Анатолий владимирович тарасов совершеннолетие. Вдохнуть духовное мужество

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В Москве началась российско-греческая мемориальная акция, цель которой - познакомить россиян с подвигом греческих новомучеников. В рамках этой акции 22 января со Святой Горы Афон прибыла икона святых новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX веков. Акция проводится как часть XX международных Рождественских образовательных чтений.

В международном аэропорту «Домодедово» икону встретили представители Издательства Московской Патриархии, Посольства Греции в РФ, российской греческой общественности. Особое настроение торжествам встречи создало участие в них молодых людей и девушек в понтийских национальных одеждах из хора Московского общества греков, которые встретили святой образ, а затем несли у иконы почетный караул все время пребывания святыни в зале официальных делегаций аэропорта.

Икона была специально написана на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, ее сопровождали геронта Симеон - представитель святогорского монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, монах Иосиф (Урядко) из монастыря Пантократор. C прибытием иконы в Москве начались мероприятия российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения» (Святая Гора Афон - Москва). Финальным аккордом этой акции станет концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», который пройдет 25 января в зале Церковных Соборов храма Христа-Спасителя во время закрытия Рождественских образовательных чтений.

Я рад с новой миссией посетить землю Святой Руси, - сказал монах Симеон (М aнакос) , сопровождающий икону, - и хотя я приезжаю в Россию уже в пятый раз, для меня это всегда особая честь, ведь на этой земле живут близкие нам люди. Мы чувствуем тепло ваших сердец и испытываем к русским собратьям по вере такие же братские искренние чувства. Организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию - рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников, и это очень достойная цель, потому что святые явили нам пример великой христианской веры.

По приглашению наших друзей в России мы привезли сегодня икону Новомучеников Эллады, Малой Азии и Понта, написанную потомственным иконописцем Иваном Мастеропуло, отец которого великий художник Николай Мастеропуло жил в России и был большим другом монастыря Дионисиат. Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих и будем просить помощи Его Святейшества в том, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя погибли, защищая свою веру, многие ромеи. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. И их подвиг аналогичен подвигам российских мучеников и исповедников советского периода, когда многие тысячи, явив великое подвижничество, отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие, и мы в нем живем и молимся.

Прекрасные аудиокниги о греческих мучениках и исповедниках созданы на русском языке, и мы немного завидуем в этом нашим русским братьям. Их сделал наш русский друг греческого происхождения и большой художник Константин Харалампидис при участии известных русских артистов. Как видите, у нас много общего. Возможно, то дело, что привело нас в этот раз в Россию, и не очень значительное международное событие, не «новый этап отношений Греции с Россией» - такая формулировка звучала в вопросах ваших журналистов, - но отношения между православными народами России и Греции были, есть и будут всегда, и мы понимаем, что время от времени эти отношения надо обновлять. Греческая пословица гласит: «Глаза, которые не видят часто кого-то, когда-нибудь не узна ют его». Поэтому даже близким встречаться обязательно надо.

Радостно, что в ближайшие дни нас ожидает духовное общение с нашими русскими собратьями, и мы желаем, чтобы эта российско-греческо-кипрская акция, которую мы начинаем в России, прошла с успехом. В том числе и духовный концерт в храме Христа Спасителя 25 января. Об этом молятся многие из святогорских братий.

Константин Харалампидис, организатор акции, автор идеи и руководитель проекта «Исповедники Православия после гибели империи», приветствуя гостей встречи святыни, сказал:

Слава Богу, что кардинально ничего не изменилось за века: предательство по-прежнему пока предательство, а мужество и подвиг способны оценить и наши современники. Именно к ним мы обращаемся по завету старца Паисия Святогорца, который много раз сравнивал мужество прежних времен, решимость святых и слабые безвольные жизни большинства людей сегодня.

Вдохнуть духовное мужество, вернуть народу достоинство и решимость, вновь духовно приблизить современных греков к великим эллинам и ромеям, а русских - к идеалам народа Святой Руси способен только Бог. От нас нужно одно - искреннее стремление и воля. Воля - как раз то, чего нам так не хватает сегодня, но в избытке было у святых - новомучеников и исповедников всего греческого мира. Мы обращаемся в нашем проекте к памяти всех святых новомучеников и исповедников - и Константинополя, и Афона, и Эллады, и Кипра, Малой Азии и Понта. Они духовные наследники великой империи и доказали это своей жизнью.

Сегодня, чтобы прикоснуться к великой Византии, мы идем на Афон, потому что это последний живой уголок Империи. Но Империя как духовное понятие жива сегодня именно в православной вере. История, которую мы хотим рассказать нашим современникам, - это урок того, что самые великие империи падают, когда ее народ в массе своей отказывается от высоких христианских идеалов, а крах империи означает время глубочайших страданий абсолютно для всех. Но святые, благодаря тому, что имели веру, волю и решимость, пошли на небо, а те, кто не имел этой силы, оказался на пути падения и гибели.

В мероприятиях акции в Москве, кроме делегации Святой Горы Афон, примут участие представители епископата и духовенства Вселенского Патриархата, Элладской и Кипрской Православных Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции.

Организаторы акции «От Рождества до Воскресения» - студия «Константинополь», Издательство Московской Патриархии при поддержке Священного Кинота Святой Горы Афон, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Посольства Греческой Республики в РФ, Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

ДУХОВНОЕ МУЖЕСТВО Преподобный Антоний Великий говорил так: «Мужество есть ни что иное, как твёрдость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся боле». Конечно, под врагами здесь имеются в виду, в первую очередь, греховные проявления и действия в душе и жизни верующего. Вот, когда человек доверяет врачу, исполняет его предписания и принимает назначенные лекарства, происходит лечение от болезни. Подобно и в духовной жизни: когда христианин становится таковым не по названию только, а по сути (начинает вести духовную жизнь, памятуя постоянное присутствие Божие), то идет лечение всей духовной и даже душевной жизни человека. Но… При чём тут мужество? А вот тут-то без него и не обойтись. Про мужество еще говорят, что это храбрость, присутствие духа в опасности, рискованных ситуациях, преодоление страха и борьбы мотивов. Без мужества невозможно обойтись в налаживании отношений с Богом и людьми. Первое, что требует огромного мужества, - захотеть увидеть и понять собственные грехи и недостатки. Второе – это найти силы открыто признать свои грехи перед Богом, а если нужно, то и перед людьми, то есть совершать личное покаяние. Далеко не у всех на это хватает внутренних сил, то есть мужества. Есть, правда, вариант просить у Бога сил, чтобы совершить свое покаяние, но на это тоже нужно мужество, так как тогда уже нельзя отступить, не испортив отношения со своим Создателем. Можно сказать, что потому мало последовательных христиан, что люди боятся быть мужественными в своей жизни, чтобы суметь совершать свое покаяние и перемену в жизни. Так же происходит и во взаимоотношениях семейных и служебных. Легко взваливать вину на других во всех неудачах и недоразумениях, но нужно иметь мужество, чтобы понять: в каждой ссоре есть моя вина. Поэтому нужно суметь находить в себе мужество, чтобы признать свою вину, попросить прощения и начать выстраивать и лечить наши человеческие отношения. Чтобы надлежащим образом созидать человеческую любовь и семью, необходимо мужество, дабы не разменять себя на мелочевку и любовную игру, а последовательно преодолевать искушения в поисках своего семейного призвания. Не меньше мужества нужно в учении и труде, так как хорошие результаты и серьезные успехи в жизни достигаются постоянным последовательным трудом в учении и работе. Поэтому мужество как личное качество человека является важной добродетелью, которую нужно в себе воспитывать и укреплять Божией благодатью в молитве и Таинствах Церкви. Человек может распознать, мужественный он или нет, только в какой-то сложной ситуации, когда он оказывается один на один с той или иной опасностью. Необходимо воспитывать в себе мужество, которое блаженный Августин считал за добродетель, потому что мужество, по его словам, есть любовь, готовая ради Бога претерпеть все. А Василий Великий писал: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а тот, кто Бога боится, тот никого не боится». Необходимо воспитывать в себе духовное мужество при переживании различных искушений, жизненных испытаний. Помнить, что без воли Отца Небесного не происходят даже самые мелкие жизненные события. Бог никогда не попустит нам испытание сверх наших сил, как пишут святые апостолы, но в самом испытании так или иначе сообщит нам некое облегчение для нас. Но мы-то не всегда готовы к тяжелым искушениям. Один инок пришел на исповедь к духовному отцу и стал жаловаться: «В келье, где я живу, бесы вылезают прямо из щелей, начинают сталкивать меня с кровати, заставляют меня плясать, играют на свирелях бесовских, в бубны бесовские бьют. Что мне делать? Всякий раз, когда я ложусь спать, я ожидаю этого нападения». Старец дал ему такой совет: «Во-первых, никому об этом не рассказывай. Во-вторых, не обращай на это никакого внимания». Диавол чувствует человеческий страх. В то же время он чувствует мужество верующего человека, его бесстрашие и быстро отступает. Это как с собаками. Кинологи говорят, что собака всегда чувствует страх и может реагировать на этот страх очень агрессивно, а если человек не испытывает страха перед псами, ведет себя естественно, то едва ли на него может напасть зверь. Поэтому мы должны жить так, чтобы не давать повода ищущим повод, не провоцировать злых духов через наш испуг, боязливость, панику нападать на нас. Мужество здесь совершенно необходимо. Мужество нам нужно также и для того, чтобы пережить переход от этой жизни в жизнь будущую, когда саму свою физическую смерть мы начинаем воспринимать как последнюю епитимию от Господа. Один опытный московский священник говорил: самое тяжелое испытание для человека – это когда человек находится уже на смертном одре и диавол напоминает ему все прежде содеянные грехи, а у человека уже нет возможности покаяться – нет рядом священника, и вот тут надо проявить мужество веры и уповать на милосердие Христа Спасителя, чтобы преодолеть и эту последнюю брань, последнее искушение, последнее ужасное страхование, с которым человек может столкнуться. Даже во многих кинофильмах показывается, что, когда человек умирает, в его сознании проносятся какие-то картины из его жизни, но обычно в кинофильмах показывают радостные моменты, как, например, в фильме «Летят журавли». Но в действительности на память приходит иное, тягостное: это диавол своими страхованиями хочет ввергнуть в уныние душу человека. Каждый из нас умирает всё-таки в одиночку. И мы должны иметь навык преодолевать бесовские страхования. Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество – мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал – умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70:18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: «Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни». Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество – это религиозная добродетель. По материалам православных сайтов.

Важную роль в воспитании коллективизма в действиях наших армейских хоккеистов играет и стимулирование за игру на партнера, за заботу о товарище.

Мы отказались от негласного соревнования хоккеистов, похожего на соперничество отдельных игроков. Оно у нас заменено соревнованием звеньев. Звено, играющее наиболее удачно, коллективно, по-настоящему современно, мы стараемся выделить, отметить как лучшее, достойное подражания.

Одним из самых интересных стимулов для хоккеистов ЦСКА является получение рекомендации в сборные команды страны.

Несколько лет назад мы ввели у себя правило или, может быть, традицию, не знаю, как это и назвать, включать спортсмена в сборную СССР только после одобрения его кандидатуры всем коллективом. На общем собрании хоккеисты довольно энергично обсуждают каждого кандидата в сборную. И тут уж берегись себялюбец или карьерист!

Кстати, история, включения в сборную Советского Союза Анатолия Ионова, то обстоятельство; что при обсуждении кандидатур на поездку в Тампере предпочтение (при прочих равных достоинствах) было отдано самому скромному и доброму товарищу, тому, кто чаще других бывал в игре как будто бы незаметен, заставит, видимо, задуматься тех спортсменов, кто рвется в сборные города или области, республики или страны, забывая о друзьях, о своих партнерах.

Коллективизм в хоккее – это, конечно, не только игра в одно касание, игра на партнера, не только забота о товарище в ходе жаркого хоккейного поединка. Коллективизм в хоккее – это и отношения между спортсменами за пределами хоккейной площадки. Это ответственность каждого человека перед коллективом, перед командой за самого себя. За свою учебу в школе или в институте. За свои успехи в труде, в военной службе. За свои дела, за свои поступки.

Хочу пояснить эту мысль на примерах. Принимая сборную страны, мы вместе с Аркадием Ивановичем Чернышевым изложили кандидатам свои требования. Перечисляя их, мы говорили о тех больших самоограничениях, без точного и строгого исполнения которых немыслимо достичь высот мастерства в современном спорте. Готовы ли спортсмены их принять? Мы просили сразу, не подумав, не отвечать. Требования серьезные, и хоккеисты должны были это понять. На раздумья дали три дня, и когда ребята, кандидаты в сборную команду, обещали отдать все свои силы предстоящей борьбе за мировое первенство, обещали отказаться от того, что может хоть сколько-нибудь помешать их подготовке, то это прозвучало как обет, как клятва.

Предсезонный сбор в тот год проходил на юге, в Алуште. Соблазнов было много. И далеко не все кандидаты в сборную сумели сдержать свое слово. Были случаи нарушения режима дня, уклонения от тренировок и даже ссоры между отдельными игроками. И когда осенью решался окончательный вопрос укомплектования сборной, мы приложили все усилия, чтобы в ее состав не попали те, кто не очень-то уважительно относился к спортивному режиму, к установленным с общего согласия порядкам, ну и, конечно, не были допущены в команду люди с тяжелым характером.

Кстати сказать, с каждым годом все большую и большую роль при отборе кандидатов в сборную играет психологический фактор – ведь победы добивается только дружный, сплоченный коллектив, а игроки, даже большие мастера, но обидчивые, угрюмые, способные затеять ссору, приносят команде не столько пользу, сколько вред. И тут, мне кажется, важно учитывать любые мелочи. И всегда очень требовательно относиться к спортсменам – ко всем независимо от их мастерства и звания.

Глубокой осенью 1962 года, готовясь к первенству мира, мы совершали турне по Канаде. Команда наша, выступающая в значительно обновленном и омоложенном составе, играла успешно: в десяти встречах мы добились девяти побед.

Но вот стало известно, что три наших нападающих – Александр Альметов, Константин Локтев и Виктор Якушев, нарушая обет, данный торжественно коллективу, тайком курят.

Собрание команды было бурным. Все трое клятвенно заверяли, что никогда никаких срывов спортивного режима они не допустят. Что нужно было делать – простить нарушителей или наказать их?

Считаю, что решение тогда было принято правильное: Альметова и Якушева оставили в команде условно, до первого замечания. А капитана команды Локтева из сборной вывели. Ведь он был капитаном! И, поймите правильно, отчислили не за курение. А за обман коллектива. За нарушение клятвы. За то, что, будучи капитаном, служил плохим примером для молодых игроков.

И в этом решении я вижу проявление подлинного коллективизма. Сурового, требовательного. Но прямого, честного! Легче, конечно, было простить уважаемого человека и сильного спортсмена… Легче, но… способствовало бы это укреплению команды? Думаю, нет.

А почему оставили в команде Альметова и Якушева? Может быть, побоялись, что потеряем целую плеяду талантливых мастеров? Нет, не поэтому. Ведь наказание прежде всего преследует цели воспитания человека, и мы верили, что Александр и Виктор поймут, какое доверие оказывают им товарищи, оставляя их в коллективе.

Советские хоккеисты стали в том сезоне чемпионами мира, хотя в команде не играл один из лучших нападающих страны – Локтев.

Хочу отметить, что спустя некоторое время Константин вернулся в сборную. Своей игрой, своим отношением к товарищам, строгим исполнением всех требований коллектива он честно заслужил это право. А в сезоне 1966 года он был признан лучшим нападающим мира. Наказание не убило его, а помогло ему выровняться, повзрослеть. И это еще раз подтвердило справедливость нашего решения.

Хочу рассказать еще об одном случае неуважения к коллективу и реакции команды на него.

Может быть, поклонники ЦСКА заметили, что во всех последних играх сезона 1965 года в составе армейской команды не выступал вратарь Виктор Толмачев.

Раскрою секрет. По решению всего коллектива Виктор был удален из команды на полтора месяца.

На тренировке Толкачев не выполнил распоряжения тренера Бориса Павловича Кулагина и, разговаривая с ним в присутствии всего коллектива, бросил такую фразу: «Я – основной вратарь… Уйду, еще пожалеете…»

Это обидело ребят, и они сказали Виктору, что и играть-то с ним больше не хотят. Они предложили отчислить Виктора из команды. И только после того, как Толмачев, поняв, видно, что ведет себя нечестно, не по-товарищески, попросил у всех прощения, было решено ограничиться удалением Толмачева на полтора месяца до конца сезона.

Измена коллективизму, неуважение к коллективу всегда бывают наказаны…

Такова логика нашей жизни. И потому в нашем хоккее торжествуют принципы спортивного коллективизма. Такого, подчеркиваю, коллективизма, который вовсе не исключает, а, напротив, предполагает свободный и полный расцвет талантов.

ЧТО ЕСТЬ МУЖЕСТВО?

«Духовная» крепость

Овладев шайбой, наши соперники сразу бросились в атаку. Они хотели с первых минут встречи навязать армейцам свою волю, свой ритм игры, стать хозяевами положения.

Оборона ЦСКА приведена в боевую готовность. Все понимают, как важно сдержать этот первый порыв соперника. Первая атака отбита. Но нападающие противника снова выскакивают на удобную позицию, и тугая литая шайба с огромной скоростью летит в ворота. Я знаю, как хочется увернуться, укрыться от этого маленького снаряда, но, закрывая собой ворота, защитник армейцев бросается вперед и принимает шайбу на грудь. Свисток судьи останавливает игру. Защитник поднимается, и я перехватываю его едва уловимый взгляд в нашу сторону…

Мне грустно и обидно. Этот здоровый и сильный парень просит отметку за свое мужество, беспокоится, что мы вдруг не заметим его бросок под шайбу…

В «Толковом словаре» Даля сказано: «Мужество – стойкость а беде, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях; терпение и постоянство».

В этом, подробном, раскрытии понятия «мужества» я всегда выделяю для себя два последних определения – терпение и постоянство.

Мужество

Мужество открывает ряд добродетелей, относящихся к волевой (яростной) части души. Оно имеет этимологический смысл производный от корня «муж» и является ярким и полным выражением человека стремиться к благу во что бы то ни стало. Философская энциклопедия раскрывает термин мужество как важнейшую античную добродетель: мужество- «этическую добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Энциклопедия «Русская цивилизация» определяет мужество как важнейшую средневековую добродетель (к четырем античным добродетелям добавляются три христианские – вера, надежда, любовь). «Мужество -
одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство». Опираясь на «Психологический словарь» раскроем социально-нравственный смысл мужества следующим образом: Мужество - этическая категория, обозначающая волевую способность души, защищать добро ценой жизни и здоровья; нравственное качество личности человека, когда он преодолевает, контролирует или не испытывает страха и неуверенности, не теряет присутствия духа при решительных действиях в сложной и опасной ситуации, мобилизует все силы для достижения цели.

Этимология слова . На греческом слово мужество – «andreia» восходит к существительному andros – «муж, взрослый человек». В значении греческого слова «thymos» («тюмос» -яростный), означает принадлежащее яростной (волевой) части души; «присутствие духа», «осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах», способность бесстрашно противостоять опасности. В славянской этимологии происходит от праславянской формы «муж» («mǫžь»), от которой в числе прочего происходит древнерусское - «мужь», имеющее сходное звучание во всех славянских языках. Родственным значением является древнеиндийское «mánuṣ»-«человек, муж», авестийское «manuš», готское «manna», древнеисландское «maðr» , латиногерманское «мannus» (имя прародителя германцев) (по словарю М. Фасмера).

На иврите, древнееврейском языке мужество - גבורה.

В арабском языке, мужество – شجاعة.

На санскритском и палийском одинаково слово «virya» означает мужество, энергичность.

На латинском языке несколько выражений: virtus; fidentia; fortitudo; spiritus (magnos spiritus alicui facere, imprimere); animus; pectus,-oris,n; mens. добродетель; высшая добродетель; добродетельность лат . virtie(m) - слово однокоренное с vir - «муж»

В английском языке в основном три значения этой добродетели. Первое выражает душевно-телесный уровень добродетели. «Courage» - это способность быть храбрым, находясь в опасной сложной ситуации, испытывая душевно-физическую боль. Во втором смысле этого слова, которое относится к социальному уровню добродетели (душевно-духовному) оно значит стремление высказывать, делать то, что считается правильным, невзирая на несогласие и отсутствие поддержки других людей. Центральным словом является «Fortitude», душевный уровень добродетели, в значении смелости в преодолении боли и ужаса.

Библейская традиция мужества.

Духовный уровень добродетели мужества связан с особой благодатью, который дается праведнику для преодоления особо опасных ситуаций, в первую очередь в отношении к вере. Это наиболее высокий и совершенный уровень добродетели и выражается в религиозно-нравственном идеале, с воплощенностью морального качества уже не во времени, а в вечности, в богочеловеческом союзе. Источником добродетели, в данном случае мужества как духовной силы в человеке является Господь, Он укрепляет человека в трудные моменты жизни. «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя» (Втор.31:6). Твердость и мужество – духовные качества и они присущи Богу в совершенной степени. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.32:4); «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа» (Пс.88:20). Мужество является личностным свойством Бога и свойством его подобия – личности человека.

Душевно-духовный уровень добродетели выходит за границы личностного сознания человека и раскрывается с позиций общественных форм сознания как социальный уровень проявления моральных качеств, человек осознает социальную энергетику добродетели и выражает ее будучи представителем той или иной общности людей (народа, семьи, церкви, государства). Если духовное мужество как совокупность нравственных качеств отражает палитру чувств, связанных с защитой блага и исполнением воли Божьей, то твердость – это духовно-душевное качество личности, которое выражает несгибаемость души в духовном устроении, устремленность к исполнению намеченного, исполнению Завета с Богом. «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иис.Нав.1:7). Восемь раз повторяет Господь во Второзаконии эту заповедь - быть твердым и мужественным - вождям народа израильского, Моисею и Иисусу Навину и в их лице всем иудеям, выходящим из земли египетской. Мужество – важное качество царя, как вождя народного, который исполняет по Промыслу Божьему, возложенные на него обязанности. «И сказал Давид сыну своему Соломону: будь тверд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дома Господня» (1Пар.28:20). С мужеством связана способность мужчины не бояться врагов и твердо отстаивать интересы своего народа ценой даже своей жизни в военных сражениях с иноплеменниками. Так царь Давид говорит Авессе, брату своему, чтоб они выстроились против Аммонитян и укрепляет его: «будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2Цар.10:12). Большинство царей израильских обладали этим качеством – мужеством, о чем написано в летописях царей Израильских: о Иеровоаме (3Цар.11:28); Амврии (3Цар.16:27); Ииуе (4Цар.10:34); Иоахазе (4Цар.13:8); Иоасе (4Цар.13:12); Иеровоаме (4Цар.14:28). Примером мужества и твердости в искушениях является праведный Иов: «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов.23:11).

Так же и в Новом Завете по слову апостола Павла заповедь мужества имеет непреходящее значение для христианина, который борется со страстями своими и духами злобы поднебесной. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Твердость есть прямодушие, неотступность от веры и принципов: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8).

Душевный уровень добродетели выражает богатство личного культурного и психологического опыта человека, совокупность его качеств и привычек, морально-социальных реакций. На данном уровне добродетель осознается человеком не только как внешнее проявление личности, а как внутреннее выявление его уникальности, экзистенции, его идеального образа «я». Душевное проявление добродетели одухотворяется, становится более совершенным, но пока еще умственным, идеальным, выражается в личностной привязанности человека к человеку в их социопсихологической и моральной гармонии. Отвага, храбрость – душевные качества человека, не боящегося опасностей. Об этом качестве говорится в Библии как о качестве героя. «И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь» (Иер.30:21); «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь» (11. Ам.2:16). Это качество, когда человек не боится сказать правду, не боится за себя: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1).

Храбрость есть больше воинское качество, вера в победу в сражении. Так про царя Давида сказано Хусием его сыну Авессалому: «тогда и самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное, упадет духом; ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой и мужественны те, которые с ним» (2Цар.17:10). Если храбрость не связана с верой в Бога, то такая безрассудная храбрость подвергается испытанию от Бога и если не проходит он его, то низвергается: «князей лишает достоинства и низвергает храбрых» (Иов.12:19). Духовное качество долготерпение поэтому выше храбрости, а внутреннее качество самообладания выше внешнего качества победителя, завоевателя города. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит.16:32). Храбрость у Екклезиаста рассматривается как некий успех, фортуна, случайный и ненадежный: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл.9:11). Смелость как качество присуще праведникам и этим оно отличается от храбрости. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Прит.28:10). Если термин храбрость встречается в Ветхом Завете, то в Новом Завете его заменяет термин смелость, который выражает уже больше душевно-духовное качество личности, связанное с верой в Бога. «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29); «Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян.14:3).

Телесно-душевный уровень добродетели включает в себя индивидуальные особенности переживания добродетели и ее функционирование возможно только в двуединстве душевных и телесных сил. Стойкость как термин не встречается в Библии, но как качество мужественного перенесения скорбей вполне присутствует. Скорби касаются души и тела человека, поэтому стойкость в скорбях – душевно-телесное качество. Самой тяжелой скорбью для верующего является богооставленность, о ней так часто говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс.76:3). Об этой стойкости говорится о молитве Христа в Гефсиманском саду в Евангелии: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38). Стойкость в скорбях особо угодна Богу, если они незаслуженно пали на человека: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:19).

На телесном уровне добродетель неразрывно связана с действиями и функциями телесности человека (социопсихобиологического субстрата личности). Добродетель обусловлена физиологически и ритуально-поведенчески, может личностно полностью осознаваться или неосознаваться человеком. То есть добродетель может стать социально-телесным автоматизмом в человеке, например, не бояться темноты, свистящих пуль, физической боли. Стойкость на уровне телесном выражается в безболезненности, когда человек не чувствует боли, мужественно ее превозмогая. Так в поучении сыну Соломон говорит: «и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»» (Прит.23:34-35). Мужество телесное проявлял Господь Иисус Христос когда вели Его на Голгофу: «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Мар.14:65).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Из книги Эдвина Коула «Сильные мужчины в тяжелые времена.»

То, во что вы верите, в конечном счете, определяет ваше поведение, характер и всю судьбу.

У ОДНОГО МОЕГО ДРУГА, Лэрри Керичака был дедушка, в чем-то похожий на библейского пророка Даниила. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Даниил был целеустремленным, решительным и твердым в духе. Он был уверен в том, что ничто не может удержать или отвлечь его от служения Богу Иегове. Постоянство Даниила в ежедневной молитве и посвящении себя Богу определяло все его решения. Вера в Бога служила фундаментом для его жизни.

Когда беспринципные и завистливые люди задумали подорвать влияние Даниила на царя, они начали искать слабые места в его жизни. Не найдя ни одного недостатка, они решили в качестве слабости использовать сильную сторону Даниила, запретив с помощью гражданского закона его ежедневные молитвы Богу, которые он открыто совершал три раза в день. Используя лживую лесть, они предложили царю издать закон, чтобы все поклонялись только царю Дарию как богу и чтобы всякий, кто будет поклоняться иному богу, был бы наказан. Они знали из жизни Даниила, что он никогда не отречется от своей веры, чтобы поклоняться какому-либо иному богу, кроме Иеговы.

Когда Даниил ослушался нового указа царя, ему пришлось провести ночь во рву вместе с голодными львами. Даниил отказался преклониться перед гражданским указом, который противоречил уставу праведности. Его гражданское непослушание не было результатом бунта против царя, оно было результатом твердого решения исполнять волю Божью независимо от последствий для себя. Вопреки указу, направленному на уничтожение его жизни, Даниил остался непреклонным. Под угрозой смерти он продолжал молиться. Сейчас всем известно, что пасти львов были заграждены, Даниил был спасен, а его зложелателей постигла участь, которую они готовили Даниилу. Божье возмездие исполнилось сразу.

Даниил был смелым мужчиной. Он имел твердую веру, «положив в сердце своем не оскверняться» (Дан. 1:8). Его сердце было цельным в своей решимости. В цельности есть сила. «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего», — обращается Давид к Богу (Пс. 85:11). Утвержденное сердце дает великую силу для выполнения миссии.

Так вот, возвратимся к моему другу Лэрри. Его дедушка, Николай, жил в России, Он был человеком глубоких убеждений, приобретенных в результате изучения Слова Божьего и послушания. Его отношения с Христом были основаны на богатом личном опыте духовного преображения. Чудо его спасения наполняло его сердце любовью к Иисусу Христу и жгучим желанием делиться своим знанием о Христе, с каждым, кого он встречал на пути.

Во время Первой мировой войны его призвали солдатом в русскую армию. Командир роты приходил в ярость, когда Николой открыто свидетельствовал об Иисусе солдатам.. Ему было мало беседовать с людьми один на один, он проповедовал целым группам солдат, не обращая внимания на запрещающие приказы. В конце концов, снедаемый ненавистью к молодому солдату-верующему командир привязал Николая к дереву, поставил напротив него пушку и сказал, что разнесет его на куски, если он не пообещает прекратить проповедовать Христа.

Увидев пушку, непоколебимый, исполненный Духа христианин сказал без малейшего страха в голосе: «Стреляй! Я не остановлюсь!»

Командир не выстрелил, но отправил Николая в тюрьму на четыре года. По освобождении дедушка эмигрировал в Канаду. Там он продолжал работать и проповедовать. Переходя из деревни в город, проповедуя в домах, холлах и везде, где только было можно, он евангелизировал своих соотечественников-эмигрантов и коренных жителей своей новой родины.

Спустя много лет, уже после Второй мировой войны, русский командир, который когда-то угрожал ему смертью, тоже эмигрировал в Канаду. Однажды, когда Николай проповедовал в небольшом селении во время своего очередного путешествия по городам и деревням, случилось так, что он должен был выступать в помещении, которое было совсем рядом с домом, где проживал старый командир. Местный друг командира пригласил его на собрание. По-прежнему настроенный против Евангелия, командир из вежливости согласился пойти со своим другом, не подозревая о возможной встрече с Николаем.

Он осторожно вошел в переполненное помещение и начал наблюдать за людьми, как они пели и рукоплескали. Затем вперед вышел человек, и командира отбросило назад. Когда этот человек начал говорить, командир узнал в нем солдата, который ни под какими угрозами не переставал проповедовать еще много лет назад. Пораженный тем, что их пути снова пересеклись так далеко от родины, и устыженный тем, что однажды произошло, командир напугал собравшийся народ тем, что в слезах упал на колени. Вскоре двое мужчин уже обнимали друг друга как братья во Христе.

Безграничная настойчивость была характерным качеством Николая и Даниила.

Настойчивость и убежденность — сильнее преследований.

Великий философ Аристотель учил, что тяжелые предметы падают на землю быстрее, чем легкие. Поскольку он был одним из величайших мыслителей всех времен, люди поверили ему. Через два тысячелетия после смерти Аристотеля Галилеи собрал ученых профессоров у основания Пизанской башни. Он забрался на самый верх и одновременно сбросил два груза: один — весом в десять фунтов, а другой — весом в один фунт. К всеобщему изумлению оба груза приземлились одновременно. Однако сила веры в традиционную мудрость была настолько велика, что профессора отказались поверить в то, что они увидели. Не признав эксперимент Галилея, они остались убежденными в правоте Аристотеля. Сила их веры в то, чему они были научены, не позволила им признать свое заблуждение. Вместо того чтобы принять истину, они упорно продолжали верить, ошибочному учению.

Убеждения человека несут в себе огромный потенциал добра или зла в его жизни. То, как мы верим в Бога, заключает в себе потенциал вечной жизни или смерти.

Многих людей неправильно научили, поэтому они неправильно верят, и при этом они так твердо стоят на своем, что предпочитают оставаться в заблуждении, чем признать это и измениться. Но бывают времена, когда изменение жизненно необходимо.

Моряки часто рассказывают историю о капитане корабля, который однажды ночью увидел свет, похожий на прожектор другого корабля, державшего курс прямо на него. Он приказал дать сигнал этому кораблю: «Измените свой курс на десять градусов к югу».
Назад пришел ответ: «Измените свой курс на десять градусов к северу».
Капитан корабля ответил: «Я капитан. Измените курс к югу».
На что был ответ: «Я моряк первого класса. Измените курс к северу».
Это привело капитана в ярость, и он снова послал сигнал: «Я сказал, измените свой курс к югу. Я — на боевом корабле!»
Назад пришел ответ: «А я сказал, измените свой курс к северу. Я — на маяке!»

Если кто-то высказывает ошибочное мнение, и пятьдесят тысяч человек его повторяют, оно не перестает быть ошибочным. Звучит глупо, но люди каждый день верят лжи в отношении Христа. Они верят в эволюцию, теорию, которая так и не была доказана, и при этом отказываются верить в доказанное христианство.

Человек не может жить без веры. Каждый во что-нибудь да верит. Тем не менее, основная проблема веры в положительное заключается в том, что мы живем в отрицательном мире, обреченном на гибель. Земля содрогается, деревья и звезды падают, здания рушатся, смерчи разрушают, ураганы опустошают, приливы уничтожают, а люди обманывают и крадут.

Чтобы начать верить в положительное, мы должны отделить себя от негативных вещей этого мира. В исследованиях и отчетах людей, достигших финансового успеха, я заметил следующие наиболее часто упоминаемые факторы, которым они приписывают свой успех:

1) навыки общения;
2) умственные способности;
3) целостность;
4) опыт;
5) положительный настрой.

Чтобы мы могли верить в положительное, нам необходимо отвернуться от негативного. Мы должны научиться не просто верить, а верить правильно.

То, во что вы верите, формирует вашу жизнь. Поскольку это важно для принятия вами решений, вера является основой вашего поведения, характера и судьбы. Неправильное поведение основано на неправильной вере. Преступники верят, что они останутся безнаказанными; заключенные верят, что кто-то посадил их в тюрьму; наркоманы верят, что наркотики доставляют им удовольствие; а гомосексуалисты верят, что они созданы такими.

Безумцы, говорит Писание, утверждают, что Бога нет. Это безумие — верить, что нет Бога, и нет отчета за наши действия. Мы все, так или иначе, даем отчет за свои действия. Сексуально распущенные люди отвечают болезнями, разводами, абортами и прочими наказаниями; мошенники, жулики и другие подобные им отвечают по закону и, более того, получают возмездие.

Практический атеизм — это не размахивать руками, крича: «Бога нет!», это жить так, как будто Его нет.

Сравните жизнь таких безумцев с жизнью Даниила, человека, который с ранней юности был посвящен вере в Бога Иегову, уповал на Писание и полагался на молитву.

Вера Даниила в Бога и его образ жизни по вере стали основой его возвышения на вторую высшую по значимости должность в стране. Праведность человека побуждает Бога благословить его и милость Бога сопровождает такого человека всю его жизнь.

То, во что вы верите, определяет ваши отношения — не только с другими, но, прежде всего, с самим собой. То, как вы видите себя, отражается на ваших отношениях с другими. То, во что вы верите, обладает силой привлекать или отталкивать. Если вы верите, что Бог осуждает, обвиняет и исполняет Свои прихоти, это оттолкнет вас от веры в Него и Писание. Но если вы верите в то, что говорит о Нем Библия, — любящий Отец, чудесный Спаситель и милосердный Господь — ваше притяжение к Нему будет безграничным.

Вера — это просто продолжение доверия, поскольку «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Подобно ей и страх есть продолжение доверия, т. е. веры в осуществление невидимого. Итак, вера и страх имеют одно и то же определение, только вера притягивает положительное, а страх — отрицательное.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»