Внешняя политика в начале XIX в. Внешняя политика России в начале XX в

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

МОУ Увельская СОШ №3

Тема: Внешняя политика России в начале XX века


Введение

1.Дальневосточная политика

2. Русско-японская война

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг

Заключение

Список литературы


Введение

дальневосточный политика война японский

В конце XIXв. международные отношения в Европе казались стабильными, Россия последние 22 года не воевала, и Александр III получил титул «миротворца». Но подспудно назревали противоречия, которые русская дипломатия должна была решать незамедлительно.

Наиболее болезненным был вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы, через которые шел на экспорт основной поток русского хлеба и других продуктов сельского хозяйства, приносивший солидные валютные доходы казне. Россия не могла захватить проливы, так как здесь сталкивались интересы всех крупных европейских держав. Но она не могла равнодушно относиться к тому, что в Турции усиливалось влияние Австро-Венгрии и Германии, которые по существу подчинили себе Болгарию, и с ней смогли установить более тесные экономические связи. Не имея достаточно средств для противодействия проникновению этих государств на Балканах, русское правительство стремилось сохранить существующее положение дипломатическим путем. «Нам надо бы поставить Балканы под стеклянный колпак», - говорил министр иностранных дел М.Муравьев. В мае 1897г. удалось заключить русско-австрийское соглашение о сохранении «статус-кво» на Балканском полуострове.

Германия к этому договору не присоединилась, потому что форсировала в эти годы политику проникновения в Турцию и на Ближний Восток. В 1899 г., после визита Вильгельма II в Османскую империю, Немецкий банк заключил концессию с Турцией на Багдадскую железную дорогу. Это открывало путь широкой экономической и политической экспансии немцев на Восток.

Россия предприняла попытки договориться с Германией о признании германской экономической экспансии в Малой Азии, если Германия даст обещание поддержать решение вопроса о проливах в желательном для России духе. Но канцлер Бюлов поставил такие условия, что соглашение не могло состояться. Тогда России удалось заключить в 1900 г. договор с Турцией, чтобы в случае строительства железных дорог в северной и северо-восточной Анатолии концессии могли быть выданы только турецкому или российскому капиталу. Этим была предотвращена возможность прорыва Германии к границам России. Но угроза усиления немецкого влияния в Турции осталась.

Решая с разной степенью успеха частные задачи на Ближнем и Среднем Востоке, российское правительство не могло не видеть нагнетания угрозы большой войны в Европе в связи с ростом франко-германских противоречий из-за Эльзаса и Лотарингии и подспудно зреющими англо-германскими противоречиями из-за колоний и соперничества на море, проявившегося в ускоренном строительстве немецкого военного флота. Россия к такой войне не готовилась. Николай II считал необходимым проводить миротворческую политику своего отца и предложил созвать международную конференцию для заключения соглашений об ограничении вооружений, о мирном решении конфликтов и создании международных организаций которые бы могли содействовать урегулированию столкновений, имели бы право принудительного арбитража в разрешении острых ситуаций. Было положено начало организациям объединенных наций. Разработав соответствующие проекты, русское правительство от имени императора обратилось в 1898 г. ко всем государствам с предложением созыва международной мирной конференции по ограничению вооружений и принятию конвенций о сохранении мира.


1.Дальневосточная политика

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. Она владела Бирмой, господствовала на китайском рынке. Франция завоевала Индокитай и стремилась к новым захватам. Активизировали политику на Дальнем Востоке США. Под лозунгом «открытых дверей» в Китае американский капитал стремился к проникновению в эту страну. Но наиболее агрессивно действовала Япония, где после «революции Мэйдзи» 1868г. сравнительно быстро развивался капитализм, нуждающийся в колониях. Прежде всего японский капитал устремился в Корею и Маньчжурию. Министр иностранных дел Японии маркиз Ито заявил, что претензии Китая на Корею носят лишь сентиментальный характер, а Япония имеет экономическую потребность в Корее. Ито был сторонником полюбовного договора с Россией о разделе Китая.

В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань». Восстание было жестоко разгромлено, на Китай наложена большая контрибуция. Российское Министерство иностранных дел обратилось ко всем державам с предложением вывести войска из Пекина. В циркуляре МИД России было указано, что она лишь временно оставит войска в Маньчжурии для охраны КВЖД, пострадавшей от повстанцев, а в дальнейшем выведет их, чтобы сохранить «вековую дружбу Китая». Русский отряд генерала Линевича уже в августе 1900г. был отведен из Пекина на север и не участвовал в карательных действиях войск остальных интервентов.

В течение 1903г. шел обмен нотами между Россией и Японией. Японская сторона требовала вывода русских войск из Маньчжурии и признания своих исключительных прав на Корею, а ответы России были уклончивы. Проведение дальневосточной политики целиком оказалось в руках «безобразовцев». В июле 1903г. на Дальнем Востоке было образовано наместничество и наместником в Порт-Артуре был назначен адмирал Е. Алексеев - ставленник этой клики. «Безобразовцы» получили подкрепление в лице министра внутренних дел Плеве, заявлявшего, что «маленькая победоносная война» необходима для отвлечения масс от революции. Витте был снят с поста министра финансов и переведен на другую должность, где он не мог влиять на внешнюю политику. Во второй половине 1903г. Япония заняла более жесткую позицию и 31 декабря 1903г. по существу предъявила ультиматум в расчете на то, что отказ России будет использован как повод для начала войны. Царское правительство перед непосредственной угрозой войны пошло на значительные уступки в Корее. Но телеграмма с ответом была послана лишь 22 января 1904г., когда японское правительство уже приняло решение начать войну. Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией под предлогом, что российское правительство не отвечает на японскую ноту, хотя в этот день - 24 января 1904г. - телеграмма была уже получена в Нагасаки, но задержана японцами на сутки и передана российскому посланнику на другой день.

2. Русско-японская война

Военные силы России в целом были значительно мощнее, чем у Японии. К 1904г. она имела 1135-тысячную армию и 3,5 млн. чел. запасных и ополченцев.

Царское правительство не верило, что «маленькая» Японии первой нападет на Россию, и поэтому держало основную массу сухопутной армии у западных и южных границ. Даже сделав ставку на войну с Японией, царь не принял мер к посылке на Дальний Восток воинских контингентов.

Япония подготовилась к войне значительно лучше. Военная программа к 1904г. ею была перевыполнена. В действующей армии насчитывалось 143 тыс. солдат и 8 тыс. офицеров, а вместе с Флотом и резервом - 200 тыс. из полумиллиона человек, подлевших призыву. Армия была обучена немецкими инструкторами и хорошо вооружена. Войска имели тяжелую и горную артиллерию. Каждая японская дивизия имела 6 тыс. носильщиков (кули), что делало ее более мобильной, чем русские дивизии.

В ночь на 27 января 1904г. отряд японских миноносцев внезапно атаковал русский флот на внешнем рейде Порт-Артура. Из 16 выпущенных мин три попали в броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» и в крейсер «Паллада». Русская эскадра находилась в состоянии боевой готовности, через несколько минут открыла ответный артиллерийский огонь. Японский отряд, потеряв два миноносца, спешно отошел к своим. Броненосец «Ретвизан» приткнулся на мель V входа в гавань, а «Цесаревич» и «Паллада» держались на плаву и были отбуксированы во внутреннюю гавань. Наутро японский флот в полном составе атаковал эскадру Порт-Артура, но был отбит огнем кораблей и береговой артиллерии. У русских было повреждено еще три корабля, но у японцев - больше и они отошли на юг.

Поражение при Вафангоу произвело тяжкое впечатление в России, и А. Куропаткин вновь получил указание дать сражение японцам. Будучи снова вынужденным отказаться от своих планов, он пошел на это неохотно и вполсилы; имея под Ляояном 148 тыс. штыков и 673 орудия, он в передовых позициях держал только 94 тыс. солдат и 338 орудий, в то время как японские войска насчитывали 110 тыс. штыков при 484 орудиях. Битва под Ляояном началась 17 августа наступлениями трех японских армий, которые были отброшены с огромными потерями, но Куропаткин, преувеличивая силы японцев, 21 августа отдал приказ отступать. Японцы, потерявшие в кровопролитных боях свыше 24 тыс. чел., такой удачи не ждали. Русские потеряли около 17 тыс., но отступили.

В сентябре 1904г. Куропаткин предпринял наступление на реке Шахэ. Обстановка здесь была еще более благоприятной для русских, чем под Ляояном, поскольку под Порт-Артуром были скованы значительные силы противника. Героическая борьба защитников Порт-Артура, отбивших успешно два мощных штурма, заставляла японцев посылать туда большие резервы, артиллерию и снаряды. Но Куропаткин использовал только часть сил и в результате потерпел поражение.

В 1905г. в район военных действий прибыли 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры и 14-15 мая вступили в бой у острова Цусима. Против 30 боевых кораблей русских японцы выставили 120. Адмирал 3. Рожественский ставил единственную задачу - прорыв во Владивосток, но он не верил в это, так как японская армада двигалась со скоростью 18-20 морских миль в час, русская - 12-14. При равном числе броненосцев японцы имели в 6 раз больше крейсеров и миноносцев. Русский флот только что успешно завершил беспримерный по трудности переход в 33 тыс. км из Прибалтики к месту боев. В самом начале боя Рожественского контузило, адмирал Небогатов по существу боем не руководил. Русские корабли отстреливались и шли вперед, иногда отрываясь в тумане от противника. Один за другим тонули в упор расстреливаемые японцами русские броненосцы -11 кораблей, в том числе 5 броненосцев, затонули. Ночью японцы двинули на русскую эскадру 60 быстроходных миноносцев - от торпед затонули еще 2 броненосца. Команды кораблей яростно отбивались от превосходящих их сил, даже начавшие погружаться в воду броненосцы «Князь Суворов» и «Адмирал Ушаков» вели огонь сквозь дым и пламя. Утром остатки эскадры во главе с Небогатовым были обнаружены японскими кораблями, которые с расстояния 60 кабельтовых (10,8 км) стали вести прицельный огонь. Русские орудия стреляли в пределах только 50 кабельтовых. Небогатов поднял белый флаг; в плен было взято 4 броненосца и один миноносец - с раненым адмиралом Рожественским на борту. Всего было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. чел. команды погибло более 5 тыс. Поражение было полным.

Главной причиной поражения русских в Цусимском проливе был количественный и качественный перевес японского флота, перевес в живой силе и технике.

Условия Портсмутского мира, заключенного в августе 1905г. США, были для России не столь обременительны, как рассчитывала Япония. Исчерпав все людские и материальные ресурсы далее воевать Япония уже не могла. Англия и США отказывали ей в новых займах, поддержки не стало. Российской делегации во главе с С. Витте лишь удалось избежать выплаты огромной контрибуции японцам, полной уступки острова Сахалина, выдачи русских военных судов, укрывшихся в нейтральных портах, ограничения военно-морского флота на Дальнем Востоке. Согласно договору, Россия передавала Японии Ляодунский полуостров, южную часть Сахалина и ветку железной дороги от Порт-Артура до станции Чанчунь. Японские рыбаки получили право рыбной ловли у русских берегов.

Таким образом, война с Японией закончилась поражением России, потерей половины Сахалина и единственного незамерзающего порта на Дальнем Востоке. Главное же заключалось в том, что был поставлен крест на «большой азиатской программе», которую Николай II считал в начале XX в. основной в своей внешней политике. Должен был решиться важнейший вопрос о выходе к незамерзающим морям Тихого океана. Без этого, по словам американского историка русско-японской войны С.Тайлера, «великая сибирская империя осталась бы гигантским тупиком». Царь понимал историческое значение получения незамерзающих портов в Азии и настойчиво осуществлял продвижение России в нужном направлении. Дело тормозили некоторые министры. Витте «изыскивал» огромные средства из бюджетных «остатков» для оборудования «своего» торгового порта в Дальнем, но несколько урезал расходы на военный порт «чужого» ведомства в Порт-Артуре. Он ошибочно полагал, что военное столкновение с Японией можно оттянуть на много лет, сделав ей уступки в Корее.

3.Внешняя политика в 1906-1914 гг.

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г. Война вскрыла недостатки в вооружении армии и в подготовке офицерского корпуса, а также выявила техническую отсталость в ряде отраслей военно-промышленного производства. Кроме того, страна понесла огромные людские и материальные потери, была уничтожена лучшая часть флота. Резко возрос государственный долг. Все это диктовало необходимость мирной передышки в течение длительного времени.

Если первый фактор был обычным для любой страны, пережившей крупную войну, то второй впервые возник в Российской империи в таких колоссальных масштабах. Массовые забастовки рабочих промышленности вызывали весьма ощутимые сбои в развитии всех отраслей народного хозяйства. Разгромы имений нанесли серьезный ущерб наиболее товарным помещичьим хозяйствам. Революционный взрыв вызвал временный паралич власти, падение ее престижа, рост недовольства значительной части населения, вооруженные восстания в городе и деревне, в том числе в армии и на флоте. Царизм получил наглядное свидетельство того, что неудачная война была явным детонатором этого взрыва. Многие представители правящих кругов после 1905 г. сделали вывод о том, что Россия ни в коем случае не должна воевать. Особенно решительно на этом настаивал П. Столыпин, который считал, что война не только приведет к революции, но и сорвет выполнение программ реформ. «Дайте государству, - говорил он в 1909 г., - двадцать дет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» Но внешнего покоя оставалось только пять лет.

Второй была проблема традиционной защиты славянских государств на Балканах. Именно последний вопрос и стал камнем преткновения накануне первой мировой войны во внешней политике России.

В начале XX в. приближение большой войны чувствовали многие политики. Соперничество Англии и Германии из-за передела колоний и рынков сбыта приобрело острейший характер. Оно переросло рамки гонки вооружений и вступило в полосу открытых столкновений. Одновременно между Англией и Францией возникли противоречия по поводу колоний в Африке, а между Германией и Францией - из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных Германией после франко-прусской войны, и также из-за колоний. Английская дипломатия сделала решающие шаги для урегулирования отношений сначала с Францией, а затем и с Россией.

В такой сложной обстановке России приходилось сделать выбор: на чью сторону встать - либо сохранить франко-русский союз, и, следовательно, пойти на сближение с Англией, либо встать на сторону Германии, а это неизбежно должно было означать и заключение союза с Австро-Венгрией. Правительство надеялось соблюдать нейтралитет - хотя бы в обозримом будущем. Министерство иностранных дел предполагало заключить с той и другой стороной соглашения, не носящие военных обязательств, но улучшающие международное положение России. И такие соглашения удалось вскоре заключить. Но одновременно происходило обострение противоречий с другими странами, прежде всего с Германией и Австро-Венгрией. Русская дипломатия предпринимала усилия для мирного решения конфликтных ситуаций, но далеко не все зависело от нее.

Новым фактором во внешней политике страны после 1905г. стало влияние Государственной Думы и политических партий. В условиях отмены цензуры им помогали формировать общественное мнение многочисленные газеты. Германофильское направление отстаивали правые группировки, которым импонировал монархический строй Германии, наличие там сильной власти кайзера при подчиненной роли рейхстага, строгий порядок в этой стране и мощная индустрия. Их газеты отмечали, что оба государства не воевали 150 лет, имеют традиционно дружественные дипломатические и династические связи, развивают торговлю, в то время как Англия показала себя врагом России в период русско-японской войны. В пронемецкую группировку вошли отдельные министры, члены Госсовета и Думы, значительная часть помещиков и буржуазии, связанных с немецким рынком и немецким капиталом, «немецкая партия», сильная своим влиянием в генералитете армии гвардии и при дворе.

Внутренняя социальная неустойчивость и военная слабость заставляли Россию искать как перспективные, так и временные соглашения с целью сохранения мира. За период 1906- 1914 гг. Россия заключила такие соглашения Англией, Германией, Италией, Японией и некоторыми другими державами.

Наибольшее значение в международных соглашениях приобрел англо-русский договор 1907г., по которому Россия присоединялась к Антанте. Это соглашение не предусматривало союза против какой-либо державы, но по существу было направлено против Германии. Заинтересованность в сближении с Англией усиливалась рядом обстоятельств. Англия имела соглашение с союзной России Францией и приняла участие в займе, который в 1906 г. был предоставлен царскому правительству французскими банками. Большую роль играло огромное влияние Англии на Японию, в которой не угасали агрессивные антирусские стремления. Царизм боялся новых осложнений на дальневосточных рубежах и надеялся с помощью Англии избежать их путем соглашения с Японией

Переговоры с Англией тянулись около года, сначала тайно, а с весны 1907г. о них заговорили в газетах. Перед их завершением в июле 1907г. Николай II впервые после свидания в Бьерке встретился с Вильгельмом II в Свинемюнде и попытался его убедить, что предстоящее соглашение не будет носить Антигерманского характера.

Англо-русское соглашение было подписано в августе 1907г. Оно касалось позиций двух стран по отношению к Персии, Афганистану и Тибету. Северная Персия признавалась зоной влияния России; юго-восточная, примыкающая к Афганистану и Индии - влияния Англии. Между ними оставалась нейтральная полоса, включавшая почти все побережье Персидского залива. Россия признавала Афганистан «находящимся вне сферы русского влияния», но по настоянию Извольского в соглашение было включено обязательство Англии не занимать и отторгать какой-либо части афганской территории, не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Английская сторона признала также принципы торгового равноправия в Афганистане. По соглашению 1907г. обе стороны признали суверенитет Китая над Тибетом и обязывались не вмешиваться в его внутренние дела. Англо-русским договором 1907г. завершилось создание Тройственного союза согласия - Антанты.

За 1906-1914 гг. России удалось улучшить свои отношения с Францией, Англией, Японией, Сербией, Черногорией, частично с Румынией и Италией, так что теперь ей не грозила дипломатическая изоляция и был обеспечен тыл. Но русской дипломатии так и не удалось усилить свое влияние в Болгарии и Турции. Отношения же с Германией и Австро-Венгрией обострились до крайней степени, так что неизбежность войны стала реальностью. Внутреннее экономическое положение России значительно укрепилось в годы промышленного подъема 1909-1914 гг. Усилилось экономическое могущество российской буржуазии и ее политические позиции. Однако по поводу оценки внутриполитического положения страны, характеризующегося новым мощным революционным подъемом и возникновением революционной ситуации, в среде господствующих классов единства не было. Наиболее дальновидные их лидеры полагали, что может оправдаться столыпинское предвидение и война повлечет за собой революцию. Большинство же считало, что война будет способствовать стабилизации внутренней ситуации, отвлечет рабочий класс от борьбы, а введение военного положения облегчит подавление) революции.


Заключение

В заключение сказанного можно подвести итоги, сформулировать выводы.

Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы. Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

В конце XIX в. обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Наиболее прочные позиции имела в Китае Англия. В 1900г. Россия вместе с другими великими державами участвовала в подавлении восстания в Китае, поднятом обществом «Ихэтуань».

Направление внешней политики России в этот период определялось прежде всего внутренними факторами. Важнейшими из них были, во-первых, поражение в войне с Японией и, во-вторых, внутренняя смута 1905г.


Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Новый учебник, Веди-принт, 2001.

2. Дейниченко П.Г. Полный энциклопедический справочник, 2001. С. 245.

3. Жарова Л.Н., Кредер А.А., Мишина И.А. Россия и мир в XX веке. Ч. II (2000). С. 112.

4. Короленков А.В., Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России. Пособие для поступающих в вузы. М.: Айрис, 2001. С. 37.

5. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История Отечества. XX век. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. С.127.

На рубеже 19-20 веков произошло значительное изменение международной обстановки. Это было вызвано борьбой великих держав за откровенный передел мира, за дешевые источники сырья, рабочей силы и новые территории сбыта продукции. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870г. и не успевшей к первоначальному колониальному разделу мира. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира, возросли противоречия ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, более активно стали действовать на международной арене Япония и США, желавшие расширить зоны своего экономического влияния.

В конце 19 века Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. В борьбе двух групп правящих кругов (тех, кто выступал за мирные и дипломатические средства в разрешении противоречий модернизирующейся России – Витте и Столыпин), победила «военная партия», занимавшаяся открыто завоевательные позиции.

Во внешней политике можно выделить три основных направления:

Западное направление – отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880 –х гг. союзником России в Европе стала Франция. С конца 1880-х гг. союзником в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала в Иране и Афганистане, С Австро-Венгрией – за влияние на Балканах;

Южное направление – отношения с Турцией, Ираном. Россия боролась за черноморские проливы и политико-экономическое господство в Азии;

Дальневосточное направление – отношения с Китаем, Японией. Территория Китая стала предметом особого противостояния между великими державами. В 1891 году было принято решение строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали , имевшей стратегической значение. В 1896г. был подписан договор с Китаем о строительстве КВЖД (китайско-восточной железной дороги), позднее – о сдачи Китаем в аренду Порт-Артура, и Дайрана (Дальнего). Русские войска в 1900г. были введены в Манчжурию. Эти договоры и действия сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. Борьба за влияние в Северном Китае, Манчжурии и Корее привели к русско-японской войне 1904-1905гг. «Военная партия» считала, что России в условиях тяжелой все более ухудшающейся внутренней социально-политической и экономической ситуации для демонстрации силы власти «необходима маленькая победоносная война» (В.К. Плеве).

Но Япония, осуществив с помощью английских и американских советников перевооружение своей армии и флота, первой напала на Россию. 27 января 1904г . японский флот совершил внезапное нападение на порт-артурскую эскадру и находившийся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг». Несмотря на смелость и героизм русских солдат и матросов, некоторых генералов и офицеров (адмирал Макаров, генерал Кондратенко), ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Был проигран ряд сухопутных сражений (Ляоян, Мукден ) и потерян почти весь флот (в Порт-Артуре, в Цусимском сражении) . Россия вступила в войну неподготовленной. Война вскрыла вопиющие недостатки в армии и на флоте, свидетельствовала об экономической и военно-технической отсталости страны. Война, совпавшая с экономическим кризисом, стала важным революционизирующим фактором. Считая своей главной задачей подавление начавшейся революции, правительство С. Витте согласилось на посредничество американского президента Т. Рузвельта в подписании мирного договора. В августе 1905г. в Портсмуте (США ) глава русской делегации С.Витте подписал мирный договор для России. Россия отдавала Японии Южный Сахалин и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, окончательно признавала право Японии на Курильские острова. К чести С. Витте, было отвергнуто требование Японии о контрибуции.


Тема: Внутреннее и внешнеполитическое положение России в 1907 -1917 годах. Лекция 14.

В 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.

Начало президентства Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации , впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.

Концепция 2000-го года официально закрепляла идею великодержавности России в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России. В число основных целей внешней политика вошли:

Обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности;

Формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на нормах международного права;

Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъёма её экономики;

Формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;

Защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

В Концепции была подтверждена приверженность модели многополярного мироустройства. Отмечалось, что миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения проблем, стратегия же односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, усугубить межгосударственные противоречия.

Принятие национально ориентированной Концепции и несомненное стремление нового руководства целенаправленно работать над её реализацией ещё не создавали гарантий от ошибок и спорных решений. Среди них ликвидация российских военных баз на Кубе (Лурдес) и во Вьетнаме (Камрань), а также двух дивизий ракетных войск стратегического назначения на железнодорожной основе. Ликвидированные железнодорожные комплексы до сих пор не имеют аналогов в мире.

В этих решениях прослеживается инерция политики уступок Западу и прежде всего США, жёстко реагировавших на растущую самостоятельность поведения России на мировой арене:

Позиция России по вопросу о расширении НАТО была полностью проигнорирована и вслед за странами Восточной Европы в НАТО были приняты страны Балтии;

На постсоветском пространстве проводилась политика вытеснения России и поддержки антироссийски настроенных деятелей, что вполне определённо проявилось в ходе так называемых «цветных революций» в Грузии и на Украине;

Центральная (Средняя) Азия, Закавказье, Прикаспий были объявлены зоной интересов США, что предполагало активную американскую политику и ослабление позиций России в этих регионах;

США продолжали сохранять дискриминационные ограничения в торговле с РФ, введённые ещё в бытность СССР, и отказывались предоставить нашей стране на постоянной основе статус наибольшего благоприятствования в торговле, являющийся нормой для стран, находящихся в партнёрских отношениях;

Россия находилась под постоянным огнём критики и давлением в связи с её действиями в Чечне, при этом в оценке этих действий использовался двойной стандарт, что было особенно очевидно на фоне действий НАТО в 1999 г. против Югославии, когда авиация блока, преимущественно американская, 11 недель подвергала бомбардировке всю территорию страны.

Список можно продолжить, но достаточно привести только один факт: в декабре 2001 г. США приняли решение о выходе из Договора ПРО 1972 г., проигнорировав позицию России, считавшей, что развал ПРО угрожает глобальной стратегической стабильности.

Для России на рубеже тысячелетий сложилась непростая ситуация в сфере обеспечения национальной безопасности: на западе расширение НАТО приобрело необратимый характер, усиливалась нестабильность на южном направлении (Афганистан, Ирак, Пакистан), на востоке росло военное могущество Китая и Японии. Плюс к этому – огромный дисбаланс с США не в пользу России во всех сферах, включая военную: в 2004 г. военные расходы США составили 455 млрд. долларов, России – 19,4 млрд. долларов .

Однако и в таких условиях Россия сохранила приверженность принципам и целям своей политики.

Напомним наиболее известные эпизоды внешней политики России минувшего десятилетия:

Рассматривая борьбу с международным терроризмом как важнейшую национальную и внешнеполитическую задачу, Россия поддержала меры, предпринятые США после событий 11 сентября 2001 г. и содействовала их реализации, предоставив американской авиации воздушный коридор для доставки грузов войскам в Афганистане;

Однозначное осуждение со стороны Российской Федерации получило вторжение США и их союзников в Ирак, осуществлённое весной 2003 г. без санкции ООН под фальшивым предлогом наличия в Ираке оружия массового уничтожения (ОМУ);

Последовательно отстаивая хельсинкский принцип нерушимости границ в Европе, Россия не признала провозглашённую албанскими сепаратистами независимость Косово: узаконивание данного прецедента создавало все условия для масштабного пересмотра границ в Европе, и не только;

Решительными действиями была остановлена агрессия Грузии против народа Южной Осетии, сопровождавшаяся неспровоцированным нападением на российских миротворцев.

В каждом случае отечественные политики и дипломаты были последовательны в проведении курса, направленного на отстаивание национальных интересов.

Россия медленно, но последовательно восстанавливала свои позиции не только в Евразии, но и за её пределами. Визиты высших российских руководителей во главе представительных делегаций в страны Латинской Америки и Африки, сопровождавшиеся подписанием многочисленных соглашений об экономическом, военном и других видов сотрудничества, продемонстрировали всему миру, что Россия снова возвращается в узкий круг держав с глобальными интересами.

Концентрированное изложение идеологии внешней политики современной России было представлено гражданам РФ и мировому сообществу в июле 2008 года на страницах Концепции внешней политики Российской Федерации , утверждённой Президентом России Д.М. Медведевым. Документ дополняет и развивает положения предыдущей Концепции с учётом изменений в мире после 2000 года.

Главное, что характеризует Концепцию – её реалистичность. В основание внешней политики кладутся прагматизм, открытость, предсказуемость, неконфронтационное продвижение национальных интересов. В качестве отличительной черты российской внешней политики выделяется её сбалансированность и многовекторность.

Впервые в самостоятельный раздел выделена проблема верховенства права в международных отношениях. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности - приоритетное направление для Российской Федерации. Обращает на себя внимание то, что тезис о решимости России выступать на международной арене в поддержку права проходит через весь документ.

Другая сквозная тема Концепции – роль и место ООН в современном мире. Главный тезис, который всесторонне обосновывается в тексте документа, утверждает, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. Действия каждой страны на мировой арене должны строиться в соответствии с принципами и нормами Устава Организации Объединённых Наций. Любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН.

В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов; отмечается возрастание влияния религиозного фактора в международных отношениях, что требует обращения к таким категориям как справедливость и нравственность; обращается внимание на недопустимость избирательного подхода к истории и превращение исторической темы в инструмент практической политики.

Положения Концепции опираются как на анализ современных международных процессов и тенденций, так и на уроки прошлого, в т. ч. выводы из ошибок СССР. В частности подчёркивается, что Россия не даст вовлечь себя в новую гонку вооружений, разрушительную для экономики и пагубную для внутреннего развития страны.

Итожа, можно утверждать, что в «нулевые» годы Россия сделала весомую заявку на право быть самостоятельным центром силы в многополярном мире. Однако по-прежнему не решена полностью проблема внутреннего ресурса внешней политики.

«Сейчас мы стали в сто раз влиятельнее как государство, чем были в 1999 году», – утверждает С.А.Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политики, но нам «нужно постоянно доказывать своё влияние на мировое сообщество. А базу под влияние, т.е. новую экономику, новую инфраструктуру, мы ещё не очень подвели» .

Провозглашённый современным российским руководством курс на модернизацию создаёт необходимые политические условия для перехода именно к такой новой экономике.

С XIX в. российская история по-настоящему превращается в европейскую. Решение общеевропейских проблем уже не представлялось возможным без участия России. Начало столетия характеризовалось постоянными импульсами обострения международных отношений, в ряде случаев переходящих в острые вооруженные столкновения. Включившись в борьбу европейских грандов за сферы влияния, за гегемонию на континенте, Россия нередко занимала в ней ключевые позиции. Особенностью эпохи стала необходимость для россиян в 1812 г. в жесточайшей войне с Наполеоном отстаивать национальную независимость.

Основной задачей внешней политики России в начале XIX в. являлось сдерживание европейской и ближневосточной экспансии Франции, осуществлявшейся в рамках программы достижения мирового господства. Результатом участия России в очередных (третьей и четвертой) антинаполеоновских коалициях, военной основой которых была русская армия, стали поражения в 1805 г. под Аустерлицем, в 1807 г. у Фридланда и подписание тяжелого Тильзитского мира. Россия присоединилась к системе континентальной блокады, с помощью которой Наполеон намеревался развалить экономику основного противника - Англии.

Тильзитские соглашения 1807 г. делали неизбежным новое, решительное российско-французское столкновение, поскольку были крайне невыгодны России, имевшей прочные связи с английским рынком. Накануне Отечественной войны 1812 г. царское правительство укрепило свои позиции путем войн и мирных договоров со Швецией (1808 - 1809) и Турцией (1806 - 1812). Итоги начавшегося в июне 1812 г. похода Наполеона во главе 450-тысячной «Великой армии» на Россию точно определил Л. Н. Толстой: «...погибло все нашествие». События периода Отечественной войны 1812 г. продемонстрировали силу и мужество русского народа.

В 1813 - 1814 гг. боевые действия против наполеоновских войск продолжались на европейских полях. В оформившейся очередной - победной - антифранцузской коалиции помимо России, игравшей ключевую роль, участвовали Англия, Пруссия, Австрия, Швеция. Итоги наполеоновских войн конца XVIII - начала XIX в. подвел Венский конгресс 1814 - 1815 гг. В результате острой дипломатической борьбы к Российской империи отошла большая часть Польши (Царство Польское). В 1815 г. Александр I, провозгласив идею единения христианских монархов, инициировал создание Священного союза. Целью этой организации стала поддержка нового европейского порядка и прежде всего борьба с революционным движением.

Беспрецедентный для России по насыщенности военных действий период завершился утверждением столь же небывалого в российской истории международного авторитета ее властей. Царизм пользовался его плодами вплоть до Крымской войны.

Стабильность Венской системы позволяла европейским странам в течение почти сорока лет решать разногласия между собой, не прибегая к активным военным действиям. Важнейшим аспектом европейской политики российского руководства в это время становится борьба с революционным движением. Участием в конгрессах Священного союза Россия способствовала подавлению его силами революционных выступлений в начале 20-х гг. в Италии и Испании.

На рубеже XIX-XX вв. углубился раскол Европы. Усилилась борьба великих держав за передел мира, сферы влияния и колонии. Подобная политика получила название империалистической. Германская империя, созданная в 1871 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государствами, стремилась наверстать упущенное. В связи с этим резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, на мировой арене начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического и политического влияния. Российская империя превратилась к концу XIX в. в мощную евразийскую державу, обладавшую весомым международным авторитетом. Ее внешняя политика определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами. Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. Николай II и его окружение проявляли также непоследовательность в методах осуществления внешнеполитических задач. Часть правящей верхушки (С. Ю Витте, П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных Конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). Другая часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (статс-секретарь Комитета по делам Дальнего Востока А. М. Безобразов, министры иностранных дел А. П. Извольский и С. Д. Сазонов).

Основные направления внешней политики. В конце XIX - начале XX в. сохранялись традиционные для России направления. Главным оставалось ближневосточное - Черноморские проливы и Балканы. Балканские народы, и получившие независимость, и остававшиеся под властью Османской империи, продолжали видеть в России свою покровительницу и союзницу. Однако укрепление дружественных отношений с ними натолкнулось на противодействие многих стран Европы, которые были заинтересованы в Балканах как важном стратегическом и экономическом регионе. Особую активность проявляла Австро-Венгрия.

На европейском направлении традиционные союзнические отношения с центрально-европейскими державами (Германия и Австро-Венгрия) все больше охлаждались из-за роста противоречий России с ними. Этому не смогли помешать неоднократные «родственные» встречи русского и германского императоров. В условиях глубокого франко-германского антагонизма и усиления русско-германских противоречий Франция и Россия укрепляли свой союз, заключенный в 1891- 1893 гг., и стремились к сближению с Англией. Это означало складывание новой расстановки сил в Европе.

На рубеже XIX-XX вв. Россия активизировала дальневосточное направление своей внешней политики.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»