Парубий вероисповедание. Андрей владимирович парубий биография

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Принципы и источники гражданского права

Принципы гражданского права – это основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Значение принципов гражданского права двояко. С одной стороны, они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования. Это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толковать и применять конкретные правовые нормы.

С другой стороны, принципы гражданского права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии. Для гражданского права это обстоятельство имеет особенно важное значение, ибо оно чаще других отраслей сталкивается с такими ситуациями. Дело не только в том, что оно содержит общие правила, в которых невозможно предусмотреть все детали чрезвычайно многообразных и сложных имущественных и неимущественных отношений. Дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соответствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательства» (ср. п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК). Оформление таких отношений, включая оценку их правомерности и разрешение возможных между участниками конфликтов, не может осуществляться без опоры на общие принципы гражданского права.

Следует подчеркнуть ту особенность правовых принципов, что они носят общеобязательный характер, будучи, как правило, прямо закрепленными в соответствующих правовых нормах. Поэтому их соблюдение и учет при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона.

К числу таких основных начал (принципов) гражданско-правового регулирования относятся:

ПРИНЦИП РАВЕНСТВА УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Данный принцип означает:

  • ни один субъект в гражданском праве не обладает, какими либо преимуществами перед другими субъектами гражданского права, одни и те же нормы распространяются на отношения с участием граждан и на отношения с участием юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • участники гражданских правоотношений имеют равные условия осуществления гражданских прав;
  • связь между участниками гражданских правоотношений строится по принципу координации.

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев).

принцип гражданский право законодательство

Статья 19 Конституции РФ гласит: «1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств».

В постановлении Пленума Верховного суда РФ в №8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» говорится о дублировании принципов, т.е. принцип равенства, закрепленный в конституции, более конкретно и подробно раскрывается в ст. 1 Гражданского Кодекса РФ.

Принцип равенства субъектов гражданских правоотношений является одним из важных принципов гражданского права. В п.1 ст.1 ГК РФ закреплено положение о том, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Многие ученые утверждают, что равенство - это основа общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, т.е. имущественных и личных неимущественных отношений.

Е.Г. Комиссарова в своей диссертации «Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства» рассматривает «принцип равенства одновременно в нескольких качествах:

  • 1) Основополагающие начала
  • 2) Метод гражданско-правового регулирования
  • 3) Признак, свойственный частному праву.

Методы регулирования базируются на принципах равенства, правовой автономии субъектов, их имущественной обособленности и самостоятельности, свободы и реализации правовых возможностей и неукоснительного соблюдения правопорядка, которые в итоге предопределяют содержание соответствующих норм, являясь их продолжением. Эти идеи выступают ориентиром, в соответствии с которым избираются наиболее эффективные приемы и средства регулирования отношений» Комиссарова Е. Г. Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства. Екатеринбург, 2002. С.189..

Также Е.Г. Комиссарова отмечает у «равенства как признака, сопутствующего гражданско-правовому регулированию, свои исторические корни. Признание исходного равенства сторон гражданского правоотношения, их независимость и неподчинение друг другу - один из постулатов теории гражданского права со времен Древнего Рима» См. Там же. С.193..

В России равенство впервые формально провозглашалось в ст.5 ГК РСФСР 1922 г. Но оно не полностью обеспечивалось, учитывая исторические обстоятельства того времени. В статьях ГК РСФСР 1964 г. равенство как положение вообще не предусматривалось, и не было принято во внимание при построении норм.

«Обращаясь к содержанию современного гражданского законодательства, можно полагать, что формально-логическая конструкция начала равенства заключает в своем содержании два требования. Одно из них обращено к самому законодателю - закон не должен разделять лиц, вступающих в гражданское правоотношение по каким-либо признакам в силу чего гражданское законодательство распространяется на отношении с участием организаций, Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований; другое к правоприменителю - не допускается применять закон, ставя в неравное положение перед ним участников гражданского правоотношения, каждый из которых предполагается самостоятельным и независимым» См. Там же. С.194..

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из данного принципа. Так, гражданский закон в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным участникам оборота более жесткие, повышенные требования. Для граждан - потребителей в их взаимоотношениях с предпринимателями, наоборот, предусматриваются дополнительные правовые гарантии соблюдения их интересов (как это, например, происходит при заключении публичных договоров в соответствии с правилами ст. 426 ГК См. Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М., 2008. С. 51..

Принцип равенства участников гражданских правоотношений устанавливает, что гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. В своей диссертации «Принципы гражданского права переходного периода» А.А. Макрецова подчеркнула, что «принцип равноправия надо понимать не только как равенство прав, но и как обязанностей, имея в виду, что в содержание правоспособности входит не только способность и приобретение гражданских прав, но и способность к несению гражданских обязанностей. Поэтому нет необходимости в конструировании особого принципа сочетании прав и обязанностей» См. Макрецова А.А. Принципы гражданского права переходного периода. М., 1996. С.64..

Самым главным моментом в принципе равенства участников гражданских правоотношений является «равенство их воли, независимость воли каждого из них от воли другого и, как общее правило, равенство их правоспособности» Там же. С.67..

Следует подчеркнуть ту особенность правовых принципов, что они носят общеобязательный характер, будучи, как правило, прямо закрепленными в соответствующих правовых нормах. Поэтому их соблюдение и учет при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона.

К принципам гражданско-правового регулирования относятся:

    Принцип равенства участников регулируемых отношений;

    Принцип неприкосновенности собственности;

    Принцип свободы договора;

    Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

    Принцип запрета злоупотребления правом;

    Принцип всемерной охраны и судебной защиты, гражданских прав;

    Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела

    Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ 5

2.1. Принцип равенства участников гражданских отношений

Данный принцип совпадает с одним из признаков метода гражданско-правового регулирования и означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство. 6

Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении. Так же данный принцип означает равенство их воли, ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может только по занимаемому ею положению предопределять поведение другой. Субъекты гражданского права, имеющие одинаковый правовой статус, наделяются равной правоспособностью. Публичные образования (РФ, ее субъекты, муниципальные образования) участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). Меры принуждения в гражданском праве применяются к любой из сторон, если она совершила правонарушение.

Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами и юридическими лицами равной правоспособности. Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 125 ГК). Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

И так, под равенством участников гражданских правоотношений понимается юридическое равенство по отношению друг к другу. Равенство участников выражается в их равной правоспособности. Равенство участников гражданских правоотношений имеет ряд различий в объеме и содержании принадлежащих им гражданских прав. Такие различия проявляются вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

Неприкосновенность собственности.

Свобода договора.

Невмешательство в частные дела.

Беспрепятственное осуществление гражданских прав.

Восстановление нарушенных прав.

Судебная защита нарушенного права.

Определение предмета отрасли гражданское право предопределяет систему курса гражданского права как учебной дисциплины, в основу которой положены достижения науки гражданского права как комплекса знаний о гражданско-правовых явлениях, а также выработанные практикой механизмы применения гражданско-правовых норм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы:

1. Почему гражданское право относится к сфере частного права?

2. Исторические типы систем построения отрасли гражданского права.

3. Отношения, регулируемые гражданским правом.

4. Признаки метода гражданско-правового регулирования.

5. Объективное и субъективное право.

6. Принципы гражданского права.

7. Понятие гражданского права как науки и учебной дисциплины.

Задание 1.

Определите, все ли из названных ситуаций носят правовой характер и если да, то являются ли соответствующие отношения предметом гражданско-правового регулирования?

1. Из квартиры Филатова, взятой под охрану органами внутренних дел была совершена кража имущества на сумму 100 тыс. рублей.

2. Между двумя обществами с ограниченной ответственностью возник спор о правомерности использования товарного знака.

3. Власов обратился в ОВД по поводу регистрации его по месту жительства.

4. Петров дал взаймы Иваникину 3 млн. рублей.

5. Красильникова обратилась в отделение милиции с просьбой снять с доски объявления фотографию ее сына, под которой содержалось сообщение о том, что он разыскивается милицией за злостное уклонение от уплаты алиментов. В ее просьбе было отказано.

6. Молодой человек И. не уступил место пожилой женщине в зале ожидания аэровокзала.

7. Слепцов, потерявший свою собаку, дал объявление в газете, пообещав лицу, указавшего место нахождения его любимца, выплату вознаграждения.

Задание 2

Определите, какие из приведенных статей ГК РФ содержат императивные, а какие диспозитивные нормы: ст.ст. 17, 51, 87, 96, 100,102, 169, 196, 211, 311, 312, 315, 316, 383, 384.

Нормативные правовые акты. Судебная практика

Гражданский кодекс РФ



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. - 1998. - № 8. - С. 114-119.

Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.

Мальцев Г.В. Властный характер права и правовых отношений// Вестник Международного университета. Право. - 1996. - Вып. 1. - с. 11

Суханов Е.А. Частное право в российской правовой системе. - В кн.: Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции): Гражданское право. Гражданский процесс. - М., 2001.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994.

Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000.

Экономическое право в 3-х томах //под ред. проф. Видяпина В.И.. М., изд. Питер. 2004.

Источники гражданского права

Семинарское занятие - 2 часа

Вопросы к занятию:

1. Понятие и система источников гражданского права.

2. Действие норм гражданского права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Применение аналогии в гражданском праве.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., не только изменила структуру законодательства, но и привнесла в нее ряд новых правовых институтов - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы принимаются лишь в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 108), и регулируют исключительно важные сферы государственной деятельности:

· установление отдельных ограничений прав и свобод граждан (ст. 56);

· порядок введения чрезвычайного положения (ст. 56);

· порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65);

· изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66);

· государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования (ст. 70);



· порядок назначения референдума (ст. 84);

· определение режима военного положения (ст. 87);

· об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);

· порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114);

· установление судебной системы Российской Федерации (ст.118);

· полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128);

· созыв Конституционного Собрания (ст. 135);

· принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации путем изменения ст. 65 (ст. 137).

Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются как по предметам ведения РФ, так и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Что касается разграничения предметов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то оно урегулировано ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ.

Процедурные вопросы принятия и подписания федеральных конституционных законов и федеральных законов решаются соответственно ст. 108 и ст. 105-107 Конституции РФ.

15 июня 1994 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями от 22 октября 1999 г.). Согласно ст. 1 этого Закона правовую силу имеют только те законодательные акты, а также акты Совета Федерации и Государственной Думы, которые официально опубликованы.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания - не позднее десяти дней после дня их принятия (ст. 3). Официальные источники опубликования - "Российская газета" или Собрание законодательства РФ. При этом днем официального опубликования считается день первой публикации в любом из этих изданий (ст. 4).

Вступают в силу федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также акты палат Федерального Собрания одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6).

Что касается понятия нормативного правового акта, то его четкое определение в действующем законодательстве отсутствует.

В этих условиях, следует исходить из постановления Государственной Думы "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" от 11.11.96 N 781-11ГД, в котором сказано, что "нормативный правовой акт это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм".

В свою очередь, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Более конкретно о правовых актах говорится в статье 3 (п.6) ГК РФ, которая к иным правовым актам (содержащим при этом нормы гражданского права) относит только указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Здесь следует иметь ввиду, что согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Решения Президента РФ и Правительства РФ должны быть обязательно опубликованы.

Согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Вопросы опубликования и вступления в силу решений Президента РФ и Правительства РФ урегулированы в Указе Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 N 763, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.).

Официальные источники опубликования актов Президента и Правительства - "Российская газета" и Собрание законодательства РФ. Кроме этого, официальными являются и тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат опубликованию в следующем порядке.

Акты Президента РФ публикуются в течение десяти дней после дня их подписания. Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Что касается решений Правительства РФ, то порядок их опубликования и вступления в силу регулируется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.).

В силу ст. 23 этого Закона датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости незамедлительного, широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Согласно статье 3 (п.7) ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В целях защиты прав и законных интересов граждан установлена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте РФ, введенная Указом Президента РФ от 05.12.91 N 261 и практически осуществляемая с 15 мая 1992 г.

В настоящее время вопросы государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов, их опубликования и вступления в силу регулируются двумя документами. Это Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (о котором уже шла речь) и постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с последующим изменением, внесенным постановлением Правительства РФ от 11.12.97 N 1538).

Важность и необходимость государственной регистрации ведомственных актов в Минюсте РФ неоспорима. Об этом свидетельствует то, что в пункте 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 имеется прямое указание на то, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, правовой силы не имеют и никаких правовых последствий не влекут.

При этом следует отметить, что государственной регистрации в Минюсте РФ подлежат только те нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организации либо имеют межведомственный характер.

Источниками опубликования зарегистрированных ведомственных актов являются "Российские вести", а также Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, официальным считается указанный Бюллетень, распространяемый научно-техническим центром правовой информации "Система".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте РФ, публикуются в указанных изданиях в течение десяти дней после дня их регистрации, а вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассмотрение вопросов, раскрывающих содержание темы данного семинарского занятия, ставит своей целью определение круга общеобязательных правил поведения в рамках отношений, регулируемых нормами гражданского права, а также механизм и условия действий таких правил. Общеобязательный характер правилам поведения придает определенная форма их выражения (именно форма выражения правовых норм и получила название «источника права»).

Следует еще раз подчеркнуть и отметить следующее: гражданское законодательство состоит только из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Важную роль в регулировании гражданских правоотношений играют обычаи делового оборота, не зафиксированные в каких-либо нормативных правовых актах. Обычаями можно руководствоваться как юридическими нормами, только при условии, что они не противоречат положениям законодательства или договору.

В некоторых случаях судьи вынуждены прибегать к аналогии закона или аналогии права.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы:

1. Каково значение иерархии источников гражданского права по их юридической силе?

2. Является ли договор источником гражданского права?

3. Как соотносятся понятия «гражданское право» и «гражданское законодательство»?

4. Какова роль разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ?

5. Какое значение имеют решения Конституционного Суда РФ в гражданско-правовом регулировании общественных отношений?

6. Чем аналогия закона отличается от аналогии права?

7. В каких случаях при регулировании гражданских отношений необходимо руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости?

Задание 1

Перечислите федеральные законы, в которых содержатся нормы гражданского права.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»