Успение что означает этот праздник. Успение Пресвятой Богородицы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Информационный отдел Хабаровской епархии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

День Успения знаменуется с кончиной Пречистой Девы Марии. По приданию Святая Дева молила, чтобы быстрее оказаться рядом с Господом на небесах. Во время очередной молитвы к Богородице пришел архангел Гавриил и сказал о том, что смерть скоро настанет. Тогда Мария созвала апостолов и просила молиться об ее кончине. Вскоре ее желание было исполнено: Дева испустила дух на небеса.

У торжества есть 9 предпраздничных дней – это Успенский Пост . Он длится с 14 по 27 августа, когда тело и разум достигают просветления духовного.

История, значение праздника

История празднования дня Успения начинается с 6 века. Впервые торжество стали отмечать при правлении византийского императора Маврикия. До 6 века в Константинополе день Успения отмечался тайно, без участия церкви.

Праздник имеет огромное значение для верующих людей. По значимости Успенский Пост и день Успения можно сопоставить с Великим Постом и Пасхой. К дню погребения Богоматери существует особенная Служба – священники выходят к плащанице с ликом Девы Марии, лежащей посреди храма, читают молитвенные прошения, а затем обносят мантию вокруг святыни.

Традиции

На праздник всегда было принято посещать церковь, молиться за здравие близких, просить Богородицу о защите своего дома и семьи. Верующие крестьяне обязательно соблюдали перед празднованием Успенский Пост, во время которого запрещалось употреблять в пищу мясные и молочные продукты животного происхождения.

Накануне праздника и в сам день Успения запрещалось ругаться, сквернословить, пить, гулять и развлекаться. Отмечали торжество в семейном кругу, обязательно накрывали на стол. Не возбранялось выпить немного красного вина.

Так как церковное торжество уже тесно переплелось с русскими обычаями, считалось, что в Успение нельзя в почву вставлять острые лопаты, штыри, колышки. Так выражалось пренебрежение к земле, ведь она должна тоже отдыхать.

Интересно!

В простонародье день Успения называли «Госпожин день».

Что можно и нельзя делать


Во время празднования не возбраняется:

  • делать домашние дела;
  • работать;
  • выпивать:
  • кушать любую еду.

Этот день является большим торжеством, поэтому во время его празднования человек не должен чувствовать себя скованным и испытывать дискомфорт.

Запрещается совершать плохие поступки, врать, держать в голове дурные мысли.

Приметы


С древних времен, христиане верили, что если в день Успения Богородицы надеть тесные туфли, то год будет плохим. Чтобы не навлекать бедствия на свой дом, люди доставали из шкафов старую разношенную обувь — она не сжимала ногу.

Большинство других примет имеет связь с погодой:

  • Если на торжество стоит теплая погода, значит бабье лето выдастся с заморозками;
  • Если дождливо, то осень будет сухой;
  • Если на небе радуга появилась, это было хорошим ознаменованием и обещало теплую осень;
  • Много паутины на ветках говорит о морозной зиме.

На Руси на успение было принято свататься, говорили: «Пришла Пречистая – сватов несет нечистая», поэтому незамужние девушки ждали с нетерпением наступления праздника, чтобы поскорее выйти замуж.

Событие праздника и его эортологическая динамика

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы - Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах ). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры: Евсевий Кесарийский называет 48 год по Р.Х., Епифаний - 58-й, Мелитон Сардский - 55-й, Никифор Каллист - 44-й, есть и иные мнения .

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Если исходить из вышесказанного, становится очевидным, что и праздник в честь Успения Богородицы не мог возникнуть рано.

Церковь гораздо ранее пришла к мысли о праздновании дня смерти мучеников, чем Успения. Показательно, что в Сирском месяцеслове III-IV веков, в котором каждый день года имеет память какого-либо святого, не содержится ни одного Богородичного праздника. Причина такого явления понятна: мученики страдали и умирали на глазах всех, и дни кончины были запечатлены в сердцах христиан. Что касается Богоматери, нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на Ее достоинство, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на личность Богородицы.

Богородичные праздники, или, точнее, один такой праздник, впоследствии распавшийся на несколько, возникли, должно быть, в связи с Рождеством Христовым (или Богоявлением, ранее совпадавшим и даже отождествлявшимся с Рождеством Христовым). Поэтому нынешний Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря является эортологическим прототипом Богородичных праздников.

Так, и у несториан праздник Пресвятой Марии расположен в календаре тотчас по Рождестве Христовом. В коптском календаре VII века на 16 января (вскоре после отдания Богоявления) попадает рождение Госпожи Марии, а в месяцеслове IX столетия 16 января маркируется как «смерть и воскресение Богородицы».

Согласно древнеармянскому Лекционарию, «день Марии Богородицы» празднуется 15 августа (ср. документы VII Вселенского Собора 787 года, которые фиксируют, что Успение празднуется 15 августа).

В целом ряде богослужебных памятников для Успения установлена чрезвычайно широкая хронологическая амплитуда - между январем и августом. В древнеримском псевдо-иеронимовом Мартирологе (VII в.) 18 января показано как depositio (кончина) Beatae Mariae, a 14 августа - как assumptio (взятие на небо). Подобное разделение знаменательно. Оно демонстрирует, как уже тогдашняя Церковь смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, она верила, что за этой кончиной последовало воскресение, хотя, по-видимому, думала, что оно произошло не так скоро, как предполагает позднейшее предание.

В более позднем римском календаре (VIII в.) положен уже один праздник - Успение, 15 августа (ср. также Сакраментарий папы Геласия в редакции VII столетия). При этом Галльская Церковь, по свидетельству Григория Турского († 594), праздновала Успение в январе (см. Готико-Галликанский и Люксовиенский миссалы VII-VIII вв.).

В Греческой Церкви достоверные cведения об анализируемом празднике фиксируются только с конца VI столетия. Никифор Каллист утверждает, что празднование Успения установил император Маврикий (592-602). Однако многочисленные факты заставляют усомниться в такой поздней датировке. В Константинополе было множество храмов в честь Пресвятой Богородицы, построенных Константином Великим, Пульхерией, что не может не свидетельствовать о празднике в честь Нее.

По всей вероятности, еще до Маврикия Успение в столице Византии было местным и необязательным праздником. Император, в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа, сделал это празднование общецерковным (см. свидетельства Стишного пролога). Данная версия приобретает доказательную силу, если вспомнить эортологическую историю Сретения.

И на Западе праздник Успения в это древнейшее время не был общераспространенным. Замечательно, что в Папской книге VII столетия под 15 августа представлено греческое наименование праздника - Успение. В Евангелиарии 740 года дается надписание: Sollemnita de pausatione sanctae Mariae (Торжество отдохновения Святой Марии).

Однако в Сакраментарии, который папа Адриан I (772-775) отослал Карлу Великому, уже употреблено иное название праздника - Принятие Марии на небо.

Не исключено, что подобная вариативность в назывании связана, среди прочего, с таким обстоятельством: по крайне мере, до XII века указанный праздник на Западе в торжественности уступает дням особенно чтимых святых.

Праздник в православном богослужении

В отличие от многих других праздников, диахронические изменения Успения Пресвятой Богородицы - прежде всего, в силу достаточно позднего установления - зафиксированы в восточно-христианской традиции в самых мельчайших подробностях. См., например, грузинский перевод Иерусалимского канонаря, где Успение указывается под 15 августа.

Чрезвычайно подробные замечания в связи с Успением Пресвятой Богородицы приведены в уставе Святой Софии Константинопольской. Этим данное празднование существенно отличается от Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое всего лишь обозначается.

Согласно уставу, накануне праздника все собирались в церкви и оттуда с литанией шли на площадь, где совершались обычные молитвы. По возвращении служилась Божественная литургия. По отходе пелся тропарь (глас 8) Блажим Тя вси роди , то есть современный ипакои.

На вечерне были три чтения. Далее: тропарь 1-го гласа В рождестве девство сохранила еси, ектения просительная, великое Господи, помилуй ; Премудрость - и начиналось чтение, а после него следовала панихида, чин которой утрачен.

Прокимен, Апостол и Евангелие на литургии положены те же, что и теперь (изменился только второй аллилуарий: не Клятся Господь Давиду Помяни сонм Твой ).

Таким образом, вместо нынешнего богатого разнообразия праздничной гимнографии данный устав содержит лишь две песни. Зато он чтит праздник торжественной литанией (крестным ходом по городу) накануне.

Нечто подобное современный Типикон сохранил лишь для праздников Сретения, Благовещения и Пасхи. Кроме того, устав Великой церкви позволяет непротиворечиво датировать успенские тропарь и ипакои - В рождестве девство , Блажим Тя вси роди.

Константинопольский Софийский устав назначает лишь один день для праздника Успения, если не считать того, что на второй день праздника назначается служба в храме Богородицы вблизи Ксиролофа (подобно тому, как на второй день Рождества Христова назначается собор Богородицы во Влахернах).

Следующей структурно-содержательной ступенью в богослужебном развитии Успения Пресвятой Богородицы можно считать краткий устав Студийского монастыря в Константинополе. В данном типиконе рассматриваемый праздник впервые выходит за пределы одного дня.

В уставе константинопольского Евергетидского монастыря с практикой XI века (по рукописи XII столетия) данная линия находит продолжение. И для Успения Пресвятой Богородицы кодифицируется уже предпразднство и попразднство, равное современному, то есть до 23 августа (восемь дней). Однако и предпразднство, и попразднство отличаются еще меньшей торжественностью, чем в настоящее время. Показательно также, что праздничное бдение состояло не из вечерни, которая всегда служилась отдельно, а из паннихиса и утрени.

Отдельного рассмотрения требует Пролог к Евергетидскому типикону, где есть глава об Успении, гласящая: «Успение должно праздноваться у вас светло, - светло и торжественно, ибо это праздник праздников и торжество торжеств». Итак, «на каковой (праздник) и раздаяние пищи (diadosin - греч.) в пилоне (колоннада, паперть) заповедуем совершать, насколько есть возможность и насколько изобилует рука ваша» . Подобные рекомендации содержат и другие типиконы рассматриваемого типа, например Николо-Казолянский.

Переходя теперь к многочисленным разновидностям Студийского устава и сравнивая их с современной кодификацией, изменения можно обнаружить в основном в ранжировании гимнографии разных частей всенощного бдения, а также праздничных, предпраздничных и попраздничных песнопений.

Несколько слов нужно сказать об Успенском посте, который длится с 1 по 14 августа и занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста, превосходя этим Рождественский. В течение его запрещается вкушение рыбы и растительного масла (исключения в последнем случае составляют субботние и воскресные дни).

Успенский пост, естественно, как и сам праздник, характеризуется сравнительно с остальными постами меньшей древностью.

История данного поста чрезвычайно назидательна, поскольку он установлен без содействия столь могущественной в Церкви силы Предания, а зиждется на прочном фундаменте благоговейной любви к Богородице.

Обращаясь к церковным памятникам, впервые указание (надо сказать, весьма специфическое и не слишком внятное) на Успенский пост можно встретить в типиконе южно-итальянского Николо-Казолянского монастыря, то есть в XII веке . Отныне необходимость пощения (в Кормчей книге, в трудах Анастасия Кесарийского XI-XII вв. и проч.) обосновывается ссылками на Антиохийских патриархов. Из их свидетельств делается вывод о том, что Успенский пост, будучи выделенным из поста святых апостолов, соблюдался еще до императора Льва Мудрого, то есть до IX столетия.

Никон Черногорец говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен .

Итак, Успение Пресвятой Богородицы является в настоящее время великим двунадесятым праздником, который имеет стабильную календарную дату и располагает одним днем предпразднства (14 августа) и восемью днями попразднства (отдание совершается 23 августа).

Последование на преставление Пресвятой Богородицы

Для того чтобы картина праздника Успения была более полной, следует прокомментировать чин погребения Богоматери - Последование на преставление Пресвятой Богородицы. Эта служба установлена в Гефсимании. Здесь, на месте захоронения Богородицы, устроена богато украшенная базилика, главное средоточение успенских празднований.

Итак, утром 14 августа, с 9-10 часов, совершается особая служба погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служит патриарх. По каждении им одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения Ее, после обычного начала службы (Трисвятое до Отче наш ), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится патриарх, а по бокам его до царских дверей - архиереи, архимандриты и иеромонахи. Первосвятитель входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении 1-й статьи погребальных похвал: Жизнь во гробе полагается . Статья, как и в Великую субботу, заключается ектенией с возгласом патриарха. На 2-й статье - Достойно есть величати Тя - кадит (только пещеру и одр) и произносит возглас старейший архиерей. На 3-й статье положено: Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево , и кадит второй архиерей. 3-я статья, как и в Великую субботу, переходит в пение воскресных тропарей: Ангельский собор . После ектений следуют ексапостиларий праздника (Апостоли от конец земли ), хвалитные стихиры и великое славословие. На его Трисвятом , поющемся протяжно, одр с плащаницей выносится иереями на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения. Далее одр перемещается опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей . Затем патриарх творит отпуст .

В России погребальный чин на Успение ранее совершался только в Киево-Печерской лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. При этом в Киево-Печерской лавре он не составлял отдельной службы, как в Гефсимании, а присоединялся к полиелею за всенощной в сам праздник.

В настоящее время последование на преставление Пресвятой Богородицы осуществляется повсеместно.

В Гефсиманском скиту святителем Филаретом (Дроздовым) установлен, кроме Успения, и праздник воскресения и вознесения Богоматери, который празднуется 17 августа. Являясь литургическим обычаем, празднование, однако, не подкреплено общепринятыми уставными рекомендациями. Накануне совершается чин погребения Пресвятой Богородицы, а утром установлена литургия с крестным ходом и иконой «Вознесение Богородицы».

Иконография праздника

События Успения Пресвятой Богородицы также детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе.

Концом X века датируются две пластины из слоновой кости - для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке . Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее - плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленатого младенца.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него - их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, - на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящие Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, присутствовавших при Успении Богоматери, они символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме - в Сионской горнице, где ранее произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения - так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде (Македония); икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Нередко у одра помещен кувшин-стамна, вставленный в чашу: это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII-XIII вв.).

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успения конца XVII века.

В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм.

В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая - спожинать означало дожинать. Слово спожинки превратилось в госпожинки по созвучию со словом госпоженка, как иногда в народе называли Богоматерь.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии православная церковь отмечает 28 августа. Кстати, он входит в число 12 важнейших праздников после Пасхи. Какова его история и какие традиции, связанные с ним, дошли до наших дней, читайте в нашей постоянной рубрике «Вопрос-Ответ».

История праздника

По легенде, Богородица после распятия и воскрешения Иисуса Христа долгие годы жила в Иерусалиме, проводя все свободное время в молитвах на Голгофе и у гроба Господня. Когда Марии было уже за 70 лет, ей явился архангел Гавриил. Он сообщил, что женщине предстоит проститься с мирской жизнью и встретиться с сыном. Поэтому архангел повелел Марии не грустить, а радоваться, что вскоре она попадет в царство Божие.

Женщина в последний раз пожелала встретиться с апостолами, которые на тот момент были в разных концах света и проповедовали слово Христово. По преданию, апостолы по воле Божьей оказались в Иерусалиме. Мария простилась с ними и скончалась.

Погребение апостолы совершили в гробнице, вход в пещеру после церемонии закрыли камнем и ушли. На третий день гробницу открыли, но в ней осталась только погребальная одежда. Иисус забрал на небеса не только бессмертную душу Богородицы, но и ее тело.

Как принято праздновать Успения Богородицы?

Успению Богородицы предшествует двухнедельный Успенский пост. Он считается более строгим, чем Великий пост, но по времени длится 14 дней.

Само Успение имеет один день предпразднества и восемь дней попразднества, а накануне самого праздника в церквях совершается всенощное бдение. В праздник во многих храмах совершается чин погребения Божией Матери. Особо торжественно Успение празднуется в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы, где проходит особая служба погребения Богоматери.

На второй или третий день праздника подобное богослужение, начинающееся всенощным бдением, совершается и во многих храмах Русской православной церкви. На следующий день после Успения, 29 августа, наступает так называемый Третий, или Ореховый Спас.

28 августа 2018: Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Что значит слово «Успение»

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Прямо святоотеческая жизнь была. Капрал приходит, говорит: нужны добровольцы копать траншею, ты доброволец… Вот первое: твоя воля полностью отсекается и целиком поглощается мудрой и святой волей капрала

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

Полное чинопоследование богослужений праздника Успения Пресвятой Богородицы

Последование богослужения наряду для клироса. Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице

Каноны

Канон первый Успению Пресвятой Богородицы

Канон второй Успению Пресвятой Богородицы

Канон первый Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»

Канон второй Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»

Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Моздокская»

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Мариупольская»

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Киево-Печерской

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение» Новгородская

Акафист Успению Пресвятой Богородицы

ТРОПАРИ, КОНДАКИ, МОЛИТВЫ И ВЕЛИЧАНИЯ

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ЕЕ

Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.

ПОКАЗАТЬ ВСЕ

ПРИТЧА ДНЯ

Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Иноки, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?»
Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня – но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи».
Братия, услышав это, ничего не стала говорить оступившемуся иноку, но простила его.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Иисус Христос и дети.

После чудесного воскрешения Лазаря Четверодневного Спаситель не может надолго задерживаться в Иерусалиме и вообще в Иудее по причине стремительно нарастающего напряжения в отношениях со старейшинами иудейскими, которые «положили убить Его» (Ин. 11. 53). Господь покидает Иерусалим. В этот раз Он направляется в достаточно отдаленный город Эфраим к северо-востоку от Иерусалима. Из Эфраима, перейдя Иордан, Господь снова направляется в Заиорданье…

Проповедь епископа Виссариона (Нечаева). Двоякое чудо в Успении Богоматери. Поучение в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В сих словах прославляется двоякое чудо в Успении Пресвятой Богородицы. Во первых, Она полагается во гробе. Что же однако тут чудеснаго? Не безплотный же дух Она была, имела такое же смертное тело, как и все, стало быть, как и все, должна была помереть, согласно приговору Божескаго правосудия, осудившему на смерть наших прародителей за преступление заповеди…

Проповедь священника Иоанна Павлова. Успение Божией Матери.

Успение Божией Матери есть один из самых великих праздников Церкви. Он входит в число так называемых двунадесятых праздников, и в среде верующего народа его называют Богородичной Пасхой. На Руси это праздник пользовался великим почитанием, и ему были посвящены древнейшие русские храмы: Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы»…

Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему…

Проповедь священника Павла Флоренского. Слово на день Успения Девы Марии Богородицы

Ликовать ли нам сегодня или скорбеть душою, братия? Ускорить ли радостно биения сердца, или, наоборот, уйти во мглу грусти? Торжествовать ли торжеством Усопшей, или же кручиниться собственною кручиной? Уснула кроткая Заступница наша, ушла тихая Утешительница скорбей. Уплыло в синие дали Белоснежное Облачко…

Проповедь святителя Николая Сербского. Богородица на смертном одре.

Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой…

Всенощное бдение под Успение Пресвятой Богородицы.

День Успения Божией Матери – наш общий престольный праздник, праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский храм, и Успенские храмы возводились в других главных городах…

Проповедь митрополита Макария (Булгакова).

День смерти человека обыкновенно бывает днем глубокой скорби и сетования. Скорбит умирающий, разлучаясь с жизнию и со всем, что было дорого в жизни. Скорбят и сетуют окружающие его, прощаясь с тем, кого знали, кого любили и, может быть, воспоминая и о своей неизбежной участи - некогда умереть. А ныне, что мы видим? Ныне - день смерти или успения Пресвятыя Девы Богородицы - служит предметом величайшаго и радостнейшого торжества…

Проповедь преподобного Феодора Студита. Похвальное слово на Успение святыя Владычицы нашея Богородицы.

С трудом проходя чрез слабый орган нашего голоса, слово для похвалы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащаго и потрясающаго концы земли. Но Царица и Госпожа всего, как чуждая честолюбия, быть может, примет настоящее наше слово, краткое и скудное, как пространныя и блестящия речи лучших…

Проповедь святителя Илии Минятия. Похвальное слово на Успение Богородицы.

«Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс.44:10). От наиболее живой и подобающий образ преставльшейся на небо Богоматери, начертанный Богодвижимой тростью царя-пророка. К созерцанию этого образа я приглашаю сего­дня вас, торжествующие собратья. Не воображайте себе обыч­ные печальные знаки смерти здесь, на земле, где предлежит мертвое тело, распростертое на одре, честно погребаемое свя­тыми апостолами…

Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Успение Пресвятой Богородицы.

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице». Пресвятая Дева - это образ истинного материнства. Но как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохраняла слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были слова и ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного…

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице.

Почему Господь Своим ученикам подробно изъяснял тайну Царствия Божия, а остальным говорил только притчами? Господь никогда не делает чего-то не имеющего спасительного смысла. Человек может быть в таком состоянии, когда говорить ему что-либо невозможно, бесполезно говорить ему про Царствие Божие, он все равно не поймет. Но и совсем ничего не говорить тоже жалко, потому что…

Проповедь протоиерея Андрея Ефанова. Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы.

Долгие годы Пресвятая Богородица проживала вместе с Апостолом Иоанном Богословом и прочими Апостолами в Иерусалиме. И можно себе представить, какая трагедия была для Апостолов, когда они узнали о том, что пришло время преставиться от земной жизни к жизни небесной Той, Которая всегда утешала, Той, Которая была не только Матерью их Бога и Учителя, но и Матерью для каждого из них самих…

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Успение Пресвятыя Богородицы.

Высокоторжественный праздник Успения Пресвятыя Богородицы, к чествованию котораго мы сегодня собрались сюда, по зову нашей любящей матери и мудрой воспитательницы – церкви, вызывает в уме христианина самыя радостныя надежды. Церковное предание разсказывает, что по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо Пречистая…

Проповедь святителя Григория Паламы. Беседа на всеблаженное Успение Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего Боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма необходимо, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери…

Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Слово на Успение Пресвятой Богородицы.

Дорогие наши, сегодня великий день - день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества - день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии…

Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Успение Пресвятой Богородицы, Флп. 2:5-11.

Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого Апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во…

Проповедь св. праведного Алексия Мечева.

Матерь Божия прожила на земле 60 лет. Она с нетерпением ожидала перейти от земли на небо, к Сыну и Богу, и об этом усердно молила Его. Господь услышал молитвы Своей Матери, и за три дня до исхода Ее известил Ее об этом. В день отшествия Своего Преблагословенная пожелала видеть Апостолов: и все они, кроме Фомы, принесены были из разных стран мира на облаках к дому Ее…

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Успение Божией Матери.

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни…

Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы.

У гроба Пресвятыя Девы Марии, Церковь поставляет нас ныне в благочестивое созерцание. Ибо чтo такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти, и собирает силы для работных дней жизни? Чтo же видим, быв поставлены у гроба Пресвятыя Девы? Зрелище необыкновенное! – Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: но здесь совсем напротив…

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Успения Божией Матери.

Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто!…

Успение Пресвятой Богородицы последний Великий двунадесятый праздник православного церковного года, заканчивающегося 13 сентября по новому стилю. Успение Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.), имеет 1 день предпраздненства и 8 дней попраздненства, отдание совершается 23 августа (5 сентября).

Полное его название - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Дата Успения Богоматери доподлинно неизвестна, но исследователи предполагают, что к моменту Успения ей было 72 года.¹

Господь Иисус Христос вознесся на небо. Святые Апостолы, исполненные даров Духа Святого, разошлись в разные страны проповедовать Евангелие. Но в Иерусалиме оставалась еще вместе с некоторыми учениками Господа Пресвятая Дева, Матерь его, к которой с благоговением обращались взоры Апостолов и многих тысяч христиан, обращенных ими к свету истины.

Уральская икона «Житие и успение пресвятой Богородицы»

Жилище ее было на Сионе, в доме св. Иоанна Богослова, которого усыновил ей сам Божественный Сын ее. Древнее предание повествует, что Богоматерь путешествовала из Иерусалима и в другие города и страны, жила некоторое время в Эфесе, благословила Афонскую гору, посетила Кипр, где св. Лазарь (воскресший из мертвых) был епископом. Христиане видели в ней как бы образ Иисуса Христа, наставницу и пример веры и всех добродетелей.

Пресвятая Богородица до конца жизни земной была Девою не только по плоти, но и по духу: смиренная сердцем, Богомудренная в словах, произносимых без поспешности, неутомимая в чтении, бодрая в трудах, целомудренная в беседах, никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, не гнушавшаяся бедных и убогих, но всем желавшая добра, она имела вид внутреннего и наружного совершенстваАмвросий Медиоланский

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Девы Марии. Благовещение

Наконец настало время, когда и одушевленному Кивоту святыни Господней надлежало быть перенесенным туда, куда вознесся сам Господь. Архангел Гавриил, вручая ей знамение победы над телесной смертью — ветвь райского Финикового дерева, возвестил, что Божественный сын ее зовет ее к себе, в обители Отца небесного. С живейшею радостью приняла эту давно желанную весть Пресвятая Дева. Но, оставляя этот дольный мир, она пожелала еще раз увидеть в нем святых Апостолов и молила об этом Господа.

Прибытие апостолов

Дуччо ди Буонинсенья. Успение. Проводы Марии св. Иоанном

Невидимою силою Апостолы были перенесены из разных стран в Иерусалим к жилищу Приснодевы. Явился и святой Павел, вместе с учениками своими: Иерофеем - дивным, Тимофеем - епископом эфесским и Дионисием Ареопагитом. «Апостоли, от конец совокупившеся, в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, прими душу Мою» — говорила Пресвятая Дева.

Апостолы проливали слезы. Но пречистая Владычица утешала плачущих, говоря им, что она не оставит их сирыми по своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет “посещати, назирати и вспомоществовати бедствующим” .

День Успения. Вознесение души. Погребение.

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Наступило пятнадцатое августа. Горница Сионская была освещена множеством светильников, наполнена благоуханиями, оглашаема усердными молитвами Апостолов: пречистая Дева Мария ожидала минуты разлучения души ее от тела. Вдруг небесный свет облистал всю храмину, явился сам Иисус Христос, окруженный Ангелами, взял пресвятую душу Богоматери и вознесся на небо.

Погребение

Апостолы видели теперь пред собою только бездыханное тело Богородицы, сияющее чудным светом, благоухающее ароматами. Оно было перенесено руками Апостолов в Гефсиманию и погребено в той пещере, в которой были погребены праведные Иоаким и Анна, родители Богоматери, и обрученник ее Иосиф.

Воскресение

Карраччи, Аннибале. Успение Пресвятой Богородицы

На третий день после погребения Приснодевы, прибыл в Иерусалим и святой Фома, который, по устроению Божию, не был при ее преставлении. Чтобы утешить сетующего, Апостолы открыли пещеру, где было погребено тело Богородицы,- и не нашли там ничего, кроме ее ризы. Но в тот же день она сама явилась им в небесном сиянии, окруженная сонмом Ангелов.

По окончании вечерней трапезы своей, Апостолы, возвышая хлеб, который отлагали они в честь Иисуса Христа, хотели сказать по обыкновению: “Господи Иисусе Христе, помогай нам”. Но, увидев Матерь Божию, они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам» .

Вот начало, совершаемого и доныне в некоторых монастырях, чина о Панагии (о Пресвятой). Смерть пречистой Девы была сном, после которого Она воскресла и вознеслась на небо. «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо» .

Почитание

Со времени успения и вознесения Божией Матери начинается всемирная слава ее, скрытая до того времени под покровом глубочайшего смирения. Везде, куда достигала проповедь Евангелия, где прославлялось имя Иисуса Христа, там прославлялось и имя Приснодевы Марии.

Святой Вселенский Собор (бывший в Эфесе в 431 году) навсегда утвердил принадлежащее ей наименование Богородицы, или Богоматери. Православная Церковь каждый день во всех своих службах умоляет, благодарит и прославляет Честнейшую Херувимов и Славнейшую Серафимов.

“Блажим Тя вси роди, Богородице Дево… Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще. День бо и нощь молишися за нас и скиптры царствия Твоими молитвами утверждаются”.

Пресвятая Мария произвела совершенную перемену в судьбе женского пола, возвратив ему значение и достоинство, утраченное грехопадением Евы. В тоже время Матерь Христа - Бога нашего представляет Собою совершеннейший образец христианки..

Она примером своим учит отроковиц благонравию, послушанию, трудолюбию, дев и жен — кротости, целомудрию и благочестию, матерей - истинно материнской любви и преданности, сирых и бедных - терпенью и самоотвержению, великих и славных - смирению.

Древние свидетельства

Хотя телесное вознесение на небо Матери Божией и не вошло в состав Символа веры, но вся Церковь согласно верит, что она по смерти своей воскрешена Господом и восхищена на небо, где и пребывает телом и душой. Обстоятельства Успения Матери известны с древних времен.

В IV веке явились два, древних уже в то время, сочинения о телесном переселении Девы Марии на небо, - одно под именем Иоанна Богослова, а другое – Мелитона, Епископа Сардийского, жившего в конце II века. В V веке Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, свидетельствовал пред Императрицей Пульхерией о достоверности этих событий, почерпнутых из древнейших и непреложных источников и преданий.²

Что такое успение

Кончина Божией Матери называется Успением, потому что она святым телом своим как бы уснула на короткое время, и потом, воспрянув от земного сна, вознеслась на небо.

История празднования

Праздник этот Православная Церковь торжествует с древних времен христианства. О нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованного у Гангрийского Собора, бывшего в 361 году, в сочинениях Блаженного Иеронима и Августина, писателей Церкви IV века. В прежние времена у некоторых народов, как то: Галлов, Коптов и Греков, праздник этот отправлялся, вместо 15 Августа — 15 Января.

Но в 582 году, по желанию Греческого Императора Маврикия, он перенесен на 15-е Августа, в уважение того, что в древних календарях он означен в этот день.² Об этом сообщает и Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Церковной истории». По мнению других исследователей, Маврикий приурочил его ко дню своей победы над персами 15 августа 582 г.

Успенский пост

Православная Церковь, благоговея пред днем Успения Божией Матери, подготавливает себя и верующих к достойному памятованию и торжеству этого события четырнадцатидневным постом, который длится с 13(1) по 27(14) августа и уступает по святости (строгости) только Великому посту, превосходя Рождественский.

В течение Успенского поста запрещается вкушение яиц, мясных, молочных продуктов, рыбы и растительного масла (исключение для рыбы только в праздник Преображения Господня 19 августа). Можно есть орехи, мед, хлеб, крупы, фрукты-овощи.

28(15) августа пост заканчивается, если праздник приходится на любой день недели, кроме среды или пятницы. Если Успение выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а в этот – разрешается рыба.³

Народные традиции, спожинки

Называли праздник в разных местностях по своему: Большая Пречистая, Первая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, дожинки, обжинки, вспожинки, оспожинки, спожинки, Госпожинки, Госпожин день (возможно, от «Госпожи», т. е. «Владычицы» (Богородицы). Третий Спас отмечается на следующий день, 16/29 августа (нов.) – в день перенесения образа Спаса Нерукотворенного.

В старину с приходом оспоженок праздновали окончание жатвы.⁵ В представлении народа, как всегда, одно наложилось на другое – земледельческий и христианский праздники. Земледельческие праздники были связаны с календарными работами деревенских жителей. Их обряды выражали благодарность матушке-земле за урожай и направлены были на получение следующего.

«Дожили, дожили,
Госпожинки встретили,
Каравая почали,
Толокна проведали,
Гостей угостили,
Богу помолили!»

М. Стахович. Дожинки. 1821. Фото — wikipedia

  • Устраивали складчину (братчину), пекли пироги из муки нового урожая, варили пиво.
  • Плели венки из колосьев, водили хороводы.
  • В поле, после уборки урожая, вязали последний, именинный сноп, наряжали его, с песнями и плясками несли на господский двор, где помещик угощал своих крестьян и праздновал с ними окончание жатвы.
  • Последний сноп особенно почитался, ему отводилась и особая роль в ритуале. Сноп называли: дожиночный или обжинок, кумушка, соломатник, Солоха, Овсей, спорынья (от «спорыш» — двойное зерно, царь-колос — воплощение плодородия), борода, борода Бога или Ильи, Иванушка, Христова рубашка, барин. Его устанавливали на праздничном столе, и после пиршества хранили до нового урожая в Красном углу под образами.
  • С Успения начинается «молодое бабье лето», которое продлится до Ивана Постного, 29 авг. / 11 сент. (народное название дня Усекновения честныя главы св. Иоанна Крестителя)⁴
  • Девушки приглядывались к парням, выбирая женихов: «С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь».

Пословицы, приметы

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Литература:

¹ pravoslavie.ru
² Журнал «Мирской Вестник», 1865
³ Википедия
⁴ А.А. Коринфский. Народная Русь
Сахаров И.П. Сказания русского народа
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
Даль В.И. Месяцеслов — Пословицы русского народа

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»