фирдоуси. 1341

- Вы создали сайт , рассматривающий ислам с позиций Православия. Есть ли диалог между мусульманами и православными? Какие вопросы являются «острыми» для мусульман?
- Диалог на личном уровне никогда не прекращался. Многие православные пересекаются в своей жизни с мусульманами, естественно, что между ними иногда возникают разговоры на тему веры. Если же вы имеете в виду более общий уровень, то, насколько я понимаю, Межрелигиозный совет России не занимается богословскими диспутами, а посвящен совместному решению внерелигиозных проблем. Кроме того, издается полемическая противохристианская литература у мусульман, а также есть некоторые опыты в полемике с исламом у христиан. Это нормально. Так было и прежде.
Основные пункты мусульманских нападок на христианство не претерпели изменений за минувшие столетия. Они считают учение о Троице уклоном в многобожие; Христа - пророком, а не Сыном Божиим; отрицают распятие Христа; отрицают первородный грех; таинства Церкви.
Что касается вопросов, которые затрагивали христианские апологеты, начиная со святых отцов, они актуальны и сегодня. Святые отцы, в частности, указывали, почему Мухаммед не может считаться пророком, а Коран - богооткровенным писанием; критиковали учение о предопределении и представления о Боге в исламе, критиковали мусульманскую эсхатологию; осуждали нравственные и ритуальные заповеди ислама как богопротивные; осуждали культ насилия в исламе.
Это лишь основные, узловые пункты, разумеется. В большей степени диалог с мусульманами должен, на мой взгляд, преследовать цель донести до собеседника суть нашей веры. Разъяснить ее. Дабы не оставалось непонимания и невежества. Ну и, конечно, обязанность христианина - защищать свою веру, если на нее нападают или хулят.

Поговорим о мусульманах-европейцах. Насколько вам кажется убедительной ситуация с массовым принятием ислама европейцами, описанная Чудиновой. Насколько параллельна описанная ситуация с тем, что происходило в мавританской Испании. - Напомню, что книга Елены Чудиновой - это литературное произведение в жанре фантастики. Это своего рода форма выражения беспокойства автора по поводу тех процессов, которые сейчас происходят в Европе, да и у нас тоже. Относительно удачности или неудачности формы можно дискутировать, но то, что все основания для такого беспокойства есть, показывают, в частности, последние события во Франции. Что касается второй части вопроса - ныне европейцы уже не те, что были тысячу лет назад. Карл Мартелл, король франков, который остановил наступление арабов на Европу, был бы очень удивлен образом жизни и образом мысли своих потомков. Испанский король Педро Первый, в честь блистательной победы которого на гербе Арагона появились отрубленные головы мавров, вряд ли понял бы своих потомков, изменяющих герб ради того, чтобы «восстановить климат доверия между мусульманами и христианами». Европейцы Средневековья и нынеш ет. Среди новостей, например, встречались цитаты из речей погромщиков, что они «сжигают только машины иноверцев, а те машины, на которых есть мусульманские знаки, не трогают». Какую религию исповедует большинство алжирцев и арабов - не секрет. При этом мне лично известно, что арабы-христиане, живущие во Франции, в беспорядках участия не принимали. Выводы, на мой взгляд, очевидны.


В 935 году целое арабское племя бедуинов числом ок. 50 000 человек приняло христианство. На рис.: Караван у источника Моисея, Давид Робертс, XIX в.- Кто чаще обращается: мусульмане в христианство или христиане в ислам?
- Несколько лет назад в личном разговоре с главой Church Mission Society (официальный орган англиканской Церкви, занимающийся внешней миссией) Марком Оксброу я спрашивал об этом. Господин Оксброу ответил мне, что его ведомство проводило исследования, которые позволяют говорить, что на самом деле по всему миру количество обращающихся из ислама в христианство превышает количество обращающихся из христианства в ислам. В свою очередь, в том, что касается России, глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Кирилл в одном из своих интервью также сообщил, что на сегодня этнических мусульман, обращающихся в Православие, больше, чем этнических православных, принявших ислам. А недавно секретарь Межрелигиозного совета России Р. Силантьев даже заявил, что число принявших христианство этнических мусульман в нашей стране составляет аж два миллиона.
Один из западных аналитиков заявил, что в последние годы количество принимающих христианство мусульман превышает количество подобных случаев за все время существования ислама. Но следует признать, что количество добровольно обращающихся из христианства в ислам также беспрецедентно велико. Хотя в подавляющем большинстве случаев отношение к христианству этих людей ограничивается крещением в младенчестве.

- Есть ли у мусульман свобода воли как религиозное понятие?
- Нет. Мусульмане верят в предопределение. И весьма конкретное. Оно охватывает все поступки человека и события его жизни и касается как целого, так и частностей. По мусульманской мифологии, прежде чем создать мир, Аллах сотворил особую скрижаль и перо, которое «записало судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Именно поэтому они верят, что Аллах является творцом всех действий всех людей, животных и тому подобного в мире. Именно поэтому говорят, что, так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то и добро и зло равно исходят от него. Христианство придерживается совсем других взглядов. Господь сотворил нас свободными.

Вопросы задавала Анна ПАЛЬЧЕВА

Василий Ордынский

1) Приписывание христианству тринитарных ересей

Основной «богословский» тезис мусульман в полемике с христианством – это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Мусульмане, начавшие изучать христианство, в большинстве своем начинают повторять слова мусульманских апологетов о том, что христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну – Иисусу (Это написано в Коране). Реже они утверждают что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы – это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе утверждение не имеют ничего общего с христианским учением. Тем не менее, миф о том, что христиане поклоняются трем Богам, – это один из самых устойчивых стереотипов мусульман.

Позиция мусульман в вопросе о Святой Троице очень похожа на позицию, которую в свое время озвучивали представители многих псевдохристианских сект: динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан, савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое прошлое, еще к III веку нашей эры.

По всей видимости, именно позицию секты мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской Церкви.

В Коране Мухаммед резко возражает против позиции мариамистов, правда – одновременно возражая против Божественной Сущности Иисуса Христа:

«И вот сказал Аллах: “О, Иса, сын Мариам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать богами кроме Аллаха”?» (5:116).

Другие места Корана свидетельствуют о том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал как истинно христианское учение о трех Богах (Суры 4:169; 5:77; 6:101).

Ересь мариамистов появилась и распространилась в околоаравийских регионах в V веке н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с христианством поклонялись богине Венере, «царице неба». Однако, приняв христианство, они фактически не отказались от этого культа. Это привело к ложному пониманию учения Церкви.

Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название).

Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, не считает Деву Марию богиней.

Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия.

К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена – данная секта просто исчезла.

Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан – это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.

В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания.

Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» ().

Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171).

«Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле.

Православные христиане живут по Библии. С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем же успехом в полемике с нами оппонент мог бы апеллировать к опусам мормонов или к «Капиталу» Карла Маркса – все это для нас не имеет никакого веса.

Что самое интересное, хотя в исламе и отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает, но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов справедливо указывает в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «Действительно, согласно Корану единственным во всей человеческой истории от Святого Духа родился Иса…»

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров»(21: 91).

У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса.

Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение.

«Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16-21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом:

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ().

Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же.

С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»:

«В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…»

2) Мусульмане считают Библию искаженной

Когда исследователи-библеисты говорят о неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей книг Нового Завета.

Как пишет советский историк, специалист по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», полные своды книг Нового Завета встречаются уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы). Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от Матфея.

Древнейшей записью Евангелия является папирус, который ученые-библеисты обозначают как «папирус Райленда», или «папирус p52». Этот папирус был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата.

Этот папирус содержит фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном.

Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96–ЮО гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.

Этот папирус хранится в Библиотеке Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от своей конфессиональной принадлежности, датируют этот папирус первой половиной II в.

Евангелие от Иоанна написано позже всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти полностью в папирусе, именуемом среди библеистов «Бодмер II», или «p66». Этот древний текст относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–-22).

Польский исследователь Зенон Косидовский пишет в своей книге «Сказания евангелистов»: «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100 годах».

Основываясь на работах разных исследователей-библеистов, диакон Андрей Кураев в своей статье «Искажен ли текст Нового Завета» делает справедливый вывод о папирусе рукописи Евангелия, найденной в ранце солдата из Египта: «Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала».

В наши дни археологи говорят о новозаветных рукописях начала второго века.

Историки и археологи беспристрастно свидетельствуют, что Евангелия были написаны в очень древнюю эпоху. Мы знаем, что уже христианскими авторами конца I в. (св. ап. Варнавой, свт. ) цитируются 14 из 27 новозаветных книг, а авторы, чье творчество приходится на первую половину II в. (свтт. , ), использовали цитаты из 24 новозаветных книг.

Зачастую мусульмане говорят: да, мы знаем, что эти древние рукописи существуют, но это всего лишь маленькие фрагменты, а в средние века эти фрагменты ваши попы дополнили своими собственными сочинениями. По мнению некоторых мусульман, эти мифические «средневековые попы» что-то из Евангелий выбрасывали, а что-то вставляли. Нередко мусульмане утверждают, что христиане Средних веков вычеркнули из Евангелий пророчества о Мухаммеде.

Но эти утверждения легко опровергаются. Дело в том, что те Церкви, которые мы называем дохалкидонскими (армянская, сирийская, коптская), в V–VI вв., к сожалению, отпали от единства со Вселенским Православием.

Диакон Андрей Кураев пишет:

«…С точки зрения историков это означает, что появилась уникальная возможность сопоставить греко-римское христианство с другими версиями христианской жизни…

Поскольку эти общины (т. н. дохалкидонские Церкви) порвали всякие отношения с Православным Константинополем и, тогда еще Православным, Римом, это означает, что если бы в последующие века цензоры в Греции или в Италии взялись бы править Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту правку никогда бы не приняли. Более того – их национально-церковная литература сразу наполнилась бы гневными выпадами:

“Смотрите, до чего дошли эти греки и римляне в своем еретичестве – даже Евангелия они цензурируют!” Но нет таких криков. И Библия у нас едина. Мы можем сравнивать их переводы Писания с нашими. И подобное сличение показывает, что Библия неизменна. Нет такого фрагмента, который бы отсутствовал у латинян, но был бы у коптов, нет такого текста у сирийцев, который бы отсутствовал в славянской Библии…

Сравнение тысяч рукописей и десятка древних переводов новозаветных книг показывает, что не было таких фрагментов, которые были бы в Библии во II-IV веках, но в X или XV в. были бы оттуда выброшены цензорской рукой…»

Имеет смысл сравнить судьбу Евангелий с судьбой Корана. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Корана (хранящийся в Ташкенте «Самаркандский кодекс» и кодекс стамбульского музея Топкапи) не могут быть отнесены ко времени ранее конца VIII в. и отстоят от даты кончины Мухаммеда приблизительно на 150 лет.

Вроде бы, временная дистанция сопоставима с аналогичной дистанцией в истории текстов Нового Завета.

Но история знает одно немаловажное событие, произошедшее в период между смертью Мухаммеда и временем создания коранических рукописей, дошедших до нас. Собирание разрозненных записей откровений Мухаммеда и воспоминаний его современников началось после его кончины, и лет через 20 после его смерти одна из этих коллекций – составленная юношей Заидом – была халифом Усманом провозглашена единственно верной. Все остальные записи, в том числе и хранившиеся у вдов пророка, были объявлены ложными и сожжены.В частности, об этом мы можем прочитать в книге известного исследователя ислама Дж. Гилкриста «Мухаммад – пророк ислама».

Общеизвестно, что сам создатель исламской религии не записывал получаемых им откровений и не собирал их.

Самые древние рукописи Ветхого Завета датируются III в. до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов, найденных там, 175 текстов являются библейскими. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1, 2Цар.) (III в. до Р. X.).

Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии – которого называют «ветхозаветным евангелистом» из-за его пророчеств о Христе.

Дошедшая до нас целиком книга великого пророка датируется II в. до Р. Х. До открытия ее в 1947 г. самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 г. по Р.Х. Сличение двух документов, разделенных по времени десятью веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый-библеист Глисон Арчер (G.L. Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией более чем на 95 процентах объема текста».

3) Мусульмане считают, что христиане поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как идолов.

Православные христиане живут по Библии. Из Библии мы знаем, что ветхозаветные иудеи молились в присутствии статуй ангелов. Статуи – это не что иное, как изображения. Правда, наши оппоненты могут сказать, что херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на это мы можем справедливо возразить, что на самой завесе были также вышиты изображения херувимов.

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ().

И перед этими изображениями совершались точно такие же культовые действия, которые в наши дни совершаются в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады (), совершалось каждение.

Вспомним слова Библии: «Сделай жертвенник <…> пред завесою, которая пред ковчегом откровения <…> где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением <…> И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ <…> и сделай из них <…> состав, стертый, чистый, святый <…> это будет святыня великая» ().

Ветхий Завет с осторожностью, но допускает изображения священных реалий, изображение духовного мира. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки <…> там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ().

Это повеление указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал <Соломон> в давире двух херувимов из масличного дерева <…> И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ().

Напомню, херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ().

Мусульманам можно указать на то, что в этом храме, в котором были изображения ангелов, был и сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И этот Храм Христос называл Своим домом ().

VII Вселенским собором было объяснено: поклонение – только Богу; изображениям – только почитание.

Для православного христиан всегда была актуальной заповедь «Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи».

Настоящее христианство гораздо строже ислама и не является «религией аморальной и либеральной». Но настоящих христиан в наши дни очень мало.

Практикующие христиане в современном постхристианском обществе находятся в подавляющем меньшинстве.

Православные миряне выглядят не менее скромно и целомудренно, чем верующие мусульмане, но ведут гораздо более строгий образ жизни.

По духовной же чистоте жизни они не сопоставимы с последними, ибо ислам, даже в самом строгом своем выражении, не предусматривает чистоты помыслов.

Сам факт того, что на протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь высокую «планку требований» для своих верующих, свидетельствует о том, что этот идеал реально достижим. И примером тому – сотни тысяч святых, фактом канонизацией которых Церковь засвидетельствовала, что эти люди воплотили этот нравственный идеал в своей жизни.

От мусульман приходится слышать: «»Ислам – религия более строгая, чем христианство, поэтому, став мусульманином и выполняя строгие требования этой религии, человек становится более сильным в плане духовном».

Они забывают о том, что христианство учит обузданию собственных страстей – таких, например, как похоть, ненависть, сребролюбие.

Известный православный публицист Юрий Максимов пишет: «Ислам же, напротив, потакает всем им: например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству, почитая богатых».

Церковь благословляет брак с одной лишь женой, мусульманская религия дозволяет иметь четыре жены и бесчисленное количество наложниц.

Я думаю, всем понятно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой намного сложнее, чем иметь связь практически с неограниченным количеством женщин.

Ислам запрещает вкушать свинину. Понятно, что гораздо проще не есть свинину, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях – как учит христианство.

Юрий Максимов пишет: «Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство – пьяницы Царства Божьего не наследуют (). А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха».

Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем (как в исламе). Для того чтобы поститься 240 дней и ночей – усилий надо гораздо больше, чем для поста на протяжении 20 дней.

Невозможно не согласиться с мнением Юрия Максимова: «…Можно вполне объективно сказать, что христианство – религия сильных людей, тогда как ислам – это религия для слабых и хилых. Христианство – для свободных, ислам – для рабов. Мы говорим здесь о самой важной для человека свободе – свободе от греха и собственных страстей, от которых не в силах освободить своих последователей мусульманская вера».

7) Мусульмане говорят что ислам это «религия сильного человека», а христианство «религия для слабых», «религия пацифистская»

Выше мы уже показали что именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Однако современные мусульмане часто говорят, что «мусульмане сильнее христиан», что христиане – трусы, которых они побеждают и запугивают, как хотят. Поэтому за ними, мусульманами, правда, то есть, Бог на их стороне (так они считают).

Этим они показывают, что плохо знают историю.

Христианская держава Византия была действительно сильной державой – когда ее жители действительно были христианами. Мы, православные христиане, понимаем: главные причины падения Византии – это причины духовные.

Точно так же и западный мир – отказавшись от Бога и став миром постхристианским, он потерял свою силу; это Божия кара. Когда люди европейской цивилизации вернутся к Богу – тогда Бог вернет и силу!

От мусульман можно слышать о том, что христианство является «религией пацифистской, религией непротивления злу».

Однако христианство никогда не было «пацифистской» религией. Слова Спасителя о том, что Его сила в немощи совершается, надо понимать именно применительно к необходимости Его Крестной Смерти, ибо в тот конкретный момент не было иного выхода, как спасти нас от вечной смерти таким трагическим путем. Христос никогда не отвергал применения силы и показал нам пример справедливого насилия, когда с побоями изгнал торговцев из Храма; не возбранял Он Своим ученикам и носить оружие.

Приводится в Священном Писании пример – о сотнике (римском офицере), который просил Иисуса Христа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Него: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (). Христос ничего не говорил ему о том, что тот должен отказаться от воинской службы.

Иоанн Креститель (которого и мусульмане признают пророком) также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали: «Что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» ().

Вспомним, что говорится о сотнике: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога, он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» ().

Итак, христианство – это не только миролюбивая религия, но и – религия воинского служения.

Оборонительная война всегда однозначно благословлялась Церковью.

Недаром очень многие православные святые по своей профессии являются воинами и оружие изображается на иконах в качестве атрибута этих святых людей.

Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к противнику на поле брани, то в христианстве основанием воинского служения является любовь к защищаемым: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ().

Таково далеко не пацифистское учение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы, православные христиане, и в плане «силовом» всегда были и будем сильнее мусульман, при условии нашей верности Богу.

8) Часто от мусульман можно слышать о том, что в плане историческом христианство является религией «преходящей», «отжившей», при этом мусульмане говорят об «исторической статичности» ислама

Говоря об «исторической статичности ислама» либо об «исторической стабильности ислама» мусульмане имеют в виду, что канонов исламской религии стабильно в большей или меньшей степени придерживается большинство представителей народов традиционного ислама (которых иногда в СМИ называют «этническими мусульманами»), считая законы этой религии для себя обязательными.

Мусульмане говорят: «Если тот или иной народ принял ислам – от этой истинной религии этот народ уже не откажется».

Этому наши оппоненты противопоставляют тот аргумент, что от христианства большинство его приверженцев (даже те кто формально продолжает себя считать христианами) отошли, не считая христианские ценности для себя определяющими.

В этом мусульмане видят подтверждение «божественности» религии Мухаммеда. Здесь нужно сказать, что искушений больше там, где есть Истина. А где ее нет, где общество и так во власти сатаны – там и террора с его стороны, различных искушений – не требуется.

В исламе же мы видим: люди сами вырабатывают себе правила, более или менее приемлемые для них (поскольку удобны для выполнения), и живут своим чередом. Правила же, которых придерживаются настоящие христиане (выше мы частично перечислили эти правила), – строги, поскольку даны Самим Господом Богом.

Но эти строгие требования христианской религии вполне выполнимы – потому что Иисус Христос, Которому возможно всё, подает христианам силу совершать все вышеперечисленное, и сверх того.

Поэтому именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.

Мы, православные христиане, пусть нас и мало, находимся на переднем крае борьбы с сатанинским злом. Христианство (настоящее, не формальное) – это религия для сильных людей, которые не знают покоя в своей духовной борьбе никогда.

Пусть многие отпали, но Церковь Христова выстоит, верные будут вознаграждены.

Невозможно не согласиться со словами известного апологета Юрия Максимова: «…Нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости – в свое время».

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ().

Мы не можем возродить христианский мир. Сделать это нам своими силами просто невозможно. Богу же возможно всё (

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»