Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Из гавани с кремовыми шторами

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Несколько вопросов и ответов о Церкви

В одном из храмов на Святой Земле есть такая фреска. Плывет к небесам великий корабль, на котором собрались апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и многие христиане. Со всех сторон некие люди мечут в корабль стрелы и копья, пытаются пробить в нем брешь и потопить. Но он плывет, потому что у штурвала – Сам Господь. Корабль – это Церковь. А те, кто плывет на корабле вместе со Христом и святыми, – это мы. Сейчас, как и во все времена, в Церковь мечут стрелы – говорят и пишут о ней с осуждением. Как к этому относиться? Могут ли повредить эти стрелы нам, плывущим на корабле Церкви? На этот вопрос давно ответили святые отцы и подвижники. Что для нас Церковь?

Святые отцы призывают нас не забывать, что для нас Церковь. Церковь – это не просто учреждение. Церковь – это наша мать, которая родила нас для вечной жизни. «Церковь – это лоно матери, зачинающее, образующее, взращивающее и совершающее каждого христианина», – говорит свт. Феофан Затворник. Так же и свт. Филарет Московский пишет, что Церковь – это для нас «утроба матери и сокровищница жизни». И можем ли мы разлюбить нашу Мать, Церковь, только из-за того, что кто-то ее осуждает?

Кроме того, Церковь – это живое Тело Христово. Христос – Глава в этом теле, а мы – Его члены. «Церковь полна Христом, и Он все члены ее наполняет», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Пока мы в Церкви – мы с Господом, мы наполнены Господом, и не дай Бог нам оторваться от Церкви! Святитель Николай Сербский пишет: «Что случается, братья, с органом тела, если прерываются нервы, связывающие его с головой? Он становится бездеятельным, онемелым, неподвижным – мертвым. Это происходит и с каждым членом Церкви, который выходит из ее состава, прерывая тем самым свою связь с Главой Церкви – Христом. Да сохранит нас Господь, братья, от такой погибели». Почему о Церкви говорят и пишут с осуждением?

Ответ на этот вопрос известен. Дело, конечно, не в самой Церкви. Церковь свята. Церковь – это ковчег спасения. Дьявол же стремится вытащить людей из этого спасительного ковчега. С этой целью он прибегает к разным соблазнам: подстрекает людей обращать внимание на недостатки и немощи отдельных членов Церкви или ее служителей, соблазняет судить поверхностно о решениях, которые принимает священноначалие. При этом в особенности дьявол старается воздействовать на тех, кто недостаточно хорошо знаком с вероучением Православной Церкви, кто склонен к осуждению; сначала он смущает и запутывает этих людей, а потом побуждает их говорить другим о своих смущениях – и так грех осуждения Церкви распространяется среди неопытных душ.

Зная об этих кознях дьявола, святые отцы и духовно опытные старцы строго предупреждают о том, как опасно судить Церковь. Глубоко почитаемый всем русским народом старец, отец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати!» Он же в своей мудрой книге «Опыт построения исповеди» говорит: «Может, кто из вас сомневался в истинности Церкви, к которой принадлежите по крещению? Сочувствовали сектантам и оторвавшимся от Церкви самочинникам, раздирающим хитон Христов. Да еще и других смущали своими суждениями и осуждениями, которые определенно далеки от истины, потому что надо много знать, много чувствовать, много понимать, чтобы иметь право не только осуждать, а просто рассуждать о Церкви. Господи, прости нас, грешных, потерявших всякий страх и в дерзости своей зашедших так далеко, что дерзали судить о судьбах Церкви! Господи, мы все почти поголовно безграмотные или полуграмотные в вопросах вероучения, правил церковных, церковного Устава, ни за что не отвечающие перед Господом, кроме спасения своей души, не имея ни малейшего морального права, привыкли постоянно осуждать священнослужителей и добрались в своем осуждении уже до иерархов церковных и даже до Патриарха. Кайтесь!»

Осуждение Церкви и ее служителей – это отнюдь не новое явление, возникшее только в наше время. Это было во все времена: в каждое столетие находились люди и возникали целые движения, выступающие против Церкви. И все они исчезли, а Церковь по-прежнему стоит. Свт. Димитрий Ростовский в XVII веке писал, что в его время ходили такие разговоры: «Уже ныне Церковь – не Церковь, попы – не попы». И свт. Димитрий пламенно возражает: «Разве изменилась Церковь? Разве прекратилось священство? Разве Церковь не пребудет до судного дня, и врата ада, – по словам Господа, – не одолеют ее? Неужели Христос Господь уже оставил Свою Церковь, которую Он искупил драгоценною Своею Кровью? Неужели Он солгал, сказав: Я с вами во все дни до скончания века? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, – а вы, говорящие, что Церковь уже не Церковь, считаете слова Господни ложью! Кому лучше верить: вам или Христу Господу?»

О том, как важно не судить поверхностно членов и служителей Церкви, прекрасно говорит и известный старец нашего времени, архимандрит Эмилиан (Вафидис): «Мы не смотрим на внешнее, но проникаем вглубь. Церковь, как кажется, полна пятен. Люди постоянно пишут и говорят о грехах Церкви. Но Церковь, тем не менее, одна, и она свята. За церковной иерархией стоит лик апостолов, пророков, Самого Христа, невидимо с нами пребывающего». Можем ли мы что-то исправлять в Церкви?

Церковь – это все мы. Каждый из нас призван служить созиданию Церкви. Каким образом? «Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других, – говорил преподобный Паисий Святогорец. – Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок».

Все мы призваны не исправлять Церковь, а помогать и служить ей. И больше всего мы помогаем Церкви тем, что горячо любим ее, не осуждаем никого в Церкви, храним дух мира и единения. Преподобный Порфирий Кавсокаливит писал об этом: «Чтобы сохранить свое единство, мы должны слушаться Церкви, ее епископов. Слушаясь Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Будем переживать за Церковь, будем сильно любить ее. Не будем терпеть того, чтобы осуждали Ее представителей. Каков православный дух? Православный дух – глубокий, молчаливый, святой, без раздоров, ссор и осуждения. Все мы - Церковь. Когда Церковь осуждают за ошибки Ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою и бодрствуем». Как нам благополучно достичь Небесного Царства?

Ответ прост – оставаться на борту великого корабля Церкви, чтό бы ни говорили о ней и какие бы стрелы в нее ни метали. Церковь – несокрушимая крепость, как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Непрестанные гонения не только не потопили Церкви, но сами сокрушились о Церковь. Нет ничего сильнее Церкви Христовой». Он же призывает нас: «Хочешь спастись – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри той ограды, то тебя не тронет волк, если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви. Нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое счастье!»

Все подвижники, почитаемые нами старцы, например, преподобные старцы Оптинские, крепко любили Церковь и говорили, что достичь спасения возможно только в Церкви. И конечно, их мнение важнее для нас, чем мнение тех, кто смотрит на Церковь поверхностно. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Для спасения необходимо быть членом Православной Церкви. В настоящее время развелось множество сект, все они находятся во вражде между собой и только в одном сходятся – в непримиримой вражде к Православной Церкви.

Иногда приходят ко мне сектанты:

Вот мы веруем во Христа и ищем Его, где Он?

Он, во-первых, на Небе проявляет Свое особенно славное присутствие, а во-вторых, на земле – в Церкви. Вы находитесь в ней?

Нет, от Церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись.

Ну так суетна ваша надежда, вне Церкви спасение невозможно.

Люди, находящиеся в Православной Церкви, направляются к Горнему Иерусалиму, то есть к Царствию Небесному верным путем. Они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий – Сам Христос. Те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».

В чем состоит простой и верный путь спасения, хорошо объясняет афонский старец, архимандрит Ефрем Филофеит: «Христос сказал ученикам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Итак, преемниками апостолов являются церковные иерархи, священники, игумены и старцы небольших монашеских братств. И слушающиеся апостольских преемников слушаются Самого Христа, а не слушающиеся их Христа отвергают. Посему, если мы желаем находиться в послушании Христовом, мы должны совершать послушание. Истинное же послушание означает: слушаться не только в том, что нам нравится, но и в том, чего мы не желаем».

И еще, как завет всем нам, будем помнить наставления отца Иоанна (Крестьянкина), любившего Церковь всем сердцем:

«Время, в которое привел нас жить Господь, наисмутнейшее, - смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое. Но Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас - глас Божий».

«Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь. И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим Патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих».

«Держитесь Церкви Святой Православной, и не оставит Вас Господь. Умудри Вас Господь! Благодарите Бога, что Он Вам дорогу в Церковь показал».

Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ

Тема урока : Православный храм.

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Личностные: о риентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты),воспитывать уважение к представителям других религий.

Метапредметные : уметь выделять и формулировать познавательные цели урока

Предметные: знать устройство и назначение православного храма.

Виды деятельности: Беседа, работа с презентацией, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: храм, паперть, притвор, алтарь, иконостас, колокольный звон.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Православный храм».

Ход урока

1 . Орг. момент

Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты.

2. Актуализация знаний (слайд 1)

- Ребята, давайте вспомним, что такое религия? (ответы детей с использованием личных впечатлений и знаний - вера в Бога, есть нечто разумное выше нас, ангелы, святые, Божья Мать, Иисус Христос, их никто не видит). - Давайте обобщим наши высказывания (слайд 2)

- Религия-это вера в разумный невидимый духовный мир, вера в Бога.

- А какая цель у религии? (слайд 2)

-Цель религии - встреча с Богом, соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним. – Как вы считаете, встреча человека с Богом уже состоялась? Если да, то когда и как? (ответы, размышления детей). (слайд 2)

- Да, встреча с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человека и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом, сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь.

-Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. (слайд 3)

- Церквами также называют и места собраний верующих-храмы.

(слайд 4) Это Храм Христа Спасителя, по другому мы можем сказать церковь, то есть Дом Божий, где собирается Церковь- Божия семья, где молится православный народ.

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (ответы детей)

Как вы думаете, с чем можно сравнить жизнь человека? (Закройте глаза и представьте себя в огромном мире. Что происходит? Все движется вокруг: время, люди, события…) (ответы детей) (слайд 5)

Конечно же с песчинкой, маленьким суденышком в круговороте жизни.

- Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов.

Для чего люди собираются в храме? (ответы детей)

Сделаем вывод:

-В храме люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то.

3 . Постановка и формулирование проблемы

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( О православном храме).

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого –небо и подножие земля. Храмы нужны людям.

-Как вы думаете, храмы нужны человеку? (ответы детей)

-Объясните свою точку зрения. (слайд 6)

Игра «Продолжи предложение»

Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)

В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)

В храме много……(свечи, иконы, люди)

Сегодня на уроке мы разберём с вами устройство православного храма и узнаем, как правильно вести себя в храме.

4.Беседа с учащимися.

(слайд 7)

- Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.

-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)

Если есть церковь-село, а если нет- деревня.

Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. Главное мы можем приходить в Божий Дом и молиться Ему.

(слайд 8)

По внешнему виду храмы отличаются от других зданий.

- Чаще всего храм в своем основании устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.

- Может устраиваться в виде продолговатого корабля , это означает, что церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии небесном.

- Может устраиваться в виде круга , напоминая о вечности Церкви Христовой или восьмиугольника , как бы путеводной звезды, Церкви, ведущей нас в этом мире.

По каким признакам мы отличаем православный храм от других?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Здание завершается куполом , изображающем небо. Купол заканчивается главой , на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (слайд 9)

(слайд 9)

Над входом в храм, а иногда и рядом, строится колокольня или звонница.

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения - либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопшего.

(слайд 10)

(Звучит колокольный звон)

Физминутка (слайд 10)

Дили-бом, дили-бом

Заходите в Божий Дом

Идите, спешите

Христа в душу впустите.

5. Изучение нового материала.

Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.

Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас должен познакомиться с правилами «Как вести себя в храме»

Когда мы приходим в гости, что мы делаем? (здороваемся)

Кто может мне рассказать, как вести себя в храме? (слайд 11)

-Храм состоит…

Вывод:

Входя в храм, христиане на миг останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит осенить себя крестным знамением, то есть изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и кричать.

Ну, добро пожаловать в храм.

(слайд 12)

Итак, поднимаемся на паперть .

Что вы видите? (ступеньки, дверь)

-Какие ассоциации возникли у вас?

-Паперть символизирует образ духовного возвышения, как Царство не от мира сего. Раньше на ней молились кающиеся грешники, а теперь стоят нищие.

(слайд 13)

-Притвор. Что вы видите? (крест, иконы, свечи) ассоциации.

Это славянское слово со значением « перед дверью». Раньше в притворах стояли те, кто готовился к крещению.

(слайд 14)

Самая большая часть - сам храм . В храме молятся верные христиане, то есть те, кто принял крещение. Сейчас мы видим внутреннюю часть храма. Что вы смогли увидеть?

(Иконы, свечи, …)

(слайд 15)

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Но ставить их можно только до или после службы, а во время службы нужно внимательно слушать священника. Во время службы нельзя ходить по храму, здороваться, разговаривать, жевать и говорить по телефону.

(слайд 16-17-18)

(слайд 19-20-21)

-Главное место в храме - это алтарь, место святое.

Что вы увидели?

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм землю.

Самое важное место в алтаре - престол, особо освященный четырехугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Иисус Христос, и поэтому касаться его могут только священники. Входить в алтарь могут только священники и особо благословленные прихожане.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в храме: …(ответы детей) (слайд 22)

6. Закрепление. (слайд 23-30)

Коллективная работа.

Загадки.

Висит цветок, внутри его лепесток

Кто к нему прикасается-

Музыка получается. (колокол)

Невидимый, но не воздух,

С крыльями, но не птица. (ангел)

Когда жил, Богу угодил,

К Богу ушел, к людям пришел. (святой)

На горе стоит свеча

В ней молитва горяча. (церковь)

Что выше колокольни? (крест)

Двери есть, а входят не все? (алтарь)

Золотое поле, золотые колосья

Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)

На руках Младенец чистый

Взгляд Его такой лучистый

Солнце за главой сияет

Нас он всех благословляет. (Иисус Христос)

7. Заключение.

Кто знает, как называются здания, изображённые на слайде? Что вы о них знаете? (храмы города)

(слайд 31)

8. Рефлексия.

Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

5. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать любимый (или самый запомнившийся) храм.

Учебно-методическое обеспечение

1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

2. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

Ковчег, лодка, парус давно стали поэтическими и культурными символами. Высокие волны, полёт чайки, бескрайний синий простор… Что может быть прекраснее? Меж тем, образ корабля двояк. С одной стороны, он символизирует непрерывность человеческих скитаний, беспомощность в житейском море. Но это и метафора Ноева ковчега, Корабля Спасения и Веры.

Церковь как корабль

Храмы в форме корабля – один из самых древних типов. Эта архитектурная метафора выражает ту идею, что Церковь, словно корабль, спасает верующих, ведёт их к Царствию Божию. Например, римский теолог Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий».

Свт. Ипполит Римский:
«Церковь — корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий»

Большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабля» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию. В таком архитектурном стиле выполнены и некоторые московские храмы. Например, церковь Архангела Михаила в Тропарёве и церковь Воскресения Христова в Кадашах .

А идея создать Храм-корабль в Запорожье принадлежит известному путешественнику, писателю, художнику, протоиерею Фёдору Конюхову. Так утверждение о том, что церковь – это корабль в житейском море, обретает зримое воплощение.

Из гавани с кремовыми шторами

Образ корабля часто встречается в произведениях христианской литературы, в том числе, и в древнерусских памятниках: «Исповедь» святого Августина (400 г.), «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) и др. В «Житии» протопопа Аввакума (ХVII в.) корабль символизирует его жизнь, в которой были и счастье, и горе. Во время продолжающегося сейчас Года литературы очень важно проследить книжные аллюзии этого образа: от кораблей из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера с их неповторимой силой, мощью, энергетикой, путешествий Гулливера и Робинзона Крузо до ХХ века. Михаил Булгаков не случайно называет дом Турбиных «гаванью с кремовыми шторами». Так, в сознании булгаковских героев пространство дома связано с образом корабля. Алексей Турбин произносит: «Дом наш – корабль». И слова эти надо трактовать шире: речь идет о всей России.

Лев Лагорио. Вид на Академию художеств с Невы

Архетип корабля широко используется и в живописи. Например, русский маринист Иван Айвазовский чаще всего изображает море как необузданную стихию и борющиеся с волнами корабли. Это придаёт его произведениям сильную эмоциональность, героико-романтическую ноту. А вот изображающее тонущих людей масштабное полотно современного художника Константина Худякова «Омут» выглядит грозным предзнаменованием.

Храмы в форме корабля —
один из самых древних типов

Удивительным художественным чутьём обладал голландский живописец Иероним Босх. Символична его работа «Корабль дураков», где он изобразил людей, погрязших в своих грехах, не понимающих даже, что их корабль давно остановился. Как точно отмечает искусствовед Паола Волкова: «Герои картины дураки только по той причине, что они перестали слышать что-то ещё, им интересно только прожигание жизни, им интересен только самый низовой уровень». Ведь, по сути, художник нарисовал антикорабль, застывшее время и пространство (для людей, не устремляющих взгляды на небо, оно таково). Это ещё одно предзнаменование, связавшее XV и XXI столетия.

И корабль плывёт…

Прошлый век с гибелью «Титаника», хаос и калейдоскопичность современной жизни актуализируют в первую очередь трагическое восприятие. Всплывают и кинематографические аллюзии – например, фильм-притча Федерико Феллини «И корабль плывёт…». После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля в фильме идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры.

Да, корабли иногда тонут, но ведь истинные моряки никогда не сдаются, обращаясь с молитвой к святителю Николаю Чудотворцу. Именно он считается их покровителем и первым помощником. В жизнеописании рассказывается, как в одном из своих морских путешествий святой воскресил моряка, попавшего в шторм. «Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы материализуются в кораблях», – справедливо считает доктор искусствоведения Александр Якимович.

А ещё корабль – это образ будущего, пространство мифологическое и фантастическое. Вспомним космический корабль, великие полёты-подвиги наших космонавтов. И, пожалуй, самое главное: корабль – это непрерывное движение вперёд, к Мечте, к своим Алым парусам. Это сила и несгибаемость человеческой воли и вера в промысел Божий.

Алина Бурмистрова

Казалось, что храм-корабль, построенный в дачном поселке «Плесково», парит над землей. Но чем ближе мы подходили к обители, тем более убеждались, что это лишь оптическая иллюзия. Будущий храм Живоначальной Троицы уверенно стоит на земле и символизирует великую победу России над Наполеоном. Его возвели по просьбе местных жителей СНТ «Плесково». Нашлись инициаторы, провели общественные слушания, где и порешили - храму быть. Дело за малым - начать строительство. Вот тогда заслуженный архитектор России Виктор Захаров, тоже житель этого дачного поселка, и предложил необычный вариант сооружения.

– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.

– Нам так и показалось сначала.

– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.

О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии ), прорезные царские врата. Храм – это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.

– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.

Храм-корабль в Плесково – не единственное творение архитектора Захарова. На счету выпускника МАРХИ более 65-ти различных зданий и комплексов. В том числе и храм в честь Собора московских святых в Бибирево . Необычное сооружение, возведенное в византийском стиле, было построено по благословению игумена Сергия (Рыбко). Работы там еще не до конца закончены, но службы уже идут. И для местных жителей этот храм – настоящая достопримечательность.

Кроме того, Виктор Захаров и его соратники строят огромный кафедральный собор на Сахалине , там же работают над созданием мемориального комплекса в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:

«Строительство мемориального комплекса с храмом в СНТ «Плесково» является особо актуальным, так как именно в этом месте происходило отступление Наполеона из Москвы . Это сооружение увековечит память о победе 1812 года и будет способствовать духовно-нравственному возрождению людей, живущих в этих местах сейчас. По окончании строительства храма и его торжественного освящения, храм Живоначальной Троицы Церкви».

Строя храм, древние мастера создавали священное пространство, в котором происходит встреча человека с божественным.

В сознании человека самое важное всегда ассоциировалось с красивым, высоким – идеалом, на который нужно ориентироваться и равняться. И древние зодчие умели выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. Так, во Владимире Успенский собор возвышается на крутом, неприступном берегу Клязьмы; Святая София Новгородская - на берегу Волхова, на самом высоком холме, за стенами Новгородского кремля. Храм господствовал над пейзажем, но не противостоял ему. Он был завершающим штрихом творения природы. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный холмами, церкви вошли как вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий природы. Именно такой стала церковь Покрова на Нерли. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уплывающим вдаль по безбрежным волнам времени, с лучистой безмолвной звездой, уходящей в бесконечность мироздания.

По своему внешнему виду храм значительно отличается от прочих зданий. Старинные зодчие строили больше руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, – буквально вручную возводили здание, поэтому не было и двух одинаковых церквей. Но основным типом храмов в древнерусской традиции был крестово-купольный.

В основании он устраивался в форме креста. Часто храм строился в виде продолговатого корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к Свету. Иногда храм создавался в форме восьмиугольника, подобно путеводной звезде. Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо, бесконечность пространства. Храм всегда ориентирован алтарем на восток, на первый луч восходящего солнца.

Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, средняя часть храма (наос) и притвор (нартекс).

Как и в любом священном пространстве, в храме есть центр, границы, ворота. Для приходящего в церковь она является областью иного пространства, нежели улица, на которой она находится, и весь остальной мир. Порог, разделяющий два пространства, указывает на разницу между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то место, где они сообщаются, где мир обыденного может перейти в мир священного. Но в храм нельзя войти сразу, без подготовки. Перед входом в храм всегда останавливались – троекратно крестились, клали земной поклон, тем самым очищаясь от всех обыденных проблем, настраивая душу на восприятие непознанного, божественного и отдачу всего лучшего, ценного, что хранится в собственном сердце. Проходя через границу и ворота, с запада – области мрака, зла, невежества  человек шел на восток, навстречу солнцу, свету, и приближался к центру храма – алтарю. Алтарь устраивался на возвышении – символической «горе»; самом близком к небу месте. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник. Здесь приносится символическая жертва, через которую человек приобщается к священному, божественному. Через алтарь проходят и горизонтальная, и вертикальная оси храма. В храме все устремлено вверх - и столпы, поддерживающие свод, и пылающие свечи, и росписи стен, и голоса хора во время службы, и возвышение алтаря, и купол над ним, из которого льется свет. Человек невольно подчиняется этому высшему порядку, душа устремляется к свету. И возникает канал связи человека с Богом.

Но храм во все времена служил не только религиозным центром. В храме хранилось самое важное и ценное, что было у человека. В главном соборе города содержались даже городская казна, книги, драгоценные украшения. Купцы свои самые ценные товары хранили в храме. Часто храм был последним убежищем жителей, когда в город входили враги. В храме человек и сам отдавал частичку собственной души, учился небесной мудрости.

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»