Праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Справка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Православная церковь 3 июня 2018 года отмечает праздник иконы Владимирской Божьей матери.

Никто не знает имя иконописца. Икона была написана в Константинополе эллинским иконописцем в какое - то время в течение 11-го и 12-го веков. Известно что икона появилась в Киеве, а затем в столице России в 1131 году, когда Византия управлялась македонской династией. Затем в 1155 году икона была перенесена в город Владимир, по словам Павла Евдокимова, или, согласно Успенскому и Лоски, в 1161 году.

Православный праздник 3 июня: парадоксы святости

В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости - почти невозможно.

Но это для Средневековья парадокс из серии «очевидное - невероятное». Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся… и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.

Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих - Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович. И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так.

В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев.

И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы. Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.

Православный праздник 3 июня: чудотворная икона

Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы.

Молитва перед каждой из чтимых икон Матушки-Богородицы, нашей главной Ходатаицы и Заступницы перед Господом, способна защитить нас от всех бед. Но недаром человечеству явилось разными путями столько Её чудесных образов, истории обретения которых указывают на то, что в разных жизненных обстоятельствах мы можем обращаться к разным ипостасям Владычицы Небесной.

Так, молитва перед Владимирской иконой Божией Матери защищала во все времена Русскую землю и русское воинство в битвах с захватчиками-иноплеменниками, от посягательств на православную веру. И сегодня она защитит Россию и ее столицу, которая находится под покровительством Владимирской иконы Божией Матери, от раздоров, смут, укрепляя в наших сердцах веру истинную.

Православный праздник 3 июня: молитва пред иконой помогают избежать смуты

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери помогает избежать всякой смуты и раскола в стране или умерить их. Перед этим чудесным образом, который по типу своему относится к иконам Елеуса – «Умиление», принято молиться об усмирении всяческой вражды, молитва перед ней же помогает избежать проникновения еретических искажений веры и в избавлении от них.

Также молитва перед иконой помогает в исцелении от многих болезней, особенно кардиологических и глазных, как символ прозрения, не только физического, но и духовного – о том много древних свидетельств.

Также молитва перед Владимирской иконой Божией Матери помогает человеку, который обращается к Владычице в случаях принятия очень важных для себя решений или в ожидании каких-то серьезных перемен, знаменательных событий в жизни, например, можно молиться о счастье в браке. Здесь также не должно быть места смутам и раздорам, только понимание и единство, крепость уз, ибо брак считается маленьким государством, основой большой державы, где муж с женой венчаются царскими венцами перед Богом.

Православный праздник 3 июня: изображение Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери представляет собой поясное изображение Богоматери в темно-красном с алой каймой мафории. Мы видим соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов – Божией Матери и Богомладенца. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой.

На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят: «пяточка»), по которой и узнают Владимирскую икону.

Золотой фон Владимирской иконы Божией Матери символизирует Божественный свет. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка.

6 июля (23 июня по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память чуда Владимирской иконы Божией Матери о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро‑Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ "святой Богородицы Владимирской" помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году, когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

3 июня Святая Православная Церковь установила одно из трёх празднеств в честь Владимирской иконы Божией Матери (празднуемое в этот день установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Мехмет-Гирея в 1521 г.).

Проповедь архиепископа Арсения, произнесённая 3 июня 2014 года, на престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери в селе Никольское.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда-то Божия Матерь, придя к Cвоей сроднице Елисавете, услышала из её уст слова: «И откуду мнe сие, да приидет Мати Господа моего ко мнe»? И Она ответила на это приветствие пророческими словами, которые записал евангелист Лука. Божия Матерь, в ответ на величание, воздаваемое Ей Елисаветой, сказала со смирением: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозe Спасe Моем. Яко призрe на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мнe величие Сильный, и свято имя Его». Воздавая величие Творцу, Его святости, Она, тем не менее, сказала пророческие слова, записанные евангелистом, что отныне будут ублажать Божию Матерь все роды, и что Он сотворил Ей величие - особое величие благодатного заступления рода христианского.

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем событие, связанное с одной из икон Божией Матери. Божия Матерь, Она - одна, но по любви христиан к Царице Небесной было написано множество Её икон. Множество иконописцев писали различные изображения Божией Матери с Младенцем, Которого Она держит на руках - с Христом Спасителем. И эти иконы прославлялись в тех или иных местах: одна - во Владимире, другая - в Казани, третья - в Святогорске, и по месту своего благодатного прославления они и назывались. Не Божия Матерь, как часто говорят, Святогорская или Владимирская, а икона Божией Матери Владимирская, икона Божией Матери Казанская, икона Божией Матери Святогорская.

И вот, с одной из икон, братья и сестры, с иконой Божией Матери, именуемой «Владимирская», связано наше торжество и празднество сегодня. Эта икона, по преданию, была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Ещё при жизни Божией Матери евангелист Лука писал Её изображение, причём, писал на досках того стола, за которым трапезовала Она, Христос Спаситель, ещё будучи отроком, и святой праведный восьмидесятилетний старец Иосиф-Обручник, которому Она была поручена священниками. Вот на досках этого стола и была написана икона, и писал её апостол и евангелист Лука, взирая на Саму Божию Матерь, тщательно списывая Её лик. После написания иконы, по преданию, Божия Матерь, взглянув на неё, сказала: «Благодать Моя и Рожденного от Меня с сим образом да пребудет». И повторила пророчество: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

До середины пятого века эта икона находилась в Иерусалиме. В 450-м году она была перевезена в Константинополь и хранилась там. Впоследствии патриарх Лука Хризоверг благословил этой иконой, этой святыней, русского киевского князя Юрия Долгорукого. И тот поместил эту икону недалеко от Киева в Вышгороде, в женском монастыре.

У Юрия Долгорукова был сын - князь Андрей, которого русские летописи называют Боголюбским. Боголюбским он назван за то, что любил молитву, любил церковное благолепие, и говорили, что имя Божией Матери не сходило с уст его, то есть, всё время он Ей молился. И вот, Андрей Боголюбский надумал устроить новую столицу в северо-восточной Руси, в городе Владимире, который располагается на реке Клязьме. И он хотел для своего города особого благословения. И в Вышгороде случилось чудо: по ночам икона Божией Матери в храме Вышгородском стала сходить со своего места и становиться на воздухе посреди храма. Андрей Боголюбский, увидев в этом знамение, взял эту икону и, помолившись пред нею, повез её во Владимиро-Суздальскую землю. Довёз до города Владимира, а поскольку город тогда ещё только устраивался, он решил поставить её в более значимом городе северо-восточной Руси, в Ростове Великом. Но отъехав десять верст от города Владимира, вдруг кони с повозкой, на которой стояла икона, встали. Тянули их за узды, били их погонщики, но лошади не трогались с места. Перепрягли лошадей, но они опять не сдвинулись с места. Утомлённые, разошлись в свои шатры, оставив всё, как есть. Но князь Андрей молился, чтобы ему была явлена воля Божия. И ему явилась Божия Матерь и повелела икону оставить в городе Владимире. «Такова Моя воля», - сказала Она. И с тех пор икона стала называться Владимирской. Она была поставлена в храме, который построил князь Андрей Боголюбский всего лишь за два года, в Успенский собор, и который с одиннадцатого века по сей день стоит в городе Владимире, являясь одним из древнейших храмов на Святой Руси. Причём этот храм никогда не закрывался, он всегда был действующим. Божия Матерь хранила святыню этого храма.

Многие беды случались во Владимире впоследствии. Мятежные бояре убили и самого князя Андрея Боголюбского, после чего поднялся мятеж и грабёж в городе, и тогда священник Николай, взяв икону Владимирскую, крестным ходом двинулся по городу. Любовь к Божией Матери и страх Божий обуяли жителей, мятеж и грабёж города прекратились. Через некоторое время пожар страшный посетил город Владимир. Города, в основном, были деревянные. Горел и Успенский собор, но икона осталась нетронутой пламенем. Осталась она целой и во времена монголо-татарского нашествия. Множество чудес и исцелений являла Божия Матерь.

Вот уже прошло и Куликово побоище, когда монголо-татары во главе с Мамаем были на поле Куликовом разбиты. И владимирцы говорили, что по молитвам Божией Матери прекратилось это бедствие, но иго татарское ещё продолжалось. И вот, в 1395-м году «Железный Хромец», как его называли, Тамерлан, собрав огромные полчища, двинул их на Русь. До этого татары, которые нападали на Русь, хотя они были и язычниками, не затрагивали церковную жизнь русских людей. Даже в столице Золотой Орды они учредили епархию и разрешили русским строить там храмы. Но Тамерлан шёл уже как убежденный мусульманин и он положил, что уничтожит христианство на Руси. Страшное полчище двигалось на Русь. Они прошли уже южные окраины Рязанских и Воронежских земель, подошли к городу Ельцу, сожгли город, убили множество людей и стали станом на Аргамачской горе. Жители Руси не видели избавления от этого страшного нашествия. Не было ни войск, ни сил, потому что татаро-монгольское иго истощило народ. Сколько пленников хватали, сколько молодёжи угоняли в рабство, сколько народа убито было, насколько нищие были люди и запуганные.

И решили перенести чудотворную икону из Владимира в Москву, тогда уже столицу. На Успение Божией Матери, на праздник, был поднят образ из Владимира. Владимирцы плакали вслед: «Матерь Божия, на кого Ты нас оставляешь? Зачем Ты оставляешь нас сиротами? Куда уходишь»? Но понимая важность события и беду нашествия, люди со слезами провожали икону Божией Матери далеко за город. Десять дней шёл крестный ход от Владимира до Москвы. По пути Божия Матерь творила много чудес от своей святыни, и людей воодушевляло, что Божия Матерь не оставила их и явит им Своё милостивое заступление.

И вот, восьмого сентября, по новому стилю, в городе Москве народ весь вышел навстречу иконе Божией Матери. Архиереи, священники, монашество, вся великокняжеская семья, весь народ устремился за город на Кучково поле, встречать Царицу Небесную. Зрение было и величественное, и предельно скорбное. Царица Небесная, украшенная цветами и лентами, в нашитых пеленах, на носилках внесена была в город священнослужителями с пением молебнов. А народ: и бояре, и князья, и простецы, и младенцы - все падали ниц перед иконой Божией Матери и криком кричали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». Люди ждали помощи от Царицы Небесной.

И вот, в тот день, когда встречали на Кучковом поле чудотворную икону Владимирскую, Тамерлан спал в своем шатре на горе Аргамачной возле Ельца. И вдруг во сне ему явилось видение: высокая гора, на вершине которой стояла облаченная в царские ризы светоносная благолепная Жена, воздевшая руки в молитве к Богу. Впереди Её шли святители святорусские, потрясая жезлами с угрозой, а вокруг Неё стояли ангельские воинства с огненными мечами, грозно противостоя завоевателю. Проснулся Тамерлан, не знавший страха, в непонятном смятении и страхе, собрал своих воевод, мудрецов, гадальщиков: «Что значит это видение»? И тогда некоторые из них сказали: «Это видение не простое. Это Матерь русского Бога, и если Она ополчилась против тебя, то тебя ждёт беда здесь». Объятые страхом, который передался от Тамерлана на всё его войско, татары бежали с пределов Руси, повернули свои войска и ушли, и Отечество осталось неразграбленным.

В память об этом событии был учреждён праздник в сентябре, а сегодняшнее празднество, оно связано с событиями 1521-го года, началом шестнадцатого века. То же самое, уже Орда распалась на части: Казанскую, Ногайскую, Крымскую, и они не всегда жили мирно между собой. Но в 1521-м году князь Хан Мехмед Гирей объединил три орды вместе, чтобы идти походом на Русь. Опять этот навал полчищ и орд татарских был на нашем Отечестве. От Нижнего Новгорода на Волге, все земли Воронежские и Рязанские, где только они проходили, ничего не оставалось. Девушек и женщин забирали в плен, молодых юношей продавали в рабство, мужей и стариков секли, младенцев морили голодом. Это страшное бедствие, выжжены были дотла все села и города, настолько страшное это нашествие было. И опять не было защиты у Руси, опять не было воинства, даже князя не было в городе…

Митрополит Варлаам молился перед иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной со слезами. И вот ночью юродивому Василию было видение: с большим шумом распахнулись врата Успенского собора, из этих врат икона Божией Матери сама, несомая незримыми силами двинулась к выходу, и от иконы слышался голос: «Забыли заповеди Мои, Моего Сына, потеряли страх Божий, оставляю город на поругание, чтобы через скорбь обратились на путь христианской жизни».

В ту же ночь слепой монахине Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, тоже было видение. Она увидела, что будто святители святорусские, с древних времен просиявшие святостью, восстали в светящихся ризах, взяли с собой икону Божией Матери и крестным ходом, который сопровождали многие праведники святорусские, двинулись из Успенского собора через Спасские ворота Московского Кремля из города. И когда они уже выходили из города, то навстречу им, в видении, вышли преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Новгородский и Хутынский и сказали: «Куда идёте, святители, и куда несёте икону Божией Матери»? И они сказали: «Повелено нам от Бога оставить этот город за многие грехи его и вынести чудотворную икону, оставив город на разорение». И тогда преподобный Сергий и преподобный Варлаам пали ниц и молили святителей не покидать город и не выносить святыню. Тогда святители, внявшие молитвам преподобных, совершили молебен перед чудотворной иконой Владимирской и вернулись назад в город, поставив икону на своё место в Успенском соборе. Вот такие ночью были видения, о которых поведали блаженный Василий и слепая монахиня Вознесенского монастыря, и народ со слезами каялся, прося у Бога прощения, а у Божией Матери милости.

И в тот же день татарам, которые стояли уже вокруг Москвы и пожгли все деревни в окрестностях, и собирались уже сжечь посады вокруг Московского Кремля, вдруг представилось в видении огромное воинство, стоящее вокруг города. Они прибежали к Мехмед Гирею, говоря: «Огромное воинство вокруг города стоит». Он послал своих лазутчиков, а тем представилось видение еще большего воинства. Он послал приближенного своего советника и тот увидел огромное войско, которое двинулось на татар. А войска не было, это все было только в видении, которое Божия Матерь сотворила. И татары в страхе бежали, опережая друг друга, побросав пленных и свои обозы с награбленным. Бежали только с тем, что могли лёгкое взять с собой и, мало того, что бежали, ещё и в страхе поражали друг друга. Вот такое Божия Матерь совершила заступление в сегодняшний день, в 1521-м году.

В память об этом событии наши благочестивые предки положили в этот день отмечать празднество всемилостивого Её заступления. Мы в сегодняшний день, братья и сестры, стоим перед изображением иконы Божией Матери. На аналое лежит Владимирская икона Божией Матери, которая когда-то принадлежала Николо-Стрелечему женскому монастырю в Харьковской губернии, спасена была монахинями этого монастыря и передана в нашу Святогорскую Лавру. Там на столпе изображение Владимирской Божией Матери - небольшая икона, которая являет собой уменьшенную копию чудотворного образа Владимирского. А здесь, в иконостасе, на месте храмовой иконы, стоит Владимирская икона Божией Матери, которую написали в городе Владимире на Клязьме, и которую уже из города Владимира привезли к нам в обитель. Вот так на сердце положилось эту икону принести сюда.

И как когда-то из Владимира пришла Божья Матерь на спасение Святой Руси, так и сегодня Божия Матерь из Владимира пришла в нашу землю: сначала в нашу Лавру, затем в это селение - Никольское, чтобы покрывать и охранять нас от всякого зла.

В сегодняшний день, братья и сестры, там, в Небесном Царствии творится великое действие. Сегодня Божия Матерь, когда-то заступившая землю Русскую, Она вся в слезах стоит у престола Божия и за нас молится. И дай Бог и нам со слезами о грехах своих, о беззакониях своих, о неисправленности своей молиться перед Божией Матерью. Велика сила Её Материнского заступления.

Во время Великой Отечественной Войны, когда наше Отечество снова поразило бедствие, преподобный Серафим Вырицкий молился Божией Матери, прося Её о помощи. И ему было видение в середине войны, он увидел, что Божия Матерь стоит у престола Божия и молится, но Господь сказал: «Матерь Божия, ты молишься за Русь, но она порушила храмы, она убила священнослужителей, она глумится над святынями, и Я накажу Русь». Но Божия Матерь всё плакала, и тогда Господь говорит Ей: «И не проси, Матерь Моя, за многие грехи и беззакония Я накажу Русь», и тогда Божия Матерь стала у престола Божия на колени, и встал Господь с престола, подошёл к Ней, поднял Её и сказал: «Матерь Моя, не могу презреть Твое моление, поэтому за Твои только молитвы, хоть и накажу за грехи Русь, но помилую». Молитвами Божией Матери в Великой Отечественной войне мы были помилованы, потому что множество народа молилось пред Её Пречистым Образом, плакали и молились Божией Матери, вручая всю свою судьбу и все жизни свои Её Материнскому заступлению.

В недавнюю чеченскую войну был такой случай: мама, провожая своего сына в армию, благословила его металлической иконкой Божией Матери, небольшим медным образком со словами: «Пусть, сынок, Божия Матерь тебя охраняет». И это материнское благословление солдат носил в нагрудном кармане своей формы. И вот, во время чеченской войны он попал под обстрел, и пуля попала ему прямо напротив сердца, но иконка, которую он носил в кармане, Божия Матерь Своей иконкой приняла эту пулю на Себя. Эта пуля смяла иконку Божией Матери, оставив её не пробитой, а только вогнутой в месте попадания, и солдат остался жив. Божия Матерь на Себя пулю приняла, но защитила благословленного матерью сына.

И множество таких случаев не только в древние времена, но и в наше время мы знаем. И поэтому в сегодняшний день, вспоминая события древности, молимся, по примеру наших благочестивых предков. И молясь Божией Матери, надеемся на Её заступление, чтобы эта междоусобица, чтобы это безумие в нашем Отечестве прекратилось. Чтобы люди успокоились, чтобы прекратились литься материнские слёзы, чтобы дети не оставались сиротами, чтобы молодёжь не лежала калеками вследствие этого всего, чтобы города и сёла наши не были разрушены.

И в сегодняшний день, молясь Божией Матери, братья и сестры, усердно стойте на службе и взывайте к Ней словами: «Матерь Божия, спаси землю Русскую, спаси Отечество наше, спаси от всякой беды, от всех враг, видимых и невидимых, ополчившихся на нас. Аминь».

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Согласно церковному преданию, автором Владимирской иконы Божией Матери был евангелист Лука. Лик Богоматери апостол написал на доске, которая служила столом в доме Богоматери. Считается, что в V в. икона из Иерусалима была принесена в Константинополь, где в то время царствовал император Феодосий, а оттуда, в начале XII в. образ попал на Русь. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх подарил ее князю Юрию Долгорукому. Некоторое время икона пребывала в женском Богородичном монастыре Вышгорода в окрестностях Киева. А в 1155 г. князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир, по имени которого икона и получила свое нынешнее название.

В Москву образ Пресвятой Девы был перенесен при Василии I в 1395 г. во время нашествия Тамерлана. Память о торжественной встрече – Сретения Владимирского образа 26 августа/8 сентября хранят улица Сретенка и Сретенский монастырь, построенный в честь этого события. С переносом иконы в столицу Руси связано одно из самых известных чудес, совершившееся по молитвам Богоматери. Когда Тамерлан находился на подступах к Москве, московский митрополит Киприан призвал жителей города посту и молитве. В ожидании прибытия из Владимира чудотворного образа горожане с верой просили Пресвятую Деву об избавлении от неприятельского нашествия. По молитвам москвичей Богоматерь явила свое заступничество. Летопись сообщает, что Тамерлан внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. По свидетельству летописца, причиной такого поведения свирепого хана стало следующее событие. Во время крестного хода с чудотворной иконой из Владимира в Москву Тамерлану в сиянии солнечных лучей явилась Величавая Жена в царских одеждах, которая повелела ему отправляться восвояси. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что явившаяся ему Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Устрашившись, Тамерлан приказал своим воинам идти обратно.

После этого заступничество Богоматери избавило Русь от разорения в 1480 г., когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла на реке Угре. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для того, чтобы ринуться друг на друга. В стане русского воинства находилась Владимирская икона, перед которой совершались молебны. Внезапно, словно под воздействием какой-то непреодолимой силы, ордынцы снялись с места и обратились в бегство, даже не вступив в сражение.

В третий раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 г. В тот год Москве угрожало войско ногайского хана. Захватчики подожгли московские пригороды, но город им захватить не удалось. Московский митрополит Иона совершал крестные ходы по стенам города, в то время как воины и ополченцы бились с неприятелем. Войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили.

Празднование Владимирской иконы Матери Божией 3 июня было учреждено в память избавления Москвы от нашествия Казанского хана Махмет-Гирея, который в 1521 г. подошел к Москве и уже стал жечь городские посады. Великий князь собирал войско против татар, а Московский митрополит вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону.

Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступничеством Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. В это же время Махмет-Гирею было видение Божией Матери, которая во главе большого войска устремилась на их татарские полки. Враги в страхе бежали, и столица Русского государства была спасена.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589), Святейшего Патриарха Тихона (1917). Во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Образ Владимирской Богоматери стал прототипом для многих русских чудотворных икон Богородицы (Донская, Игоревская, Феодоровская и др.).

Несмотря на благочестивое предание, приписывающее авторство Владимирской иконы апостолу Луке, искусствоведы видят во Владимирской иконе классический образец византийской, константинопольской живописи XII в., при этом не исключая (в связи с преданием), что икона является списком с более древнего образца. Иконографический тип Елеусы (Умиления), с Младенцем-Христом, прильнувшим к Богоматери, проникнут на иконе особо возвышенной и тонкой грацией. Живопись XII в. сохранилась лишь в ликах образа, все остальное – поновления XIII–XIX вв. На обороте изображен престол с орудиями Страстей.

После октябрьского переворота 1917 г. икона, изъятая из Кремля, оказалась в Третьяковской галерее. Компромиссное решение было найдено в 2000 г., когда Владимирскую икону переместили из музейной экспозиции в храм Святителя Николы в Толмачах, входящий в комплекс Третьяковской галереи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»