Программа развивающего обучения старших дошкольников с использованием компьютера «Этот удивительный компьютер». Ребенок - дошкольник и компьютер

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Надежда Воробьева
Нужен ли дошкольнику компьютер?

НУЖЕН ЛИ ДОШКОЛЬНИКУ КОМПЬЮТЕР ?

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до средней школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен и дело взрослых обратить его в полезное русло. Мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир , у детей появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Следующий шаг это овладение способами управления компьютером . Для этого разработаны специальные компьютерные программы , например, серия программ «Первое знакомство» для компьютеров типа IBM PS .

Другим важным моментом является то, что компьютер , благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, «мышки» ) осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник , управляя компьютерной игровой программой , учится сначала думать, а затем действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, а вместе с тем детский сад и семья никогда в «до компьютерную » эпоху не отправляли в школу ребят, которые умеют сначала думать, а потом действовать. Учительница постоянно призывала практически каждого ученика-первоклашку : «Ты сначала подумай, а потом говори или делай» . В чем дело? А в том, что у ребенка нет теоретического мышления, оно еще не сформировалось. В ходе игровой деятельности дошкольника , обогащенной компьютерными средствами , возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и т. д., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Какие же подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте наметились в настоящее время? Их три. Первый предполагает изучение компьютера и его возможностей , формирование первых навыков программирования на доступном для детей языке ЛОГО. Хотя программирование, по мнению многих, задача школы. Второе направление применение компьютера как средства обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам. Третье направление - использование компьютера как средства познавательного развития ребенка.

Каждое из перечисленных выше направлений имеет конкретные задачи, содержание и методы осуществления, аргументированные экспериментальными данными. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте - использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики детского сада.

Первые опыты применения компьютера в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам , которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

В третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером , являются стимулом познавательной активности детей.

В четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

В пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).

В-шестых, компьютер очень «терпелив» , никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Переходя к последнему направлению, использованию компьютера как средства познавательного развития ребенка, необходимо повторить, что основа жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте это игра . Главный вопрос, который волнует ученых педагогов и родителей это насколько полезны ребенку компьютерные игры , каковы возможные последствия увлечением этими играми. Наряду со многими положительными моментами есть и немало отрицательных. Однако в последнее время появилось новое поколение компьютерных игр , разрабатываемых совместно программистами, педагогами и психологами, учитывающими возрастные особенности детей, закономерности их развития, воспитания и обучения. Условно их можно разделить на три группы :

1) обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д. ;

2) развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;

3) диагностические игры, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д. В основном используются специалистами для решения специфических задач, в том числе в дошкольной коррекционной педагогике.

Современными детьми компьютер все чаще используется в качестве основного источника информации. К сожалению, это происходит в ущерб двигательной активности, чтению книг, что так необходимо для полноценного развития гармоничной личности. Вопрос о влиянии компьютерной техники на неокрепший детский организм является сегодня одним из наиболее актуальных. В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах раннего знакомства ребенка с компьютером, о функциональной готовности дошкольников к работе за компьютером, а также о том, как ребенка к этой работе правильно подготовить.

Аргументы «за»

Компьютер развивает мышление и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Этот аргумент имеет научное основание, его поддерживают многие педагоги. Дети дошкольного возраста, которые периодически проводят время за компьютером, могут похвастаться следующими улучшенными качествами: вниманием и произвольной памятью, познавательной мотивацией, моторной координацией, а также координацией совместной деятельности зрительного и моторного анализатора. Все это психологически .

Аргументы «против»

В основном их выдвигают медики, говоря о том, что электромагнитное излучение, долговременное пребывание в сидячем положении негативно сказываются на здоровье ребенка, приводя к утомлению, эмоциональным стрессам, нервно-эмоциональному напряжению, ухудшению осанки и зрения. Медики приходят к выводу, что для психического и физического здоровья дошкольника компьютер скорее вреден, чем полезен.

Нельзя однозначно сказать, что правы те или другие. Приносить здоровье ребенка на алтарь прогресса, конечно, нельзя, но и забывать о том, как важна компьютерная грамотность в современном стремительно развивающемся мире тоже не стоит. Так как же найти «золотую середину»?

  1. Игра совместима с вашей моделью компьютера
  2. Соответствует уровню знаний и возрасту ребенка
  3. Привлекательна по оформлению и содержанию
  4. , ее положительные и отрицательные персонажи, их взаимодействие друг с другом – все отвечает вашим моральным принципам
  5. Обратите внимание на то, какие знания будет ребенок приобретать в процессе игры
  6. В игре должны присутствовать разные уровни сложности, она должна быть увлекательной, требовать сосредоточенности, умения анализировать ситуацию, умения комбинировать различные элементы
  7. Хорошо, если игра предполагает одновременное нахождение за компьютером 2 или 3 человек, тогда вы сможете присоединиться к ребенку
  8. В игре длительные задания должны чередоваться с краткосрочными задачами
  9. Обязательно проводите гимнастику для глаз в конце работы за компьютером!

Готовность дошкольника к работе за компьютером

Дело в том, что в значительной мере возникающие при работе ребенка за компьютером трудности связаны с особенностями адаптации неокрепшего детского организма к новой деятельности. Для 5-6 летних детей характерна незавершенность как функционального, так и анатомического развития всех систем и органов, что обуславливает высокую чувствительность ребенка к воздействиям извне. Когда границы выносливости нарушаются, у ребенка могут возникать расстройства в функционировании организма и различные отклонения в состоянии здоровья. Это научно доказано исследованиями адаптации детей данной возрастной группы к школьному систематическому обучению. Нарушается поведение, изменяется эмоциональный настрой, появляется возбудимость, также характерны неадекватные реакции на замечания (плач или агрессия). В процессе адаптации организм привыкает, ребенок более спокойно реагирует на нагрузки и осваивает навыки учебной деятельности. То же самое происходит, когда ребенок учится работать за компьютером. Его организм точно так же приспосабливается к новым условиям. Чтобы адаптация была менее продолжительной и тяжелой, необходима «зрелость» определенных функций, обеспечивающих успешность овладения этими навыками.

Функции, значимые для успешного общения ребенка с компьютером

Сначала ребенок учится работать с клавиатурой, нажимать нужные клавиши точно и быстро, переводя при этом взгляд с монитора на клавиатуру и обратно. Порой приходится работать более быстро, и тогда дети могут испытывать затруднения и допускать ошибки. Следовательно, для работы с клавиатурой будет иметь значение подвижность нервных процессов, которая определяет скорость действия, степень сформированности двигательных функций.

Разумеется, для работы за компьютером важно развитие зрительной системы, испытывающей повышенные нагрузки.

Упражнения на развитие координации и точности движений

Кегли

Понадобятся наборы кеглей и мячей. Кегли необходимо выстроить в ряд. Ребенок сидит на полу, ноги в стороны, держит в руках мяч. Прокатывая по полу мяч, он должен сбивать кегли. Упражнение повторяется 6-8 раз.

Детский баскетбол

Понадобится деревянный куб 35х35 см с круглым отверстием на одной из граней (диаметр отверстия 14 см). Можно сделать такой куб из картонной коробки. Куб устанавливается отверстием вверх.

Ребенок стоит рядом с кубом, в руках у него мяч. Необходимо попасть в отверстие мячом. Выполнятся 5 бросков двумя руками, затем 5 бросков левой и 5 бросков правой рукой. Попадая в цель, ребенок делает от куба шаг в сторону, при неудаче остается на месте. Если играют несколько детей, то победителем будет считаться набравший больше очков при максимальном удалении.

Детский футбол

Соорудите «футбольные ворота» 35х35 см из любых предметов. Ребенок сидит на полу на расстоянии 5 метров от ворот, ноги в стороны. Задача ребенка – прокатить мяч по полу так, чтобы попасть в «ворота».

Занимайтесь этими упражнениями с ребенком 2 раза в неделю по 10-15 минут. Если в семье один ребенок, то его «соперником» должен стать кто-то из взрослых, потому что дети любят соревноваться.

Упражнения на развитие тонких движений кисти и пальцев рук

Знакомство

Ребенок должен поочередно прикоснуться к большому пальцу руки другими пальцами. Можно чередовать темп касаний, а также делать несколько касаний одним и тем же пальчиком подряд.

Ручка ребенка лежит ладонью вверх. Пальцы нужно укладывать на ладошку поочередно (пальчики «засыпают»). Когда они соберутся в кулачок, начинается «просыпание» - выпрямление пальчиков также по очереди. Упражнение выполняется для левой и правой ручки поочередно.

Вот и я!

Каждому пальчику присваивается имя – можно использовать имя сказочного персонажа. Пальчики ребенок собирает в кулак. Затем взрослый называет одно из имен, ребенок должен выпрямить соответствующий пальчик. Два или даже три персонажа могут «появляться» одновременно.

Опасный поворот

Это упражнение особенно заинтересует мальчиков. Нарисуйте на листе бумаги три машинки и для каждой из них – дорогу с крутыми поворотами. Каждую машинку ребенок должен провести в гараж. Для этого он сначала проводит пальцем по линии дороги, затем повторяет упражнение мягким карандашом. Непременное условие: не отрывать карандаш от листа бумаги на протяжении всего пути и не «съезжать в кювет» (не задевать края дороги). Девочкам можно предложить путешествие в «сказочный замок принцессы».

  1. Не усаживайте ребенка за компьютер только потому, что дети ваших друзей, знакомых или родственников много времени проводят за монитором. Ребенок должен сам решить, чем ему приятнее заниматься. Возможно, выбор малыша окажется полезнее для его развития и здоровья. Словом, никакое насилие тут неприемлемо.
  2. Наблюдайте за поведением ребенка, когда он только-только начинает знакомиться с компьютером. Эти наблюдения позволят своевременно предупредить возможные проблемы.
  3. Начинайте упражнения по функциональной подготовке (см.материал выше) заблаговременно.
  4. Старайтесь, чтобы занятия на компьютере были для ребенка увлекательными, сами принимайте в них участие с удовольствием. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
  5. Выполняйте некоторые упражнения во время прогулок или поездок. Используйте любую возможность, чтобы укрепить , развить точность, координацию его движений и другие качества, важные для работы за компьютером.
  6. Не начинайте заниматься всеми предложенными упражнениями сразу, вводите их постепенно. Упражнения не должны утомлять ребенка.
  7. Подбирайте свои варианты упражнений, игр, это поддержит интерес дошкольника, сделает занятия нескучными и разнообразными. Придумывайте новые игры вместе с ребенком.
  8. Помните, что не все упражнения будут получаться у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте своего недовольства. Лучше обсудите с маленьким учеником причины неудачи и постарайтесь его подбодрить.
  9. Заведите специальный блокнот, куда вы будете записывать результаты выполнения тех или иных упражнений, отмечать, что у ребенка получается, а что – пока нет. Чаще говорите с дошкольником о его успехах, о том, чему он уже научился и чего достиг.
  10. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми и не торопите его. Помните, что функциональная и психологическая готовность детского организма к новому виду деятельности вырабатывается у каждого в индивидуальном темпе. , ведь каждый малыш уникален.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

МКДОУ Детский сад № 6 к. в.

Программа

Компьютер для дошкольников

с. Песчаное 2009 г.

1. Введение.

2.

3. Организация учебного и игрового процесса.

4. Литература.

Введение.

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивается на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, холодильником и электрическим чайником, печатной машинкой и компьютером.

Мы живём в век информации, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают в школы, дома и детские сады.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов деятельности ребёнка. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Занятие детей на компьютере имеет большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Учёные отмечают, чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше польза нашему мозгу.

Работа на компьютере вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Компьютер также помогает развивать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, воспитывает волевые качества и приобщает ребёнка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности.

Психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, т. к. у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка.

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.

Цель: развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий .

Задачи: 1. Ознакомительно – адаптационного цикла.

· Познакомить детей с компьютером

· Познакомить с историей ЭВМ

* Познакомить с правилами поведения и правилами безопасности

работы на компьютере.

* Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

* Познакомить с клавиатурой, монитором, «Мышкой».

2. Образовательно – воспитательного цикла.

* Учить осознавать цель

* Выбирать системы действий для достижения цели

* Учить оценивать результаты деятельности

Формировать элементарные математические представления

* Совершенствовать навыки счёта

* Изучать и закреплять цифры

* Проводить работу с геометрическими фигурами

* Решать простейшие арифметические задачи

* Развивать умение ориентироваться на плоскости

* Закреплять представления о величине предметов

Развитие речи

* Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире

Развивать сенсорные возможности ребёнка

* Формировать эстетический вкус

Развивать знаковую функцию сознания

Развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка

* Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность

усидчивость

* Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству

3. Задачи творческого цикла.

* Развивать конструктивные способности

* Тренировать память, внимание

* Развивать воображение

4. Развивать творческое, логическое, абстрактное мышление.

* использовать элементы эвритического мышления

* Развивать потребность к познанию.

Основные принципы построения программы.

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

* Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка.

* Определять зону ближайшего развития

· Аквариумы для поддержания воздушного режима;

· Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста ребенка.

II. Зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.

1. Раздаточный материал для каждого ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Средообразующие модульные предметы.

4. Разнообразные игрушки.

5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

7. Зал оформляется обилием разнообразных цветов.

III. Техническое помещение.

IV. Санузел.

Формы контроля.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы «Практического применения компьютера в детском саду» проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий. Подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности занятий, опираясь на зону ближайшего развития. Диагностика проводится три раза в год.

В начале года (сентябрь) определяется общий уровень развития ребенка :

1. Изучение личности:

· Изучения умения сохранять цель в случае затруднения успеха;

· Изучение самоконтроля.

2. Изучение познавательной сферы:

· Оценка общего психического развития;

· Изучение объема произвольного внимания;

· Изучение устойчивости и распределения внимания;

· Изучение зрительной и слуховой памяти;

· Изучение оригинальности воображения;

· Изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

· Изучение умственной работоспособности.

3. Изучение физического развития:

· Изучение скорости движения и уровня развития координации кисти;

· Изучение координации движения, взаимодействие руки и глаза.

В середине года (декабре, январе) проводится диагностика развития речи:

· Изучение грамотного строя речи;

· Изучение звуковой стороны речи;

· Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

· Изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1. Изучение личности:

· Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу;

· Слушать и точно выполнять указания взрослого;

· Изучение целенаправленности деятельности;

2. Изучение познавательной сферы:

· Оценка уровня общего психического развития (сравнить с результатом первой диагностики);

· Изучение общей способности к обучению;

· Изучение устойчивости внимания;

· Определение объема памяти;

· Диагностика уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

· Изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3. Диагностика физического развития:

· Определение скорости движения и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется большое внимание робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций родителям. Даются дополнительные задания на дом, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа , а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия: игры, ребусы и т. п. (как с применением компьютерной техники , так и без неё):

1. Реши кроссворд «Компьютерный мир»;

2. Математический КВН;

3. Развлечение «Звуковая дорожка»;

4. Страна «Воображалия»;

5. Путешествие с Вини-пухом (выбор самых внимательных детей и их награждение памятными эмблемами);

6. Итоговое развлечение «Какими были, какими стали» (повторение любимых физминуток, игр). Награждение памятными подарками, сладкими призами.

Литература:

1. , Смирнова игры для детей младшего дошкольного возраста.

2. , Павлова Л, Н., Новикова для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1990.

3. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана.

4. Михайлова занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1992.

5. Никитин игры. 5-е изд. доп. М., Знание, 1994.

6. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. Челябинск, Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.


Согласитесь, что жизнь киношных шпионов и боевиков представляет собой сплошную череду захватывающих и головокружительных приключений. Но подумайте, ведь им всегда нужно рассчитывать на собственные мозги и навыки. Поживите в их шкуре. Испытайте себя, найдите выход из трудной ситуации. Это реально с нашей игрой из категории , которая даст вам возможность оторваться от проблемной реальности.

Как известно, новинки в области мини игр всегда привлекают внимание, особенно если этой новинкой становится мини игра от известного разработчика. , которую можно загрузить и установить бесплатно в разделе , - это как раз тот самый случай! Теперь вам просто некогда будет скучать, ведь эта казуальная игра заполнит все паузы, возникшие между делами.



Вас ждет увлекательный сборник , включающий в себя развивающие игры, задания и видеоматериалы. Игра очень полезны для маленьких детишек, поэтому вам стоит скачать ее у нас бесплатно и без регистрации прямо сейчас! В игре обучающие видеосюжеты поведают малышу что такое компьютер, про ег устройство, из чего он состоит и как работает. Это очень интересно, а что самое главное – полезно! Ваш ребенок сможет освоить основные действия, научиться запускать и закрывать программы, создавать папки и файлы, а так же набирать текст и рисовать. Игры полезны ребенку будут тем, что благодаря веселым заданиям можно развить внимание и память, хорошенько натренировать логическое мышление, кроме того научиться различать буквы и цифры, цвета, формы фигуры, и др. а для родителей игра Компьютер для дошкольников дает возможность использовать множество дополнительных материалов, которые способствуют развитию и обучению ребенка, используя для этого компьютер, грамотные советы психологов и педагогов. Попробуйте, и развивайте у своего ребенка внимательность, усидчивость, наблюдательность с использованием компьютера!

Минимальные системные требования игровой программы:
* Операционная система Microsoft® Windows® 2003/XP/Vista
* Процессор Pentium® 300 МГц
* 128 МБ оперативной памяти
* 5 МБ свободного места на жестком диске
* Видеоадаптер и монитор SVGA
* Разрешение экрана 800х600
* Устройство для чтения компакт-дисков

Язык игры: русский
Версия игры: смонтируй образ диска игры, установи и играй без ограничений
Размер образа диска игры: 201 Мб

  1. Введение.
  2. Литература.

Введение.

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивается на человека настолько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, холодильником и электрическим чайником, печатной машинкой и компьютером.

Мы живём в век информации, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, проникают в школы, дома и детские сады.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов деятельности ребёнка. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Занятие детей на компьютере имеет большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Учёные отмечают, чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше польза нашему мозгу.

Работа на компьютере вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Компьютер также помогает развивать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, воспитывает волевые качества и приобщает ребёнка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности.

Психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, т.к. у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка.

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.

Цель: развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

Задачи: 1. Ознакомительно - адаптационного цикла.

  • Познакомить детей с компьютером
  • Познакомить с историей ЭВМ

* Познакомить с правилами поведения и правилами безопасности

работы на компьютере.

* Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

* Познакомить с клавиатурой, монитором, «Мышкой».

  1. Образовательно - воспитательного цикла.

Формировать навыки учебной деятельности

* Учить осознавать цель

* Выбирать системы действий для достижения цели

* Учить оценивать результаты деятельности

Формировать элементарные математические представления

* Совершенствовать навыки счёта

* Изучать и закреплять цифры

* Проводить работу с геометрическими фигурами

* Решать простейшие арифметические задачи

* Развивать умение ориентироваться на плоскости

* Закреплять представления о величине предметов

Развитие речи

* Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире

* Формировать звуковую культуру речи

* Формировать грамматический строй речи

Развивать сенсорные возможности ребёнка

* Формировать эстетический вкус

Развивать знаковую функцию сознания

Развивать эмоционально - волевую сферу ребёнка

* Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность

усидчивость

* Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству

  1. Задачи творческого цикла.

* Развивать конструктивные способности

* Тренировать память, внимание

* Развивать воображение

  1. Развивать творческое, логическое, абстрактное мышление.

* использовать элементы эвритического мышления

* Развивать потребность к познанию.

Основные принципы построения программы.

Программа построена на следующих основных принципах:

  1. Принцип развивающего обучения.

* Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребёнка.

* Определять зону ближайшего развития

* Использовать вариативность компьютерных программ.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

* Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только дают знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества.

* Формируют нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

  1. Принцип систематичности и последовательности обучения.

* устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными связями

* переходить от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному

* возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

  1. Принцип доступности.
  1. Принцип индивидуализации.

* на каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребёнку как к личности

* каждое занятие должно строиться в зависимости от психологического, интеллектуального уровня развития ребёнка

* должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребёнка

* должен учитываться уровень сложности и определяться строго для каждого ребёнка.

  1. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

* ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия

* в роли советчика, сотоварища дошкольника может выступать компьютер.

  1. Принцип связей в жизни.

* педагог и ребёнок должны уметь, устанавливать взаимосвязи процессов,

Находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, существующих отношениях вещей и материи.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное оно включает в себя 3 этапа.

1 этап - подготовительный.

Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия. Период подготовки к компьютерной игре идёт через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему, справится с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

2 этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребёнка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребёнка в компьютерную программу:

  • последовательное объяснение ребёнку значения каждой клавиши
  • ребёнку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления клавиатурой и программой
  • ребёнку предлагается карточка - схема, где задаётся алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

3 этап - заключительный.

На этом этапе необходимо:

  • провести релаксацию зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз)
  • мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений).

Занятия проводятся по подгруппам 4 - 8 человек, 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап: 10 - 15 мин.

2 этап: 10 - 15 мин.

3 этап: 5 мин.

Помещение проветривается после каждого занятия.

Занятия построены на игровых методах и приёмах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. Для более эффективного прочного овладения знаниями программа строится на основе постоянного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровых занятий.

Организация учебного и игрового процесса.

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Компьютерный зал.
  2. Компьютеры.
  3. Принтер цветной струйный.
  4. Сканер планшетный.
  5. Колонки, наушники.

Компьютерный зал оформляется:

  • Обильное озеленение зала;
  • Имеется вентилятор;
  • Аквариумы для поддержания воздушного режима;
  • Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста ребенка.
  1. Зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.
  2. Раздаточный материал для каждого ребенка.
  3. Дидактические игры.
  4. Средообразующие модульные предметы.
  5. Разнообразные игрушки.
  6. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.
  7. Мягкая мебель.
  8. Зал оформляется обилием разнообразных цветов.
  • Техническое помещение.
  1. Санузел.

Формы контроля.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы «Практического применения компьютера в детском саду» проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий. Подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности занятий, опираясь на зону ближайшего развития. Диагностика проводится три раза в год.

В начале года (сентябрь) определяется общий уровень развития ребенка:

  1. Изучение личности:
  • Изучения умения сохранять цель в случае затруднения успеха;
  • Изучение самоконтроля.
    1. Изучение познавательной сферы:
  • Оценка общего психического развития;
  • Изучение объема произвольного внимания;
  • Изучение устойчивости и распределения внимания;
  • Изучение зрительной и слуховой памяти;
  • Изучение оригинальности воображения;
  • Изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
  • Изучение умственной работоспособности.
    1. Изучение физического развития:
  • Изучение скорости движения и уровня развития координации кисти;
  • Изучение координации движения, взаимодействие руки и глаза.

В середине года (декабре, январе) проводится диагностика развития речи:

  • Изучение грамотного строя речи;
  • Изучение звуковой стороны речи;
  • Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

  1. Изучение личности:
  • Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу;
  • Слушать и точно выполнять указания взрослого;
  • Изучение целенаправленности деятельности;
    1. Изучение познавательной сферы:
  • Оценка уровня общего психического развития (сравнить с результатом первой диагностики);
  • Изучение общей способности к обучению;
  • Изучение устойчивости внимания;
  • Определение объема памяти;
  • Диагностика уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
  • Изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.
    1. Диагностика физического развития:
  • Определение скорости движения и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется большое внимание робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций родителям. Даются дополнительные задания на дом, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия: игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без неё):

  1. Реши кроссворд «Компьютерный мир»;
  2. Математический КВН;
  3. Развлечение «Звуковая дорожка»;
  4. Страна «Воображалия»;
  5. Путешествие с Вини-пухом (выбор самых внимательных детей и их награждение памятными эмблемами);
  6. Итоговое развлечение «Какими были, какими стали» (повторение любимых физминуток, игр). Награждение памятными подарками, сладкими призами.

Литература:

  1. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
  2. Ерофеева Т.И., Павлова Л,Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1990.
  3. Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1992.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. 5-е изд. доп. М., Знание, 1994.
  6. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. Челябинск, Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»