Царь давид биография кратко. Царь давид

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

) - легендарный израильский царь, второй царь Иудеи с 1005 года до н.э., с 998 года до н.э. - царь объединенного Израильско-Иудейского государства. Согласно Библии, юноша-пастух Давид из израильского колена Иуды победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову. За это первый израильский царь Саул приблизил Давида к себе, позднее сделал военачальником. После гибели Саула Давид был провозглашен царем Иудеи, объединил израильские племена, завоевал Иерусалим и создал Израильско-Иудейское царство. Давиду приписывают авторство богохвалебных песен (псалмов) и библейской книги «Псалтирь». Давид воплощает образ идеального властителя, согласно иудейским библейским пророчествам из его рода по мужской линии выйдет мессия. Согласно Новому завету Иисус Христос происходит именно из рода Давида.

Донателло. Давид

Микеланджело. Давид

Л. Гиберти. Давид и Голиаф

Давид, имя которого на иврите означает «возлюбленный» был младшим сыном Иессея из Вифлеема. В юности он пас овец и славился замечательной игрой на кинноре (лира). Его часто приглашали в Хеврон ко двору иудейского царя Саула. Игра Давида на кинноре развевала душевную смуту царя, которого Яхве отверг за непокорность. В то же время Яхве проявлял благосклонность к Давиду, послал к нему пророка Самуила, который в присутствии отца и братьев помазал девятнадцатилетнего Давида на царствование. Несмотря на это, в Иудее все оставалось по-прежнему: Саул продолжал царствовать, а Давид - пасти овец и играть на кинноре.
Царь Саул вел войну с филистимлянами. Давид пришел в военный лагерь к своим братьям и вызвался на бой с филистимлянским великаном Голиафом. Он отказался от доспехов и оружия, выйдя против Голиафа с одной пращой. Но камень, выпущенный пращой, поразил Голиафа в лоб и убил его. Этот подвиг прославил имя Давида, царь Саул приблизил его к себе, сделал своим оруженосцем и военачальником, женил на своей дочери. Однако вскоре слава Давида стала досаждать Саулу, царь стал подозревать зятя в измене.
Давиду пришлось спасаться от гнева Саула в пустыне на юге Палестины , затем он перешел со своими сторонниками (600 мужей) на службу филистимлянскому царю Анхусу. Тот пожаловал Давиду пограничный город Секелаг в пустыне Негев. После гибели Саула и его сына Ионафана в войне с филистимлянами, Давид по указанию Бога вернулся в Хеврон, где был провозглашен царем Иудеи при поддержке филистимлян. Одновременно царем северных израильских племен стал сын Саула Иевосфей. Заняв престол, Давид последовательно укреплял царскую власть, постоянно наращивал мощь войска, что позволило избавиться от угрозы вторжения филистимлян и расширять территорию своего государства за счет соседних израильских племен. В результате победоносной войны с иусвеями был завоеван хананейский Иерусалим, в который Давид перенес столицу. Около 998 года до н.э. в сражении при Геваоне было разбито войско северного израильского царя Иевосфея и захвачены все его владения. Давид был торжественно помазан на царствование над всеми израильскими племенами. Израильско-Иудейское государство, если судить по библейскому тексту, занимало всю Палестину, за исключением приморской области Филистии.
Царь Давид создал централизованную систему управления государством, ввел налогообложение, провел перепись населения (около 973 до н.э.). Помимо народного ополчения в его войско входили отряды царских телохранителей из критян и филистимлян. Союзником Давида выступал тирский царь Хирам. В период правления Давида начал процветать и значительно расширился Иерусалим, в котором появились величественные здания, были воздвигнуты мощные укрепления. При помощи царя Хирама и финикийских мастеров из ливанского кедра в Иерусалиме на горе Сион был построен царский дворец. Также на горе Сион было устроено святилище (скиния) с ковчегом завета.
Во время войны с аммонитянами Давид, прельстившись красотой Вирсавии , отправил ее мужа военачальника Урию на верную смерть, а сам женился на ней. Это повлекло на Давида гнев Яхве, на Израиль обрушились бедствия, голод и болезни. Сыновья Давида восставали против отца и враждовали между собой. Давид покаялся в своем грехе, лишь тогда Язве сменил гнев на милость. В конце жизни Давид передал власть Соломону, своему сыну от Вирсавии. Согласно ветхозаветной и христианской традиции, Давид считается пророком и поэтом, автором большинства псалмов (83 псалма по Септуагинте) - образцов религиозной литургической поэзии. Однако библеистика отвергает приписываемое Давиду религиозной традицией составление псалмов.

Второй царь Израильский

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии , в 1 книге Царств , 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон .

Давид был восьмым и последним сыном Иессея , старейшины города Вифлеема из колена Иудина . В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне . Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул , царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне . Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим , возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне , были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом ; поражены были также моавитяне , сирийцы и идумеяне , с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии , Вирсавией , повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон , третий, Авессалом , и четвертый, Адония . Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону .

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа .

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Имя: Царь Давид (King David)

Дата рождения: 1035 год до н. э.

Дата смерти: 965 год до н. э.

Возраст: 70 лет

Место рождения: Вифлеем

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: второй царь Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид - биография

За свою долгую жизнь иудейский царь Давид сменил много занятий. Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы. Сделал много зла, но всегда хранил верность единому Богу - за что и был прославлен сразу тремя мировыми религиями.

Потомки Давида были царями и героями, к его роду принадлежал сам Христос. А вот предки ничем особенным не отличались: его отец Иессей разводил скот в районе Бейт-Лехема («хлебного дома»), который мы называем Вифлеемом. К тому времени потомки двенадцати «колен», или племен, Израиля уже давно жили в Палестине, с переменным успехом воюя с местными жителями. В этих войнах их вели в бой священники, или «судьи», (шоффетим), которых выбирали для руководства армией, но тут же отправляли в отставку, когда опасность исчезала.

Отсутствие единой власти сыграло роковую роль, когда против евреев ополчились воинственные филистимляне, жившие на побережье Средиземного моря. Благодаря своему передовому железному оружию они разбили израильтян, захватив не только их земли, но и величайшую святыню - Ковчег Завета. Избранный судьей пророк Самуил кое-как отбил нападение, после чего народ захотел выбрать царя -«пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы».

Самуил пытался отговорить их - «будете ему рабами и восстанете тогда от царя вашего», - но его не слушали. Царем выбрали по жребию Саула, сына Киса, человека сильного и храброго, но не слишком умного. Он быстро нажил врагов, деля военную добычу между своими родственниками и дружиной в ущерб всем остальным. Вдобавок он нарушал заповедь Самуила - при победе над врагами истреблять не только их самих, но и жен, детей и все имущество. Из жалости или из жадности Саул брал чужаков в рабы, а их дочерей в наложницы, и пророк резонно опасался, что вместе с ними к евреям придет вера в чужих богов.

После пары конфликтов Самуил решил заменить царя более достойным кандидатом. Такого он нашел в Вифлееме, в доме Иессея, где позвал к себе восьмерых сыновей хозяина. Из них ему особенно приглянулся младший -«он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». Звали его Давид («возлюбленный Богом»), и все свои семнадцать лет он пас отцовское стадо. Уходя на дальнее пастбище, он брал с собой арфу и наигрывал овцам нехитрые мелодии.

Эта арфа, или «киннор», (в русском переводе - гусли) была совсем не похожа на нынешнюю -представляла собой треугольную деревянную раму со струнами из воловьих жил - и легко умещалась в пастушьей сумке. Там же смелый паренек носил пращу -метательное оружие, которым он владел в совершенстве. По легенде, он убивал камнями из пращи даже львов и медведей (те и другие тогда свободно разгуливали по Израилю). Впечатлившись талантами юноши, Самуил тайно помазал его на царство и начал сложную операцию по возведению безродного пастушка на трон.

Впечатлительный Саул из-за конфликта с Самуилом впал в уныние - говорили даже, что он «возмущаем злым духом», то есть психически болен. Подученные пророком царедворцы посоветовали ему слушать музыку и намекнули, что в Вифлееме живет отличный арфист и певец. Саул тут же вызвал к себе Давида, и тот своими мелодиями сразу улучшил состояние царя - «дух злой отступил от него». Теперь, по плану Самуила, юноше предстояло завоевать любовь не только царя, но и народа.

Как по заказу на страну снова напали филистимляне; впереди их войска шел громадный Голиаф, потомок древних великанов-рефаимов, рост которого был шесть локтей с пядью, или почти три метра. Бахвалясь, он вызывал на поединок любого израильтянина, и вызов принял Давид. Филистимский богатырь был одет в медные доспехи и шлем, вооружен тяжелым копьем и мечом. Давида тоже хотели облачить в доспехи, но он отказался ради легкости движений. Не взял и непривычного меча - вооруженный только пращой, он издали залепил гиганту камнем в лоб, а когда тот упал без чувств, подбежал и отрубил голову его же мечом. На этом сражение закончилось: устрашенные враги бежали.

Победу Давида над Голиафом, изобретательности над тупой силой, века спустя воспели сотни живописцев и скульпторов. Микеланджело в мраморе изобразил героя готовящимся к битве, Донателло в бронзе - торжествующим над головой поверженного великана. Есть версия, что этот подвиг ему приписали стараниями Самуила: в той же библейской Книге Царств сказано, что Голиафа убил некий Эльханан. Правда, есть и другое объяснение: это подлинное имя юноши, а Давидом («возлюбленным Богом») он стал называться позже, став царем. Проверить это невозможно: о Давиде, как и о многих еврейских героях, говорится только в Библии. Летописи других народов почти не уделяли внимания такому захолустью, как Палестина. Правда, Давид упоминается в двух полустертых надписях царей Арама и Моава, но и там непонятно, что имеется в виду - человек или почетный титул.

Как бы то ни было, отныне Давид стал любимцем израильтян. Саул пообещал выдать за него свою дочь Мелхолу, запросив, правда, жутковатый выкуп - крайнюю плоть ста филистимлян. Юный герой, ничуть не смутившись, отправился в поход и привез царю целых двести вражеских половых органов. Он не только стал мужем дочери Саула, но и сдружился с его сыном Ионафаном, что вызвало у царя мучительные подозрения: его арфист метит на трон! Правитель поумнее организовал бы тайное устранение выскочки, но Саул - видимо, и правда психически нездоровый - повел себя как опереточный злодей.

Сперва во время пира он ни с того ни с сего запустил в Давида копьем, но был так пьян, что промахнулся. Потом прилюдно пообещал бросить юношу в тюрьму. Предупрежденный, Давид успел бежать, собрал шайку разбойников и стал партизанить в окрестностях столицы Гивы. Однажды он застиг самого царя в пещере, куда тот зашел справить нужду. Саул был так увлечен процессом, что Давид сумел незаметно отрезать у него край плаща.

А потом явился к нему и показал кусок ткани со словами: «Я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее». Разрыдавшись, Саул простил зятя, но ненадолго - вскоре тому снова пришлось бежать. Царь превратился в жестокого тирана: он перебил священников, заподозренных в помощи Давиду, едва не убил Ионафана за дружбу с ним, а Мелхолу выдал замуж за другого. В это время умер Самуил, и обуздать гнев царя было некому.

Покончить с ним помогли филистимляне -в битве у горы Гелвуи они убили сыновей Саула, включая благородного Ионафана, а когда окружили царя, тот попросил собственного слугу заколоть его.

Давид, получив известие о смерти Саула, вместо радости залился слезами. А потом захватил город Хеврон, где одно из племен - колено Иуды - объявило его царем. Правда, остальные колена принесли клятву верности единственному выжившему сыну Саула Иевосфею. Страна разделилась на две части - Иудею и Израиль, которые начали друг с другом войну. Войсками Давида руководил опытный полководец Иоав, его противниками - не менее опытный Авенир. Дело снова решило предательство: сперва Авенир, а потом Иевосфей были вероломно убиты, и Давид объединил еврейское царство.

Семь лет он правил в Хевроне, а потом захватил расположенный в самом центре своих владений городок Иерусалим, основанный в незапамятные времена легендарным Мафусаилом. Благодаря Давиду этот город стал священным центром иудеев, а потом также христиан и мусульман. Сюда, в специальную скинию (шатер) был перенесен Ковчег Завета, у которого круглосуточно дежурили священники. Иерусалим до сих пор нередко называют «градом Давида». Другое устойчивое выражение -«щит Давида» (маген Давид), шестиконечная звезда, форму которой якобы имели щиты царской стражи. Правда, другие называют этот древний мистический символ «печатью Соломона», приписывая его изобретение сыну и наследнику Давида.

Новый царь начал активно созидать свое государство. Если раньше евреи только отбивались от набегов или сами нападали на соседей, то Давид начал завоевывать мелкие племена и княжества. Первый удар он нанес давним врагам - аммонитянам - сжег их столицу Раббат Аммон (нынешний Амман в Иордании) и перебил всех ее жителей. Аммонитяне заключили союз с могущественным царем амореев Адра-азаром, но Иоав разгромил и его армию. А потом переключился на филистимлян - их не победили, но отогнали к морю, заставив забыть о набегах на Израиль.

Давид заключил договор с финикийцами, опытными торговцами, которые покупали у него зерно и скот, отдавая взамен строительный лес и передовые технологии, включая письменность, - изобретенный ими алфавит был вскоре заимствован евреями. Пока же летописи при дворе Давида не велись, поэтому мы не знаем, когда он правил. Начало его царствования историки относят то к 1005, то к 1012, то к 876 году до нашей эры. Есть и те, кто считает его вымышленным персонажем, вписанным в ряд мифических библейских патриархов. Но археологи подтверждают: в X веке многие города Палестины были разрушены и заселены вновь новыми жителями - еврейскими племенами.

Найдены остатки дворцов и ворот, построенных Давидом и Соломоном. Конечно, они не так велики и красивы, как описано в Библии, но это неудивительно. Не стоит верить и библейским описаниям громадных армий: дружина Давида насчитывала не больше 500 человек, но по тем временам это была грозная сила. Впрочем, царь добивался своего не только военной силой, но и при помощи династических браков. Среди десятков его жен были представительницы едва ли не всех покоренных народов. Вернулась к нему и Мелхола, но детей у них не было, а любви к гордой дочери Саула он давно не питал.

Однажды в жаркий день Давид увидел с высокой крыши дворца красавицу, которая принимала ванну у себя в саду. Наведя справки, он узнал, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена его полководца Урии, который в это время воевал с аммонитянами. Недолго думая, царь велел доставить Вирсавию и занялся с ней любовью, а после отослал домой. Вскоре женщина забеременела, и царь вызвал Урию из похода, надеясь, что он проведет ночь с женой и сочтет будущего ребенка своим. Но тот, видимо что-то разузнав, отказался даже входить в свой дом.

В гневе царь отослал его обратно, приказав Иоаву в первом же бою поставить Урию в самое опасное место и бросить его среди врагов. Тот был убит, и Давид, едва кончился срок траура, женился на Вирсавии, которая родила ему сына. Однако совершенный грех дорого стоил Давиду - Всевышний устами пророка сообщил, что его ждут пять суровых наказаний. Первым стала смерть ребенка Вирсавии. Вторым - болезнь самого царя, тело которого полгода было покрыто кровавыми язвами.

На этом все не кончилось. В царской семье начались раздоры. Наследник престола Амнон, такой же женолюбивый, как сам Давид, влюбился в сводную сестру Фамарь (Тамару) и однажды ночью изнасиловал ее. Узнав об этом, родной брат Фамари, Авессалом, убил насильника и бежал в Хеврон, где поднял мятеж против отца и был помазан на царство. Многие предпочли храброго и красивого Авессалома стареющему царю; казалось, повторяется история Саула и Давида.

В самом Иерусалиме начались волнения, и Давиду пришлось бежать за Иордан. Преследуя его, армия Авессалома столкнулась с дружиной Иоава и была разбита. Сам царевич бежал от погони на муле, но запутался своими длинными кудрями в ветвях дуба, и подоспевший Иоав сразил его тремя стрелами. Узнав об этом, Давид по своей привычке разразился рыданиями. Гибель сына рассорила его с верным военачальником - вскоре Иоав был лишен должности. Его земляки из Израиля возмутились и подняли восстание, избрав своим царем Савея. Но Иоав не присоединился к ним: верный царю, он разбил восставших.

Гибель Амнона с Авессаломом и мятеж израильтян стали еще тремя наказаниями Давида, после которых Бог простил его. Знаком этого стало рождение Вирсавией здорового сына . Его царь любил больше всех остальных детей, хотя официальным наследником считался сын старшей жены - Адония. Это сулило новую борьбу за власть, но пока царь, победивший всех противников, отдыхал от забот и сочинял псалмы, полные благодарности к Всевышнему. Понятно, что большинство песнопений, вошедших в библейскую Псалтирь, написаны не Давидом - как и чувственные строки Песни Песней сочинил не его наследник Соломон.

Но все они выражают настроение, внесенное им в ветхозаветный канон и выражающее не страх перед Богом, а любовь и доверие к Нему. Недаром до сих пор миллионы верующих в странах, бесконечно далеких от древней Палестины, повторяют их прекрасные строки. Например такие (псалом 138): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».


Но стихи стихами, а в жизни Давид, которому было уже за шестьдесят, оставался охочим до власти и удовольствий. Даже утратив способность к любовным утехам, он велел приводить к себе юных девиц, чтобы они согревали ему постель. Из них он больше всех полюбил Ависагу (Авишаг) Сунамитянку, но, как с некоторым удивлением подчеркивает Библия, «не познал ее». Да и не до девушек ему было -при дворе опять начались политические интриги. Адония все громче предъявлял претензии на трон, завел себе личную дружину и даже полсотни скороходов, которые полагались по рангу только царю.

Его поддерживали Иоав и первосвященник Авиафар, но и у Соломона были сторонники - командир наемной гвардии Ваней и пророк Нафан, которого царь слушался беспрекословно. Конечно, права сына на трон яростно защищала и Вирсавия. Именно она пошла к Давиду и донесла, что Адония якобы объявил себя царем и принес у священного источника Эйн-Рогель царские жертвы. «А ведь ты обещал, - подступала она к царю, - что Соломон будет царствовать после тебя!» Давид, уже не встававший с постели, тут же распорядился помазать младшего сына на царство.

Через несколько дней царя не стало, и его преемник тут же расправился с Адонией и Иоавом. В правление Соломона еврейское царство достигло нового расцвета, но после его смерти окончательно распалось на Иудею и Израиль. Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме, в том самом месте, где его потомок Иисус совершил с апостолами Тайную вечерю. Библия сообщает, что он прожил 70 лет и 40 из них был царем. Там также сказано, что Давид заключил с Богом договор, по которому династия Давида будет вечно править Израилем, а после пришествия Мессии, тоже принадлежащего к ней, - и всем миром.

Некоторые иудейские мистики считали даже, что будущим всемирным царем будет сам Давид, который не умер, а продолжает жить вечно. В народе эта идея превратилась в легенду, по которой царь Израиля спит непробудным сном в пещере и проснется, когда волшебный рог возвестит конец света. Каким был реальный, а не сказочный Давид, не скажет ни один историк. Его победы и законы давно поглотила бездна времен, но звуки его арфы до сих пор доносятся до нас, восхваляя не только Бога, но и человека, верного своему народу и своему призванию.

Фильм о Царе Давиде

Давид (ок. 1035 - 965 до н.э.) - одна из величайших личностей библейской истории. Происходил из колена Иудина (был правнуком Вооза и моавитянки Руфи). Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Во всех своих бедах он всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов.

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии: в 1 Книге Царств, 2 Книге Царств и 1 Книге Паралипоменон.

Вооз - прадед царя Давида, герой книги Руфь. Племянник Елимелеха, который женился на Руфи, вдове сына Елимелеха.

Руфь - знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и переселилась с ней из Моава (куда Ноеминь с мужем временно удалялись из Израиля по случаю голода) в Вифлеем (Бейт-Лехем), где они и поселились. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза. Плодом этого брака был Овид, дед Давида. Таким образом Руфь моавитянка, язычница, стала прабабкой (праматерью) царя Давида и сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа .

Так описывается в книге Руфь царя Давида: «И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида » (Руфь.4:18-22).

Колена Израилевы (Быт.49:28) - племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ. В Земле Обетованной каждое колено получило свой удел.

Колено Вениаминово (1Цар 9:25, Суд 5:14 и др.) - одно из колен Израилевых. Вениамин - младший сын библейского патриарха Иакова и его любимой жены - Рахили. Родился по дороге в Вифлеем. Рахиль после родов захворала и скончалась. (Знаменитая Гробница Рахили в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. Это место свято как для евреев, так и для мусульман и христиан. ). Колено Вениаминово имело свой удел в Земле Обетованной, между коленами Иудиным и Ефремовым. В пределах этого удела находился столичный город Иудеи, Иерусалим. Вошло в состав царства Иудейского (3Цар 12:17-23), состоявшего, как известно, из двух колен: Иудина и Вениаминова. Это колено отличалось чрезвычайной воинственностью и мужеством. Из его окружения, по библейскому преданию, вышел первый израильский царь Саул . Апостол Павел также происходил из колена Вениаминова (Филип. 3:5).

Колено Иудино - одно из колен Израилевых. Свою родословную ведёт от Иуды (в переводе означает похвала или слава Богу ), четвёртого сына патриарха Иакова от Лии (Быт.29:35). Известно, что он ненавидел Иосифа, сына своей тётки Рахили (второй жены Иакова), и посоветовал братьям продать Иосифа проезжим купцам, чем убить. Иуда стал родоначальником знаменитого колена Иудина, из которого произошёл царь Давид , основатель царской династии. Из этого же колена произошел и Иосиф Обручник . На момент Исхода из Египта колено Иудино насчитывало 74600 человек (Чис.1:27) и было самым многочисленным израильским племенем. По имени Иуды впоследствии было названо одно из еврейских государств - Иудейское царство . От этого же имени происходят и названия еврейского народа на иврите и других языках (иудеи ).

Юность Давида

Святой царь и пророк Давид родился за 1000 лет до Рождества Христова в иудейском городе Вифлеем. Он был младшим из восьми сыновей Иессея (из колена Иудина) — старейшины города Вифлеема (Бет-Лехема).

В отроческом возрасте Давид пас стада отца. Это занятие во многом определило душевный склад будущего помазанника Божия. На пастбищах он долгие месяцы проводил в одиночестве. Ему приходилось сражаться с нападавшими на его стада злыми хищниками. Это развило в Давиде отвагу и силу, которым удивлялись окружающие. Жизнь, сопряжённая со многими опасностями, научила юношу во всём полагаться на Бога.

Давид обладал музыкальным и поэтическим даром. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на псалтири (музыкальный инструмент, похожий на арфу ). Он достиг такого совершенства, что был приглашён ко двору царя Саула. Давид разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе.

Царь Саул (ум. ок.1005 до н.э.) — первый царь и основатель объединённого Израильского царства (около 1029-1005 гг. до н.э.), воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Происходил из колена Вениаминова. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом (до Саула над евреями царя не существовало ), позднее вступил с ним в конфликт, и пророк ушёл от него, лишив его своей поддержки.

Царь Саул

После этого и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: «И дух Господа отошёл от Саула, и стал мучить его злой дух от Господа ». (1Цар.16:14)

Саул отступил от Бога и в своём правлении стал служить гордыне и тщеславию. Чувствуя, что он отвергнут Богом, Саул впал в жестокую меланхолию, «возмущал его злой дух». На царя нападали тоска и уныние от действия злого духа, и когда Саул слышал игру Давида, ему становилось отраднее, и злой дух отступал от него.


Давид играет царю Саулу на псалтири

Ещё во время царствования царя Саула (когда тот отступил от Бога ) пророк Самуил , по указанию Божию, помазал юношу Давида (когда Давид был ещё никому не известным кротким и благочестивым отроком ) на царство. Помазание Давида было тайным. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и с тех пор почивал на нём (1Цар.16:1-13).

Помазание Давида

Пророк Самуил (ивр. «услышанный Господом ») - библейский пророк, последний и знаменитейший из Судей израильских (XI век до н. э.). Самуил жил в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян, когда моральное состояние народа до крайности пало; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян. После того как евреи завоевали Ханаанскую землю, на протяжении нескольких веков ими управляли так называемые судьи, объединявшие в своем лице церковную, военную и административную власть. Судей посылал сам Бог: «Около четырехсот пятидесяти лет давал им Господь судей ». Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и пользовался большим авторитетом. Опасаясь чтобы после смерти Самуила не водворилось прежнее бесправие и анархия, народ, не доверившись и отвергнув Бога, как своего прямого Правителя и Царя, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя из людей. Тогда Самуил поставил им в цари Саула, сына Кисова. Но Саул своими поступками принёс Самуилу множество огорчений, так как отступил от Бога. Разгневанный Бог сказал Самуилу: «Жалею, что поставил Я Саула царем; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил » и приказал Самуилу помазать нового царя. Самуил покинул Саула и больше никогда не виделся с ним. Он тайно помазал на царство другого царя, Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

Давид и Голиаф

В 18 лет Давид прославился и заслужил всеобщую любовь народа.

На землю Израилеву напали филистимляне. Языческий народ, славившийся своей воинственностью, частыми набегами разорял землю Обетованную. Филистимляне убивали иудеев и уводили их в плен. И вот, близ города Ефес-Даммима встретились два войска — израильское и филистимское.

Из рядов филистимского войска выступил могучий великан по имени Голиаф . Он предложил иудеям решить исход битвы единоборством: «Выберите у себя человека, - кричал он, - и пусть он выйдет против меня. Если он убьёт меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам ».

Царь Саул пообещал смельчаку, который поразит Голиафа, отдать в жёны свою дочь. Несмотря на обещанную награду, никто не желал сразиться с ним.

В это время в израильском стане появился юный Давид. Он пришёл навестить старших братьев и принести им еду от отца. Услышав Голиафа, поносящего живого Бога и воинство израильтян, Давид возмутился духом. Его сердце, полное преданной веры в Бога, вскипело праведным гневом от слов, позорящих богоизбранный народ. Он подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: «Ты ещё очень молод, а он силён и с малолетства привык к войне ». Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул, заражённый храбростью и отвагой Давида, позволил ему сразиться.

Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста — ок.2,89 м. Был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 кг и медные наколенники, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжёлое копьё, один только наконечник которого был весом 6,84 кг, и большой меч. У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща (метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника ). Филистимский великан посчитал для себя оскорблением то, что сразиться с ним вышел юноша, совсем ещё мальчик. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешён, но не всегда исход битвы определяет физическая сила.

Давид и Голиаф (Осмар Шиндлер, 1888)

Давид без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал.


Давид и Голиаф (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

Давид, как молния, подскочил к поверженному противнику и его же мечом отсёк ему голову.

Давид с головой Голиафа (Гюстав Доре)

Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян (1Цар.17:52).

Победа над Голиафом прославила Давида на всю страну. Саул, несмотря на молодость Давида, назначил его военачальником и выдал за него замуж свою младшую дочь Мелхолу. А старший сын Саула, Ионафан, стал Давиду лучшим другом.

Жизнь при дворе царя Саула

Давид одержал много военных побед, и вскоре его слава затмила славу самого Саула. Саул начал завидовать Давиду и постепенно возненавидел его. Кроме того, до Саула стали доходить слухи, что пророк Самуил тайно помазал Давида на царство. Оскорбленная гордость, страх и подозрения довели Саула почти до безумия: «Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем ».

Обычно Давид игрой на арфе отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Однажды Давид, как в прежние времена, пришел к Саулу, чтобы поиграть ему на арфе, но Саул метнул в Давида копье, от которого тот едва успел увернуться.


Саул мечет в Давида копье (Константин Хансен)

Вскоре Саул отправил Давида в опасный поход против филистимлян, надеясь, что тот погибнет. Но Давид вернулся с победой, еще больше упрочившей его славу.

Тогда Саул решил подослать к Давиду наемных убийц. Об этом стало известно сыну Саула, Ионафану. Рискуя навлечь на себя гнев отца, он предупредил о грозящей опасности свою сестру Мелхолу, жену Давида. Мелхола любила Давида и сказала ему: «Если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит » (1Цар.19:11-16).

Давид бежал через окно, а Мелхола уложила в постель куклу, прикрыв ее одеждой Давида.

Мелхола спускает Давида из окна

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар.19:20).

Бегство от царя Саула. На службе у филистимлян.


Бегство Давида (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула. В своих многочисленных странствиях Давид близко узнает жизнь своего народа, научится быть великодушным к своим врагам, сострадательным к простым людям.

Вскоре «собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними». Со своими сторонниками (600 мужей) Давид бежал к своим недавним врагам филистимлянам (1Цар.27:1), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1Цар.27:6). Так Давид стал главарем разбойничьей шайки. Отряды Давида грабили аборигенов (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу (1Цар.27:9).

Но когда филистимляне собрались в поход против Израиля, Давид хитростью отказался пойти в войска антиизраильской коалиции (1Цар.28:4).

Царь в Хевроне

Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе (1Цар.31:6).

Израильтяне были побеждены, погиб и царь Саул (будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами, Саул покончил жизнь самоубийством ) со своим старшим сыном Ионафаном, который был другом Давиду и не раз спасал его от преследований отца. Давид горько оплакивает их, он не желал смерти Саулу и неоднократно хотел примириться с ним.

Давиду приносят новость о смерти Саула

После этого Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании помазали его на царский престол в Иудее, то есть южной части Израиля. Тогда Давиду было 30 лет.

Провозглашение Давида царем Иудеи означало фактическое отделение от Израиля, царем которого был провозглашен один из сыновей Саула (2Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года и завершилась победой Давида (2Цар.3:1).

Давид — царь Израиля

После победы над Израилем, израильские старейшины пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар.5:3). Так Бог исполнил то, что обещал ему через пророка Самуила.

Давид воцаряется над всем Израилем

Бог даровал Давиду благословение, мудрость и силу побеждать всех врагов Израиля. Давид одержал множество военных побед и никто не решался больше нападать на Израиль.

Первые семь лет своего царствования Давид жил в Хевроне. За это время была построена новая столица Израиля - Иерусалим (т.е. город мира). С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета, который был установлен посередине построенной для него скинии.

После этого Господь обещал Давиду утвердить его царский дом, сказав: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: и если он согрешит. Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки». Эти слова Божий передал Давиду пророк Нафан. Услышав это, Давид предстал перед Господом и стал молиться: «Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!… По всему велик ты, Господи мой, Господи! Ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя… И ныне. Господи Боже, утверди навеки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек ».

Давид очень любил Бога. Став великим царем, он продолжал сочинять песни, вдохновленые любовью к Богу и прославляющие Его имя.

Царь Давид правил справедливо и старался соблюдать заповеди Господа от всего сердца. За это Господь всегда был с ним.

Во все дни жизни своей он обустраивал царство и всячески способствовал укреплению веры в Бога Небес. Годы правления царя Давида стали для еврейского народа временем благоденствия и процветания.

Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом - Храм . Но не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар.22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства, разработал чертежи всех построек священного здания и изготовил рисунки всех принадлежностей богослужения и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар.7; 1Пар.17; 22; 28:1 - 29:21).

Подобно другим государям Востока, Давид имел несколько жен и наложниц, от которых у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и будущий царь Соломон (2Цар.5:14).

Давид и Вирсавия

Давид любил Господа и старался быть послушным Ему. Но сатана всегда следил за ним, как он следит за всяким человеком, и старался внушить Давиду зло.

На вершине своего могущества Давид впал в грех, который наложил скорбный отпечаток на всю дальнейшую судьбу Давида и всего Израиля.

Однажды вечером он прогуливался по кровле своего дворца и увидел в саду соседнего дома купающуюся красивую женщину. Забыв обо всем на свете, царь тут же воспылал к ней страстью и послал слуг разведать, кто она. Красавица оказалась женой одного из военачальников Давида, Урии Хеттянина, который в то время находился в далеком военном походе. Звали ее Вирсавия.


Давид и Вирсавия (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

Сатана стал внушать Давиду нехорошие мысли, и Давид поддался на его искушения. Он соблазнил Вирсавию. Вскоре она забеременела. Давид настолько полюбил Вирсавию, что решил сделать ее своей женой, предварительно избавившись от Урии. Царь послал начальнику войска, в котором сражался Урия, письмо: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер «. Приказание было исполнено и Урия погиб, а царь Давид взял в жены его вдову. Вирсавия была вынуждена подчиниться.

Вирсавия (Поздникова Иветта)

Жестокий поступок Давида не мог не навлечь на него гнев Господа: «И было это дело, которое сделал Давид, злом в очах Господа». Через некоторое время Господь послал к Давиду пророка Нафана, который обличил его.

Пророк Нафан обличает Давида

Давид раскаялся и сказал: «Согрешил я пред Господом ». После этого покаяния Нафан объявил ему приговор Бога: «И Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь. Но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын ». Так грех Давида был прощен, но не остался ненаказанным.


Сокрушение Давида (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

Вирсавия вскоре родила сына, но через несколько дней младенец тяжело заболел. Давид горячо молил Бога сохранить жизнь ребенку. Семь дней провел он в молитве, распростершись на земле и не принимая пищи. Однако на восьмой день младенец умер.

Через год Вирсавия родила другого сына — Соломона (2Цар.11:2 - 12:25), который станет третьим царем Израиля.

Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. И Бог простил его. За время своего покаяния, царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня…».

http://files.predanie.ru/mp3/Vethij_Zavet/19_PSALTIR/050_psaltir.mp3

Псалмы Давида

Давид обладал поэтическим и музыкальным даром, сочиняя обращенные к Богу молитвенные песнопения – псалмы, в которых славословил Всевышнего, так премудро сотворившего мир. Он благодарил Бога за Его милости и пророчествовал о грядущих временах.

Всю жизнь Давид постоянно молитвенно общался с Господом. Он никогда не забывал вознести молитву Всевышнему, несмотря на свою занятость как правителя и военачальника.

Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида». Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, - настоящие жемчужины, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2 Цар.23:1).

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь, которую святые Новозаветной Церкви называли «врачебницей душ».

Царь Давид (Герриг ван Хонтхорст, 1611)

Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, который будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком.

Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью. Псалтирь — лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги.

Давид был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии - «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на Пс.109 в Мф.22:43 и далее, а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян. 2:25 и далее; Пс. 15:2).

Закат правления

Главной проблемой последних лет правления Давида было назначение престолонаследника. Библия повествует о придворных интригах в борьбе наследников за власть.

Среди сыновей Давида был один по имени Авессалом , красавец и щеголь «от подошв ног до верха головы его не было у него недостатка». Но под располагающей внешностью царскою сына скрывалась жестокая и коварная душа.


Авессалом и Фамарь

Однажды старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь (2Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур (2Цар.13:38), где пробыл три года (970 - 967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощён и смог возвратиться в Иерусалим.

Однако Авессалом задумал отнять у отца престол и стать царем. Для осуществления замысла он старался обеспечить себе поддержку простого народа. Хитростью Авессалом завоевывал себе сторонников. Постепенно у него оказалось много приверженцев.

Однажды Авессалом отпросился у Давида в город Хеврон под предлогом, что он хочет принести там жертву Богу, а сам собрал в Хевроне своих сторонников и поднял мятеж против отца.

Давид, узнав, что на Иерусалим идет армия мятежников, предводительствуемая его сыном, которого он в глубине души любил более других своих детей, глубоко опечалился. Он решил не вступать в борьбу и, забрав свое семейство, верных ему людей и войско, покинул столицу.

Псалом 3

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

http://files.predanie.ru/mp3/Vethij_Zavet/19_PSALTIR/003_psaltir.mp3

Мятежники заняли Иерусалим. Авессалом приказал снарядить погоню за Давидом. Войска Давида и Авессалома встретились в лесу Ефремовом, где произошла кровопролитная битва, и мятежники были разбиты.

Давид еще до начала сражения приказал всем своим воинам щадить Авессалома. Но Авессалом этого не знал, и когда его войско было разбито, попытался спастись бегством. Он скакал верхом на муле. Проезжая под ветвистым дубом, Авессалом запутался своими длинными волосами в его ветвях «и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал».


Гибель Авессалома

Авессалома нашел один из воинов Давида и, вопреки царскому приказанию, убил изменника, а тело бросил в яму и забросал камнями. «И обратилась победа того дня в плач для всего народа». Царь Давид погрузился в глубокую скорбь. Он оплакивал погибшего сына.

Но власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей (2Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось.

О своих правах на царский трон заявил Адония (3Цар.1:18) - следующий по старшинству сын Давида. Адония создал собственный отряд телохранителей и пытался привлечь на свою сторону войско и часть священников и левитов. Но ему не удалось привлечь ни пророка Нафана, ни священника Садока, ни царскую гвардию. Заговор Адонии проваливается.

В конце своего царствования Давид произвел перепись населения. Бог счел это предприятие дерзким и тщеславным, разгневался на Давида, и жители Иерусалима были поражены моровой язвой . Давид взмолился Господу: «Вот я согрешил, я, пастырь, поступил беззаконно, а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего ». Господь внял молитве Давида, и язва прекратилась.

Чувствуя приближение смерти, по настаянию пророка Нафана и Вирсавии, Давид помазал на царство своего сына Соломона, сказав ему: «Вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен. И храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его » (3Цар.2:1; 1Пар.23:1).

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар.2:10-11), на горе Сион , где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря.

Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.

В Новом Завете

Новый Завет видит в Давиде пророка (Деян.2:30) и героя веры (Евр.11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца Иисуса, «Сына Давидова» (Деян.13:22 и след.; Мф.1:1,6; Мф.9:27; 15:22; Рим.1:3), который одновременно есть и Давидов Господь, Христос (Мф.22:42-45). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк.1:32,33).

Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида - Иерусалим - будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога (см. Пс. 89:4–5, Пс. 89:29–30, Пс. 89:34–38; Пс. 132:13–14, Пс. 132:17). Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия , что и осуществилось, согласно Новому Завету. Из рода Давидова произошли Богородица и Сам Спаситель Христос .

Давид Микеланджело

На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта.

Статуя Давид работы великого Микеланджело является шедевром Эпохи Возрождения. Эта скульптура была создана между 1501 – 1504 годами. Высота статуи почти 5.2 метра. Она была создана из мрамора по библейским мотивам. Изначально статуя Давида должна была стать одной из статуй для украшения Флорентийского собора, и должна была изображать одного из библейских пророков. Но фигура обнаженного Давида вместо собора стала украшением главной площади Флоренции, и стала символом защиты гражданских свобод флорентинцев, создавших независимую республику в своем городе, окруженную со всех сторон врагами, пытавшимися ее захватить.

На площади статую Давида установили в 1504 году, и она занимала свое место в центре главной площади Флоренции до 1873 года, когда на площади установили точную копию Давида, а оригинал был помещен в галерею Академия.

Эта работа Микеланджело также несет в себе новое представление Давида, который ранее представляли обычно с головой уже убитого Голиафа в руках. В данном случае Давид изображен до сражения с Голиафом, его лицо серьезное, он смотрит пристальным взглядом вперед, брови нахмурены, он готов к бою с заведомо более сильным противником. Вся его фигура напряжена, мускулы на теле напряжены и выпуклы, особенно выделяется выпуклость вен на опущенной правой руке, но в тоже время поза тела Давида довольно расслаблена. Именно этот контраст между напряженным выражением лица и некоторых частей тела и спокойной позой, привлекает внимание к этой статуе, она дает возможность строить предположения о происходящем.

Эта скульптура Микеланджело является интерпретацией древнегреческой темы скульптурных работ, когда мужчина изображался обнаженным и с героическим видом. В эпоху Возрождения типичные древнегреческие классические формы стали немного изменять, хотя основа оставалась именно классической, что прослеживается в очень многих скульптурах этого времени. Данная статуя также стала символом мужской, человеческой красоты, став самой известной работой Ренессанса.

В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, есть гипсовый слепок «Давида».

Горобница царя Давида


Гробница царя Давида на горе Сион

Гробница царя Давида находится на горе Сион на нижнем этаже здания, построенного крестоносцами непосредственно под комнатой Тайной Вечери.

Подлинность гробницы не доказана. Возможно, Давид был похоронен в Кедронской долине, там же, где и все правители Израиля. Гробница считается святым местом у евреев, христиан и мусульман.

Рядом с могилой царя Давида находится действующая синагога его имени. В IV веке находилась христианская церковь Святого Давида, которая была разрушена персами, и в 1524 году на ее месте возводится мечеть Эль-Дауд, минарет которой можно увидеть и сегодня. Большой каменный саркофаг накрыт покрывалом, на котором установлены короны свитков Торы, символизирующие 22 израильских царства, и вышиты слова из I Книги Царств: «Давид, царь Израиля, жив и существует». Легенда рассказывает, что за гробницей царя Давида были спрятаны сокровища Первого храма. Многие завоеватели Иерусалима (персы, крестоносцы, мамлюки) разрушали могилу в поисках сокровищ.

Археологические открытия

В Священных Писаниях царь Давид предстает перед нами противоречивой личностью: мудрый полководец, тонкий политик, отважный и жестокий воин, не очень хороший отец и не очень верный муж, создатель прекрасных лирических произведений — псалмов, искренне верующий в Бога, но не лишенный человеческих пороков.

До недавнего времени археологи и историки ставили под сомнение существование царя Давида, как исторической личности — не было найдено никаких доказательств его существования и слишком уж неправдоподобными казались им подвиги и свершения Давида.

Но в 1993 году при раскопках в северном Израиле на месте под названием Тель Дан, был найден фрагмент базальта, встроенный в стену со словами о доме Давида. Согласно древнему обычаю, широко распространенному на востоке, многие цари ставили памятники своему величию и достижениям.
Эта надпись как раз и свидетельствовала о победе сирийского царя над царями из дома Давида, что служит доказательством существования и самого Давида, так как у мифического царя не могло быть наследников.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Тропарь, глас 2
Пророка твоего Давида память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4
Просветившееся Духом чистое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче Давиде, славне.

Молитвы царю Давиду:
Помяни, Господи, царя Давида и век кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно

ДАВИД (с евр. "возлюбленный") - второй и величайший царь еврейский, по общепринятому летосчислению царствовавший с 1055 по 1015 г. до Р. Хр. Будучи младшим (восьмым) сыном вифлеемского жителя Иессея, он в отрочестве пас овец своего зажиточного отца. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые напротив нашли себе в красотах природы сильнейшее побуждение к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы, он встречал с пращей в руке львов и медведей. Свои душевные настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и его выбор пал на Давида. Помазание сохранялось в тайне; однако сама судьба влекла Давида к центру государственной жизни. Благодаря искусной игре на арфе, он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Знаменитый подвиг в единоборств с филистимским исполином Голиафом (1Цар. 17) сделал его народным героем и поставил в враждебные отношения к подозрительному царю, который, после неоднократных неудачных попыток убить его, начал систематически его преследовать. Скрываясь от преследований царя, Дав. несколько лет вел бедственную жизнь, заставлявшую его спуститься до положения атамана вольницы. Когда Саул пал, вместе с сыновьями, в битве с филистимлянами, царство перешло в руки его соперника. Давид сделался сначала царем израильским в колене Иудином, а затем над другими коленами. - Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевуссеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фут. над уровнем моря и сильно укрепленный. Дав. овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целию возвысить его значение Дав. перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. В делах гражданского управления Дав. обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д. Вскоре Дав. предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями, злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда; граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Чермного моря к югу. Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами и Дав. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако, он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностью и, вопреки постановлению Моисеева закона, воспрещавшего царю умножать жен (Второзак. 17, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший Амнон, третий Авессалом и четвертый Адония, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертию. Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Дав. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой дели громадные богатства: 100 тысяч талантов золота и милл. талантов серебра (1 тал. зол. = 12,500 р.; 1 тал. сер. = 2,400 р. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и каменотесы; изготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Дав. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону. Чувствуя приближение кончины, Дав. созвал большое государственное собрание, на котором формально объявил Соломона своим преемником. При этом он еще раз увещевал их не ослабевать в ревности при создании великой святыни, именно храма Божия, который "должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями". Тут же Давид передал Соломону все чертежи будущего храма и его принадлежностей с описью материалов и богатств, которые увеличены были приношениями начальников и князей народа. В подтверждение воли царя принесены были жертвы, Соломон окончательно провозглашен царем, а преданный ему священник Садок помазан в первосвященника. В этом торжественном собрании народа и священнослужителей Дав. между прочим сделал подробные распоряжения о порядке служения колена Левиина при будущем храме, а также и последние распоряжения касательно войска и всех других государственных дел. Но вот приблизилась и кончина, когда должен был угаснуть "светильник Израилев" (3 Дар. 2, 1 - 11). Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего наследника и со своего смертного одра еще раз увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых Соломон одних должен был удалить (и между ними беспокойного Иоава), а других приблизить и наградить. И затем, вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына - преемника, Давид умер «в доброй старости, насыщенный жизнию, богатством и славою». Всего царствования его было сорок лет, из которых семь в Хевроне и тридцать три в Иерусалиме, «городе Давидовом», где он и погребен был. Гробница его сделалась общей усыпальницей и для последующих царей иудейских.

В лице Давида религиозно-нравственный дух избранного народа нашел всестороннее и высшее свое выражение. В разнообразных событиях своей жизни Дав. выступает пред нами как пастух, воин, псалмопевец, мудрый правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества своего народа - простоту, великодушие, благоразумие и сильный религиозно-нравственный смысл. Его религиозно-нравственные песни или псалмы, в которых он, смотря по обстоятельствам своей богатой приключениями и всевозможными испытаниями жизни, вдохновенно выражал свои чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства не имеют ничего себе подобного не только в священной поэзии других, народов, но и в книгах ветхого завета. Содержащаяся в них истины ближе всего подходят к истинам НовогоЗавета , и потому Псалтирь является и у христианских народов самою любимою книгою, в которой миллионы ищут и находят утешение и мир для своей борющейся с искушениями и невзгодами души. Как по своей жизни, так и особенно по своему духу Дав. более, чем кто-либо в ветхом завете, был истинным прообразом Христа, который поэтому с особенною выразительностью называется «сыном Давидовым». Самое имя Давид сделалось историческим именем, и увековечено в таких названиях, как «город Давидов», «престол Давидов», «семя Давидово»; оно считалось столь высоким, что уже никто не осмеливался носить его потом, вследствие чего мы уже и не встречаем его в библейской истории последующего времени. Высшей похвалой для Дав. служит то, что в нем Сам Бог нашел «Себе мужа по сердцу Своему» (1 Цар. 13, 14) и что высотою его религиозно-нравственной жизни измерялась жизнь лучших из его преемников, похвалою для которых было выражение: «он ходил правыми путями Давида, отца своего». Как и всякий человек, он нередко падал с высоты своего религиозно-нравственного идеала, и падал глубоко; но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения, дававшего ему возможность и силу вновь сбрасывать с себя бремя греховности и восставать для новой духовной жизни. Дав. есть величайший образец нравственно-доброго и одушевленного возвышенными чувствами человека, который всеми силами стремится к добру и мужественно борется с одолевающими его искушениями. В этой борьбе он может падать и падать глубоко, но он никогда не оставит этой борьбы, и после всякого падения - со слезами и сокрушением вновь начнет эту нескончаемую, ожесточенную борьбу, и в конце концов восторжествует в ней над всеми темными силами зла. Поэтому-то Псалтирь (см.), как боговдохновенная летопись испытаний духовной жизни великого псалмопевца, и поражает своею изумительною жизненною правдою, и в ней всякий находит боговдохновенное выражение тех самых чувств, которые может испытывать каждый человек, при различных обстоятельствах и превратностях жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»